Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС ТОВАРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС ТОВАРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / СТАТИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / НЕДОСТОВЕРНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL / CUSTOMS VALUE / STATISTICS OF CUSTOMS AUTHORITIES / INADEQUATE DECLARATION / METHODS OF CUSTOMS VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепочкина В. Д.

Статья посвящена анализу проблем в организации таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров в Евразийский экономический союз. Рассматриваются возможные пути решений выделенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF CUSTOMS VALUES OF GOODS IMPORTED INTO EAEC: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTIONS

The article is devoted to the analysis of problems in the organization of customs control of the customs value of imported goods into the Eurasian Economic Union. Possible solutions to the highlighted problems are considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС ТОВАРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ»

УДК 339

Щепочкина В.Д. студент 5 курса факультета таможенного дела Научный руководитель: Вагин В.Д.,к.э.н

доцент РАНХиГС Россия, г. Москва ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС ТОВАРОВ: ПРОБЛЕМЫ И

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем в организации таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров в Евразийский экономический союз. Рассматриваются возможные пути решений выделенных проблем.

Ключевые слова: организация таможенного контроля, таможенная стоимость, статистика таможенных органов, недостоверное декларирование, методы таможенной стоимости.

Shchepochkina V.D. student 5 course, faculty of customs

RANEPA Russia, Moscow Research supervisor: Vagin V.D. assistant professor, candidate of economic Sciences ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF CUSTOMS VALUES OF GOODS IMPORTED INTO EAEC: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR

SOLUTIONS

Annotation: The article is devoted to the analysis of problems in the organization of customs control of the customs value of imported goods into the Eurasian Economic Union. Possible solutions to the highlighted problems are considered.

Key words: organization of customs control, customs value, statistics of customs authorities, inadequate declaration, methods of customs value.

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблемам определения и контроля таможенной стоимости как со стороны таможенных органов, так и со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Значимость проблем обусловлена тем, что определение таможенной стоимости - это сложный процесс, который занимает большое количество времени и сил у таможенных органов - при контроле таможенной стоимости, а у декларанта при определении таможенной стоимости и выборе метода определения таможенной стоимости.

Для определения и расчета таможенной стоимости товаров, ввозимых I на таможенную территорию ЕАЭС используются шесть методов:

по стоимости сделки с ввозимыми товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; метод вычитания; метод сложения; - резервный метод [2].

Для результативного и оперативного контроля таможенной стоимости нужны условия, соблюдение которых приведет к желаемому результату. Любая система должна иметь динамичный характер, подстраиваясь под внешние и внутренние факторы. Система организации контроля таможенной стоимости - не является исключением.

Среди многих проблем контроля таможенной стоимости основной является недостоверное её декларирование. Сравнив статистику таможенных органов Российской Федерации с показателями таможенной статистики стран - торговых партнеров, из которой значительно видна разница между показателями экспорта товаров в Российскую Федерацию и их импорта в Российской Федерации.

f ) С û i https://www.trademap.org/tradestaVBilateral TS.aspx?nvpm=l%7c643%7c%7c842%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7cl%7cl%7cl%7c2%7cl%7cl%.^ Щ £ 0 Q

Bilateral trade between Russian Federation and United States of America Product: TOTAL All products

Unit : US Bollar thousand

J Table

Download: Ш F

Tine Period (number of columns): ^ 3 per page * * Rows per page Default (25 per page)'

Product . . .. . . n

—¡¡- Product label IJ

Russian Federation's imports from United States of ^ of Aner¡cals eKpo№ t(¡ mM Russjan Federat¡MVs ¡mp0Its from mM ¡

соде Value in 2016 Value in 2017 Value in 2018т Value In 2016 Value in 2017 Value in 2018 Value in 2016 Value in 2017 Value in 2013

TOTAL All products 11,065,668 12,589,834 12,682,131 1,451,023,530 1,546,272,961 1,664,055,581 182 2 61,656 228,212,750 238,151,375

0 99 Commodities not elsewhere specified 2,596,143 0 3.438,587 40.131,277 42,436,580 48.159,937 6.581,104 1.656.429 7.053.696

0 84 Machinery, mechanical appliances, nuclear reactors boilers: parts thereof 1,847,451 2,208,123 1,955,521 190,729,618 202,035,663 213,115,437 35,360,934 45,287,673 43,601,102

0 87 Vehicles other than railway or tramway rolling stock, and parts and accessories thereof 1,224.116 1,565,725 1,719,222 124,565,396 130,179.116 130,589,322 15,637,225 21,498,556 23,623,419

