Научная статья на тему 'Lifestyle-издания Kinfolk и Heim: отличие зарубежного и отечественного подходов к созданию журналов о моде и стиле жизни'

Lifestyle-издания Kinfolk и Heim: отличие зарубежного и отечественного подходов к созданию журналов о моде и стиле жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1508
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глянцевые журналы / lifestyle-периодика / slowlife / hygge / матовый глянец.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тихонова Анастасия Александровна, Морозова Анна Анатольевна

В данной статье рассматриваются концептуальные модели журналов о моде и стиле жизни Kinfolk и Heim с целью выявления отличий зарубежного и отечественного подходов к созданию lifestyle-периодики. В процессе анализа творчества издательства Heim авторы приходят к выводу, что редакционная политика первого издания отражена в названии: журнал о близких, родных, друзьях. Второй журнал сконцентрирован на отражении неодушевленной стороны жизни: дом, искусство, вдохновение, красота, все, что создает уют в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Lifestyle-издания Kinfolk и Heim: отличие зарубежного и отечественного подходов к созданию журналов о моде и стиле жизни»

вида искусства. Индустрия развивается и становится все больше и комикс становится значимей в обществе», - Владимир Лопатин, известный художник комиксов.

Сегодня можно смело говорить о том, что индустрия комиксов существует в России и у неё есть перспективы. Магия комиксов - универсальность их применения открывает им дорогу и безграничные возможности. Именно поэтому мы можем говорить о большом будущем комикса, ведь мир все больше визуализируется, растет любовь к таким вещам как инфографика, и при таких условиях комикс должен стать сильным информационным медиумом. При этом его необходимо рассматривать, как один из инструментов визуальных коммуникаций.

Список литературы

1. Белинский, Я. Д. Девятое искусство [Текст] / Я. Д. Белинский // Власть денег. -2006. - № 67. - С. 40-43.

2. Гилев, М. С. Из истории комикса в России [Текст] / М. С. Гилев. - Томск, 2010. -С. 29-32.

3. Иванов, Б. В. Введение в японскую анимацию [Текст] / Б. В. Иванов - М, 2001. - 336 с.

4. Малый академический словарь [Текст] / автор-сост. А. П. Евгеньева. - М., 1984. -78964 с.

5. Почему в России не прижились комиксы? [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. - 2015. - URL: http://www.aif.ru/dontknows/actual/1440615 (дата обращения 27.02.18).

6. Пушкарев, Л. И. Лубок русский изобразительный [Электронный ресурс] / Л. И. Пушкарев // Кругосвет: онлайн-энциклопедия. - URL: http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения 12.03.18).

7. Сорокина, А. А. Разные подходы к определению комикса [Текст] / А. А. Сорокина. -Кемерово, 2018. - С. 387-389.

8. Харитошкин, В. С. Живые картинки. История «русского комикса» [Текст] / В. С. Харитошкин // Завтра. - 2005. - № 8 (587). - С. 8.

Сорокина Анастасия Алексеевна - магистрант, направление инновационный маркетинг Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

Электронная почта: [email protected]

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10116

А. А. Тихонова, А. А. Морозова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

LIFESTYLE-ИЗДАНИЯ KINFOLK И HEIM: ОТЛИЧИЕ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ ЖУРНАЛОВ О МОДЕ

И СТИЛЕ ЖИЗНИ

В данной статье рассматриваются концептуальные модели журналов о моде и стиле жизни Kinfolk и Heim с целью выявления отличий зарубежного и отечественного подходов к созданию lifestyle-триодики. В процессе анализа творчества издательства Heim авторы приходят к выводу, что редакционная политика первого издания отражена в названии: журнал о близких, родных, друзьях. Второй журнал сконцентрирован на отражении неодушевленной стороны жизни: дом, искусство, вдохновение, красота, все, что создает уют в повседневной жизни.

Ключевые слова: глянцевые журналы, lifestyle-периодика, slowlife, hygge, матовый глянец.

