Научная статья на тему 'Методология построения дидактических систем сегодня'

Методология построения дидактических систем сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ANTHROPOCENTRIC APPROACH / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL-SETTING / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CONCEPTUAL SPACE / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TEACHING SYSTEM / ЦЕЛЬ / PURPOSE / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грохольская О. Г.

Как выстраивать процесс социализации молодежи в условиях новой информационной среды общества? Как скорректировать этот процесс через образование, чтобы вырастить достойную молодежь деятельных профессионалов, интеллектуалов, гибких коммуникаторов, высоко нравственных людей? Данная статья посвящена методологии построения инновационных дидактических систем сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The construction methodology of modern didactic systems

How to organize the process of socialization of young people in the new information environment? How to adjust the process, through education, to become worthy youth activities of professionals, intellectuals, flexible communicators, highly moral people? This article is devoted to the methodology of innovative teaching systems today.

Текст научной работы на тему «Методология построения дидактических систем сегодня»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Грохольская О.Г.

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ СЕГОДНЯ

Научно-технический прогресс, рыночные отношения способствуют не только росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала значительной части общества, но и приводят к росту стрессов у населения, влекут за собой возрастание разного рода негативных явлений социального характера (войны, захват заложников, взрывы домов, террористические акты в метро и пр.), формирующих особые отношения в обществе. Личность, развивающаяся в обстановке постоянного социального стресса, ощущающая неуверенность в завтрашнем дне, социальный дискомфорт под влиянием негативных факторов, становится морально и физически уязвимой и, в результате, ее поведение бывает зачастую неадекватным и непредсказуемым. Происходит утрата выработанных ранее поведенческих стереотипов, которые являлись основой стратегии их поведения и, как результат,— нарушение гармонии личности с миром.

Сегодня мы видим насколько тревожная ситуация складывается по вопросам социализации молодежи. Посылы, которые получает сегодня молодое поколение через социализацию, это всевластие денег, обилие и естественность насилия, дегероизация, антипатриотизм, неуважение к уходящим и ушедшим поколениям и пр. Основными результатами такой социализации являются: утрата чувства Родины, равнодушие к созданию семьи — отсюда демографические проблемы в стране, примитивизация культурных потребностей, рост проституции и преступности, жестокость, алкоголизм и наркомания. Мы видим, что сегодня наша молодежь не становится более культурной, образованной и творческой, более гуманной, более нравственной. Мы наблюдаем сегодня смещение духовных ценностей и социальных ориентиров в сторону нарушения гармонии личности с миром, нарушения мировоззренческой ее цельности. Конечный результат бывает достаточно печальным: либо полная деградация личности, либо доминирование негативного вектора ее развития.

Живя в век информационных технологий нельзя не заметить, насколько велика их роль в развитии личности, в подготовке специалистов-профессионалов сегодня. Молодежь выглядит достаточно «продвинутой» в сфере информационно-коммуникационных средств деятельности, однако, при этом, подрастающее поколение становится все более электронно-, компьютерно- и Интернет-зависимым.

Новая социально-экономическая реальность, сформировавшаяся в начале XXI в. в нашей стране, требует подготовки профессиональных кадров, которые отличались бы высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, независимостью, мобильностью, творческим отношением к делу, социальной ответственностью и пр. Специалисту-профессионалу сегодня необходимо быстро реагировать на инновационный тип экономического роста, который характеризуется риском, неопределенностью, отсутствием стандартных решений.

В контексте интенсивных изменений в политико-экономической и социокультурной жизни российского общества на первый план сегодня выходят новые требования

20

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

к образовательной сфере, в т. ч. к способам организации процесса обучения на основе расстановки новых акцентов в целостной дидактической теории с позиций новой информационной реальности.

Как выстраивать процесс социализации молодежи в условиях новой информационной среды общества? Как скорректировать этот процесс через образование, чтобы вырастить достойную молодежь — деятельных профессионалов, интеллектуалов, гибких коммуникаторов и в то же время высоконравственных людей, людей, четко представляющих границу добра и зла?

Ответ может быть следующим: с одной стороны,— научить их выбирать необходимое и лучшее из всей информационной шелухи, что даст толчек развитию интеллекта и обеспечит широту мышления; с другой,— научить их соблюдать правила коммуникации, принятые в обществе, а для этого сформировать поведенческие, коммуникативные когнитивные стереотипы, которые оказываются более устойчивыми в качестве стратегии поведения подрастающего поколения в условиях информационного общества [2].

