Научная статья на тему 'Алексей Алексеевич Леонтьев: научная биография'

Алексей Алексеевич Леонтьев: научная биография Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4846
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Леонтьев Дмитрий Алексеевич, Леонтьева Анна Алексеевна, Тарасов Евгений Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алексей Алексеевич Леонтьев: научная биография»

Алексей Алексеевич Леонтьев 14.01.1936 - 12.08.2004

Д.А.Леонтьев

А.А.Леонтьева

Е.Ф.Тарасов

Алексей Алексеевич леонтьев: научная биография1

Алексей Алексеевич Леонтьев родился 14 января 1936 года в Москве, в семье известного психолога Алексея Николаевича Леонтьева. Окончив среднюю школу с золотой медалью, Алексей Алексеевич Леонтьев поступил на романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, учебу на котором завершил в 1958 году. Еще в студенческие годы Алексей Алексеевич проявил склонность к научной работе, его дипломная работа получила высокую оценку и легла в основу двух публикаций, благодаря чему он в виде исключения был принят на работу в Институт языкознания Академии наук СССР - сначала в сектор германских языков, а затем был переведен в сектор общего языкознания. В 1963 году А.А.Леонтьев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Общелингвистические взгляды И.А.Бодуэна де Куртенэ»; в том же году при его активном участии вышел двухтомник избранных работ Бодуэна де Куртенэ.

С начала 60-х гг. А.А. Леонтьев увлекся новой научной областью - психолингвистикой и был автором первых статей и книг по психолингвистике в СССР. В 1968 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук на тему «Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности», а с 1969 года возглавил в Институте языкознания Группу психолингвистики и речевой коммуникации, где сформировалась команда его единомышленников-последователей: Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, А.М. Шахнаровича, Н.В. Уфимцевой и других ныне известных ученых. В это же время он стал сотрудником образованного при МГУ Научно-методического центра русского языка; занимался и более общими вопросами психологии и методики преподавания иностранных языков. В 1975 году А.А.Леонтьев защитил вторую докторскую диссертацию (на соискание ученой степени доктора психологических наук) на тему «Психология общения». В том же году он перешел в только что образованный Институт русского языка им.А.С.Пушкина на должность заведующего кафедрой методики и психологии.

В 1986 году А. А. Леонтьев вплотную занялся проблемами преподавания иностранных языков в школе и вузе, перейдя профессором на кафедру методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков Московского педагогического государственного университета (тогда Московского государственного педагогического института им.В.И.Ленина), где он проработал до 1997 года, после чего поступил на должность профессора кафедры психологии личности факультета психологии МГУ.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 15-06-10942а «Научное наследие А.А. Леонтьева».

В 1992 году А.А.Леонтьев был избран действительным членом Российской академии образования (по Отделению психологии и возрастной физиологии), а в 1997 году стал действительным членом Академии педагогических и социальных наук.

В 1990 г. А.А.Леонтьев был избран генеральным секретарем Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков.

Таковы основные вехи творческой деятельности А.А.Леонтьева.

Уже в ранних работах обозначился стиль научных изысканий А.А.Леонтьева: он всегда работал на границе наук в так называемых стыковых дисциплинах. На это имелись как объективные, так и субъективные причины - это было время возникновения в науке тенденции к формированию новых научных дисциплин, объединяющих различные понятийные аппараты. Так А.А.Леонтьев стал признанным создателем отечественной психолингвистики - теории речевой деятельности, возникшей на стыке психологии и лингвистики. Субъективной причиной возникновения оригинального творческого стиля А.А.Леонтьева можно, без всякого сомнения, считать влияние его прославленного отца - основателя и декана факультета психологии МГУ

На стыке наук написана этапная работа А.А.Леонтьева «Психология общения», защищенная как диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Хотя работа защищена как психологическое исследование, она написана филологом, знакомым с семантикой и семиотикой, именно знание этих дисциплин выделяет работу А.А.Леонтьева из ряда психологических изысканий в области общения.

Став сотрудником Научно-методического центра русского языка и позднее возглавив кафедру методики и психологии русского языка им. А.С.Пушкина, образованного на базе этого Научно-методического центра, он сделал методику преподавания русского языка, а позднее методику преподавания иностранных языков, подлинно научной дисциплиной, обогатив ее психологическими теориями обучения.

В течение нескольких лет А.А.Леонтьев возглавлял исследования по проблеме интенсивного обучения иностранным языкам в качестве председателя Научно-методического совета по интенсивному обучению иностранным языкам при АПН СССР.

