— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.9.9.020 УДК 34.09
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ
Матвеева Т.П.
Владимирский юридический институт ФСИН России
Аннотация. Актуальность данной публикации заключается в том, что в ней проведен правовой анализ нормативно-правового регулирования рынка труда иностранных граждан в Российской Федерации. Автор обозначил проблемы миграции иностранных работников и их пребывание на территории России при вступлении в трудовые отношения.
Наше государство и создает определенные правовые механизмы по облегчению оформления, въезда, пребывания иностранных граждан на территории РФ, но этого не достаточно. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и российскими работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов. Также. следует повысить ответственность за нарушение миграционного законодательства, усилить контроль за внешней и внутренней миграцией, пресечь коррупционные действия в этой области.
Выдвинуто предложение об усовершенствовании миграционного законодательства.
Ключевые слова: иностранные граждане, визовый режим, иммиграционные потоки, трудовая деятельность, безвизовый режим.
PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF FOREIGN CITIZENS IN RUSSIA
Tamara P. Matveeva
Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
Annotation. The article provides a legal analysis of the legal regulation of the labor market of foreign citizens in the Russian Federation. The author outlined the problems of migration of foreign workers and their stay on the territory of Russia when entering into labor relations. A proposal has been put forward to improve migration legislation.
Our state creates certain legal mechanisms to facilitate the registration, entry, and stay of foreign citizens on the territory of the Russian Federation, but this is not enough. As a result, prerequisites are created both for unintentional violations of the law by foreign workers and Russian employers, and for their conscious use of various illegal approaches. It is also necessary to increase responsibility for violation of migration legislation, strengthen control over external and internal migration, and stop corrupt actions in this area.
Keywords: foreign citizens, visa regime, immigration flows, labor activity, visa-free regime.
Введение.
Право на свободный выбор профессии или рода деятельности в Российской Федерации закрепляется в статьях 34 и 37 Конституции РФ.
Анализируя рынок труда можно сказать, что он развивается по тем же требованиям, что и рынок товаров и услуг. Только спрос и предложение здесь определяет особый товар - работниками. Спрос на рабочую силу может формировать ценовую политику на нее. Если предложений много, то и цена может быть ниже.
Нестабильность экономической ситуации в нашей стране, в странах дальнего и ближнего зарубежья порождают приток иностранной рабочей силы на территорию государства. Беженцы,
переселенцы, да и просто мигранты из других стран, особенно из бывших республик Советского Союза в последнее время прибывают в Россию в поисках работы.
Обострившаяся социально-экономическая ситуация, нестабильность, социальные конфликты на почве рассизма; к тому же, и политическое положение таких республик, как Таджикистан, Узбекистан, Украина и других заставила иностранных граждан устраиваться даже на низкооплачиваемые работы.
Обсуждение.
Иностранные граждане и раньше приезжали в РФ, но ситуация отслеживалась государством, ограничивая число мигрантов.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Непредсказуемость рынка труда, снижение производств, отсутствие мотивации, низкие зарплаты и большой приток дешевой рабочей силу в настоящее время характеризуют российский рынок труда. Когда работодатели приглашают высококвалифицированных специалистов на работу, то это - положительный момент, это способствует развитию экономики. В сложившейся же сейчас ситуации миграционные потоки стали носить глобальный характер. Ситуация значительно обострилась особенно в последнее время, когда нахлынул поток низкоквалифицированных работников, неофициально устраивающихся на работу, беженцев, переселенцев.
Нестабильность трудового рынка, социального положения иностранных граждан, отсутствие гарантий в сфере трудовых отношений обостряют, к тому же. и политическую ситуацию в нашей стране.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию РФ, закреплено в российском законодательстве (Федеральной закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») [3], в Трудовом кодексе РФ (гл. 50.1) [2] и иных нормативных правовых актах.
Трудовая деятельность иностранцев в нашем государстве определяет, что иностранный гражданин или лицо без гражданства имеет право устраиваться на работу в Российской Федерации по найму, но, в этом случае, должны соблюдаться все условия, которые определяют его правовое положение в соответствии с российским законодательством.
Иностранный гражданин может пребывать на территории РФ, имея приглашение на въезд, который дает право на оформление визы и миграционной карты.
Визовый режим, определяющий нахождение на территории Российской Федерации, установлен для большинства стран. Например, граждане стран - членов ЕС с 2022 года в обязательном порядке должны иметь визу. И в соответствии с ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ о правовом положении иностранных граждан, срок временного пребывания в нашей стране указывается в визе. С некоторыми государствами у РФ заключено соглашение о безвизовом режиме. Граждане этих государств, например, Узбекистана, Таджикистана, ДНР, ЛНР, стран ЕАЭС могут въехать на территорию нашего государства без визы. Это в последнее время значительно увеличило иммиграционный поток в Россию, что создало определенные трудности среди населения и потребовало от государства поиска новых путей решения возникающих в связи с этим проблем, как в трудовой, так и в социальной сфере.
