Научная статья на тему 'СООТВЕТСТВИЕ СДЕЛКИ С ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ ВИДУ И УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ'

СООТВЕТСТВИЕ СДЕЛКИ С ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ ВИДУ И УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / ВВОЗИМЫЕ ТОВАРЫ / СДЕЛКА С ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ / CUSTOMS VALUE / METHODS OF DETERMINING THE CUSTOMS VALUE / IMPORTED GOODS / THE TRANSACTION WITH IMPORTED GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Анализируется таможенное законодательство ЕАЭС по вопросу применения признака соответствия сделки с ввозимыми на таможенную территорию ЕАЭС товарами виду и условиям внешнеторгового договора в качестве условия определения таможенной стоимости с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; предлагается его модификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Validity of Transaction in Conformity with the Types of Imported Goods and Terms of the Foreign Trade Contract as a Condition for Determination of the Customs Value

The article analyzes the customs legislation of the Eurasian Economic Union on the application of the principal of transaction conformity to the kind of goods imported to the EAEU customs territory and terms of the foreign trade contract as a condition for determining the customs value by using the method on the value of the transaction with imported goods; its modification is proposed.

Текст научной работы на тему «СООТВЕТСТВИЕ СДЕЛКИ С ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ ВИДУ И УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ»

УДК 339.543.338.5

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2018.3.32

В. В. ВИТЮК*

Соответствие сделки с ввозимыми товарами виду и условиям внешнеторгового договора как условие определения таможенной стоимости

Анализируется таможенное законодательство ЕАЭС по вопросу применения признака соответствия сделки с ввозимыми на таможенную территорию ЕАЭС товарами виду и условиям внешнеторгового договора в качестве условия определения таможенной стоимости с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; предлагается его модификация.

Ключевые слова: таможенная стоимость, методы определения таможенной стоимости, ввозимые товары, сделка с ввозимыми товарами.

ВИТЮК Владимир Васильевич -кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело». VityukV. V@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Candidate of Juridical Sciences, associate professor at the Department of Customs.

V.V. VITYUK

The Validity of Transaction in Conformity with the Types of Imported Goods and Terms of the Foreign Trade Contract as a Condition for Determination of the Customs Value

The article analyzes the customs legislation of the Eurasian Economic Union on the application of the principal of transaction conformity to the kind of goods imported to the EAEU customs territory and terms of the foreign trade contract as a condition for determining the customs value by using the method on the value of the transaction with imported goods; its modification is proposed.

Keywords: customs value, methods of determining the customs value, imported goods, the transaction with imported goods.

Вопросы определения таможенной стоимости (ТС) товаров в таможенном законодательстве как Российской Федерации, так и Таможенного союза ЕврАзЭС, а ныне ЕАЭС,

* Сибирский государственный университета путей сообщения. 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. Siberian State Transport University. 191, D. Kovalchyuk street, Novossibirsk, Russian Federation, 630049.

всегда занимали особое место, в силу того что методология и методика определения ТС товара - одна из наиболее сложных процедур в международной таможенной практике, правовые основы которой в настоящее время составляют ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ) и соглашения, принятые в его развитие: «О применении ст. VII ГАТТ» (Токио, 1979 г.) и «О выполнении ст. VII ГАТТ» (Марракеш, 1994 г.), ориентация на которые позволила Российской Федерации в постсоветский период, а впоследствии Таможенному союзу ЕврАзЭС и ЕАЭС [5, с. 107] сформировать унифицированную методологию определения ТС товаров, соответствующую мировым стандартам.

С введением в действие ТК ЕАЭС утратили силу международные договоры государств - членов Таможенного союза ЕврАзЭС, в том числе по вопросу определения таможенной стоимости товаров, а именно: ТК ТС, Соглашение между правительствами РФ, РБ и РК от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» [8]. В то же время сохранил силу ряд иных актов Таможенного союза ЕврАзЭС, касающихся определения таможенной стоимости, в том числе решение Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» [10], которым были утверждены Правила для определения ТС ввозимых товаров методом 1.

Порядок, последовательность, процедура, а также условия выбора и правила применения того или иного метода определения ТС товаров ранее регламентировались как нормами соглашения от 25.01.2008, так и принципами, в нем заложенными, которые и формировали методику определения таможенной стоимости. В настоящее время все вышеуказанные вопросы в своей основе регламентированы нормами ТК ЕАЭС, которыми, как и утратившим силу соглашением, также предусмотрено шесть методов определения ТС:

метод 1 - по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метод 2 - по стоимости сделки с идентичными товарами; метод 3 - по стоимости сделки с однородными товарами; метод 4 - вычитания стоимости товаров; метод 5 - сложения стоимости товаров; метод 6 - резервный.

