Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (В ЧАСТИ ТАМОЖЕННО-НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (В ЧАСТИ ТАМОЖЕННО-НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич

Автор всесторонне рассматривает вопрос о том, какие рекомендации по формированию налоговой политики в Российской Федерации следует внедрить при оптимизации налогов в условиях санкций. Упор делается на таможенно-налоговое регулирование при внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность приносит государству большой объем доходов, как при импорте, так и при экспорте товаров. Однако на сегодняшний день внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации довольно нестабильна ввиду ведения в отношении нашего государства пакетов санкций со стороны США, стран Европейского Союза и иных недружественных государств. Автор подробно рассматривает вопросы того, как защититься от этого явления. Для этого государство может рассмотреть введение налоговых льгот на экспорт и налоговых преференций на производство товаров внутри страны. Таким образом, в условиях введения внешних санкций, эффективность бюджетно-налоговой политики России будет определяться комплексом факторов, о которых идет речь в данной статье. Также автор делает упор на необходимость находить баланс между уровнем налоговых доходов, эффективностью бюджетных расходов и реакцией бизнеса на налоговую политику. В итоге автор приходит к выводу о том, что формирование налоговой политики РФ в условиях экономических санкций требует комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: снижение ставок НДС и акциза на импортируемые товары; осуществление перераспределительного эффекта путем введения льготных режимов таможенного оформления для отдельных категорий товаров; внедрение новых механизмов налогового контроля, которые помогут уменьшить утечку налоговых доходов при импорте товаров; проведение мониторинга изменений в мировой экономике и реакция на них с помощью гибкой налоговой политики. Данные факторы автор обосновывает в своей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RECOMMENDATIONS ON THE FORMATION OF THE TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF SANCTIONS (IN TERMS OF CUSTOMS AND TAX REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY)

The author comprehensively considers the question of what recommendations on the formation of tax policy in the Russian Federation should be implemented when optimizing taxes under sanctions. The emphasis is on customs and tax regulation in foreign economic activity. Foreign economic activity brings the state a large amount of income, both in the import and export of goods. However, to date, foreign economic activity in the Russian Federation is quite unstable due to the implementation of sanctions packages against our state by the United States, European Union countries and other unfriendly states. The author examines in detail the issues of how to protect yourself from this phenomenon. To do this, the state may consider the introduction of tax incentives for exports and tax preferences for the production of goods within the country. Thus, in the context of the introduction of external sanctions, the effectiveness of Russia’s fiscal policy will be determined by a set of factors discussed in this article. The author also emphasizes the need to find a balance between the level of tax revenues, the effectiveness of budget expenditures and the reaction of business to tax policy. As a result, the author comes to the conclusion that the formation of the tax policy of the Russian Federation in the conditions of economic sanctions requires a comprehensive approach that takes into account a number of factors: the reduction of VAT and excise rates on imported goods; implementation of the redistributive effect by introducing preferential customs clearance regimes for certain categories of goods; introduction of new tax control mechanisms that will help reduce the leakage of tax revenues when importing goods; monitoring changes in the global economy and responding to them with a flexible tax policy. The author substantiates these factors in his article.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (В ЧАСТИ ТАМОЖЕННО-НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»

Правовое регулирование рекомендаций по формированию налоговой политики РФ в условиях санкций (в части таможенно-налогового регулирования внешнеэкономической деятельности)

Коровяковский Денис Геннадьевич,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

Автор всесторонне рассматривает вопрос о том, какие рекомендации по формированию налоговой политики в Российской Федерации следует внедрить при оптимизации налогов в условиях санкций. Упор делается на таможенно-налоговое регулирование при внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность приносит государству большой объем доходов, как при импорте, так и при экспорте товаров. Однако на сегодняшний день внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации довольно нестабильна ввиду ведения в отношении нашего государства пакетов санкций со стороны США, стран Европейского Союза и иных недружественных государств. Автор подробно рассматривает вопросы того, как защититься от этого явления. Для этого государство может рассмотреть введение налоговых льгот на экспорт и налоговых преференций на производство товаров внутри страны. Таким образом, в условиях введения внешних санкций, эффективность бюджетно-налоговой политики России будет определяться комплексом факторов, о которых идет речь в данной статье. Также автор делает упор на необходимость находить баланс между уровнем налоговых доходов, эффективностью бюджетных расходов и реакцией бизнеса на налоговую политику. В итоге автор приходит к выводу о том, что формирование налоговой политики РФ в условиях экономических санкций требует комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: снижение ставок НДС и акциза на импортируемые товары; осуществление перераспределительного эффекта путем введения льготных режимов таможенного оформления для отдельных категорий товаров; внедрение новых механизмов налогового контроля, которые помогут уменьшить утечку налоговых доходов при импорте товаров; проведение мониторинга изменений в мировой экономике и реакция на них с помощью гибкой налоговой политики. Данные факторы автор обосновывает в своей статье.

