Научная статья на тему 'Проблемы теории и практики организации корпоративного досуга'

Проблемы теории и практики организации корпоративного досуга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы теории и практики организации корпоративного досуга»

теме (устно и письменно); первоначальное умение работать со словарём; умение донести информацию до заинтересованной аудитории; первоначальные знания грамматики, построение предложений; умение вести свой собственный словарь для новых слов.

Следующая тема и проект «Спорт». Также сначала мы работаем с лексическим и грамматическим материалом, а проект идет как форма контроля. Его классификационные характеристики: групповой, творческий, краткосрочный (в течение урока). Для выхода на данный проект мы используем дискуссию и дискурсию, выясняя, что такое проект, какие виды проектов могут быть, какова цель их разработки. При этом дети ссылаются на те, которые делали сами, анализируют разные виды проектов других классов. Так рождается идея оформить проект по теме «Спорт» в виде стенгазеты, а поскольку спорт включает летние и зимние виды, класс делится на две команды. Проект занимает только один урок, поэтому большая подготовительная работа учащимися проводится дома: повторяют слова и выражения, подбирают соответствующие картинки. На уроке учащиеся между собой распределяют роли: редактор, художник, журналист и т. д. Решают, как раскрыть тему: нарисовать, вырезать и наклеить картинки из журналов, подписать их, составить рассказ и т. п. На выполнение задания дается 30 минут и на защиту 15 минут. Практическая значимость проекта: знание лексического материала по заданной теме (устно и письменно); употребление соответствующих грамматических конструкций; умение работать и выполнять свои обязанности в группе; донести информацию до заинтересованной аудитории.

М.Э. Бутенко, А.Е. Чернеда

Проблемы теории и практики организации корпоративного досуга

На настоящий момент общепринятым является утверждение о том, что корпоративная культура - наиболее эффективное средство привлечения и мотивации сотрудников. В соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу, как только человек удовлетворяет физиологические и базовые социальные потребности, у него возникают потребности иного плана: в достойном положении в коллективе, признании, самореализации и т. п.

Социальная жизнедеятельность современного человека характеризуется прагматизмом, алгоритмизацией мышления, обеднением эмоциональной сферы, что неизбежно приводит к возрастающей на-

11

грузке на психику. Таким образом, доминирующей потребностью человека становится не только отдых и восстановление сил для новой активной деятельности, но и развитие потребности в духовном самосовершенствовании, которую в условиях ускоренного ритма жизни реализовать не так-то просто. Здесь на первый план выходит досуг как важный элемент корпоративной культуры, способствующий поддержке каждого члена коллектива, раскрытию его индивидуальности, талантов. И совершенно закономерно, что корпоративный досуг как сфера бытия человека в последние годы приобретает все большее значение.

Тем не менее, на сегодняшний момент можно констатировать серьезное противоречие между обширностью сложившейся практики в организации корпоративного досуга и бедностью ее теоретикометодологического осмысления в научной литературе. Так, в настоящий момент существуют научные публикации отечественных ученых, в разных аспектах раскрывающих теоретикоконцептуальные основы досуга, аспекты истории и теории культурно-досуговой деятельности, в рамках которых изучался корпоративный досуг (работы Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Р.Н. Азаровой, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Э.В. Соколова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, Н.А. Хренова, Д.В. Шамсут-диновой и др.). Интерес представляют также работы Г.В. Олениной, В.Д. Пономарева, Н.Н. Ярошенко, в которых рассматриваются игровые и анимационные технологии как активные способы вовлечения людей в досуговую деятельность. Среди исследований молодых ученых следует отметить работу М.Ю. Данилкиной, которая на материале педагогической организации рассмотрела социальнокультурную деятельность как ресурс трудовой мотивации персонала, а также диссертацию М.Б. Добровской, представившую анализ современного состояния и основные тенденции развития корпоративного туризма как важной составляющей корпоративного досуга.