Как отмечается в литературе, «наличие совокупности названных методов и существование между ними определенных связей, установленных процедурой, образует систему указанных методов; функционирование же системы осуществляется за счет существующей процедуры, т. е. порядка и правил применения методов определения таможенной

стоимости...» [2, с. 109], закрепленных принципом системности методов определения ТС товаров и процедурности их применения [6, с. 32]. Суть принципа системности применительно к методу 1 состоит в следующем: основой для определения ТС товаров является в максимально возможной степени стоимость сделки с ввозимыми товарами, соответственно, основным методом определения таможенной стоимости должен являться метод 1. Первоосновность указанного метода предполагает обязательность применения метода 1 первым в системе методов и неиспользование методов 2-6 при наличии оснований и возможностей определения ТС товаров по методу 1. Только невозможность применения метода 1, установленная в процессе декларирования и/или таможенного контроля, приводит к обоснованному переходу к применению следующего за ним метода.

Невозможность применения метода 1 может быть обусловлена несоблюдением ряда условий:

а) о применении метода 1;

б) о структуре таможенной стоимости, определяемой по методу 1;

в) о достоверности, количественной определимости и документальном подтверждении информации, лежащей в основе определения ТС товаров, конкретные примеры которых приведены в других работах [1, с. 28; 7, с. 47].

Соответственно, одним из условий, определяющих (не)возможность применения метода 1, как, впрочем, и любого другого, является соблюдение или несоблюдение условий применения соответствующего метода.

В то же время при формулировании законодателем названных условий существует определенная особенность. Так, условия применения приводятся только для метода 1 (ранее в соглашении 2008 г. (п. 1 ст. 4), а ныне в ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 39) и Правилах применения метода 1 (п. 8)), что же касается остальных методов, как уже указывалось в литературе [3, с. 111-112; 4, с. 91], перечень условий их применения в строго систематизированном и/или логически структурированном виде не представлен, соответственно, для методов 2-5 их необходимо выводить из определений понятия ТС товаров, установленной соответствующими методами, а также других положений таможенного законодательства ЕАЭС по указанному вопросу. Конструирование в научно-методических и практических целях перечня указанных условий, как и определений понятия ТС, предпринято в работе [1, с. 12-17, 30-38, 44-56, 66-68, 83-85], а также в ряде статей того же автора по вопросам таможенной стоимости. Одновременно отметим, что для метода 1 в таможенном законодательстве ЕАЭС как ранее [8], так и ныне [10; 11] приведены четыре условия применения, а именно:

1) отсутствие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и/или распоряжение товарами, за исключением ограничений:

а) географическим регионом, в котором могут быть перепроданы товары;

б) ограничений, существенно не влияющих на стоимость товара; в) установленных совместным решением органов управления Союза;

2) отсутствие зависимости продажи товара или его цены от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено;

3) отсутствие принадлежности (причитаемости) продавцу в прямой или косвенной форме права на любую часть дохода или выручки покупателя от использования им товара, его последующей продажи или распоряжения иным способом, за исключением случаев, когда указанные суммы могут быть учтены в таможенной стоимости как дополнительные начисления к ее основе;

4) отсутствие взаимосвязанности продавца и покупателя, за исключением случаев, когда их взаимосвязанность не влияет на приемлемость стоимости сделки для таможенных целей.

Однако, как уже указывалось, из определения ТС товаров и других положений ТК ЕАЭС (п. 1 и 3 ст. 39) и Правил (п. 6), а ранее - соглашения 2008 г. (п. 1 ст. 4) вытекает еще одно обстоятельство, в равной степени с другими условиями влияющее на применение/неприменение метода 1, а значит, являющееся по своему правовому статусу условием его применения, - это соответствие сделки с ввозимыми товарами виду и условиям внешнеторгового договора (сделки). Это не может быть проигнорировано в правоприменительной практике, поскольку доля применения, а соответственно, роль и значение метода 1 в системе методов (методике) определения ТС товаров являются доминирующими (см. рисунок), в силу чего правовая формальность условий применения этого метода должна быть юридически максимально определенной.