Следующий вопрос: как использовать возможности образования для коррекции процесса негативной социализации подрастающего поколения? Методологическими основаниями процесса сегодня выступают гуманистические идеи, принципы и антропоцентрический подход, которые сегодня с успехом утверждаются в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся ценностно-нравственных аспектов обучения и воспитания личности.

Антропоцентрический подход, подтверждающий уникальность и неповторимость человека, провозглашая самоценность человека как личности, рождает необходимость определения ценностно-целевых акцентов и приоритетов развития современной системы образования.

Поскольку важнейшим направлением развития мирового образовательного процесса сегодня является интеграция образовательных систем, поэтому объединяющими для всего мирового сообщества содержательно-целевыми приоритетами являются гуманистические, культурологические идеи, отражающие жизненные ценности личности и общества сегодня [3]:

— идея необходимости полноценной жизненной самореализации личности;

— идея безопасности и толерантности личности;

— идея опоры содержания образования на новую доминирующую парадигму — единства оснований природы, общества и каждого человека;

— идея доминирования поведенческих, коммуникативных, когнитивных стереотипов в процессе социализации личности сегодня;

— идея инновационного технологического обеспечения образовательного процесса, реализующаяся с позиций реалий информационного общества.

Названные приоритеты и направления развития образовательного процесса сегодня должны быть положены в основу построения инновационных дидактических систем.

Под дидактической системой мы будем понимать тип организации обучения, в котором находит выражение определенная совокупность идей (авторских, культурноисторических, педагогических т. п.), образующих единую внутренне целостную структуру и подчиняющихся достижению целей обучения, принятых образовательным сообществом.

Современная теория и практика обучения характеризуется массовым созданием различных дидактических систем, анализом и синтезом дидактических объектов,

21

ISNN 1029-3338

разработкой новых типов дидактических методов и средств на всех уровнях и во всех формах образования. Кроме того, сегодня совершенно очевидно, что современной педагогической науке требуется новая парадигма развития личности, разработанная с позиций реалий информационного общества.

Глубинными, существенными особенностями дидактической системы можно считать концептуальные подходы к целеполаганию, разработке содержания, выделению основополагающих принципов построения, определению путей реализации цели и содержания образования, выявлению механизмов его корректировки, а также оценки и контроля успешности реализации выстроенной целостной дидактической модели.

В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям обучающихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью обучающихся, которая должна созидательно реализоваться с помощью новых информационных технологий обучения.

Ранее сложившаяся традиционная система обучения, опирающаяся на сферу рационального сознания, получила воплощение в доминировании вербально-монологической формы обучения, которая технологически реализовывалась в построении обучения в направлении от общего к частному, от теории к практике, от знаний — к умениям и навыкам.

Но, как оказалось, молодежь сегодня имеет совершенно другой стиль мышления, стиль, апеллирующий к другим когнитивным стратегиям [1]. Сегодня оказалось, что вербально-теоретические конструкции часто приходят в противоречие с поведенческими, коммуникативными, когнитивными стереотипами, которые оказываются более устойчивыми. И нарушение этой устойчивости в условиях социального стресса ведет к непредсказуемому поведению, к нарушению основ единства и взаимодействия личности с миром. Об этом уже говорилось. А ведь известно, что именно поведение во многом определяет менталитет нации, основы его культуры.

Характерной особенностью современной дидактики является стремление к разумному рационализму. Ее кредо и главная цель — обеспечивать обучающимся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств. В этой интерпретации процесс обучения реализуется в условиях динамики современного мира, с позиций реалий информационного общества.

Через такую дидактическую систему должны быть преодолены ряд существующих неопределенностей в российском образовании, связанных:

— с дистанцированием авторитарного и гуманистического подходов в обучении;

— определением роли проективного и свободного целеполагания в образовании;

— конвергенцией социоцентрического (модель личности с позиций интересов государства) и антропоцентрического (самоценность человека как личности) подходов в образовании;

— интеграцией образовательных систем через ЗУНы (стандарт) либо через единство поликультурных и смыслообразующих жизненных приоритетов (культурологических идей);

— противопоставлением в процессе обучения и воспитания вербально-монологической формы обучения, реализующейся в направлении от теории к практике, от знаний — к умениям и навыкам и необходимостью развития поведенческих, коммуникативных, когнитивных стереотипов, которые как индивидуальные стили ока-

22

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012

зываются более устойчивыми в качестве стратегии поведения молодых людей сегодня и, в конечном итоге, определяют культуру нации.

