ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Грохольская О.Г.
МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ СЕГОДНЯ
Научно-технический прогресс, рыночные отношения способствуют не только росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала значительной части общества, но и приводят к росту стрессов у населения, влекут за собой возрастание разного рода негативных явлений социального характера (войны, захват заложников, взрывы домов, террористические акты в метро и пр.), формирующих особые отношения в обществе. Личность, развивающаяся в обстановке постоянного социального стресса, ощущающая неуверенность в завтрашнем дне, социальный дискомфорт под влиянием негативных факторов, становится морально и физически уязвимой и, в результате, ее поведение бывает зачастую неадекватным и непредсказуемым. Происходит утрата выработанных ранее поведенческих стереотипов, которые являлись основой стратегии их поведения и, как результат,— нарушение гармонии личности с миром.
Сегодня мы видим насколько тревожная ситуация складывается по вопросам социализации молодежи. Посылы, которые получает сегодня молодое поколение через социализацию, это всевластие денег, обилие и естественность насилия, дегероизация, антипатриотизм, неуважение к уходящим и ушедшим поколениям и пр. Основными результатами такой социализации являются: утрата чувства Родины, равнодушие к созданию семьи — отсюда демографические проблемы в стране, примитивизация культурных потребностей, рост проституции и преступности, жестокость, алкоголизм и наркомания. Мы видим, что сегодня наша молодежь не становится более культурной, образованной и творческой, более гуманной, более нравственной. Мы наблюдаем сегодня смещение духовных ценностей и социальных ориентиров в сторону нарушения гармонии личности с миром, нарушения мировоззренческой ее цельности. Конечный результат бывает достаточно печальным: либо полная деградация личности, либо доминирование негативного вектора ее развития.
Живя в век информационных технологий нельзя не заметить, насколько велика их роль в развитии личности, в подготовке специалистов-профессионалов сегодня. Молодежь выглядит достаточно «продвинутой» в сфере информационно-коммуникационных средств деятельности, однако, при этом, подрастающее поколение становится все более электронно-, компьютерно- и Интернет-зависимым.
Новая социально-экономическая реальность, сформировавшаяся в начале XXI в. в нашей стране, требует подготовки профессиональных кадров, которые отличались бы высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, независимостью, мобильностью, творческим отношением к делу, социальной ответственностью и пр. Специалисту-профессионалу сегодня необходимо быстро реагировать на инновационный тип экономического роста, который характеризуется риском, неопределенностью, отсутствием стандартных решений.
В контексте интенсивных изменений в политико-экономической и социокультурной жизни российского общества на первый план сегодня выходят новые требования
20
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
к образовательной сфере, в т. ч. к способам организации процесса обучения на основе расстановки новых акцентов в целостной дидактической теории с позиций новой информационной реальности.
Как выстраивать процесс социализации молодежи в условиях новой информационной среды общества? Как скорректировать этот процесс через образование, чтобы вырастить достойную молодежь — деятельных профессионалов, интеллектуалов, гибких коммуникаторов и в то же время высоконравственных людей, людей, четко представляющих границу добра и зла?
Ответ может быть следующим: с одной стороны,— научить их выбирать необходимое и лучшее из всей информационной шелухи, что даст толчек развитию интеллекта и обеспечит широту мышления; с другой,— научить их соблюдать правила коммуникации, принятые в обществе, а для этого сформировать поведенческие, коммуникативные когнитивные стереотипы, которые оказываются более устойчивыми в качестве стратегии поведения подрастающего поколения в условиях информационного общества [2].
Следующий вопрос: как использовать возможности образования для коррекции процесса негативной социализации подрастающего поколения? Методологическими основаниями процесса сегодня выступают гуманистические идеи, принципы и антропоцентрический подход, которые сегодня с успехом утверждаются в отечественной педагогике как в обучающих стратегиях, так и в педагогических технологиях, касающихся ценностно-нравственных аспектов обучения и воспитания личности.
Антропоцентрический подход, подтверждающий уникальность и неповторимость человека, провозглашая самоценность человека как личности, рождает необходимость определения ценностно-целевых акцентов и приоритетов развития современной системы образования.
