Научная статья на тему 'К вопросу регионализации процесса физического воспитания в системе общеобразовательной школы'

К вопросу регионализации процесса физического воспитания в системе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / САМОБЫТНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова С. С.

Статья раскрывает экспериментально -исследовательскую работу автора по повышению эффективности процесса физического воспитания учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия) на основе использования вариативной части учебной программы, основанной на народно-национальных, самобытных средствах двигательной активности коренного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу регионализации процесса физического воспитания в системе общеобразовательной школы»

К ВОПРОСУ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

С. С. ВИНОКУРОВА, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Республика Саха (Якутия)

Аннотация

Статья раскрывает экспериментально -исследовательскую работу автора по повышению эффективности процесса физического воспитания учащихся национальных школ Республики Саха (Якутия) на основе использования вариативной части учебной программы, основанной на народнонациональных, самобытных средствах двигательной активности коренного населения.

Abstract

This work dedicated to experiment on increase of physical education efficiency in schools of Resspublic Sacha (Yakutia) based on use of ethnical means of physical culture in the variative part of teaching program.

Ключевые слова: реформа системы физического воспитания, национально-региональный компонент, самобытные средства физического воспитания, уровень физической подготовленности, теоретические знания учащихся.

Введение

На общем фоне реформирования системы образования в России, характеризующемся наиболее стремительными темпами, в настоящее время, пожалуй, одной из наиболее острых, трудноразрешимых является проблема реформирования именно общего (неспециального) образования в сфере физической культуры. Подтверждением этому служат общеизвестные факты, свидетельствующие о том, что, несмотря на многочисленные научные исследования, посвященные совершенствованию процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений, до сих пор кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло [1, 3, 4, 5, 8].

Содержание общего среднего образования, формы и методы его реализации должны учитывать среду обитания и базироваться на социально-биологическом опыте физического воспитания населения конкретных регионов такого многонационального государства, как Российская Федерация. Данное положение необходимо рассматривать в качестве одного из принципов, на основе которых должна осуществляться разработка содержания образования по физической культуре [9, 7].

В последнее время идеи физкультурного национально-регионального образования получают свое дальнейшее развитие в исследованиях ученых автономий и регионов России, стран бывших Союзных республик [2].

Особую актуальность приобретают вопросы регионализации физического воспитания в сложных климатогеографических и социально-экономических условиях Крайнего Севера.

Одним из показателей развития культуры любого народа является его отношение к физической культуре и спорту, а национальные виды спорта, игры и развлечения были и будут неотъемлемой частью культурных традиций народа. В этом смысле Республика Саха (Якутия) может по праву гордиться своими исконно народными видами спорта, которые отличаются особой самобытностью [6].

Коренные народы Республики Саха (Якутия) - якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи - на протяжении веков, в борьбе за выживание в экстремальных климатических условиях, тяжелого характера труда создали множество разных по своей сложности, разнообразию и красоте физических упражнений, игр и состязаний. Со временем эти упражнения, игры и состязания перешли в систему физического воспитания подрастающего поколения.

Экспериментальная часть

Анализ довольно широкого спектра научно-теоретической литературы, изучение практической педагогической деятельности учителей физической культуры респуб -лики, проведение социологического опроса среди специалистов физического воспитания, учащихся общеобразовательных школ, родителей Республики Саха (Якутия) дает право говорить обо все еще недостаточной разработанности данного вопроса и наличии острой необходимости дальнейшего совершенствования процесса школьного физического воспитания. При 100% поддержке учителями физической культуры идеи о необходимости более широкого использования национально-регионального компонента в учебно-воспитательном

процессе они признаются, что к ряду факторов, тормозящих полное воплощение данной идеи в практику, относится низкая информированность самих учителей, недостаток научно-методической, учебной литературы по самобытным средствам физического воспитания, где они могли бы найти четкую классификацию народно-национальных средств и методы их применения, где были бы определены их направленное воздействие на развитие или воспитание тех или иных способностей, рекомендации к применению в определенной возрастной группе.

В период 2005-2006 гг. нами проведено массовое обследование учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия). Исследованием охвачены 3100 учащихся 7-17 лет из 26 школ 11 улусов (районов) республики. Учащимся проведены двигательные контрольные тесты, позволяющие в комплексе определить уровень общей физической подготовленности (ОФП) детей и подростков. Весь исследованный контингент учащихся относится к коренному населению Республики Саха (Якутия).

Полученные данные тестирования подверглись сопоставительному анализу с показателями учащихся центральной полосы России.

В результате анализа мы обнаружили заметное отставание школьников республики в проявлении силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей.