Современная дидактическая система должна иметь ряд признаков [3].

— Во-первых, важна выдержанность модели в определенном концептуальном пространстве. Каждая такая модель должна быть выстроена под углом зрения определенных концептуальных подходов (авторитарных, гуманистических), содержательноцелевых приоритетов (проективное или свободное целеполагание; социоцентрический или антропоцентрический подход) к процессу обучения, исходя из исторических, политических, экономических, социокультурных, организационно-педагогических условий.

— Во-вторых, дидактическая модель должна обеспечить возможности использования совокупности различных технологических полей ее реализации: интеллектуально-когнитивного, личностно-ориентированного, коммуникативно-поведенческого, информационно-технократического и пр.

— В-третьих, каждая модель должна обеспечивать обучающихся систематизированными, прочными и одновременно оперативными знаниями, а также, что не менее важно, обеспечить условия, способствующие реализации важнейшего дидактического требования: научить личность учиться самостоятельно, а именно — поиску и отбору информации, что особенно важно в современном информационном обществе.

— В-четвертых, каждая модель должна обеспечивать возможность личности — будущему профессионалу — формироваться в условиях предоставления ему избыточности вариантов решения личностных и профессиональных задач, что осуществляется всем ходом процесса обучения через: набор готовых алгоритмов и правил функциональной подготовки; метод проектов, обеспечивающих интегративный характер обучения; внедрение модульного, Интернет-активного и личностно-ориентированного обучения и пр.

— В-пятых, каждая дидактическая модель сегодня должна обеспечивать несомненное доминирование поведенческих, коммуникативных, когнитивных стереотипов, поскольку они содержат представления о действиях в конкретных ситуациях изменяющейся реальности, и в связи с этим — которые оказываются более устойчивыми и поэтому преобладающими в качестве стратегии поведения молодежи сегодня.

Исследуя процесс развития универсальной дидактической системы, нами обосновывается ее целевое и содержательное пространство.

Цель предлагается интегрировать через идеи: необходимости полноценной жизненной самореализации личности; ее безопасности и толерантности; опоры содержания образования на новую доминирующую парадигму — единства оснований природы, общества и человека, через которые возможна реализация доминирующего сегодня антропоцентрического (самоценность человека как личности) подхода в образовании.

Идея формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности является целеполагающей в построении необходимой среды социализации [3]. Личность, пройдя такую социализацию:

— во-первых, не должна нести опасность свому окружению;

— во-вторых, должна обезопасить себя, свою семью, вносить вклад в безопасность государства, общества и мира в целом.

Постановка целей развития личности сегодня, должна осуществляться с позиций осознания ею глобальной опасности в планетарном масштабе. Необходимо так изменить целевые установки деятельности всех вместе и каждого в отдельности, чтобы первым

23

ISNN 1029-3338

личным интересом стали не столько индивидуальная безопасность, сколько безопасность личности и общества в широком смысле — от семьи до всего человечества.

Необходимо не просто формировать культуру безопасной жизнедеятельности, но и осознать ее системообразующий и целеполагающий потенциал в реализации ключевой потребности любого общества в закреплении и передаче совокупного социального и духовного опыта человечества последующим поколениям. Культура безопасности жизнедеятельности — ключевая в процессе социализации личности. Исследования показали, что выживание в глобализирующемся мире возможно через создание необходимой среды социализации, которая обеспечивает нужное качество человеческого капитала в части формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности.

С позиции содержания нами предлагается новый подход к построению и определению содержания обучения на основе соединения формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала [3]. Это позволяет сделать шаг на пути трансформации знания в единую целостную познавательную конструкцию (отбор содержания, диагностика знания, образовательные маршруты), которая даст возможность, с одной стороны, осуществлять мониторинг систем обучения, с другой,— укажет путь к самообразованию личности.

Библиографический список

1. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст] / Г.А. Берулава. М., 2001.

2. Она же. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психологическая наука и образование. 2012. № 3.

3. Грохольская, О.Г. Проблемы теории обучения [Текст] : моногр. / О.Г. Грохольская. Иркутск : Оттиск, 2007. 340 с.

4. Нов. энцикл. словарь [Текст]. М., 2000. С. 1289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.