Научная статья на тему 'К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России'

К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
799
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ИНВАЛИДНОСТЬ / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / ЗАНЯТОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / PEOPLE WITH DISABILITIES / EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / DISABILITY / QUOTING JOBS / EMPLOYMENT / OPINION POLL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурина Мария Анатольевна, Моисеев Александр Дмитриевич, Шурупова Анна Сергеевна

В статье анализируется комплекс проблем, связанных с занятостью инвалидов в России. Для реализации права на труд лицам с ограниченными возможностями необходима активная государственная политика содействия занятости. Нормы нового российского социального законодательства в отношении инвалидов соответствуют мировым стандартам, но на практике все происходит иначе. Серьезной проблемой является также увольнение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассмотрены результаты социологического опроса, проведенного Всероссийским обществом инвалидов, сформулированы мероприятия по решению проблем занятости и трудоустройства инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of increasing of employment of disabled people in Russia

The article examines the complex of problems related to the employment of people with disabilities. For the realization of the right to work of persons with disabilities it requires active state policy to promote employment. The provisions of the new Russian social legislation concerning disabled persons correspond to the world standards, but in practice everything is different. A serious problem is also the dismissal of persons with disabilities. The article describes the results of a poll conducted by the Russian society of the disabled, formulated measures for solving employment problems and employment of persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

к вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в россии

Гурина М.А.1, Моисеев А.Д.1, Шурупова А.С.1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье анализируется комплекс проблем, связанных с занятостью инвалидов в России. Для реализации права на труд лицам с ограниченными возможностями необходима активная государственная политика содействия занятости. Нормы нового российского социального законодательства в отношении инвалидов соответствуют мировым стандартам, но на практике все происходит иначе. Серьезной проблемой является также увольнение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассмотрены результаты социологического опроса, проведенного Всероссийским обществом инвалидов, сформулированы мероприятия по решению проблем занятости и трудоустройства инвалидов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвалиды, трудоустройство инвалидов, доступная среда, инвалидность, квотирование рабочих мест, занятость, социологический опрос.

To the issue of increasing of employment of disabled people in Russia

Gurina M.A.1, MoiseevA.D.1, Shurupova A.S.1

1RANEPA (Lipetsk branch), Russia

Введение

По состоянию на 1 января 2017 года в Российской Федерации насчитывалось около 3,7 млн инвалидов трудоспособного возраста. Несмотря на то, что более 2,5 млн россиян с ограниченными возможностями признаны трудоспособными, в настоящее время работают чуть меньше одного миллиона инвалидов трудоспособного возраста или 24% от их численности. Безработица среди трудоспособных инвалидов рекордно высокая - порядка 70%. Таким образом, лишь 12% всех россиян с инвалидностью в возрасте от 15 до 72 лет имеют работу [1] (Bogomolova, 2018).

Несмотря на повышенное внимание со стороны государственных органов к созданию доступной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий, граждан тема трудоустройства инвалидов была и остается одной из наиболее острых, поэтому перед государством стоит

задача формирования такой социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая бы предотвратила ущемление их человеческого достоинства и социальное отторжение и позволила им полноценно функционировать в обществе на равных с другими его членами, особенно на рынке труда. Вместе с тем потенциал инвалидов остается невостребованным, а занятость - неоправданно низкой. Для реализации права на труд лицам с ограниченными возможностями необходима активная государственная политика содействия занятости инвалидов.

В 2016 году Правительством РФ был принят специальный план по сопровождению инвалидов молодого возраста, который предусматривает создание в каждом регионе условий для профессионального образования и последующего трудоустройства лиц с инвалидностью [2]. В России уже действует общероссийская база вакансий «Работа в России», в которой есть раздел для инвалидов. В настоящее время в этой базе размещено более 70 тыс. вакансий на квотируемые рабочие места [3] (Nizova, Sorokina, 2018).

В России людям с инвалидностью предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий:

• создание доступной среды для инвалидов;

• организация сопровождения инвалидов в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах;

• налоговые льготы, предусмотренные для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;

ABSTRACT:_

The article examines the complex of problems related to the employment of people with disabilities. For the realization of the right to work of persons with disabilities it requires active state policy to promote employment. The provisions of the new Russian social legislation concerning disabled persons correspond to the world standards, but in practice everything is different. A serious problem is also the dismissal of persons with disabilities. The article describes the results of a poll conducted by the Russian society of the disabled, formulated measures for solving employment problems and employment of persons with disabilities.