В этом же русле, на границе разных научных дисциплин лежат работы А.А.Леонтьева по созданию новых направлений исследования текста: психолингвистические проблемы криминалистики и судебной психологии, методики судебной экспертизы текстов.

Список научных работ А.А.Леонтьева включает около 900 научных публикаций на 20 языках.

Несмотря на обилие научных направлений, где разворачивалось научное творчество А.А.Леонтьева, следует подчеркнуть, что основные его заслуги перед лингвистикой нужно искать в области создания теории речевой деятельности -отечественного варианта психолингвистики, и в области психологической теории речевого общения.

Психолингвистика как стыковая дисциплина для исследования речевых процессов использует психологический понятийный аппарат для описания психических

процессов, в форме которых развертывается речь, и лингвистический понятийный аппарат, при помощи которого описывается речь (речевой материал) и система языка. На роль психологического аппарата психолингвистики может претендовать любая психологическая теория, которая в состоянии объяснить процессы производства речи (говорение и письмо), восприятия речи (слушание и чтение), онтогенеза языка (процесс овладения ребенком родным языком) и организацию речевого общения (процесс организации совместной деятельности), и любая лингвистическая теория, которая позволяет описывать речь (речевой материал) в качестве теории среднего уровня, если результаты исследования в рамках этой теории могут быть экспериментально (или в эмпирическом наблюдении) верифицированы. Очевидно, что может существовать множество психолингвистик в зависимости от психологических и лингвистических теорий, использованных в конкретной психолингвистике.

Первая мировая психолингвистическая школа - школа Чарльза Осгуда, возникнув в 1953 году, была вытеснена психолингвистикой Джорджа Миллера - Ноэ-ма Хомского в середине шестидесятых годов, когда А.А.Леонтьев опубликовал свои первые работы в области психолингвистики.

К середине шестидесятых годов исследования в рамках психолингвистики Осгуда, и, в значительной мере, в психолингвистике Миллера - Хомского показали, что они не могут предложить адекватных решений проблем, ради чего и создавалась эта стыковая дисциплина.

А.А.Леонтьев предложил сформировать новую психолингвистику, использовав понятийный аппарат общепсихологической теории деятельности, автором которой был А.Н.Леонтьев.

Эта теория, которая еще и сейчас не знает альтернатив, позволяет рассматривать психику человека как активность, направленную на мир, которая может трактоваться как деятельность, состоящая из неречевых и речевых действий. Дея-тельностная схема, дает возможность трактовать речевую и неречевую активность человека как воздействие на природу, реализующееся в неречевых действиях, и как воздействие на другого человека в совместной деятельности, реализующейся в речевых действиях.

Теория речевой деятельности, созданная А.А.Леонтьевым, дает возможность удовлетворительно решить проблемы производства и восприятия речи онтогенеза языка и речевого общения [Леонтьев 2007; Тарасов 1987].

А.А.Леонтьев показал, что речевые процессы (производство и восприятие речи) не только в своей форме детерминированы структурой совместной деятельности, организуемой в ходе речевого общения, но и в содержании языковых (и неязыковых) знаков, которое составляют знания, выработанные социумом в процессе создания культурных предметов, обозначенных этими языковыми (и неязыковыми) знаками.

Неотрывность речи членов социума от их совместной деятельности была отображена А.А.Леонтьевым (совместно с Т.В.Ахутиной-Рябовой) в модели производства и восприятия речи. В этой модели на первом этапе адресант анализирует проблемную ситуацию, возникшую в его деятельности, с целью выбора (вербальных и невербальных) способов ее решения, в этой модели отображается детерминация речи неречевой деятельностью.

Кроме того, в модели производства речи мысль существует на этапе формирования содержания производимого высказывания при помощи образов различной психической модальности, затем знания, ассоциированные с психическими образами, отображаются при помощи знаний, ассоциированных с телами языковых знаков. Эта модель на многие годы создала методологическую и психологическую обоснованность экспериментальных исследований речевых процессов.

