Научная статья на тему 'Проблемы теоретического обеспечения процесса проектирования современной одежды'

Проблемы теоретического обеспечения процесса проектирования современной одежды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
212
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / СТИЛЕВЫЕ ПРИЗНАКИ / КОНСТРУКТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Киселева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью обеспечения процесса практической разработки актуальных предметов одежды исследованиями в области формообразования и конструктивного моделирования современного костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы теоретического обеспечения процесса проектирования современной одежды»

Проблемы теоретического обеспечения процесса проектирования современной одежды Киселева Т. В.

Киселева Татьяна Владимировна /Kiseleva Tatiana Vladimirovna - доцент, кафедра экономики, управления и технологии,

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью обеспечения процесса практической разработки актуальных предметов одежды исследованиями в области формообразования и конструктивного моделирования современного костюма.

Ключевые слова: проектирование одежды, формообразование, стилевые признаки, конструктивное моделирование.

Процесс разработки новых моделей предусматривает выявление основного формообразующего принципа, который предопределяет и внешний вид пространственной структуры костюма, и конструктивное построение изделия. Являясь основополагающей категорией проектирования одежды, формообразование связано с последовательным изменением и накоплением количественных и качественных признаков ее формы во времени и пространстве.

Непрерывное развитие костюма, сопровождающееся преемственностью, появлением периодически корректируемого эталона, неизменно ведет к обновлению характеристик современного стиля. Именно такое движение формы, отражающее сущность явления моды, необходимо уловить при создании художественно выразительных моделей современной одежды. В силу этого проектировщик, обеспечивая задуманное прочтение и восприятие конкретного изделия, в своей профессиональной деятельности должен отдавать приоритет вопросам формообразования, рассматривая закономерности изменений моды за достаточно продолжительные периоды времени, позволяющие выявить направление развития некоторых элементов структуры формы и прогнозировать ее характер в обозримом будущем.

Принцип организации новой формы выражается через взаимное сочетание ряда морфологических признаков одежды. Причем, следует отметить, что структурные изменения в костюме происходят постепенно и вызывают перестройку всех его композиционных частей, поддерживая тем самым состояние постоянного движения, определяющего характер связей между элементами, а также взаимодействие с телом человека и модной пластикой его фигуры [2].

В сфере проектирования одежды традиционно сложилось так, что анализировать развитие современной моды удобно в соответствии с делением ее истории на циклы так называемой биологической повторяемости базовых форм костюма, примерная продолжительность которых составляет около десяти лет. Специфика каждого такого периода заключается в отличии принципиального подхода к главной характеристике моды -форме одежды, возможности которой за это время успевают проявиться. Опыт показывает, что каждому десятилетнему циклу присущ свой стиль, в данном случае понимаемый как совокупность признаков, характеризующих определенное модное направление: пропорции идеальной фигуры и формообразующая основа, силуэты одежды и особенности их конструктивного воплощения, принципы построения композиции, образного и цветового решения ансамбля и т. д. [3].

Появление новой моды, происходящее в процессе непрерывного развития одежды и наслаивания стилевых признаков одного десятилетнего периода на другой, осуществляется незаметно и не имеет фиксированных границ. Поэтому для того, чтобы подготовиться к восприятию рождающейся формы, понять логику ее решения, причины возникновения и специфику конструктивных приемов, необходимо, зная закономерности развития костюма, заранее предвидеть появление новых линий, пропорций, членений, что вполне можно сделать даже при резких переменах моды, обладая профессиональными знаниями и практическим опытом. В противном случае результатом проектирования будет механическое перенесение нового фасона на старую форму изделия, искажение, неграмотное воспроизведение модного направления

[5].

Как известно, одежда разных периодов моды отличается величиной формы, характеризующейся конструктивными прибавками, а также геометрией линий, создающих силуэт изделия. Для понимания особенностей формообразования модного костюма следует рассмотреть его в движении, сопоставляя с одеждой одного ближайшего предшествующего десятилетия или двух предыдущих десятилетних периодов. Так как структура формы значительно обновляется примерно за двадцать четыре года, то с более ранними промежутками времени сравнивать конструкцию модной одежды не следует: тогда существовали совершенно иные дизайн, материалы, крой, технология.

Сегодня мода большое внимание уделяет конструкторским разработкам одежды, достижению четкости и точности кроя при соблюдении общей внутренней гармонии костюма. Причем конструктивное моделирование начинается с установления характера формы изделий, рассматриваемого как ее эстетический облик. Конструктивная характеристика современной одежды обширна и часто зависит от ее ассортимента. Наряду с такими традиционными факторами, как силуэт, объем, степень прилегания на разных уровнях, длина изделия, в настоящее время большое значение для достижения проектируемой формы приобрели

покрой рукава, пропорции, геометрическая конфигурация конструктивных линий, а также свойства применяемых текстильных материалов. В результате этого создание современной одежды стало возможным только при соблюдении требований моды к каждому отдельному участку конструкции [ 1].

