Торговля агропродовольственной продукцией внутри и вне стран ЕАЭС в условиях рестриктивных практик*
Светлана Васильевна ИВАНОВА, УДК:339.5:338.43;
доктор экономических наук, РЭУ им. Г.В. Плеханова ББК: 65.428: 65.32; И21
(117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36), DOI: 10.24412/2072-8042-2022-8-94-104 профессор кафедры мировой экономики, E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению основных тенденций торговли агропродовольственной продукцией внутри и вне стран-членов Евразийского экономического союза за последние три года (2020-2022 г.г.), которые характеризуются феноменом локдаунов и геополитической напряженностью. Выявлено, что в 2021 году объем внутрисоюзной торговли превысил допандемийный уровень при сохранении приоритетности торговли с третьими странами. Сформулированы факторы расширения внутрисоюзной торговли и обозначены перспективы торговли вне интеграционного блока с учетом нарастания антироссийских санкций. Обозначены направления преодоления рестриктивных практик коллективного Запада в части торговли агропродовольственной продукцией и связанных с ней товаров.
Ключевые слова: агропродовольственная продукция, торговля, Евразийский экономический союз, общие и секторальные санкции.
Trade in Agri-Food Products within and outside the EAEU under Restrictive Practices
Svetlana Vasilyevna IVANOVA,
Doctor of Economic Sciences, Plekhanov Russian University of Economics (Stremyanny lane, 36, Moscow, 117997, Russia), Professor of World Economics Department, E-mail: [email protected]
Abstract
The article analyzes the main trends in the trade of agro-food products within and outside the Eurasian Economic Union over the past three years (2020-2022), which are marked by the phenomenon of lockdowns and geopolitical tensions. It is revealed that the intra-EAEU trade in 2021 exceeded the pre-pandemic volumes while maintaining the priority of trade with third countries. The factors of intra-union trade expansion are stated and the prospects for trade outside the economic integration bloc are outlined, taking into account the expansion of anti-Russian sanctions. The ways to overcome the restrictive practices of the Western countries in terms of trade in agri-food products and related goods are outlined.
Keywords: agri-food products, trade, Eurasian Economic Union, general and sectoral sanctions.
* Данное исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в рамках гранта: «Развитие международного бизнеса на евразийском пространстве в условиях новых глобальных вызовов» #969 05.08.2020, #1232 08.10.2020
^ 94
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2022
Последние три года характеризуются явным сломом ставшего уже привычным тренда международной торговли: с глобализации на глокализацию, проявления протекционизма, макрорегионализм. Кризисное состояние мировой экономики высветило особую важность такой базовой сферы деятельности как сельское хозяйства и значимую роль России на мировом и региональном аграрных рынках. По данным ФАО в мире растет число голодающих и недоедающих. Вопреки повестке Целей устойчивого развития ООН (ЦУР), их число увеличилось в 2021 г. и по предварительным данным составило 702 - 828 млн человек. Примерно 11,7% населения Земли столкнулись с серьезной нехваткой продовольствия1. При этом актуальность укрепления евразийских связей только усилилась.
2020 год прошел под знаком ограничений, связанных с пандемией СОУГО-19. По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в 2020 г. относительно 2019 г. объем взаимной торговли стран ЕАЭС в целом сократился на 10,7% при росте оборота продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 2,9%. Это единственная позиция, показавшая рост. На эту укрупненную группу ТН ВЭД приходится около 18% объема взаимной торговли, что сопоставимо с долей группы «машины, оборудование и транспортные средства». По объему взаимная торговля агропродовольственной продукцией занимает устойчиво третье место среди других групп - 9,9 млрд долларов в год, что подтверждает её значимость.
При рассмотрении объемов взаимной торговли стран ЕАЭС по видам экономической деятельности (методология СРА 2008) в 2020 г. значения показателя код А - Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства увеличились относительно предыдущего года на 4,1% и составили 1,57 млрд долларов. Оборот пищевых продуктов (без напитков и табака) вырос на 3,5% и составил 7,5 млрд долларов. Таким образом, при меньшем относительно продовольственных товаров объеме динамика развития внутрисоюзного рынка сельскохозяйственных товаров (в стоимостном исчислении) выше.
