Уважаемые читатели!
В 2008 году вышла в свет новая книга доктора педагогических наук, профессора Ольги Глебовны Грохольской «Проблемы теории обучения».
Внимание в работе сфокусировано на том, что вызывает достаточные трудности при решении теоретических и практических вопросов обучения. Книга может быть полезна исследователям теоретикам и практикам, преподавателям вузов, аспирантам, студентам психологопедагогических специальностей, работникам управления образованием различных уровней.
Приложение «Научные исследования в образовании» к журналу «Профессиональное образование. Столица»представляет ее на своих страницах.
Ш «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ»
ГРОХОЛЬСКАЯ О.Г.
ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
ПРЕДИСЛОВИЕ
Система образования страны вот уже более десяти лет идет по пути преобразований, в результате которых на смену социоцентрическому подходу, утверждавшему ценность человека как частицы социума, приходит антропоцентрический подход. Данный подход, провозглашая самоценность человека как личности, рождает необходимость определения ценностно-целевых акцентов и приоритетов образования.
В последнее время во всем мире наблюдается рост негативных явлений социального характера (войны, захват заложников, взрывы домов и пр.), формирующих особые отношения в обществе. Личность, развивающаяся в обстановке постоянного социального стресса, ощущающая непрерывный дискомфорт под влиянием негативных факторов, становится морально и физически уязвимой. В результате люди, ощущающие непрерывный социальный дискомфорт, становятся непредсказуемыми в своем поведении.
Сегодня быстрое смещение духовных ценностей и социальных ориентиров в сторону девальвации, в сторону нарушения мировоззренческой цельности личности обрекло народ России, особенно молодежь на политическую беззубость, безразличие, нравственный нигилизм. Все это сопровождается попытками искусственного ухода от реальности: наркотики, пьянство, криминал, токсикомания и пр. Результат зачастую достаточно печален: либо полная деградация личности, либо доминирование негативного вектора ее развития.
Как преодолеть сложившуюся ситуацию девальвации личности, реально нависшую над обществом и человечеством в целом? Необходимо позитивно направленное преобразование всех сфер общественного развития, в том числе и образования под углом зрения новых мировоззренческих культурологических идей. Именно образование, а конкретнее, его составляющая - воспитание - это то важнейшее поле деятельности, на котором возможны созидательные преобразования, способные дать начало процессу духовного возрождения нации.
Важным, на наш взгляд, является наличие такого образовательно-воспитательного пространства, и об этом говорил в своем выступлении на Всероссийской конференции «Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность» Президент РАО, Академик Н.Д. Никанд-ров, которое формировало бы жизнеспособность личности, то есть способность выживать в условиях нынешней реальности не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении .
В контексте интенсивных изменений в политико-экономической и социокультурной жизни российского общества, на первый план выходят новые требования к образовательной сфере, в
Профессиональное образование. Столица | № 3 2009
1
том числе к способам организации процесса обучения на основе расстановки новых акцентов в целостной дидактической теории.
Важнейшим направлением развития мирового образовательного процесса сегодня является интеграция образовательных систем, основывающаяся на формировании единых подходов к обязательной передаче опыта, общих ценностных ориентиров, в качестве которых выступают, в первую очередь, ценности, связанные с практически-формируемым мировоззрением подрастающего поколения. На этом фоне объединяющими для всего мирового сообщества идеями являются культурологические идеи, отражающие жизненные ценности и приоритеты сегодня: идея полноценной жизненной самореализации, идея безопасности личности, идея формирования толерантности у подрастающих поколений. Существенным в реализации названных идей является направленность на сохранение каждой личности через повышение уровня ее образованности, то есть на формирование личности способной восходить к высшим человеческим стремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, которая способна принести максимально возможную пользу себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.
Современная теория и практика обучения характеризуется массовым созданием и интенсификацией различных дидактических систем, анализом и синтезом дидактических объектов, разработкой новых типов дидактических методов и средств на всех уровнях и во всех формах образования. В связи с этими процессами логическим будет вывод о том, что современная дидактика идет по пути построения общей дидактики, которая была бы равнозначна для всех ступеней и видов обучения.
Интеграция в единую дидактику частных дидактик (школьной, профессиональной, вузовской) связана с попытками создания универсальной дидактической системы, обогащенной различными идеями построения ее вариантов и абстрагированной от своеобразия частных дидактических систем. Такая дидактическая система должна соединить в себе и модифицировать под своим углом зрения все то, что может дать философия, науковедение, системология, теория информации, теория оптимизации, а также история дидактики, психология, биокибернетика и пр.
Общая дидактика, как педагогическая дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения, стремится к разработке системы обоснованных и проверенных утверждений, к адекватному описанию существующей действительности, к установлению законов, описывающих явления и процессы, наблюдающиеся в этой действительности. Стремится к формулировке принципов и правил деятельности, связанной с постоянно изменяющимися потребностями человека, в данном случае с потребностями, возникающими в процессе обучения.
Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил чешский педагог Я.А. Коменский. В 1642 г. он написал свой знаменитый труд «Великая дидактика». Большой вклад в разработку дидактики внесли Г.Песталоцци, И. Гербарт, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.В. Кра-евский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.Оконь, Н.А. Менчинская, А.И. Пискунов, Ч. Куписевич, Ю.К. Бабанский и др.
Овладение материалом в процессе обучения включает в себя три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные факты и их теоретическое обобщение), практическую (умения и навыки применения знаний в различных ситуациях) и мировоззренческую (взгляды и убеждения). Этот момент важен для понимания дидактики как педагогической дисциплины, которая «отвечает» за образование человека. В данном контексте можно вспомнить весьма выразительные слова Н.Г. Чернышевского: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования. Это подчеркивает тот факт, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
В основу построения дидактической системы сегодня должна быть положена идея возможно большей ее эффективности для образования и развития личности. Речь идет о дидактической модели образовательного процесса как конструкции, образа определенного типа обучения, характеризующегося определенной иерархией его компонентов: цель, содержание, дидактические процессы, принципы, методы и организационные формы обучения, используемые на всех уровнях обучения.