Поскольку важнейшим направлением развития мирового образовательного процесса сегодня является интеграция образовательных систем, поэтому объединяющими для всего мирового сообщества содержательно-целевыми приоритетами являются гуманистические, культурологические идеи, отражающие жизненные ценности личности и общества сегодня [3]:
— идея необходимости полноценной жизненной самореализации личности;
— идея безопасности и толерантности личности;
— идея опоры содержания образования на новую доминирующую парадигму — единства оснований природы, общества и каждого человека;
— идея доминирования поведенческих, коммуникативных, когнитивных стереотипов в процессе социализации личности сегодня;
— идея инновационного технологического обеспечения образовательного процесса, реализующаяся с позиций реалий информационного общества.
Названные приоритеты и направления развития образовательного процесса сегодня должны быть положены в основу построения инновационных дидактических систем.
Под дидактической системой мы будем понимать тип организации обучения, в котором находит выражение определенная совокупность идей (авторских, культурноисторических, педагогических т. п.), образующих единую внутренне целостную структуру и подчиняющихся достижению целей обучения, принятых образовательным сообществом.
Современная теория и практика обучения характеризуется массовым созданием различных дидактических систем, анализом и синтезом дидактических объектов,
21
ISNN 1029-3338
разработкой новых типов дидактических методов и средств на всех уровнях и во всех формах образования. Кроме того, сегодня совершенно очевидно, что современной педагогической науке требуется новая парадигма развития личности, разработанная с позиций реалий информационного общества.
Глубинными, существенными особенностями дидактической системы можно считать концептуальные подходы к целеполаганию, разработке содержания, выделению основополагающих принципов построения, определению путей реализации цели и содержания образования, выявлению механизмов его корректировки, а также оценки и контроля успешности реализации выстроенной целостной дидактической модели.
В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям обучающихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью обучающихся, которая должна созидательно реализоваться с помощью новых информационных технологий обучения.
Ранее сложившаяся традиционная система обучения, опирающаяся на сферу рационального сознания, получила воплощение в доминировании вербально-монологической формы обучения, которая технологически реализовывалась в построении обучения в направлении от общего к частному, от теории к практике, от знаний — к умениям и навыкам.
Но, как оказалось, молодежь сегодня имеет совершенно другой стиль мышления, стиль, апеллирующий к другим когнитивным стратегиям [1]. Сегодня оказалось, что вербально-теоретические конструкции часто приходят в противоречие с поведенческими, коммуникативными, когнитивными стереотипами, которые оказываются более устойчивыми. И нарушение этой устойчивости в условиях социального стресса ведет к непредсказуемому поведению, к нарушению основ единства и взаимодействия личности с миром. Об этом уже говорилось. А ведь известно, что именно поведение во многом определяет менталитет нации, основы его культуры.
Характерной особенностью современной дидактики является стремление к разумному рационализму. Ее кредо и главная цель — обеспечивать обучающимся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств. В этой интерпретации процесс обучения реализуется в условиях динамики современного мира, с позиций реалий информационного общества.
Через такую дидактическую систему должны быть преодолены ряд существующих неопределенностей в российском образовании, связанных:
— с дистанцированием авторитарного и гуманистического подходов в обучении;
— определением роли проективного и свободного целеполагания в образовании;
— конвергенцией социоцентрического (модель личности с позиций интересов государства) и антропоцентрического (самоценность человека как личности) подходов в образовании;
— интеграцией образовательных систем через ЗУНы (стандарт) либо через единство поликультурных и смыслообразующих жизненных приоритетов (культурологических идей);
— противопоставлением в процессе обучения и воспитания вербально-монологической формы обучения, реализующейся в направлении от теории к практике, от знаний — к умениям и навыкам и необходимостью развития поведенческих, коммуникативных, когнитивных стереотипов, которые как индивидуальные стили ока-
22
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2012
зываются более устойчивыми в качестве стратегии поведения молодых людей сегодня и, в конечном итоге, определяют культуру нации.
Современная дидактическая система должна иметь ряд признаков [3].
