Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ОЦЕНКИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ'

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ОЦЕНКИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ЦЕНЫ / ДЕКЛАРИРУЕМЫЙ ТОВАР / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ИДЕНТИЧНЫЕ ТОВАРЫ / ОДНОРОДНЫЕ ТОВАРЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS POLICY / STATE / PRICES / DECLARED GOODS / CUSTOMS VALUE / IDENTICAL GOODS / HOMOGENEOUS GOODS / CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непарко М.В., Генеральшин Д.А., Тимохин А.Ю.

Таможенные платежи, администрируемые ФТС России, играют весьма существенную роль в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации, в связи с этим, возрастает значимость правильного определения и достоверного декларирования таможенной стоимости товаров. Согласно международной и отечественной практике таможенной оценки таможенная стоимость ввозимых товаров формируется на основе стоимости сделки с ними с учетом расходов, имевших место в ходе реализации конкретной внешнеторговой сделки купли-продажи. Механизм таможенной оценки ввозимых товаров не достаточно проработан. На практике нередко имеют место разногласия между таможенными органами и декларантами по поводу достоверности величины заявленной последними таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CUSTOMS VALUATION OF IMPORTED GOODS

Customs payments administered by the Federal customs service of Russia play a very significant role in the formation of the revenue part of the Federal budget of the Russian Federation, in this regard, the importance of correct determination and reliable Declaration of the customs value of goods increases. According to the international and domestic practice of customs valuation, the customs value of imported goods is formed on the basis of the value of the transaction with them, taking into account the costs that occurred during the implementation of a specific foreign trade transaction of purchase and sale. The mechanism of customs assessment of imported goods is not sufficiently developed. In practice, there are often disagreements between customs authorities and declarants about the reliability of the value of the declared customs value.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ОЦЕНКИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ»

УДК 339.56

Непарко М.В. старший преподаватель Генеральшин Д.А. студент 5 курса Тимохин А.Ю. студент 5 курса

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Россия, г. Калуга

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ ОЦЕНКИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ

Аннотация. Таможенные платежи, администрируемые ФТС России, играют весьма существенную роль в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации, в связи с этим, возрастает значимость правильного определения и достоверного декларирования таможенной стоимости товаров. Согласно международной и отечественной практике таможенной оценки таможенная стоимость ввозимых товаров формируется на основе стоимости сделки с ними с учетом расходов, имевших место в ходе реализации конкретной внешнеторговой сделки купли-продажи. Механизм таможенной оценки ввозимых товаров не достаточно проработан. На практике нередко имеют место разногласия между таможенными органами и декларантами по поводу достоверности величины заявленной последними таможенной стоимости.

Ключевые слова. Таможенная политика, государство, цены, декларируемый товар, таможенная стоимость, идентичные товары, однородные товары, таможенный контроль.

№parko M. V. senior lecturer Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga Generally D.A., Timokhin A.Yu.

students, 5 year Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga PROBLEMS OF CUSTOMS VALUATION OF IMPORTED GOODS

Annotation. Customs payments administered by the Federal customs service of Russia play a very significant role in the formation of the revenue part of the Federal budget of the Russian Federation, in this regard, the importance of correct determination and reliable Declaration of the customs value of goods increases. According to the international and domestic practice of customs valuation, the customs value of imported goods is formed on the basis of the value of the transaction with them, taking into account the costs that occurred during the implementation of a specific foreign trade transaction of purchase and sale.

The mechanism of customs assessment of imported goods is not sufficiently developed. In practice, there are often disagreements between customs authorities and declarants about the reliability of the value of the declared customs value.

Keyword. Customs policy, state, prices, declared goods, customs value, identical goods, homogeneous goods, customs control.

Таможенная оценка, как одно из обязательных условий перемещения товаров через таможенную границу, нередко вызывает проблемы не только у декларантов, но и у таможенных органов. Это связано с тем, что предмет таможенной оценки - таможенная стоимость товаров, декларируемая таможенному органу при их перемещении через таможенную границу, -выступает в качестве расчетной основы при исчислении подлежащих уплате таможенных платежей, в отношении которых установлены адвалорные ставки.

