Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
санкции / внешнеэкономическая деятельность / государственное регулирование / таможенное регулирование / риски / внешняя торговля / ВТО / импортозамещение / ЕАЭС / sanctions / foreign economic activity / government regulation / customs regulation / risks / foreign trade / WTO / import substitution / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хисматова Л.Р., Ахмадуллина И.А.

В условиях антироссийских санкций особую важность приобретает проблема сохранения экономической безопасности страны в целом и нормальное функционирование внешнего и внутреннего рынка, в частности. С введением антироссийских санкций во внешней торговле весьма актуальным стал вопрос о перестройки таможенного регулирования как инструмента противодействия санкционному давлению недружественных России стран. В работе анализируются экономико-правовые аспекты государственного регулирования ВЭД, текущая ситуация, складывающаяся на внешнем экономическом контуре России, а также негативные и позитивные последствия выхода нашей страны из ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хисматова Л.Р., Ахмадуллина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CUSTOMS REGULATION IN THE CONTEXT OF ANTI-RUSSIAN SANCTIONS

In the context of anti-Russian sanctions, the problem of preserving the economic security of the country as a whole and the normal functioning of the external and internal markets, in particular, is of particular importance. With the introduction of anti-Russian sanctions in foreign trade, the issue of restructuring customs regulation as a tool to counter the sanctions pressure of countries unfriendly to Russia has become very relevant. The paper analyzes the economic and legal aspects of state regulation of foreign economic activity, the current situation in the external economic circuit of Russia, as well as the negative and positive consequences of our country's withdrawal from the WTO.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ»

УДК 34 Хисматова Л.Р., Ахмадуллина И.А.

Хисматова Л.Р.

студентка, кафедры конституционного, административного и международного права Набережночелнинский (филиал) Казанский федеральный университет (г. Набережные Челны, Россия)

Ахмадуллина И.А.

канд.пед.наук, доцент доцент кафедры конституционного, административного и международного права Набережночелнинский (филиал) Казанский федеральный университет (г. Набережные Челны, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ

Аннотация: в условиях антироссийских санкций особую важность приобретает проблема сохранения экономической безопасности страны в целом и нормальное функционирование внешнего и внутреннего рынка, в частности. С введением антироссийских санкций во внешней торговле весьма актуальным стал вопрос о перестройки таможенного регулирования как инструмента противодействия санкционному давлению недружественных России стран. В работе анализируются экономико-правовые аспекты государственного регулирования ВЭД, текущая ситуация, складывающаяся на внешнем экономическом контуре России, а также негативные и позитивные последствия выхода нашей страны из ВТО.

Ключевые слова: санкции, внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, таможенное регулирование, риски, внешняя торговля, ВТО, импортозамещение, ЕАЭС.

В последнее время мировая экономика сталкивается с новыми вызовами и изменениями, включая рост технологических инноваций и увеличение влияния стран, находящихся на стадии развития. Эти изменения, в сочетании с финансово-экономическими кризисами, вносят значительные коррективы в экономическую составляющую международных отношений. В то же время, усиливающиеся геополитические напряжения способствуют росту конкурентной борьбы между странами. В ответ на эти вызовы, некоторые группы государств прибегают к экономическим санкциям и другим мерам экономического давления для ограничения внешнеэкономической активности определенных стран, что в свою очередь подчеркивает сложность и динамичность текущей геополитической обстановки. С введением антироссийских санкций во внешней торговле весьма актуальным стал вопрос о перестройки таможенного регулирования как инструмента противодействия санкционному давлению недружественных России стран. Различные подходы к урегулированию политических споров могут охватывать такие действия, как введение запретов на импорт или экспорт, ограничения на привлечение зарубежных инвестиций, блокирование финансовых активов и другие подобные меры.

Экономические ограничения, введенные против России, стали значительным испытанием, препятствуя обычному объему коммерческой деятельности, иностранным инвестициям и свободному движению капитала, а также затруднив доступ к глобальным рынкам и новейшим технологиям.

Тем не менее, Россия не прекращает искать новые методы и стратегии для укрепления экономических связей и развития экономики, работая как в рамках двусторонних, так и многосторонних договоренностей. В дополнение, санкции влияют на внутреннее валютное и таможенное регулирование, в частности, через ограничения на импорт и экспорт определенных категорий товаров, транспорта и услуг. Такие ограничения могут повлиять на валютно-таможенное регулирование, поскольку они влияют на объёмы внешней торговли и движение валютных потоков между странами.

Экономические санкции могут привести к изменениям в валютно-таможенном регулировании в направлениях, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Влияние антироссийских санкций и ожидаемые последствия в сфере

валютно-таможенного регулирования.

№ п/п Изменения/ система Меры Последствия

1 Структура внешней торговли Поиск альтернативных источников поставок и рынков сбыта товаров и услуг Увеличение доли импорта товаров и услуг из других стран и сокращение экспорта в страны- участницы санкций

2 Валютный режим Ограничение валютных переводов, поддержание дефицита иностранной валюты Укрепление национальной валюты, ухудшение экспортной конкурентоспособности

3 Правила таможенного контроля Необходимость введения системы более тщательного контроля Усиление протекционизма в отношении отечественных производителей

4 Ставки таможенных пошлин Необходимость повышения ставок пошлин Компенсация убытков, вызванных сокращением торговли

В 2023 году Россия столкнулась с новыми антироссийскими санкциями, которые ограничили её возможности в международной торговле, в частности, она лишилась привилегий в таможенных операциях, которые были ранее предоставлены в рамках максимально благоприятных условий. Это противоречит договорённостям Всемирной торговой организации, в которой Россия является полноправным членом. Дополнительно, в марте 2022 года Канада и Япония увеличили таможенные пошлины до 35% в отношении России. Ещё ряд европейских стран выдвинули предложения о возможном исключении России из ВТО. Вход в ВТО также ослабил защиту некоторых

отраслей российской промышленности, включая машиностроение, автомобилестроение, авиационную и станкостроительную отрасли.

В текущих обстоятельствах, решение о выходе России из Всемирной Торговой Организации (ВТО) могло бы ограничить доступ страны к передовым технологиям и международным рынкам, нарушив возможности для решения торговых споров. Однако такой шаг также мог бы усилить защиту национального производства через протекционистские меры, что, в свою очередь, могло бы стимулировать политику импортозамещения и повысить её эффективность. Важно также отметить, что сейчас российским предприятиям необходимо обеспечение достаточного количества компонентов и деталей для поддержания производства и удовлетворения потребностей рынка.

В ответ на текущие вызовы, страны активно ведут борьбу за доступ к ограниченным природным ресурсам, стремясь улучшить свои позиции в мировой арене за счет повышения интеллектуальной мощи нации. В связи с этим были введены несколько стратегий: снизились таможенные тарифы, упростились процедуры оформления импорта, что включало и расширение внешних поставок через параллельный импорт. К тому же были заключены контракты с зарубежными производителями на поставку товаров-аналогов и налажено производство подобных изделий и компонентов на местных предприятиях.

В ситуациях, когда страна теряет свою конкурентоспособность, экономическая соревновательность может обостриться до уровня экономической войны, нацеленной на скорейшее устранение конкурентов. Сейчас подобное наблюдается в отношении российской экономики, которая стремилась интегрироваться в глобальную экономику, не полностью принимая во внимание свои собственные интересы и следуя стратегиям развития, которые не соответствуют основополагающим экономическим принципам, но выгодны другим странам.

Текущая экономическая ситуация в России частично обусловлена задержками в разработке ключевых теоретических аспектов

социоэкономического прогресса. В свете этого, корректировка внешней торговой политики, учитывая как специфические, так и основополагающие проблемы, кажется не только возможной, но и необходимой. Это позволит избежать ранее допущенных ошибок.

В ответ на санкции, ключевую роль в восстановлении играет разработка таможенных тарифов, направленных на увеличение создаваемой стоимости. Важно нацелиться на экспорт товаров, которые обладают конкурентными преимуществами на мировом рынке, оптимизируя использование материальных и энергетических ресурсов и максимизируя вклад высококвалифицированного труда. С другой стороны, импорт должен сосредоточиться на товарах, производство которых менее зависит от квалификации труда, таких как топливо и сырье.

Развитие отечественного производства товаров с повышенной добавленной стоимостью сталкивается с проблемами из-за снижения тарифов на импортные товары. Это снижение, хотя и стимулирует ввоз необходимых товаров, увеличивает прибыли импортеров и подрывает возможности восстановления российского производства. Повышение производственных мощностей могло бы удовлетворить внутренние потребности страны и укрепить позиции России на международном рынке. Однако, без увеличения импортных пошлин, это остается недостижимым, что ведет к усугублению экономических проблем в стране.

Установление таможенных пошлин должно происходить с учетом повышения добавленной стоимости, которая формируется в процессе производства национальных товаров, сопоставимых с импортом, а не просто на основании того, насколько выгодно использование этих товаров по сравнению с их иностранными аналогами. Когда такой подход не применяется, возникает излишне высокая оценка эффективности импортных продуктов, что приводит к разработке различных моделей, демонстрирующих убытки для общества, вызванные мерами таможенной защиты.

С другой стороны, экономические ограничения могут сужать возможности российских товаров на зарубежных рынках, способствуя снижению уровней экспорта и импорта, влияя на валютные курсы и повышая риски для бизнеса и инвесторов. Однако такие санкции также могут стимулировать развитие внутренней экономики и поддержку политики по замещению импорта.

Одной из заметных проблем является низкая дифференциация ставок Единого таможенного тарифа. Кроме того, отсутствуют регулирующие нормы в некоторых областях, таких как тарифные изъятия. Это приводит к уменьшению тарифной защиты национального рынка, делая его более уязвимым перед импортной продукцией. Все это создает риски для дефицита бюджета, ослабления протекции отечественного рынка и увеличение объемов иностранных товаров, торможении темпов развития экономики. Все это создает риски для дефицита бюджета, ослабления протекции отечественного рынка и увеличение объемов иностранных товаров, торможении темпов развития экономики.

