1.7. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Камаев Ренат Рифатович, полковник юстиции в запасе, соискатель. Место учебы: Институт государства и права РАН. Подразделение: сектор уголовного права, криминологии и проблем правосудия. E-mail:[email protected]
Аннотация: Глава 33 УК РФ «Преступления против военной службы» включает в себя в числе прочих нормы об ответственности за преступления против порядка сбережения военного имущества (статьи 346-348 УК РФ). В статье публикуется разработанный с участием автора проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствование мер уголовной ответственности за посягательства на отношения, связанные с военным имущество, пояснительная записка к этому проекту, идея которого была одобрена Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
Ключевые слова: преступления против военной службы, порядок сбережения военного имущества.
DRAFT FEDERAL LAW "ON AMENDMENT TO THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION"
Kamaev Renat Rifatovich, justice colonel in reserve, competitor. Place of study: Institute of State and Law of the Russian Academy of Science. Department: Criminal Law, Criminology and Justice sector. E-mail: [email protected]
Annotation: Chapter 33 of the Criminal Code of the Russian Federation "Crimes against military service" includes few norms of liability for crimes against the order savings of military property (sections 346-348 the Criminal Code of the Russian Federation). The article includes the original Draft Federal Law draft is published in the section "On amendment to the Criminal Code of the Russian Federation", aimed at improving measures of liability to prosecution on military property, explanatory note to the Draft, the Committee on civil, criminal, arbitration and remedial legislation of the State Duma of the Federal Assembly of Russian Federation position on idea this Draft. Keywords: crimes against military service, savings of military property.
Необходимым условием функционирования воинского правопорядка - важнейшего элемента военной безопасности Российской Федерации, является соблюдение всеми военнослужащими правил сбережения военного имущества, обеспечение его сохранности, готовности к применению и использованию по назначению в строгом соответствии с установленными правилами.
В уголовном законодательстве России ответственность за преступления против порядка сбережения военного имущества была установлена с XVII века. Именно в 1607 г. в Московском государстве был принят Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся
до воинской науки1, которым устанавливалась обязанность пушкаря охранять доверенную ему пушку и пищаль, заботиться о сбережении другого имущества. Отсутствие таких документов ранее объяснялось тем, что только в так называемое «смутное время»», в период польско-шведской интервенции и борьбы с ней русского народа, появилась необходимость образования регулярного войска, выдачи ему оружия и военного снаряжения на период службы или ведения войны и законодательного регулирования охраны казенного имущества.
Последующие изменения уголовного законодательства в этой части обуславливались как развитием российского государства и права, так и совершенствованием военной организации, средств и способов вооруженной борьбы.
В связи с этим на различных этапах исторического развития круг преступных посягательств на военное имущество менялся и включал в себя уничтожение, промотание и утрату военного имущества, специальные виды хищений и должностных преступлений в отношении военного имущества. Менялся и состав военного имущества, относящегося к предмету соответствующих преступлений.
Уголовный кодекс Российской Федерации2 по сравнению с ранее действовавшим законодательством существенным образом изменил систему норм об ответственности за преступления против порядка сбережения военного имущества. К этим преступлениям законодателем отнесены: умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК РФ) и утрата военного имущества (ст. 348 УК РФ).
Вышеперечисленные статьи УК РФ, косвенно, но касаются резонансных уголовных дел в отношении группы лиц, выполнявших управленческие функции в ОАО «Оборонсервиса» и должностных лиц Минобороны России, завершенных вынесением обвинительных приговоров по доказанным многочисленным эпизодам фактов многомиллионных хищений в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Несмотря на то, что число таких преступных деяний относительно невелико и в последние годы значительно снизилось, необходимость уголовно-правовой борьбы с ними детерминируется сохраняющейся их общественной опасностью.
