Научная статья на тему 'Законопроектная работа в сфере отечественного военно-уголовного законодательства и законодательства о военной службе'

Законопроектная работа в сфере отечественного военно-уголовного законодательства и законодательства о военной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-уголовное законодательство / законопроекты
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законопроектная работа в сфере отечественного военно-уголовного законодательства и законодательства о военной службе»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2008. № 2 (4)

ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОЕННО-УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

© Р. В. Закомолдин

Закомолдин Руслан Валериевич

кандидат юридических наук

доцент кафедры уголовного права и процесса

филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

Необходимость обеспечения воинской дисциплины как залога боеготовности и боеспособности армии обусловила тесную взаимосвязь таких отраслей законодательства, как военное и уголовное. В частности, военным законодательством регламентируются особенности прохождения военной службы и правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, уголовное же законодательство отражает особенности уголовной ответственности военнослужащих и охраны порядка прохождения военной службы. Результатом такого взаимодействия явилось, как отмечают многие специалисты, наличие такой отрасли законодательства как военно-уголовное. При этом нормы военного законодательства являются первичными по отношению к уголовным, поскольку последние выполняют, прежде всего, охранительную функцию. Такое положение в свою очередь обуславливает бланкетный характер норм военно-уголовного законодательства [1].

Вместе с тем, УК РФ является единственным основанием уголовной ответственности военнослужащих и приравненных к ним лиц. При этом УК РФ, безусловно, внцс существенные изменения в регламентацию соответствующих норм [2]. Однако не все законодательные решения относительно ответственности военнослужащих по действующему УК РФ следует признать удачными. Имеет место масса недостатков и пробелов, которые требуют законодательного решения [3].

В связи с этим не прекращается работа по подготовке законопроектов, направленных на реформирование военно-уголовного законодательства. Некоторые из подобных инициатив считаем необходимым проанализировать более детально.

1. Прежде всего, несколько раз на обсуждение выносился законопроект № 130883-3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Первая редакция данного законопроекта была подготовлена Комитетом Госдумы РФ по обороне в 2001 году. Однако в связи с тем, что на данный законопроект Правительством РФ был дан в целом отрицательный отзыв, он не был представлен в Госдуму РФ для рассмотрения в первом чтении. В 2003 году работа над данным законопроектом вновь возобновилась, была образована рабочая группа, в которую вошли представители Комитета Госдумы РФ по обороне, ученые Института государства и права Российской академии наук и Военного университета Минобороны России, Военной коллегии Верховного Суда РФ, Главной военной прокуратуры РФ, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и др. Законопроект был доработан с учетом замечаний Правительства РФ и в 2004 году вновь внесен депутатами А. А. Сигуткиным, Н. М. Безбородовым и В. В. Чайкой на обсуждение.

Данный законопроект направлен на совершенствование норм военноуголовного законодательства, применяемых в мирное время, а также на установление ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в военное время или боевой обстановке [4].

Прежде всего, это касается норм Общей части УК РФ, применяемых только в отношении военнослужащих, поскольку специфика военной службы не позволяет совмещать ее прохождение с исполнением отдельных видов уголовных наказаний.

В законопроекте предлагается не назначать исправительные и обязательные работы всем военнослужащим, в том числе и проходящим военную службу по контракту (пункты 1 и 2 ст. 1 проекта). Кроме того, предлагается не назначать содержание в дисциплинарной воинской части военнослужащим, в отношении которых установлены предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для увольнения с военной службы (пункт 3 ст. 1 проекта).

Военнослужащие, условно осужденные к ограничению по военной службе или содержанию в дисциплинарной воинской части, а также условно-досрочно освобожденные от содержания в дисциплинарной воинской части, могут быть уволены с военной службы. В целях решения вопросов, возникающих при отмене условного осуждения или условно-досрочного освобождения, в законопроекте предлагается внести изменения в ст.ст. 74 и 79 УК РФ (пункты 4 и 5 ст. 1 проекта). Кроме того, предлагается установить новое основание освобождения осужденных военнослужащих от отбывания воинских наказаний при их увольнении с военной службы. В этих случаях неотбытая часть наказания может быть судом заменена более мягким видом наказания (пункт 6 ст. 1 проекта).

