ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ И
ВЫПУСКНИКОВ
Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент Ю.С. Баранова, студент В.А. Япрынцева, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-162-165
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема занятости молодёжи, составляющей основной потенциал социально-экономических процессов. На основе вторичных исследований обобщены тенденции в сфере занятости российской молодёжи, определены требования современного рынка труда к молодым специалистам. На основе выявленных проблем при трудоустройстве молодёжи, авторами определены дальнейшие пути совершенствования процесса содействия занятости студенческой молодёжи и выпускников.
Ключевые слова: занятость выпускников, рынок труда, молодёжь, трудоустройство.
Анализ проблем трудоустройства молодёжи является актуальной темой, так как напрямую влияет на современный российский рынок труда.
В настоящий момент наблюдается широкое внедрение процессов цифровизации в различные сектора экономики. Это, в свою очередь, меняет содержание профессиональной деятельности и предъявляет соответствующие требования к знаниям и умениям персонала, способного адаптироваться и эффективно работать в условиях цифровой экономики.
Выпускники вузов представляют собой особую социальную группу, которая с одной стороны, в силу возраста быстрее приспосабливается к изменениям и в меньшей степени боится всего нового, с другой стороны, не обладает необходимыми компетенциями и опытом, обладает чертами прекарности. В результате достаточно часто студенческая молодёжь и выпускники вузов сталкиваются с дискриминацией на рынке труда.
Дискриминация по возрасту называется эйджизмом (от англ. age - возраст), в основе которого лежат негативные стереотипы, связанные с возрастом. Несмотря на то, что эйджизм часто связывают с дискриминацией людей предпенсионного и пенсионного возраста, в отношении молодых соискателей он тоже имеет место. Так,
многие работодатели отказывают студентам и выпускникам в найме из-за отсутствия необходимого опыта и нежелания вкладывать ресурсы в развитие потенциала таких сотрудников [1]. Многие работодатели предпочитают искать выпускников, которые не требуют длинных дополнительных этапов обучения, когда они начинают работу.
Особенностью молодёжи при выходе на рынок труда, является структурность жизненного цикла личности, которая препятствует раннему стратегическому планированию профессиональной карьеры. Так как молодые люди в начале своей трудовой жизни часто ищут работу, которая бы удовлетворяла их материальные потребности, это повышает вероятность краткосрочных трудовых отношений, что часто невыгодно работодателю, затрачиваемому средства на подбор и отбор персонала.
Многие работодатели отмечают несоответствие между подготовкой выпускника и требованиями рынка труда с учётом региональной специфики, аргументируя это тем, что в процессе обучения студенты получают много сухой теоретизированной информации, которая не обеспечивает востребованность на рынке труда. При трудоустройстве и прохождении испытательного срока лишь немногие студенты демонстрируют практические навыки.
Направление подготовки является одним из основных факторов дифференциации заработных плат и возможности трудоустройства молодёжи. Сейчас на рынке труда высокий запрос на специалистов с техническими навыками, ключевую ценность имеют специалисты с цифровыми навыками, необходимыми для реализации инновационного потенциала экономики. Наиболее востребованы выпускники в отрасли математики и компьютерных наук (27,2% всех выпускников вузов в 2018 г.), они же являются лидерами по оплате труда: 102,1 тыс. руб. среди бакалавров и 123,7 тыс. руб. среди магистров). Также высокую долю трудоустроенных составляют медики - 84%, однако их зарплата ниже, чем в области математики и компьютерных наук, даже несмотря на выплаты в период распространения коронавирусной инфекции - 66,2 тыс. руб.
По данным выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, проводимого Федеральной службы государственной статистики в 2021 г., каждый четвёртый выпускник, получивший высшее образование, не работает по специальности [2]. По данным Росстата, наивысшие показатели соответствия работы трудоустроенных выпускников 2019-2021 гг. специальности, полученной в вузе, наблюдаются по направлениям подготовки «фундаментальная медицина» (100%), «науки о здоровье и профилактическая медицина» (100%), клиническая медицина (97%), сестринское дело (93%), ветеринария (92%), фармация (91%). Наименьшие показатели соответствия работы трудоустроенных выпускни-
ков 2019-2021 гг. специальности, полученной в вузе зафиксированы по направлениям подготовки «социология и социальная работа» (44%), «промышленная экология и биотехнологии» (47%), «промышленная экология и биотехнологии» (47%), «управление в технических системах» (51%), «сельское, лесное и рыбное хозяйство» (53%).
Дифференциация регионов РФ по социально-экономическому развитию влияет на размер заработных плат выпускников. По данным исследования НИУ ВШЭ [3], 40% выпускников вузов меняют регион проживания после получения образования из-за разницы в стартовой заработной плате. Лидером по показателю нормированной заработной платы является Северозападный Федеральный округ, опережающий общероссийский показатель на 15% (в данном случае лидерство определяется не только высоким уровнем заработной платы, но и более низкой стоимостью жизни). Близость некоторых регионов к мегаполисам (Москва, Санкт-Петербург) также влияет на межрегиональную трудовую мобильность выпускников. Так, близость Калужской области к Московской агломерации приводит к трудовой миграции населения [4; 5], причём часть выпускников полностью переезжают в Москву, другие выбирают путь маятниковой миграции, когда зарабатывают в Москве, а тратят в Калужской области [6].
По данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, выпускники вузов 2021-2023 гг. оценили сложность поиска работ на 6,7 балла из 10 [7].
Рис. 1. Наиболее частые трудности выпускников вузов при поиске работы [7]
Основная проблема, с которой сталкиваются выпускники вузов при первом поиске работы - это отсутствие опыта (в 2023 г. этот показатель составил 69%). Положительной тенденцией является снижение данного показателя на 6% по сравнению с 2021 г.
Согласно опросу, проведённому компанией HeadHunter, около 93% работодателей предпочитают не брать на работу студенческую молодёжь и выпускников, однако, по их мнению, отсутствие опыта является не первостепенным фактором (его отметили только 37% респондентов). Отказ в трудоустройстве работодатели объясняют безответственностью (70% опрошенных), недисциплинированностью (56%), и высокими зарплатными ожиданиями молодых сотрудников (45%), неумением воспринимать критику (30%). В целом, работодатели отмечают инфантилизм молодёжи, боязнь брать на себя ответственность, неготовность к переработкам. О своей готовности принять на работу молодёжь в возрасте 18-24 лет заявили лишь 13% работодателей (в основном это касается мелкого и среднего бизнеса, связанного с торговлей), отметившие преимуществами данной возрастной категории отсутствие семьи, креативность, энергичность, готовность обучаться, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Иссле-
умения работать с целевыми группами в социальных сетях, что часто востребовано при продвижении продукции [8].
По мнению министра труда и социальной защиты РФ А.О. Котякова [9], на сегодняшний момент выпускники вузов и СПО, испытывают трудности с трудоустройством по специальности. Решать эту проблему необходимо совместно с работодателями путём разработки прогноза рынка труда на шестилетнюю перспективу с учётом развития технологий и новых профессий. Это позволит сформировать понимание контрольных цифр приёма в вузы и учреждения СПО и изменить подход к прогнозированию подготовки специалистов и преподавательского состава.
Таким образом, анализ показал, что проблемы трудоустройства студенческой молодёжи и выпускников зависят от многих факторов, основными из которых являются отсутствие практических навыков и опыта работы, невостребованность отдельных профессий, наличие завышенных ожиданий у выпускников. Для содействия занятости студенческой молодёжи и выпускников необходимы новые акценты в государственной политике занятости, стимулирование работодателей к прохождению стажировок студентами или выпускниками, что позволит молодёжи получить практические навыки.
дователи отмечают наличие у молодёжи
Библиографический список
1. Субботина Т.Н. Анализ эйджизма на рынке труда: возрастная дискриминация / Т.Н. Субботина, Н.Л. Асатрян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 12-2(94). - С. 169-174.
2. Анализ различных аспектов трудоустройства выпускников - 2021: статистический бюллетень (монография) / под науч. ред. К.Э. Лайкам и др. Российский государственный социальный университет, 2022. - 179 с.
3. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы / науч. ред. С.Ю. Рощин. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. - 160 с.
4. Субботина Т.Н. Актуальные проблемы рынка труда Калужской области / Т.Н. Субботина // Научные труды КГУ им. К.Э. Циолковского. - Калуга, 2015. - С. 189192.
5. Лазарева А.А. Повышение уровня и качества жизни населения как приоритетная задача государственного управления в регионе / А.А. Лазарева, Н.Ю. Чаусов // Russian Economic Bulletin. - 2021. - Т. 4, № 5. - С. 253-259.
6. Субботина, Т.Н. Анализ регионального рынка труда (на примере Калужской области) / Т.Н. Субботина // Научные труды КГУ им. К.Э. Циолковского. - Калуга, 2016. - С. 129133.
7. Выпускники вузов стали реже жаловаться на сложности трудоустройства // Superjob.ru. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.superjob.ru/research/articles/114233/vypuskniki-vuzov-stali-rezhe-zhalovatsya-na-slozhnosti-trudoustrojstva/ (дата обращения: 16.12.2023).
8. Медведева О.С. Маркетинг в социальных сетях: тенденции и перспективы / О.С. Медведева, Е.В. Лукашина // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2020. - № 3 (29). - С. 8-12.
9. Котяков назвал трудоустройство по специальности проблемой для выпускников // РИА Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20231123/trudoustroystvo- 1911419922.html?ysclid=lqc6x1x9gs404316284 (дата обращения: 16.12.2023).
PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF STUDENTS AND GRADUATES
T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Y.S. Baranova, Student V.A. Yapryntseva, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article deals with the actual problem of youth employment, which is the main potential of socio-economic processes. On the basis of secondary research, trends in the employment of Russian youth are summarized, and the requirements of the modern labor market for young professionals are determined. Based on the identified problems in youth employment, the authors have identified further ways to improve the process ofpromoting the employment of students and graduates.
Keywords: graduate employment, labor market, youth, employment.