5.7. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ВОЕННОЕ ИМУЩЕСТВО ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Камаев Р.Р., соискатель. Место учебы: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. Должность: следователь по особо важным делам отдела обеспечения собственной безопасности и служебных проверок. Место работы: Гпавное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации.
Аннотация: В статье рассматривается развитие отечественного законодательства об ответственности за преступления против порядка сбережения военного имущества после 1917 г., в том числе на современном этапе, анализируется содержание нормативных источников, делается вывод о том, что круг преступных посягательств на военное имущество и предметов таких посягательств постепенно сужался.
Ключевые слова: военно-уголовное законодательство, военное имущество, декрет, уголовная ответственность, история, военнослужащие.
DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC CRIMINAL LEGISLATION ON RESPONSIBILITY FOR CRIMINAL INFRINGEMENT OF MILITARY PROPERTY AFTER 1917
Kamayev R. R., competitor. Place of study: Russian law academy by Ministry of Justice Russia.
Annotation: In article development of the domestic legislation on responsibility for crimes against an order of savings of military property after 1917, including at the present stage is considered, the maintenance of standard sources is analyzed, the conclusion that the circle of criminal infringement of military property and subjects of such encroachments was gradually narrowed is drawn. Keywords: military and criminal legislation, military property, decree, criminal liability, history, military personnel.
Объективная потребность сбережения военного имущества существует с момента его возникновения, то есть с того периода истории, когда человек для более эффективной вооруженной борьбы стал использовать специально приспособленные для этой цели предметы и орудия. Производство оружия и воинского снаряжения во все времена представляло собой трудоемкий, экономически затратный процесс, при этом наличие такого имущества означало способность государства противостоять угрозам извне и реализовы-вать собственную агрессивную внешнюю политику.
По данной причине государство всегда уделяло внимание и установлению уголовно-правовых санкций за нарушения порядка сбережения военного имущества. Тому, как развивалось законодательство в этой части после 1917 г. и посвящена данная статья.
Послереволюционное военно-уголовное законодательство в своем развитии прошло несколько этапов: первый - с 1917 по 1922 год; второй - с 1922 по 1924 год; третий - с 1924 по 1927 год; четвертый - с 1927 по 1958 год; пятый - с 1958 по 1991 год \
Первый этап с 1917 года по 1922 год характерен тем, что не было какого-либо одного закона, определяющего все воинские преступления. Отдельные воинские преступления упоминались в различных декретах либо в положениях о военных трибуналах.
Так, Декретом ВЦИК от 20 ноября 1919 года было утверждено Положение о революционных военных трибуналах2. Пункт «Г» ст. 4 Положения предусматривал следующие виды преступлений против порядка сбережения военного имущества: умышленное уничтожение или повреждение специальных военных сооружений (пп. «е»); похищение, умышленное повреждение и уничтожение предметов вооружения, обмундирования, снаряжения, всех прочих видов военного имущества, а равно промотание тех же предметов (пп. «ж»); явно небрежное хранение в складах тех же предметов (пп. «з»).
Таким образом, Положение никак не раскрывало понятие военного имущества, посягательство на него было возможно практически в любых формах. Объяснялось это не только особым значением военного имущества в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, что обуславливало повышенную общественную опасность рассматриваемых преступлений, но и отсутствием в законодательстве достаточно разработанного общего понятия воинских преступлений.
Второй этап связан с принятием в 1922 году первого уголовного кодекса РСФСР3 (далее - УК РСФСР 1922 года), который содержал отдельную главу «Воинские преступления» (глава VII). Данная глава включала в себя 15 статей, в которых содержались составы воинских преступлений, направленных «против установленного законом порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения». Статья 207 УК РСФСР 1922 года предусматривала ответственность военнослужащего за промотание, которое было определено как «противозаконное отчуждение военнослужащим выданных ему (для носки) предметов казенного обмундирования и амуниции», а также за умышленную порчу таких предметов или оставление их без присмотра и в ненадлежащем месте. Квалифицированными составами данных преступлений Положение признавало те же деяния, учиненные в отношении выданных виновному для служебного употребления холодного и огнестрельного оружия, патронов и лошади; особо квалифицированным - указанные деяния, совершенные в военное время или в боевой обстановке. В ст. 207 также имелось примечание, согласно которому лица, заведомо принявшие от военнослужащего по какому бы то ни было основанию (покупка, обмен, подарок, заклад и т.д.) упоминаемые предметы, подлежали ответственности как соучастники.
1 В основе такой периодизации лежит критерий, предложенный К.И. Солнцевым и связанный с принятием новых нормативных правовых актов, содержащих военно-уголовные нормы. См.: Солнцев К.И. Уголовное право. Особенная часть. Воинские преступления. - М., 1938. - С. 4.
2 СУ РСФСР. 1919. № 58.
3 См.: СУ РСФСР. 1922. № 15.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПНЫЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА
Камаев Р.Р.