Мир глянцевой периодики очень динамичен в своем развитии. На смену fashion-журналам пришли издания о моде и стиле жизни. Вторые резко отличаются от первых: lifestyle-пресса предлагает читателям погрузиться внутрь себя, отвлечься от материального мира. Такие журналы призваны воспитать новое поколение читателей, для которых будут важны семья, дом, уют, дружба, взаимопонимание, психология как ценности, определяющие жизнь и быт.

Первым, кто отметил эволюцию глянцевых изданий, транслирующих гламурный образ жизни, стал теоретик журналистики Я. Н. Засурский (2001), который исследовал феномен элитарных или премиум-изданий исключительно в русле журналистики и филологии. Подобной установки придерживались и другие исследователи, например, В. А. Буряковская, Е. Ю. Коломий, С. Ф. Черменская, Ж. В. Черновая и др.

Вопросами ценностей, транслируемых современными элитарными журналами, занимались Л. А. Окольская, М. В. Комогорцева «Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах» (2010), Е. А. Костяшина «Экспликация ценностной картины мира в коммуникативной модели «Автор адресат» (на материале глянцевых журналов)» (2012), О. И. Пименова «Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи» (2013), Н. С. Писаревская «Журнал «Glamour» как продукт транслятор ценностей массовой культуры» (2017), П. А. Пименов, И. Пащенко и др. Они пришли к выводу, что мода распространяется не только на гардероб, но и «выходит далеко за пределы рынка одежды, подчиняя себе потребление услуг СМИ, произведений литературы и искусства, автомобилей, компьютеров, жилищ» [3. С. 14]. Если раньше глянцевые издания транслировали ценности, связанные с гламурным образом жизни (ценность роскоши и красоты, следование моде и приобретение новых товаров), то сегодня ценность творчества и эксперимента, ума, любви и отношений с близкими и друзьями несколько превалирует [6. С. 33].

Установка на воспитание, просвещение определяет выбор концептуальной модели современных глянцевых журналов. «Slowlife» («медленная жизнь») - термин, который предлагают современные медиаисследователи для обозначения концепта «сосредоточения в себе»: «забыть о городской суете и окунуться в домашний уют, понять, что счастье - в быту и мелочах» [10]. Идея не нова. Еще в 1851 году А. И. Герцен предложил идею «внутреннего отъезда», которую связывал с воздействием художественно-публицистической литературы на читателей [4 С. 339]. С современным представлением о «медленной жизни» отечественную журнальную аудиторию познакомила студия дизайна и издательский дом Heim. Компания занимается созданием авторской утвари и аксессуаров для дома, а также выпускает два lifestyle-журнала -Kinfolk и Heim.

Kinfolk Russia («Родня») - полностью переводческий проект, калька с американской версии издания. Работа студии Heim над проектом началась в 2014 году. Англоязычной версией журнала, оригиналом занимается издательский дом и студия дизайна Ouur. Творческая мастерская выпускает периодические издания, сезонные коллекции одежды и товары для дома. «Мы рассказываем о том, как привнести в свою жизнь легкость и простоту, развиваться вместе с единомышленниками и чаще проводить время с родными и близкими людьми» [9]. Название отражает редакционную политику - журнал о людях, ценностях семейных отношений. Рубрика «Портреты» является ключевой. Издание быстро стало ведущим для творческих молодых людей. Американский журнал был основан в 2011 году. Сейчас Kinfolk издается в России, Японии, Китае и Корее на языках этих стран.

Heim - российский проект, настольный журнал о размеренном образе жизни. Работа над американским журналом подвигла отечественную редакцию на создание авторского продукта [9]. Им и стал журнал Heim, который полностью продолжает линию Kinfolk. Слово «heim» существует сразу в нескольких скандинавских языках и означает «домашний очаг», что отражает философию редакции: всё про дом, вдохновение, красоту, все, что создает уют в доме. Фокус внимания смещается на нечто неодушевленное, что формирует наше окружение. «Это короткое слово выражает смысл критериев, которые мы взяли за основу проекта: простота, минимализм и функциональность - все, что создает уют в доме и обрамляет теплоту семейных отношений. Мы преумножаем то, чего нам самим давно не хватало в пространстве нашей страны» [9].

