УДК 35.085.6
ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭКСПОРТА ЧЁРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Денисова Н.А., Аргатов М.А.
Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»
PROBLEMS OF CUSTOMS CONTROL OF EXPORTS OF FERROUS AND NON-FERROUS METALS AND WAYS TO SOLVE
THEM
Denisova N.A., Argatov M.A.
North-West Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and
Public Administration under the President of the Russian Federation
Аннотация
В статье рассмотрены особенности таможенного контроля экспорта черных и цветных металлов. Авторы приводят основные причины проблем, которые возникают в процессе таможенного контроля черных и цветных металлов, а также предлагают необходимые меры, обеспечивающие совершенствование порядка их экспорта.
Ключевые слова: таможенный контроль, черные и цветные металлы, внешняя торговля, экспорт.
Сфера применения металлов охватывает практически все отрасли, поэтому данный вид товаров имеет высокую ценность на рынке. Они широко применяются в авиа-и машиностроении, радиоэлектронике, ракетной и атомной технике, сфере высоких технологий, а также в быту.
В результате активного роста объемов экспорта и импорта металлопродукции возрастает нагрузка на таможенные органы, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС, а металлы, сплавы и изделия из них становятся приоритетными объектами для усиленного контроля. Вопрос об эффективности деятельности таможенных органов в этой области стоит особенно остро.
Металлы делятся на 2 вида: чёрные и цветные. Отличаются они тем, что первый вид содержит железо, а другой нет. Классификация черных и цветных металлов осуществляется в XV разделе ТН ВЭД ЕАЭС [2]. При классификации товара по ТН ВЭД
Abstract
The article discusses the features of customs control of export of ferrous and non-ferrous metals. The authors cite the main causes of the problems that arise in the process of customs control of ferrous and non-ferrous metals, and also offer the necessary measures to improve the procedure for their export.
Keywords: customs control, ferrous and non-ferrous metals, foreign trade, export.
ЕАЭС последовательно должны применяться основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, в свою очередь, при возникновении подозрений, а также спорных ситуаций, дает возможность использовать пояснения, включающие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначной идентификации конкретного товара относительно определенной позиции номенклатуры [2].
Важно обратить внимание, на то, что одним из основных товаров, при перемещении которых участниками ВЭД нарушались законодательные и нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие ядерную и радиационную безопасность, является лом черных и цветных металлов. Поэтому в отношении данной категории товаров предусмотрен особый порядок проведения таможенного контроля (ТК). Особенность ТК состоит в том, что должностное лицо таможенных органов (ДЛТО) должно проверить
В санитарно-эпидемиологических заключениях должны быть указаны следующие сведения:
Номер санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) и дата его выдачи
Полное название и адрес организации, которой выдано СЭЗ
Номер контракта (договора) поставки металлолома, грузополучатель
Общее количество (масса) и вид металлолома, включенных в партию, идентификационные номератранспортных единиц (вагонов, контейнеров и т.п.)
Полное название лаборатории радиационного контроля (JIPE), выполнявшей измерения, и учреждения Роспотребнадзора, выдавшего СЭЗ.
Номера протоколов и даты измерений проводимых ЛРК при радиационном контроле партии металлолома
Значенияконтролируемых параметров (МЭД гамма-излучения на поверхности партии металлолома (транспортной единице), выявленные уровни радиоактивного загрязнения
Условия использования товар а по назначению
Рис.1. Сведения, указываемые в санитарно-эпидемиологических заключениях
соответствие условий перемещения через таможенную границу лома металлов гигиеническим требованиям по обеспечению радиационной безопасности при его заготовке и реализации.
Как известно, ТК проводится в два этапа: документальный и инструментальный контроль. Этап документального ТК в условиях развития электронного декларирования и концепции «Электронной таможни» становится все более приоритетным, поскольку именно товарно-сопроводительная документация может обеспечить выявление недостоверных сведений, заявленных в ДТ. При документальном контроле в ходе проверки товаросопроводительных документов инспектором должно быть проверено среди других документов наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб-надзор) России. Рис.1 наглядно демонстрирует, какие сведения о товаре должны быть указаны в санитарно-эпидемиологиче-
ском заключении. Кроме того, для предупреждения несанкционированного перемещения партий металлолома по территории Российской Федерации и за её пределы Ро-спотребнадзором установлен обязательный радиационный контроль лома черного и цветного металлов.
При заполнении ДТ важно учитывать необходимость внесения денежных средств для уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных категорий товаров, что делает данный факт ключевым в возникновении обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций. Целесообразно отдельно выделить правила заполнения графы 31 и составлять развернутое описание товаров с указанием вида металла, степени обработки, типа готового изделия и физико-химического состава перевозимой продукции. Эти значения и характеристики определяют величину вывозной таможенной пошлины и то, какие запреты и ограничения будут использованы в отношении перемещаемых товаров.