Третий этап начинается с изданием Положения о воинских преступлениях 1924 года4.
Появление этого закона было обусловлено фактом образования Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР 1924 года определила компетенцию Союза ССР по изданию уголовных законов, в связи с чем были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик5, в которых указывалось, что отдельные виды преступлений и порядок применения мер наказания определяются уголовными законами союзных республик, за исключением преступлений государственных и воинских. В соответствии с этим 31 октября 1924 года было принято Положение о воинских преступлениях (ПОВП), которое с некоторыми изменениями воспроизводило главу «Воинские преступления», содержащуюся в УК РСФСР 1922 года. Так, статья 10 ПОВП текстуально почти не отличалась от ст. 207 УК РСФСР 1922 г., однако в нее в дополнение к предусмотренным ранее преступным деяниям был введен новый состав - утрата военного имущества.
В целом же значение ПОВП 1924 года состояло в том, что оно явилось первым актом, установившим нормы военно-уголовного законодательства на всей территории СССР.
На основании указанных нормативных источников (Основных начал уголовного законодательства СССР и ПОВП) был принят УК РСФСР в редакции 1926 года6, включивший ст. 193.10. - аналог ст. 10 ПОВП.
Четвертый этап развития советского военно-уголовного законодательства начинается принятием в 1927 году новой редакции Положения о воинских преступлениях7, которое с некоторыми изменениями и дополнениями действовало вплоть до 1959 года. По сравнению с ПОВП 1924 года оно было более полным по объему и содержало ряд новых составов воинских преступлений, хотя интересующие нас составы преступлений практически не изменились.
Так, статья 14 ПОВП 1927 года была практически идентична ст. 10 ПОВП 1924 года. Существенным было то, что круг предметов, понимаемых под военным имуществом, был расширен за счет включения в него «средств передвижения».
В итоге соответствующая норма ПОВП 1927 года стала выглядеть следующим образом:
«14. а) Противозаконное отчуждение, залог или передача в пользование выданных для временного или постоянного пользования предметов казенного обмундирования и снаряжения (промотание), умышленное уничтожение или повреждение этих предметов, а равно нарушение правил их хранения - влечет за собой лишение свободы без строгой изоляции на срок до одного года.
б) Те же деяния при наличии смягчающих обстоятельств - влекут за собой применение правил Дисциплинарного устава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
в) Те же деяния, учиненные в отношении выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и средств передвижения,
4 Положение о воинских преступлениях от 31 октября 1924 г. // СЗ. 1924. № 24. Ст. 207.
5 Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. // СЗ. 1924. № 24. Ст. 205.
6 Уголовный кодекс РСФСР в ред. 1926 г. (утв. Постановлением ВЦИК от 22 ноября 1926 г.) // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
См.: Положение о воинских преступлениях от 27 июля 1927 г. // СУ СССР. 1927. № 50.
- влекут за собой лишение свободы без строгой изоляции на срок до трех лет.
г) Деяния, предусмотренные пунктом «а» настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, - влекут за собой лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок не ниже одного года.
д) Деяния, предусмотренные пунктом «в» настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, - влекут за собой лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок не ниже трех лет, а при отягчающих обстоятельствах - высшую меру социальной защиты.
Примечание. Лица, принявшие упомянутые в настоящей статье предметы, заведомо для них незаконно отчуждаемые, закладываемые, либо передаваемые в пользование или на хранение, подлежат ответственности как соучастники».
В последующем в ПОВП 1927 года был внесен ряд изменений, в том числе и в период Великой Отечественной войны8. Между тем, эти изменения статью 14 не затронули.
Пятый этап связан с принятием Закона об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года9 (далее - Закон 1958 года), в котором были учтены опыт многолетней судебной практики и достижения юридической науки того времени.
Закон внес существенные изменения в нормы, определяющие ответственность военнослужащих за преступное отношение к военному имуществу: во-первых, в ст. 14 было несколько сужено понятие промотания как состава преступления; во-вторых, вместо нарушения правил хранения предметов военного имущества был введен состав утраты или порчи этих предметов вследствие нарушения правил их сбережения; в третьих, в самостоятельную статью выделилось умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 15).
Промотание, утрата и порча стали возможны лишь в отношении тех предметов военного имущества, которые были выданы военнослужащему для личного или служебного пользования, в то время как умышленное уничтожение или повреждение могли быть совершены в отношении любого военного имущества как выданного военнослужащему, так и не находящегося в его пользовании.
В отличие от ПОВП 1927 г. в Закон 1958 г. отказался от понятия промотания оружия, боеприпасов и средств передвижения. Промотание стало выражаться только в продаже, залоге или передаче другому лицу предметов военного обмундирования или снаряжения.
Существенно и то, что субъектом промотания по новому закону мог быть только военнослужащий срочной службы.
В отличие от состава промотания утрата или порча военного имущества могли быть совершены как в отношении предметов обмундирования и снаряжения, так и в отношении оружия, боеприпасов, средств передвижения, предметов технического снабжения или иного военного имущества10.
