Научная статья на тему 'Линии модной формы современной одежды'

Линии модной формы современной одежды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
595
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛУЭТНАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ / ЛИНИИ МОДНОЙ ФОРМЫ / РАСПОЛОЖЕНИЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Киселева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются параметры, определяющие разнообразие линий модной формы современной одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Линии модной формы современной одежды»

Литература

1. Геворкян В. М., Казанцев Ю. А., Михалин С. Н. Проблема цифровой обработки сигналов при измерении параметров качества электроэнергии.УП Симпозиум «Электротехника 2010», Московская обл., май 27-29 2003 г. Тезисы докладов. с. 171;Симпозиум «Электротехника 2010», Московская обл., май 27-29 2003 г. Доклады, Т.1, VII с. 285-290.

2. Михалин С. Н., Геворкян В. М.Прецизионное измерение частоты основной гармоники полигармонических сигналов. Вестник МЭИ, № 2, 2005, С. 115 - 118.

3. Кривцов О. А. Системы цифровой обработки сигналов. [Электронный ресурс]. URL: http://learndsp2012.tom.ru/home/ (дата обращения: 14.04.2016).

Линии модной формы современной одежды Киселева Т. В.

Киселева Татьяна Владимировна /К1.1е1еуа Ta.tia.na У1аЛшиоупа — доцент, кафедра экономики, управления и технологии, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация: в статье рассматриваются параметры, определяющие разнообразие линий модной формы современной одежды.

Ключевые слова: силуэтная форма одежды, линии модной формы, расположение и геометрическое оформление элементов.

Среди большого разнообразия решений силуэтных форм одежды каждая может быть определена с точки зрения своей общей свободы, а также соотношения объемов на разных уровнях. Кроме того, окончательную прорисовку формы модели проектируемого изделия обеспечивает его покрой, признаками которого являются вертикальные и горизонтальные членения поверхности одежды и покрой рукава [3]. Линиями модной формы, то есть формообразующими элементами, в значительной степени обусловливающими характер силуэтной проработки одежды, считаются вертикальные членения, а также сопутствующие им основные горизонтальные членения. Знание возможных вариантов расположения и геометрического оформления вертикальных и горизонтальных конструктивных элементов и зависящих от этого особенностей проектируемой одежды является частью теоретической базы практического формообразования в процессе конструктивного моделирования швейных изделий [5].

Типовыми представителями вертикальных конструктивных членений формы являются боковые швы, средний шов спинки, центральные и смещенные рельефы, швы бочка, вертикальные вытачки, вытачки приталивания. К основным горизонтальным членениям можно отнести шов отрезной талии, кокетки, подрезы, вытачки, втачные пояса и другие поперечные швы. Все эти формообразующие элементы модной формы, которые просматриваются на поверхности изделия как швы, в конструкции обеспечиваются соответствующим расположением и конфигурацией вертикальных и горизонтальных линий, совокупность которых позволяет получить необходимое проектное решение силуэта [8].

Построение в модельной конструкции участвующих в процессе формообразования вертикальных элементов сводится к определению на разных уровнях их расположения и геометрического оформления [4]. Расположение вершины боковых линий, относительно которой выстраиваются все остальные их точки, устанавливают относительно границ участка ширины проймы на уровне груди в зависимости от проектируемой формы становой части изделия. Для получения округлых форм одежды различных силуэтов вершину боковых линий располагают близко к середине ширины проймы. Смещение боковых линий в сторону одной из основных деталей уплощает форму изделия. Характер геометрического оформления боковых линий определяется объемом и силуэтом одежды, степенью ее прилегания на разных уровнях, и отличается значительным разнообразием. В изделиях прямых и трапециевидных форм боковые линии чаще оформляют прямолинейно либо плавными кривыми. В изделиях полуприлегающего и приталенного силуэтов возможны различные варианты геометрического оформления боковых линий, которые, как правило, сложны по своей конфигурации.