Ключевые слова. Таможенно-тарифное регулирование, налоговая политика, бюджетная политика, экономические санкции, импорт.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ.

В ситуации экономических санкций налоговая политика государства, в отношении которого введены санкции со стороны других государств, может быть использована для достижения различных целей, таких как:

- сокращение зависимости от импорта: государство может наложить высокие таможенные пошлины на импортируемые товары и услуги, чтобы сократить поток внешней торговли и уменьшить зависимость от импорта, и кроме этого, такая мера может помочь снизить валютный дефицит;

- поддержка внутренней экономики: государство может увеличить налоги на экспортные товары, чтобы простимулировать компании производить товары внутри страны и создавать новые рабочие места.

- поддержка национальных интересов: государство может наложить налоги на определенные товары и услуги, которые оно считает нежелательными или опасными, чтобы защитить своих граждан. Например, оно может налагать налоги на импорт определенных продуктов питания или товаров, которые не соответствуют его стандартам качества или безопасности.

- сбор дополнительных доходов: государство может увеличить налоги, чтобы собрать дополнительные доходы для снижения дефицита бюджета и поддержки важных государственных программ и проектов.

Представляется, что в условиях экономических санкций, формирование налоговой политики в области таможенного дела в РФ должно основываться на следующих рекомендациях:

1. оптимизация ценовых эффектов налогов: в области таможенного дела ценовые эффекты налогов могут быть связаны с таможенными пошлинами и налогами на импорт и экспорт.

В данном случае для снижения ценовых эффектов налогов Российская Федерация может рассмотреть в качестве инструмента снижение ставок таможенных пошлин на товары и услуги, которые находятся под санкциями, чтобы компенсировать потери от введенных ограничений и улучшить конкурентоспособность экспорта;

2. перераспределительные эффекты налогов: они могут быть связаны с изменением структуры импорта и экспорта.

Для уменьшения неравенства в распределении бюджета, государство может рассмотреть введение налоговых льгот на импорт и экспорт товаров,

5 -о

сз ж

■с

которые производятся на территории РФ, чтобы поддержать отечественных производителей и компенсировать потери от санкций; 3. стимулирующие эффекты налогов: они могут быть связаны с созданием стимулов для компаний на увеличение экспорта и замещение импорта на отечественную продукцию. Для этого государство может рассмотреть введение налоговых льгот на экспорт и налоговых преференций на производство товаров внутри страны.

В целом, для оптимизации ценовых, перераспределительных и стимулирующих эффектов налогов в области таможенного дела в условиях экономических санкций, Российская Федерация должна учитывать как экономические, так и социальные последствия налоговой политики в области ВЭД и стремиться к нахождению баланса между этими двумя аспектами.

В условиях введения внешних санкций, эффективность бюджетно-налоговой политики России будет определяться несколькими факторами: 1. уровень налоговых доходов: в условиях введения внешних санкций, уровень налоговых доходов может снизиться из-за сокращения объемов экспорта и уменьшения производства внутри страны, поэтому эффективность бюджетно-налоговой политики будет зависеть от того, насколько успешно правительство сможет компенсировать эти потери, например, путем повышения налоговых ставок на другие ви-

ды доходов или ужесточения налогового контроля;

2. степень эффективности бюджетных расходов: в условиях проведения введения санкций, правительство может столкнуться с повышенными затратами на оборону и безопасность, что может сказаться на бюджетных расходах. Ввиду этого, эффективность бюджетно-налоговой политики будет зависеть от того, насколько эффективно правительство будет использовать государственные ресурсы и управлять бюджетными расходами.

3. реакция бизнеса на налоговую политику. В условиях введения санкций, бизнес может столкнуться с дополнительными налоговыми бременами и регуляторными ограничениями. Эффективность бюджетно-налоговой политики будет зависеть от того, насколько правительство сможет сбалансировать свои налоговые цели с интересами бизнеса, учитывая экономическую и социальную стабильность.

