Научная статья на тему 'Проблемы трансляции нового социального опыта в современных СМИ'

Проблемы трансляции нового социального опыта в современных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
291
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / МЕДИАКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-СТАТУСНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / VIRTUAL WORLD / MEDIA CULTURE / SOCIAL AND STATUS IDENTITY / VIRTUAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Степанова Г.Н., Резникова Р.А.

В статье рассмотрены проблемы социально-статусной идентичности человека в современном мире, показана роль медиаиндустрии в конструировании новых социальных практик. Показаны пути преодоления информационного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of broadcast of new social experience in modern mass media

In article problems of social and status identity of the person in the modern world are considered, the media industry role in designing new social the practician is shown. Ways of overcoming of information crisis are shown.

Текст научной работы на тему «Проблемы трансляции нового социального опыта в современных СМИ»

УДК 331.1:377

Проблемы трансляции нового социального опыта в современных СМИ

Г.Н. Степанова, Р.А. Резникова

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А

e-mail: stepanovagn@mail.ru, ruslana-k@yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы социально-статусной идентичности человека в современном мире, показана роль медиаиндустрии в конструировании новых социальных практик. Показаны пути преодоления информационного кризиса.

Ключевые слова: виртуальный мир, медиакультура, социально-статусная идентичность, виртуальная идентичность.

Информационно-коммуникационные технологии породили новый социокультурный феномен - виртуальный мир, который ставит вопросы трансляции нового социального опыта. «Когда границы мира отступают в бесконечность, происходит утечка реальности как внутренней связности ограниченного мира», и эти изменения затрагивают социально-экономическую структуру общества [1].

Мерилом социальной дифференциации становится идентичность человека, реализуемая через синтетические ценности виртуального мира, а также «дополненную» реальность и моделируемые жизненные ситуации. Средства массовой информации транслируют ориентиры, позволяющие человеку определить свою статусно-ролевую позицию, а также принадлежность к социальной группе [2].

Структура социально-статусной идентичности включает элементы:

• духовно-ментальные - самооценку, ценности, нормы, убеждения, стиль и образ жизни, а также групповое сознание как атрибут коллективной идентичности;

141

• социальные - статусную позицию и групповое поведение, социальные связи;

• виртуальную идентичность — осознаваемое и создаваемое в виртуальной реальности представление человека о самом себе, а также комплекс условных параметров, позволяющий отличать виртуальные субъекты друг от друга.

Преимущества виртуального мира и электронного контента объясняются следующими факторами:

• отсутствие ограничений в получении информации (в то время как традиционная модель функционирования печатных СМИ основана на ограниченном доступе к производству и потреблению информации);

• снижение коммуникационных барьеров — технических, социальных, личностных;

• замена дефицита феноменом «всеобщего общения»;

• роль физического лица как активного генератора новостной ленты (в то время, как традиционное содержание очерчено кругом подписчиков и определено психографическими характеристиками);

• феномен «вирусного редактора», преобразующего первоначальную информацию по своему усмотрению и определяющую ее значимость для круга своих читателей — «подписчиков»;

• активный поиск эффективной экономической модели, внедрение которой приведет к переходу журналов из массового сегмента в сегмент премиум-класса.

Характеристики, задаваемые пользователями интернета и принимаемые и применяемые другими пользователями, составляют каркас, лежащий в основе процесса идентификации, реализуемого посредством интернет-коммуникаций [3].

Виртуальная идентичность реализуется через синтетические ценности и проживаемые реальности (причем, как в он-лайн, так и в офф-лайн среде). Можно сказать, что не только компьютеризация жизни виртуализирует общество, но и виртуализация общества компьютеризирует жизнь, включая виртуальную идентичность в персональную модель самоопределения.

Философия и психология рассматривают «склонность к конструированию «виртуальных личностей» как отражение тенденции к множественной идентичности в реальной жизни. В среде молодежи виртуальная идентичность носит идеальный, символический характер и часто контрастирует с реальной идентичностью личности.

