УДК 336.228.3
НАЛОГОВЫЙ БЮДЖЕТ ОРГАНИЗАЦИИ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
А. А. Голдина
COMPANY'S TAX BUDGET: GOALS AND FEATURES OF FORMATION
А. A. Goldina
Аннотация. Актуальность и цели. В современных условиях бюджет организации является не только элементом эффективного планирования, но и способом гармонизации финансово-хозяйственных процессов. Особое место в структуре бюджета занимает блок «налоговое планирование», разработка которого направлена на создание грамотной с юридической и экономической позиций системы управления налоговыми потоками, которая одновременно будет отвечать требованиям учетного и налогового законодательства и соответствовать целям деятельности организации. Цель работы - обобщение и развитие практических подходов к формированию модели взаимодействия элементов налогового бюджета организации с учетом требований российского законодательства и международного опыта. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством изучения существующих научных и прикладных вопросов функционирования системы налогового планирования, а также проблемы взаимодействия ее элементов во внутренней и внешней среде экономического субъекта. Методологическую основу исследования составляют системный и структурный подходы, для которых характерно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов бюджетного процесса на уровне организации. Результаты. Исследована и обоснована роль налогового планирования в структуре бюджета организации, уточнена модель взаимосвязи различных блоков бюджетной структуры организации, ориентированная на достижение сбалансированных показателей деятельности экономического субъекта. Выводы. Проведенное исследование позволяет определить комплекс аналитических процедур, реализуемых в рамках бюджетного процесса, направленных на повышение эффективности деятельности экономического субъекта посредством гармонизации информационных потоков финансового, налогового и управленческого учета.
Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация налоговой нагрузки, бюджетирование, налоговый бюджет.
Abstract. Background. In modern economic conditions the organizational budget is not only an element of effective planning, but also the way of harmonization of financial and economic processes. The special place in the structure of company's budget is taken by the «tax planning» block, which is directed for creation of system of tax streams' management competent from a legal and economic position. This system is supposed to correspond the requirements of the accounting and tax law and, at the same time, to satisfy the purpose of organizational activity. The goal of the study is to generalize and to develop the practical approaches for forming of interaction model of tax budget elements inside the organization on a basis of requirements of the Russian legislation and international experience. Materials and methods. Implementation of the research objectives was achieved on the basis of studying of the existing scientific and applied questions of functioning of tax planning system, and also of problem of its elements' interaction in internal and external conditions. Methodology includes the system and structural approaches which are characterized by
complete consideration, establishment of interaction of components or elements of the organizational budgeting. Results. In the article under study the role of tax planning inside the system of company's budget development is investigated and proved. Moreover, the author has specified the model of interrelation of various blocks of company's budgeting focused on achievement of the balanced indicators of economic subject's activity. Conclusions. Examination allows to determine a complex of the analytical procedures within the budgeting aimed for increasing of company's by means of harmonization of information streams of financial, tax and management accounting.
Key words: tax planning, optimization of tax burden, budgeting, tax budget.
Введение
Современный этап развития экономики требует от предприятий повышения гибкости в отношении собственного позиционирования на рынке. Это проявляется как в производственном (необходимость постоянного обновления ассортимента производимой продукции, совершенствование используемого оборудования и технологий производства), так и финансовом (жесткая синхронизация финансовых потоков, оптимизация структуры источников финансирования) направлениях деятельности любого предприятия.
В этих условиях все большую значимость приобретает механизм бюджетирования, представляющий собой технологию финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая включает формирование планов и бюджетов и позволяет анализировать прогнозируемые и полученные с их помощью финансовые показатели [1].
Комплекс задач, решаемый с помощью данного механизма, достаточно широк. При этом важнейшей функцией бюджетирования в системе управленческого учета является систематизация процесса расчета налоговых платежей посредством интеграции данного блока в общую систему бюджетирования предприятия.
1. Специфика формирования налогового бюджета организации
Бюджетирование налогов является расчетно-аналитическим процессом, направленным на установление плановой суммы налоговых платежей, подлежащей уплате организацией в будущих периодах.
Основная задача составления налогового бюджета заключается в необходимости прогнозирования будущего оттока денежных средств посредством выплаты налогов. Такой прогноз позволит своевременно определить необходимую сумму средств для конкретного периода времени и в случае недостаточности их количества привлечь другие источники, что позволит снизить риск возникновения штрафных санкций за неуплату налогов [2].
Планирование налоговой нагрузки находится в прямой зависимости от многих факторов:
- региона, в котором организация осуществляет свою деятельность;
- сферы деятельности;
- условий и масштабов хозяйствования;
- системы налогообложения и др.
Однако перечисленные факторы, как правило, уже учтены при формировании операционного и инвестиционного бюджетов. Следовательно, нало-
говое бюджетирование должно учитывать данные всех центров ответственности организации. Это определяется еще и тем фактом, что для расчета отдельных налоговых платежей недостаточно лишь информации налогового учета (например транспортный налог, для расчета которого необходимы данные о составе транспортных средств в организации).
Специфика разработки налогового бюджета заключается в необходимости расчета базирующихся на системе оперативных бюджетов налогов организации. Так, бюджет налоговых платежей должен составляться с учетом данных бюджетов продажи, закупки материалов, прямых расходов на оплату труда, производственных накладных расходов и т. д.