8 См. подробнее: Военно-уголовное право: учебник. М., 2008. С. 48-50.
9 См.: Закон об уголовной ответственности за воинские преступления от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1 (933). Ст. 10.
10 См. подробнее: АхметшинХ. М. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления // Правоведение. 1959. № 2. С. 85-86; Васильев Н. В. Закон об уголовной ответственности за
Аналоги вышеуказанных составов преступлений на уровне республиканского уголовного законодательства были закреплены в ст.ст. 250-251 УК РСФСР11.
Начало современного периода развития военно-уголовного законодательства обусловлено распадом СССР и образованием Содружества независимых государств (СНГ), в состав которого вошла и Российская Федерация12.
До 1 января 1997 года продолжали действовать прежний УК РСФСР 1960 года (с многочисленными изменениями, внесенными в него после 1991 года) и формально Закон об уголовной ответственности за воинские преступления.
В 1996 году был принят действующий Уголовный кодекс, которым предусмотрена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК РФ), за утрату военного имущества (ст. 348 УК РФ).
Уголовный кодекс 1996 г. внес значительные изменения в нормы права, устанавливавшие ранее ответственность за посягательства на порядок сбережения военного имущества. По сравнению с Законом 1958 года из числа воинских преступлений было исключено промотание выданных в личное пользование военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предметов обмундирования и снаряжения. Вместе с тем УК РФ 1996 г. ввел ответственность за уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК РФ). Принятие данной нормы права было обусловлено необходимостью не только усилить охрану военного имущества, но и способствовать воспитанию ответственности у каждого военнослужащего за выполнение своего воинского долга и повышения боеспособности войск и сил фло-та13.
Нужно учитывать и то, что по сравнению с дореволюционным и советским военно-уголовным законодательством ответственность военнослужащих за преступные посягательства на военное имущество в военное время и в боевой обстановке не предусмотрена. Кроме того, максимальные пределы наказания значительно снижены. Так, простой состав умышленного уничтожения или повреждения военного имущества (п. «а» ст. 15) по Закону 1958 г. предусматривал наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. В соответствии с ч. 1 ст. 346 УК РФ умышленные уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники может наказываться лишением свободы только на срок до 2 лет.
Любопытно, что в рассматривавшемся до принятия действующего уголовного закона проекте Уголовного кодекса России 1993 г. в главу о воинских преступлениях (гл. 15) помимо указанных составов утраты, а также умышленного и неосторожного уничтожения или повреждения военного имущества (ст. 308-310) был также включен состав хищения военнослужащими огнестрельного оружия, боеприпасов и боевых веществ
(ст. 307)14. Однако законодатель от такой модели отказался.
Подводя итог, отметим, что в советский период понятие военного имущества в уголовном законодательстве менялось, менялся и круг преступлений против порядка его сбережения: в частности, круг таких посягательств постепенно сужался, вносились уточнения в понятие промотания военного имущества, посягательство на военное имущество было ограничено предметами, выданными военнослужащему для носки или для служебного употребления. В УК РФ 1996 года законодатель отказался и от состава промотания военного имущества, установив уголовную ответственность только за утрату и уничтожение либо повреждение оружия, боеприпасов и предметов военной техники. Таким образом, круг предметов данной группы составов преступлений стал минимальным.
Список литературы:
Уголовный кодекс РСФСР в ред. 1926 г. (утв. Постановлением ВЦИК от 22 ноября 1926 г.) // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
Положение о воинских преступлениях от 31 октября 1924 г. // СЗ. 1924. № 24. Ст. 207.
Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. // СЗ. 1924. № 24. Ст. 205.
Закон об уголовной ответственности за воинские преступления от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1 (933). Ст. 10.
Literature list:
The criminal code of RSFSR in an edition of 1926 (утв. The resolution VTsIK of November 22, 1926)//SU of RSFSR. 1926 . No. 80. Art. 600.
The provision on military crimes of October 31, 1924//SZ. 1924 . No. 24. Art. 207.
Main beginnings of the criminal legislation of the USSR and federal republics of 1924//SZ. 1924 . No. 24. Art. 205.
The law on criminal liability for military crimes of December 25, 1958//Sheets of the Supreme Council of the USSR. 1959 . No. 1 (933). Art. 10.
воинские преступления 1958 года: общая характеристика. М., 19(51. С. 43-45.
11 Уголовный кодекс РСФСР (принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
12 Кузнецова Н.Ф., к примеру, время с 1991 по 1998 год в истории развития уголовного законодательства называет периодом реставрации капитализма. // Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении: Учебник для вузов. М., 1999. С. 54 - 64.
13 См.: Военно-уголовное право: учебник. М., 2008. С. 236.
14 См.: Преступление и наказание. Комментарий к проекту Уголовного кодекса России / под ред. Н. Ф. Кузнецовой и А. В. Наумова. М., 1993. С. 287-291.