Ослабить или компенсировать действие криминогенных факторов соответствующих видов преступлений лишь средствами уголовного закона и правоприменения невозможно. Основным инструментом предупреждения имущественных и иных преступлений в войсках несомненно является правильная организация управления ими, несения воинской службы, эффективный контроль за всеми видами работы в войсках.
Важным условием эффективности профилактики преступлений, в том числе имущественных, в войсках является достаточная степень открытости статистических данных о состоянии преступности среди военнослужащих (без ущерба для интересов обеспечения военной безопасности), что создает дополнительные стимулы к росту ответственности начальников за работу с подчиненными, улучшению взаимодействия
1 См.: Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки, в 2-х частях: Ч. 1. СПб., 1777. 236 с.; Ч. 2. СПб., 1781. 231 с.
2 См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
между Министерством обороны РФ и Главной военной прокуратурой РФ3.
Так, согласно данным информационно-программного комплекса «Преступность» Главной военной прокуратуры РФ и проекта обзора Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения военными судами дел о преступлениях против порядка сбережения военного имущества за период с 2010 г. по 2015 г.», количество учтенных преступлений, предусмотренных ст. 346-348 УК РФ, составило: в 1997 г. - 55, в 1998 г. - 51, в 1999 г. - 130, в 2000 г. - 183, в 2001 г. - 150, в 2002 г. - 72, в 2003 г. - 62, в 2004 г. - 43, в 2005 г. - 32, в 2006 г. - 25, в 2007 г. - 25; 2008 г. - 36; в 2009 г. - 23, в 2010 г. - 20, в 2011 г. - 10, в 2012 г. - 15; в 2013 г. - 11; в 2014 г. - 12; в 2015 г. - 13. При этом общая сумма ущерба, причиненного данными преступлениями за указанный период, превысила 236,9 млн. руб., а число лиц, осужденных за соответствующие виды преступлений в указанный период составило 657 чел.4
Следует учитывать, что в обозримом будущем значение уголовно-правовой охраны военного имущества для обеспечения военной безопасности Российской Федерации возрастет.
Это связано с тем, что в настоящее время существенно изменяются средства и способы ведения вооруженной борьбы. Уже сегодня наиболее боеспособным армиям свойственны модульная организационно-штатная структура, постоянное внедрение передовых новых информационных технологий принятия решений, использование информации на основе единых баз данных в системах боевого управления, разведки и наблюдения, огневого поражения противника и тылового обеспечения, обеспечение превосходящей противника мобильности, точности поражения и информационного превосходства5, реализация концепции ведения боевых действий в едином информационном пространстве6. Соответственно возросла зависимость численности и структуры Вооруженных сил от уровня экономического и технологического развития государств7
В этой связи возрастает значение способности Вооруженных Сил и государства в целом обеспечивать сохранность и боеготовность более сложного и очень дорогостоящего военного имущества.
Об обоснованности такого вывода позволяет судить анализ результатов участия отдельных частей и подразделений российских Вооруженных Сил в антитеррористической операции в Сирии.
Этот опыт имеет огромное значение для совершенствования развития Вооруженных Сил РФ, обеспечения эффективным вооружением, военной техникой и
3 См., например: Мониторинг уголовной политики России: Монография / под общ. ред. проф. С.В. Максимова. М.: Институт государства и права РАН, 2014. С. 467.
4 См.: База данных Информационно-программного комплекса «Преступность» ГВП за 1997-2014 гг. // Исх. ГВП от 29.10.2015 № Ид 3847-2015; проект обзора Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения военными судами дел о преступлениях против порядка сбережения военного имущества за 2010-2015 гг.».
5 См., напр.: Заяц В., Янов О. Сухопутные войска США: основные направления строительства // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 8. С. 30-34.
6 См.: Азов В. О реализации в США концепции ведения военных действий в едином информационном пространстве // Зарубежное военное обозрение. 2004. № 6. С. 10-17.
