Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства слабозащищенных слоев населения в Ульяновской области'

Проблемы трудоустройства слабозащищенных слоев населения в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / СЛАБОЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / POORLY PROTECTED SEGMENTS OF THE POPULATION / СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / JOB CREATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова Екатерина Владимировна, Тянькина Наталья Александровна

В статье рассмотрены распространенные проблемы слабозащищенных слоев населения: молодежи, родителей с малолетними детьми, инвалидов (лиц с ограниченными возможностями), а также лиц пожилого возраста при трудоустройстве, на примере Ульяновской области; определены основные экономические последствия молодежной безработицы; проведен анализ создания новых рабочих мест на предприятиях различных отраслей в Ульяновской области. Определены такие пути решения данной проблемы, как: создание в регионе новых рабочих мест, рассмотрение системы заработной платы, контроль администрацией за выполнением планов, способные приносить пользу Ульяновской области. Предложено решение задач на предстоящий период для трудоустройства инвалидов (лиц с ограниченными возможностями) на уже имеющихся рабочих местах в Ульяновской области, а также создание для них новых рабочих мест в рамках государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014-2020 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Новикова Екатерина Владимировна, Тянькина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of employment of vulnerable groups of the population in the Ulyanovsk region

The article deals with the common problems of vulnerable segments of the population: youth, parents with young children, disabled (persons with disabilities), as well as elderly people in the process of employment, on the example of the Ulyanovsk region; the main economic consequences of youth unemployment; the analysis of the creation of new jobs in enterprises of various industries in the Ulyanovsk region. The ways of solving this problem are as follows: creation of new jobs in the region, consideration of the wage system, control by the administration for the implementation of plans which can give benefits to the Ulyanovsk region. The solution of tasks for the forthcoming period for employment of disabled people (persons with disabilities) in existing workplaces in the Ulyanovsk region, as well as the creation of new jobs for them within the state program of the Ulyanovsk region "Social support and protection of the population of the Ulyanovsk region" for 2014-2020 is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства слабозащищенных слоев населения в Ульяновской области»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

Проблемы трудоустройства слабозащищенных слоев населения в ульяновской области

В статье рассмотрены распространенные проблемы слабозащищенных слоев населения: молодежи, родителей с малолетними детьми, инвалидов (лиц с ограниченными возможностями), а также лиц пожилого возраста при трудоустройстве, на примере Ульяновской области; определены основные экономические последствия молодежной безработицы; проведен анализ создания новых рабочих мест на предприятиях различных отраслей в Ульяновской области. Определены такие пути решения данной проблемы, как: создание в регионе новых рабочих мест, рассмотрение системы заработной платы, контроль администрацией за выполнением планов, способные приносить пользу Ульяновской области. Предложено решение задач на предстоящий период для трудоустройства инвалидов (лиц с ограниченными возможностями) на уже имеющихся рабочих местах в Ульяновской области, а также создание для них новых рабочих мест в рамках государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 20142020 годы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудоустройство, слабозащищенные слои населения, создание рабочих мест

Введение

Наиболее значимый метод обеспечить своё существование экономически, а кроме того, факт реализации собственных возможностей (в том числе и творческих), трудовая деятельность для каждого человека, является приобщением к социальным ценностям. Осознавать свою уникальность, ценить себя, являться полной составляющей современного общества - все это, без исключения, дает каждому гражданину работа [4, с. 41] (Бе^отазоуа, 2015).

В части 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Однако на практике реализовать данное право удается далеко не всегда. Особые сложности,

Новикова Е.В.1, Тянькина Н.А. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

problems of employment of vulnerable groups of the population in the ulyanovsk region

Novikova E.V.1, Tyankina N.A. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

связанные с реализацией права на труд, возникают у лиц, чьи способности к труду ограничены в связи с состоянием их здоровья или социальным статусом.

В связи с этим возникает потребность в решении такого важного вопроса, как выявление проблем трудоустройства и занятости слабозащищенных слоев населения в условиях нынешнего общества и путей их разрешения в Ульяновской области.

Под слабозащищенными слоями населения понимают представителей молодого поколения, женщин с малолетними детьми, лиц-инвалидов, а также лиц пожилого возраста.