KEYWORDS: people with disabilities, employment of persons with disabilities, accessible environment, disability, quoting jobs, employment, opinion poll

JEL Classification: J49, J21, J28 Received: 13.03.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gurina M.A. (Mag3O0mail.ru)

CITATION:_

Gurina M.A., Moiseev A.D., Shurupova A.S. (2019) K voprosu o povyshenii urovnya zanyatosti lits s invalidnostyu v Rossii [To the issue of increasing of employment of disabled people in Russia]. Ekonomika truda. 6. (1). - 465-482. doi: 10.18334/et.6.1.40450

• квотирование рабочих мест для инвалидов на крупных и средних предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

• реализация активных мер по созданию условий для трудовой занятости инвалидов во всех субъектах Российской Федерации.

Перечисленные мероприятия, в свою очередь, направлены на развитие инклюзивного рынка труда и производственной среды для обеспечения инвалидам доступности трудовой занятости и на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Однако остается еще много проблем, связанных с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Многие работодатели, которые могут принять на работу инвалидов, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на оборудование специальных рабочих мест [4] Gasanov, 2017). Некоторым группам инвалидов для выполнения трудовых функций требуется организация работодателем специальных рабочих мест (в том числе надомных), в том числе дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение его техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, адаптация основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, а также организация профессионального обучения инвалидов с учетом их физических особенностей.

Органы службы занятости содействуют в трудоустройстве инвалидам на вакантные рабочие места и места, выделенные в счет квоты, на условиях временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, условиях самозанятости (занятие народными и кустарными промыслами, предпринимательская деятельность и др.). Поиск инвалидами подходящей работы осуществляется [5]: с учетом профессии, должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы; размера среднего заработка по последнему месту работы; рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда; транспортной доступности рабочего места; пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия), а также требований работодателя к исполне-

ОБ АВТОРАХ:_

Гурина Мария Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента (Mag3O0mai1.ru)

Моисеев Александр Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственной, муниципальной службы и менеджмента (confup0inbox.ru)

Шурупова Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента (Shurupova2O110mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 465-482. сЫ: 10.18334М.6.1.40450

нию трудовой функции и кандидатуре работника. При этом возможности занятости и эффективность поиска работы зависят от возраста инвалида, вида инвалидности (очевидных и неочевидных нарушений, характера ограничений - нарушений зрения, слуха, психических заболеваний и пр.), уровня его образования, наличия специальных знаний и способности инвалида к переобучению, имеющихся навыков, возможностей семьи инвалида, связанных с его поддержкой и др.

Трудоустройство инвалидов может осуществляться не только через органы службы занятости населения, но и при непосредственном обращении их самих к работодателям. Однако при самостоятельном поиске работы возникают определенные трудности [6] (Orlova, 2013): отсутствие регулярной и доступной информации об имеющихся вакансиях; частые отказы в приеме на работу еще до собеседования; дискриминация.

Нормы нового российского социального законодательства в отношении инвалидов соответствуют мировым стандартам. Но на практике все происходит иначе: провозглашенные цели по признанию людей с инвалидностью полноправными членами российского общества противоречат политике, ориентированной на изоляцию инвалидов, которая, к сожалению, исторически сложилась в стране. В процессе реализации объявленных целей возникают сложные противоречия, препятствующие полноценной интеграции инвалидов в общественную жизнь. Имеются попытки применить в отношении инвалидов модель консервативной социальной политики. Государством была введена система квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью, и поддержки специализированных предприятий, однако часто работодатели ограничиваются лишь формальным выделением рабочих мест из имеющихся в штатном расписании вакансий, которые, как правило, людям с ограниченными возможностями не подходят. В итоге занятость инвалидами квотируемых мест не превышает 40% [7] (Nefedeva, Sedyh, 2018). Показатель трудоустройства инвалидов за счет квоты достаточно низок. Это обусловлено несоответствием имеющихся вакансий профессиональной квалификации и состоянию здоровья состоящих на учете инвалидов.