7 См. подробнее: Марков Н. Факторы формирования военно-политической обстановки в мире в первой половине XXI века // Зарубежное военное обозрение. 2005. № 1. С. 2-8.
иным имуществом,8 что подтверждается идущим масштабным переоснащением Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований новейшими образцами оружия, боеприпасов и военной техники, что нашло отражение в принятии амбициозной программы перевооружения российской армии и Военно-морского флота - ГПВ-2020 и разработки перспективной правопреемницы - ГПВ-2025 на 2018-2025 годы9.
На этом фоне особое значение приобретает вопрос законодательного закрепления (например, путем принятия отдельного Военно-уголовного кодекса или путем внесения изменений в Общую часть и главу 33 Особенной части УК РФ) норм об уголовной ответственности за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке (в том числе и преступления против установленного порядка сбережения военного имущества. Как справедливо, на наш взгляд, отмечал проф. В.В. Лунеев: «Если бы подобные нормы были включены в УК РФ в 1996 г., они не вызвали бы настороженности (но в то время тоже довлела политика), а принятие подобных изменений и дополнений в военно-уголовное законодательство спустя почти 10 лет может вызвать недоумение в других странах. Нетрудно сделать журналистскую сенсацию: Россия готовится к войне»10.
Масштабные изменения в военной доктрине, управлении, структуре, имущественном и ином обеспечении Вооруженных Сил РФ не могут не затрагивать вопросов уголовно-правовой политики в военной сфере и в том числе вопросов квалификации преступлений против порядка сбережения военного имущества. Тем не менее, нельзя признать удовлетворительным уровень разработанности последней темы в научной литературе и совершенство уголовного законодательства в этой части. В советский период эта тема, помимо курсов и учебников уголовного права, затрагивалась в основном в работах Х.М. Ахметшина и Н.В. Васильева. Сегодня трудно назвать хотя бы одно завершенное диссертационное и иное исследование, целиком посвященное этой теме, за исключением монографической работы, выполненной автором11.
В связи с вышеизложенным актуальным и своевременным представляется внесение изменений в соответствующие положения уголовного законодательства.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» 12
8 См.: Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Рос. газета. 2014. 30 янв.
9 Основы военно-технической политики РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утв. Указом Президента РФ от 24 апреля 2016 г. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]: Общероссийская еженедельная газета Военно-промышленный курьер «Госпрограмма разооружения» № 33 (648) от 31 августа 2016 г. Официальный сайт. http://vpk-news.ru/artikles/32056 (дата обращения: 14.11.2016).
10 См.: Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 754.
11 Камаев Р.Р. Уголовная ответственность за преступления против порядка сбережения военного имущества: Монография / под. ред. С.В. Максимова. М., 2017. 184 с.
12 Проект Федерального закона подготовлен авторским коллективом в составе Заведующего сектором уголовного права, криминологии и проблем правосудия ИГП РАН, доктора юридических наук, профессора Максимова С.В. и стажера соискателя Камаева Р.Р.
Идея законопроекта одобрена Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие изменения:
1) Часть 1 статьи 331 и примечание к статье изложить в следующей редакции:
«1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, либо посягающие на военную безопасность Российской Федерации, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе или в мобилизационном людском резерве, во время прохождения ими военных сборов.
Примечания. 1. Боевая обстановка - это ведение боя либо отражение вооруженного нападения при выполнении боевой задачи, как одиночным военнослужащим, так и в составе подразделения, как в мирное время, так и в условиях вооруженного конфликта, в том числе в военное время при выполнении боевой задачи, поставленной в установленном законом порядке.
2. Военное время - это период, с момента объявления войны федеральным законом или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий федеральным законом, но не ранее их фактического прекращения»;
2) Статью 346 изложить в следующей редакции:
«Статья 346. Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества
1. Умышленные уничтожение, повреждение или приведение иным способом в негодное для использования состояние огнестрельного оружия, холодного оружия в значительном размере, военной техники, комплектующих к ним, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств -
наказываются штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены в военное время или в боевой обстановке, либо повлекли по неосторожности смерть двух или более лиц -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет».