Помимо этого, предлагался ряд изменений в Особенную часть УК РФ.

Прежде всего, предлагается установить уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации, включив соответствующую норму в главу 32 «Преступления против порядка управления» (пункт 8 ст. 1 проекта).

Существенным изменениям авторами законопроекта подверглись статьи главы 33 УК РФ «Преступления против военной службы». Условно данные изменения можно разделить на две основные группы: реформирование норм об ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в мирное время и — в военное время и в боевой обстановке.

Так, предлагается включить в эту главу преступления воинских должностных лиц, совершаемые ими с использованием своего служебного положения, непосредственно посягающие на интересы военной безопасности Российской Федерации (отдача незаконного приказа, применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненных, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе, неисполнение обязанностей по реализации прав военнослужащих на льготы, гарантии и компенсации).

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и воинские уставы в числе важнейших требований, предъявляемых к военнослужащим, предусматривают строгое хранение государственной и военной тайны. Ответственность за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну, установленная в ст.ст. 283 и 284 УК РФ, на общих основаниях распространяется и на военнослужащих, признанных виновными в совершении этих преступлений. Что же касается военной тайны, которая, помимо сведений военного характера, отнесенных к государственной тайне, включает в себя значительное количество иных сведений военного характера, не подлежащих оглашению, а их неразглашение является одним из важных требований порядка прохождения военной службы. Однако в действующем военно-уголовном законодательстве ответственность за нарушение данного запрета не предусмотрена. В связи с этим главу 33 УК РФ предлагается дополнить нормами об ответственности за разглашение военной тайны и за утрату документов, содержащих военную тайну.

Также подвергнуты корректировке санкции ряда статей главы 33 УК РФ, поскольку, по мнению авторов, они не соответствуют тяжести предусмотренных в этих статьях преступлений. Так, сопротивление начальнику или иному военнослужащему, исполняющему обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, а также насильственные действия в отношении начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы, сопряженные с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью и совершенные при других отягчающих обстоятельствах, наказываются лишением свободы на срок не более восьми лет (ст.ст. 333 и 334 УК). Такое положение свидетельствует о менее строгой защите здоровья военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы по сравнению с другими гражданами (чч. 2-4 ст. 111 УК

РФ). В этой связи в законопроекте предлагаются более строгие санкции за указанные преступления против военной службы.

Далее в санкции ст. 337 УК РФ за самовольное оставление части или места службы в зависимости от продолжительности уклонения военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы наряду с другими видами наказания предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет. Такое же по продолжительности уклонение от военной службы, но совершенное путем членовредительства, симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, наказывается лишь ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года. С учетом этого в законопроекте предлагается более строгая санкция в ч. 1 ст. 339 УК РФ.

Помимо этого, в специальной литературе неоднократно обсуждалась проблема криминализации преступлений против военной службы, совершаемых в военное время или в боевой обстановке [5]. В этой связи в законопроекте предлагается включить в главу 33 УК РФ соответствующие уголовно-правовые нормы об ответственности военнослужащих за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке. При этом авторами законопроекта воспринят опыт ранее действовавшего военно-уголовного законодательства (Закона СССР «Об уголовной ответственности за воинские преступления» 1958 г. и УК РСФСР 1960 г.) [6].

Таким образом, предлагаемая авторами законопроекта система норм военно-уголовного законодательства включает три группы норм:

• нормы, предусматривающие ответственность за преступления, совершаемые только в условиях военного времени или боевой обстановки (сдача или оставление противнику средств ведения войны, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, добровольная сдача в плен, преступные действия военнослужащего, находящегося в плену, мародерство);

• нормы, содержащие в качестве основного состав мирного времени, а в качестве квалифицированного или особо квалифицированного — состав военного времени или боевой обстановки;

• нормы, предусматривающие ответственность за преступления, совершаемые только в условиях мирного времени.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» [7] Верховным Судом РФ и Правительством РФ были подготовлены официальные отзывы на данный законопроект. При этом Верховный Суд РФ полностью поддержал предложенный законопроект в части совершенствования военно-уголовного законодательства, Правительством же был подготовлен отрицательный отзыв и высказан целый ряд замечаний [8]. Последнее обстоятельство привело к тому, что данный законопроект вновь не был внесен на рассмотрение в Госдуму Федерального Собрания РФ.

