НАШ АРХИВ
УДК 81’23
Е.Ф. Тарасов
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Научный доклад по опубликованным трудам, представленный к защите на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.02.19 - Теория языкознания. Москва, 1992 г.
Ключевые слова: психолингвистика, теория речевого общения, образ сознания, теория деятельности.
Прагматические, гносеологические и онтологические предпосылки построения теории речевого общения
В современной лингвистике существует устойчивая тенденция рассматривать язык в широком социальном контексте. Эта тенденция реализуется в новом понимании места языка в социальной жизни человека, в расширении эмпирической базы лингвистических исследований, в создании моделей речевого поведения коммуникантов, более полно отображающих социальные факторы, детерминирующие речевую коммуникацию.
Вероятно более всего тенденция к построению более адекватных моделей, отображающих речевое общение коммуникантов и учитывающие как внутренние (психологические, психолингвистиче-
ские), так и внешние (социальные и социально-психологические) детерминанты
речевой коммуникации, проявилась в психолингвистике.
Однако, приписывать тенденцию изучать язык в широком неязыковом контексте только современной лингвистике было бы неправильно. Эта тенденция прослеживается на всех этапах научной лингвис-тики,по крайней мере начиная с работ В. Гумбольдта, Г. Штейнталя и А. А. Потеб-ни. Можно показать моменты усиления этой тенденции, совпадающие с деятельностью А. Мейе, Ш. Балли, Н.Я. Марра, а также деятельностью М.В. Сергеевского,
К.Н. Державина, Л.П. Якубинского, Б. А. Ларина, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского и всего пражского лингвистического кружка.
Начиная с 60-х годов происходит бурное увеличение числа работ, появляющихся под флагом социолингвистики, психолингвистики, прагмалингвистики,
лингвистики текста и т.д., для которых характерно стремление избавиться от своеобразного лингвистического редукционизма, когда объект исследования ограничивается, редуцируется до речевых текстов, изолированных от условий их производства и восприятия от общения в человеческой деятельности, в которой и ради целей которой они были продуцированы.
Среди причин, вызвавших усиление внимания к эмпирическому и теоретическому изучению процессов речевого общения, можно выделить, с точки зрения лингвистики, внутренние и внешние причины. Наиболее явной внутренней причиной можно считать осознание необоснованности и чрезмерности неоправдавших-ся надежд, связанных с различными формализованными методами изучения языка. Широкое и не всегда уместное использование формальных процедур исследования, создание которых является достижением современной лингвистики, делающим ее в этом отношении образцом для многих гуманитарных наук, привело, однако, к сужению эмпирической базы
лингвистики и к элиминированию из ее предмета некоторых проблем или утрате интереса к ним.
Внешних причин несколько. В первую очередь следует назвать развитие социальных наук, особенно социологии и социальной психологии. Исследование проблем функционирования общества в целом, проблем функционирования специальных групп, изучение поведения личности во внутри- и межгрупповом общении вооружает лингвиста знанием закономерностей социального взаимодействия коммуникантов в процессе речевого общения и дают в его руки понятийный аппарат для исследования социальных факторов, влияющих на речь, обслуживающую общение.
Вторая причина - развитие психологии, в частности разделов о деятельности личности, как основополагающем факторе становления высших психических функций человека и формирования его личности, разделов общения, о механизмах управления поведением человека, о воздействии на массовую аудиторию через средства массовой информации и др.
Что касается представлений о речевом общении, сформированных в рамках теории речевой деятельности, то для их становления решающее значение имела теория деятельности А.Н. Леонтьева.
Не в последнюю очередь внимание лингвистов к социальному контексту общения было привлечено в связи с проблемами обучения родному и иностранным языкам.
В Западной Европе, особенно Англии и ФРГ, и в США анализ языка в широком социальном контексте, был стимулирован исследованием проблем так называемого компенсаторного обучения детей в школе, в ходе этих исследований выявилась связь между социальными детерминантами языковой социализации ребенка и уровнем его языковой компетенции.
Существует и общелингвистический аспект социальной детеминации речевого общения. Интерес к речевому общению, к
внешним социальным компонентам коммуникативного акта поддерживается реакцией на недиалектическую редукцию предмета языкознания, которую осуществил Р. Де Соссюр, ограничив предмет языкознания системой языка и исключив из исследовательской практики человеческую речь и речевое общение.
Подобное ограничение предмета языкознания вынуждает исследователя любое изучение системы языка осуществлять при обязательном допущении константности, внеисторичности, однозначной за-данности условий производства и восприятия речи. Такое допущение, заимствовано из исследовательской практики естес-ственных наук, ставит знак равенства между природными объектами и общественной деятельностью человека и, следовательно, и речевым общением, развертывающимся в ее структуре.