По данным ЕЭК, в 2021 г. общий объем взаимного экспорта по всем товарным группам вырос относительно 2020 г. более чем на 30%. Сегмент общего рынка «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» увеличился на 20,5% и составил 11,9 млрд долларов США, что отчасти объясняется ростом цен. Объем внутрисоюзного экспорта товаров указанного сегмента в наибольшей мере возрос из Киргизии (+37%) и России (+ 31,4%)2. На начало 2022 года повышательный тренд роста взаимного товарооборота сохраняется.
Россия остается самым масштабным покупателем продукции животного происхождения. Между Россией и Беларусью по агропищевому направлению наблюдается более высокая интенсивность взаимной торговли3.
Факторами дальнейшего расширения внутрисоюзной торговли агропищевой продукцией является развитие национальных агропромышленных комплексов (АПК) в контексте повышения уровня согласованости проводимой в рамках ЕАЭС единой сельскохозяйственной политики. Несмотря на сближение позиций стран-
8 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
95 ^
участниц, имеются существенные проблемы, связанные с разницей в исторически сложившихся моделях хозяйствования, в том числе в части государственной поддержки производств и уровней налогообложения; инфраструктурных и технологических различиях; особенностей ресурсообеспечения (включая природно-климатический фактор); значимости АПК в национальном хозяйстве. Указанные различия способствуют сохранению некоторых торговых препятствий в создании единого сельскохозяйственного рынка ЕАЭС.
В соответствии со ст. 28 Договора о ЕАЭС4 «В рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором».
В части реального функционирования общей внешней пошлины (ЕТТ) на сельскохозяйственное сырьё и пищевую продукцию имеются ограничения, связанные с тем, что экспортные тарифы не включаются в ЕТТ, а также тем, что Казахстан, Армения и Кыргызстан имеют изъятия, связанные с их обязательствами перед ВТО. Все страны союза, кроме Беларуси, являются членами ВТО. Причем переходный период для всех присоединившихся стран уже закончился. Кыргызстан и Армения стали членами ВТО гораздо раньше, чем вошли в состав ЕАЭС. То есть они приняли обязательства перед ВТО по открытию своих рынков до создания ЕТТ ЕАЭС. Гармонизация уровней их адвалорных импортных пошлин с ЕТТ означает повышение тарифной защиты, то есть проявление протекционизма по отношению к третьим странам. Так, Кыргызстан (присоединился к ВТО в 1998 г.) имел тысячи тарифных позиций на сельскохозяйственные товары и пищевую продукцию с нулевой тарифной защитой. Например, внешний тариф на семена бобовых был равен нулю, а в соответствии с ЕТТ - 11,7%. После присоединения к ЕАЭС в 2014 г. Кыргызстан обратился к ВТО с запросом о пересмотре части своих обязательств (по статье ХХГУ:6 ГАТТ -1994). В феврале 2020 г. проведены консультации с ЕС, обсуждения с членами ВТО с целью выхода на завершение компенсационных переговоров. В настоящее время имеются изъятий из ЕТТ для Кыргызстана. Армения также имеет исключения их ЕТТ по ввозимым из третьих стран агропищевым продуктам. Весьма актуальна система прослеживаемости движения товаров, в том числе в части санитарных и фитосанитарных мер.
Что касается Казахстана, который присоединился к ВТО только в 2015 г., то согласно договоренности со странами ЕАЭС, товары, ввозимые в Казахстан по ставкам ниже ЕТТ относятся к категории товаров, которые могут поступать в другие страны ЕАЭС только после уплаты более высокой пошлины, в противном случае, запрещены к перепродаже в другие страны ЕАЭС. Например, к исключениям из ЕТТ для Казахстана относится мясо птицы, средневзвешенная связанная импортная пошлина на которое составляет в формате обязательств перед ВТО - 15% (ЕТТ
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2022
ЕАЭС - 25%). Казахстан выразил намерение подать уведомление в ВТО о пересмотре своих обязательств по доступу на внутренний рынок в 2023 г., однако сама процедура пересмотра является длительной и сложной.
Кроме того, страны-члены ЕАЭС имеют право на использование тарифов, отличных от ЕТТ, в соответствии с перечнем, согласованным с Комиссией ЕАЭС. Отклонения от ЕТТ возможны и в случае наличия преференциальной торговли с третьими странами на основе международных соглашений, заключенных страной-членом ЕАЭС до 1 января 2015 г.