На определение такого названия журнала во многом повлияла популярная идея «датского счастья» - «хюгге». «Hygge» - понятие, возникшее в скандинавских странах, обозначающее чувство уюта и комфортного общения с ощущениями благополучия и удовлетворенности.

И в датском, и в норвежском языках «хюгге» означает «форму повседневного единства, приятные и высоко ценимые повседневные ощущения безопасности, равенства, личной целостности и спонтанного социального потока. Hygge» как нечто хорошее, уютное, безопасное и привычное в отношении психологического состояния» [2. С. 46].

Руководитель и основатель датского Института исследования счастья Майк Викинг в книге «Hygge. Секрет датского счастья» предлагает восемь советов достижения хюгге [2. С. 52]:

• сделать уютными место пребывания - дом, офис;

• принимать в гости дома близких людей;

• вкусно есть, наслаждаться готовкой пищи;

• вести активный образ жизни;

• одеваться в удобную, непринужденную одежду;

• получать удовольствие от простых радостей;

• заниматься хобби, творческими занятиями, которые приносят удовольствие;

• иметь чувство меры, получая удовольствия.

Уже из истории издательского дома и создания журналов стало ясным, что редакционная политика изданий отражена в названии проектов. Смысл названия определяет всю модель журнала: начиная обложкой и версткой, заканчивая стилистикой текстов и жанровой системой. Редакционная политика двух изданий сильно разнится: Kinfolk говорит о людях, Heim акцентирует наше внимание на приятных и уютных мелочах, вещах, деталях. Такое расхождение может отразиться, в первую очередь, на рубрикаторе, содержательной стратегии, а именно на жанровой модели. В остальном, объекты материала исследования очень схожи, поскольку Heim вышел после Kinfolk и во многом если не повторяет, то опирается на опыт создания американского «родителя». Ниже кратко обозначим медиатворческие параметры, которые определили концептуальную модель этих изданий, а после перейдем к отличиям.

Начнем с визуальной составляющей. Издатели глянцевой периодики всегда обращали особое внимание на внешний вид своего продукта, при этом большинство не стремились создавать по-настоящему качественный контент. Издательство Heim начало свой путь весьма нетривиально, представив новый тип журнальной периодики - «матовый глянец» [7. С. 177]. Важно отметить, что под нестандартным подходом к внешнему исполнению -такой же неординарный взгляд на наполнение.

Журналы производства Heim - тонкое сочетание главных человеческих ценностей и качественного дизайна. Это издание о семье и близких, о жизни в спокойном ритме, об искусстве наслаждаться моментом, о способности воспринимать реальность здесь и сейчас. Журналы напоминают альманах, сборник трудов разных авторов под одной

обложкой. Издания объединяют близких по духу людей в одно течение по всему миру, с помощью мероприятий. Heim проводит творческие ужины. Первый из них прошел в 2015 году.

Каждый номер журнала Kinfolk или Heim посвящен какому-либо жизненному явлению, предмету, качеству: морю, книгам, кино, дизайну. За все время издания Kinfolk вышло 18 номеров. Каждый из них переведен и адаптирован под российскую публику. Heim - три единственных выпуска. Независимо от темы каждый выпуск журналов -настоящее произведение искусства. Стоит начать с обложки. Цветное исполнение, качественный бумажный носитель, развлекательные интенции, наличие рекламы. Однако эти журналы демонстрируют уникальный феномен, когда слово «глянцевый» теряет значение «блестящий», «отполированный». Страницы имеют матовое исполнение. Это доказывает нашу мысль о том, что современный глянец направлен на просвещение и образование. Читатель теперь сосредоточен не на яркой блестящей обложке, а на контенте.

