Научная статья на тему 'Проблемы трудоустройства инвалидов с высшим и средним профессиональным образованием в Москве'

Проблемы трудоустройства инвалидов с высшим и средним профессиональным образованием в Москве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РАБОТОДАТЕЛИ / DISABLED PEOPLE / HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / EMPLOYMENT / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клочкова Елена Николаевна, Дарда Екатерина Сергеевна

Отмечается, что высшее и среднее профессиональное образование стало в большей мере, чем прежде, доступно гражданам c ограниченными возможностями здоровья. Показано, что проблемы трудоустройства инвалидов после окончания ими высших и средних специальных учебных заведений пока далеко не решены. На основе данных социологического исследования выявляются и рассматриваются основные факторы и причины, препятствующие лицам с ограниченными возможностями, имеющим высшее и среднее профессиональное образование, в устройстве на работу. Обсуждаются перспективы улучшения трудоустройства инвалидов и роль государства и работодателей в решении этой социально важной задачи.It is noted that higher and secondary vocational education has become more accessible to citizens with disabilities than before. It is shown that the problems of employment of disabled people after graduating from higher and secondary special educational institutions are far from being solved. On the basis of the data of sociological research, the main factors and reasons preventing persons with disabilities who have higher and secondary vocational education in employment are identified and considered. The prospects for improving the employment of persons with disabilities and the role of the state and employers in this socially important task are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Клочкова Елена Николаевна, Дарда Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы трудоустройства инвалидов с высшим и средним профессиональным образованием в Москве»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.11.P.59

ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОНОМИКА И УДК 331+378

Е. Н. Клочкова, Е. С. Дарда,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Проблемы трудоустройства инвалидов с высшим и средним профессиональным образованием в Москве

По состоянию на 5 июля 2018 года в Российской Федерации было зарегистрировано 12 млн инвалидов, из них только 25% имели работу. Как свидетельствуют эти данные, трудоустройство инвалидов является одной из самых острых социальных проблем.

Важность найма инвалидов можно охарактеризовать с двух позиций: с точки зрения государства и с позиции работодателей. Помогая трудоустраивать инвалидов, государство обеспечивает рост занятости населения и среднедушевых доходов и, как следствие, повышает уровень жизни в стране. Можно сказать, что трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в долгосрочной перспективе предоставляет некоторые преимущества и работодателям, которые выражаются в государственной поддержке в форме предоставления льгот и выплат, а также в приобретении благоприятной репутации среди деловых и социальных партнеров.

Среди проблем трудоустройства лиц с инвалидностью в России выделяют социальные барьеры, проблемы дискриминационного характера со стороны работодателей, социально-средовые барьеры, стереотипы восприятия инвалидов со стороны общества и бизнеса, проблемы карьерного роста и получаемой заработной платы и другие. В обществе существует мнение о том, что инвалиды могут и желают существовать толь-

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

ко за счет пособий и попечительства своих родственников и близких, что является заблуждением, поскольку можно считать доказанным, что многие люди с ограниченными возможностями стремятся найти работу и вести полноценный образ жизни [2].

Сказанное определяет целесообразность изучения причин имеющихся сложностей в трудоустройстве инвалидов-выпускников.

В ходе проведенного авторами настоящей статьи исследования было опрошено более 200 выпускников высших и средних специальных учебных заведений, в том числе 118 мужчин и 84 женщины (58,4% и 41,6% соответственно) Москвы. Среди опрошенных вы-

пускников учреждений среднего профессионального образования 62% составляли мужчины и 38% -женщины. В числе охваченных нашим исследованием выпускников вузов мужчин было 54,9% , а женщин 45,1%.