Острой является проблема обеспечения взаимопонимания в сфере обеспечения безопасности продуктов питания, санитарных и фитосанитарных мер (нетарифные барьеры) к решению которых могут примешиваться политические мотивы. Ахиллесова пята децентрализованной системы обеспечения безопасности пищевых продуктов и охраны здоровья животных и растений в ЕАЭС - отсутствие механизма оценки систем мониторинга и контроля безопасности пищевых продуктов на национальном уровне и обеспечения выполнения решений ЕАЭС.
Определенные ограничения на формирование единого аграрного рынка внутри ЕАЭС оказывает разнобой в ценообразовании на однородную продукцию сельского хозяйства, вызванный спецификой формирования цен на энергоносители (вкл. электроэнергию) в разных странах ЕАЭС.
Таким образом, единая сельскохозяйственная политики ЕАЭС в части тарифного и нетарифного регулирования находится в стадии формирования и трансформации.
Интеграционные связи стран ЕАЭС проходят серьезное испытание рестриктив-ными мерами коллективного Запада. Антироссийские и антибелорусские санкции безусловно создали дополнительные проблемы как в части формирования единого сельскохозяйственного рынка ЕАЭС, так и в развитии внешнеторговых связей России и Беларуси со странами вне союза. Ни одна страна ЕАЭС до сих пор официально не признала российский статус Крыма, а также независимость Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Против резолюции ООН от 1 марта 2022 г., осуждающей специальную военную операцию России на Украине, проголосовала только Беларусь; Армения, Казахстан, Киргизия - воздержались. Армения поддерживает с ЕС интенсивные дружественные отношения на основании подписанного в 2017 году Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (СПС). Киргизия и Казахстан зависят от иностранного капитала и боятся вторичных западных санкций против своих экономик и отдельных граждан.
Инициатива России о солидарном со странами ЕАЭС противодействии западным санкциям не получила единой поддержки. Так, представители Казахстана прямо высказались против политизации евразийских связей и консолидированных мерах стран ЕАЭС5. Опасаясь вторичных санкций, Минфин Казахстана инициировал проект о запрете поставок в Россию и Беларусь товаров, которые попали под западные санкции, по своей территории.
8 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
97 0
Кроме того, казахская сторона считает неуместной внутрисоюзную гармонизацию экспортных ограничений для сельскохозяйственных продуктов. Как известно, с 14 марта по 30 июня 2022 г. Россия установила запрет на вывоз пшеницы и мес-лина, ржи, ячменя, кукурузы, сахара и сахара-сырца в страны ЕАЭС6. Эмбарго не касается Республики Белорусии, г. Байконур (Республика Казахстан), архипелага Шпицберген, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также «зерновых культур, вывозимых с территории Российской Федерации на основании разовых лицензий на экспорт, выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2595»7. Квота на вывоз зерна вне ЕАЭС составила 11 млн тонн (действует с 15 февраля по 30 июня 2022 г.). Используется механизм плавающих экспортных пошлин, которые рассчитываются еженедельно на основе цен экспортных контрактов на зерно «Московской биржи».
Цель российских ограничений - сдержать существенный рост внутренних цен, которые следуют за мировыми, и не допустить дефицита зерновых внутри страны. Разница между внутренними и экспортными ценами на пшеницу превышает 25%. Мировые цены на пшеницу демонстрируют двухкратный относительно предыдущего года рост до 400 долларов за тонну. Кроме того, свободное (без импортной пошлины) обращение дешёвого российского зерна внутри ЕАЭС создает возможности для его реэкспорта по более высокой мировой цене другими странами союза в третьи страны (вне союза).
Казахская сторона выразила недовольство временными мерами России, сообщила о нехватке зерна на казахском рынке, росте цен и проблем с казахским экспортом, что с совокупности снижает доходы предприятий зернового кластера Казахстана8. В качестве площадки разрешения разногласий мог бы стать российско-казахстанский зерновой пул, но идея не была реализована.
Отметим, что инструмент экспортных пошлин использует не только Россия. ФАО отмечает каскадный характер введения ограничений на экспорт сельскохозяйственной продукции. Так, по данным экспертов International Food Policy Research Institute ограничения ввели такие крупные экспортеры: Индонезия (запрет на экспорт пальмового масла), Аргентина (запрет на экспорт говядины), а также Турция, Кыргызстан и Казахстан (запрет на различные зерновые продукты)9.
