УДК 331.1:377
Проблемы трансляции нового социального опыта в современных СМИ
Г.Н. Степанова, Р.А. Резникова
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А
e-mail: stepanovagn@mail.ru, ruslana-k@yandex.ru
В статье рассмотрены проблемы социально-статусной идентичности человека в современном мире, показана роль медиаиндустрии в конструировании новых социальных практик. Показаны пути преодоления информационного кризиса.
Ключевые слова: виртуальный мир, медиакультура, социально-статусная идентичность, виртуальная идентичность.
Информационно-коммуникационные технологии породили новый социокультурный феномен - виртуальный мир, который ставит вопросы трансляции нового социального опыта. «Когда границы мира отступают в бесконечность, происходит утечка реальности как внутренней связности ограниченного мира», и эти изменения затрагивают социально-экономическую структуру общества [1].
Мерилом социальной дифференциации становится идентичность человека, реализуемая через синтетические ценности виртуального мира, а также «дополненную» реальность и моделируемые жизненные ситуации. Средства массовой информации транслируют ориентиры, позволяющие человеку определить свою статусно-ролевую позицию, а также принадлежность к социальной группе [2].
Структура социально-статусной идентичности включает элементы:
• духовно-ментальные - самооценку, ценности, нормы, убеждения, стиль и образ жизни, а также групповое сознание как атрибут коллективной идентичности;
141
• социальные - статусную позицию и групповое поведение, социальные связи;
• виртуальную идентичность — осознаваемое и создаваемое в виртуальной реальности представление человека о самом себе, а также комплекс условных параметров, позволяющий отличать виртуальные субъекты друг от друга.
Преимущества виртуального мира и электронного контента объясняются следующими факторами:
• отсутствие ограничений в получении информации (в то время как традиционная модель функционирования печатных СМИ основана на ограниченном доступе к производству и потреблению информации);
• снижение коммуникационных барьеров — технических, социальных, личностных;
• замена дефицита феноменом «всеобщего общения»;
• роль физического лица как активного генератора новостной ленты (в то время, как традиционное содержание очерчено кругом подписчиков и определено психографическими характеристиками);
• феномен «вирусного редактора», преобразующего первоначальную информацию по своему усмотрению и определяющую ее значимость для круга своих читателей — «подписчиков»;
• активный поиск эффективной экономической модели, внедрение которой приведет к переходу журналов из массового сегмента в сегмент премиум-класса.
Характеристики, задаваемые пользователями интернета и принимаемые и применяемые другими пользователями, составляют каркас, лежащий в основе процесса идентификации, реализуемого посредством интернет-коммуникаций [3].
Виртуальная идентичность реализуется через синтетические ценности и проживаемые реальности (причем, как в он-лайн, так и в офф-лайн среде). Можно сказать, что не только компьютеризация жизни виртуализирует общество, но и виртуализация общества компьютеризирует жизнь, включая виртуальную идентичность в персональную модель самоопределения.
Философия и психология рассматривают «склонность к конструированию «виртуальных личностей» как отражение тенденции к множественной идентичности в реальной жизни. В среде молодежи виртуальная идентичность носит идеальный, символический характер и часто контрастирует с реальной идентичностью личности.
Объективными условиями, в которых транслируются модели самоопределения, являются следующие:
142
• неясность образцов общественного поведения, противоречивость доминирующих социальных установок;
• возможность выбора и сложность его осуществления из-за многообразия норм и социокультурных образцов;
• нарастание дистанции между социальными группами; неоднородность молодежи и различия в стартовых возможностях;
• ускорение темпа социальных и информационных процессов, возрастание роли СМИ в социализации личности.
Встает задача формирования жизненного стиля и конструирования новых социальных практик, в решении которых важная роль принадлежит средствам массовой информации, в частности, журнальным изданиям.
Значимость журнала объясняется тем, что он предлагает «системный» взгляд, основанный на целостной картине мира, открываемой аудитории от номера к номеру, «что обусловлено целостностью формируемого им культурного текста» [4].
С одной стороны, это обусловлено исторически - журнал со времен эпохи Просвещения является средством культурного развития общества, и в своем развитии прошел путь от «наблюдателя» и «аналитика» до «конструктора» и «модератора». В XXI веке журнал становится средством формирования жизненных стилей и психографических моделей самовыражения, одобряемых читательской аудиторией. Конкурентоспособность при этом, помимо экономических факторов, достигается за счет художественной уникальности, направленной на формирование имиджа издания посредством синтеза духовной составляющей, идейного наполнения и материальной формы.
Глянцевые журналы создают в сознании молодого поколения «идеальную картину мира» через трансляцию готовых стереотипов, ориентиров-клише - описание жизни успешных людей, их принципов и взглядов. «Смоделированный глянцем симулятивный идентификационный «портфель» интериоризируется в процессе вторичной социализации некритически мыслящим молодым человеком, что в конечном итоге становится одним из факторов, определяющим и задающим вектор его идентификационной стратегии»[5].
Социологические исследования позволяют выделить следующие модели самоопределения, зависящие от цели молодежной среды:
• профессиональная самореализация;
• социально престижная статусная позиция; доступ к власти;
• внешность, создание собственного имиджа;
• материально-бытовой уровень жизни;
• вступление в брак, создание семьи;
• наслаждение жизнью;
143
• активная общественно-политическая деятельность;
• патриотизм, любовь к Родине;
• поиск смысла жизни, экзистенциальный опыт.