Описание и анализ проблемы

Проблема безработицы молодежи является первоочередной среди экономических и социальных проблем XXI века как в регионах России, так и в целом в стране и за рубежом, поскольку одним из выдающихся факторов экономического и социального развития любой страны является социокультурное и профессиональное становление именно молодежи. В условиях рыночной экономики именно этот сегмент населения чаще сталкивается с проблемами трудоустройства.

Данные Международной организации труда свидетельствуют, что проблема занятости и трудоустройства молодежи приобрела глобальные масштабы. Россия также не является в этом исключением, а социально-экономические проблемы регионов имеют угрожающий характер и влияют на развитие трудового потенциала государства.

В настоящее время молодому поколению и людям с богатым опытом в професси-

ABSTRACT:_

The article deals with the common problems of vulnerable segments of the population: youth, parents with young children, disabled (persons with disabilities), as well as elderly people in the process of employment, on the example of the Ulyanovsk region; the main economic consequences of youth unemployment; the analysis of the creation of new jobs in enterprises of various industries in the Ulyanovsk region. The ways of solving this problem are as follows: creation of new jobs in the region, consideration of the wage system, control by the administration for the implementation of plans which can give benefits to the Ulyanovsk region. The solution of tasks for the forthcoming period for employment of disabled people (persons with disabilities) in existing workplaces in the Ulyanovsk region, as well as the creation of new jobs for them within the state program of the Ulyanovsk region "Social support and protection of the population of the Ulyanovsk region" for 2014-2020 is proposed.

KEYWORDS: employment, poorly protected segments of the population, job creation

JEL Classification: J20, J22, J23 Received: 07.06.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Novikova E.V. (katek_ev@mail.ru)

CITATION:_

Novikova E.V., Tyankina N.A. (2018) Problemy trudoustroystva slabozaschischennyh sloev naseleniya v Ulyanovskoy oblasti [Problems of employment of vulnerable groups of the population in the Ulyanovsk region]. Ekonomika truda. 5. (2). - 453-464. doi: 10.18334/et.5.2.39172

ональной деятельности непросто найти работу с надлежащей и приличной оплатой труда, с соблюдением условий труда, в соответствии с трудовым Законодательством, особенно в момент мирового кризиса. У граждан имеются более высокие шансы попасть в круг достойных работников, которые имеют хоть какой-то опыт работы, по сравнению с молодежью, у которой отсутствуют влиятельные родители или знакомые, способные посодействовать им в трудоустройстве, найти им приличную работу в нормально функционирующей и стабильной организации. На сегодняшний день каждый второй человек, находящийся в активном поиске работы, сталкивается с такой проблемой [1, с. 56] (Borodyanskiy, Kuzmin, 2013).

Рассмотрим самые распространенные проблемы, возникающие у молодежи, при трудоустройстве, на примере Ульяновской области (табл. 1).

Таблица 1

Проблемы трудоустройства молодежи в ульяновской области

Проблема характеристика

Отсутствие опыта практической деятельности по специальности Обязательным условием приема на работу практически в каждой компании является наличие трехлетнего стажа работы по указанной специальности. Если у кандидата отсутствует необходимый практический опыт, то он считается неподходящей кандидатурой на свободное место. Теоретических знаний на сегодняшний день недостаточно для того, чтобы совершенно выполнять функциональные обязанности.

Завышенные требования к кандидату, претендующему на место работы, которое пользуется спросом на рынке труда Чем выше заработная плата, тем профессия популярнее и востребование, а соответственно, тем и выше количество кандидатов на должность. В свою очередь, чем больше кандидатов, тем выше требования работодателей.

Недоработка и халатное выполнение своих функций отделов по работе с персоналом

Источник: [5]

ОБ АВТОРАХ:_

Новикова Екатерина Владимировна, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, кандидат экономических наук (katek_ev0mai[.ru)

Тянькина Наталья Александровна, студент кафедры управления человеческими ресурсами (Tyankinanatasha19960mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Новикова Е.В., Тянькина Н.А. Проблемы трудоустройства слабозащищенных слоев населения в Ульяновской области // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 2. - С. 453-464. doi: 10.18334/et .5.2.39172

Безработица среди молодежи снова находится на подъеме в условиях возобновления неопределенностей по поводу темпов глобального экономического роста.

Стоит отметить, что молодые лица, которые испытывают безработицу с самого начала своей профессиональной жизни, подвергаются гораздо большему риску и по другим видам социальных проблем: ухудшение здоровья, питания и дефицит внимания к детям, склонность к преступному поведению.