Для предотвращения конфликтов в будущем, 21 июня 2022 г. главы правительств стран Евразийского экономического союза определили правила функционирования единого рынка по чувствительным видам продукции. Распоряжением Евразийского межправительственного совета (ЕМПС) закреплено свободное обращение таких товаров во взаимной торговле в рамках утвержденных индикативных балансов и квот. В перечень вошли пшеница и меслин, ячмень, кукуруза, семена подсолнечника, сахар, подсолнечное масло и ряд других товаров10. Совету
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2022
Евразийской экономической комиссии совместно с правительствами государств Союза поручено организовать подготовку балансов в отношении товаров из перечня. При вывозе указанной продукции в третьи страны стороны не будут допускать обхода мер экспортного регулирования, установленных одним или несколькими государствами, в том числе при принятии односторонних и (или) единых мер регулирования экспорта в рамках Союза. Распоряжение ЕМПС вступает в силу со дня официального опубликования и действует до 30 сентября 2024 года.
Под влиянием санкций наблюдается и позитивные процессы, например, ускорение формирования рублевой зоны в ЕАЭС. По данным Министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергея Глазьева в 2022 г. около 2/3 взаиморасчетов внутри союза проходят в рублях11. Россия использует рубли для оплаты 82 % торгового оборота с Белоруссией, 63% - с Казахстаном и 58% - с Киргизией. Осуществлен перевод расчета пошлины на пшеницу с долларов в рубли. Расширяется практика оплаты грузов в национальных валютах при торговле России с Китаем.
Антироссийские санкции активизировали процесс импортозамещения средств производства для сельского хозяйства: технику и оборудование, семена, репродуктивный материал, ветеринарные препараты, кормовые добавки, витамины и другие наукоемкие товары. В настоящее время 97% семян сахарной свеклы, 77% семян подсолнечника, 65% семян картофеля - импортные. Поставлена задача к 2030 г. добиться удовлетворения потребностей российского сельского хозяйства в семенном материале в среднем на 75% за счет развития современной сети отечественных селекционно-семеноводческих центров на базе государственного и частного финансирования. В реализацию этого проекта внесет свой вклад российско-белорусское сотрудничество. Беларусь практически полностью самообеспечена семенами основных культур растениеводства (кроме овощей). Ежегодно в Россию экспортируются семена льна. 50 сортов различных культур белорусской селекции включены в Государственный реестр РФ. Предложение о квотировании ввоза в Россию импортных семян из третьих стран (вне союза), на наш взгляд, пока преждевременно.
Довольно сложная ситуация в российском сельскохозяйственном машиностроении. Транснациональный американский производитель сельхозтехники Deere запретил поставки техники и комплектующих в Россию и Белоруссию, а также приостановил свою производственную деятельность в России. То же касается немецкого концерна CLAAS. Константин Бабкин - владелей группы компаний «Ростсельмаш» - отмечает, что антироссийские санкции создали существенные проблемы в поставках европейских и американских комплектующих. Интрига состоит в том, чем будет заменена западная продукция: российской или китайской и в какой пропорции?12. Минский тракторный завод планирует увеличить экспорт своей техники в Россию на 25% с тем, чтобы заменить ушедших с рынка ино-
8 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
99 Q
странных производителей в сегменте «малых тракторов». Трактора «Беларус» (BELARUS) уже доминируют на российском рынке тракторов в сегменте до 100 л.с. Сборочные цеха МТЗ расположены в разных странах ЕАЭС и вне союза.
Для снижения негативных эффектов, вызванных уходом ряда иностранных компаний агропромышленной специализации с российского рынка, в июне 2022 г. Совет Евразийской экономической комиссии одобрил временное обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сельскохозяйственной техники. Возможно обнуление на полгода таможенной пошлины на импортные товары критического для России значения, в том числе на отдельные виды овощей и зерновых культур, элементы детского питания, ферменты и другое. Упрощены процедуры импорта, в том числе разрешено использование копий сертификатов о происхождении товаров.