Обращаясь к официальной статистике [1] Рос-стата, в 2021 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 798,0 млрд долларов США (139,3% к 2020 г.), в том числе экспорт - 494,0 млрд долларов (148,2%), импорт -303,9 млрд долларов (126,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 190,1 млрд долларов США (в 2020 г. - положительное, 93,7 млрд долларов) (рис. 1).

Рис. 1

см со

Для сравнения также рассмотрим статистику [2] 2022 года. В январе 2022 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 70,7 млрд долларов США (159,3% к январю 2021 г.), в том числе экспорт - 45,9 млрд долларов (172,0%), импорт - 24,8 млрд долларов (140,1%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 21,2 млрд долларов США (в январе 2021 г. -положительное, 9,0 млрд долларов) (рис. 2).

Из представленных данных следует, что в январе 2022 года внешнеторговый оборот России значительно вырос по сравнению с январем 2021 года - экспорт увеличился на 72%, а импорт на 40%. При этом торговый баланс оставался положитель-

ным и вырос на 135% в годовом исчислении. Эти данные свидетельствуют о восстановлении экономики России после пандемии COVID-19, а также о повышении интереса и спроса на российские товары и услуги на мировых рынках.

Таможенные органы играют большую роль в пополнении бюджета государства. Д.И. Сафина указывает, что «одной из ключевых задач таможенных органов РФ является формирование доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей» [3].

Стоит отметить, что значимую роль в бюджете играют доходы государства, получаемые в рамках внешнеэкономической деятельности - упла-

та таможенных налогов и пошлин. В 1 полугодии 2022 года было зафиксировано падение доходов России, которые не относятся к реализации нефти

и газа, а взимаются при импорте товаров - доходы от НДС на 1/5 часть, доходы от акциза на более, чем на 1/3 часть.

Рис. 2

Уменьшение объемов импорта и сокращение доходов от налогов, связанных с импортом, негативно сказывается на государственном бюджете Российской Федерации, так как эти доходы являются значительной частью общих доходов бюджета. Кроме того, сокращение импорта также может оказывать давление на внутренний рынок, так как сокращение предложения товаров может повлечь за собой повышение цен на них внутри страны.

Это является проблемным вопросом для государства и российского общества в целом. В данном случае, можно предположить, что эта проблема может быть решена путем принятия следующих мер:

1. разработка и внедрение новых мер по стимулированию внутреннего производства товаров, заменяющих импортные товары, что позволит увеличить объемы внутреннего производства и снизить зависимость от импорта и приведет к увеличению доходов от НДС и акциза на «внутренние» товары;

2. развитие экспортного потенциала России, что позволит компенсировать снижение доходов от импортных товаров, которое может быть достигнуто через увеличение объемов производства и расширение рынков сбыта (в частности, превалирование в качестве направления сбыта стран Азии и ЕАЭС);

3. диверсификация экономики и увеличение доли ненефтегазовых доходов в бюджете: для этого необходимо развивать отрасли экономики, не связанные с нефтью и газом;

4. привлечение иностранных инвестиций для развития внутреннего производства и экспортного потенциала за счет новых партнеров;

5. оптимизация налоговой политики в целях стимулирования внутреннего производства и экспорта товаров. Это может быть реализовано путем снижения налоговых ставок на определенные виды товаров, увеличение налоговых вычетов для компаний, занимающихся производством товаров для экспорта

Таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость, а также акцизы являются одним из инструментов таможенной политики государства. Они предназначены для регулирования импорта и экспорта товаров, а также для защиты отечественного производства от дешевого импорта. Рассмотрим ценовой, перераспределительный и стимулирующий эффекты налога.

Ценовой эффект «таможенных налогов»1 и сборов заключается в том, что они могут повышать стоимость импортируемых товаров, что в свою очередь может увеличивать цены на рынке внутри страны. Если на товары наложены высокие таможенные платежи и налоги, то это может увеличить затраты на их производство и транспортировку, а следовательно, увеличить их розничную цену.

Однако, эффект «таможенных налогов» на цены на рынке может быть различным в зависимости от конкретного товара и его спроса на рынке. В случае, если на рынке предостаточное количество аналогичных товаров, то повышение цены на импортный товар может привести к сокращению спроса на него, что в свою очередь может снизить его цену на рынке. Однако, если на рынке нет аналогов, то цена на импортный товар может оставаться высокой, даже при наличии «таможенных налогов».