Социальное расслоение становится значительно заметней в различии уровня занятости разных возрастных групп, а это неизбежно оказывает влияние на снижение рождаемости среди молодого населения.

Переход к экономической независимости среди молодежи становится все более сложным, затяжным и тяжелым. К особенностям рынка труда молодежи в настоящее время можно отнести постоянно изменяющиеся требования к практическим навыкам кандидатов, структурные изменения в сфере занятости, а также миграционные процессы и, как следствие, поляризация семейных наследий.

Поэтому среди основных экономических последствий молодежной безработицы можно выделить: рост расходов на пособие по безработице; пустую трату средств государственного бюджета на обучение специалистов, которые потом остаются невостребованными; рост объема расходов на пособие по безработице; снижение уровня ВВП; снижение уровня жизни населения данной категории и др. [3, с. 100] (Novikova, 2011).

Для устранения негативных последствий молодежной безработицы и предупреждения его развития в будущем необходимо: создать систему профессиональной ориентации, которая обеспечила бы возможности максимального развития способностей ребенка и с малых лет адаптировала ее к условиям рынка труда, воспитывала чувство ответственности за свое будущее и будущее общества в целом; наладить тесные связи сотрудничества молодежи и работодателей, в том числе участие последних в планировании учебного процесса студентов; создать дополнительные рабочие места, способствовать организации молодежью собственного бизнеса, реализации собственных креативных проектов и др.

Рассмотрим наиболее существенные проблемы при трудоустройстве инвалидов (людей с ограниченными возможностями) по данным официального сайта Губернатора и Правительства Ульяновской области [6].

Интересы, желания, потребности и многое другое у людей-инвалидов совпадают с интересами, желаниями и потребностями здоровых людей. Но главное отличие состоит в том, что инвалидам приходится ежедневно доказывать, что они могут трудиться наравне, а то и лучше здоровых людей.

В обществе до сих пор наблюдается дискриминация инвалидов на работе, которая включает в себя продвижение по службе, прохождение повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Для этого необходимо более подробно остановиться на проблеме трудоустройства инвалидов, так как до недавнего времени инвалиды (люди с ограниченными возможностями) вообще как трудовой ресурс не рассматривались.

Экономический рост, осознание здоровыми людьми потребностей инвалидов в самореализации, замена физического труда умственным, стремительное развитие информационных технологий привели к тому, что инвалидов стали признавать в качестве соискателей разнообразной работы.

Проблемы с трудоустройством инвалидов вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» - программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами - в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но речь идет не только о стандартных приспособлениях - специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. В городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их. И как бы там ни было, но схема работает - каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности - они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще одна категория лиц, относящаяся к слабозащищенным, - родители с несовершеннолетними детьми, и в первую очередь - матери-одиночки, эта категория требует особого внимания.

Среди ищущих работу родителей с детьми женщин намного больше, чем мужчин. Тем более что с детьми дошкольного возраста устроиться на работу сложнее, чем с более старшими.

Сложности трудоустройства данной категории населения связаны с тем, что, с одной стороны, в базе вакансий службы занятости населения по Ульяновской области сейчас практически нет работы с гибким графиком или надомной работы, а с другой стороны, детские сады сейчас стали принимать детей с более позднего возраста, до 3-х лет устроить детей в ясли проблематично, семьям нужно собрать справки на рассмотрение комиссии. (на самом деле отсутствие ясельных групп это издержки выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» п.1 (в) достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет). Более того, очереди большие, поэтому не всегда удается даже в 3 года ребенка отправить в садик.

Но даже если у женщины нет проблемы, с кем оставить ребенка, то не всегда удается убедить работодателя в том, что она не будет брать больничный лист или отпуск за свой счет.

В то же время женщина с несовершеннолетним ребенком чаще всего рассматривает вакансии по территориальной удаленности, чтобы работа была близко к дому, невзирая на специальность и квалификацию, а вакансий с неполным рабочим днем практически нет, имеющиеся же предлагают неквалифицированный рабочий труд, но и таких очень мало.