Исследовательская практика лингвиста наталкивается на необходимость расширения объекта исследования за счет неречевого взаимодействия коммуникантов. Расширение объекта исследования в свою очередь требует перестройки предмета исследования прежде всего психолингвистики как дисциплины, анализирующей производство и восприятие речи. Расширение объекта и перестройка предмета исследования создают потребность в формировании теоретических и методологических схем анализа, адекватно отображающих новые фрагменты объекта исследования и обеспечивающие теоретические построения в предметной области психолингвистики, учитывающие не
только внутренние, психофизиологические, но и внешние, психосоциальные детерминанты речевого общения.
Введение в объектную область психолингвистики взаимодействующих и общающихся коммуникантов с их сознаниями создает принципиально новую для языкознания познавательную ситуацию, когда требуется учет в теории речевого общения антропных характеристик объекта анализа и рефлексии над процессами
отображения в сознании исследователя структур сознания коммуникантов.
Антропные характеристики этого нового объекта анализа - социальные качества коммуникантов, обуславливающие выбор и способ реализации в речевом общении социальных отношений; социальные нормы, определяющие заданность способов общения; совместная деятельность коммуникантов, задающая систему целей и мотивов общения, которые придают конкретный и определенный смысл речевым высказываниям. Отображение этих характеристик требует новых теоретических и методологических представлений.
Таким образом, в контексте познавательных проблем лингвистики создание теории речевого общения - это формирование понятийного аппарата, наиболее целесообразно и адекватно организованного для анализа экстралингвистического контекста функционирования речевых высказываний.
Место теории речевого общения в
проблематике психолингвистики
Выносимая на защиту теория речевого общения, строится как понятийная система, опирающаяся на теорию речевой деятельности и рассматриваемая как ее составная часть.
Объект анализа теории речевой деятельности носит сложный двухаспектный характер.
Если исходить из современных представлений, согласно которым вербальное поведение общающихся людей детерминировано психофизиологическими и социальными условиями их взаимодействия, то становится очевидно, что объяснению подлежат как эти внутренние, так и внешние условия, «внутренние и внешние координаты», по словам Т. Сламы-Казаку.
Традиционно все психолингвистические школы в свою предметную область однозначно относят психофизиологические условия производства и восприятия речи, а социальные детерминанты взаимодействия общающихся являются пред-
метом систематического анализа не во всех психолингвистических школах.
Только теория речевой деятельности с самого момента своего возникновения опиралась на такие методологические схемы анализа поведения человека, которые позволяли ей формировать теоретические представления, описывающие и объясняющие как внутренние, так и внешние условия производства и восприятия речи. В отечественной психолингвистической школе - теории речевой деятельности для отображения в самом инструменте анализа двухаспектности предмета исследования сложилась двухфраг-ментная теоретическая система. Было предложено в теории речевой деятельности различать собственно психолингвистику (ее компетенция - исследование внутренних координат) и теорию речевой коммуникации (ее компетенция - изучение внешних координат) [Тарасов 1979]. (Теория речевой коммуникации под названием теория речевого общения и описывается в этом докладе).
Теория речевой деятельности не является агрегатной совокупностью двух фрагментов теории - психолингвистики и теории речевого общения, напротив, существуют онтологические предпосылки для объединения двух фрагментов теории речевой деятельности в системное образование.
Онтологическая природа речевого общения, в которое включены также и процессы производства и восприятия речи, имеет сложный, двойственный характер, обусловленный тем, что оно детерминировано факторами двух родов - внутренними (психофизиологическими) и внешними (социальными). Но внешние факторы речевого общения есть социальное бытие коммуникантов, которое, как это показано в теории деятельности, детерминирует внутренние факторы как онтологически, так и генетически [Выготский 1960; Гальперин 1959; А.Н. Леонтьев 1975].
Следовательно, внутренние факторы речевого общения, говоря упрощенно, -
это внешние факторы, которые интерио-ризовавшись в процессе формирования психики личности, стали внутренними. Поэтому теория речевой деятельности, адекватная предмету анализа, должна содержать две взаимосвязанные системы концептуальных понятий, которые должны обладать качествами изоморфности, т.к. они описывают явления (внешнюю и внутреннюю активность общающихся), структурно изоморфные. Это первое требование к понятиям речевого общения, мыслимой как фрагмент теории речевой деятельности.