Средний возраст опрошенных составлял 23,5 года, наиболее часто в совокупности представлены респонденты в возрасте 19 лет. Половина респондентов была не старше 22 лет, а 87,7% опрошенных находились в возрасте до 30 лет. Наибольшая по составу возрастная группа - это респонденты в возрасте 20-25 лет, на долю которых пришлось 36,7% исследуемой совокупности, а 32,2% опрошенных находились в возрасте до

© Клочкова Е. Н., Дарда Е. С., 2018

ЕЛЕНА

НИКОЛАЕВНА

КЛОЧКОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики Российского экономического универ-I» ситета им. Г. В. Плеханова. Сфера научных интересов: статистические исследования в области цифровой экономики, муниципального и государственного управления. Автор более 100 опубликованных научных работ

20 лет; удельный вес лиц в возрасте старше 30 лет составлял 12,3%.

Инвалидность не является целостной категорией и подразумевает разделение на несколько групп в соответствии с ограничениями, которые патологии организма накладывают на жизнь, трудоспособность и дееспособность человека. В России принята классификация, включающая три группы инвалидности [2]. Среди опрошенных в ходе нашего исследования 34% составляли инвалиды с детства, 31,0% - инвалиды третьей группы 21,5% - второй группы и 13,5% - первой.

Распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений по группе и статусу значительно различается (рис. 1).

Удельный вес инвалидов с детства в общей численности опрошенных составил 36,6%, инвалидов третьей группы - 40,6%, второй группы -13,7% и первой группы - 10,1%.

Доля инвалидов с детства среди выпускников высших учебных за-

ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ДАРДА

кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Сфера научных интересов: статистический анализ и прогнозирование животноводческого комплекса, статистические исследования продовольственной безопасности страны. Автор более 120 опубликованных научных работ

ведений составила 32,0%, инвалидов третьей группы - 22,5%, второй группы - 28,9% и первой группы - 16,6%.

Таким образом, доля инвалидов с детства в высших учебных заведениях ниже, чем в учреждениях среднего профессионального образования на 3,6 процентного пункта, доля инвалидов третьей группы - ниже на 18,1 процентного пункта, а ин-

Среднее профессиональное образование

■ I группа ■ II группа

- Ill группа ■■ Инвалид с детства

валидов второй и первой групп, наоборот, выше на 15,2 процентного пункта и на 6,5 процентного пункта соответственно. Данная дифференциация в значительной степени подтверждает правильность проводимой государством политики по созданию доступной среды, которая позволила инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья не останавливаться на получении среднего профессионального или среднего общего образования, а продолжать образование в высших учебных заведениях.

Наибольший удельный вес в совокупности опрошенных приходится на лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 39,1%, практически у пятой части опрошенных (19,3%) есть нарушения слуха, у 9,9% имеются нарушения зрения, у 6,9% - нарушения речи и у 10,4% - нарушения умственного развития, и 10,4% опрошенных имеют хроническое заболевание, влияющие на общее самочувствие и возможность переносить нагрузки. Восемь человек указали другие причины. Среди них были названы синдром Голь-денхара, ампутация руки, аутизм, психические расстройства.

Рассмотрим распределение респондентов по видам ограничения здоровья (рис. 2).

Наибольший удельный вес опрошенных со средним профессио-

Высшее образование

Рис. 1. Распределение респондентов - выпускников средних специальных и высших учебных заведений по статусу инвалидности по результатам опроса в г. Москве (в % к итогу)

Отмечается, что высшее и среднее профессиональное образование стало в большей мере, чем прежде, доступно гражданам c ограниченными возможностями здоровья. Показано, что проблемы трудоустройства инвалидов после окончания ими высших и средних специальных учебных заведений пока далеко не решены. На основе данных социологического исследования выявляются и рассматриваются основные факторы и причины, препятствующие лицам с ограниченными возможностями, имеющим высшее и среднее профессиональное образование, в устройстве на работу. Обсуждаются перспективы улучшения трудоустройства инвалидов и роль государства и работодателей в решении этой социально важной задачи.

Ключевые слова: инвалиды, высшее и среднее профессиональное образование, трудоустройство, работодатели.