Перечислим важнейшие проблемы, решенные А.А.Леонтьевым:

- различение восприятия формы речевого сообщения и конструирования его содержания - при восприятии речи реципиент воспринимает субстанцию звуков или графем и ориентируется в форме языковых знаков, входящих в речевую цепочку, и после этого конструирует содержание речевого сообщения из знаний, ассоциированных в его сознании с опознанными языковыми знаками;

- обоснование различия психологического значения и психологического смысла языковых знаков: в сфере индивидуально-личностного видения мира человеком его воздействие на мир опосредовано личностными смыслами, которые формируют индивидуальный образ мира, но как член социума человек в своем индивидуальном образе мира имеет определенную инвариантную часть, общую для всех членов социальной группы или всего общества и фиксируемую при помощи значения [Леонтьев 1969];

- объяснение связи формы и содержания языкового знака при прмощи понятий квазипредмета и превращенной формы предметов и явлений Превращенная форма предметов и явлений - это культурные предметы, понимание которых отягощено утратой связи между своей формой и содержанием и которые функционируют в общении людей своей субстанцией для замены других предметов и, естественно, не имеющие содержательных связей между своей субстанцией и замещенным предметом; форма (субстанция) языкового знака функционирует в общении людей как квазипредмет, не имеющий содержательных связей со своим значением, научный анализ этих связей требует введения промежуточного звена - системы социальной деятельности, только которая и позволяет объяснить связь содержания и формы языкового знака. Благодаря введению понятия превращенной формы для объяснения генезиса и функционирования языкового знака, последний получил адекватное научное толкование. Именно введение понятия превращенной формы позволило А.А.Леонтьев создать психологическую теорию знакового, в том числе и речевого общения, что, в свою очередь, поставило изучение речевого общения в лингвистике на научную почву.

Ядро теории речевого общения у А.А.Леонтьева составили представления о психологической обусловленности процесса речевого общения, которые дали возможность показать общение как сложную систему познавательных действий, на основе которых коммуниканты осуществляют ориентировку друг в друге и в ситуации общения. Эта ориентировка, по А.А.Леонтьеву, является, в известной мере, предварительной стадией собственно общения, мотивом которого является организация совместной деятельности коммуникантов [Леонтьев 2008].

Психологические представления о речевом общении, сформированные А.А.Леонтьевым, образуют понятийный аппарат, который необходим для объясне-

ния языковых фактов речевого общения, тем более, что в самой лингвистике до нашего времени отсутствуют такие объяснительные возможности.

Теория психологии речевого общения А.А.Леонтьева послужила стимулом для дальнейших исследований речевого общения [Тарасов 2009].

При создании теории речевого общения А.А.Леонтьеву удалось решить следующие проблемы.

Анализируя функционирование знака, А.А.Леонтьев показал, что модель «означающее - означаемое» не является адекватной для понимания процессов восприятия тела знака и конструирования его содержания.

А.А.Леонтьев дал деятельностную трактовку содержания знака, которое формируется обществом, но присваивается индивидом в процессе деятельностного овладения культурой общества, когда в ходе распредмечивания - опредмечивания культурных предметов личность творит себя.

А.А.Леонтьев преодолел ложное преставление об общении как о процессе «передачи» информации, показав, что общаться при помощи знаков могут только коммуниканты, обладающие общностью сознаний (общностью образа мира), обмен телами знаков в ходе общения - это только механизм вызова из совместной социальной памяти образов сознания для конструирования содержания речевых сообщений, состоящих только из цепочки тел языковых знаков.

Характеризуя научное творчество А.А.Леонтьева, можно утверждать, что он оказал большое влияние на изучение речевых процессов во второй половине ХХ века прежде всего в силу гуманитарной энциклопедичности своего творчества [Ас-молов 2008: 322].

Литература

Асмолов Л.Г. А.А.Леонтьев и феноменология энциклопедического мышления / Л.Г.Асмолов // Психология, лингвистика и междисциплинарные связи: Сборник научных работ к 70-летию со дня рождения А.А.Леонтьева / Под ред. Т.В.Ахутиной, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2008. - 391 с.

Леонтьев А.А. Смысл как психологическое понятие / А.А.Леонтьев // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - С.56 - 61.

Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А.Леонтьев. - Изд.4-е, стереотипное. - М.: Комкнига, 2007. - 312 с.

Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.А.Леонтьев. - Изд.5-е стереотипное. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е.Ф.Тарасов. - М.: Изд-во «Наука», 1987. - 168 с.

Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации / Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, А.М.Шахнарович А.М. // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Под ред. А.А.Леонтьева. - Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «Либро-ком», 2009. - 388 с.

Основные работы А.А.леонтьева

Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка / А.А.Леонтьев. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 140 с.

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности / А.А.Леонтьев. - М.: Изд-во АН СССР, 1965. - 246 с. (2-е изд. 2003).

Леонтьев А.А. Язык и разум человека / А.А.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1965. - 128 с.

ЛеонтьевА.А. Языкознание и психология / А.А.Леонтьев. - М.: Наука, 1966.

- 80 с.

Леонтьев А.А. Психолингвистика / А.А.Леонтьев. - М.: Наука, 1967. - 118 с.

Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А.Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - 308 с. (2-е изд. 2003).