2. В настоящее время имеет место также проблема определения круга субъектов преступлений против военной службы. Так, в ч.ч. 1 и 2 ст. 331 УК РФ установлено, что субъектами преступлений против военной службы могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ; граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов; военные строители военно-строительных отрядов и частей.

Между тем, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военная служба предусмотрена не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, но и в других органах исполнительной власти, в частности, в Службе внешней разведки, в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в федеральных органах правительственной связи и информации, в федеральных органах государственной охраны, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (ст. 2).

Таким образом, фактически имеет место ситуация, когда УК РФ необоснованно сужает круг субъектов преступлений против военной службы.

С целью устранения данного пробела в мае 2002 года депутатами Госдумы РФ С. А. Поповым и А. Г. Арбатовым был внесен законопроект № 202603-3 «О внесении изменения в статью 331 Уголовного кодекса Российской Федерации». Авторы законопроекта предложили уточнить и расширить понятие субъекта преступлений против военной службы, распространив его на военнослужащих, проходящих службы в органах исполнительной власти.

Однако в официальных отзывах данный законопроект поддержки не нашел. Указывалось, в частности, что правовой статус военнослужащих спецслужб и порядок прохождения ими службы весьма отличен от военнослужащих Вооружцнных Сил, иных войск и воинских формирований в связи со спецификой выполняемых ими задач. В связи с этим в случае совершения данными лицами деяний, совпадающих по своим признакам с преступлениями против военной службы, их следует квалифицировать как общеуголовные деяния по соответствующим статьям Особенной части УК РФ [9].

3. В определенной законотворческой инициативе нуждаются также положения УК РФ, регламентирующие применение к военнослужащим уголовного наказания в виде ареста. В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК военнослужащие должны отбывать арест на гауптвахте, что связано со спецификой прохождения военной службы и необходимостью достижения целей уголовного наказания в отношении военнослужащих. В настоящее время в связи с отсутствием необходимых условий отбывания данного наказания возможность его применения законодательно исключена. Более того, официально высказываются предложения о целесообразности полного исключения ареста из УК РФ. Так, 27 июня 2002 года Правительством РФ было дано поручение № ХВ-П4-09282 Министерству юстиции РФ о разработке

соответствующего законопроекта. Однако данное предложение Правительства РФ продиктовано, на наш взгляд, сугубо экономическими причинами.

Следует констатировать, что относительно военнослужащих реальная возможность отбывания ареста на гауптвахте имеется, поскольку до недавнего времени в России было создано и функционировало значительное количество гарнизонных и войсковых гауптвахт, где военнослужащие отбывали иные виды взысканий и мер пресечения. Такая ситуация позволила одним авторам говорить о возможности сохранения ареста в отношении военнослужащих при исключении его в качестве уголовного наказания в отношении иных лиц [10], а другим — настаивать на необходимости реального применения ареста к военнослужащим уже в настоящее время [11]. Полагаем, что с данными предложениями ни в коей мере нельзя согласиться, поскольку они ставят военнослужащих в более выгодное положение в сравнении с другими осужденными и тем самым нарушают принцип равноправия граждан перед законом и судом.

Правительству РФ с учцтом сложившейся обстановки следовало бы дать поручение соответствующим органам не исключить арест из УК РФ, а создать необходимые условия для его реального применения.

Таким образом, с переменной активностью законопроектная работа в сфере отечественного военно-уголовного законодательства ведутся. Однако предлагаемые законопроекты, прежде всего, не находят одобрения в Правительстве Российской Федерации, в связи с чем не выносятся на рассмотрение Госдумы Федерального Собрания РФ.

Активная законотворческая деятельность наблюдается и в сфере законодательства о военной службе. В последние годы в России реализуется очередной комплекс реформ, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы. Одним из результатов данной работы явилось принятие 27 мая 2003 г. принципиально нового Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [12]. Составной частью реформирования федеральной государственной службы стало реформирование законодательства о военной службе.

1. Прежде всего, следует отметить, что в соответствии со ст. 2 указанного закона военная служба включена в общую систему государственной службы как вид федеральной государственной службы наряду с гражданской и правоохранительной службой. При этом данный закон, в отличие от воинского законодательства, не содержит указания на особый характер военной службы [13].

