Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
актуальность / здоровья / физическая культура / эксперимент / физическая подготовленность / педагогика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латипова Нигора Исаковна

В данной статье возможности самостоятельного и практического освоения форм, распределяемых в течение учебного года на основе интеграции содержания педагогических особенностей и компонентов комплексного развития, таких как здоровый образ жизни и трудолюбие, в образовательный процесс развития физических качеств обучения школьного контингента теоретическим основам физической культуры в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латипова Нигора Исаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Латипова Нигора Исаковна

Ферганский филиал Узбекского государственного университета физической культуры и спорта, Кафедры: "Теории и методики спортивных видов" https://doi.org/10.5281/zenodo. 7927154

Аннотация. В данной статье возможности самостоятельного и практического освоения форм, распределяемых в течение учебного года на основе интеграции содержания педагогических особенностей и компонентов комплексного развития, таких как здоровый образ жизни и трудолюбие, в образовательный процесс развития физических качеств обучения школьного контингента теоретическим основам физической культуры в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: актуальность, здоровья, физическая культура, эксперимент, физическая подготовленность, педагогика.

В Указе Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиеева УП-5368 от 5 марта 2018 г. « О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта» сказано, что « повышение и реализация творческого и интеллектуального потенциала молодого поколения, формирование здорового образа жизни среди детей и молодежи, привлечение их к физической культуре и спорту имеет важное значение».

В этой связи, обучение учащихся основам теории физической культуры всегда считалось важным элементом физкультурного образования на всех этапах образовательного цикла. Актуальной проблемой составляющей, наряду с практической частью образовательного процесса по физической культуре, где осуществляется освоение программного материала представленного в учебных программах государственных стандартов, является реализация обучения школьного контингента теоретическим основам физической культуры в общеобразовательной школе. Фактор недостаточного знания теоретических основ физической культуры у абитуриентов был выявлен в процессе вступительных экзаменов на специализированных факультетах по физическому воспитанию высших образовательных учреждений.

Специализированная комиссия, в чьи функции входила организация вступительных экзаменов по специальности «Физическая культура» ограничивалась лишь показателями двигательной подготовленности абитуриентов полученных на основании результатов полученных в ходе проведения педагогического тестирования, при этом не оценивались их теоретические знания по данному предмету.

Аналитический мониторинг педагогических способностей поступившего контингента на факультет физической культуры при определении их возможностей к предстоящей профессиональной педагогической деятельности в учебных заведениях среднего звена образования, на наш взгляд, не дает полной характеристики педагогических возможностей будущему специалисту данного направления в связи с тем, что в общеобразовательных школах теоретическому разделу в процессе урока физической культуры не уделяется должного внимания, а следовательно проверка их знаний теоретических основ физической культуры не представлялось возможным.

Проведенные социологические исследования выявили, что основная масса опрошенных учителей физической культуры работающих в системе средних общеобразовательных учреждений не уделяют должного внимания теоретической подготовке учеников по данному предмету в процессе проведения уроков физической культуры.

Анализ научно-методической литературы выявил, что по данному направлению выявлены лишь фрагментарные исследования, направленные на теоретическую подготовленность школьников в сфере физической культуры и не обнаружено научно-обоснованных инновационных методических рекомендаций по улучшению процесса освоения теоретических знаний по здоровому образу жизни подрастающего поколения.

Ранее, нами была разработана «профессиограмма» учителя физической культуры», где подробно были изложены цели и задачи стоящие перед выпускниками факультета физической культуры, в обязанности которых входит преемственное повышение уровня физкультурно-теоретической грамотности учащихся с учетом их возраста.

Несмотря на положительные сдвиги, происходящие в последнее время в сфере физкультурного образования, слабым звеном остается проблема обучение основам теории физической культуры в школе.

Данная проблема стала актуальной в связи с организацией новой системы вступительных экзаменов на факультетах физической культуры, где необходимо к общей оценке уровня двигательной подготовленности абитуриентов необходимо также оценивать и их уровень теоретических знаний по предмету физическая культура.

В этой связи, возникает необходимость внесения корректив в учебные программы по физической культуре особенно это касается , учащихся старших классов общеобразовательных школ, где нами рекомендовано о выделении до 4 часов в годичном цикле обучения теоретических уроков равномерно распределенных по четвертям обучения.

С целью обоснования вышеизложенного был проведен педагогический эксперимент в общеобразовательной школе № 29 г. Маргелана. В эксперименте участвовало 60 школьников трех старших классов, распределенных на одну контрольную и две экспериментальные группы. В состав каждой группы вошли по 20 учащихся . Наш выбор данной возрастной группы обусловлен тем, что именно в этом возрасте возникает особая необходимость овладения теоретическими основами физкультуры.