Говоря о значимости праздника как элемента корпоративного досуга, нельзя не упомянуть фундаментальные исследования М.М. Бахтина, А.В. Бенифанда, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, А.И. Ма-заева, Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, в которых рассматривается роль и значение праздника в жизнедеятельности и культуре общества, а также работы Д.М. Генкина, А.А. Коновича, О.Л. Орлова, в которых нашли отражение теоретические аспекты метода театрализации и сценарные основы разработки праздничных форм. В рамках социальной педагогики Д.М. Генкин, Л.С. Лаптева, Е.В. Руденский, В.Г. Шабалин рассматривали праздник как тип социальной связи с целью эффективного воздействия на личность. В работах Г.М. Бир-женюка, А.П. Маркова раскрыто значение праздника как социокультурного проекта и коммерческой акции, в работе молодого ученого

12

С.В. Герасимова - особенности массовых праздников как формы социальной коммуникации и партнерства. Особенности организации специальных корпоративных событий, корпоративных праздников и бизнес-ритуалов отражены в работах Р.Н. Абрамова, В.В. Алёшина, Э.В. Кондратьева, А.И. Моисеева, А.Е. Назимко, О. Родина, А.В. Ульяновского, А.В. Шумовича, празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга нашли отражение в диссертационном исследовании В.В. Медведенко.

Основываясь на анализе научных трудов вышеуказанных авторов, можно сделать вывод, что социально значимый и педагогически целесообразный корпоративный досуг представляет собой часть свободного времени корпоративных групп, необходимую и достаточную для сбалансированных рекреативных, развлекательных и развивающих досуговых занятий и поддержания здоровья членов корпорации. Корпоративный досуг предполагает социально значимые и одобряемые обществом занятия, интеграцию и позиционирование членов корпорации среди других сословнопрофессиональных страт.

Несмотря на то что анализ рассмотренных выше научных публикаций не претендует на абсолютную полноту охвата, из этого перечня теоретических разработок видно, что вопросам теории, методики и организации корпоративного досуга посвящено отнюдь не много исследований. Вместе с тем, осмысление сегодняшней стадии развития корпоративного досуга позволяет говорить о минимизации подходов и сведению практики организации досуга членов трудовых коллективов в основном к праздничным формам.

С одной стороны, корпоративный праздник имеет схожие с иными типами праздников (семейными, религиозными) структурные компоненты: коллективные эмоциональные переживания радости; присутствие символов; мифологическое содержание; общение (непосредственное и в символической форме); консолидация сообщества и утверждение в нем своей идентичности; утверждение и передача более молодым членам сообщества нравственных идеалов; позитивное эмоциональное научение; творческая свобода и ее проявления в виде танцев, песен, пожеланий, состязаний, игр; регулирование ритуалом начала праздника, его последовательности и завершения (В.С. Тихомирова). Благодаря полученному в ходе празднования субъективному опыту более эффективным оказывается процесс идентичности личности с конкретной социальной группой. Корпоративный праздник создает идеальные возможности для интериоризации каждым членом трудового коллектива ценностей группы, поскольку именно эмоционально принятые явления и активность отношения к ним личности позволяют принять групповые ценности (В.С.Тихомирова). По этой причине корпоративный праздник

13

является важным фактором для формирования ценностей коллективного и индивидуального субъектов.

С другой стороны, сведение практики организации досуга членов трудовых коллективов в основном к праздничным формам связано с высокой скоростью жизни, чрезвычайной коммуникативной насыщенностью, усталостью людей, постоянной сменой социальных установок, переменивших сознание «массовости» на сознание «футлярности», обеспечиваемое получившими широкое развитие в конце ХХ в. тенденциями индивидуализации и «приватизации» досуга (приближением досуга к дому за счет теле-, видео- и компьютерных технологий), а также выделением и психологическим «отрывом» личности от коллектива как самостоятельной единицы (М.Э. Бутенко).

Если советское время ориентировало людей на массовые многотысячные праздники с выстроенной идеологической основой, то сегодня сформировалась тенденция к минимизации праздника, смя-тости внутренних целеполаганий и, соответственно, утилитарности концепций (М.А. Медведева). В последние десятилетия для российского общества особенно характерна тенденция превращения праздника в предмет потребления: проводимые карнавалы, шествия, театрализованные шоу не только становятся все креативнее, но и масштабнее благодаря новым технологиям. Обратной стороной медали является то, что современный праздник превращает субъекта праздничной деятельности в зрителя, которому остается только пассивно сопереживать театрализованному действу.

В этом смысле корпоративный праздник имеет деятельностный характер, поскольку, как показывает практика, сценарии корпоративных мероприятий праздничного характера чаще строятся на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях. Как отмечает А.В. Ульяновский, хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события, и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать.

Корпоративный праздник, таким образом, позволяет сохранить индивидуальное, личностное начало, однако сведение корпоративного досуга в основном к праздничным формам означает обеднение спектра социально-культурных возможностей работы с персоналом. Все вышесказанное актуализирует необходимость и целесообразность проведения исследования, рассмотрения, сохранения и развития социально значимых традиций корпоративного досуга.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.