Научная статья на тему 'КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПОРТИРОВАННЫХ ТОВАРОВ КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ'

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПОРТИРОВАННЫХ ТОВАРОВ КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВОЗИМЫЕ ТОВАРЫ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ / IMPORTED GOODS / CUSTOMS VALUE / METHODS FOR DETERMINING THE CUSTOMS VALUE / CONDITIONS OF USE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витюк Владимир Васильевич

Анализируется отражение в таможенном законодательстве ЕАЭС вопроса применения количественного критерия импортированных товаров (ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС или продаваемых на ней) как условия определения таможенной стоимости с использованием методов по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами (методы 2, 3) или вычитания стоимости товара (метод 4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative Characteristics of Imported Goods as Condition for Determining their Customs Value

The article analyzes the customs legislation of the Eurasian Economic Union on the issue of applying the quantitative criterion of imported goods (imported into or sold in the EAEU customs territory) as condition for determining the customs value with use of methods based on the value of a transaction with identical or similar goods (methods 2, 3) or subtraction cost of goods (method 4).

Текст научной работы на тему «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПОРТИРОВАННЫХ ТОВАРОВ КАК УСЛОВИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543.338.5

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.2.5

В. В. ВИТЮК*

Количественные характеристики импортированных товаров

как условие определения их таможенной стоимости

Анализируется отражение в таможенном законодательстве ЕАЭС вопроса применения количественного критерия импортированных товаров (ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС или продаваемых на ней) как условия определения таможенной стоимости с использованием методов по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами (методы 2, 3) или вычитания стоимости товара (метод 4).

Ключевые слова: ввозимые товары, таможенная стоимость, методы определения таможенной стоимости, условия применения.

ВИТЮК

Владимир Васильевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» факультета «Мировая экономика и право». vityuk.v.v@yandex.ru.

VITYUK V. V. - Candidate of Juridical Sciences, associate professor at the Department of Customs, Faculty of World Economy and Law.

V.V. VITYUK

Quantitative Characteristics of Imported Goods as Condition for Determining their Customs Value The article analyzes the customs legislation of the Eurasian Economic Union on the issue of applying the quantitative criterion of imported goods (imported into or sold in the EAEU customs territory) as condition for determining the customs value with use of methods based on the value of a transaction with identical or similar goods (methods 2, 3) or subtraction cost of goods (method 4).

Keywords: imported goods, customs value, methods for determining the customs value, conditions of use.

Условный характер многих явлений и процессов в праве - дело обычное и представляет собой один из приемов, используемых законодателем для установления различных правовых состояний, при которых

* Сибирский государственный университет путей сообщения. 630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191. Siberian State Transport University. 191, D. Kovalchyuk street, Novosibirsk, Russian Federation, 630049.

возникают, изменяются или прекращаются регулируемые правом отношения. Обстоятельства, которые сами не порождают правоотношения и их процессуальные изменения и/или прекращения (т. е. не являются основанием этому), но способствуют основаниям по определенным критериям (в пространстве, времени и т. д.) в формировании правоотношений, именуются условиями. Зависимость оснований возникновения, изменения, прекращения правоотношений от условий придает последним статус юридических фактов, содержание которых определяется волей законодателя.

Неоднократное обращение к вопросам методики определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров свидетельствует о наличии целой системы условий, которые определяют, в первую очередь, применение того или иного метода определения ТС, а в рамках некоторых конкретных методов - и других обстоятельств, индивидуализирующих их применение, в том числе по структуре таможенной стоимости, достоверности, количественной определимости и документальном подтверждении информации, лежащей в основе определения ТС товаров, а также и в более частных случаях, к примеру, в отступлениях (исключениях) от каких-либо условий применения методов и т. д. Характеристика некоторым таким условиям приведена в работах автора [1; 3; 6; 7], в последней из которых [7, с. 34] отмечалось, что лишь метод 1 определения ТС (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) имеет четко сформулированные в ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 39)1 и Правилах применения метода 1 (п. 8)2 условия применения, что же касается остальных методов определения ТС, то «... перечень условий их применения в строго систематизированном и/или логически структурированном виде не представлен, соответственно, для методов 2-5 их необходимо выводить из определений понятия ТС товаров, установленной соответствующими методами, а также других положений таможенного законодательства ЕАЭС по указанному вопросу». В связи с этим в научно-методических и правоприменительных целях конструирование указанных условий будет необходимо до момента, когда выявленное несовершенство таможенного законодательства будет преодолено.

При этом количественные критерии импортированных (ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС или продаваемых на ней) товаров характерны только для методов 2 и 3 (по стоимости сделок с идентичными или однородными товарами) и метода 4 (вычитания стоимости товара),

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 16.04.2019).

2 О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1): решение Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283. URL: http://www. tsouz.ru/ (дата обращения: 16.04.2019).

т. к. здесь в качестве основы ТС товаров не может быть использована стоимость (цена) сделки самого оцениваемого (ввозимого) товара и, соответственно, применяются иные способы расчета ТС.

Итак, исследуем вышеназванное условие, применяемое в рамках методов 2/3 определения ТС.

Поскольку определение понятия ТС, устанавливаемой методами 2/3, приведенное в ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 41), не носит комплексного, синтетического характера, то для универсальной характеристики воспользуемся существующими доктринальными определениями [2, с. 30; 5, с. 111], в соответствии с которыми под ТС товаров, определяемой методами по стоимости сделок с идентичными или однородными товарами, понимается стоимость сделок с идентичными или однородными товарами, т. е. таможенная стоимость этих (сравниваемых) товаров, ранее определенная по методу 1 и принятая таможенным органом, которые были проданы для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и ввезены на таможенную территорию ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров. Иными словами, основу ТС товаров по данным методам составляет стоимость сделок с ранее ввезенными на таможенную территорию ЕАЭС идентичными или однородными товарами, т. е. цена указанных товаров по другой сделке, таможенная стоимость которых по ней ранее определена и принята таможенным органом по методу 1.

В приведенном определении среди прочих условий применения методов 2/3 содержится и условие о количественных критериях сравниваемых (импортированных) товаров (стоимость которых, определенная сделкой по продаже товаров на экспорт в ЕАЭС, может служить основой для определения ТС оцениваемых товаров указанными методами) - если продажа идентичных/однородных товаров имела место на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемых товаров. Тем самым, это и есть названный критерий отбора сделок по продаже идентичных/однородных товаров для использования их цены в качестве основы ТС оцениваемых товаров, что означает, что условия осуществления сделок с оцениваемыми товарами и сравниваемыми (идентичными/однородными) товарами должны быть:

- в части коммерческих условий продаж (реализации) товаров - одинаковыми;

- в части проданных количеств товаров - по существу в том же количестве.

В большей степени указанное условие ТК ЕАЭС не раскрывает; отдельные правила его понимания и применения содержатся лишь в Правилах применения методов 2/3 (пункты 11-15)3.