2. Одним из значимых направлений реформирования военной службы стало совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов и комплектования Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба. Как отмечают специалисты, в последнее время одной из ключевых проблем российской армии стала нехватка профессиональных кадров. Наличие целого ряда негативных факторов политического, идеологического, демог-

рафического, социально-экономического характера привело к тому, что, во-первых, резко сократилось количество лиц, поступающих на военную службу (как по призыву, так и по контракту), а во-вторых, увеличился отток из армии квалифицированных специалистов [14].

Одним из законодательных шагов в решении данной проблемы стало принятие 11 ноября 2003 г. Федерального закона № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [15], который разрешил иностранным гражданам поступать на военную службу в Российской Федерации на контрактной основе. В связи с принятием данного решения был внесцн целый ряд изменений и дополнений в действующее законодательство. Вместе с тем, принятие такого решения породило целый ряд проблем, многие из которых не разрешены до настоящего времени.

Во-первых, одним из существенных условий возникновения военнослужебных отношений являлось гражданство лица [16]. Внесенные же изменения установили прямое дозволение на прохождение военной службы иностранными гражданами. Вместе с тем, специалисты совершенно справедливо отмечают, что данное законодательное решение породило целый ряд коллизий.

Так, в ч. 2 ст. 59 Конституции РФ указано, что военную службу проходят граждане Российской Федерации. Внесенные же изменения включили в круг участников военно-служебных отношений еще одного субъекта — иностранных граждан, что, мягко говоря, некорректно [17].

Кроме того, в ст. 1 упоминавшегося Федерального закона «О системе государственной службы РФ» определено, что государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, а в ст. 18.1 того же закона допускается военная служба иностранных граждан. И это не единственное противоречие.

Во-вторых, поступление на военную службу иностранных граждан, безусловно, связано с их допуском к сведениям, составляющим военную тайну, но не относящимся к государственной тайне. В связи с этим обеспечение сохранности военной тайны ставится под сомнение, что может негативно отразиться на боеготовности и боеспособности армии и, как следствие, на национальной безопасности России в целом [18].

Таким образом, принятие законодателем того или иного решения требует его согласования с нормами целого ряда смежных отраслей законодательства, поскольку любая система, в том числе система законодательства, характеризуется взаимосвязью составляющих ее элементов. Принятие же поспешных и непоследовательных решений лишь порождает новые проблемы. На фоне весьма некачественной законотворческой работы в последнее время в специальной литературе все чаще указывается на необходимость активного участия в данной деятельности ученых-экспертов [19]. Полагаем, что одним из способов преодоления несогласованности в законотворческой работе может стать научное обоснование решений об изменении и дополнении законодательства, а также проведение научных экспертиз законопроектов.

ЗАКОНОПРОЕКТ № 130883-3 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(в редакции 2004 года)

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 22, ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст.ст. 871, 873; № 11, ст. 1255; № 12,

ст. 1407; № 28, ст.ст. 3489, 3490, 3491; 2001, № 11, ст. 1002; № 13,

ст. 1140; № 26, ст. 2587; № 33, ст. 3424; № 47, ст.ст. 4404, 4405; № 53,

ст. 5028; 2002, № 10, ст. 966; № 11, ст. 1021; № 19, ст.ст. 1793, 1795; № 26, ст. 2518; № 30, ст.ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 11,

ст. 954; № 15, ст. 1304; № 27, ст.ст. 2708, 2712; № 28, ст. 2880; № 50,

ст.ст. 4848, 4855) следующие изменения:

1) в части четвертой статьи 49 слова «, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву» исключить;

2) в части пятой статьи 50 слова «, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву» исключить;

3) в статье 55:

в части первой слова «на должностях рядового и сержантского состава,» заменить словами «на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами,»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

«3. Содержание в дисциплинарной воинской части не назначается военнослужащим, признанным негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, либо в отношении которых установлены иные предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для увольнения с военной службы. Суд вместо содержания в дисциплинарной воинской части может назначить более мягкий вид наказания.»;

4) статью 74 дополнить частью шестой следующего содержания:

«6. Лица, условно осужденные к ограничению по военной службе или содержанию в дисциплинарной воинской части и уволенные с военной службы, при отмене условного осуждения в случаях, предусмотренных частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи, не могут быть направлены для реального отбывания наказания, назначенного приговором суда. Суд, вынесший решение об отмене условного осуждения, заменяет ограничение по военной службе или содержание в дисциплинарной воинской части более мягким видом наказания.»;

5) статью 79 дополнить частью восьмой следующего содержания:

«8. Лица, условно-досрочно освобожденные от содержания в дисциплинарной воинской части и уволенные с военной службы, при отмене условнодосрочного освобождения в случаях, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи, не могут быть направлены для реального отбывания наказания, назначенного приговором суда. Суд, вынесший решение об отмене условно-досрочного освобождения, заменяет неотбытую часть содержания в дисциплинарной воинской части более мягким видом наказания.»;

6) в статье 81:

часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, отбывающие ограничение по военной службе, арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их по состоянию здоровья негодными или ограниченно годными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.»;

дополнить частью третьей.1 следующего содержания:

«3.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением лиц, указанных в части третьей настоящей статьи, отбывающие ограничение по военной службе либо арест, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их по состоянию здоровья негодными, а равно ограниченно годными к военной службе, при досрочном увольнении их с военной службы. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.»;

7) дополнить статьей 81.1 следующего содержания:

«Статья 81.1. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания

Осужденные военнослужащие, отбывающие ограничение по военной службе, арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, за исключением указанных в частях третьей и третьей.1 статьи 81 настоящего Кодекса. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.»;

8) дополнить статьей 328,1* следующего содержания:

«Статья 328.1. Уклонение от призыва на военную службу по мобилизации

1. Уклонение от призыва на военную службу по мобилизации при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное в военное время, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет».

9) раздел XI изложить в следующей редакции:

«Раздел XI. Преступления против военной службы Глава 33. Преступления против военной службы

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими.

2. В соответствии со статьями настоящей главы уголовную ответственность несут граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Статья 332. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.

5. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное в военное время или боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы

1. Сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его применения, —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с применением оружия, боеприпасов или взрывных устройств, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены с причинением тяжкого вреда здоровью;

б) повлекли иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет.

Статья 334. Насильственные действия в отношении начальника

1. Нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, —

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с применением оружия, боеприпасов или взрывных устройств, — наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены с причинением тяжкого вреда здоровью;

б) повлекли иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет.

Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

1. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, выразившееся в издевательствах над потерпевшим либо ином грубом нарушении его прав и законных интересов, а равно сопряженное с насилием или угрозой его применения, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в отношении двух или более лиц;

в) с применением оружия, боеприпасов или взрывных устройств,

— наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены с причинением тяжкого вреда здоровью;

б) повлекли иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой , второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет.

Статья 336. Оскорбление военнослужащего

1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок, либо лишением свободы на срок до шести месяцев.

2. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок, либо лишением свободы на срок до одного года.

Статья 336.1. Отдача незаконного приказа

1. Отдача командиром (начальником) приказа, не имеющего отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленного на нарушение законодательства Российской Федерации, если это повлекло причинение существенного вреда интересам службы, —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Статья 336.2. Применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненных

1. Применение командиром (начальником) неуставных мер воздействия в отношении подчиненного, выразившееся в издевательствах над

потерпевшим либо ином грубом нарушении его прав и законных интересов, а равно сопряженное с насилием или угрозой его применения, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в отношении двух или более лиц;

в) с применением оружия, боеприпасов или взрывных устройств, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены с причинением тяжкого вреда здоровью;

б) повлекли иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет.

Статья 336.3. Превышение дисциплинарной власти Совершение командиром (начальником) действий, явно выходящих за пределы его дисциплинарной власти, если это деяние совершалось систематически либо повлекло существенное нарушение прав и законных интересов подчиненного, —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы до одного года.

Статья 336.4. Бездействие по службе

1. Умышленное неисполнение командиром (начальником), возложенных на него обязанностей, причинившее существенный вред интересам службы, —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Статья 336.5. Неисполнение обязанностей по реализации прав военнослужащего на льготы, гарантии и компенсации

Умышленное неисполнение командиром (начальником) обязанностей по реализации прав военнослужащего на льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, если это деяние совершалось систематически или повлекло существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы до одного года.