В ряде случаев модельного решения в боковой части конструкции одежды используют не один шов, а два вертикальных конструктивных членения, вершины которых размещают на уровне груди в пределах участка ширины проймы. Такое расположение линий бочка максимально уплощает форму становой части, а также обеспечивает дополнительные возможности силуэтной проработки изделия, выделяя на его поверхности самостоятельную боковую деталь, которая как бы скрывает рельеф

поверхности тела человека сбоку, выравнивая его, и создает боковые границы формы становой части одежды. В силу своего расположения линии швов бочка кроме функциональной нагрузки имеют и декоративное значение, определяемое их геометрическим оформлением, которое зависит от объема, силуэта, модельных особенностей изделия, степени его прилегания на разных уровнях, факторов телосложения потребителя, и характеризуется достаточным разнообразием.

В боковой части одежды различных силуэтов также может использоваться вертикальная вытачка, назначение которой бывает разным, но, как правило, ее наличие предполагает присутствие в конструкции смещенного бокового шва. Она либо выполняет функцию уплощения формы становой части изделия, фактически заменяя один из швов бочка, либо обеспечивает необходимую степень прилегания в верхней части одежды при силуэтной разработке модели на индивидуального потребителя, имеющего фигуру нижнего типа [7].

Имея в изделии фиксированное расположение, средний шов спинки достаточно разнообразен с точки зрения конфигурации соответствующей ему в конструкции средней линии спинки, характер геометрического оформления которой определяется целым рядом факторов, из них ведущими являются действующее направление моды, объем, силуэт, степень прилегания одежды на разных уровнях, назначение присутствующего посередине сзади вертикального членения. В том случае, когда средний шов спинки выполняет исключительно конструктивную функцию, конфигурация средней линии спинки в конструкции изделия обеспечивает необходимое облегание середины задней части поверхности фигуры на уровнях лопаток, талии и бедер, повторяя необходимым для целей проектирования образом контур спины и создавая желаемый вариант силуэтной разработки одежды. При этом геометрическое оформление средней линии спинки может осуществляться с помощью ломаной, состоящей из различного количества прямолинейных отрезков, или сложной кривой, включающей прямые и плавные изогнутые участки.

Рельефами в одежде называют вертикальные членения, швы которых находятся в пределах конструктивных участков ширины передней и задней основных деталей и в типовом случае идут от плечевой линии до низа изделия. Расположение рельефов в конструкции, которые бывают центральными и смещенными, зависит от выполняемой ими формообразовательной функции, прежде всего от создаваемой формы становой части одежды, и определяется положением точек пересечения их линий с уровнем груди. Разнообразие геометрического оформления линий рельефов обусловлено спецификой силуэтной формы проектируемого изделия, особенностями телосложения потребителя, актуальными тенденциями в моделировании одежды.

Наличие в конструкции изделия швов продольных членений, рассекающих основные детали на части, позволяет проектировать и другие модельные формообразующие или декоративные элементы, например, складки, шлицы, разрезы, застежки, карманы, клапаны и т. д. [1].

Являясь самостоятельными элементами модной формы, вытачки приталивания обеспечивают определенное прилегание одежды к поверхности тела в области талии, акцентируя ее, а также подчеркивая, если необходимо, объемность формы на уровнях груди и бедер. При типовом решении вытачки приталивания в готовом изделии представляют собой вертикальные швы внутри основных деталей, тогда как в конструкции необходим целый ряд параметров для правильного их построения с учетом условий проектирования. Геометрическое оформление сторон вытачек, которое задает характер поверхности формы одежды между линиями груди и бедер, определяется величиной раствора и протяженностью участка приталивания, уровнем его максимального значения, длиной и конфигурацией используемых линий, выбираемых, в частности, в зависимости от соотношения объемов верхней и нижней частей изделия, а также особенностей телосложения потребителя. При проектировании вытачек приталивания следует учитывать свойства используемых материалов [6].