Анализ объекта исследования теории речевого общения позводяет сформулировать еще некоторые требования к ее понятийной системе. Объектом исследования теории речевого общения является такая активность коммуникантов, которая по своей природе изначально социально контролируема присутствием собеседника, т. к. речевое общение в нормальном случае всегда имеет адресата. Поэтому условия общения - это не только технологические условия, но и правила социального взаимодействия личностей, реакция которых планируется адресатом по социально одобренным правилам. Основным в предмете теории речевого общения, что обуславливает специфическое для этой теории качество понятий, заимствованных из теории деятельности, является то обстоятельство, что в общении, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, человек обрабатывает человека в противоположность деятельности, где человек обрабатывает предмет. Именно человек в качестве объекта речевого воздействия в речевом общении задает специфические требования к качеству понятий теории речевого общения - эти понятия должны отображать социальные качества объектов исследования. Отсюда с очевидностью следует, что адекватность теории речевого общения объекту анализа связана с ее антропно-стью, т.е. теория речевого общения должна описывать и объяснять прежде всего общение человека с человеком как общий
случай, отведя переферийную роль анализу связи между техническими устройствами, которые представляют собой огрубленные модели того же самого человеческого общения.
Очевидно, что теория речевого общения представляет собой попытку введения в лингвистику теоретических представлений о человеке, которые в рамках деятельностного подхода, где возникает теория речевого общения, формируются в рамках двух видов анализа действующего человека: культурно-историческом и индивидуально-психическом.
При культурно-историческом анализе человек рассматривается как элемент деятельности, действующий в соответствии с ее нормами, при этом исследователь отвлекается от его индивидуальных характеристик. Индивидуально-психический анализ напротив предполагает учет индивидуальных характеристик деятеля как свободного творца, этот вид анализа деятельности наиболее полно реализуется пока только в искусстве [Щедровицкий 1969].
Отсюда следует, что теория речевого общения в качестве научной теории отдает предпочтение культурно-историческому анализу и методологическому постулату о признании примата общества по отношению к отдельной личности. Так как в науке пока не создано представления о целостном человеке, противопоставленном обществу и описываемом в своих социальных качествах при помощи дихотомии «человек - общество», то естественно исходить в попытках ввести представления о человеке в предметную область теории речевого общения из идеи о так называемой частичной личности, которая присваивает в процессе социализации только часть культуры общества, необходимую для осуществления ее деятельностей, и в конкретной деятельности и конкретном акте общения реализует только одну из своих ролей.
Таким образом, вводя в предмет исследования теории речевого общения человека с его социальными качествами, це-
лесообразно отдать предпочтение тем представлениям о человеке, которые описывают эти качества достаточно детализовано и эмпирически проверяемо, даже если они отображают его частично. Существующие теории общения (Г. А. Андреева, А.А. Леонтьев, Л. Буева, Г. Шибутани и др.) стремятся создать понятийный аппарат, позволяющий при достаточно большой абстрактности добиваться детального объяснения, верифицируемого в эмпирическом наблюдении или в эксперименте.
Ориентируясь на социальную онтологию речевого общения, в которой коммуниканты общаются прежде всего как носители определенных социальных качеств, теория речевого общения вводит в свою предметную область человека как совокупность социальных атрибутов. Очевидно, что понятия, описывающие эти социальные качества должны допускать операциональную проверку и должны быть сведены к фактам эмпирического уровня.
Строго говоря, теория речевой деятельности не является единственной психолингвистической теорией, которая занимается проблемами речевого общения: школа Миллера-Хомского также содержала представления об общающемся человеке, но эти представления, в соответствии с нуждами построения трансформационной грамматики, имели форму допущения о стабильности качеств общающихся, позволяющему Н.Хомскому, абстрагироваться от переменных факторов, носителем которых являются коммуниканты. Теория речевой деятельности, которая в качестве частонаучной методологии имеет психолингвистические схемы анализа теории деятельности А.Н. Леонтьева, естественно, стремится более детально отображать психические характеристики общающихся, т.к. эти характеристики играют роль переменных факторов, существенным образом модифицирующих речевое поведение коммуникантов.
Сейчас существует достаточно хорошо обоснованное представление, что психические характеристики личности могут
быть адекватно объяснены тогда, когда охватываются не только взаимоотношения человека как биологической системы с природной средой, но и взаимоотношения индивида и общества и прежде всего взаимоотношения индивида с культурными предметами (культурой), в форме которых опредмечены его сущностные силы [Ярошевский 1976].