It is noted that higher and secondary vocational education has become more accessible to citizens with disabilities than before. It is shown that the problems of employment of disabled people after graduating from higher and secondary special educational institutions are far from being solved. On the basis of the data of sociological research, the main factors and reasons preventing persons with disabilities who have higher and secondary vocational education in employment are identified and considered. The prospects for improving the employment of persons with disabilities and the role of the state and employers in this socially important task are discussed.

Key words: disabled people, higher and secondary vocational education, employment, employers.

Рис. 2. Распределение респондентов по видам ограничения здоровья по результатам опроса в г. Москве (в % к итогу)

Другое МШ 4.5%

Потерял работу и мщу новую ■ 1,5%

Пет работы со специально оборулпра иными рабочими местами

Пет работы по специальности I; р.i> .■.: i с нормальной цработной платой ] Ест работы близко от дома

! к '.'II налиму, с .uní i .пи .iiümihi' III |я 111,1 i,m

I li -'..i I I .-. к работу не берут Трудно совмещать работу е учебой ] Гс позволяет идиривье

Рис. 3. Распределение незанятых инвалидов по причинам отсутствия работы согласно результатам опроса в г. Москве, %

нальным образованием, а именно 26,6%, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, у 24% имеются нарушения слуха, у 17% - нарушения умственного развития и у 14% - ограничения здоровья, связанные с хроническим заболеванием, влияющим на общее самочувствие и возможность переносить нагрузки. Менее 10% удельного веса имеют группы респондентов с нарушениями речи и зрения - 7% и 6% соответственно. Четыре человека указали другие виды ограничений по здоровью, в том числе ампутацию руки.

Чуть больше половины опрошенных выпускников высших учебных заведений (52,0%) указали, что они имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, доля респондентов с нарушениями слуха составляет 14,7%, зрения - 13,7%. Доля опрошенных с нарушениями речи составляет 6,9%, а ограничения здоровья, связанные с хроническим заболеванием, влияющим на общее самочувствие и возможность переносить нагрузки, есть у 4,9% опрошенных; и нарушения умственного развития - у 3,9%. Четыре человека указали другие виды ограничений по здоровью, в том числе синдром Гольденхара, ампутацию руки, аутизм, психические расстройства.

Следует отметить, что распределение респондентов с высшим и средним профессиональным образованием по видам ограничения здоровья заметно разнится. Так, доля лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата среди респондентов с высшим образованием выше, чем в числе опрошенных со средним профессиональным образованием на 26, а с нарушением зрения - на 7,7 процентного пункта. По остальным видам ограничений дело обстоит наоборот. Доля респондентов с высшим образованием, имеющих нарушения умственного развития, ниже, чем среди опрошенных со средним профессиональным образованием, на 13,1 процентного пункта, ограничения здоровья, связанные

с хроническим заболеванием, влияющим на общее самочувствие и возможность переносить нагрузки - на 11,1 процентного пункта, слуха - на 9,3 процентного пункта.

В качестве основных причин, препятствующих трудоустройству, респонденты назвали отсутствие условий для совмещения работы и учебы (34,7%), 15,3% инвалидов ответили, что их не принимают на работу, 11,9% указали на отсутствие работы рядом с домом. Помимо этого 8,9% опрошенных отметили отсутствие работы с нормальной по их критериям заработной платой и 7,9% - отсутствие работы по специальности (рис. 3). Некоторые респонденты

указывали также на сложности из-за проблем с речью, отсутствием специального оборудования для перемещения в офисах и др.

Большая часть инвалидов, охваченных исследованием, указывает на невозможность совмещения работы с учебой - 36,3% и 33,0% респондентов с высшим и средним профессиональным образованием соответственно. Около 7% опрошенных не позволяет работать состояние здоровья. На третьем месте среди причин отсутствия работы респонденты с высшим образованием указали на то, что их не берут на работу (18,0%). Перед опрошенными инвалидами со средним профессиональным

Таблица 1

Распределение респондентов по способам трудоустройства по результатам опроса в г. Москве, %