Также стоит учитывать, что «таможенные налоги» могут повлиять не только на цены на рынке, но и на объем импорта и экспорта товаров. Если на товар наложен высокий «таможенный налог», то это может снизить спрос на него, а также стимулировать развитие отечественного производства аналогичных товаров. С другой стороны, если на товар наложены низкие «таможенные налоги», то это может привести к увеличению импорта, что может повлиять на отечественное производство и занятость.

«Таможенные налоги» - емкое определение, включающее в себя таможенные пошлины, НДС, акцизы и таможенные сборы.

5 -о

сз ж

■с

Ценовой эффект НДС и акциза связан с тем, что при импорте товаров на территорию России, на цену товара начисляется НДС и акциз (при необходимости). Это приводит к увеличению цены на импортированные товары. Если национальная валюта (рубль) сильнее, чем валюта страны, из которой производится импорт, то эффект увеличения цены на импортированные товары будет еще более заметен.

С другой стороны, если национальная валюта (рубль) слабее, чем валюта страны, из которой производится импорт, то ценовой эффект НДС и акциза будет менее заметен, так как рубли будут дешевле по сравнению с валютой страны-экспортера.

Эффект НДС и акциза влияет на стоимость товаров на таможне и может повлиять на объем импорта. В условиях введенных против России санкций, государство может принимать меры для снижения цен на импортируемые товары, например, путем снижения ставок НДС и акциза или увеличения таможенных преференций для стран-партнеров, которые не участвуют в санкциях (в частности, страны ЕАЭС).

Перераспределительный эффект таможенных налогов относится к изменению распределения экономических ресурсов внутри страны и между странами, вызванных введением или изменением «таможенных налогов».

При введении «таможенных налогов» на импорт товаров стоимость импорта повышается, что может увеличить цену на такие товары для конечных потребителей в стране. Это может привести к снижению спроса на импортные товары, а в результате - к снижению объемов импорта. Таким образом, «таможенные налоги» могут оказать перераспределительный эффект, позволяющий стимулировать производство внутри страны и защищать отечественных производителей от конкуренции иностранных компаний. Таким образом, перераспределительный эффект «таможенных налогов» может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты, и зависит от конкретной ситуации в экономике и обществе.

Перераспределительный эффект НДС и акциза в таможенном деле связан с тем, что эти налоги перераспределяют доходы между различными участниками рынка. Например, при ввозе товаров с высокими ставками акциза, государство получает больший доход от налогов, а производители этих товаров могут снижать цены, чтобы конкурировать на рынке с другими производителями.

С другой стороны, НДС при ввозе товаров также имеет перераспределительный эффект. Покупатели, покупающие товары из-за рубежа, обычно должны заплатить НДС в момент ввоза товаров — в страну. При этом, если у них есть право на вычет 2 НДС, они могут потом получить обратно оплачен-Я ный НДС при подаче налоговой декларации. ° Таким образом, перераспределительный эф-ав фект НДС и акциза в таможенном деле может при-

водить к снижению конкурентоспособности отдельных товаров, а также к сокращению объемов их продаж на внутреннем рынке. Однако, при этом, государство получает дополнительные доходы от налогов, которые можно использовать для социальных и экономических программ.

В своем исследовании А.С. Беляев указывает, что «снижение тарифов на отдельные промежуточные товары для отдельных фирм является почти универсальной особенностью таможенной политики большинства стран. Это приводит к созданию двухуровневой тарифной системы: компании, имеющие преференции могут поставлять товары по более низким тарифам, с которыми сталкиваются другие субъекты ВЭД. Такое выборочное снижение тарифов для определенной группы потребителей позволяет правительству обеспечить перераспределение товарных потоков с меньшими искажениями, чем это было бы возможно при едином тарифе» [4].

Стимулирующий эффект «таможенных налогов» заключается в том, что они могут стимулировать производство и экспорт отечественных товаров и услуг, а также ограничивать импорт иностранных товаров и услуг. При повышении таможенных пошлин на импортируемые товары и услуги, их стоимость для потребителей увеличивается, что может привести к снижению спроса на эти товары и услуги, и увеличению спроса на аналогичные отечественные товары и услуги.