По мнению ряда экспертов [8, 9, 10] (Aliev, Gorelov, Ilyina, 2019; Odegov, Rudenko, 2019; Rofe, 2018), само по себе квотирование рабочих мест не гарантирует занятости всем трудоспособным инвалидам и осуществляется лишь для обеспечения дополнительных ее гарантий тем, кто имеет показания к трудоустройству в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Но и квотированные рабочие места создаются работодателями без большого энтузиазма, поскольку им это совершенно не выгодно. В пределах установленной квоты работодатель обязан организовать за свой счет специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническое и организационное обеспечение, дополнительное оснащение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Все это требует значительных расходов, а производительность труда на этих местах низкая. Многое,

таким образом, зависит от понимания проблемы предпринимателями и активности государственных органов, обеспечивающих трудоустройство инвалидов.

Несмотря на немалую критику системы квотирования рабочих мест, опыт Российской Федерации в этой сфере свидетельствует о том, что в тех регионах, где местные законы о квотировании рабочих мест для инвалидов не приняты, ситуация с их трудовой занятостью намного хуже, чем в регионах, где таковые действуют.

Еще одной значимой проблемой является увольнение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Причины увольнений различны. Среди них сложности с передвижением до работы и обратно, проблема адаптации в коллективе, ухудшение состояния здоровья, переезд на новое место жительства, выход на пенсию по старости и др. Но основная причина заключается в низком уровне заработной платы на оборудованных для инвалидов местах. Как видим, организация субсидированных рабочих мест также не решает проблему профессиональной реабилитации инвалидов. И дело не только в частых увольнениях. Проблема заключается еще и в том, что с уходом работника пропадает и само оборудованное место, поскольку установка специального оборудования приспосабливает его к какому-то одному виду ограничения трудоспособности. При увольнении инвалида с рабочего места, оснащенного в соответствии с его ограничениями по труду и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, практически исключается возможность подбора претендента на освободившееся место. В этом случае, в соответствии с договором, работодатель некоторое время (до 6 месяцев) сохраняет пустующее рабочее место, а затем его ликвидирует [11] (Filina, Timokhin, 2018).

Целесообразно обратиться к забытому прошлому опыту создания специализированных предприятий инвалидов под эгидой ВОС, ВОГ и ВОИ, основной задачей которых должна стать не приспособление производства любой ценой к рынку, а трудовая и профессиональная реабилитация инвалидов, в первую очередь, имеющих соответствующие заключения МСЭК. Экономическая сторона производственной деятельности указанных предприятий будет вторичной по отношению к реабилитационным процессам [12] (Shurupova, Shurupova, 2017). Важной стороной организации производства на таких предприятиях должен стать надомный труд. Для этого следует предусмотреть соответствующие дополнения в трудовое и налоговое законодательство, а также перераспределение государственных субсидий, которые в настоящее время получают и неэффективно используют работодатели. Только в этом случае можно будет надеяться, что требования «Конвенции о правах инвалидов» в части труда и занятости в России будут выполняться в полном объеме.

Для разработки мероприятий по повышению уровня занятости лиц с ограниченными возможностями необходимо ориентироваться на их мнение и потребности, необходимо выяснить, как инвалиды оценивают степень доступности сферы труда и заработка, выявить проблемы, связанные с их трудоустройством. Для реализации указанной цели в г. Липецке было проведено исследование в формате социологического

опроса организации Всероссийского общества инвалидов. Результаты исследования количественно и качественно проанализированы и смогут послужить базой для определения стратегии по стимулированию занятости людей с ограниченными возможностями. Всего в опросе приняли участие 110 человек с ограниченными возможностями, из них 67 представителей мужского пола и 43 - женского в возрастном диапазоне от 25 до 60 лет. Как видно из рисунка 1, большинство опрошенных имеют среднее профессиональное образование (39%), 21% - высшее образование, что свидетельствует о достаточно хорошей профессиональной подготовке опрошенных лиц с ограниченными возможностями.

Среди опрошенных лишь 13% имеют постоянное место работы, остальные либо не работают, либо состоят на учете в службе занятости (рис. 2).

Особую роль в процессе интеграции инвалидов в общество играет профессиональная реабилитация, включающая в себя процесс поиска подходящей работы и устройства на нее. Кроме того, работа позволяет инвалидам иметь достойный уровень жизни.

На рисунке 3 отражены результаты изучения причин незанятости инвалидов. Среди препятствий на пути к трудоустройству 41% опрошенных отмечает физические и психологические недостатки (инвалидность), 35% - невозможность без посторонней помощи добраться до места работы. В 21% случаев имеет место отсутствие знаний и опыта работы.