Варианты ответов в % к итогу

Через знакомых и родственников 36,6

Помогло учебное заведение, которое окончил(а)/оканчиваю 7,4

Помогла государственная служба занятости 5,4

Помогли сотрудники службы занятости инвалидов 9,4

По объявлениям в средствах массовой информации 17,8

Объявления в Интернете 36,6

Обратился к администрации предприятия 6,4

Участие в профессиональных конкурсах 4,0

Не пытался(ась) найти работу 20,3

другое 2,0

образованием остро стоит проблема отсутствия работы рядом с домом (14,7%), а 12,7% из них считают, что инвалидов не берут на работу. Существенными проблемами для обеих категорий ответивших является низкий уровень заработной платы и отсутствие работы по специальности. В качестве других причин отмечается незаконченное образование, отсутствие «подходящей работы» и др.

С целью трудоустройства большая часть инвалидов - 36,6% - использовали связи знакомых и родственников. Следует отметить, что в ходе поиска работы огромную роль играет использование ин-формационно-коммуникацион-ных технологий. Так, к Интернету обращались 36,6% опрошенных, а к объявлениям в средствах массовой информации - 17,7%.

Требует внимания тот факт, что пятая часть опрошенных вовсе не пыталась найти работу. Сотрудники службы занятости инвалидов и государственная служба занятости помогли 9,4% и 5,4% инвалидов соответственно. Среди иных способов поиска работы респонденты указали на помощь со стороны общества слепых, а также содействие однокурсников. Отметим, что респонденты могли одновременно выбирать несколько ответов (табл. 1).

В ходе анализа способов трудоустройства выявлено, что для 37,0% опрошенных с высшим образованием основным из них явились родственные связи. Что касается респондентов со средним профессиональным образованием, то среди них 38,2% использовали для поиска работы Интернет (рис. 4). Одновременно опрошенные с высшим образованием почти в 2 раза чаще, чем респонденты со средним профессиональным образованием, обращались с этой целью к средствам массовой информации.

Анализ степени удовлетворенности условиями работы показал, что почти половина опрошенных затрудняются при ответе на вопрос по этой теме. Из общей чис-

ленности респондентов более четверти (25,9%) полностью удовлетворены условиями работы, еще 24,1% практически удовлетворены. Наряду с этим 29,3% опрошенных продемонстрировали низкую степень, а 20,7% респондентов среднюю степень удовлетворенности условиями работы.

Как показано на рис. 5, среди опрошенных со средним профес-

сиональным образованием удельный вес неудовлетворенных условиями работы весьма высок и составляет 44,0% общего числа ответивших, что почти в 2,5 раза больше, чем среди респондентов с высшим образованием (18,2%). При этом 30,3% респондентов с высшим образованием оценивают условия своей работы как удовлетворительные, тогда как среди

Рис. 4 Распределение опрошенных по способам трудоустройства, %

участников исследования со средним профессиональным образованием удельный вес аналогичных ответов составил всего 8,0%. Таким образом, можно констатировать, что среди трудоустроенных инвалидов наблюдается средний уровень удовлетворенности условиями работы.

В результате нашего исследования выявлено, что ключевой проблемой при трудоустройстве инвалидов остается отсутствие желания работодателя в предоставлении рабочих мест для этой категории соискателей. Такой ответ дали 23,3% опрошенных. Кроме того, 15,8% инвалидам с высшим и средним профессиональным образованием предлагали низкооплачиваемую работу. Столько же респондентов не имели возможности устроиться работать на постоянной основе, а 13,4% опрошенных не смогли устроиться по специальности. При этом 2% опрошенных считают, что полученная ими специальность не соответствует современным реалиям рынка труда; почти у 10% респондентов возникали сложности с тем, чтобы добраться до места работы (табл. 2).