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в

дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, про-

должительностью свыше одного месяца —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

5. Самовольное оставление места прохождения военных сборов, а равно неявка в срок без уважительных причин на военные сборы продолжительностью свыше пяти суток, совершенные гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, —

наказываются штрафом в размере до двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух месяцев до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

6. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу, совершенные в военное время

или в боевой обстановке, если самовольное отсутствие продолжалось свыше одних суток, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание.Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные частями первой , третьей или четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Статья 338. Дезертирство

1. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

2. Дезертирство, совершенное:

а) с огнестрельным оружием, вверенным по службе;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если дезертирство явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, и в последующем в связи с отпадением этих обстоятельств он добровольно явился в часть или к месту службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 339. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана на срок, указанный в частях первой, третьей или четвертой статьи 337 настоящего Кодекса, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

4. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, для предупреждения которых предназначено боевое дежурство (боевая служба), —

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее по неосторожности последствия, указанные в части второй настоящей статьи, —наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

5. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим

в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет,

либо арестом от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, предупреждение которых входило в обязанность указанных в части первой настоящей статьи лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее по неосторожности последствия, указанные в части второй настоящей статьи, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет,

либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет,

либо лишением свободы на срок до пяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

5. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 342. Нарушение уставных правил несения караульной службы

1. Нарушение уставных правил несения караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, для предупреждения которых назначен данный караул (вахта), —

наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее по неосторожности последствия, указанные в части второй настоящей статьи, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.

5. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное в военное время или боевой обстановке, — наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 344. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне

1. Нарушение уставных правил несения внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), если это

деяние повлекло тяжкие последствия, для предупреждения которых назначен данный наряд, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если это деяние повлекло тяжкие последствия, для предупреждения которых назначен данный наряд, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или боевой обстановке, —наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля

1. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 346. Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества

1. Умышленное уничтожение, повреждение, а равно приведение иным способом в негодное для использования или эксплуатации состояние оружия, боеприпасов, предметов военной техники или иного военного имущества —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 347. Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

Уничтожение, повреждение, а равно приведение иным способом в негодное для использования или эксплуатации состояние оружия, боеприпасов, предметов военной техники или иного военного имущества по неосторожности, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 348. Утрата военного имущества

Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов, предметов военной техники или иного военного имущества, если это повлекло по неосторожности их утрату, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 349. Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

1. Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, ядерными материалами, радиоактивными, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой . второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой . второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

1. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой . второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 352. Нарушение правил кораблевождения

1. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой. второй или третьей настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 352.1. Разглашение военной тайны

1. Разглашение сведений военного характера, не отнесенных к государственной тайне, но не подлежащих оглашению, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе, когда эти сведения стали достоянием других лиц, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 352.2. Утрата документов, содержащих военную тайну

1. Нарушение установленных правил обращения с документами или предметами, содержащими сведения военного характера, не отнесенные к государственной тайне, но не подлежащих оглашению, лицом, которому эти документы или предметы были доверены по службе, если это деяние повлекло по неосторожности их утрату, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 352.3. Сдача или оставление противнику средств ведения войны Сдача противнику командиром (начальником) вверенных ему военных сил, а равно не вызывавшееся боевой обстановкой оставление противнику укреплений, боевой техники и других средств ведения войны, если указанные действия совершены не в целях способствования противнику, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.

Статья 352.4. Самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием

Самовольное оставление поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием —

наказывается лишением свободы на срок от двух до десяти лет.

Статья 352.5. Добровольная сдача в плен Добровольная сдача в плен по трусости —

наказывается лишением свободы на срок от двух до десяти лет.

Статья 352.6. Преступные действия военнослужащего, находящегося в плену

1. Добровольное участие военнослужащего, находящегося в плену, в работах, имеющих военное значение, или в других мероприятиях, заведомо могущих причинить ущерб интересам Российской Федерации или союзным с ним государствам, при отсутствии признаков государственной измены, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

2. Применение насилия в отношении военнопленного, издевательство над ним или иное грубое нарушение его прав и законных интересов со стороны военнопленного, находящегося на положении старшего, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Совершение военнослужащим, находящимся в плену, действий, направленных на причинение вреда другим военнопленным, из корыстных побуждений или в целях обеспечения снисходительного к себе отношения со стороны противника -

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.»;

Статья 352.7. Мародерство

Мародерство, то есть похищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых, —

наказывается лишением свободы от трех до десяти лет».