Шов отрезной талии плечевого изделия определяется построением в конструкции линии талии основных деталей лифа и юбки. Расположение и геометрическое оформление отрезной талии, которую, как правило, проектируют в одежде приталенного и малообъемного трапециевидного силуэтов, зависит от особенностей создаваемой формы и ее модельного решения [2]. Втачной пояс, являющийся самостоятельной деталью изделия, в конструкции может быть получен путем построения двух отрезных линий талии на разных уровнях. При этом расположение и геометрическое оформление данной пары горизонтальных конструктивных членений устанавливаются в соответствии с модельными особенностями создаваемой силуэтной формы одежды. Исходя из этого, может быть получена деталь втачного пояса различной ширины, определенным образом размещенная относительно линии естественной талии.

Кокетка как конструктивный элемент, который в готовом изделии предстает в виде относительно небольшой самостоятельной детали, в модельной конструкции определяется двумя линиями, верхняя из которых является ведущей и отвечает за конфигурацию этого горизонтального конструктивного

членения. Если в конструкции обе линии кокетки совпадают, то она выполняет исключительно декоративную функцию, не участвуя в формообразовании. Расположение и геометрическое оформление шва кокетки зависит от модельных особенностей предмета одежды.

Подрезы, представляющие собой швы, заканчивающиеся внутри детали, чаще всего используют для создания локальной мягкости, объемности определенного участка формы изделия, хотя в отдельных случаях они могут быть и исключительно декоративными. Как конструктивный элемент подрез образуется двумя линиями, имеющими, как правило, разную длину, одна из которых является ведущей, задавая конфигурацию шва подреза. Расположение и геометрическое оформление линий подреза может быть очень разнообразным в соответствии с характеристикой модельного решения одежды.

Как правило, поперечные членения, имеющиеся в конструкции, обеспечивают возможность разрабатывать ряд модельных элементов, участвующих в создании формы изделия или декорирующих его, например, складки, сборки, фалды, драпировки, карманы и другие.

Представленный перечень линий модной формы, а также рассмотренное разнообразие их параметров могут служить основой для разработки большого количества вариантов силуэтного решения одежды.

Литература

1. Киселева Т. В. Модельные элементы как средство формообразования современной одежды // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25511885/ (дата обращения: 20.06.2016).

2. Киселева Т. В. Основные конструктивные линии современной одежды // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]. URL: http://3minut.ru/images/PDF/2016/23/NTO-5-23.pdf/ (дата обращения: 18.06.2016).

3. Киселева Т. В. Основные элементы структуры формы современной одежды // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25777058/ (дата обращения: 20.06.2016).

4. Киселева Т. В. Особенности формообразования и конструктивного моделирования современной одежды. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Руконт. Режим доступа: http://www.rucont.ru/efd/145738/ (дата обращения: 18.06.2016).

5. Киселева Т. В. Проблемы теоретического обеспечения процесса проектирования современной одежды // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25125981/ (дата обращения: 20.06.2016).

6. Киселева Т. В. Разнообразие ассортимента актуальных материалов для модной одежды // Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23722909/ (дата обращения: 20.06.2016).

7. Киселева Т. В. Специфика проектирования моделей одежды для женщин невысокого роста // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25388422/ (дата обращения: 20.06.2016).

8. Киселева Т. В. Характеристика силуэта одежды как фактора формообразования современного костюма // Наука, техника и образование. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25952362/ (дата обращения: 20.06.2016).

Снятие фоторезистивного материала и полимерного остатка в радиочастотной

кислородной плазме Ерицян Г. С.

Ерицян Георгий Спартакович /ЕНХвуап Овот^у Зрат1акоу1ок — инженер-технолог, Национальный исследовательский универститет Московский институт электронной техники, г. Зеленоград

Аннотация: эффективность, качество и применимость плазмохимической очистки фоторезиста кислородом были исследованы при различных условиях обработки. Например, при изменении температуры, давления, мощности плазмы. В целом, скорость травления значительно увеличивается с ростом температуры, но есть и ограничения по этому параметру для определенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.