Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРОЕКТОВ'

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЕ РАСЧЕТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / TAX ACCOUNTING / TAX BURDEN / TAX BUDGETING / TAXES / TAX CALCULATIONS / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Анастасия Юрьевна

Современные быстро меняющиеся экономические и социальные условия диктуют необходимость трансформации сложившихся представлений о процессе управления предприятиями, в котором все большая роль отводится управлению проектами. Для оценки эффективности реализации каждого проекта составляется бюджет доходов и расходов, определяется финансовый результат от его осуществления. Однако данный показатель не позволяет в полной мере раскрыть финансовую сторону реализации проекта, потому как в нем не учитываются те налоговые последствия, которые он принесет для предприятия в среднесрочной перспективе, а также их влияние на изменение налоговой нагрузки. определение налоговых последствий. Данный аспект представляет особый интерес с точки зрения управления в настоящее время, так как в условиях пандемии предприятия сокращают расходы и оптимизируют имеющиеся ресурсы для возможности продолжения своей деятельности. В статье автором предложена схема и алгоритм учета потенциальных налоговых обязательств организации с применением инструментов налогового бюджетирования, а также алгоритм исчисления налоговой нагрузки по конкретному проекту и ее влияние на результирующий показатель налоговой нагрузки организации. Данные рекомендации позволят повысить эффективность управленческих решений, принимаемых в связи с реализацией проекта и оценить его налоговые последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ACCOUNTING TAX LIABILITIES IN ASSESSING THE TAX LOAD OF PROJECTS

Modern rapidly changing economic and social conditions dictate the need to transform the prevailing ideas about the process of enterprise management, in which an increasing role is assigned to project management. To assess the effectiveness of the implementation of each project, a budget of income and expenses is drawn up, the financial result from its implementation is determined. However, this indicator does not allow to fully disclose the financial side of the project, because it does not take into account the tax consequences that it will bring for the enterprise in the medium term, as well as their impact on changing the tax burden. determination of tax consequences. This aspect is of particular interest from a management point of view at the present time, since in the context of a pandemic, enterprises reduce costs and optimize available resources to continue their activities. In the article, the author proposes a scheme and an algorithm for accounting for potential tax liabilities of an organization using tax budgeting tools, as well as an algorithm for calculating the tax burden for a specific project and its impact on the resulting indicator of the tax burden of an organization. These recommendations will improve the efficiency of management decisions made in connection with the implementation of the project and assess its tax consequences.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРОЕКТОВ»

L©2020 Контент Дос™, според лщеюиягаСС BY-NC 4.0 Смагина Анастасия Юрьевна

(CCI 41/4^' This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license ттлт^тг^итлптгт! TI.

|^^^Ee!ie(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/) ПРОБЛЕМЫ УЧЕ1А НАЛО! ОВЫХ ...

UDC 336.228

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0404.0014

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРОЕКТОВ

© 2020

AuthorlD: 745357 SPIN: 6659-1218 ResearcherlD: ABB-6811-2020 ORCID: 0000-0002-9690-3399 ScopusID: 57192696361

Смагина Анастасия Юрьевна, доцент департамента бакалавриата (экономических и управленческих программ) Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: anastasiasmgn@rambler.ru) Аннотация. Современные быстро меняющиеся экономические и социальные условия диктуют необходимость трансформации сложившихся представлений о процессе управления предприятиями, в котором все большая роль отводится управлению проектами. Для оценки эффективности реализации каждого проекта составляется бюджет доходов и расходов, определяется финансовый результат от его осуществления. Однако данный показатель не позволяет в полной мере раскрыть финансовую сторону реализации проекта, потому как в нем не учитываются те налоговые последствия, которые он принесет для предприятия в среднесрочной перспективе, а также их влияние на изменение налоговой нагрузки. определение налоговых последствий. Данный аспект представляет особый интерес с точки зрения управления в настоящее время, так как в условиях пандемии предприятия сокращают расходы и оптимизируют имеющиеся ресурсы для возможности продолжения своей деятельности. В статье автором предложена схема и алгоритм учета потенциальных налоговых обязательств организации с применением инструментов налогового бюджетирования, а также алгоритм исчисления налоговой нагрузки по конкретному проекту и ее влияние на результирующий показатель налоговой нагрузки организации. Данные рекомендации позволят повысить эффективность управленческих решений, принимаемых в связи с реализацией проекта и оценить его налоговые последствия.