На основании анализа рисунка4 можно сделать выводы, что основные проблемы при трудоустрой!стве - еграничения по треду и дискриминация.

Среди проблем при трудоустройстве 52% опрошенных инвалидов отметили ограничения по труду и 35% - дискриминацию. В числе иных проблем 12% опрошенных ни разу но пытались уетроиться еа работу либо встречали неудовлетворительные условия труда (рис. 4).

Неполное образование Основное общее Среднее (полное ) общее Начальное профессиональное Высшее профессиональное Среднее профессиональное

0%

7%

14%

19%

21°%

39°%

Рисунок 1 Распределение респондеотов по уровню образования, в% от всех опрошенных

Источник: составлено авторами

Да, имею постоянное место работ ы;

С.оаою ми усю'иесееуюбенс.нюаи

11ж, но хоюб бы Юы сфудоуасоеииыми ближайшее

13%

22%

65%

Рисунок 2. Распределение респондентов по статусу занятости, в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

Физические, психологические недостатки и инвалидность

Невозможность быстро и без помощи добраться до места работы

Отсутствие знаний и опыта работы

Нежелание работать

1 41

-

35

-

1 21

1 -

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Рисунок 3. Барьеры на пути трудовой занятости инвалидов, в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

Согласно опросу, уровень знаний! не является достаточным! при трудоустройстве для 59% опрошенных инвылидов ((рис. 5).

Большая часть опрошенных (61%) считают, что переквалификация является эффективным средством получения нового рабочего места (рис. 6). Согласно результатам исследования, в профессиональном обучении нуждается каждый третий из опрошенных инвалидов. Большинство опрошенных (76%) высказались за необходимость трудовой адаптации.

Рисунок 4. Основные проблемы при трудоустройстве инвалидов, в% от всех опрошенных

Источник: составлено авторами

Рисуяок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Достаточен ли уровень знаний! для трудоустройства?», в% от всех опрошенных Источник: состовленв авторами

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Является ли переквалификация эффективным средством получения нового рабочего места?», в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

Из рисунка 7 видно, что большинство опрошенных считают, что профессиональная подготовка в с пециальных учебных заведениях не обеспечивает качественного обучения на уровне, гарантирующем конкурентоспособность (38%) и лишь 12% полагают, что специальные учебные заведения готовят качественных специалистов.

Считается, что трудовая занятость позволяет повысить личностную удовлетворенность инвалида, интегрировать его в социальное пространство и общественную жизнь. Однако, по данным опроса, для большинства инвалидов работа - это, в первую очередь, источник дохода (71% опрошенных), и только для 11 *%> работа является способом самовыражения (рис. 8).

Общественные организации инвалидов, по мнению 50% опрошенных, оказывают наиболее эффективную помощь в трудоустройстве (рис. 9).

Согласно данным, представленным на ¡рисунке 10, °ольшинство инвалидов нуждаются в услугах службы занятости. Помощь в поиске подходящей работы хотели бы

Специальные учебные заведения готовят качественны* специалистов

Специальные образовательные учреждении системы

социальной защиты населении непрестижны и не даютперспектив для последующего трудоустройства

Специалисты, подготавливаемые в учебных заведениях, оказываются заведомо невостребованными

Специальные учебные заведения не обеспечивают юдготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность

1 11%

19%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39%

0%

10%

20%

30%

40%

50°Л

Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос о профессиональной подготовке в специальных учебных заведениях, в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

Долг перед обществом Способ самовыражения Повысить свой социальный статус, самооценку Источник дохода

1 3%

1 11%

15%

71%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рисунок 8. Значение работы в жизни инвалидов, в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

Рисунок 9. Доля вклада организаций в оказан ие наиболее эффективнсо помощи в трудоустройстве инвалидов, в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

Не нужда юсье услугах службы занятости

Направление на прохождение трудовой адаптации

Направление на проффессиональное обучение

Помощь при открытии собственного дела

Содействие □ иоиске подходящей работы

6%

15%

13%

26%

34%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рисунок 10. Виды помощи, которые хотелибы получить инвалиды от органов службы занятости,

в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

получить 34% из опрошенных, а в прохождении профобучения и трудовой адаптации нуждаются 34%.