Ю. М. Лотман ввел термин «минус-прием» [5. С. 34], который долгое время применялся относительно художественной литературы, в частности поэзии. Сегодня это понятие получило большее распространение и активно используется в теории режиссуры, рекламы и журналистики. Разрушение читательских ожиданий, отторжение ранних традиций и, наконец, достижение большого эффекта малыми средствами. Так, минус-прием стал ведущим методом конструирования реальности на страницах журналов Kinfolk и Heim. Минимализм во внешнем виде, но содержательная глубина.

Матовое исполнение - не единственное новаторское решение. Постельные, дымчатые, приглушенные оттенки также не свойственны глянцу, однако присутствуют в дизайн-концепции журналов, ставших материалом исследования. Редактор Татьяна Илларионова обозначила эти оттенки как нюдовые, то есть естественные, навеянные природой и приятные человеческому глазу, а, главное, не отвлекающие.

На обложках - всегда люди. Как правило, один человек. Исключение составил семейный номер Kinfolk, на обложке которого изображена супружеская пара. Модели всегда в незатейливой естественной позе, фотографии портретные. Выбор образа человека в качестве транслятора идей журнала неслучаен, ведь именно человек создает культуру и искусство.

Важно отметить полное отсутствие графических элементов для зонирования пространства. Вместо этого на страницах журналов присутствует много «воздуха». Несколько нерациональное решение с точки зрения экономической политики издания, но тем самым редакция в очередной раз подчеркивает статус своего продукта. Благодаря «воздуху» текст предстает перед нами порционно, и ничто не отвлекает от содержания. Тонкая неброская прямая линия используется только для оформления цитат.

Разреженность текста также указывает на определенный статус издания и подчеркивает основную идею дизайна - легкость, свободу, простор. В связи с этим жирное начертание используется крайне редко, часто для выделения заголовка или вопросов журналиста в интервью. Курсив активно применяется для выделения лидер-абзацев.

Продолжая мысль о несколько вольном и свободном использовании печатного пространства, обратим внимание на композицию некоторых страниц журнала. Часто разворот журналов представлен фотографией размером с полосу, на второй половине мы видим перечисление авторов и заголовочный комплекс.

Фотопроекты подаются еще более свободно. У каждой иллюстрации внушительные поля. Подпись под фотографией не обязательна. Если иллюстрация подписана, значит фотография особенно важна для понимания текста. Она не просто сопровождает текст, а дополняет его, несет смысловую нагрузку. Соотношение мужских и женских портретов на страницах журнала равное. Это связано со стремлением lifestyle-журналов

«унисексировать контент» [8. С. 109], чтобы он был одинаково интересен как женкой половине аудитории, так и мужской.

Фоновые иллюстрации заслуживают особого внимания. Часто фоновым сопровождением выступают фотографии фактурных тканей, выразительные мазки красок. В любом случае, фон для создателей журналов играет не меньшую роль, чем сам визуальный ряд или текст. А потому над одним материалом работают не только журналист и фотограф, но и стилист, декоратор, дизайнер интерьера, флорист и другие специалисты, задействованные в оформлении фотосессии.

Часто материалы дополняют не только авторские фотографии, но и рисунки, коллажи. Отдельно стоит сказать о том, что каждый номер Kinfolk сопровождает дизайнерская открытка от партнерской компании «Молочная культура».

Сегодня речевая изобразительность глянцевых медиатекстов оказывается способом выражения оценки [1. С. 51]. Мы выделили три стратегии, реализующие словообразовательный потенциал fashion-дискурса:

• игровую;

• экспрессивно-оценочную;

• стратегию оценки.

В журналах ярко выражена игровая стратегия, успешно реализуемая за счет использования специальной лексики, неологизмов, заимствований, а также характерных фразеологических единиц, устойчивых выражений и словоформ [7. С. 50].

Журналы нельзя приобрести в магазине, оформить подписку можно на сайте студии Heim. Также в крупных городах России есть представители журнала, которые распространяют издание по «цене производителя». Тираж составляет 10000 экземпляров. Журналы выходит ежесезонно, каждый номер создает уникальную атмосферу, настроение, навеянное тем или иным временем года, событием в области искусства, моды, архитектуры или дизайна.