Ключевые слова: налоговый учет, налоговая нагрузка, налоговое бюджетирование, налоги, налоговые расчеты, управление проектами.

PROBLEMS OF ACCOUNTING TAX LIABILITIES IN ASSESSING THE TAX LOAD OF PROJECTS

© 2020

Smagina Anastasia Yurievna, Associate Professor at the Department of Bachelor's Degree (Economics and Management Programs) Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: anastasiasmgn@rambler.ru)

Abstract. Modern rapidly changing economic and social conditions dictate the need to transform the prevailing ideas about the process of enterprise management, in which an increasing role is assigned to project management. To assess the effectiveness of the implementation of each project, a budget of income and expenses is drawn up, the financial result from its implementation is determined. However, this indicator does not allow to fully disclose the financial side of the project, because it does not take into account the tax consequences that it will bring for the enterprise in the medium term, as well as their impact on changing the tax burden. determination of tax consequences. This aspect is of particular interest from a management point of view at the present time, since in the context of a pandemic, enterprises reduce costs and optimize available resources to continue their activities. In the article, the author proposes a scheme and an algorithm for accounting for potential tax liabilities of an organization using tax budgeting tools, as well as an algorithm for calculating the tax burden for a specific project and its impact on the resulting indicator of the tax burden of an organization. These recommendations will improve the efficiency of management decisions made in connection with the implementation of the project and assess its tax consequences.

Keywords: tax accounting, tax burden, tax budgeting, taxes, tax calculations, project management.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Ю.В. Воронцова, А.И. Тихонов, С.В. Чиняева [1], А.В. Тебекин [2]) все более актуальным становится проблема управления проектами на предприятиях. В то же время, особенно в современных условиях деятельности организаций в период пандемии, растет роль налогового планирования и оценки налоговой нагрузки организаций. Эта проблема исследуется такими авторами как М.А. Азарская [3], Е.В. Панина, Н.В. Мордовченков [4], Е.В. Чипуренко [5]. Исследуя взаимосвязь данных двух аспектов, можно прийти к выводу о необходимости их комплексного решения, ввиду того, что оценка эффективности проекта неразрывно связана с расходами, возникающими в процессе его реализации. В то время, как часть налоговых обязательств (как правило, прямые налоги), а также обязательства по социальному страхованию, относятся к расходам, связанным с проектом, напрямую, другая часть налоговых обязательств возникает уже в процессе непосредственного осуществления такого проекта и не учитывается в бюджете доходов и расхо-

дов при оценке эффективности такого проекта. Поэтому важным аспектом является учет потенциальных налоговых обязательств проекта и оценка его налоговой нагрузки для предприятия.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время проблеме определения и оценки результирующего показателя налогообложения и налоговой нагрузки посвящены научные исследования, в том числе, Сальковой О.С. [6] и других ученых [7-16]. Однако в них предлагается только методика исчисления общего показателя налоговой нагрузки или налоговой нагрузки по определенному виду налога, что не позволяет получить детализированную информацию о налоговом обременении конкретного проекта. Кроме того, показатель налоговой нагрузки рассматривается учеными ретроспективно, тогда как применительно к управлению проектами, его исчисление необходимо осуществлять перспективно в контексте налогового планирования.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Исходя из сформули-

Smagina Anastasia Yurievna PROBLEMS OF ACCOUNTING TAX .

©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license 'https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

рованной проблемы, целью настоящего исследования является разработка схемы и алгоритма учета потенциальных налоговых обязательств организации с применением инструментов налогового бюджетирования, а также алгоритм исчисления налоговой нагрузки по конкретному проекту и ее влияние на результирующий показатель налоговой нагрузки организации.