Применительно к понятию «по существу в том же количестве», безусловно, идеальным вариантом, отвечающим его сути, являлся бы случай, когда количества проданных оцениваемых и проданных сравниваемых (идентичных/однородных) товаров были бы одинаковыми либо отличались, но в доле, не являющейся существенной для этого количества. Однако на практике такое маловероятно, и понятие это учитывает своей специфической формулировкой - «по существу ...», которая как раз и допускает возможность отличия, несовпадения количеств товаров по величине физических единиц (литры, тонны, штуки и др.). Критерием допустимого отличия количеств проданных оцениваемых и сравниваемых товаров служит цена единиц этих товаров, которая даже при разных количествах оцениваемых и сравниваемых товаров должна являться одинаковой. То количество сравниваемых товаров, при котором произойдет изменение цены единицы этого товара, служит мерой, за рамками которой оно уже не будет являться «по существу» тем же, что и у оцениваемого товара. Примерами подобных случаев могут быть сделки с идентичными/однородными товарами, в которых цена единицы товара абсолютно не зависит от объема (количества) закупленного товара и при этом соответствует цене единицы оцениваемого товара. Возможен и другой вариант, когда цена единицы сравниваемых товаров согласно условиям сделки зависит от количества продаваемого товара, но такая зависимость имеет определенный количественно-ценовой диапазон (в который попадает и цена оцениваемых товаров), в рамках которого по одной цене может быть продан определенный объем товара (к примеру, в количестве от 100 до 200 единиц). Количество проданного сравниваемого товара, меньшее либо большее, чем предусмотрено диапазоном, приведет к изменению цены его единицы и переходу в другой количественно-ценовой диапазон, условия которого не будут отвечать правилу «по существу в том же количестве», поскольку количество оцениваемого товара и его цена останутся в прежнем диапазоне.

Понятие продажи сравниваемых товаров «на том же коммерческом уровне» учитывает договорные условия реализации оцениваемого и сравниваемых товаров, которые обязательно должны быть одинаковыми (тождественными). При этом уровнями коммерческих продаж в торговой практике и обычаях торгового оборота служат: оптовая продажа

3 О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3): решение Коллегии ЕЭК от 30.10.2012 № 202. URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 10.04.2019).

(крупный, средний, мелкий опт), розничная продажа (штучная, мелкооптовая), а также приобретение товаров для собственных нужд. Определенную роль в формировании коммерческих уровней продаж играет коммерческий статус на рынке торговли данными товарами как продавца, так и покупателя, и это также необходимо учитывать при определении коммерческого уровня продаж. Так, продавец может быть: оптовиком (крупным, средним, мелким), официальным представителем (дилером, дистрибьютором и др.) более крупного продавца или производителя товара или он сам является производителем товара. Аналогично покупатель: его статус определяется тем, предназначен ли приобретаемый им товар для последующей перепродажи (торговли) на условиях розницы или опта, либо товар приобретен для собственных нужд.

Отметим, что если количественный критерий продаж имеет непосредственное выражение в условиях договоров и документальное подтверждение, а соответственно, и практическое значение, то коммерческий критерий продаж (как понятие) более абстрактен и может не иметь документального закрепления в условиях договора, следовательно, в правовом плане он вуалирован и трудно применим в практических целях по ряду причин: отсутствие критериев обозначения различных коммерческих уровней, а следовательно, сложность и субъективизм в установлении тождества коммерческих условий продаж оцениваемых и сравниваемых товаров; объективно разный количественный диапазон для коммерческих условий продаж различных товаров (к примеру, сделка в отношении 10 единиц строительной техники, видимо, опт и, может быть, даже крупный, продажа же равного количества банок строительной краски - это практически розница). Более того, в практическом значении коммерческий критерий в конечном итоге характеризуется (определяется) через количество товара, т. е. количественный критерий продаж.

Сложности в нахождении сделок с сравниваемыми товарами, которые бы в полной мере отвечали коммерческим и количественным условиям продаж, повлекли установление правила, согласно которому при отсутствии либо невыявлении тождественного варианта продаж сравниваемых товаров на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемых товаров, возможному использованию подлежат сделки с сравниваемыми товарами, имеющие различия в параметрах их продажи как по коммерческому уровню, так и/или их количеству, т. е. когда:

а) продажа идентичных/однородных товаров осуществлена на том же коммерческом уровне, что и оцениваемых товаров, но в ином количестве;

б) продажа идентичных/однородных товаров осуществлена на ином коммерческом уровне, чем оцениваемые товары, но по существу в том же количестве;

в) продажа идентичных/однородных товаров осуществлена на ином коммерческом уровне и в ином количестве, чем оцениваемые товары.

При выявлении сделок с сравниваемыми товарами, подобных вышеуказанным, законодатель позволяет для целей компенсации и нивелирования имеющихся различий и приведения сравниваемых условий продаж по цене идентичных/однородных и оцениваемых товаров к сопоставимому виду производить корректировку стоимости сделки с идентичными/однородными товарами по одному или нескольким параметрам (факторам):

- только по коммерческим условиям (коммерческому уровню) продаж;

- только по количественному показателю продаж;

- одновременно и по количественным, и по коммерческим условиям продаж.

Назначение подобной процедуры корректировки стоимости идентичных/однородных товаров, т. е. собственно определенное отступление от условия применения методов 2/3, может быть объяснено только одним: как можно больше «удержаться» для определения ТС товаров на каждом из методов, поскольку последующие методы менее точные, чем предшествующие.

При этом корректировка стоимости товаров, как и определение ТС, осуществляется с соблюдением требований к сведениям, используемым для корректировки: достоверности, количественной определимости, документальной подтвержденности. При несоблюдении указанных требований корректировка стоимости сделки с сравниваемыми товарами не производится, а, соответственно, методы 2/3 для определения ТС товаров не используются.

В то же время факт наличия различий в параметрах продажи сравниваемых и оцениваемых товаров не должен являться безусловным основанием для корректировки стоимости сделки с сравниваемыми товарами. Критерием необходимости осуществления корректировки стоимости сделки с сравниваемыми товарами является условие наличия зависимости между стоимостью сделки и количественными и/или коммерческими условиями продаж товаров, или другими словами, влияние различий в параметрах продажи сравниваемых товаров (по коммерческому уровню и/или их количеству) на цену товара. Соответственно, отсутствие влияния на изменение цены сравниваемых товаров названных количественных и/или коммерческих параметров исключает необходимость осуществления корректировки стоимости сделки с сравниваемыми товарами.

Произведенная корректировка объективно может вести как к увеличению, так и к уменьшению стоимости сделки с сравниваемыми товарами. При необходимости ее проведения она осуществляется вне зависимости

от того, ведет ли она к увеличению или к уменьшению таможенной стоимости товаров. При выявлении более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, в том числе и после проведения корректировки на количественные и/или коммерческие условия продаж, для целей расчета ТС товаров применяется самая низкая из них.

Аналогично, как для методов 2/3, чтобы вычленить условие, касающееся количественной характеристики импортированного товара применительно к методу 4 определения ТС, приведем определение этому понятию, характерному для названного метода. По тем же причинам, что и для методов 2/3, в указанных целях воспользуемся существующими док-тринальными определениями [2, с. 44; 4, с. 91], в соответствии с которыми под ТС товаров, определяемой методом на основе вычитания стоимости (метод 4), понимается цена единицы товара, за вычетом из нее ряда сумм, подлежащих исключению расходов, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими их продажу на таможенной территории ЕАЭС, в том же состоянии, в котором они были на нее ввезены, в тот же или в соответствующий ему период времени, в который осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЕАЭС оцениваемых (ввозимых) товаров.

Соответственно, основу ТС по данному методу составляет цена единицы оцениваемых (ввозимых) товаров либо ранее ввезенных идентичных или однородных товаров, продаваемых на таможенной территории ЕАЭС:

а) наибольшим совокупным количеством;

б) в том же состоянии, в котором они были на нее ввезены;

в) в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЕАЭС оцениваемых (ввозимых) товаров;

г) лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими их продажу на таможенной территории ЕАЭС.

Первое из приведенных и является условием, содержащим количественные критерии импортированных товаров, цена единицы которых может служить основой ТС для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров методом 4.

Как и в случае с методами 2/3 определения ТС товаров, указанное условие применения метода 4 в большей степени ТК ЕАЭС не комментирует; отдельные правила его применения содержатся в Правилах применения метода 4 (пункты 10-13)4.

4 О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров: решение Коллегии ЕЭК от 13.11.2012 № 214. URL: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 25.03.2019).

Для расчета цены единицы товара применяются сделки по продаже оцениваемых, идентичных/однородных товаров, включаемые в так называемое их наибольшее совокупное количество, под которым по смыслу Правил следует понимать максимальное количество продаж оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров (первого коммерческого уровня), проданных по одной и той же цене за единицу товара, в сравнении с количеством аналогичных продаж тех же товаров по другим ценам.

Таким образом, наибольшее совокупное количество - это некоторая суммарная субстанция, максимальная в количественном отношении, учитывающая все сделки, связанные с продажей товара по одной цене. Подобным условием законодатель для целей установления основы ТС пытается обеспечить наиболее достоверную, с точки зрения максимального количества продаж, цену товара (его единицы).

Правила устанавливают следующие приоритеты в выборе продаж оцениваемых или идентичных/однородных товаров. Так, если на момент определения ТС оцениваемых товаров присутствуют их продажи, приемлемые для целей определения ТС, то используются сведения об этих продажах, и рассматривать продажи идентичных/однородных товаров не требуется. Если же на момент определения ТС оцениваемых товаров отсутствуют сделки по их продаже, либо если такие продажи неприемлемы для целей определения ТС, то используются сведения об имеющихся продажах идентичных/однородных товаров; необходимости в этом случае рассматривать будущие продажи оцениваемых товаров не требуется.

Возникает закономерный вопрос, что должно служить источником информации для выбора приемлемых для целей определения ТС продаж как в отношении оцениваемых, так и идентичных/однородных товаров? В условиях рыночных отношений и всеобщей конфиденциальности коммерческой информации, возведенной в ранг принципа, в первую очередь источником подобной информации будет служить собственная информация декларанта о своих же поставках: прошлых (идентичных/однородных товаров), настоящих и будущих (оцениваемых товаров). Если же декларант располагает подобной информацией, принадлежащей другим лицам, то она может быть использована при ее соответствии требованиям достоверности, количественной определимости и документальной подтверж-денности. В случае же если для декларанта это первая поставка подобного товара, то запасным вариантом выбора продаж служат будущие продажи оцениваемого товара на таможенной территории ЕАЭС, если такие сделки на указанный момент декларантом уже заключены. Однако здесь возникает вопрос о действительности таких сделок по реализации товара, не прошедшего таможенного декларирования (оформления).

В свою очередь выбор той или иной сделки (продажи) для включения ее в наибольшее совокупное количество продаж также обусловлен рядом требований.

- Продажи товаров должны быть только сделками с покупателями первого коммерческого уровня продаж. Существо подобного требования сводится к тому, что учету в составе наибольшего совокупного количества продаж подлежат сделки купли-продажи (поставки), сторонами которых являются: импортер товара в ЕАЭС, являющийся его продавцом на таможенной территории ЕАЭС, и покупатели товара (первого коммерческого уровня продаж), приобретающие его на таможенной территории ЕАЭС непосредственно у импортера товаров. Последующие виды коммерческих уровней продаж не учитываются, видимо, по причине сложности и возможной необъективности перехода от цен последующих уровней продаж к цене товара первого коммерческого уровня.

- Продажи товаров должны быть совершены лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими их продажу на таможенной территории ЕАЭС. Указанное правоположение является как самостоятельным требованием, определяющим одно из условий применения метода 4 определения ТС (п. 2 ст. 43 ТК ЕАЭС; п. 5 Правил применения метода 4), так и входит в качестве частного условия при определении приемлемости продаж для включения их в наибольшее совокупное количество (п. 13 Правил применения метода 4). Понятие и статус взаимосвязанных лиц в настоящее время определены ТК ЕАЭС (ст. 37), и они по своему содержанию тождественны в качестве условий как для метода 4, так и для метода 1 и дополнительного изложения не требуют. При этом очевидно, что если существует условие более высокого уровня (в статусе условия применения метода 4), то нет необходимости его дублировать в качестве частного требования в рамках другого условия применения того же метода, поскольку проверка его соблюдения пройдена еще на этапе определения возможности применения метода 4. При этом невключение подобных сделок в наибольшее совокупное количество объясняется, видимо, опасностью, что такая взаимосвязь между сторонами сделки может оказать влияние на цену товара и каким-либо образом ее дезавуировать от свободной рыночной цены.

- Не подлежат учету продажи товаров лицам, которые в связи с производством и поставкой для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС оцениваемых (ввозимых) товаров прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене предоставили для использования товары или услуги, перечисленные в подп. 2 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС (в качестве дополнительных начислений при расчете ТС методом 1). Причины неиспользования подобных сделок для учета в наибольшей количественной совокупности продаж

те же, что и в предыдущем условии: опасность влияния характера подобных отношений лиц на цену товара и отклонение последней по указанной причине от свободной рыночной цены.

- Достаточность количества продаж товаров для установления цены единицы товара. Как декларант, так и таможенные органы ориентированы на обеспечение достаточности в выявлении количества продаж товаров, что позволяло бы на основе этих данных беспрепятственно произвести расчет их цены. При этом каких-либо критериев и ориентиров количественной достаточности продаж законодательством не установлено. Как предписывают Правила применения метода 4 (п. 12): «Решение о достаточности проданного количества единиц товара должно приниматься индивидуально для каждого конкретного случая», указав в качестве примера, что продажа 1-2 единиц дорогостоящего редкозакупаемого товара (станки, турбины и др.), как и продажа всей партии товара одному покупателю - это достаточное количество, убедительное для расчета цены товара, а вот продажа десятков и порой сотен мелких товаров (ручного строительного инструмента, запасных автомобильных частей и др.) - видимо, недостаточное, т. к. в своей массе эти товары продаются тысячами и десятками тысяч. В связи с этим данное требование нельзя отнести к безусловно объективному, в том числе и с учетом мнения самого законодателя, указывающего на «индивидуальность» принимаемых решений о достаточности количества продаж. Существуют, кроме того, видимо, и объективные трудности в реализации этого условия на практике, особенно в местностях, где расположены города-мегаполисы, являющиеся торговыми, логистическими центрами, транспортными узлами, в которых торговля не ограничивается товарами, ввезенными одним лицом, в силу чего ограничение количественной совокупности продаж только товарами одного импортера (продавца) объективно будет искажать цену товара, т. к. за счет поставок такого же товара на таможенную территорию ЕАЭС другими импортерами его среднерыночная цена не будет соответствовать цене товара у декларанта.

Если по результатам отбора продаж выявлено равное количество товара, проданное по разным ценам, то в качестве основы определения ТС принимается самая низкая из них5. В иных случаях методика расчета наибольшего совокупного количества продаж зависит от «. применяемой продавцом схемы ценообразования на продаваемые товары и организации продаж»6. Из подобной установки законодателя возможны следующие варианты методик расчета количества продаж товаров.

5 О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров: решение Коллегии ЕЭК от 13.11.2012 № 214. П. 10. URL: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 25.03.2019).

6 Там же. П. 11.

Так, при наличии в торговой практике разных цен на товар в зависимости от способа их формирования: а) при наличии скидок на опт, применяемых единственным продавцом; б) по причине торговли одинаковым товаром несколькими продавцами, - количество продаж необходимо считать отдельно по всем установленным ценам, и в качестве основы ТС принимать ту цену единицы товара, которая суммарно продана в наибольшем количестве.

Объективно указанная цена при наличии скидок с нее на опт не обязательно будет самой низкой, т. к. для этого, чаще всего, необходим достаточно крупный опт, в связи с чем, несмотря на выгодность такой цены, количество продаж может оказаться не самым большим в сравнении даже с более высокими ценами. Во втором случае, когда имеет место продажа товара несколькими продавцами, необходимо проводить мониторинг цен и количество продаж, произведенных по каждой из них, выбирая в конечном итоге ту цену, по которой товара продано больше всего. При этом законодатель не определяет необходимость установления причин формирования той или иной цены, исходя из того, что эти цены объективно сформированы рынком. Однако в действительности в конкретной ситуации на формирование цены товара могут влиять и факторы нерычного характера: снижение цены продавцом для ускорения срока реализации товара, поднятие цены к празднику, когда товар пользуется повышенным спросом и т. п. В связи с указанным нерыночные факторы, определяющие цену товара, для выбора объективно рыночной цены по возможности необходимо учитывать, исключая на этом основании подобные продажи из учета для расчета наибольшего количества продаж товаров.

Отметим еще одно обстоятельство: об использовании количественных характеристик импортированных товаров в методе 4 в качестве частных требований и в рамках других условий применения этого метода.

Так, при анализе такого условия применения метода 4, как продажа оцениваемых либо идентичных или однородных товаров на таможенной территории ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, в который осуществлялся ввоз оцениваемых товаров на указанную территорию ЕАЭС, возможно невыполнение этого условия в соответствии с критериями, для него установленными. В этом случае законодатель предусмотрел отступление от названного условия по времени продаж оцениваемых или идентичных/однородных товаров (т. е. возможности продажи оцениваемого либо идентичного или однородного товара на таможенной территории ЕАЭС неодновременно с ввозом в ЕАЭС оцениваемых товаров и не в соответствующий ему период времени), оговаривая его рядом своих условий (условий отступления), одним из которых является продажа

оцениваемых либо идентичных или однородных товаров на таможенной территории ЕАЭС в количестве, достаточном для установления цены единицы такого товара (п. 3 ст. 43 ТК ЕАЭС), тождественного по смыслу аналогичному условию приемлемости продаж для включения их в наибольшее совокупное количество.

Вторым примером использования количественных критериев импортированных товаров в качестве частных требований применительно к другим условиям применения метода 4 служит следующее. Как и в вышеприведенном примере, при невыполнении критериев такого условия, как продажа оцениваемых либо идентичных или однородных товаров на таможенной территории ЕАЭС в том же состоянии, в котором они были ввезены на указанную территорию ЕАЭС, законодатель допускает отступление от названного условия по неизменности состояния товара, предусматривая для этого ряд условий отступления, среди которых есть и условие о возможности принятия в качестве основы ТС цены единицы оцениваемого товара, подвергнутого обработке/переработке, при условии что эти продажи имели место наибольшим совокупным количеством. Характеристика этого количественного критерия тождественна по содержанию аналогичному условию применения метода 4.

По итогам изложения вопросов темы можно сделать несколько выводов и обобщений.

1. Количественные критерии численности импортированных товаров для целей расчета ТС оцениваемых (ввозимых) товаров используются в методах 2/3 и 4 определения ТС.

2. Указанные количественные критерии, используемые в методах 2/3 и 4 оценки товаров, отличны по своему предназначению и содержанию, а именно:

а) в методах 2/3 они основаны на критериях тождественности или практической схожести условий сделок по продаже на экспорт в ЕАЭС идентичных/однородных товаров в сравнении с аналогичными сделками с оцениваемыми товарами и состоят в следующем:

- в одинаковости коммерческих условий сделок по продаже названных товаров;

- в том же по существу количестве проданных по указанным сделкам названных товаров;

б) в методе 4 они основаны на преобладании количества оцениваемых либо идентичных или однородных товаров, продаваемых по какой-либо определенной цене (наибольшее совокупное количество), над количеством этих же товаров, продаваемых по аналогичным сделкам, но по другим ценам.

3. Кроме того, в методе 4 количественные критерии численности товаров используются еще и в качестве частных требований в содержании других условий применения метода:

а) продажа оцениваемых либо идентичных или однородных товаров на таможенной территории ЕАЭС в количестве, достаточном для установления цены единицы товара (в рамках условия, учитывающего время продаж оцениваемых либо идентичных или однородных товаров и время ввоза оцениваемых товаров);

б) продажа оцениваемых товаров, подвергнутых обработке/переработке, на таможенной территории ЕАЭС наибольшим совокупным количеством (в рамках условия, учитывающего неизменность состояния продаваемых на таможенной территории ЕАЭС оцениваемых либо идентичных или однородных товаров в сравнении с состоянием на момент их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС).

4. Выполнение этих условий на практике имеет определенные трудности в сборе необходимой для этого информации (сведений) о количественных характеристиках импортируемых товаров и их надлежащей, в том числе с точки зрения объективности и соответствия законодательству, оценки, требующей при этом и определенной квалификации должностных лиц таможенных органов.

В связи с этим традиционно доля применения методов 2/3, 4 определения ТС товаров за 2010-2017 гг. в таможенных органах региона деятельности Сибирского таможенного управления находилась в следующих пределах: метод 2 - 0,05-0,14; метод 3 - 8,42-17,39; метод 4 - 0-0,08 % общего количества партий продекларированных товаров, что свидетельствует о практическом неиспользовании методов 2, 4 и о низкой популярности для определения ТС метода 3.

Поскольку установление правил применения методов определения ТС находится в компетенции органов ЕАЭС, то в пределах норм международного права, регламентирующих таможенную оценку товара, необходимо принятие новых редакций указанных правил, более четко излагающих условия применения методов и требований, упрощающих их выполнение на практике, что снизит применение резервного метода определения ТС товаров, доля которого за эти же годы в таможенных органах СТУ составила 12,0-35,5 % (среднегодовая доля за указанный период - 22 %).

Список литературы

1. Витюк В. В. Идентичность и однородность сравниваемых и оцениваемых (ввозимых) товаров как условие определения таможенной стоимости // Проблемы антикризисного управления и экономического регулирования

(ПАУЭР-2016): материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 27-31 окт. 2016 г.). Новосибирск: изд-во СГУПС, 2017. С. 28-34.

2. Витюк В. В. Методы определения таможенной стоимости товаров в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза: учеб.-практ. пособие. Новосибирск: ООО «Новосибирский полиграфический центр», 2016. 96 с.

3. Витюк В. В. Неизменность состояния товаров на момент их продажи на таможенной территории ЕАЭС как условие определения таможенной стоимости // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и магистрантов (Новосибирск, 06.12.2016). Новосибирск: изд-во СГУПС, 2017. С. 44-52.

4. Витюк В. В. Определение таможенной стоимости на основе вычитания стоимости товаров (метод 4) в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XIII всерос. науч.-практ. конф. (13.12.2017). Новосибирск: изд-во НГАУ, 2017. С. 89-98.

5. Витюк В. В. Определение таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами (методы 2/3) в период формирования таможенного законодательства Евразийского экономического союза // Проблемы формирования правового социального государства в современной России: материалы XII всерос. науч.-практ. конф. (27.10.2016). Новосибирск: изд-во НГАУ, 2016. С. 109-117.

6. Витюк В. В. Право декларанта на выбор порядка применения методов таможенной оценки товаров как условие определения таможенной стоимости // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 1 (78). С. 35-47.

7. Витюк В. В. Соответствие сделки с ввозимыми товарами виду и условиям внешнеторгового договора как условие определения таможенной стоимости // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. Владивосток. 2018. № 3 (84). С. 32-40.

© Витюк В. В., 2019 © Шуик V. V., 2019

Для цитирования:

Витюк В. В. Количественные характеристики импортированных товаров как условие определения их таможенной стоимости // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2(87). С. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.