Кроме того, составляя бюджет налоговых платежей, организация не должна забывать о том, что их значительная часть подлежит исчислению в отчетном периоде, а платится в следующих периодах. Проследить это явление можно путем составления налогового календаря [3].
Указанные особенности бюджетирования налоговых платежей на предприятии показывают необходимость взаимосвязи данного процесса и составления прочих бюджетов в организации и претендуют на особое место в общем процессе бюджетирования.
2. Модель взаимосвязи структурных элементов бюджета организации
Планирование учетных и налоговых показателей осуществляется при составлении операционного и инвестиционного бюджетов. Формирование доходов и расходов и определение чистой прибыли происходит после установления «затратных» налогов и налога на прибыль. Далее составляется график расчета с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и происходит расчет налоговых показателей. После того, как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.
Модель взаимосвязи различных блоков бюджетной структуры организации, формируемая для целей эффективного управления бизнес-процессами, представлена на рис. 1.
Операционный бюджет <—>1
<—> Налоговый бюджет
Инвестиционный бюджет
> /
Бюджет движения денежных средств
Ф V
Прогнозные отчетные Прогноз финансового
формы состояния организации
Рис. 1. Налоговый бюджет в бюджетной системе организации
Начальной точкой формирования налогового бюджета являются данные операционного бюджета: объем продукции, расходы на производство и реализацию, стоимость основных средств, планируемая заработная плата персонала и др.
Важнейшей функцией при установлении планов предприятия является дифференциация затрат, зависящих от объема реализации, на условно-
постоянные и условно-переменные [4]. Для целей бюджетирования в системе управленческого учета целесообразно разделять налоги на:
- постоянные налоговые затраты, к которым относятся единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог, плата за землю;
- переменные налоговые затраты, включающие налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.
Налоговым кодексом РФ определены объекты налогообложения по различным налогам. Учитывая требования законодательства, а также специфику бюджетного процесса, следует сформировать информационную базу для определения плановых налоговых платежей. В табл. 1 произведена группировка бюджетов для расчета основных видов налогов.
Таблица 1
Информационная база налогового бюджета
Налог Объект налогообложения [5] Бюджет
Налог на добавленную стоимость В общем случае налог исчисляется, исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 146 НК РФ) Бюджет продаж
Налог на доходы физических лиц Доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст. 210 НК РФ) Бюджет прямых затрат труда (заработная плата производственного персонала); бюджет коммерческих расходов (заработная плата торговых агентов, менеджеров по продажам); бюджет постоянных расходов (заработная плата административно - хозяйственного персонала)
Обязательные страховые взносы Доходы налогоплательщика, получаемые им из различных источников (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»)
Налог на имущество организаций Недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (пп. 1-3 ст. 374 НК РФ) Бюджет основных средств и нематериальных активов; бюджет инвестиций (в части освоенных капитальных вложений)
Налог на прибыль Прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ) Бюджет-расчет финансовых результатов деятельности организации
Планирование налоговой нагрузки в рамках системы бюджетирования предполагает осуществление текущего и последующего анализа и контроля. Изменения налогооблагаемой базы (в соответствующих статьях операцион-
ного, инвестиционного и финансового бюджетов), причинами которых могут выступать рост или сокращение доходов и расходов по сравнению с прогнозируемыми величинами, незапланированное получение имущества, изменение налогового законодательства и другое, влияют на динамику показателей налогового бюджета [6].
В связи с этим налоговый бюджет, входящий в состав годового сводного бюджета предприятия, целесообразно разбивать на краткосрочные планы (помесячно или поквартально). Такая схема позволит постоянно отслеживать изменения основных бюджетных показателей и производить корректировку плановых налоговых платежей, что, в свою очередь, даст возможность своевременно перестроить финансовые потоки в целях недопущения просрочки какого-либо платежа и будет способствовать стабильности финансового состояния.
Заключение
Бюджетирование налоговых показателей является важнейшим инструментом интеграции управленческой и налоговой учетных подсистем, расширяющим диапазон своего функционирования в целях решения тактических и стратегических задач налогового планирования.
Список литературы
1. Ануфриев, В. Е. О реформировании российской системы бухгалтерского учета и отчетности / В. Е. Ануфриев // Бухгалтерский учет. - 1998. - № 8. - С. 12-17.
2. Васильева, М. В. Характеристика методов налогового анализа / М. В. Васильева // Совершенствование теории и методологии налогового менеджмента и налогового администрирования в условиях нивелирования международных экономических отношений : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (25-26 июня 2009 г.). -Орел : ОрелГТУ, 2009. - Т. 1. - С. 158-163.
3. Бодрова, Т. В. Теория и методология формирования системы управленческого учета для целей налогообложения : дис. ... д-ра экон. наук / Бодрова Т. В. - Орел, 2008. - 302 с.
4. Волошин, Д. А. Проблемы организации систем управленческого учета на предприятиях / Д. А. Волошин // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. -№ 22. - С. 52-57.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
6. Башкатов, В. В. Налоговые расчеты в системе управленческого учета : дис. . канд. экон. наук / Башкатов В. В. - Краснодар, 2013. - 247 с.
Голдина Анна Александровна кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Goldina Anna Alexandrovna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University
УДК 336.228.3 Голдина, А. А.
Налоговый бюджет организации: задачи и особенности формирования /
А. А. Голдина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 1 (13). - С. 43-47.