Наиболее действенными в решении проблем занятости и трудоустройства инвалидов, согласно опросу, являются меры по проектированию и приспособлению рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности, оказание психофизиологического сопровождения инвалидов, нбнспечение н адлежащего обучения и трудоустройства (рис. 11).

Рисунок 11. Наиболее действенные меры в ¡решении проблем занятости и трудоустройства инвалидов, в% от всех опрошенных Источник: составлено авторами

Таким образом, право на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья должно быть реализовано через разработку целевых программ и политики в области занятости, направленных на достижение полной и продуктивной занятости среди инвалидов на открытом рынке труда, которые должны включать следующие меры:

• содействие возвращению на работу инвалидов, которые потеряли работу вследствие различных причин;

• техническая и финансовая помощь для обеспечения разумного приспособления, включая содействие развитию предпринимательства среди инвалидов;

• доступность для инвалидов услуг трудоустройства и профессионального обучения, в том числе предназначенных для расширения индивидуальной трудовой деятельности;

• обеспечение переподготовки и сохранения занятости работников, получивших травму на рабочем месте, приведшую к инвалидности и препятствующую выполнению ими своих прежних задач;

• сбор информации о работе инвалидов в неформальной экономике и о мерах, позволяющих им выйти из этого сектора;

• обеспечение доступа учащихся-инвалидов к общему рынку труда;

• обеспечение различных форм труда, таких как удаленная работа/работа на дому, и с использованием новых коммуникационных технологий;

• выявление наиболее уязвимых групп инвалидов и привлечение их на рынок труда;

• сбор информации о содействии улучшению положения женщин с инвалидностью.

Присутствует необходимость разработки Программы дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов. Целью данной программы должно являться обеспечение создания условий для трудоустройства незанятых инвалидов. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач.

1. Для устранения существующих барьеров в процессе трудоустройства инвалидов необходимо расширение возможностей их занятости, увеличение гарантий их трудоустройства и обеспечение на рынке труда востребованности незанятых инвалидов.

2. Важным является повышение эффективности действующих государственных программ, направленных на решение проблемы трудовой занятости инвалидов на различных уровнях.

3. С целью увеличения возможностей для инвалидов на рынке труда важным представляется усиление межведомственных взаимодействий, координации усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов.

4. Целесообразно разработать мероприятия по стимулированию работодателей к созданию рабочих мест (и их оснащению). Для этого необходимо:

Таблица

Возможные направления и мероприятия, способствующие повышению уровня

занятости инвалидов

направления мероприятия

Строительство новых и модернизация существующих предприятий с целью интеграции инвалидов в трудовую деятельность - государственные инвестиции в создание рабочих мест для инвалидов; - строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов; - организации рабочих мест для инвалидов через их адаптацию; - создание новых компьютеризированных рабочих мест (а затем и других)

Создание ресурсного центра для инвалидов - оказание психофизиологического сопровождения в период поиска работы, трудоустройства и адаптации на рабочем месте; - взаимодействие с общественными и религиозными организациями

Создание системы информированности для инвалидов и работодателей - создание специальной биржи труда для людей с ограниченными возможностями; - создание базы данных для инвалидов, ищущих работу; - проведение виртуальных ярмарок вакансий;

Дополнительное обучение или переподготовка инвалидов, современная система профессионального образования по конкурентоспособным профессиям и специальностям - развитие дистанционных образовательных программ; - организация «Клуба для инвалидов, ищущих работу» (например, организация постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, профессиональной подготовки и т. д.)

Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов - обучение инвалидов основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих для различных категорий инвалидов; - создание «инвабизнес-инкубаторов»; - развитие социального предпринимательства; - проведение конкурса среди молодых людей, имеющих инвалидность, для выявления талантливых представителей.

Источник: составлено авторами по данным [13] (Оиппа, Мо15ггу, 2018)

• создать модель трудоустройства лиц с инвалидностью, решающую проблемы поиска работы, устройства и адаптации на рабочем месте инвалидов, ранжируя их по формам инвалидности, уровню образования и т.д.;

• создать возможности частичной занятости и гибкого графика работы для инвалидов;

• отказаться от массового подхода к трудоустройству инвалидов;

• сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов;

• привлечь внимание общественности к реальным возможностям инвалидов на рабочем месте, распространяя информацию об успешном опыте трудоустрой-

ства лиц с ограниченными возможностями и практике работы среди работодателей, государственных структур, университетов и других организаций инвалидов через проведение конференций, издание бюллетеней, веб-сайты, электронные рассылки и т. д.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач необходимо осуществить комплекс мероприятий по взаимосвязанным направлениям (табл.).