Анализ предпочтений молодежи показывает следующие привлекательные характеристики журнала (как правило, «глянцевого»):
• значительный объем иллюстративного материала, превышающий объем текста в 1,5-2,5 раза;
• преобладание рекламных обращений над редакционным контентом, доминирование рекламы товаров luxury- и premium-класса, приобретение которых, как правило, недоступно для большинства читательской аудитории;
• герои глянцевой периодики - молодые, социально-успешные люди с широкой медийной известностью, профессиональная деятельность которых лежит в основном в сфере развлечений;
• контент удален от семейных ценностей;
• ориентация на индивидуализм с превалированием гедонистической формы над ценностной;
• символы статусной принадлежности - предметы роскоши и достатка;
• важность визуальной атрибутики имиджа как маркера социально-статусной принадлежности человека, отличающий известных и социально-преуспевающих людей от «обычных».
Таким образом, формируются специфические ценностноповеденческие ориентиры молодежи, возводящие символы успеха, престижа, благополучия, богатства, красоты и молодости в ранг культа.
Индивидуалистически настроенная часть молодежи подчиняется механизмам социализации, отождествления, подражания, стереотипизации, сравнения, имитации, симуляции, презентации.
Негативные последствия влияния глянцевых журналов на формирование социально-статусной идентичности молодежи - несоответствие между формируемыми идеалами, связанными, с одной стороны, с успешностью, карьерой, социальным статусом, и, с другой стороны, с ресурсами, необходимыми для достижения этих идеалов -«приводит к сложностям конструирования социально-статусной идентичности, ее кризисным проявлениям в молодежной среде»[6].
Кризис идентичности выражается в непредсказуемом поведении человека, возврате к «примитивным» эмоциям, чувству дезориентации, стороннем влиянии.
Г. Маркузе называет человека постиндустриальной цивилизации объектом духовного манипулирования, включенным в «потре-
144
бительскую гонку» [7].При всех положительных моментах, массовая информационная культура нацелена на коммерческую выгоду и внедряет в сознание людей, особенно молодых, «безвкусицу и бездушие», вплоть до девиантных форм поведения. И.А. Негодаев делает вывод: «Массовая культура рассчитана на потребу неразвитых в эстетическом и нравственном отношении слоев населения. Она дегуманизирует человека, ведет к его деградации. Этой культуре присуще отчуждение индивида, трудность общения и творчества, которые подменяются стандартными моделями потребления... Она решительно и в довольно грубой форме прерывает традиционные связи с предшествующим культурным развитием»[8].
Понимание этих особенностей глянцевых изданий приводит к снижению лояльности читателей и, как следствие, числа постоянных покупателей.
Исходя из уровня развития медиакультурных тенденций, сформулируем требования к современному журнальному изданию:
• интерактивность - обеспечение возможности формирования социальных коммуникационных связей, поддержание существующих и поиск новых форм общения с читательской аудиторией, формирование статуса «экспертности» издания по теме, в том числе за счет сторонних ресурсов (Wikipedia, Sladeshare, YouTube, Google+, социальные сети);
• вовлечение аудитории в процесс разработки, формирования, редактирования и распространения контента;
• персонализация и дифференциация контента - сегментация читательской аудитории с учетом технических возможностей «массового производства персонального контента» посредством автоматической его агрегации в сочетании с работой редактора. Актуальной задачей является не только внедрение новых форм контента, но и разработка сетевых сервисов, предоставляющих дополнительные услуги по поиску информации;
• «многоплатформенность» - издание, помимо печатной версии, должно быть представлено на «пяти экранах» - стационарном компьютере, планшете, смартфоне, телевизоре, снабженных функцией выхода в интернет, а также автомобильных мультимедийных устройствах;
• «проактивная» (упреждающая) политика роста доходов в условиях снижения тиражей, выпуск смежной продукции -тематических непериодических изданий, наращивание дополнительных услуг, в том числе за счет «продаж» оцифрованных архивов;
145
• инновации в сфере полиграфических технологий - например, включение кодов быстрого реагирования (QR-коды), Air-кодов (использование электроники в печати), интеграция видео-материалов в печатное издание; использование ароматизированных красок и технологий лакирования; формирование дополненной реальности, в частности, за счет использования нестандартных бумаг (полупрозрачной бумаги, эко бумаги и т.д.) или креативных решений в визуализации контента, в том числе с помощью технологий создания печатных 3D-изображений, ламинирования.
Библиографический список
1. БодрийярЖ. Симулякры и симулиция. Librusek.2012 (http:/
/lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml) // Перевод
А. Качалова. http://exsistencia.livejournal.com/ 21 декабря 2012 г. (Оригинал:BaudпNardJean. Simulacresetsimulation. Paris: EditionsGalitee, 1981).
2. Пименова О.И. Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. — Екатеринбург. — 2013. — С. 12.
3. Крылов А.Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. — Берлин: West-Ost-Verlag, 2010.
4. Kepc СА. Журнал как фактор формирования современной молодежной культуры России. Автореф. дис. канд. культурологии. — СПб., 2009.
5. Пименова О.И. Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. — Екатеринбург. — 2013. — С. 18.
6. Пименова О.И. Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. — Екатеринбург. 2013. — С. 18.
7. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: REEL-book. — 1994. — 344 с.
8. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. — Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ. — 1999. — 247 с.
146