Статья2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ЗАКОНОПРОЕКТ № 202603-3 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 331 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Статья1.

В части первой статьи 331 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) слова «в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации» заменить словами «в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».

Статья2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации ПРИМЕЧАНИЯ

1. См., напр.: Зателепин, О. К. Некоторые проблемы взаимодействия военного и уголовного законодательства Российской Федерации // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. М. : ТК Велби : Проспект, 2005. С. 30—33.

2. Подробнее см., напр.: Мацкевич, И. М. Криминологический и уголовно-правовой анализ преступлений против военной службы // Государство и право. 1999. № 6. С. 58.

3. Подробнее см., напр.: Толкаченко, А. А. К вопросу о совершенствовании военно-уголовного законодательства Российской Федерации // Уголовное право в XXI веке: Матер. Междунар. науч. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова 31 мая — 1 июня 2001 г. М. : ЛексЭст, 2002. С. 206—212; Закомолдин, Р. В. Нормы УК РФ о преступлениях против военной службы нуждаются в реформировании // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб. науч. тр. Вып. 2. Самара : Самар. гуманит. акад.,

2004. С. 149—154.

4. Подробнее см.: Зателепин, О. К. О концепции законопроекта о совершенствовании военно-уголовного законодательства Российской Федерации // Военно-уголовное право. 2004. № 5. С. 14—16 (вкладка к журналу «Право в Вооруженных Силах». 2004. № 10).

5. См., напр.: Лещев, А. В. О криминализации воинских общественно-опасных деяний, совершаемых в военное время // Военно-уголовное право. 2005. № 1. С. 3—4 (вкладка в Журнал Право в Вооруженных Силах. 2005. № 2) ; Закомолдин, Р. В. О структуре и содержании статьи 331 Уголовного кодекса РФ: критический взгляд // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 2 (19). С. 168—169.

6. Подробнее см., напр.: Закомолдин, Р. В. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года (из истории становления советского военноуголовного законодательства) // История развития уголовного права и ее значение для современности: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова, 26—27 мая 2005 г. М. : ЛексЭст, 2006. С. 130—134.

7. Данная статья была введена Федеральным законом № 161-ФЗ от 08.12.2003 г.

8. См.: Военно-уголовное право. 2004. ц 6. С. 14—15 (вкладка к журналу Право в Вооруженных Силах. 2004. № 12).

9. Подробнее см., напр.: Михайлов, В. И. О субъекте воинского преступления // Российская юстиция. 2005. № 7. С. 48—50.

10. См., напр.: Зателепин, О. К. К вопросу о необходимости сохранения ареста в отношении военнослужащих как уголовного наказания // Военно-уголовное право.

2005. № 2. С. 4—6 (вкладка к журналу «Право в Вооружцнных Силах». 2005. № 4).

11. См., напр.: Косован, О. А. Юридическая ответственность военнослужащих / под ред. А. А. Толкаченко. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2004. С. 74.

12. Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

13. См., напр.: ст. 2 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

14. См., напр.: Гуськов, П. С. Особенности правового регулирования поступления иностранных граждан на военную службу и прохождения ими военной службы в России // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 8. С. 30.

15. Собрание законодательства РФ. 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4437.

16. См., напр.: Кудашкин, А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М. : Изд. Военного унта, 2001. С. 72.

17. См., напр.: Неверов, А. Я. Правовые основы прохождения военной службы в Российской Федерации иностранными гражданами (новелла российского законодательства или коллизия права?) // Юрист. 2005. № 3. С. 51.

18. Подробнее см.: Закомолдин, Р. В. Об обеспечении сохранности военной тайны в условиях реформирования военного законодательства // Военно-юридический журнал. 2008. № 3. С. 11—12.

19. См., напр.: Денисова, А. В. Уголовно-правовые рассогласования: отраслевой и межотраслевой аспекты / А. В. Денисова, В. П. Малков. Казань : Таглимат, 2006. С. 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.