— Во-первых, важна выдержанность модели в определенном концептуальном пространстве. Каждая такая модель должна быть выстроена под углом зрения определенных концептуальных подходов (авторитарных, гуманистических), содержательноцелевых приоритетов (проективное или свободное целеполагание; социоцентрический или антропоцентрический подход) к процессу обучения, исходя из исторических, политических, экономических, социокультурных, организационно-педагогических условий.
— Во-вторых, дидактическая модель должна обеспечить возможности использования совокупности различных технологических полей ее реализации: интеллектуально-когнитивного, личностно-ориентированного, коммуникативно-поведенческого, информационно-технократического и пр.
— В-третьих, каждая модель должна обеспечивать обучающихся систематизированными, прочными и одновременно оперативными знаниями, а также, что не менее важно, обеспечить условия, способствующие реализации важнейшего дидактического требования: научить личность учиться самостоятельно, а именно — поиску и отбору информации, что особенно важно в современном информационном обществе.
— В-четвертых, каждая модель должна обеспечивать возможность личности — будущему профессионалу — формироваться в условиях предоставления ему избыточности вариантов решения личностных и профессиональных задач, что осуществляется всем ходом процесса обучения через: набор готовых алгоритмов и правил функциональной подготовки; метод проектов, обеспечивающих интегративный характер обучения; внедрение модульного, Интернет-активного и личностно-ориентированного обучения и пр.
— В-пятых, каждая дидактическая модель сегодня должна обеспечивать несомненное доминирование поведенческих, коммуникативных, когнитивных стереотипов, поскольку они содержат представления о действиях в конкретных ситуациях изменяющейся реальности, и в связи с этим — которые оказываются более устойчивыми и поэтому преобладающими в качестве стратегии поведения молодежи сегодня.
Исследуя процесс развития универсальной дидактической системы, нами обосновывается ее целевое и содержательное пространство.
Цель предлагается интегрировать через идеи: необходимости полноценной жизненной самореализации личности; ее безопасности и толерантности; опоры содержания образования на новую доминирующую парадигму — единства оснований природы, общества и человека, через которые возможна реализация доминирующего сегодня антропоцентрического (самоценность человека как личности) подхода в образовании.
Идея формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности является целеполагающей в построении необходимой среды социализации [3]. Личность, пройдя такую социализацию:
— во-первых, не должна нести опасность свому окружению;
— во-вторых, должна обезопасить себя, свою семью, вносить вклад в безопасность государства, общества и мира в целом.
Постановка целей развития личности сегодня, должна осуществляться с позиций осознания ею глобальной опасности в планетарном масштабе. Необходимо так изменить целевые установки деятельности всех вместе и каждого в отдельности, чтобы первым
23
ISNN 1029-3338
личным интересом стали не столько индивидуальная безопасность, сколько безопасность личности и общества в широком смысле — от семьи до всего человечества.
Необходимо не просто формировать культуру безопасной жизнедеятельности, но и осознать ее системообразующий и целеполагающий потенциал в реализации ключевой потребности любого общества в закреплении и передаче совокупного социального и духовного опыта человечества последующим поколениям. Культура безопасности жизнедеятельности — ключевая в процессе социализации личности. Исследования показали, что выживание в глобализирующемся мире возможно через создание необходимой среды социализации, которая обеспечивает нужное качество человеческого капитала в части формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности.
С позиции содержания нами предлагается новый подход к построению и определению содержания обучения на основе соединения формализации знания и поэлементного структурирования учебного материала [3]. Это позволяет сделать шаг на пути трансформации знания в единую целостную познавательную конструкцию (отбор содержания, диагностика знания, образовательные маршруты), которая даст возможность, с одной стороны, осуществлять мониторинг систем обучения, с другой,— укажет путь к самообразованию личности.
Библиографический список
1. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст] / Г.А. Берулава. М., 2001.
2. Она же. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психологическая наука и образование. 2012. № 3.
3. Грохольская, О.Г. Проблемы теории обучения [Текст] : моногр. / О.Г. Грохольская. Иркутск : Оттиск, 2007. 340 с.
4. Нов. энцикл. словарь [Текст]. М., 2000. С. 1289.