Опираясь на вышесказанное, нами предпринята попытка разработки и внедрения в учебный процесс одной из сельских общеобразовательных школ региона (РС (Я), Чурапчинский улус (район), Чурапчинская средняя спортивная школа-интернат) вариативной части программы, основанной на самобытных средствах двигательной активности, направленной на коррекцию отстающих двигательных способностей.

Педагогический эксперимент проводился с учащимися 5-9 классов при 3-часовом проведении уроков физкультуры в неделю. В эксперименте участвовали 5 контрольных и 5 экспериментальных групп. Общий объем уроков физической культуры в учебном году составляет 96 часов. Изучив специфику учебных программ, научно-практический опыт в области планирования учебной деятельности в общеобразовательных школах по предмету «Физическая культура», в нашем случае мы решили выделить на долю вариативной части программы 32 часа, что составляет 33% от общего объема времени (см. рисунок и табл. 1).

Схема реализации традиционной и экспериментальной учебных программ по физическому воспитанию в экспериментальной школе

Таблица 1

Примерное распределение учебного времени и программного материала, основанного на самобытных средствах двигательной активности

№ п/п Средства Классы, часы

5 6 7 8 9

1 Самобытные физические упражнения на силовые, скоростно-силовые качества нижних конечностей 6 6 6 8 8

2 Национальные состязания для развития ловкости, быстроты и силы движений 4 4 6 4 4

3 Национальные подвижные игры и самобытные физические упражнения для развития скоростных способностей и быстроты двигательной реакции 6 6 6 4 4

4 Для развития силы и взрывных качеств верхнего плечевого пояса, меткости и координации 6 6 6 6 6

5 Для развития силовых способностей рук, ног, силовой выносливости 6 6 6 8 8

6 Теоретические сведения о самобытном физическом воспитании коренных народов республики 4 4 2 2 2

Всего за учебный год 32 32 32 32 32

Содержание национально-регионального компонента составляют самобытные физические упражнения, игры, национальные состязания, развлечения для воспитания силовых, скоростно-силовых качеств нижних и верхних конечностей, быстроты и силы движений, быстроты двигательной реакции. Средства по степени влияния и преимущественной направленности гармонично распределены по возрастным группам (классам). Кроме этого, предусмотрены часы по теоретической подготовке школьников. Разработана классификация самобытных средств физического воспитания коренных народов республики.

Предлагаемые народно -национальные средства физического воспитания могут внедряться и применяться в любой части урочной формы занятий в зависимости от цели и типа задач. Данные средства также могут явиться эффективным содержанием различных внеурочных

форм занятий, внеклассных мероприятий, физкультурно-массовых видов деятельности, самостоятельных форм занятий, активного отдыха.

Результаты исследования

В результате педагогического эксперимента нами получены положительные результаты, подтверждающие эффективность внедрения предложенного содержания вариативной части программы. Так, в экспериментальных группах получена достоверная динамика прироста тех двигательных качеств, которые подверглись целенаправленному воздействию, по сравнению с контрольными группами, содержание вариативной части которых основывалось преимущественно на более углубленном обучении навыкам спортивных игр (табл. 2).

Таблица 2

Показатели физической подготовленности испытуемых ЭГ и КГ за время проведения педагогического эксперимента (мальчики, юноши)