Таким образом, стимулирующий эффект «таможенных налогов» может быть использован государством для поддержки отечественного производства и увеличения экспорта товаров и услуг. Однако это также может привести к возникновению торговых войн и ограничению свободного международного торгового обмена.

В 2022 году Министерство финансов Российской Федерации опубликовало «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [5]. Безусловно, они были подготовлены с учетом экономической ситуации в стране.

Если говорить о таможенно-тарифном регулировании, то государство намерено поддерживать отечественных производителей и стимулировать инвестирование в проекты Российской Федерации.

В частности, министерство указывает, что политика в области таможенного дела будет либеральной - странам ЕАЭС будут предоставлены преференции в виде создания зон свободной торговли с Российской Федерацией. Экспорт будет направлен в сторону стран Азии.

Т.О. Алексеева отмечает, что «особую остроту проблема поддержания баланса доходов и расходов бюджетной системы приобретает в странах, где налоговые поступления находятся в сильной зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и конъюнктуры на мировых рынках. Экономика России по-прежнему зависит от экспорта углеводородов. Сырье в нашей стране облагается вы-

возными таможенными пошлинами. За счет этих пошлин в РФ формируется больше половины федерального бюджета, тогда как в США и европейских странах федеральный бюджет формируется за счет налогов» [б].

В целях поддержки участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного регулирования Решением Коллегии ЕЭК от 21.09.2021 г. «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитированных электродов, происхо-

дящих из Китайской народной республики и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС» [7] предусматривается применение антидемпинговых мер для упрощения ввоза графитированых электродов, происходящих из КНР, на таможенную территорию ЕАЭС. Антидемпинговая пошлина применяется с 1 апреля 2022 года.

Кроме этого, Правительство приняло ряд новаций в сфере таможенного регулирования, направленных на стабилизацию экономики в области ВЭД (рис. 3).

Рис. 3

Необходимо отметить, что таможенные платежи в рамках налогового регулирования экономики государства обладают своими собственными инструментами. К ним прежде всего относятся: таможенный контроль, правила определения страны происхождения товара, таможенная процедура, состав плательщиков, объект налогообложения, возникновение и прекращение обязанности по уплате налога, маркирование акцизной и иной приравненной к ней продукции, санкции, льготы, ставки, таможенные преференции, коды ТН ВЭД, декларирование товаров, налоговые декларации, отсрочки и рассрочки платежа, база для исчисления, порядок исчисления, порядок и срок уплаты [8].

Эти инструменты могут способствовать оптимизации эффектов налогов во время введения санкций. Так, таможенные преференции - это особые условия, предоставляемые государством в отношении таможенной пошлины или налога на добавленную стоимость (НДС) при импорте товаров из определенных стран или регионов.

В период санкций, когда установлены ограничения на импорт определенных товаров из определенных стран, государство может предоставлять таможенные преференции для товаров, которые не подпадают под санкции. Это может быть сделано, чтобы способствовать импорту этих товаров, увеличить их доступность и снизить их стоимость для потребителей.

В условиях введенных против государства санкций в области таможенного дела необходимо принимать ряд мер, чтобы минимизировать негативные последствия и обеспечить более эффективное функционирование таможенной системы:

1. развитие международного сотрудничества: необходимо активизировать международное сотрудничество с партнерами, которые не вводят санкции против государства, чтобы расширить возможности для экспорта и импорта товаров;

2. диверсификация экономики: необходимо сосредоточить усилия на развитии отраслей экономики, которые не подвержены санкциям, что-

5 -о

сз ж

■с

см оо

бы увеличить объемы экспорта и импорта товаров в рамках этих отраслей;

3. усиление контроля: в условиях ужесточения таможенного контроля необходимо усилить контроль за перемещением товаров через таможенную границу, чтобы предотвратить незаконный ввоз товаров, обеспечить соблюдение таможенного законодательства и защитить внутренний рынок страны;

4. улучшение таможенного законодательства: необходимо внести изменения в таможенное законодательство, чтобы обеспечить более эффективный контроль и борьбу с незаконным перемещением товаров через таможенную границу;

5. повышение эффективности работы таможенных органов: необходимо проводить регулярную аттестацию и обучение сотрудников таможенных органов, чтобы повысить их профессиональный уровень и эффективность работы.