Наибольшее влияние на внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией оказывают санкции общего характера, которые направлены на исключение России из международной платежной системы, международной логистики, международных систем страхования и хранения грузов. Активно используется принцип «over-compliance» или принцип «чрезмерной осторожности». В частности, страны ЕС закрыли воздушное пространство ЕС для российских самолетов; запрещен вход/ выход российских судов в иностранные порты и иностранных судов в российские порты стран ЕС; фактически рекомендовано не страховать российский груз иностранной компанией; бойкотировать контейнерные перевозки в/из России... Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) запретило американским лицам осуществлять операции с российскими Центробанком, Минфином и Фондом национального благосостояния (ФНБ). Рос-сельхозбанк (РСХБ) был включен в американский «чёрный список» наряду со Сбербанком России, ВТБ, некоторыми другими банками и отключен от системы СВИФТ. Рублевые расчеты внутри России могут осуществляться беспрепятственно, а вот валютные платежи с другими странами запрещены. Власти США сделали исключение только для сделок с энергоносителями. В ЕС, на фоне роста цен на продовольствие, обсуждается вопрос о частичном разблокировании российских счетов в евро для закупки в России сельскохозяйственной продукции и удобрений.
Прямые запреты на торговлю сельскохозяйственной продукцией с Россией касаются в основном только товаров, отнесенных к списку предметов роскоши. С 15 марта 2022 г. в соответствии с Приложением XVIII Регламента ЕС 833/201413 введен запрет на экспорт в Россию таких товаров (стоимостью более 300 евро за штуку): живых лошадей, икры и заменителей икры, трюфелей и продуктов из них, вина, включая игристые, пиво солодовое, сигареты, парфюмерия. В соответствии с Распоряжение №14068 от 11.03.202214 в США введен запрет на импорт из России в США рыбы и ракообразных, моллюсков, других водных беспозвоночных и продуктов из них; пива, виноградных вин, спирта этилового. Введен запрет на экс-
^ 100
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2022
порт, реэкспорт в РФ из США прямо или косвенно: алкогольных и безалкогольных напитков и уксуса; табака и промышленных заменителей табака; эфирного масла; изделий из кожи; натурального и искусственного меха и продукции из него. Вели-кобритания15 в отношении импорта из России ввела дополнительную импортную пошлину в размере 35% таможенной стоимости на зерновые, семена масличных культур, напитки алкогольные и безалкогольные, уксус; меховые шкуры, древесину; удобрения... При этом, Управление по контролю за иностранными активами (ОБАС) Минфина США разрешило проводить с Россией транзакции, связанные с поставками продовольствия, удобрений, лекарств и медицинского оборудования. Причем под сельскохозяйственными товарами понимаются: продукты питания для людей (включая сырые, обработанные и упакованные продукты; живые животные; витамины и минералы; пищевые добавки; бутилированная питьевая вода) или животные (включая корма для животных); семена продовольственных культур; удобрения или органические удобрения; или же репродуктивные материалы (такие как живые животные, оплодотворенные яйцеклетки, эмбрионы и сперма) для производства сельскохозяйственных животных16.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2020 г. относительно 2019 г. взаимный и внешний товарооборот сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции стран ЕАЭС вырос, несмотря на сокращение указанного показателя по другим товарным группам. Агробизнес сыграл стабилизирующую роль в условиях ограничений СОУГО-19 и антироссийских санкций. В 2021 г. повышательный тренд сохранился. В 2022 г. в связи с усилением санкций возможно снижение поставок в физическом объеме при росте в стоимостной форме за счет агфляции и валютного фактора.
Условием развития внутрисоюзного агропродовольственного бизнеса является реализация на практике единой согласованной сельскохозяйственной политики. В настоящее время наблюдается сохранение ряда тарифных и нетарифных барьеров внутри единого аграрного рынка, что связано с обязательствами стран ЕАЭС перед ВТО; расхождением в национальных интересах и реакциях стран союза на антироссийские санкции; разным ценообразованием на сельскохозяйственную продукцию, в том числе за счет разных цен на природный газ, топливо и рядом других причин.
В безусловном приоритете России остается торговля СХиПП со странами вне ЕАЭС. Высок уровень замещения европейского направления экспорта (который никогда не был основным) на торговлю со странами Ближнего и Дальнего Востока, особенно Китаем, Южной и Юго-Восточной Азии, африканскими странами.
С точки зрения внешнеторговой деятельности антироссийские и антибелорусские санкции коллективного Запада создали двойственные эффекты: импульсы де-зинтеграционного и интеграционного характера. Так, Казахстан прямо высказался
8 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
101 ^
против политизации евразийских связей и консолидированных мер ЕАЭС по преодолению санкций. Страны союза стремятся избежать применения к ним вторичных санкций. Фактором усиления интеграционных связей, прежде всего, между Россией и Беларусью, является переход России к практикам импортозамещения в части науко- и капиталоёмких сфер сельскохозяйственных средств производства, в том числе за счет использования возможностей стран ЕАЭС. Положительный эффект - ускоренное создание рублёвой зоны союза. Видимо требуется более подробная проработка п. 33 «Цели и принципы внешнеторговой политики союза» Договора о ЕАЭС в части действий стран в условиях форс-мажора.
С учетом тесной взаимосвязи товарных потоков внутри и вне ЕАЭС, в 2022 году Россия активно использовала инструменты их регулирования. Был введен временный запрет на экспорт российских зерновых и сахара в страны ЕАЭС; введены временные квоты и экспортные пошлины на экспорт российских зерновых вне стран союза. Западные санкции в части импорта/экспорта сельскохозяйственных продуктов в/из России носят в основном общий несекторальный характер, за исключением «продуктов роскоши», и значительно усложняют воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. В этом же направлении действует и уход иностранных компаний агропромышленной специализации, в том числе ориентированных на евразийский рынок, из российской юрисдикции.
Стратегическим направлением преодоления негативных последствий антироссийских санкций является создание в России сбалансированного агропромышленного комплекса, включающего в себя индустрии наукоемких средств производства для сельского хозяйства; формирование мотиваций для отечественных и евразийских инвестиций в сферу АПК. В этом смысле показателен гибкий концепт Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП - ЯСЕР), который включает в себя идею создания внутри мегарегиона замкнутых циклов цепочек добавленной стоимости.
В торговле сельскохозяйственной продукцией со странами вне ЕАЭС центральным является вопрос отмены несекторальных антироссийских санкций. Определенные надежды дает договоренность о частичном разминировании порта в Одессе и о смягчении ограничений ЕС по транспортировке российской сельскохозяйственной продукции и удобрений по Чёрному морю, достигнутая Россией вначале августа 2022 года при посредничестве генерального секретаря ООН и Турции. Нарушение правил ВТО со стороны контрагентов и антироссийские санкции безусловно являются тригерром агфляции в разных странах мира.
^ 102
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2022
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. 2022. Кратко о состоянии продовольственной безопасности и питания в мире в 2022 году. Переориентация продовольственной и сельскохозяйственной политики, чтобы сделать здоровое питание более доступным. Рим, ФАО, С. 13
2 ЕЭК. О взаимной торговле товарами Евразийского экономического союза, январь-декабрь 2021 г.
3 Индекс показывает, является ли объем внутрирегиональной торговли больше или меньше, чем можно было бы ожидать, исходя из доли региона в мировой торговле. Рассчитывается ЕЭК.