Классы Кол-во испытуемых ЭГ/КГ Исходные Р1 Итоговые Р2

ЭГ М±т КГ М±т ЭГ М±т КГ М±т

1 2 3 4 5 6 7 8

Бег на 30 м, с

5 15/16 6,2±0,4 6,43±0,2 >0,05 5,08±0,1 6,06±0,2 <0,05

6 10/15 5,7±0,2 5,6±0,2 >0,05 5,08±0,01 5,6±0,2 >0,05

7 12/13 5,8±0,15 5,8±0,1 >0,05 5,3±0,1 5,7±0,1 <0,05

8 12/10 5,9±0,2 5,2±0,1 <0,05 4,6±0,1 5,05±0,1 <0,05

9 16/16 5,2±0,2 5,1±0,1 >0,05 4,3±0,08 4,7±0,1 <0,05

Окончание табл. 2

Классы Кол-во испытуемых ЭГ/КГ Исходные Р1 Итоговые Р2

ЭГ М±т КГ М±т ЭГ М±т КГ М±т

1 2 3 4 5 6 7 8

Бег на 1000 м, с

5 15/16 5,15±0,1 5,46±0/1 >0,05 4,8±0,08 5,27±0,1 <0,05

6 10/15 5,36±0,1 4,9±0,07 >0,05 5,05±0,08 4,7±0,1 <0,05

7 12/13 4,3±0,04 4,6±0,7 >0,05 3,9±0,08 4,3±0,16 <0,05

8 12/10 3,4±0,08 3,6±0,09 >0,05 3,2±0,03 3,4±0,09 <0,05

9 16/16 4,02±0,1 3,9±0,09 >0,05 3,39±0,06 3,6±3,6 <0,05

Челночный бег 3x10 м, с

5 15/16 8,8±0,3 10,1±0,1 <0,05 8,0±0,1 9,7±0,1 <0,05

6 10/15 8,5±0,3 8,1±0,08 >0,05 7,5±0,1 7,9±0,1 <0,05

7 12/13 8,9±0,1 8,4±0,1 >0,05 7,7±0,08 8,1±0,1 <0,05

8 12/10 8,7±0,1 7,5±0,04 <0,05 8,3±0,2 7,1±0,08 <0,05

9 16/16 8,5±0,3 7,5±0,08 <0,05 7,8±0,2 7,2±0,1 <0,05

Прыжок в длину с места, см

5 15/16 146,2±4,13 150±4,2 >0,05 151,2±4,13 153,4±3,67 >0,05

6 10/15 164,7±6,9 161,7±7 >0,05 181±4,4 164,2±5,47 <0,05

7 12/13 160,4±5,79 181,6±6,43 <0,05 166±5,27 184,6±6,47 <0,05

8 12/10 186,8±8,88 209,3±3,06 <0,05 192,7±8,39 212,9±3,32 <0,05

9 16/16 190,2±6,94 212,1±3 <0,05 198,3±7,05 216,8±2,81 <0,05

Подтягивание, кол-во

5 15/16 3,5±0,76 3,3±0,66 >0,05 6,6±0,74 4,4±0,57 <0,05

6 10/15 4,2±0,07 3,5±0,77 >0,05 7,4±0,7 5±0,69 <0,05

7 12/13 6±8,86 7,6±1,23 >0,05 12,9±0,89 9,38±1,24 <0,05

8 12/10 8,7±1,81 7,3±1,11 >0,05 13±1,58 8,7±1,17 <0,05

9 16/16 12,3±0,99 10,5±1,47 >0,05 16,2±1,13 12,06±0,71 <0,05

Гибкость (наклон, см)

5 15/16 11±0,7 6,73±1,13 <0,05 13,7±0,94 8,3±1,04 <0,05

6 10/15 13,4±1,3 12,8±1,65 >0,05 16,9±1,3 14,4±1,72 >0,05

7 12/13 8,5±1,19 11,3±2,39 >0,05 10,9±1,23 13,7±2,13 >0,05

8 12/10 12,7±1,16 13,9±1,19 >0,05 15,8±1,32 16,9±1,26 >0,05

9 16/16 13,8±0,76 18,06±1,17 <0,05 15,8±0,78 20,3±1,08 <0,05

Кроме того, за период эксперимента значительно возрос уровень информированности учащихся в области самобытного физического воспитания своего народа.

Таким образом, в результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы о том, что более широкое применение национально-регионального компонента в физическом воспитании школьников позволяет:

• значительно разнообразить образовательный процесс;

• приобщить детей к собственной национальной культуре и спортивным традициям предков;

• повысить мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

• способствовать популяризации национальных видов двигательной активности;

• положительно воздействовать на гармоничное физическое развитие и физическую подготовленность учащихся.

Литература

1. Виноградов П.А., Моченов В.П., Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Спортивная наука России: от застоя к развитию? // Теория и практика физической культуры. -

1998. - № 7. - С. 24.

2. Гуляев П.Д. Система педагогической коррекции формирования общей физической подготовленности студентов высшего физкультурного учебного заведения в условиях Севера: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Йошкар-Ола, 2005. - 24 с.

3. Загузов Н.И. Основные направления диссертационных исследований по проблемам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры в 1999 году // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 58.

4. Загузов Н.И. Эволюция научной специальности «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки» в педагогике // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 1. - С. 55.

5. Касымбекова С.И. Научно-методические основы современной системы физического воспитания в школах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. - С. 19.

6. Ким-Кимэн А.Н. Пути развития национальных видов спорта в XXI веке // Физическое воспитание детей и молодежи в Республике Саха (Якутия): проблемы и пути их решения: Материалы науч. конф. - Якутск,

1999. - С. 50.

7. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. - М., 2005. - 254 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Моченов В.П. Всемирный саммит по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2000. - № 1. - С. 56.

9. ПасюковП.Н. Направления развития региональной науки в сфере физической культуры и спорта в современных условиях. - Хабаровск, 2003. - С. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.