Постановка задания. Для достижения этой цели автором исследования установлены следующие задачи:

1. Проанализировать имеющиеся научные труды, посвященные решению поставленной проблемы или ее части;

2. Выработать схему, позволяющую определить эффективность проекта с точки зрения его налоговых последствий;

3. Разработать алгоритм исчисления налоговой нагрузки по конкретному проекту.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В рамках настоящего исследования для достижения его цели использованы следующие методы:

- систематизация - сбор и группировка сведений из научной литературы и иных источников, которые позволили прийти к выводу об отсутствии единого подхода к оценке налоговой нагрузки проекта;

- метод комплексности - исследование и предложение осуществления управления проектами на базе комплексного подхода путем включения в методику оценки эффективности реализации проектов показателя налоговой нагрузки;

- диалектический метод - исследование сущности понятия «налоговая нагрузка проекта» для развития теоретических положений данной области исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Налоговое планирование — необходимый для предприятия процесс предопределения налоговых обязательств с целью эффективного управления финансовыми потоками и принятия управленческих решений. Наиболее остро проблема планирования налоговых платежей прослеживается в случае рассмотрения возможностей по осуществлению сложных сделок, инвестиционных проектов, расширения бизнеса и т.д. В этой связи, механизм планирования налогов позволяет исключить возможные финансовые потери, которые связанны с неоправданным ростом налоговых обязательств при их осуществлении. Для этих целей на предприятии используется бюджетирование налоговых платежей, позволяющее предопределить налоговые последствия и управление ими при изменениях: показателей выручки и затрат (новые проекты, контракты, организационная реструктуризация).

Практически каждое изменение на предприятии, связанное с финансами, влечет за собой изменение налоговых баз, и, как следствие, финансового результата деятельности экономического субъекта. Некоторые изменения не так существенны, чтобы планировать налоговые последствия: их возможно просчитать и принять решение моментально, к тому же, в случае его неэффективности, финансовые последствия будут незначительны. Крупномасштабные решения нуждаются в составлении бюджетов, анализе доходов и расходов, и налоговых последствий, как составляющей расходов предприятия, которые, порой, не учитываются при составлении планов. Это обусловлено перспективным характером налоговых платежей: необходимость их уплаты наступает не только после принятия решения, но и после извлечения прибыли от проекта, а это немалый период времени. Не включение налоговых платежей в состав бюджетов доходов и расходов предприятия грозит неблагоприятными финансовыми последствиями спустя определенное время и отражается на финансовом результате деятельности экономического субъекта. Поэтому, рекомендуется рассматривать налоговое планирование как важный этап управления организацией для предупреждения на-

логовых последствий и оперативного, а не ретроспективного, вмешательства и усиления внимания руководства еще на этапе принятия того или иного управленческого решения.

Алгоритм бюджетирования налогов состоит из следующих этапов:

1) сбор необходимой информации о проекте;

2) расчет планируемых доходов и расходов от проекта;

3) составление бюджета доходов и расходов;

4) мониторинг изменений законодательства и прогнозов на период реализации проекта для определения основных показателей по расчету налоговых обязательств: объект налогообложение, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок уплаты налога и т. д.;

5) составление налогового бюджета;

6) определение планируемого итогового финансового результата за вычетом налоговых обязательств; расчет соотношения налоговой нагрузки и финансового результата.

Важно отметить, что в рамках управления проектами и оценки их эффективности важно предусматривать такой показатель, как налоговая нагрузка. Под налоговой нагрузкой проекта предлагается понимать соотношение планируемой суммы налогов, сборов, страховых взносов, которые возникают на всех этапах реализации проекта (от генерирования идеи и окончания осуществления проекта), исходя из сведений о планируемых объектах налогообложения, к планируемой сумме общего дохода от проекта без учета НДС. Налоговая нагрузка проекта является показателей, дополняющим информацию бюджета доходов и расходов для целей оценки перспективных затрат организации, связанных с реализацией проекта. Осуществление определение эффективности проекта с точки зрения его налоговых последствий предлагается реализовывать согласно схеме, приведенной на рис. 1.

Рисунок 1— Модель принятия управленческого решения исходя из оценки налоговой нагрузки по проекту

Каждое управленческое решение, связанное с реализацией нового проекта, реструктуризацией бизнеса и другими нововведениями, влечет за собой изменение величины доходов и расходов предприятия. Это, в свою очередь, влияет на налоговые базы, следовательно, и на суммы налоговых платежей, что отражается на конечном финансовом результате деятельности предприятия. При этом рекомендуется установить, что значение финансового результата по проекту, превышающее или равное нулю свидетельствует о рациональности утверждения руководством.

Значение финансового результата менее нуля свидетельствует о нецелесообразности и отвержении проекта. Тем не менее, окончательное решение о принятии или отвержении проекта зависит от высшего руководства предприятия, которое может преследовать цели,

©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license I (https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

Смагина Анастасия Юрьевна ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ...

направленные на долгосрочную перспективу развития предприятия и связанные с повышение рентабельности проекта в будущем, допуская неблагоприятный финансовый результат в настоящем.

Исчисление налоговой нагрузки по проекту предлагается осуществлять путем использования в качестве основы методики, утвержденной Министерством финансов РФ, с дополнительным включением в числитель суммы планируемых страховых взносов, подлежащих уплате с исчисленного дохода работников предприятия. Суммы НДС, планируемые предъявить вычету, а также суммы НДФЛ не входят в состав сумм планируемых налогов по проекту, так как организация фактически не является их плательщиком. Таким образом, налоговую нагрузку по проекту предлагается исчислять как соотношение связанных с проектом и планируемых сумм налогов, сборов, страховых взносов, за исключением НДС к вычету, а также НДФЛ к планируемому доходу от проекта. Значения дохода формируется из бюджета доходов и расходов проекта, в то время как показатели по налогам, сборам и страховым взносам, которые планируется исчислить по конкретному проекту, формируется из данных о налоговом окружении и объектах налогообложения, возникающих с связи с проектом. Следует учитывать временной диапазон налогового планирования для оценки налоговых последствий проекта. Рекомендуемое значение: три года.

Важно отметить, что полученное значение налоговой нагрузки рационально сопоставить с общим результирующим показателей налоговой нагрузки организации за тот же планируемый период. Для этого необходимо установить, каково значение налоговой нагрузки предприятия до осуществления проекта и его уровень по отношению к среднеотраслевым значениям, установленным ФНС РФ. После этого необходимо включить в состав бюджета налогов, сборов и страховых взносов, суммы налоговых обязательств, связанные с реализацией конкретного проекта и рассчитать общую налоговую нагрузку по предприятию. Существенным изменением налоговой нагрузки рекомендуется установить значение более 1,5%, однако данный показатель является индивидуальным и его необходимо рассматривать в соотношении с суммой чистой прибыли, которая будет получена после реализации проекта. При превышении допустимого уровня изменения налоговой нагрузки, рекомендуется пересмотреть потенциальные объекты налогообложения на предмет их минимизации при сформировании налогооблагаемой базы и сокращения налоговой нагрузки проекта.

Налоговое бюджетирование представлено на основе условного примера управления изменениями на предприятии ОАО «Порт Тольятти» по двум ситуациям:

1. Реализация нового проекта в сфере пассажирских перевозок речным транспортом (проект А);

2. Организационная реструктуризация предприятия (проект Б).

ОАО «Порт Тольятти» планирует утвердить новый экскурсионный маршрут Тольятти — Казань — Нижний Новгород - Плес - Ярославль (Проект А) на теплоходе «ОМ» мощностью 450 л.с. Часовой расход топлива главных дизелей - 36 кг/час. Период действия маршрута: с мая по сентябрь.

Регулярность отправления судов: 2 раза в месяц по 16 дней. Теплоход рассчитан на 223 пассажира. Бюджет планируемых налоговых обязательств представлен в таблицах.

Расчет доходов и расходов представлен в табл. 1.

Планируемые налоговые обязательства по данному проекту по отношению к значению планируемого дохода составляют 13%, что является доводом в пользу утверждения проекта. Одновременно, итоговая прибыль от проекта превышает нулевое значение и составляет 43427477,3 руб., что свидетельствует о целесообразности и рациональности утверждения проекта А руковод-

ством ОАО «Порт Тольятти».

Таблица 1 — Бюджет доходов и расходов по проекту А и налоговый бюджет

Основным видом деятельности предприятия ОАО «Порт Тольятти» являются грузовые перевозки и перевалка грузов. Эти направления наиболее прибыльны и почти не зависят от фактора сезонности. Другое направление - пассажирские перевозки - относится к сезонной деятельности: речные пути свободны с мая по сентябрь. Кроме фактора сезонности, пассажирские перевозки пользуются меньшим спросом ввиду дороговизны тарифов по сравнению с другим видом транспорта, а также его специфичностью. Таким образом, пассажирские перевозки не представляются рентабельными как одно из направлений деятельности ОАО «Порт Тольятти».