Объективными условиями, в которых транслируются модели самоопределения, являются следующие:

142

• неясность образцов общественного поведения, противоречивость доминирующих социальных установок;

• возможность выбора и сложность его осуществления из-за многообразия норм и социокультурных образцов;

• нарастание дистанции между социальными группами; неоднородность молодежи и различия в стартовых возможностях;

• ускорение темпа социальных и информационных процессов, возрастание роли СМИ в социализации личности.

Встает задача формирования жизненного стиля и конструирования новых социальных практик, в решении которых важная роль принадлежит средствам массовой информации, в частности, журнальным изданиям.

Значимость журнала объясняется тем, что он предлагает «системный» взгляд, основанный на целостной картине мира, открываемой аудитории от номера к номеру, «что обусловлено целостностью формируемого им культурного текста» [4].

С одной стороны, это обусловлено исторически - журнал со времен эпохи Просвещения является средством культурного развития общества, и в своем развитии прошел путь от «наблюдателя» и «аналитика» до «конструктора» и «модератора». В XXI веке журнал становится средством формирования жизненных стилей и психографических моделей самовыражения, одобряемых читательской аудиторией. Конкурентоспособность при этом, помимо экономических факторов, достигается за счет художественной уникальности, направленной на формирование имиджа издания посредством синтеза духовной составляющей, идейного наполнения и материальной формы.

Глянцевые журналы создают в сознании молодого поколения «идеальную картину мира» через трансляцию готовых стереотипов, ориентиров-клише - описание жизни успешных людей, их принципов и взглядов. «Смоделированный глянцем симулятивный идентификационный «портфель» интериоризируется в процессе вторичной социализации некритически мыслящим молодым человеком, что в конечном итоге становится одним из факторов, определяющим и задающим вектор его идентификационной стратегии»[5].

Социологические исследования позволяют выделить следующие модели самоопределения, зависящие от цели молодежной среды:

• профессиональная самореализация;

• социально престижная статусная позиция; доступ к власти;

• внешность, создание собственного имиджа;

• материально-бытовой уровень жизни;

• вступление в брак, создание семьи;

• наслаждение жизнью;

143

• активная общественно-политическая деятельность;

• патриотизм, любовь к Родине;

• поиск смысла жизни, экзистенциальный опыт.

Анализ предпочтений молодежи показывает следующие привлекательные характеристики журнала (как правило, «глянцевого»):

• значительный объем иллюстративного материала, превышающий объем текста в 1,5-2,5 раза;

• преобладание рекламных обращений над редакционным контентом, доминирование рекламы товаров luxury- и premium-класса, приобретение которых, как правило, недоступно для большинства читательской аудитории;

• герои глянцевой периодики - молодые, социально-успешные люди с широкой медийной известностью, профессиональная деятельность которых лежит в основном в сфере развлечений;

• контент удален от семейных ценностей;

• ориентация на индивидуализм с превалированием гедонистической формы над ценностной;

• символы статусной принадлежности - предметы роскоши и достатка;

• важность визуальной атрибутики имиджа как маркера социально-статусной принадлежности человека, отличающий известных и социально-преуспевающих людей от «обычных».

Таким образом, формируются специфические ценностноповеденческие ориентиры молодежи, возводящие символы успеха, престижа, благополучия, богатства, красоты и молодости в ранг культа.

Индивидуалистически настроенная часть молодежи подчиняется механизмам социализации, отождествления, подражания, стереотипизации, сравнения, имитации, симуляции, презентации.

Негативные последствия влияния глянцевых журналов на формирование социально-статусной идентичности молодежи - несоответствие между формируемыми идеалами, связанными, с одной стороны, с успешностью, карьерой, социальным статусом, и, с другой стороны, с ресурсами, необходимыми для достижения этих идеалов -«приводит к сложностям конструирования социально-статусной идентичности, ее кризисным проявлениям в молодежной среде»[6].