Решение проблем трудоустройства данной категории граждан в обеспечении доступности ясельных групп, а также в создании специальных мест, поскольку, кроме прочего, длительное нахождение дома приводит к потере женщиной имеющейся квалификации и демобилизующего психологического настроя. Необходимо также разработать комплекс мер по стимулированию работодателя в этом направлении.

Следующая, не менее важная категория лиц, относящаяся к слабозащищенным, лица пожилого возраста.

В таблице 2 представлены актуальные проблемы трудоустройства и занятости лиц пожилого возраста в Ульяновской области [2].

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующие пути решения проблем трудоустройства лиц пожилого возраста в Ульяновской области (по данным Центра занятости населения) [5].

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 - создание новых рабочих мест.

В 2016-17 году было запланировано создание 20651 рабочего места. С начала 2016 года на территории Ульяновской области создано 21242 рабочих места. Выполнение плана на начало 2017 года составило 102,9%.

В регионе динамично развивается малый и средний бизнес, который обеспечивает рабочими местами рынок труда. В сфере малого и среднего бизнеса создано 13538 рабочих мест (64,3% от общего количества рабочих мест).

На территории Ульяновской области создано 3757 рабочих мест (17,7% от общего количества созданных рабочих мест) в организациях, реализующих инвестиционные проекты.

Таблица 2

Проблемы трудоустройства и занятости лиц пожилого возраста в ульяновской области

Факторы Проблема характеристика

Социально-демографические факторы Средний возраст населения В настоящее время сохраняется и будет сохраняться высокая доля пожилых людей в структуре населения по демографическим прогнозам аналитиков, высокая смертность населения оказывает огромное влияние на старение населения

Показатели заболеваемости и смертности в пожилом и старческом возрастах выше, чем в трудоспособном возрасте Данные показатели для мужчин выше, чем для женщин

Старение населения Коэффициент демографической нагрузки лицами пожилого возраста на трудоспособное население увеличится за счет ожидаемых изменений в возрастной структуре населения в соответствии с демографическими прогнозами

Миграционные процессы Показатели изменились в сторону интенсификации ранее нераспространенных видов миграции (вынужденная, внешняя, транзитная). Среди мигрантов стала наблюдаться достаточно высокая доля пожилых людей. Лица пожилого возраста, а также без определенного места жительства и занятий в последние годы чаще мигрируют

Положение пожилых людей в обществе Социальный риск В условиях переходной экономики обострился объективный социальный риск, связанный с ограничениями жизнедеятельности в пожилом возрасте. К характерным чертам положения значительной части пожилых людей относятся: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение.

Обособленность В изменяющихся условиях свою неприспособленность и невостребованность своих знаний и опыта чувствуют значительные группы пожилых людей. У них ограничены возможности полноценного участия в общественной жизни.

Социальное отторжение Фактор, повышающий социальную нестабильность - это перемещение пожилых людей в группы наименее обеспеченных и неактивных слоев населения при значительной их численности

Гендерные различия В наиболее неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения

Затрудненные взаимоотношения с представителями молодого поколения Чаще всего это можно отнести к неэффективности воспитательного процесса

Неразвитость структур гражданского общества, призванных обеспечивать защиту прав и интересов пожилых людей, предоставление им помощи и услуг Многие общественные объединения по различным причинам проводят свою деятельность нерегулярно или в незначительном объеме, иногда просто прекращая свое существование

Источник: составлено авторами

■ Перерабатывающая промышленность, торговля

■ Промышленное производство

■ Животноводство и растениеводство

■ Строительство

■ Транспорт

■ Лесное хозяйство

■ Образование и наука

■ Энергетика и ЖКХ

■ Здравоохранение

■ Искусство

Рисунок 1. Анализ создания новых рабочих мест в разрезе отраслей экономики

Источник: [2]

Анализ создания новых рабочих мест в разрезе отраслей экономики показывает: в пищевой перерабатывающей промышленности и торговле создаётся 29,0% от общего количества созданных рабочих мест, а в сфере искусства и культурной политики всего - 0,2%. В прочие отрасли входят такие направления, как: государственное управление, услуги, туризм, деятель ность в области научно-и сследовательских разработок, ремесленничество - 23,5% (рис. 1).