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 216 с. (2-е изд. 2003).

Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки) / А.А.Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970. - 88 с.

Леонтьев А.А. Папуасские языки / А.А.Леонтьев / Сер. «Языки народов Азии и Африки. - М.: Наука, 1974. - 116 с.

ЛеонтьевА.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов-психологов / А.А.Леонтьев. - Тарту.: Тартуский гос. ун-т, 1974. - 220 с. (2-е изд. 1997, 3-е изд. 1999).

Леонтьев А.А. Что такое язык / А.А.Леонтьев / Библиотечка Детской энциклопедии: Ученые школьнику. - М.: Педагогика, 1976. - 96 с.

ЛеонтьевА.А. Речь в криминалистике и судебной психологии / А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович, В.И.Батов // Лингвистика - научно-техническому прогрессу. -М.: Наука, 1977. - 63 с.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А.Леонтьев / Серия «Педагогика и психология» // Новое в науке и технике. - № 1. - М.: Знание, 1979. - 47 с. (2-е изд. 1996).

Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора / А.А.Леонтьев. - М.: Знание, 1981. - 80 с.

Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира: книга для учащихся 5-7 классов / А.А.Леонтьев. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с. (2-е изд. 1990)

Леонтьев А.А. Язык ток-писин (неомеланезийский) / М.В.Дьячков, А.А.Леонтьев, Е.И.Торсуева / Сер. «Языки народов Азии и Африки». - М.: Наука, 1981. - 72 с.

Леонтьев А.А. Евгений Дмитриевич Поливанов и его вклад в общее языкознание / А.А.Леонтьев. - М.: Наука, 1983. - 77 с.

ЛеонтьевА.А. Русский язык для туристов / В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев. -М. - Токио, 1984. - 160 с. Японский вариант книги.

Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка / А.А.Леонтьев. - М.: Детская литература, 1984. - 127 с.

Леонтьев А.А. Л.С.Выготский: книга для учащихся 9-11 классов средней школы. М., 1990. - 158 с.

Леонтьев A.A. Основы психолингвистики I А.А.Леонтьев I Сер. «Психология для студента. - М.: Смысл, 1997. - 287 с. (2-е изд. 2003).

Леонтьев A.A. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: учебно-справочное пособие I А.А.Леонтьев. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т - Изд-во «Флинта», 1998. - 312 с.

Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды I А.А.Леонтьев. - М. - Воронеж: Моск. Психолого-социальный ин-т; Изд. НПО «МОДЭК», 2001. - 448 с.

ЛеонтьевA.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность) !А.А.Леонтьев.

- М.: Смысл, 2001. - 392 с.

Леонтьев A.A. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева I А.А.Леонтьев.

- М.: Смысл, 2003.

Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания I А.А.Леонтьев. - Изд.4-е, стереотипное. - М.: Комкнига, 2007. - 312 с.

Леонтьев A. А. Психология общения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений I А.А.Леонтьев. - Изд.5-е стереотипное. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

LeontyevA.A. Russian for Tourists I VG.Kostomarov, A.A.Leontyev. - Moscow: Russian Language Publishers, 1978. - 200 p. Aнглийский вариант книги.

Leontjew A.A. Russisch für Reisende I VG.Kostomarow, A.A.Leontjew. -Moskau: Russkij Jazyk, 1978. - 199 S. Немецкий вариант книги.

Leontyev A.A. Psychology and the Language Learning Process I A.A.Leontyev I Language teaching methodology series. - Oxford etc.: Pergamon Press, 1981. - XIII+ 159 p.

Leontyev A.A. Il russo per turisti I A.A.Leontyev, VG.Kostomarov. - Mosca: Lingua Rssa, 1985. - 182 p. Итальянский вариант книги.

Leontyev A.A. Il russe pour les touristes I A.A.Leontyev, V.G.Kostomarov. -Moscou: Russki yazyk, 1985. - 173 p. Французский вариант книги.

Леонтьев A. А. Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева: Текст вечерней лекции I А.А.Леонтьев. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:IIwww. psy.msu.ruIpeopleIleontiev.

основные работы о А.А.леонтьеве

Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики I Е.Ф.Тарасов. - М.: Изд-во «Наука», 1987. - 168 с.

Поверх барьеров; человек, текст, общение: Тезисы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.А.Леонтьева I Отв.ред. Д.А.Леонтьев.

- М.: Смысл, 2006. - 332 с.

Психология, лингвистика и междисциплинарные связи: Сборник научных работ к 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева I Под ред. Т.В.Ахутиной, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2008. - 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.