0 90 Optical, photographic, cinematographic, measuring, checking, precision, medical or surgical... 861,728 1,006,243 1,025,258 82,015,376 83,637,978 89,595,919 5,163,256 6,193,084 6,747,431

0 30 Pharmaceutical products 690,335 788,632 799,235 46,830,921 44,635,704 48,391,339 -«6 8,908,085 10,834,875 10,582,372

0 85 Electrical machinery and equipment and parts thereof; sound recorders and reproducers, television... 779714 751.677 775,884 «у 167.127,173 174,424001 176.065,360 21.504,449 26.731,434 29.911.923

0 38 Miscellaneous chemical products 290,440 362,075 410,496 25,316,196 27,664,603 30,398,489 2,759,824 3,169,271 3,391,324

0 39 Plastics and articles thereof 301,677 305,098 359,810 «6 58,626,887 61,892,627 66,517,047 «6 7,541,507 8,765,789 9,763,106

0 33 Essential oils and resinoids; perfumery, cosmetic or toilet preparations 142,454 188,723 226,075 Mj 12,040,202 12,954,557 13,607,647 2,600,367 3,112,753 3,338,849

0 73 Articles of iron or steel 272,585 229,405 221,527 «G 17,498,569 18,434,964 19,251,385 «6 4,148,749 5,305,173 5,806,474

0 40 Rubber and articles thereof 99.287 134.628 166,196 -«6 12.583,926 13,432.629 13908,868 -«6 2.777,655 3.589.055 3.873.389

Рис. 1. Статистика экспорта и импорта товаров Российской Федерации

и Соединенных Штатов Америки

Такое явное расхождение статистических показателей свидетельствуют о занижении таможенной стоимости товаров при их декларировании, а также применение странами различных методик ведения статистики по торговле товарами. Сюда можно отнести и применение двойных комплектов документом участниками ВЭД и различное присвоение классификационных кодов на одни и те же товары.

Для эффективной работы таможенных органов ЕАЭС и взаимодействию декларантов с ними, необходимо создать Единую базу данных государств - членов ЕАЭС, в которой будет содержаться вся информация о товарах. А также, следует урегулировать информационный обмен со странами Евросоюза, в том числе с Китаем и США.

Если говорить про внутреннюю работу таможенных органов, то можно выделить еще одну проблему. В штате таможни не хватает профессиональных кадров для всестороннего анализа формирования цены и индивидуального подхода в каждом конкретном случае определения таможенной стоимости. Кроме того, информационные базы таможенных органов не в полной мере отвечают современным требованиям, предъявляемым к формированию информационных ресурсов таможенных органов, которые ведут сбор и обработку сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС на базе документов и сведений, представляемых декларантами при совершении таможенных операций.

И, наконец, проблема отсутствия реальной ценовой информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. В распоряжении должностных лиц ценовая информация находится не в полном объеме и не по всей товарной номенклатуре. Не существует специальных программных средств, предназначенных для оперативного контроля таможенной стоимости товара и содержащих актуальный материал ценовой информации. С каждым днем рынок расширяется и появляются новые уникальные товары. Информационные базы таможенных органов не успевают обновляться. При этом должностным лицам затруднительно учитывать различия в коммерческих уровнях продаж и технических характеристик оцениваемого товара и ценовой информацией, которая имеется в распоряжении таможенного органа. То есть вся работа сводится к формальному контролю заявленной таможенной стоимости товара без учета особенностей формирования цен внешнеторговых контрактов, конъюнктуры национального и мирового рынков. Все это приводит к недостоверному определению таможенной стоимости и неправильному исчислению таможенных платежей. При этом заметим, что одним из основных требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании, является правильное исчисление, своевременная и полная уплата таможенных платежей. Ключевой составляющей правильного исчисления таможенных платежей являются таможенная стоимость товаров.

Итак, правильное определение таможенной стоимости имеет огромное значение для правильного исчисления таможенных платежей и полноты их взимания и перечисления в бюджет страны. Таким образом, в целях обеспечения экономической безопасности страны необходимо правильно определять и производить расчет таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, не допуская ее занижения. Поэтому проблема недостоверного заявления декларантами таможенной стоимости товаров, остается одной из наиболее актуальных.

Использованные источники:

1. Таможенный кодекс Евразийского таможенного союза от 01.01.2018. (ред. от 01.01.2018) // «Собрание законодательства РФ».

2. Решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (вместе с Положением «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»).

3. Новиков В.Е. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016.

4. Intematiоnal Trade Centre [Электронный ресурс]. URL: http://www.intracen.org (дата обращения 11.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.