4 «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014, г. Астана (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
5 МИД прокомментировал слова заместителя Лаврова об «ответных санкциях» ЕАЭС. TENGRINEWS, 05 июня 2021г. - https://tengrinews.kz/sng/mid-prokommentiroval-slo-va-zamestitelya-lavrova-otvetnyih-439508/
Постановления от 14 марта 2022 года №361 №362 «О введении временного запрета на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации»; Постановления от 14 марта 2022 года №361 «О введении временного запрета на вывоз сахара белого и сахара-сырца тростникового из Российской Федерации; - http://government.ru/ news/44807/
7 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2595 «О мерах по регулированию вывоза пшеницы и меслина, ячменя, ржи и кукурузы за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» - http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202112310130
Алексеев Л. Способен ли ЕАЭС урегулировать «зерновой» спор России и Казахстана? Ритм Евразии, 07.06.2022 - https://www.ritmeurasia.org/news--2022-06-07--sposoben-li-eaes-uregulirovat-zernovoj-spor-rossii-i-kazahstana-60268
Joseph Glauber, David Laborde and Abdullah Mamun From bad to worse: How Russia-Ukraine war-related export restrictions exacerbate global food insecurity, April 13, 2022. IFPRI Blog - https://www.ifpri.org/blog/bad-worse-how-export-restrictions-exacerbate-global-food-security
10 Члены ЕМПС определили правила функционирования единого рынка Союза по чувствительным видам продовольственных и иных товаров. ЕЭК, 21.06.2022 г. - https://eec. eaeunion.org/news/chleny-emps-opredelili-pravila-funktsionirovaniya-edinogo-rynka-soyuza-po-chuvstvitelnym-vidam-prodo/
11 Глазьев оценил долю рубля в торговле стран ЕАЭС. ПРАЙМ, 4 апреля 2022 -https://1prime.ru/Forex/20220404/836579743.html
12 Совладелец «Ростсельмаша» не верит в импортозамещение. Почему? 161.RU. Ростов-на-Дону онлайн, 27 мая 2022 г. - https://161.ru/text/business/2022/05/27/71366306/
13 Council Regulation (EU) 2022/428 of 15 March 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine
8 - 2022
Российский внешнеэкономический вестник
103 Q
14 Executive Order 14068 ofMarch 11, 2022. Prohibiting Certain Imports, Exports, and New Investment With Respect to Continued Russian Federation Aggression Federal Register. March 15, 2022. Presidential Documents 14381 Federal Register Vol. 87, No. 50
15 Guidance Additional duties on goods originating in Russia and Belarus, Published 28 March 2022 - https://www.gov.uk/guidance/additional-duties-on-goods-originating-in-rus-sia-and-belarus
16 DEPARTMENT OF THE TREASURY WASHINGTON, D.C. OFFICE OF FOREIGN ASSETS CONTROL Russian Harmful Foreign Activities Sanctions Regulations 31 CFR part 587 GENERAL LICENSE NO. 6A Transactions Related to the Exportation or Reexportation of Agricultural Commodities, Medicine, Medical Devices, Replacement Parts and Components, or Software Updates, the Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) Pandemic, or Clinical Trials
БИБЛИОГРАФИЯ:
ЕЭК. О взаимной торговле товарами Евразийского экономического союза, январь-декабрь 202 i г. @@ EE'K. O vzaimnoj torgovle tovarami Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza, yanvar'-dekabr' 2021 g.
Иванова С.В., Латышов А.В. Торговля стран ЕАЭС агропродовольственной продукцией: тенденции, коллизии, факторы / Международная торговля и торговая политика, № 3, 2019, С. i20 - i34 @@ Ivanova S.V., Laty'shov A.V Torgovlya stran EAE'S agroprodovol'stvennoj produkciej: tendencii, kollizii, faktory' / Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika, № 3, 2019, S. 120 - 134
Решение Совета Комиссии от 14 октября 2015 г. № 59 о перечне изъятий из ЕТТ ЕАЭС @@ Reshenie Soveta Komissii ot 14 oktyabrya 2015 g. № 59 o perechne iz''yatij iz ETT EAE'S - https://docs.cntd.ru/document/420309455
ФАО (2021) Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства - 2021. Повышение жизнестойкости агропродовольственных систем в условиях потрясений и стрессов. Рим, ФАО, 182 с. @@ FAO (2021) Polozhenie del v oblasti prodovol'stviya i sel'skogo xozyajstva - 202 i. Povy'shenie zhiznestojkosti agroprodovol'stvenny'x sistem v usloviyax potryasenij i stressov. Rim, FAO, 182 s. - https://www.fao.org/3/CB4476RU/online/CB4476RU. html
ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. 2022. Кратко о состоянии продовольственной безопасности и питания в мире в 2022 году. Переориентация продовольственной и сельскохозяйственной политики, чтобы сделать здоровое питание более доступным. Рим, ФАО. Краткий обзор, 36 с. @@ FAO, MFSR, YuNISEF, VPP i VOZ. 2022. Kratko o sostoyanii prodovol'stvennoj bezopasnosti i pitaniya v mire v 2022 godu. Pereorientaciya prodovol'stvennoj i sel'skoxozyajstvennoj politiki, chtoby' sdelat' zdorovoe pitanie bolee dostupny'm. Rim, FAO. Kratkij obzor, 36 s. - https://www.fao.org/3/cc0640ru/cc0640ru.pdf
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
В - 2022