Любая новая форма строится на определенных приемах кроя, причем в конструкции изделия нет случайных линий: все они служат достижению главной цели проектирования одежды. Для того чтобы проследить, каким изменениям подвергаются основные конструктивные линии в зависимости от модного направления, целесообразно выделить отдельные элементы конструкции и подробно проанализировать каждый из них, а также взаимодействие их друг с другом. Способность видеть характерные черты моды, нюансы конструкции при создании новой формы одежды - является неотъемлемым профессиональным качеством любого специалиста в области проектирования и производства одежды. Обладая достаточным количеством знаний и практических навыков, он должен уметь определть ведущие силуэты и их характерные особенности, устанавливать диктуемые модой объемы изделий, выявлять пропорции модной одежды, видеть влияние конфигурации, размеров и размещения отдельных деталей и линий на форму изделия в целом, а также выбирать для конкретной моды наиболее рациональные, выразительные и технологичные приемы конструирования.

Сложившийся в определенный период времени тип модной фигуры позволяет понять направление движения формы в целом и специфики ее конструктивного решения в частности. Но каждый новый сезон приносит новые нюансы, определяемые характером образных тем и источников вдохновения, что влечет за собой модификацию особенностей формы, пропорций, цвета, материала, аксессуаров - всего, что способствует созданию модного образа [4]. Исследуя современный костюм, рассматривают изменения пропорций и постановки корпуса идеальной фигуры моды. Именно они определяют характер формообразующей основы, в качестве которой условно принимают плоскую геометрическую конфигурацию, описываемую вокруг тела человека в одежде при его фронтальном и профильном рассмотрении.

Выявляя особенности новой формы, определяют ее главное плоскостное выражение - силуэт, являющийся еще одной ведущей категорией костюма и характеризующий своим развитием движение моды. Используя понятие «силуэт» в указанном смысле, специалисты имеют в виду не абсолютно точную проекцию одежды на плоскость, а ее условное схематизированное изображение, в котором самые значимые для данного периода участки подвержены некоторой утрировке. Это необходимо для того, чтобы заострить внимание на важнейших характеристиках модной формы, повысить информативность силуэта, который в связи с этим представляется упрощенно, с акцентом на наиболее актуальные моменты. Не случайно на протяжении десятилетий приход новой моды характеризуется сменой силуэтов. Кроме того, одним из важнейших факторов формообразования является покрой рукава, оказывающий существенное влияние на восприятие как плечевой области изделия, так и костюма в целом. Поэтому, ограничиваясь намеченными контурами модной формы, необходимо продумать содержание ее структуры, используя различные линии и элементы. Такой анализ обеспечивает специалиста достаточной информацией для того, чтобы выявить особенности конструкции изделия новой моды [6].

Итак, начиная работу по воплощению в реальность новых форм модной одежды, следует достичь полного понимания сути творческого замысла и детально представить принципиальную схему конструктивного построения будущего изделия. Именно поэтому умение видеть характерные черты моды, предполагающее владение достаточным объемом знаний и практических навыков, является необходимым для каждого проектировщика одежды.

Литература

1. Киселева Т. В. Конструктивная характеристика современной одежды // Искусство и технологии в

современном социокультурном пространстве: материалы международной научно-практической

конференции. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2010. С. 57-62.

2. Киселева Т. В. Основы теории художественного проектирования одежды: учебное пособие. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Руконт. Режим доступа: http://www.rucont.ru/efd/145737 (дата обращения 17.12.2015).

3. Киселева Т. В. Особенности формообразования и конструктивного моделирования современной одежды. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Руконт. Режим доступа: http://www.rucont.ru/efd/145738 (дата обращения 17.12.2015).

4. Киселева Т. В. Разнообразие ассортимента актуальных материалов для модной одежды // Материалы 65-й

научно-практической конференции преподавателей и студентов. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа:

http://elibrary.ru/downioad/11169717.pdf (дата обращения 23.12.2015).

5. Киселева Т. В. Характеристика особенностей стилевых признаков современной одежды / Т. В. Киселева // Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2015. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/56423776.pdf (дата обращения 23.12.2015).

6. Основные тенденции обеспечения качества с использованием конструкторско-технологических процессов / А. М. Медведев [и др.]. - Благовещенск: АмГУ, 2008. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.