В отчетный периодна территории Ульяновской области создано 409 рабочих мест, в том числе в разрезе отраслей, курируемых:

Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области за неделю создано 41 рабочее место, из них:

• в г.Ульяновск создано 15 рабочих мест в ООО «Профит» (деятельность автомобильного транспорта), рабочие места созданы по профессиям мастер, грузчик, упаковщик заработная плата у рьбочих - 12350 рублей;

• в г.Ульяновске создано 16 рабочих мест в ООО «ДСК Эталон» (производство изделий из бетона) по профессиям инженер-контролер, комплектовщик слесарь-ремонтник, юрист, электрогазосварщик, станочник-распиловщик, формовщик железобетонных изделий. Уровень ожидаемой заработной платы 19700 рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управлением промышленности и оборонно-промышленного комплекса администрации Губернатора Ульяновской области за неделю создано 62 рабочих места, из них:

• в г. Ульяновнке 50 рнбочих мест создано в ЗАО «Хемпель».

Также стоит отметить, что завершилось строительство завода датской компании

«Хемпель», состоявшееся 01.12.2016 года, объем инвестиций которого составил 30 миллионов евро.

Рабочие места созданы по профессиям электромеханик, логист, декларант, оператор автоматических линий, контролер. Уровень заработной платы на вновь созданных рабочих местах составляет 20000 рублей.

За счёт реализации инвестиционных проектов создано 79 рабочих мест: Тереньгульском районе, г. Ульяновске, Барышском районе.

Но, несмотря на создание рабочих мест, остаются нерешенными следующие проблемы: низкий уровень оплаты труда, в том числе в рамках инвестиционных проектов.

На территории Ульяновской области в органы службы занятости населения работодателями заявлено 342 вакансии из 409 созданных рабочих мест, что составило 83,6%.

В связи с этим можно предложить решение задач на предстоящий период:

1) Внесение изменений в распоряжение Правительства Ульяновской области от 09.04.2013 № 220-пр «О Программе создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест на территории Ульяновской области на период до 2020 года» в части корректировки плановых показателей создания рабочих мест муниципальных образований «Чердаклинский район» и «Старокулаткинский район». В настоящее время проект распоряжения проходит процедуру согласования у директора государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области Преображенского А.С.

2) Создание специальных рабочих мест для инвалидов (Указ № 597, п.2 «в»), в рамках государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014-2020 годы (с изменениями на 22 января 2018 г.) (Постановление Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года № 37/408-П) [7].

Обследование рабочего места проводится представителями органов МСЭ (медико-социальной экспертизы), работодателем и службой занятости. По данным заключения комиссии выносится решение о том, в какой должности может работать данный инвалид и каким оборудованием нужно оснастить (дооснастить) рабочее место для инвалида.

В настоящее время трудоустроено 164 незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) рабочие места и заключено 128 соглашений для трудоустройства 168 инвалидов.

Инвалиды трудоустроены по профессиям: сторож, швея, продавец, укладчик-упаковщик, зубной техник, оператор видеонаблюдения, менеджер, картонажник, монтировщик шин, слесарь по ремонту автомобилей, диспетчер, менеджер по работе с клиентами, бухгалтер, заведующий хозяйством, охранник, оператор моечной машины, повар, заточник, экономист по бухгалтерскому учёту, слесарь по ремонту автомобилей, оператор станков с программным управлением, обивщик мебели, оператор котельной, рекламный агент, резчик.

■ Граждане предпенсионного и пенсионного возраста

■ Молодежь

■ Женщины

■ Инвалиды

■ Общественные работы

Рисунок 2. Ярмарки вакансий, проведенные в Ульяновской области для каждой категории населения Источник: [4]

По данным научного сайта статистики занятости и безработицы граждан в Ульяновской области, в течение исследуемого периода времени областными государственными казенными учреждениями Центрами занятости населения Ульяновской области проведено 283 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Проведено 131 специализированных ярмарок вакансий. На рисунке 2 можно увидеть более детально для каждой категории населения. Для граждан предпенсионного и пенсионного возраста -28, 38 - для молодежи, 26 - для женщин, 26 - для инвалидов, 13 - по общественным работам (рис. 2).

В организации и проведении ярмарок вакансий приняли участие 1394 работодателей, в том числе 1235 предприятий и организаций и 159 учреждений образования. Работодателями было предоставлено 33546 вакансий. Всего ярмарки вакансий посетили 26300 граждан (1969 - граждане предпенсионного и пенсионного возраста, 10047 - из числа молодежи, 13283 - женщин, 1132 - инвалидов). По оперативным данным трудоустроено 2967 человек.