При этом правовая необходимость учета соответствия сделки с ввозимыми товарами виду и условиям внешнеторгового договора (сделки) обусловлена следующими обстоятельствами:

а) указанием в таможенном законодательстве ЕАЭС на наличие сделки в основе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС (ввоза на таможенную территорию ЕАЭС), а также на возмездный характер этой сделки, что прямо следует из определений двух понятий: «таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза» (п. 1 ст. 4 соглашения 2008 г.; п. 3 Правил; п. 2 ст. 38, п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС), и «цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате» (п. 2 ст. 4 соглашения 2008 г.; п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС);

б) предназначением товаров - как проданных для вывоза на таможенную территорию (ТТ) ЕАЭС в качестве объектов «сделки с ними»

(п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС), из чего безусловно следует, что сделка с указанными товарами может быть по виду сделкой (договором) купли-продажи (поставки), а по характеру условий - внешнеэкономическим договором (контрактом), что прямо указано в пунктах 3 и 3.1 Правил;

в) подтверждением таможенной стоимости товаров, определяемой по методу 1, должен служить представленный таможенному органу внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки) [9, п. 1 приложения 1].

67,92 %

72,21 %

70,62 % 70,51 % 68,00 %

57,90 % 57,34 %

51,63 %

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Динамика применения таможенными органами Сибирского таможенного управления метода определения ТС по стоимости сделки с ввозимыми товарами (2010-2017 гг.).

Рассчитано по данным службы федеральных таможенных доходов Сибирского таможенного управления

Соответственно, внешнеторговая сделка (и/или внешнеэкономическая, предметом которой является в том числе купля-продажа товаров), должна отвечать следующим требованиям:

- сделка должна являться договором по продаже товаров для их вывоза (экспорта) на таможенную территорию ЕАЭС;

- стороны указанной сделки (договора) должны иметь статус продавца и покупателя как в понимании международного права (к примеру, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров; Вена, 1980 г.), так и российского законодательства (законодательства иного государства ЕАЭС);

- продаваемый товар как объект внешнеторговой сделки купли-продажи (поставки) подлежит оплате покупателем прямо или косвенно, денежно или безденежно непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца в форме, не запрещенной законодательством государства ЕАЭС.

Приведенные требования в совокупности и определяют сделку как внешнеторговый договор типа купли-продажи (поставки), по которому товар подлежит передаче от продавца в собственность покупателя, и, соответственно, предполагается его перемещение через таможенную границу ЕАЭС. При этом как в силу национального законодательства (п. 3 ст. 162 ГК РФ), так и требований таможенного законодательства ЕАЭС об обязательности документального подтверждения сведений, положенных в основу определения ТС товаров (п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС), внешнеторговая сделка (договор) должна быть заключена под угрозой ее недействительности и невозможности документального подтверждения условий сделки для целей определения ТС товаров как минимум в простой письменной форме.

Вместе с тем понятия простой и косвенной оплаты предполагают в первом случае - оплату, когда она произведена в полном соответствии с действительным основанием платежа за товар по оцениваемой внешнеторговой сделке; во втором случае - когда платеж фактически выполнен в счет оплаты товара по оцениваемой сделке, но основанием платежа служат обстоятельства, абсолютно либо относительно не относящиеся к внешнеторговой сделке с ввозимым товаром, и/или к оцениваемому товару.

Под формой оплаты, не запрещенной законодательством государства ЕАЭС, понимаются способы оплаты с применением форм расчетов, регламентируемых национальным законодательством страны - покупателя товаров, а также используемых на практике в области расчетов обычаями делового оборота, которые применительно к Российской Федерации разрешают использование как наличных, так и безналичных расчетов. В первом случае средством платежа служат наличные денежные средства, т. е. денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством платежа, в том числе в государствах ЕАЭС или иностранных государствах. К безналичным средствам платежа следует относить расчеты посредством денежных переводов, аккредитивов, а также денежных инструментов, к примеру, дорожных чеков и относимых к денежным инструментам ценных бумаг - векселей, облигаций, акций, сертификатов (к примеру, клиринговый сертификат участия), коносаментов, банковских чеков и прочих видов ценных бумаг. Все приведенные способы расчетов предполагают использование в качестве средства платежа наличные или безналичные денежные средства, т. е. их обращение между лицами. В то же время обычаи делового оборота не возбраняют использование и безденежных форм взаиморасчетов сторон сделки, к примеру, посредством документального взаимозачета обязательств сторон,

погашения денежных обязательств оказанными услугами (выполненными работами) и др.