Резюмируя, отметим, что вся дизайн-концепция журналов строится на минимализме. Идея естественности, невычурности читается всюду. От композиции кадра до манеры ретуширования, обработки и размещения на странице, от свободной воздушной композиции до разреженного текста.

Различия наблюдаются при анализе содержательной стратегии журналов. Наполнение Kinfolk - переводческие проекты. Однако, напомним, что в Kinfolk пишут авторы со всего мира, и в некоторых номерах американского журнала задействованы наши отечественные авторы. Kinfolk имеет строгую систему рубрик, повторяющуюся из номера в номер. Напомним, что журнал - альманах историй о людях, поэтому здесь очень много интервью, в том числе аналитических, интервью-монологов, портретных очерков, фотоочерков, историй от первого лица, зарисовок и других жанров, для которых важна личность художественного героя и его внутренний мир. Журнал посвящает исследованию творческой человеческой природы следующие рубрики: «Портрет», «Один день из жизни», «Эссе», «Фотоэссе», «История», «Круглый стол». Варианты проведения досуга представлены рубриками «Событие», «По мотивам», «Анонс».

Рубрикатор Heim - это отсылка к драматургическому искусству. Первый номер журнала поделен на первый, второй и третий акты. С каждым действием мы все глубже погружаемся в тему. Второй и третий номера поделены на главы. Рубрик в их привычном виде в журнале не существует. Среди жанров много эссе, фотоэссе, зарисовок, путевых заметок и очерков.

Таким образом, американский журнал Kinfolk стал образцом и классикой на рынке lifestyle-периодики. Отечественное издание Heim во многом повторяет концептуальную модель американского аналога, но все же находит собственные творческие пути реализации, превращая журнал не в просто качественный продукт печатной периодики, а настоящее произведение искусства.

Список литературы

1. Боннер-Смеюха, В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин [Текст] / В. В. Боннер-Смеюха // Филологический вестник Ростовского университета. - 2000. - № 2. - С. 50-56.

2. Викинг, Майк. Hygge. Секрет датского счастья [Текст] / Майк Викинг. - М. : Колибри, 2018. - 288 с.

3. Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность [Текст] / В. И. Ильин // Мир России. - 2005. - № 2. - С. 3-40.

4. Литвинов, Н. Н. Бренд-культура: завоевание расположения клиента [Текст] / Н. Н. Литвинов // Бренд-менеджмент. - 2007. - № 5 (36). - С. 338-343.

5. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство - СПБ, 1998. - 285 с.

6. Маркелов, К. В. Мода и журналистика [Текст] : учеб. пособие / К. В. Маркелов. -М. : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002. - 38 с.

7. Надыршина, А. А. Элитарный глянцевый журнал о моде и стиле жизни как инструмент конструирования социально-статусной идентичности человека [Текст] / А. А. Надыршина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). -С.176-179.

8. Прасковьина, М. В. Жанровая модель глянцевого журнала «СМР.Собака.ги» [Текст] / М. В. Прасковьина // Жанровая стратегия современных российских массмедиа: тезисы III Всероссийской науч.-практич. конф. СамГУ. - Самара : Универс групп, 2009. -С. 109.

9. Heim studio [Электронный ресурс]. - URL: https://www.heimstudio.ru/ (дата обращения: 14.03.2019).

10. Kinfolk - журнал о размеренном образе жизни [Электронный ресурс]. - URL: http://heimstudio.ru (дата обращения: 14.03.2019).

Тихонова Анастасия Александровна - студент магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10117

Е. А. Третьякова, В. В. Антропова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ФЕНОМЕН НОВОСТНЫХ ТЕКСТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ: ДОМИНАНТА «СМЕХОВОЙ» СЕМАНТИКИ

Сегодня в «универсальной» журналистике преобладают новости. Чтобы конкурировать с другими источниками в интернете, новостные СМИ находят в социальных сетях креативные способы подачи информации, в том числе с помощью смехового кода. Это выражается в активном обращении к формам смеховой культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.