Заключение

В России проблема трудоустройства инвалидов требует принятия своевременных решений как на государственном, так и на региональном уровне в направлении преодоления препятствий на пути интеграции людей с инвалидностью в трудовую сферу и в общество в целом [14-16]. Для этого на федеральном уровне необходимо:

1. Изъять из социального законодательства понятия «ограничение способности к трудовой деятельности», которое препятствует росту трудовой активности инвалидов.

2. Законодательно закрепить механизмы, стимулирующие работодателей и инвесторов на создание рабочих мест для лиц с инвалидностью.

3. Усилить деятельность по привлечению внебюджетных источников финансирования, стимулировать малый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды для лиц с ограниченными возможностями.

4. Создать современную систему профессионального образования по конкурентоспособным профессиям и специальностям.

5. Дополнить список технических средств реабилитации инвалидов, хотя бы автотранспортными средствами.

6. Продолжать развивать систему непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей самообучения;

7. Принять дополнительные меры, стимулирующие работодателей к трудоустройству незанятых инвалидов и способствующие адаптации рабочих мест в соответствии со специфическими потребностями указанной категории.

8. Изучать и адаптировать зарубежного опыт, что, возможно, повысило бы эффективность деятельности социальных служб по реабилитации инвалидов.

Из зарубежного опыта в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями можно было бы задействовать следующие инструменты [17]:

• участие инвалидов как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах специализированных институтах, метод поддерживающей занятости (Франция);

• институты начального и продолжительного обучения инвалидов, стимулирование работодателей к принятию на работу людей с тяжелыми формами инвалидности, не имеющих опыта работы (Германия);

• консорциумы разных по типу организаций, предоставляющие консультационные услуги по трудоустройству для вовлечения в работу на открытом рынке труда (Ирландия);

• создание специализированных мастерских (без статуса образовательных учреждений), где получают возможность трудиться и приобретать профессиональный опыт люди с серьезными ограничениями (Швеция);

• брокеры по трудоустройству, реализуется рядом волонтерских, государственных и частных организаций на основе контракта; программы по субсидированной занятости, направленные на предоставление людям с комплексной инвалидностью работы, после чего может иметь место их неподдерживаемая занятость (Великобритания) и др.

Таким образом, современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех его членов, в том числе людей с инвалидностью, в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого человека и обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия. Поэтому деятельность по вовлечению людей, имеющих определенные физические недостатки (особенности), в социальную среду и формированию со стороны общества толерантного отношения к ним приобретает сейчас особенную актуальность.

ИСТОЧНИКИ:

1. Богомолова Ю.И. Инвалиды на российском рынке труда: масштабы, проблемы, пер-

спективы // Экономика труда, 2018. - № 3. - doi: 10.18334/et.5.3.39421.

2. Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвали-

дов на 2017-2020 годы: Распоряжение правительства РФ от 10.05.2017 № 893-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online (дата обращения: 04.03.2019).

3. Низова Л.М., Сорокина Е.Н Социальные измерения занятости и безработицы инва-

лидов // Эко, 2018. - № 2. - doi: 10.30680/EC00131-7652-2018-2-62-71.

4. Гасанов К.К. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспече-

ния: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2017.

5. Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке реги-

страции граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 24.02.2019).

6. Орлова Е.Е. Особенности профессиональной реабилитации инвалидов // Кадровик,

2013. - № 5. - c. 12.

7. Нефедьева Е.И., Седых О.Г. Социальная защита инвалидов в сфере труда и занято-

сти: социологический аспект. Труд и социальные отношения. [Электронный ресурс]. URL: http://id.atiso.ru/files/tiso_3_2018.pdf.

8. Алиев И.М., Горелов Н.А., Ильина Л.О. Экономика труда: Учебник. - М.: Юрайт,

2019.

9. Одегов, В.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: Учебник и практикум для академическо-

го бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Рофе А.И. Рынок труда: Учебник. - М: Кнорус, 2018.

11. Филина Ф.В., Тимохин Д.В. Институциональные и экономические условия развития инклюзивной модели обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ в России: история и современность// Труд и социальные отношения, 2018. - № 6. - doi: 10.20410/20737815-2018-29-6-123-135.