Примечание. Значительным размером холодного оружия, входящего в перечень предметов преступлений, предусмотренных статьями 346, 347, 348 УК РФ, является его стоимость, превышающая пять тысяч рублей»;
3) Статью 347 изложить в следующей редакции:
«Статья 347. Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности
1. Уничтожение или повреждение по неосторожности огнестрельного оружия, холодного оружия в значительном размере, военной техники, комплектующих к
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (3.3. - 26/1438/ 11697 от 10.09.2015).
ним, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, повлекшие смерть человека либо иные тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Те же деяния, если они совершены в военное время или в боевой обстановке, либо повлекли по неосторожности смерть двух или более лиц -
наказывается лишением свободы на срок от трех до девяти лет».
4) Статью 348 изложить в следующей редакции: «Статья 348. Утрата военного имущества
1. Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования огнестрельного оружия, холодного оружия в значительном размере, военной техники, комплектующих к ним, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, если это повлекло по неосторожности их утрату, -
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное в военное время или в боевой обстановке, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет».
5) Часть 3 статьи 350 изложить в следующей редакции:
«3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц либо иные тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до восьми лет».
6) дополнить статьей 3481 следующего содержания: Статья 3481. Хищение военного имущества.
1. Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, холодного оружия в значительном размере, военной техники, комплектующих к ним, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, находящихся на воинских складах или в иных хранилищах, в служебном пользовании виновного или других военнослужащих, -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Хищение либо вымогательство военнослужащим ядерного, химического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, -
наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до тринадцати лет с ограничением свободы на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) организованной группой;
б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
в) в военное время или в боевой обстановке, -
наказываются лишением свободы на срок от девяти
до семнадцати лет с ограничением свободы на срок до четырех лет».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
Данный законопроект направлен на совершенствование норм уголовного законодательства об ответственности за совершение преступлений против военной службы.
В настоящее время может возникнуть вопрос о квалификации действий граждан пребывающих в мобилизационном людском резерве, совершивших в период нахождения на военных сборах деяния, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями главы 33 УК РФ (в том числе и преступлений, предусмотренных ст. 346-348 УК РФ).
В связи с отсутствием упоминания в действующем уголовном законе Российской Федерации о данной категории граждан настоящим законопроектом предлагается определить их статус военнослужащих в ст.331УК РФ.
В действующей редакции предметом преступлений, предусмотренных ст. 346-348 УК РФ, является оружие, боеприпасы и военная техника с учетом повышенной общественной опасности посягательств на них. Однако уничтожение, повреждение или утрата холодного оружия стоимостью, не превышающей пять тысяч рублей, состоящего на довольствии Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, незначительны по степени общественной опасности и не причиняют такого ущерба военной безопасности государства, как аналогичные посягательства в отношении огнестрельного оружия. В то же время в качестве предмета указанных преступлений не предусмотрены взрывчатые вещества и взрывные устройства, несмотря на повышенную общественную опасность их уничтожения, повреждения и утраты.
В связи с этим настоящим законопроектом предлагается уточнить круг предметов преступлений, предусмотренных ст. 346-348 УК РФ. В частности, с учетом не представляющих значительной общественной опасности уничтожения, повреждения или утраты состоящего на вооружении холодного оружия, оно может быть исключено из круга предметов данных преступлений с учетом критерия значительности ущерба, примененного в ст.167 УК РФ и ст. 7.17 КоАП РФ.