Как для респондентов с высшим, так и со средним профессиональным образованием существенной причиной, осложняющей трудоустройство, является отсутствие у работодателя желания предоставить рабочее место инвалиду (22,5% и 24,0% ответивших респондентов соответственно). У 14% респондентов со средним профессиональным образованием и примерно у такой же части опрошенных с высшим образованием проблем при трудоустройстве вовсе не возникало. При этом для лиц с высшим образованием или заканчивающих высшее учебное заведение основными трудностями являются отсутствие возможности устроиться работать на постоянной основе (21,6%), низкооплачиваемая работа (19,6%), сложности в устройстве по полу-

51,5%

48,0%

44,0%

30,3%

НИЗКАЯ СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

8,0%

СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

выпускники средних учебных заведений

выпускники высших учебных заведений

Рис. 5. Распределение инвалидов со средним профессиональным и высшим образованием по степени удовлетворенности условиями труда по результатам опроса в г. Москве, в %

Таблица 2

Распределение респондентов по проблемам при трудоустройстве по результатам опроса в г. Москве, %

Варианты ответов Удельный вес выпускников средних профессиональных учебных заведений, % Удельный вес выпускников высших учебных заведений, % Всего в % к итогу

Никаких проблем не возникало 14,0 14,7 14,4

Не так много желающих предоставить рабочее место инвалиду 24,0 22,5 23,3

Сложно было устроиться по полученной в ходе обучения специальности 11,0 15,7 13,4

Полученная профессиональная подготовка не соответствует современным реалиям рынка труда 0,0 3,9 2,0

Предлагали низкооплачиваемую работу 12,0 19,6 15,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствовала возможность дистанционной занятости 5,0 2,9 4,0

До места работы было трудно добираться 11,0 8,8 9,9

Не было возможности устроиться работать на постоянной основе 10,0 21,6 15,8

другое 4,0 4,9 4,5

ченной в ходе обучения специальности (15,7%). Отметим, что аналогичные проблемы возникают и при трудоустройстве выпускников средних профессиональных учебных заведений.

Что касается перспектив повышения занятости инвалидов в ближайшие 2-3 года, то большинство работодателей не ожидают существенной положительной динамики. Лишь 10% отмечают тенденцию к увеличению занятости инвалидов, зато 5% полностью отвергают эту возможность, а 15% затруднились ответить. Вместе с тем 25% работодателей надеются на улучшение ситуации, и 45% считают, что темпы роста занятости инвалидов в ближайшие годы возрастут.

По мнению специалистов, основными причинами, препятствующими трудоустройству инвалидов, являются отсутствие желания в их найме со стороны работодателей (77,3%), как и отсутствие желания самих инвалидов работать (63,6%), а также неверие инвалидов в собственные силы (22,7%). Кроме того, мешают сложившиеся традиции и общественное мнение в отношении занятости инвалидов (36,4% опрошенных), 27,3% опрошенных также отметили трудности в обеспечении мобильности инвалидов и их передвижения по городу. Некоторые из опрошенных (4,5%) в числе причин незаинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов указали на то, что для приема на работу хотя бы одного человека с ограниченными возможностями организация должна пройти множество проверок. Помимо этого, на большинстве предприятий весьма невелика численность актуальных вакансий, которые соответствовали бы индивидуальным возможностям и уровню знаний инвалидов.

Как отмечают специалисты, несмотря на проблемы с трудоустройством инвалидов привлекают такие профессии, как SMM-

Особые преподаватели обучают особенных студентов

специалист (менеджер в социальных сетях), ИТ-специалист, программист. Разумеется, инвалиды проявляют интерес и к таким относительно несложным профессиям, не требующим высокой квалификации, как делопроизводитель, курьер, сборщик, сортировщик, упаковщик, сторож-вахтер, музейный смотритель, гардеробщик, кладовщик. Кроме того, лица с ограниченными возможностями акцентируют внимание на надомной работе. Многие отмечают, что желают работать по выбранной в ходе обучения специальности. В качестве вознаграждения за труд оптимальным уровнем считают заработную плату свыше 30 тыс. рублей в месяц.

По утверждению работодателей и специалистов служб занятости, именно эти профессии и предлагаются инвалидам. Проблема в том, что имеющихся вакансий не хватает. Большинство специалистов служб занятости отмечают, что весьма часто инвалидам предлагаются не подходящие для них профессии с завышенными профессиональными требованиями при низком уровне заработной платы.

Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. В современных условия значительная роль в обеспечении доступности рынка труда для лиц с

ограниченными возможностями здоровья принадлежит государству как на федеральном, так и на региональных уровнях [1, 3, 4].

2. Лица с ограниченными возможностями независимо от степени группы инвалидности, как правило, заинтересованы в приобретении образования и дальнейшей работе. При этом, помимо сложности совмещения учебы с работой, они сталкиваются с такими препятствиями, как необорудованные для инвалидов рабочие места, невозможность добираться до места работы, находящегося далеко от дома, нежелание работодателей трудоустраивать инвалидов. В поисках работы большая часть инвалидов использовала связи знакомых и родственников, а также Интернет и средства массовой информации.

3. Значительная часть людей с инвалидностью, а также специалистов служб занятости считают, что работодатели слабо заинтересованы в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. Зачастую предоставляемые им рабочие места не оснащены специализированным оборудованием, что не позволяет инвалидам работать в той сфере, которую они считают наиболее подходящей. Около трети опрошенных в целом негативно оценивают свои условия труда. Также стоит отметить, что круг

профессий, доступных для трудоустройства инвалидов, весьма ограничен, а заработная плата остается невысокой.

Тем не менее в настоящее время существуют компании, готовые трудоустроить людей с ограниченными возможностями и создать специальные условия для их работы. Это говорит о том, что сложившиеся стереотипы и общественное мнение в отношении занятости инвалидов постепенно меняются, и все больше людей с ограниченными возможностями получают возможность жить полноценно, иметь профессию и работать в соответствии с ней. Вместе с тем, по мнению специалистов, в последнее время перечень предлагаемых вакансий практически не меняется в лучшую сторону.

Государство и общество должны быть заинтересованы в адаптации весьма специфичной и многочисленной социальной группы, состоящей из лиц с ограниченными

Когда необходимы особые условия труда

возможностями, чтобы инвалиды свободно могли работать по той профессии, которую они считают для себя наиболее подходящей. Не могут оставаться равнодушными к их проблемам и работодатели. Предприятия должны оснащать-

ся специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, ощущали себя на равных с другими членами нашего общества [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год. URL: https:// rg.ru/2018/04/16/dokLad-site-dok.htmL (дата обращения: 15.10.2018).

2. Егоров В. Трудоустройство инвалидов. Актуальность, проблемы, законодательство. URL: https://zakon.ru/bLog/2017/5/8/ trudoustrojstvo_invaLidov_aktuaLnost_probLemy_zakonodateLstvo (дата обращения: 15.10.2018).

3. О занятости населения в городе Москве: закон г. Москвы от 01.10.2008 № 46 (ред. от 14.12.2016). URL: http://docs. cntd.ru. (дата обращения: 15.10.2018).

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 30.03.2018). URL: http://base. garant.ru/71265834/ (дата обращения: 15.10.2018).

LITERATURA

1. DokLad o deyateL'nosti UpoLnomochennogo po pravam cheLoveka v Rossijskoj Federacii za 2017 god. URL: https:// rg.ru/2018/04/16/dokLad-site-dok.htmL (data obrashcheniya: 15.10.2018).

2. Egorov V. Trudoustrojstvo invaLidov. AktuaL'nost', probLemy, zakonodateL'stvo. URL: https://zakon.ru/bLog/2017/5/8/ trudoustrojstvo_invaLidov_aktuaLnost_probLemy_zakonodateLstvo (data obrashcheniya: 15.10.2018).

3. O zanyatosti naseLeniya v gorode Moskve: zakon g. Moskvy ot 01.10.2008 № 46 (red. ot 14.12.2016). URL: http://docs. cntd.ru. (data obrashcheniya: 15.10.2018).

4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» na 2011 - 2020 gody, postanovLenie PraviteL'stva Rossijskoj Federacii ot 01.12.2015 № 1297 (red. ot 30.03.2018). URL: http://base.garant.ru/71265834/ (data obrashcheniya: 15.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.