Иная ситуация, если основным видом деятельности предприятия являются пассажирские перевозки. В этом случае государство обеспечивает субсидирование бизнеса для поддержания данного направления в рамках правительственных программ по развитию перевозок пассажиров речным транспортом (Постановление Правительства Самарской области от 19.12.2012 №2 767). В этой связи, рационально рассмотреть второй проект (проект Б) с точки зрения налогового бюджетирования: организационная реструктуризация ОАО «Порт-Тольятти» - открытие дочернего предприятия. Этот шаг позволит обособленно вести деятельность по речным пассажироперевозкам и увеличить рентабельность за счет снижения общехозяйственных расходов и налоговой нагрузки.

Дочернее предприятие ОАО «Порт Тольятти» должно быть ориентировано на реализацию социально-значимых государственных и региональных программ не только для развития Самарской области в отношении пассажирских перевозок речным транспортом, но и с точки зрения выделения субсидий на данные цели. Так, в соответствии с Концепцией развития речного пассажирского транспорта в Самарской области от 28.02.2015 г. № 123-Р, пунктом 3.4 предусмотрены мероприятия по развитию экскурсионно-туристических услуг, что оказывает влияние не только н увеличение объема туристов в Самарской области, но и повышения качества данных услуг (разновидность маршрутной сети, ре-

Smagina Anastasia Yurievna PROBLEMS OF ACCOUNTING TAX .

©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license 'https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)

гулярность отправления речного транспорта, уменьшение тарифов на поездки и т.д.). Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 677 (ред. от 08.05.2015) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)» предусмотрены условия субсидирования юридических лиц, осуществляющих речные пассажирские перевозки. Среди них:

-наличие лицензии у перевозчика; -оказание услуг по направлениям и тарифам, предусмотренным Правительством Самарской области;

-отсутствие процедуры банкротства или ликвидации в отношении предприятия;

-наличие у получателя на праве собственности или прочем законном основании не менее 12 дебаркадеров;

-осуществление деятельности на территории Самарской области.

В связи с этим, для планирования налоговой нагрузки необходимо определить, сколько судов должно быть в собственности дочернего предприятия, чтобы соответствовать условиям регионального субсидирования.

Для минимизации налоговой нагрузки дочернему предприятию от ОАО «Порт Тольятти» следует предоставить необходимое имущество в продлеваемую долгосрочную аренду, плата за которую не взимается, а рассматривается в виде капитализированного взноса в уставный капитал учреждаемого предприятия. В этом случае, дочернее предприятие избавляется от необходимости обслуживать, ремонтировать и платить налоги в отношении конкретного имущества, что способствует уменьшению расходов, а значит, увеличению прибыли предприятия. Расчет бюджета доходов и расходов представлен в табл. 2.

Таблица 2 — Бюджет доходов и расходов по проекту Б и налоговый бюджет

№ an Планируемые доходы расходы по проекту Б

Наименование расходов Расчет и сумма, руб. Наименование доходов Расчег Сумма руб.

Расходы на проведение дноуглубительных работ и комплекса путевых мероприятий по выставлению знаков навигационного ограждения судового хода в целях обеспечения безопасности перевозки пассажиров внутренним водным транспортом 550600 1 I.: ~и"»-у г в ¿»;т предприятия в размере 50% от пон есенных расходов по перевозке пассажиров речным транспортом 3636120*50% 1313060

2 Топливо и смазочные материалы 1824000 2 Выручка от оказания услуг пассажирам по речным перевозкам, в т.ч.: 1123200 руб.+759000 руб.+960000 руб. 2351200

3 Заработная плата обслуживающему персоналу теплохода и экипажу бмес* 105000 руб.= 630000 21 Экскурсионные туры,в т.ч.: 499500 руб.+632700 руб. 1123200

4 Страховые взносы 630000 руб.*30 %= 1S9000 2.1.1 «Графские развалины» Зраз* 3 мес*37чел за рейс(26+50/2)*562,5 руб. ((750 руб.+375 руб>2) 499500