Помимо этого, действующей редакции ст. 346-348 УК РФ присущи и другие недостатки:
- отсутствует адекватное отражение в санкциях ст. 346 и 347 УК РФ их повышенной общественной опасности относительно общих составов -ст. 167 и 168 УК РФ;
- в ст. 346-347 УК РФ отсутствует квалифицирующий признак в виде причинения вреда жизни или здоровью человека;
- диспозиции ст. 346 и 347 УК РФ не предусматривают помимо уничтожения и повреждения также иные способы приведения в негодное для использования состояние оружия, боеприпасов и предметов военной техники (в частности, их разукомплектование);
- в ст. 346-348 УК РФ (как и в иных статьях главы 33 УК РФ) не устанавливается ответственность за нарушение правил сбережения военного имущества в военное время либо в боевой обстановке.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в ст. 346-348 УК РФ, а в ст.331 УК РФ внести примечания с научным определением понятий военного времени и боевой обстановки.
Также формулируется предложение о внесении изменений в ст. 350 УК РФ, поскольку в правоприменительной практике встречаются случаи нарушения соответствующих правил, в результате которых помимо причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти наступают последствия в виде уничтожения или повреждения военной техники.
В связи с этим предлагается предусмотреть ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее не только несчастные случаи с людьми, но также и другие тяжкие последствия, которыми охватывалось бы уничтожение или повреждение военной техники.
Хищение военнослужащими огнестрельного оружия, боеприпасов, военной техники, взрывчатых веществ и взрывных устройств, вверенных им для служебного пользования, либо путем проникновения в воинские склады или иные хранилища, не только создает реальную угрозу общественной безопасности, но прежде всего причиняет ущерб боеготовности и боеспособности частей и учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Это обстоятельство определяет воинскую природу совершенного преступления, его высокую общественную опасность для воинского правопорядка.
Исходя из этого, а также с учетом исторического и зарубежного опыта, хищение военнослужащими указанных предметов необходимо включить в систему преступлений против порядка сбережения военного имущества, изложив соответствующую норму в ст. 3481 УК РФ, редакция которой предложена в законопроекте.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию как утративших силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
В случае принятия проекта Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» не потребуется признания как утративших силу, приостановления, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» не предусматривает расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Список литературы:
1. Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки, в 2-х частях: Ч. 1., СПб., 1777 - [3], 236 с. ; Ч. 2, СПб., 1781. - [3], 231 с.
2. Собрание Законодательства Российской Федерации 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Максимов, С. В. Мониторинг уголовной политики России : Монография / под общ. ред. С. В. Максимова. - М. : ИГП РАН, 2014. - 482 с.
4. База данных Информационно-программного комплекса «Преступность» ГВП за 1997-2014 гг. // Исх. ГВП от 29.10.2015 № Ид 3847-2015; проект обзора Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения военными судами дел о преступлениях против порядка сбережения военного имущества за 2010-2015 гг.»
5. Заяц В., Янов О. Сухопутные войска США: основные направления строительства // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 8. С. 30-34.
6. Азов В. О реализации в США концепции ведения военных действий в едином информационном пространстве // Зарубежное военное обозрение. 2004. № 6. С. 10-17.
7.Марков Н. Факторы формирования военно-политической обстановки в мире в первой половине XXI века // Зарубежное военное обозрение. 2005. № 1. С. 2-8.
8. Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Рос. газ. 2014. 30 янв.
9. Основы военно-технической политики РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утв. Указом Президента РФ от 24 апреля 2016 г. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]: Общероссийская еженедельная газета Военно-промышленный курьер «Госпрограмма разооружения» № 33 (648) от 31 августа 2016 г. Официальный сайт. news.ru/artikles/32056 (дата обращения: 14.11.2016).
10. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. М., 2005. С. 754.
11. Камаев Р.Р. Уголовная ответственность за преступления против порядка сбережения военного имущества: Монография / под. ред. С.В. Максимова. М., 2017. 184 с.
12. Проект Федерального закона подготовлен авторским коллективом в составе Заведующего сектором уголовного права, криминологии и проблем правосудия ИГП РАН, доктора юридических наук, профессора Максимова С.В. и стажера соискателя Камаева Р.Р.