Контрольная и экспериментальные группы занимались по программе физической культуры общеобразовательной средней школы [1]. В содержание занятий были включены темы из разделов, входящих в образовательный минимум по предмету «Физическая культура»,

Опытно-экспериментальная работа проводилась по программе, разработанной в соответствии с содержанием общешкольного плана по физической культуре.

Учащиеся контрольной группы получали теоретические знания традиционным образом, т.е. в процессе уроков физической культуры. В первой экспериментальной группе основам теории посвящался один из уроков физкультуры в четверти. Принятие

решения о проведении теоретических занятий таким способом обусловлено нашим предположением о том, что сведения, получаемые в течение целого урока, усваиваются быстрее и прочнее, чем при получении их по темам в начале каждого урока физической культуры непосредственно перед практическими занятиями. В последнем случае, на наш взгляд, нарушается целостность восприятия.

Во второй экспериментальной группе теорию физической культуры преподавали путем выполнения домашних заданий. Мы сочли целесообразным экспериментально проверить гипотезу о том, что при самостоятельном изучении материал лучше усваивается, так как учащиеся имеют больше возможности для его творческого осмысления.

Для определения уровня теоретической подготовленности использовался метод анкетирования по основам теории физической культуры для учащихся старших классов [3], в котором предусматривались различные варианты ответов на поставленные вопросы. Тестирование проводилось в два этапа: Исходное - в середине сентября; итоговое - в середине марта 2018г. Оценка результатов проводилась по нормативам для определения уровня знаний основ теории физической культуры учащихся Х-Х1 классов [3].

Для более достоверного анализа применяемой методики, в целях исследования влияния теоретических знаний на развитие двигательных способностей, проводились контрольные испытания, определяющие уровень их развития. Для этого соответственно использовалась апробированная в ходе многих экспериментальных исследований батарея тестов заимствованная их нормативных основ тестов здоровья «Алпомиш».

Результаты педагогического тестирования двигательной подготовленности обрабатывались по Т-критерию Стъюдента для параметрических данных.

Анализ полученных результатов выявил, что средний показатель баллов в исходном тестировании во всех трех группах приблизительно одинаков, в то время как в итоговом тестировании проведенного в конце учебного года в 2 экспериментальной группе прирост имел улучшение в - 5,7%, в 1 экспериментальной группе прирост составил - 4,5%, а в контрольной группе - 3,9%.

Результаты опроса в исходном и итоговом анкетировании отдельно по двум экспериментальным и контрольной группам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Неправильные ответы по заданиям и разделам

Базовые

виды

Психолого- Медико- Сумма

Группа Теоретическ ие основы ФК педагогическ биологическ физкультурн о- баллов Р

ие основы ФК ие основы ФК спортивной деятельност и х ± о

Контрольн ая 2,2 2,65 2,55 2,5 10,1±0,3 5 >0,0

(n=20) 1,8 1,7 2,15 2,25 12,1±0,4 2 1

Экспер.1 (п=20) 2,2 2,3 2,6 2,4 10,5±0,4 3 <0,0 1

0,45 1,0 0,95 0,85 16,7±0,5 6

Экспер.2 (п=20) 2,4 2,4 2,5 2,15 10,2±0,4 9 <0,0 1

1,05 1,4 1,4 1,2 14,9±0,3 7

Экспериментальные исследования показали, что обучение учащихся основам теории физической культуры по одному уроку в четверть более эффективно, чем самостоятельное обучение в домашних условиях по заданию учителя при традиционной схеме обучения, в сравнении с учащимися контрольной группы, обучающимися традиционным способом.

В процессе педагогического эксперимента определялся факт отрицательного влияния на развитие физических способностей то обстоятельство, что один урок в каждой четверти отводился для теоретических занятий вместо практических занятий. Результаты педагогического тестирования двигательных качеств показали, что теоретические занятия не оказывали существенного влияния на повышение уровня физических способностей учеников.

Сравнительный анализ контрольных результатов показывает, что в исходном тестировании данные в разных группах, но в одном виде упражнений приблизительно одинаковы.

Таким образом, можно отметить, что во всех трех группах учащихся разные способы преподавания теоретических основ физической культуры не сказывались отрицательно на развитии уровня их физической подготовленности. В то же время за период проведения педагогического эксперимента в каждой группе произошли существенные изменения.