5 Расходы на техническое обслуживание и ремонт 254000 2.1.2 «Репинские места?) 3 раз*3мес *37чел*712,5руб. (средняя пена за 1 билет) 632700

б Общехозяйственные расходы 1SS520 2.2 прогулки 1 раз в день "92 дня*50чел*1б5 руб.{средняя сена за 1 билет) 759000

2.3 Пригородные маршруты 4 маршрута в день *4S дней* 50 чел *100руб.(в среднем повеем маршрутам) 960000

Итого 3636120 Итого 4669260

Финансовый результат 1033140

Налоговый бюджет

№ п'п Наименование налога или сбора Налоговая ставка Налоговая аза Налог исчисленный Налоговая льгота Натог к уплате

Сумма, руб.

1 ЩС 20% 2416271,19 83254,24 - 433254,24

2 Налогна прибыль 20% 1033140 0662S 20662S

Итого 639332,24

Финансовый результат за вычетом налоговых обязательств 343257,76

Данные, представленные в таблице 2, необходимы для расчета планируемых налоговых обязательств ОАО «Порт Тольятти». Планируется, что дочернее предпри-56

ятие ОАО «Порт Тольятти» находится на общем налоговом режиме и является плательщиком налога на прибыль и НДС. Других налоговых обязательств у нее нет, так как отсутствуют налоговые базы. Так как в соответствии с Письмом Минфина России от 06.02.2015 № 0701-06/4983, субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются. Следовательно, в целях исчисления полученных доходов учитываются и полученные субсидии.

Как видно из расчетов, за 6 месяцев планируемая сумма налоговых обязательств дочернего предприятия ОАО «Порт Тольятти» составляет 14% от суммы планируемого дохода. При этом, финансовый результат превышает нулевое значение, следовательно, руководство ОАО «Порт Тольятти» может принять положительное решение по организационной реструктуризации предприятия и выделению дочернего. Однако расчетные показатели свидетельствуют о большой налоговой нагрузке, что обусловлено налогообложением субсидий государства. Для обоснования необходимости выделения обособленного подразделения ОАО «Порт Тольятти» в отдельное предприятие с точки зрения изменения налоговой нагрузки и финансового результата, рационально рассмотреть бюджеты доходов и расходов, а также налоговый бюджет по направлению деятельности «пассажирские речные перевозки» без учета выделения дочерней компании.

Убыточность деятельности по перевозке пассажиров в рамках ОАО «Порт Тольятти» заключаются не только в отсутствии возможности субсидирования, но и в большой доле общехозяйственных расходов, т. к. распределению подлежат все косвенные расходы предприятия в целом, а не только по направлению перевозки пассажиров. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, несмотря на невысокий показатель прибыли от проекта Б, его утверждение позволит ОАО «Порт Тольятти» дифференцировать виды деятельности и избежать отрицательных финансовых результатов по направлению «пассажирские речные перевозки».

Налоговое бюджетирование является важным механизмом не только для текущего и перспективного управления налоговыми расчетами на предприятии, но также и для оценки необходимости принятия управленческих решений. Однако невозможно рассматривать налоговый бюджет обособлено от бюджета доходов и расходов, потоков денежных средств и т. д. Это связано с тем, что бюджеты взаимосвязаны, и каждый представляет собой информационную базу. Кроме этого, не представляется возможным оценить управленческое решение или проект исключительно с налоговой точки зрения: при отрицательном финансовом результате от проекта, планируемые налоговые обязательства могут быть значительно меньше, чем при финансовом результате в виде прибыли. Тем не менее, сопоставление планируемых налоговых платежей и финансовых результатов, позволит выявить:

- конечный финансовый результат за вычетом всех налоговых обязательств от проекта;

- долю налоговой нагрузки в общем финансовом результате от проекта.