Например, за 2022 год в РФ с целью поиска работы прибыло 3,47 млн иностранных граждан,
что значительно больше, чем в 2021 году. По аналитическим данным аудиторско-консалтин-говой сети РтЕхрег^а каждый четвертый иностранец прибывал в поисках трудоустройства [4].
Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.
Работодателем для иностранца в России может выступать не любое физическое или юридическое лицо, а только те из них, которые получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но в большинстве случаев , н арушая трудовое законодательство, работодатели привлекают иностранных работников не легально, или часто трудовые правоотношения заменяются гражданско-правовыми в рамках договора об оказании услуг. В соответствии с ч. 3 ст. 13 федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», для привлечения иностранного гражданина для выполнения необходимых услуг по гражданско-правовому договору заказчик таких работ и услуг также должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Для заключения с иностранцем договора (трудового или гражданско-правового), с одной стороны, работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а с другой - работник должен иметь разрешение на работу или оформить патент. К тому же, работодатель должен заплатить государственную пошлину за каждого привлекаемого иностранца, которого он планирует взять на работу в размере 10000 рублей, кроме всего государственная пошлина для получения разрешения на работу из миграционной службы составляет еще 3500 рублей [2].
Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения, так как труд таких рабочих стоит дешевле по сравнению с гражданами России, их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Часто использование иностранной рабочей силы работодателями осуществляется без оформления документов, тем самым ограничивая их правовой статус и социальные гарантии, предусмотренные российским трудовым законодательством. Например, несмотря на трудности въезда и оформления за 2022, по ста© Матвеева Т.П.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
тистике МВД РФ 11,8 млн иностранных работников было поставлено или перерегистрировано на учете в миграционной службе МВД РФ. И более 40 % мигрантов зарегистрировалось в Москве и Московской области [5].
Поэтому можно сказать, что одной из важных проблем в России является проблема нелегальной миграции.
Также, среди серьезных проблем, связанных с миграционными потоками, можно назвать обострение с каждым годом криминогенной обстановки. По данным МВД, в стране с начала 2023 года число преступлений, совершенных мигрантами увеличилось почти на 6,3 % [5]. Но нельзя сказать, что это касается только российского общества. Нестабильность политической обстановки и сложная криминогенная ситуация наблюдается во всем мире.
Определенные проблемы возникают также в связи с медленной интеграцией мигрантов в российское общество. Низкий социальный статус, отсутствие нормального образования, определяет им устройство лишь на низкооплачиваемые неквалифицированные работы. К тому же, этим пользуются отдельные работодатели, так как наш работник не станет работать за низкую зарплату.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Результаты.
На основании изложенного следует констатировать, что свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. Хотя, наше государство и создает определенные правовые механизмы по облегчению оформления, въезда, пребывания иностранных граждан на территории РФ, но этого не достаточно. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и российскими работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов. Также, следует повысить ответственность за нарушение миграционного законодательства, усилить контроль за внешней и внутренней миграцией, пресечь коррупционные действия в этой области.
Заключение. Устранение многих проблем, связанных с трудовой занятостью иностранных граждан в России, согласование спроса и предложения на рабочую силу, совершенствование современной миграционной политики позволит не только снизить миграционную ситуацию в государстве, стабилизировать рынок труда, помочь иностранным работникам быстрее интегрироваться в современное общество, но и укрепит экономику государства.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. URL : http://aero.garant.ru/internet/?utm_source=base&utm_medium=button&utm_content=Poluchit_demo&utm_ca mpaign=knopka-v-shapke (дата обращения 10.09.2023).
2. Налоговый кодекс РФ часть 2 от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ ( пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). URL : https://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». URL : https://base.garant.ru/184755
4. Приток мигрантов в РФ. 2023 г. URL : https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2023/pritok-trud-migrant-2022
5. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации. URL : https://мвд.рф/ dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/40830191
References:
1. The Labor Code of the Russian Federation: Federal Law № 197-FZ of December 30, 2001. URL : http://aero.garant.ru/internet/?utm_source=base&utm_medium=button&utm_content=Poluchit_demo&utm_ca mpaign=knopka-v-shapke (date of the application 09/10/2023).
2. Tax Code of the Russian Federation Part 2 of August 5, 2000 N 117-FZ (item 23, item 1 of Article 333.28 of the Tax Code of the Russian Federation). URL : https://www.consultant.ru
3. Federal Law № 115-FZ of 25.07.2002 «On the legal status of foreign citizens». URL : https:// base.garant.ru/184755
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
4. The influx of migrants to the Russian Federation. 2023. URL : https://finexpertiza.ru/press-service/resear ches/2023/pritok-trud-migrant-2022
5. Statistical data on the migration situation in the Russian Federation. URL : https://MBfl.p<£/dejatelnost/statis tics/migracionnaya/item/40830191
Информация об авторе
Матвеева Тамара Павловна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир [email protected]
Tamara P. Matveeva
Senior Lecturer of the Department of Private Law Disciplines, Vladimir Law Institute
of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir [email protected]