Результаты проведенного эксперимента исходного и итогового тестирования двигательных способностей учащихся по двум экспериментальным и контрольной группам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Группа Контрольные испытания

Бег 30 м Челночный бег 3х10 м Кроссовый бег Подтягивани я

X о % X о % X о % X о %

Контрольна я (п=20) До 5,4 8 0,2 7 4, 1 9,4 0 0,1 9 8,1 5 1039, 4 98,9 11,8 3, 5 1, 5 85, 5

Посл е 5,3 2 0,1 9 8,8 0,2 0 1167, 0 108, 2 7, 7 1, 8

Экспер.1 (п=20) До 5,4 0 0,2 9 4, 2 9,3 8 0,2 1 8,1 2 1070, 9 103, 2 12,2 4 3, 9 1, 7 86, 4

Посл е 5,1 8 0,3 4 8,5 0,3 4 1193, 1 82,3 7, 3 1, 7

Экспер.2 До 5,4 3 0,2 4 8, 7 9,3 5 0,1 7 8,1 7 1098, 2 94,6 12,3 1 3, 8 1, 4 87, 7

(n=20) Посл 4,9 0,3 8,7 0,2 1194, 91,0 7, 4,

е 6 0 0 1 1 1 5

В 2 экспериментальной группе, где осуществлялось проведение теоретических знаний в каждой четверти, прирост в уровне проявления физических способностей находился в пределах от 8,7% до 87,7%.

В 1 экспериментальной группе , где рекомендовались домашние задания по изучению теоретических основ физической культуры прирост двигательных способностей находился в пределах от 4,2% до86,4%.

В контрольной группе выявлен минимальный прирост в развитии быстроты (4%), а максимальный (88,5%) - в развитии силовых возможностей.

Выше изложенное подтверждает гипотезу о том, что выделение одного урока по изучению теоретических основ физической культуры практически не влияют на рост двигательных способностей учащихся старших классов общеобразовательных учреждений,

В результате проведенного педагогического эксперимента установлено что:

1. В практике уроков физической культуры в общеобразовательной школы не уделяется должного внимания обучению основам теории физической культуры.

2. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что сообщение сведений по теории физической культуры в течение отдельного урока способствует повышению уровня теоретической подготовленности школьников старших классов.

3. Самостоятельное изучение учащимися теоретических основ физической культуры при условии выполнения домашних заданий недостаточно отражается на уровне теоретической подготовки.

4. Процесс обучения основам теории физической культуры в течение одного урока в четверти существенно не отражается на развитии физических качеств учащихся старших классов.

REFERENCES

1. Абдуллаев А. Жисмоний тарбия назарияси ва методикаси . Фаргона 2018- 324 б.

2. Матвеев, Л. П. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие / Москва 2004- 286 с.

3. Образцы задания для проверки достижения требований к уровню подготовленности выпускников средней школы по физической культуре // Физическая культура в школе. - 2002. - № 2. - С. 7.

4. Ханкельдиев Ш.Х. Физический статус учащейся молодежи. Ташкент монография 2018 - 434 с.

5. Абзалилов, Р.Я. Формирование специальных профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры для работы в общеобразовательной школе [Текст] /Р.Я.Абзалилов// EuropeanSocialScienceJournal. - 2014. - № 8-1 (47). -С. 105111.

6. Зорина, О.В. Эффективность технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной учебной деятельности [Текст] /О.В.Зорина // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 471.- С. 94-98.

7. Королев, А.С. К вопросу: проблемы современного урока физической культуры в системе среднего общего образования [Текст] / А.С. Королев, Т.Е. Мануковская, Н.Н.

8. Ткачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2019. - №2(168). - С. 219-222.

9. Лубышева, Л.И. Практико-ориентированная подготовка педагога по физической культуре к реализации инновационных процессов в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // В сборнике: Совершенствование системы профессионального физкультурного образования и повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Удмуртского госуд. ун-та. 2016. - С. 65-71.

10. Макарова, И.А.Педагогические условия саморазвития будущего учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования [Текст] / И.А.Макарова, А.Ю.Бочаров // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. - № 27. - С. 42-49.

11. Мильер, А.И. Проектная деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры [Текст] /А.И.Мильер// В сборнике: Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования материалы II Международной научно-практической конференции. Забайкальский государственный университет; под редакцией Е. И. Овчинниковой. 2014. - С. 44-47.

12. Непрерывная педагогическая практика студентов факультета физической культуры как фактор развития профессиональной компетентности и закрепления выпускников в системе образования [Текст] /Т.В.Яковлева [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 8-9.

13. Обучение бакалавров физкультурного профиля технологии спортизации школьного физкультурного образования [Текст] / А.Г. Поливаев, А.В. Шабанов, А.Н. Родионов, С.С. Стойчева, И.А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - №5. - С. 26-29.

14. Oglu, Abduganiev Ozod Tursunboy. "Pedagogical Conditions And Mechanisms Of Development Of Social Active Civil Competence In Students." Turkish Journal of Computer and Mathematics Education 12, no. 7 (2021): 433-442.

15. Abduganiyev, O. T. (2022, December). FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF SOCIALLY ACTIVE CITIZENSHIP COMPETENCE IN STUDENTS. In E Conference Zone (pp. 10-13).

16. Abduganiev O. Developing Student Civil Competency //Eastern European Scientific Journal. - 2019. - №. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.