Выезды мобильных центров занятости населения организуются в целях повышения результативности в содействии занятости населения путём обеспечения доступности государственных службой занятости населения.

Задачами мобильных центров занятости населения является оказание государственных услуг в области содействия занятости населения, удовлетворение профессионально-квалификационного спроса рабочей силы на рынке труда, проведение преду-вольнительных мероприятий для работников, находящихся под угрозой увольнения, и комплектование кадрами организаций различных форм собственности.

Выезды мобильных центров занятости населения осуществляются не только в отдаленные сельские районы, но и на предприятия городов, районов области для

заключения договоров по специальным программам занятости, а также в школы области, проводятся беседы с гражданами, ищущими работу, профориентационные мероприятия, решаются вопросы по организации общественных работ.

Органами службы занятости Ульяновской области в течение исследуемого периода осуществлено 535 выездов мобильных центров занятости населения. Государственные услуги в сфере занятости населения с использованием мобильных центров занятости населения получили 5405 человек (562 - граждане предпенсионного и пенсионного возраста, 2792 - из числа молодёжи, 2946 - из числа женщин, 152 - инвалидов) и 530 работодателей (369 организаций и 161 учреждение образования). Трудоустроено 447 граждан.

Заключение

В качестве итогов проведенного анализа можно сформулировать рекомендации, которые могут способствовать повышению эффективности деятельности региональных служб занятости населения при трудоустройстве слабозащищенных слоев населения.

1. Воссоздание специализированных предприятий для инвалидов, работающих по государственному заказу, и о предоставлении частным и некоммерческим предприятиям такого профиля льгот со стороны государства, на примере налогообложения, оплаты аренды помещений и т.п.

2. Разработка и внедрение мер государственного стимулирования работодателей с целью трудоустройства уязвимых категорий граждан, ищущих работу.

3. Анализ и рассмотрение возможности оптимизации размера субсидий на открытие собственного дела для молодых предпринимателей и инвалидов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря на существующие проблемы, такие как отсутствие опыта, наличие ограниченных возможностей здоровья, предпринимаются все возможные пути их решения, и предлагаемые пути решения можно использовать и внедрять не только в Ульяновской области, но и в других регионах России, что позволит решить существующие проблемы трудоустройства сла-бозащищенных слоев населения на всей территории страны.

Меры по обеспечению занятости граждан, слабозащищенных на рынке труда, имеют огромное значение, поскольку их включение в число занятых дает возможность им самим обеспечивать себя материально, соответственно, уменьшаются и материальные затраты государства на данные категории населения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек

и труд. - 2013. - № 9. - с. 56-58.

2. Есина Н.А. Анализ занятости и безработицы на рынке труда Ульяновской области. Молодежный научный форум: общественные и экономические науки.

[Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(29).pdf (

дата обращения: 07.06.2018 ).

3. Новикова Е.В. Уровень безработицы в субъектах Российской Федерации и пути его

снижения // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 12. - с. 97-101.

4. Сергомасова Н.А. Современные тенденции занятости населения в России //

Социальная политика и социология. - 2015. - № 6(60). - с. 40-47.

5. Официальный сайт службы Государственной статистики по Ульяновской области.

[Электронный ресурс]. URL: http://uln.gks.ru ( дата обращения: 07.06.2018 ).

6. Официальный сайт Губернатора и Правительства Ульяновской области.

[Электронный ресурс]. URL: https://ulgov.ru ( дата обращения: 07.06.2018 ).

7. Электронный фонд правовой и нормативн- технической документации.

[Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/463704421 ( дата обращения: 07.06.2018 ).

REFERENCES:

Borodyanskiy E., Kuzmin V. (2013). Realnyy put protivodeystviya bezrabotitse [The real way to counter unemployment]. Human and labour. (9). 56-58. (in Russian).

Novikova E.V. (2011). Uroven bezrabotitsy v subektakh Rossiyskoy Federatsii i puti ego snizheniya[Unemployment rate in the Russian Federation and ways to reduce it]. Living standards of the population of Russian regions. (12). 97-101. (in Russian).

Sergomasova N.A. (2015). Sovremennye tendentsii zanyatosti naseleniya v Rossii [Current trends of employment in Russia]. Social policy and sociology. (6(60)). 40-47. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.