В случае если планируемый конечный финансовый результат превышает нулевое значение, а налоговые платежи составляют более 50% от общего финансового результата, руководство предприятия, может пересмотреть бюджет по проекту для оптимизации налогообложения: рассмотреть варианты уменьшения значения налоговых баз, применения налоговых льгот или, если это возможно, использование другой системы налогообложения. Таким образом, налоговое бюджетирование позволяет топ-менеджерам управлять налоговыми обязательствами и финансовым результатом по проекту еще Humanitarian Balkan Research. 2020. Т. 4. № 2(8)

Смагина Анастасия Юрьевна ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА НАЛОГОВЫХ ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до его утверждения, что дает возможность минимизировать риск принятия неэффективных управленческих решений и заблаговременно подготовить предприятие к налоговым последствиям.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Результаты полученного исследования дополняют существующую методику оценки налоговой нагрузки (М.И. Литвин, М.Н. Крейнина, О.С. Салькова и другие) предприятий в части определения эффективности конкретного проекта с точки зрения налоговых последствий.

Выводы исследования. В ходе проведенного исследования были сделаны выводы о необходимости дальнейшего совершенствования оценки проектов не только с точки зрения их прибыльности, но и с точки зрения их налоговых последствий для организаций. Предложенный алгоритм оценки налоговой нагрузки проекта позволит принять управленческое решение по его реализации, а также оценить, насколько внедренный проект повлияет на изменение общей налоговой нагрузки организации.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Настоящее исследование является основой для дальнейшего освящения проблемы управления проектами с учетом налогового потенциала и позволяет расширять существующие представления о налоговой нагрузке, не только как о показателе, использующимся ФНС РФ для налогового контроля, но и как о внутреннем показателе, представляющим интерес для целей управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронцова Ю.В., Тихонов А.И., Чиняева С.В. Методические аспекты управления стоимостью проекта //Московский экономический журнал. 2020. №5. С. 458-464

2. Тебекин А.В. Эволюция методов управления проектами: мировой опыт и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2017. №24. С. 3969-3991

3. Азарская, М.А. Налоговая безопасность организации и ее обеспечение в системе внутреннего контроля // Учет. Анализ. Аудит. 2017. №6. С. 38-49

4. Панина Е.В., Мордовченков Н.В. Налоговое планирование: консалтинговый аспект // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. №3 (55). С. 54-72

5. Чипуренко Е.В. Налоговая среда и цели налогового планирования организации //Международный бухгалтерский учет. 2015. №13. С. 47-54

6. Салькова О.С. Налоговая нагрузка в системе управления финансами предприятия // Финансы. 2016. № 1. С. 33-38

7. Гончаренко, Л.И., Вишневский В.П. Особенности налогового регулирования в контексте четвертой промышленной революции // Экономика. Налоги. Право. 2020. №1. С. 114-122

8. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Морозова Т.В. Интродуктивность налоговой базы по налогу на прибыль консолидированных групп налогоплательщиков //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 75-78.

9. Вахтина М.А. Прогрессивное налогообложение как инструмент обеспечения стабильности бюджетной системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 2. С. 68-79.

10. Шнайдер О.В., Смагина А.Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 84-89.

11. Пономарев О.В., Гранева Л.А. Некоторые проблемы административной ответственности должностных лиц за нарушения российского законодательсва о налогах и сборах // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 164-167.

12. Никифорова Н.А., Миловидова С.Н. Практика анализа декларации по налогу на добычу полезных ископаемых // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 138-141.

13. Пиканина Г.Т., Сухорукова С.О. Исследование систем налогообложения развитых стран с целью выявления возможности совершенствования налоговой системы России //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 335-340.

14. Сафонова М.Ф. Методика управления рисками финансово-хозяйственной деятельности в организации / М.Ф. Сафонова, К.В. Мовчан //Международный бухгалтерский учет. 2016. 29(275). С.23-32

15. Пименов, Н.А. Налоговые риски: теоретические подходы [Электронный ресурс] / Н.А. Пименов // Экономика. Налоги. Право, 2017. - № 4. - С. 81-86.

16. Миронова, О.А. Основы и взаимосвязь категорий «экономическая безопасность» и «налоговая безопасность»/О.А. Миронова, М.С. Шемякина // Инновационное развитие экономики. - 2015. - №4 (28). -С.125 -131.

The article was received by the editors 02.08.2020

The article was accepted for publication 27.11.2020

©2020 Контент достъпен според лицензията CC BY-NC 4.0 This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license ■ (https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.