6. поддержка экспортных компаний: государство должно оказывать поддержку экспортным компаниям, в том числе через финансирование проектов, обеспечивать им доступ к новым рынкам и инвестициям, а также содействовать повышению квалификации персонала;

7. увеличение прозрачности: важно повысить прозрачность таможенных процедур и сделать их более простыми и понятными для бизнеса, что способствует улучшению бизнес-климата и повышению доверия к таможенным органам. Дополнительно к уже перечисленным мерам,

государство может также принимать следующие

шаги:

- развитие внутреннего производства: государство может поощрять производство товаров внутри страны, которые ранее импортировались, таким образом, уменьшив зависимость от импорта и увеличивая налоговые поступления от внутреннего производства;

- расширение экспорта: санкции могут ограничивать импорт, но также могут предоставлять возможности для увеличения экспорта. Государство может поддерживать развитие экспорта, что позволит компенсировать убытки от сокращения импорта и увеличить валютные поступления в бюджет. Так, Г.М. Алимусаев указывает, что логистика - это инструмент для минимизации негативных последствий санкций [9]. Он утверждает, что логистические решения могут помочь компаниям обойти санкционные ограничения и улучшить свою позицию на рынке.

- сотрудничество с другими странами. Вместо того, чтобы полагаться только на импорт из одной страны, государство может развивать торговые отношения с другими странами, которые не находятся под санкциями, уменьшая тем самым риски для экономики;

- ужесточение контроля и борьба с контрабандой: в условиях санкций контрабанда может увеличиться. Государство должно принимать

меры по ужесточению контроля за таможенными процедурами и борьбе с контрабандой, таким образом увеличивая налоговые поступления.

- повышение качества таможенных услуг. Важно, чтобы таможенные службы были эффективными и прозрачными. Улучшение качества таможенных услуг поможет сократить время на таможенных процедурах, уменьшить вероятность задержек и снизить издержки для экспортеров и импортеров.

Формирование налоговой политики РФ в условиях экономических санкций требует комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов. Считаем обоснованным привести ряд рекомендаций по оптимизации ценовых, перераспределительных и стимулирующих эффектов налогов в таможенно-налоговом регулировании внешнеэкономической деятельности. К ним относятся:

1. снижение ставок НДС и акциза на импортируемые товары, чтобы снизить ценовой эффект и увеличить стимулирующий эффект. Это также может привести к увеличению объемов «чистого» импорта и уменьшению доли теневого импорта;

2. осуществление перераспределительного эффекта путем введения льготных режимов таможенного оформления для отдельных категорий товаров, например, для товаров, необходимых для осуществления экспорта или для тех, которые имеют стратегическое значение для развития отраслей экономики страны на сегодняшний день;

3. внедрение новых механизмов налогового контроля, которые помогут уменьшить утечку налоговых доходов при импорте товаров, таких как использование технологий и систем анализа данных для более точного определения стоимости импортированных товаров;

4. проведение мониторинга изменений в мировой экономике и реакция на них с помощью гибкой налоговой политики, направленной на поддержку национальной экономики в условиях экономических санкций.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О внешней торговле в 2022 году // https://ross-tat.gov.ru/storage/mediabank/26_23-02-2022. html (дата обращения: 15.07.2023).

2. О внешней торговле в 2021 году // https://ross-tat.gov.ru/storage/mediabank/46_23-03-2022. html (дата обращения: 15.07.2023).

3. Сафина Д.И., Коновалова М.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО / Экономика России в XXI веке: сб. науч. трудов XI Межд. науч.-практ. конф. Томск: Томский по-литехн. ун-т, 2014. С. 262-267.

4. Беляев, А.С. Налоговое регулирование внешнеторговых операций в системе международ-

ных таможенных отношений / А.С. Беляев // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2022. - № 1(88). - С. 23-30.

5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России) // https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2023).

6. Алексеева Т.О. Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях экономических санкций по отношению к России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 13 (295). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/osobennosti-tamozhenno-tarifnogo-regulirovaniya-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy-po-otnosheniyu-k-rossii (дата обращения: 15.07.2023).

7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.09.2021 N129 (ред. от 07.12.2021, с изм. от 29.03.2022) «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитированных электродов, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // http://www. eaeunion.org/ (дата обращения: 15.07.2023).

8. Гончаренко Любовь Ивановна, Сидорова Елена Юрьевна // Формы и инструменты таможенных платежей в системе инструментов налогового регулирования экономики // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formy-i-instrumenty-tamozhennyh-platezhey-v-sisteme-instrumentov-nalogovogo-regulirovaniya-ekonomiki (дата обращения: 15.07.2023).

9. Алимусаев Г.М. Логистическая поддержка хозяйствования в условиях риска, экономических санкций и неопределенности среды / Г.М. Алимусаев // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2014. N4. С. 13-16.

LEGAL REGULATION OF RECOMMENDATIONS ON THE FORMATION OF THE TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF SANCTIONS (IN TERMS OF CUSTOMS AND TAX REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY)

Korovyakovskiy D.G.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The author comprehensively considers the question of what recommendations on the formation of tax policy in the Russian Federation should be implemented when optimizing taxes under sanctions. The emphasis is on customs and tax regulation in foreign economic activity. Foreign economic activity brings the state a large amount of income, both in the import and export of goods. However, to date, foreign economic activity in the Russian Federation is quite unstable due to the implementation of sanctions packages against our state

by the United States, European Union countries and other unfriendly states. The author examines in detail the issues of how to protect yourself from this phenomenon. To do this, the state may consider the introduction of tax incentives for exports and tax preferences for the production of goods within the country. Thus, in the context of the introduction of external sanctions, the effectiveness of Russia's fiscal policy will be determined by a set of factors discussed in this article. The author also emphasizes the need to find a balance between the level of tax revenues, the effectiveness of budget expenditures and the reaction of business to tax policy. As a result, the author comes to the conclusion that the formation of the tax policy of the Russian Federation in the conditions of economic sanctions requires a comprehensive approach that takes into account a number of factors: the reduction of VAT and excise rates on imported goods; implementation of the redistributive effect by introducing preferential customs clearance regimes for certain categories of goods; introduction of new tax control mechanisms that will help reduce the leakage of tax revenues when importing goods; monitoring changes in the global economy and responding to them with a flexible tax policy. The author substantiates these factors in his article.

Keywords: Customs and tariff regulation, tax policy, budget policy, economic sanctions, import.

References

1. On foreign trade in 2022 // https://rosstat.gov.ru/storage/media-bank/26_23-02-2022.html (date of access: 07/15/2023).

2. On foreign trade in 2021 // https://rosstat.gov.ru/storage/media-bank/46_23-03-2022.html (date of access: 07/15/2023).

3. Safina D.I., Konovalova M.I. Dynamics and structure of receipts of customs payments to the federal budget of the Russian Federation since Russia's accession to the WTO / Economy of Russia in the XXI century: Sat. scientific Proceedings XI Int. scientific-practical. conf. Tomsk: Tomsk Polytechnic. un-t, 2014, pp. 262-267.

4. Belyaev, A.S. Tax regulation of foreign trade operations in the system of international customs relations / A.S. Belyaev // Bulletin of the North Caucasian Federal University. - 2022. - No. 1 (88). - S. 23-30.

5. The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025 (approved by the Ministry of Finance of Russia) // https://minfin.gov. ru/ (date of access: 07/15/2023).

6. Alekseeva T.O. Peculiarities of Customs and Tariff Regulation under the Conditions of Economic Sanctions Against Russia // Financial Analytics: Problems and Solutions. 2016. No. 13 (295). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tamozhenno-tarifnogo-regulirovaniya-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy-po-otnosheniyu-k-rossii (Date of access: 07/15/2023).

7. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated September 21, 2021 N129 (as amended on December 7, 2021, as amended on March 29, 2022) "On the application of an anti-dumping measure through the introduction of an anti-dumping duty on graphite electrodes originating from the People's Republic of China and imported to the customs territory of the Eurasian Economic Union" // http://www.eaeunion.org/ (date of access: 07/15/2023).

8. Goncharenko Lyubov Ivanovna, Sidorova Elena Yurievna // Forms and instruments of customs payments in the system of instruments of tax regulation of the economy // Economics. Taxes. Right. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/formy-i-instrumenty-tamozhennyh-platezhey-v-sisteme-instrumentov-nalogovogo-regulirovaniya-ekonomiki (date of access: 07/15/2023).

9. Alimusaev G.M. Logistical support of management in conditions of risk, economic sanctions and uncertainty of the environment / G.M. Alimusaev // RISK: Resources. Information. Supply. Competition. 2014. N4. S. 13-16.

5

"O

C3 ж

■с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.