В силу вышеуказанных условий для определения таможенной стоимости метод 1 не применяется, если ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС осуществлен:

- по безвозмездным договорам (дарения, безвозмездной поставки, например, рекламных или выставочных образцов и др.);

- по договорам аренды;

- по посредническим договорам, в частности, комиссии, консигнации, агентскому договору, не содержащим цену, по которой товары проданы для вывоза (экспорта) на таможенную территорию ЕАЭС;

- по договорам займа, товарного кредита, по которым товары или эквивалентные им товары подлежат возврату собственнику;

- для проведения экспертизы, оценки (подтверждения) соответствия товара;

- в качестве вклада в уставный капитал (фонд).

Вышеприведенный перечень оснований перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, исключающих применение метода 1 для определения ТС товаров, содержится в п. 6 Правил и в целом соответствует действительности, однако, не является полным, и к нему можно добавить ряд иных оснований перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, также исключающих применение метода 1:

- договоры по поставке гуманитарной помощи;

- договоры мены (бартера);

- договоры финансовой аренды (лизинга);

- передача имущества от юридического лица своему филиалу или представительству и наоборот;

- получение наследственного имущества;

- передача товара для его переработки или ремонта;

- поставка товара в рамках договора подряда на строительство, если стоимость товара не выделена из общей цены договора.

При этом, в отличие от других условий применения метода 1, к исследуемому условию не применимы как исключения, предусмотренные в рамках самого метода (к примеру, подобные исключения присутствуют для условий 1; 3; 4 метода), так и формы гибкости, допустимые при применении резервного метода на основе метода 1 [7, с. 47].

Как следует из вышеизложенного, правовая сторона данного вопроса в связи с принятием и введением в действие с 01.01.2018 ТК ЕАЭС не изменилась: применимость метода 1, напрямую увязанная с видом и характером условий сделки (договора), лежащей в основе продажи товара

на экспорт в ЕАЭС и его ввоза на таможенную территорию Союза, как условие применения метода в ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 39) не закреплено, хотя фактически является таковым и, соответственно, требует указанной юридической формализации в данном статусе.

Список литературы

1. Витюк В. В. Методы определения таможенной стоимости товаров в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учеб.-практ. пособие. Новосибирск: ООО «Новосибирский полиграфический центр», 2016. 96 с.

2. Витюк В. В. Определение таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XI Всерос. научно-практ. конф. (28.10.2015). Новосибирск: изд-во НГАУ, 2015. С. 108-114.

3. Витюк В. В. Определение таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами (методы 2/3) в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. (27.10.2016). Новосибирск: изд-во НГАУ, 2016. С. 109-117.

4. Витюк В. В. Определение таможенной стоимости на основе вычитания стоимости товаров (метод 4) в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. (13.12.2017). Новосибирск: изд-во НГАУ, 2017. С. 89-98.

5. Витюк В. В., Киприянова Д. В. Историография формирования в таможенном законодательстве постсоветского периода методологии определения таможенной стоимости товаров // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. (27.10.2016). Новосибирск: изд-во НГАУ, 2016. С. 106-109.

6. Витюк В. В., Киприянова Д. В. О принципах определения таможенной стоимости товаров // От евразийской интеграции к дальневосточному вектору политико-экономических интересов России: сб. науч. трудов / под общ. ред. проф. В. И. Дьякова. Владивосток, 2015. С. 29-36.

7. Витюк В. В., Киприянова Д. В. Формы гибкости в определении таможенной стоимости товаров по резервному методу // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. Владивосток. 2015. № 3 (72). С. 35-51.

8. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза: соглашение между Правительствами РФ, РБ и РК от 25.01.2008 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4471.

9. О порядках декларирования, контроля и корректировке таможенной стоимости товаров: решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 // Таможенный вестник. 2010. № 20-24.

10. О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1): решение Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283. URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 15.04.2018).

11. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 15.04.2018).

© Витюк В. В., 2018 © Vityuk V. V., 2018

Для цитирования:

Витюк В. В. Соответствие сделки с ввозимыми товарами виду и условиям внешнеторгового договора как условие определения таможенной стоимости // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 3(84). С. 32-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.