Таким образом, центральным моментом в механизме преодоления последствий введения санкций является выстраивание таможенного тарифа, ориентирующего на максимизацию объема вновь созданной стоимости. Необходимо стремиться экспортировать на мировые рынки конкурентоспособные товары, которые в максимальной степени в расчете на единицу затраченных материальных и энергетических ресурсов концентрируют затраты труда высококвалифицированных работников и ввозить топливно-сырьевые и другие товары, произведенные трудом работников малоквалифицированного труда. Увеличение производства таких товаров позволит наиболее полно удовлетворять общественные потребности России и повысить конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

Однако это невозможно сделать без повышения ставок импортных пошлин на многие товары. Предпринятые меры по снижению уровня ставок импортных пошлин на ряд товаров с целью стимулировать ввоз товаров для

удовлетворения ряда первоочередных общественных потребностей приводят к увеличению прибыли импортеров, но практически делают невозможным воссоздание отечественного производства товаров с высокой долей добавленной стоимости, что ведет к ухудшению экономической ситуации в России.

Для возрождения национального производства необходима не только увеличение таможенных сборов, но и активное вовлечение государства в сфокусированное инвестирование в модернизацию существующих и создание новых производственных мощностей. Важно также усилить инвестиции в развитие образования и науки. Однако при этом нельзя допустить, чтобы подготовка специалистов ориентировалась только на удовлетворение потребностей предприятий в обслуживании существующего оборудования и технологических процессов, а не на создание новых машин и технологий.

Необходимо также совершенствовать методологию и методики обоснования таможенных пошлин в рамках Евразийского экономического союза. При этом на первом месте должны находиться экономические интересы ЕАЭС, а не отдельных стран.

Таможенные пошлины необходимо устанавливать с учетом увеличения объема добавленной стоимости, создаваемой при производстве отечественных товаров аналогичных импортным, а не только исходя из экономической выгоды потребителя при использовании отечественного и аналогичного импортного товара. В этом случае завышается эффект от применения импортных товаров, в связи с чем разработано множество моделей, показывающих потери общества от применения мер таможенно-тарифной защиты.

Определение таможенных пошлин с учетом принципа равновыгодности использования на внутреннем рынке отечественной и аналогичной импортной продукции предполагает, что эти товары будут сопоставляться по ценам и потребительским свойствам на рынках их реализации, то есть на рынках импортера. В этом случае таможенная стоимость ввозимых товаров должна определяться не на основе цен экспортера и затрат на доставку до таможенной

границы, как это следует из требований ВТО, а исходя из сложившихся рыночных цен на аналогичные отечественные товары на внутреннем рынке.

Поэтому необходимо пересмотреть действующий порядок и методы таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе с учетом того, что должны быть разработаны соответствующие методики количественного расчета ставок таможенного тарифа на основе конкретной цифровой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Таможенное дело: актуальные проблемы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 19-20 октября 2022 г.) / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. - Новосибирск: СГУПС, 2023 - 154 с;

2. Городнова Н.В. Валютное и таможенное регулирование: анализ влияния санкционного давления на экономику России / Н.В. Городнова // Экономические отношения. - 2023. - № 3. - С. 477 - 478;

3. Кармова Б.З. Продовольственное импортозамещение в РФ и его региональный аспект / Б.З. Кармова, М.М. Сабанова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 1-1(95). - С. 143 - 144;

4. Радченко В.В. Внешнеторговая деятельность России: современные проблемы и пути решения / В.В. Радченко // Матрица научного познания. -2021. - № 12-1. - с. 234-239;

5. Сироткина А. В. Анализ проблем и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС / А. В. Сироткина // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (366). - С. 138 - 139;

6. Черняев А.М. Инвестиции в инновационную деятельность России как инструмент обеспечения экономической безопасности государства / А.М. Черняев // Экономическая безопасность. - 2022. - № 2. - С. 165-169;

7. Макрусев В. В. Управление таможенным делом: Учебник для вузов / В. В. Макрусева. — М: Издательство Юрайт, 2024. — 547 с.

Khismatova L.R., Akhmadullina I.A.

Khismatova L.R.

Kazan Federal University (Naberezhnye Chelny, Russia)

Akhmadullina I.A.

Kazan Federal University (Naberezhnye Chelny, Russia)

PROBLEMS OF CUSTOMS REGULATION IN THE CONTEXT OF ANTI-RUSSIAN SANCTIONS

Abstract: in the context of anti-Russian sanctions, the problem of preserving the economic security of the country as a whole and the normal functioning of the external and internal markets, in particular, is ofparticular importance. With the introduction of anti-Russian sanctions in foreign trade, the issue of restructuring customs regulation as a tool to counter the sanctions pressure of countries unfriendly to Russia has become very relevant. The paper analyzes the economic and legal aspects of state regulation of foreign economic activity, the current situation in the external economic circuit of Russia, as well as the negative and positive consequences of our country's withdrawal from the WTO.

Keywords: sanctions, foreign economic activity, government regulation, customs regulation, risks, foreign trade, WTO, import substitution, EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.