12. Шурупова А.С., Шурупова О.С. Использование инновационных технологий как фактор модернизации образования в России // Современные тенденции развития России: путь к эффективности: Материалы XI Международной заочной научно-практической конференции. 2017.

13. Гурина М.А., Моисеев А.Д. Стратегические подходы и инструменты реализации государственной политики в сфере здравоохранения Липецкой области // Устойчивое развитие экономики: международные и национальные аспекты: Электронный сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Полоцкого государственного университета, Новополоцк, 7-8 июня 2018 г. / Полоцкий государственный университет. Новополоцк, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Новополоцк, 2018.

14. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты Генеральной ассамблеей ООН 20.12.1993. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 25.02.2019).

15. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 24.02.2019).

16. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области»: Постановление администрации Липецкой области от 16.10.2014 № 465 (ред. 29.12.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 15.02.2019).

17. Авцинова Г.И. и др. Государственная политика в области социальной интеграции инвалидов: российский и зарубежный опыт.- М.: Изд-во РГСУ, 2012.

18. Гурина М.А. Методы управления системой качества охраны труда на промышленном предприятии // Устойчивое развитие России в период нестабильности: внешние вызовы и перспективы: Материалы XII очной международной научно-практической конференции (26 апреля 2018 г.) г. Липецк). - Елец, 2018.

Aliev I.M., Gorelov N.A., Ilyina L.O. (2019). Ekonomika truda [Labor Economics] M.: Yurayt. (in Russian).

Avtsinova G.I. i dr. (2012). Gosudarstvennaya politika v oblasti sotsialnoy integratsii invalidov: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [State policy in the field of social integration of disabled people: Russian and foreign experience] M.: Izd-vo RGSU. (in Russian).

Bogomolova Yu.I. (2018). Invalidy na rossiyskom rynke truda: masshtaby, problemy, perspektivy [Disabled people in the Russian labor market: scale, problems, prospects]. Russian Journal of Labor Economics. 5(3). (in Russian). doi: 10.18334/ et.5.3.39421 .

Filina F.V., Timokhin D.V. (2018). Institutsionalnye i ekonomicheskie usloviya razvitiya inklyuzivnoy modeli obucheniya i trudoustroystva lits s OVZ v Rossii: istoriya i sovremennost [The institutional and economic conditions for the development of an inclusive model of education and employment of persons with disabilities in Russia: history and modern times]. Labor and social relations. (6). (in Russian). doi: 10.20410/2073-7815-2018-29-6-123-135 .

Gasanov K.K. (2017). Aktualnye problemy trudovogo prava i prava sotsialnogo obespecheniya [Actual problems of labor law and social security law] M.: YuNITI. (in Russian).

Gurina M.A. (2018). Metody upravleniya sistemoy kachestva okhrany truda na promyshlennom predpriyatii [Methods of quality management system of labor protection at the industrial enterprise] Sustainable development of Russia in the period of instability: external challenges and prospects. (in Russian).

Gurina M.A., Moiseev A.D. (2018). Strategicheskie podkhody i instrumenty realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere zdravookhraneniya Lipetskoy oblasti [Strategic approaches and tools for implementation of state policy in the sphere of health care of the Lipetsk region] Sustainable economic development: international and national aspects. (in Russian).

Nizova L.M., Sorokina E.N (2018). Sotsialnye izmereniya zanyatosti i bezrabotitsy invalidov [The social dimension of employment and unemployment of persons with disabilities]. Eco. 48 (2). (in Russian). doi: 10.30680/EC00131-7652-2018-2-62-71.

Odegov, V.G., Rudenko G.G. (2019). Ekonomika truda [Labor Economics] M.: Yurayt. (in Russian).

Orlova E.E. (2013). Osobennosti professionalnoy reabilitatsii invalidov [Features of occupational rehabilitation of the disabled]. Hr. (5). (in Russian).

Rofe A.I. (2018). Rynok truda [The labour market] M.: KNORUS. (in Russian).

Shurupova A.S., Shurupova O.S. (2017). Ispolzovanie innovatsionnyh tekhnologiy kak faktor modernizatsii obrazovaniya v Rossii [The use of innovative technologies as a factor of modernization of education in Russia] Modern tendencies of development of Russia: the path to efficiency. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.