Учитывая тот факт, что таможенные платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой (ФТС России), играют весьма существенную роль в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации (федеральный бюджет), становится понятной значимость правильного определения и достоверного декларирования таможенной стоимости товаров.

Согласно международной и отечественной практике таможенной оценки таможенная стоимость ввозимых товаров формируется на основе стоимости сделки с ними с учетом расходов, имевших место в ходе реализации конкретной внешнеторговой сделки купли-продажи.

В той или иной форме стоимость сделки играет ведущую роль при использовании любого из 6 методов определения таможенной стоимости. При этом при использовании метода 1 - это стоимость сделки с ввозимыми (оцениваемыми) товарами, а в остальных случаях, кроме метода 5, - с идентичными или однородными оцениваемым товарами.

При достаточной проработанности механизма таможенной оценки ввозимых товаров, на практике нередко имеют место разногласия между таможенными органами и декларантами по поводу достоверности величины заявленной последними таможенной стоимости.

Суть проблемы заключается в расхождении цены декларируемого товара, на основе которой сформирована его таможенная стоимость, с ценовой информацией об идентичных/однородных товарах, которой располагают таможенные органы.

Само по себе наличие такого расхождения вполне объяснимо и закономерно, поскольку различаются не только условия реализации внешнеторговых сделок, но и компоненты, формирующие цену оцениваемых и идентичных/однородных им товаров. Однако именно это расхождение нередко выступает основанием для проведения дополнительной проверки с последующей корректировкой заявленной декларантом таможенной стоимости.

Не исключая участия субъективного фактора, можно утверждать, что в значительной мере это связано с несовершенством действующего таможенного законодательства. В частности, имеются в виду положения, согласно которым решение о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости может быть принято по результатам проведения дополнительной проверки по причине выявления признаков, указывающих на то, что «.. заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными ».

При этом в числе признаков недостоверности заявленных о таможенной стоимости сведений обозначены следующие обстоятельства:

— более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

— более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

— более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары».

Неконкретная формулировка перечисленных выше обстоятельств («более низкие цены) может послужить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости даже в том случае, когда условия сделки с оцениваемыми и идентичными/однородными им товарами являются сопоставимыми.

Заслуживают внимания и положения п. 4.2 ст. 4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008 года, из содержания которого следует, что «для доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, декларант (таможенный представитель) должен представить документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующих проверочных величин, имеющих место в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу Таможенного союза..».

В данном случае нуждаются в обоснованной конкретизации понятие «близость стоимости сделки с ввозимыми товарами к одной из проверочных величин», а также понятие «тот же или соответствующий ему период времени в который ввозимые товары пересекали таможенную границу Таможенного союза».

Таким образом, на взгляд автора, внесение соответствующих уточнений в указанные выше документы позволит повысить степень обоснованности решений, принимаемых таможенными органами в ходе

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

ЬШэ:/ЛЬгит-паика.ги

503

контроля таможенной стоимости, определенной на основе стоимости сделки.

Использованные источники:

1. Гиблов А. А. Порядок расчета таможенной стоимости / А. А. Гиблов // Аудит. ведомости. — 2008. — № 6. — С. 80—82.

2. Таможенный тариф Российской Федерации : ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин / Рос. таможенная акад. ; [под общ. ред. В. Б. Бобкова]. — СПб. : Тирекс, 2007. — 816 с. — (Таможня- Логистика-Право).

3. ВЛИЯНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Кухарчук Н.А., Непарко М.В. Форум молодых ученых. 2018. № 5-2 (21). С. 376-380.

4. Таможенный тариф как инструмент регулированиия внешней торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studme.org/63065/ ekonomika/tamozhenno-tarifnoe_ regulirovanie_ vneshney_torgovli.

5. http://customs.ru - Сайт Федеральной таможенной службы.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

ЬШэ:/ЛЬгшп-паика.ги

504

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.