Понятийный аппарат теории деятельности (который использован для описания внутренних координат речевого поведения в теории речевой деятельности) был сформирован для анализа сознания человека, взаимодействующего не только с природой, но и прежде всего с культурной средой - в этом проявилось влияние культурно-исторической школы Л.С. Выготского, в рамках которой возникла теория деятельности А.Н. Леонтьева. Поэтому понятийный аппарат теории речевой деятельности, хорошо описывающий внутренние детерминанты речевого поведения при некоторой модификации может быть использован для описания внешних, социальных детерминант.
Необходимость такой модификации следует из анализа проблем, подлежащих решению.
Проблемы теории речевого общения могут быть сгруппированы в два комплекса. Первый комплекс проблем - вербальные аспекты социализации личности. Основная проблема здесь - генезис языковой способности в его отношении к проживанию личности в деятельности и общении.Специфика речевой деятельности личности (в языковом аспекте) зависит (наряду с другими факторами) от результатов процесса формирования языковой способности, поэтому объяснение языковых характеристик речи личности можно найти в истории формирования ее идеолекта. В этой истории наиболее существенны деятельности личности, при овладении операциями которых происходило формирование родовых способностей личности и, что существенно для языковой способности, происходило фор-
мирование образов ее сознания, тех образов, которые в процессе общения оказываются ассоциированными с телами языковых знаков и обеспечивают взаимопонимание с теми людьми, которые обладают аналогичным набором образов.
Таким образом, знание деятельностей личности дает в руки исследователя ее языковой способности знание набора культурных предметов, которые личность была вынуждена распредмечивать в этих деятельностях и образы которых сформировались в ее сознании, следовательно, анализ деятельностей и культурных предметов позволяет судить, во-первых, о наличии или отсутствии определенных образов сознания, во-вторых, о содержании этих образов.
Сведения о речевом общении личности также позволяют судить, хотя и косвенно, о содержании образов ее сознания, но главное в том, что они создают основу для объяснения специфики ее речевого поведения.
Второй комплекс проблем, подлежащих решению в рамках теории речевого общения, можно условно назвать «проблемы речевого общения». В первую очередь следует упомянуть проблему места речевой коммуникации и общения в социальном взаимодействии и примыкающую к ней проблему субъекта и объекта в речевом общении [по этому вопросу см. Брудный 1972, Буева 1967, Леонтев А. А. 1977, Ломов 1975, Соковнин 1973]. Сюда же следует отнести методологическую проблему изучения речевого общения как превращенной формы социального взаи-
модействия коммуникакнтов [Тарасов 1979] и проблему моделирования речевого общения (в частности, проблему моделирования коммуникативного акта) [Тарасов 1987, 1988].
Другая совокупность вопросов относится к изучению собственно процесса непо-стредственного речевого общения лицом к лицу. Лингвистическая проблематика непо-стредственного речевого общения обычно изучается в рамках работ по диалогическому общению, в которых, как правило, неоп-равдано редуцируется экстралингвистиче-сий фон развертывания речи.
Менее разработаны аспекты речевого общения в социальной группе. Лингвистический коррелят этой проблемы - функционирование профессиональных жаргонов, социальных и территориальных диалектов, функциональных подъязыков. Сейчас приобретает большую актуальность изучение социально-
психологических аспектов речевого общения в уссловиях массовой коммуникации.
Таким образом, выносимая на защиту теория речевого общения мыслится как фрагмент теории речевой деятельности, как теория, ориентированная на анализ внешних социальных детерминаторов речевой коммуникации. В качестве теории, опирающейся на психолингвистическую методологию - в нашем случае на методологические схемы теории речевой деятельности - теория речевого общения содержит понятийный аппарат, изоморфный понятийной системе теории речевой деятельности.
Список литературы
1. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека (о соотношении языка, сознания и действительности), - Фрунзе, 1972. - 234 с.
2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1967. - 268 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М. 1960.
4. Гальперин И. Р. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959. С. 441 - 469.
5. Леонтьев А.А. Знак и деятельность // Вопросы философии, №10, 1975. С. 118-126.
6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии// Сб. Методологические проблемы социальной психологии /Отв. ред. Е.В.Шорохова. - М.: Наука, 1975. - С. 127.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат,
1977. - 304с.
8. Тарасов Е.Ф. Социолингвистические проблемы теории речевой коммуникации // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - С.255-273.
9. Тарасов Е.Ф. Построение теории коммуникации / Теоретические и прикладные проблемы речевого общения, - М., 1979.
10. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987. - 168 с
11. Соковнин И.М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа), -Фрунзе, 1973. - 116 с.
12. Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий // Языковые универсалии и лингвистическая типология. - М., 1969.
13. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. - М., 1976. - с.463.