Под дидактической системой мы будем понимать тип организации обучения, в котором находит выражение определенная совокупность идей (авторских, культурно-исторических, педагогических т.п.), образующих единую внутренне целостную структуру и подчиняющихся достижению целей обучения, принятых образовательным сообществом.
Модель дидактической системы - это обобщенный мысленный образ, отображающий цели, содержание, структуру и функции (взятые в динамичном единстве) конкретного способа осуществления процесса обучения. Модель выступает в виде совокупности понятий и схем. Она отражает дидактический процесс не непосредственно в сложном необозримом единстве всех его многообразных проявлений и свойств, а обобщенно, акцентируя внимание на мысленно выделяемых сущностных свойствах.
Оптимальная модель дидактического процесса отражает глубинные, родовые, сущностные особенности основных типов педагогически организованного взаимодействия между образовывающим (учителем, воспитателем, наставником) и образовывающимся (учеником, воспитанником) в ходе достижения целей образования. Глубинными, существенными особенностями дидактической системы можно считать концептуальные подходы у целеполаганию, разработке содержания, выделению основополагающих принципов построения дидактической системы, определению путей реализации цели и содержания образования, выявлению механизмов его корректировки, а также оценки и контроля успешности реализации выстроенной целостной дидактической модели.
Существенные различия, недочеты и недостатки дидактических моделей прошлого, предопределили необходимость разработки, в изменившихся политических, экономических, социально-культурных, организационно-педагогических условиях, новых подходов к построению более эффективной и адекватной дидактической модели образовательного процесса. В основу такой модели, несомненно, положен посыл о том, что деятельность учащихся и учителей в процессе обучения выступают в диалектическом единстве с одновременным сохранением руководящей роли учителя и активного, самостоятельного участия учеников в учебном процессе. Через данную дидактическую модель должны быть преодолены ряд существующих неопределенностей в российском образовании, связанных с:
• дистанцированием авторитарного и гуманистического подходов в обучении;
• определением роли проективного и свободного целеполагания в образовании;
• конвергенцией социоцентрического (модель личности с позиций интересов государства) и антропоцентрического (самоценность человека как личности) подходов в образовании;
• интеграцией образовательных систем через ЗУНы (стандарт) либо через единство поли-культурных и смыслообразующих жизненных приоритетов.
Современная дидактическая система должна иметь ряд признаков.
Во-первых, важна выдержанность модели в определенном концептуальном пространстве. Каждая такая модель должна быть выстроена под углом зрения определенных концептуальных подходов (авторитарных, гуманистических) к процессу обучения, исходя из исторических, политических, экономических, социокультурных, организационно-педагогических условий.
Во-вторых, каждая модель должна обеспечивать учащихся систематизированными, прочными и одновременно оперативными знаниями, а также, что не менее важно, обеспечить условия, способствующие реализации важнейшего дидактического требования: научить учащихся учиться самостоятельно.
Цель данной работы - на основе краткого экскурса в историю развития дидактических систем, анализа многообразия образовательных феноменов сегодня, представить наше видение основных проблем современной дидактики, внести определенность и обозначить некоторые методологические ориентиры в решении проблемы построения универсальной дидактической системы и особенностей контроля ее качественных характеристик.
Исследуя процесс развития универсальной дидактической системы, автор, обосновывает ее целевое и содержательное пространство. С позиции цели, автор, обосновывается необходимость построения универсальных дидактических систем эффективно используемых как в концептуальном поле проективного (формирующего) целеполагания, так и свободного целеполага-ния. Цель предлагается интегрировать через идею формирования культуры безопасности личности (идея «работает» на конвергенцию авторитарного и гуманистического подходов). С позиции содержания - автор предлагает новый подход к построению и определению содержания обучения на основе соединения формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала. Это позволяет сделать шаг на пути трансформации знания в единую целостную познавательную конструкцию (отбор содержания, диагностика знания, маршруты), которая даст возможность, с одной стороны, осуществлять мониторинг систем обучения, с другой -укажет путь к самообразованию личности.
Говоря о дидактических моделях прошлого и современности, реализуемых массово и индивидуально, в учреждениях образования различного типа, нельзя не коснуться проблемы контроля и оценки качества обучения и деятельности инспекции как важнейшего инструмента управления качеством образования в целом. Сегодня необходимо понять и оценить роль и взаимосвязь системы надзора и контроля в решении проблем повышения качества обучения, ее достижения и промахи, допущенные при создании в эпоху зарождения и развития государственной системы народного просвещения в России. И, что особенно важно, принять, на основе этого, объективные созидательные управленческие решения в свете модернизации сегодня различных моделей обучения, в частности, и образования в целом.
Педагогическая модель деятельности по инспектированию в образовательных учреждениях выстраивается как проверка соответствия функционирования учреждений образования нормам законодательства и другим правовым актам и, соответственно, вносит существенный вклад в решение важнейшей задачи современного образования - обеспечение качества образовательной подготовки.
В книге кратко изложены теоретические и технологические аспекты построения дидактических систем прошлого, настоящего и будущего. При этом внимание сфокусировано на том, что исследовано сегодня недостаточно и вызывает достаточные трудности при решении теоретических и практических вопросов обучения и образования в целом.
Монографическое исследование предназначено для исследователей, педагогов теоретиков и практиков, преподавателей вузов, аспирантов, студентов психолого-педагогических специальностей, работников управления образованием различных уровней.