Инструментальный контроль (радиационный контроль) проводится в целях выявления в партии лома металлов локальных источников ионизирующего излучения, создающих мощность дозы гамма-излучения на поверхности партии (транспортного средства) превышающую более 20 мкР/ч над естественным уровнем излучения, а также выборочной проверки наличия поверхностного загрязнения лома металлов Альфа- и Бета-активными радионуклидами, которые не должны превышать значений, соответственно, 0,04 частиц/(см2 сек) и 0,4 частиц/(см2 сек). Таким образом, обязательность применения особых технических средств и форм фактического контроля обуславливает наличие определенных особенностей при проведении таможенного контроля в отношении данной категории товаров [4].
Исследование отличительных черт разрешительного порядка вывоза черных и цветных металлов дает возможность говорить о большом значении данной сферы и достаточном государственном регулировании через применение мер нетарифного регулирования. При работе с черными и цветными металлами применяются следующие меры: лицензирование и получение идентификационного заключения о невозможности отнесения к товарам экспортного контроля и двойного назначения. При экспорте данной категории товаров должностным лицам таможенных органов рекомендовано осуществлять сотрудничество с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью распознавания товаров в качестве опасных отходов, которые запрещены к перевозке через таможенную территорию ЕАЭС.
По результатам анализа правонарушений таможенного законодательства при экспорте черных и цветных металлов и изделий из них, совершаемых участников ВЭД, было установлено, что наибольшую группу нарушений составляют дела об АП, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.2 КоАП РФ [3]. Данное правонарушение связано с заявлением недостоверных сведений о химическом составе перемещаемых товаров, их назначении и количественных характеристик. Искажение данных сведений повышает риски, связанные с занижением причитающихся к уплате таможенных платежей и указанию недостоверной величины таможенной стоимости. Для
минимизации выявленных рисков целесообразным представляется разработка профилей рисков с возможностью проведения фактического контроля и применением специальных технических средств. О необходимости повышения эффективности контрольных мероприятий таможенных органов по данному направлению свидетельствуют статистические данные о результатах проведенных оперативно-розыскных мероприятий таможенных органов с иными ГКО.
Таможенный контроль экспорта черных и цветных металлов связан с применением специальных технических средств таможенного контроля, которые позволяют проводить проверку химических характеристик для целей наблюдения за правильностью отнесения к классификации ТН ВЭД ЕАЭС. При проведении ТК необходимо учитывать особенности перемещаемой партии и определять степень и объем проводимой формы фактического контроля, исходя из необходимых целей [1].
Некоторые проблемы, которые могут возникать при классификации черных и цветных металлов могут быть выделены из судебной практики. Так, например, проблему незаконной скупки железа и цветного металла в РФ неоднократно поднимают и органы власти, и представители бизнеса, которые выступают крупными игроками на рынке металлолома. Поскольку незаконное предпринимательство, в том числе в сфере оборота лома и отходов черных и цветных металлов, является одним из серьезных факторов угрозы экономической безопасности России в решении этой проблемы принимают участие и МВД и прокуратура и ФНС России.
Кроме того, необходимо отметить минусы нормативной правовой базы по классификации данной категории товаров, поскольку нормативные правовые акты в большей степени регламентируют производство материалов, которые являются сырьем для изготовления изделий из цветных и черных металлов.
Стоит обратить внимание на то, что в 2020 году вопрос об экспорте цветных и чёрных металлов имеет неопределённый характер. Первоначально Правительство РФ планировало ввести новые правила на экспорт чёрных и цветных металлов. Была идея ограничить экспорт лома черных и цветных металлов из России за пределы
ЕАЭС с 1 января 2020 года объемами, приобретенными в рамках биржевых торгов. Такая мера обеспечивала бы прозрачность ценообразования на металлолом [5]. Однако введение такого решения перенесено на 1 апреля 2020 года, и до сих пор не принято.
Старт биржевых торгов на лом металлов и одновременное прекращение квотирования, которые было в период второй половины 2019 года получило неоднозначное мнение со стороны представителей металлургической отрасли. Некоторые считают, что предлагаемая концепция ценовых индикаторов не может быть объективной и достоверной, так как, несмотря на существующие ГОСТы, предприятия по-разному обозначают один и тот же вид лома. Они утверждают, что лом имеет большой разброс по
ценам из-за различных факторов, учитывающих климатические особенности, экономическую и географическую составляющие добычи металлов. Таким образом, ценообразование может меняться, и установить единую цену на лом цветных и чёрных металлов невозможно. Несмотря на это, большая часть сборшиков лома приветствует такие перемены [6]. Тем не менее, однозначно охарактеризовать ситуацию экспорта металлов с территории Российской Федерации можно будет только после опубликования соответствующего законодательного акта и вступления его в силу.
Динамика экспорта цветных металлов в физическом выражении, охватывающей период с января 2019 по январь 2020 гг. продемонстрирована на рис.2.
Динамика экспорта цветных металлов в стоимостном выражении, за аналогичный
Рис. 2. Динамика экспорта цветных металлов в физическом выражении за январь 2019 - январь 2020
Рис. 3. Динамика экспорта цветных металлов в стоимостном выражении за январь 2019 - январь 2020
период с января 2019 по январь 2020 гг. продемонстрирована на рис.3.