Кризис идентичности выражается в непредсказуемом поведении человека, возврате к «примитивным» эмоциям, чувству дезориентации, стороннем влиянии.

Г. Маркузе называет человека постиндустриальной цивилизации объектом духовного манипулирования, включенным в «потре-

144

бительскую гонку» [7].При всех положительных моментах, массовая информационная культура нацелена на коммерческую выгоду и внедряет в сознание людей, особенно молодых, «безвкусицу и бездушие», вплоть до девиантных форм поведения. И.А. Негодаев делает вывод: «Массовая культура рассчитана на потребу неразвитых в эстетическом и нравственном отношении слоев населения. Она дегуманизирует человека, ведет к его деградации. Этой культуре присуще отчуждение индивида, трудность общения и творчества, которые подменяются стандартными моделями потребления... Она решительно и в довольно грубой форме прерывает традиционные связи с предшествующим культурным развитием»[8].

Понимание этих особенностей глянцевых изданий приводит к снижению лояльности читателей и, как следствие, числа постоянных покупателей.

Исходя из уровня развития медиакультурных тенденций, сформулируем требования к современному журнальному изданию:

• интерактивность - обеспечение возможности формирования социальных коммуникационных связей, поддержание существующих и поиск новых форм общения с читательской аудиторией, формирование статуса «экспертности» издания по теме, в том числе за счет сторонних ресурсов (Wikipedia, Sladeshare, YouTube, Google+, социальные сети);

• вовлечение аудитории в процесс разработки, формирования, редактирования и распространения контента;

• персонализация и дифференциация контента - сегментация читательской аудитории с учетом технических возможностей «массового производства персонального контента» посредством автоматической его агрегации в сочетании с работой редактора. Актуальной задачей является не только внедрение новых форм контента, но и разработка сетевых сервисов, предоставляющих дополнительные услуги по поиску информации;

• «многоплатформенность» - издание, помимо печатной версии, должно быть представлено на «пяти экранах» - стационарном компьютере, планшете, смартфоне, телевизоре, снабженных функцией выхода в интернет, а также автомобильных мультимедийных устройствах;

• «проактивная» (упреждающая) политика роста доходов в условиях снижения тиражей, выпуск смежной продукции -тематических непериодических изданий, наращивание дополнительных услуг, в том числе за счет «продаж» оцифрованных архивов;

145

• инновации в сфере полиграфических технологий - например, включение кодов быстрого реагирования (QR-коды), Air-кодов (использование электроники в печати), интеграция видео-материалов в печатное издание; использование ароматизированных красок и технологий лакирования; формирование дополненной реальности, в частности, за счет использования нестандартных бумаг (полупрозрачной бумаги, эко бумаги и т.д.) или креативных решений в визуализации контента, в том числе с помощью технологий создания печатных 3D-изображений, ламинирования.

Библиографический список

1. БодрийярЖ. Симулякры и симулиция. Librusek.2012 (http:/

/lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml) // Перевод

А. Качалова. http://exsistencia.livejournal.com/ 21 декабря 2012 г. (Оригинал:BaudпNardJean. Simulacresetsimulation. Paris: EditionsGalitee, 1981).

2. Пименова О.И. Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. — Екатеринбург. — 2013. — С. 12.

3. Крылов А.Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. — Берлин: West-Ost-Verlag, 2010.

4. Kepc СА. Журнал как фактор формирования современной молодежной культуры России. Автореф. дис. канд. культурологии. — СПб., 2009.

5. Пименова О.И. Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. — Екатеринбург. — 2013. — С. 18.

6. Пименова О.И. Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи. Автореф. дис. канд. соц. наук. — Екатеринбург. 2013. — С. 18.

7. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: REEL-book. — 1994. — 344 с.

8. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. — Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ. — 1999. — 247 с.

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.