Данные статистики представленные на рис.2. и рис.3. позволяют придти к следующим выводам:
1. Российский экспорт необработанного алюминия за январь 2020 года составил 115,8 тыс. тонн, что соответственно на 58,6% меньше по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года, и на 41% ниже уровня декабря 2019 года. По данным ФТС РФ, в стоимостном выражении экспорт алюминия составил 209,2 млн долларов, что в свою очередь на 58,5% ниже итогов января 2019 года, и на 41,1% меньше, чем в декабре
2019 года.
2. Экспорт рафинированной меди и необработанных медных сплавов за январь
2020 года составил 59,6 тыс. тонн, что составляет на 35,1% больше, чем в январе 2019 года, но в то же время, данный показатель на 8% ниже уровня декабря 2019 года. В стоимостном выражении их экспорт составил 351,2 млн долларов, что соответственно на 35,5% больше итогов января
2019 года, однако на 6,7% меньше, чем в декабре 2019 года.
3. Необработанного никеля по итогам января 2020 года было вывезено 8,5 тыс. тонн, что соответственно на 27,4% ниже, чем в январе 2019 года и на 30,3% ниже уровня декабря. Таможенная стоимость необработанного никеля составила 112,2 млн долларов. Этот показатель, в свою очередь на 15,4% меньше, чем в январе 2019 года, и на 33,9% ниже уровня декабря 2019 года [7].
В общем стоимостном объеме экспорта доля металлов и изделий из них в январе
2020 года составила 8,7% (в январе 2019 года - 8,6%) [8]. Таким образом, можно констатировать, что общая тенденция по стоимостному объему исследуемых показателей сохраняется.
Для совершенствования порядка экспорта черных и цветных металлов, а также совершения таможенных операций и контроля необходимо принять следующие меры:
1. Создать единую межведомственную информационную базу данных по аренде, заготовке, переработке, реализации и экспортных сделках с черными и цветными металлами и изделий из них. Это позволит своевременно получать информацию для целей совершения таможенных операций и
таможенного контроля, а также выявлять правонарушения.
2. Разработать и внедрить единую обязательную форму документа, подтверждающего химический состав изделий из черного и цветного металла.
3. Разработать средства идентификации черных и цветных металлов и установить требования, предъявляемые к единому документу, свидетельствующему о законном ее заготовлении и приобретении.
К основным причинам, приводящим к проблемам таможенного контроля экспорта черных и цветных металлов в общем виде можно отнести:
- отсутствие законодательных актов, регламентирующих обязанность экспортеров документально подтверждать при декларировании законность происхождения вывозимых цветных и черных металлов;
- недостаточность технической оснащенности таможенных органов, позволяющая проводить досмотр всех партий, вывозимых цветных и черных металлов и определять их химический состав;
- перенос фактического контроля на пограничные таможенные органы, работающие в интенсивном режиме и на принципе выборочного контроля;
- слабая эффективность результатов оперативно-розыскных мероприятий правоохранительных органов.
По результатам анализа выявленных проблем, предлагается рассмотреть возможность создания нормативно-правового документа, содержащего определение качественных характеристик, перемещаемых цветных и черных металлов. Создание такого документа значительно упростит, ускорит и повысит эффективность таможенного контроля черных и цветных металлов, а также позволит ориентироваться в вопросах их качества уполномоченными должностными лицами таможенных органов без привлечения экспертов. Кроме того, для совершенствования таможенного контроля необходимо ввести ограничение мест убытия с таможенной территории ЕАЭС, например, в случае использования морского транспорта необходимо создать правовой механизм, устанавливающий правовую возможность осуществления погрузки на суда цветных и черных металлов исключительно в пунктах пропуска через границу.
Реализация приведенных ранее предложений позволит таможенным органам не
только оптимизировать, но и ускорить процесс совершения таможенных операций, а также обеспечить надлежащий уровень
фактического таможенного контроля отправляемых на экспорт черных и цветных металлов, в частности их отходов и лома.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.20l2 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.
4. Европейская экономическая комиссия ООН. Таможенный контроль лома чёрных и цветных металлов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/radiatio
n/docs/TRANS-AC10-2004-1-inf01r.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
5. Экспорт лома из России с 2020 года могут ограничить. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/6707485 (дата обращения: 20.04.2020).
6. Правительство отложило сроки перехода на биржевые торги ломом. [Электронный ресурс]. URL:
https://www. rbc. ru/business/08/10/2019/5d9cb5299 a7947cc499a90ba (дата обращения: 20.04.2020).
7. Экспорт цветных металлов. [Электронный ресурс]. URL: https://seanews.ru/2020/03/23/ru-jeksport-cvetnyh-irietaNov-18/ (дата обращения: 20.04.2020).
8. ФТС России: импорт-экспорт важнейших товаров за январь-февраль 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/press/federal/document/233307 (дата обращения: 20.04.2020)
Поступила в редакцию 21.04.2020
Сведения об авторах:
Денисова Наталья Андреевна - старший преподаватель кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: natali_ki@mail.ru.
Аргатов Михаил Алексеевич - студент факультета таможенного администрирования и безопасности Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: double_cheeseburger@mail.ru.
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru