Научная статья на тему 'Разрешительный порядок экспорта черных и цветных металлов'

Разрешительный порядок экспорта черных и цветных металлов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
427
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЧЕРНЫЕ И ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / КВОТЫ / PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS / METALLURGICAL INDUSTRY / FERROUS AND NON-FERROUS METALS / FOREIGN TRADE / EXPORT / QUOTAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисова Н. А., Кононов А. А.

В статье производится анализ порядка вывоза черных и цветных металлов, раскрываются особенности выдачи разрешительных документов контролирующими органами. Актуальность темы исследования обусловлена высокими показателями торговли товаров данной товарной позиции. Авторы поднимают вопрос применения квот на черные и цветные металлы, а также отнесения исследуемой в статье продукции к спискам, требующим соблюдения мер, направленных на обеспечение безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOLUTION ORDER FOR THE EXPORT OF BLACK AND NON-FERROUS METALS

The article analyzes the export of ferrous and non-ferrous metals, reveals the features of the issuance of permits by regulatory authorities. The relevance of the research topic is due to the high rates of trade in goods of this heading. The authors raise the issue of applying quotas for ferrous and non-ferrous metals, as well as classifying the products investigated in the article as lists requiring compliance with measures aimed at ensuring state security.

Текст научной работы на тему «Разрешительный порядок экспорта черных и цветных металлов»

БИТ 2020 Том 4 № 2 (14) УДК 339.544

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМ ПОРЯДОК ЭКСПОРТА ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Денисова Н.А., Кононов А.А.

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

RESOLUTION ORDER FOR THE EXPORT OF BLACK AND NON-

FERROUS METALS

Denisova N.A., Kononov A.A.

North-West Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and

Public Administration under the President of the Russian Federation

Аннотация

В статье производится анализ порядка вывоза черных и цветных металлов, раскрываются особенности выдачи разрешительных документов контролирующими органами. Актуальность темы исследования обусловлена высокими показателями торговли товаров данной товарной позиции. Авторы поднимают вопрос применения квот на черные и цветные металлы, а также отнесения исследуемой в статье продукции к спискам, требующим соблюдения мер, направленных на обеспечение безопасности государства.

Ключевые слова: запреты и ограничения, металлургическая промышленность, черные и цветные металлы, внешняя торговля, экспорт, квоты.

Abstract

The article analyzes the export of ferrous and non-ferrous metals, reveals the features of the issuance of permits by regulatory authorities. The relevance of the research topic is due to the high rates of trade in goods of this heading. The authors raise the issue of applying quotas for ferrous and non-ferrous metals, as well as classifying the products investigated in the article as lists requiring compliance with measures aimed at ensuring state security.

Keywords: prohibitions and restrictions, metallurgical industry, ferrous and non-ferrous metals, foreign trade, export, quotas.

Несмотря на широкое распространение таких конкурирующих материалов, как угле-родосодержащие вещества и пластмассы, металлургическая промышленность, которая представлена черной и цветной металлургией, остается одной из базовых отраслей тяжелой промышленности, обеспечивающих национальные производства сырьем и материалами. Значение черной металлургии определяется, прежде всего, тем, что стальной прокат является главным конструкционным материалом. Цветная металлургия по размерам производства уступает черной, но обеспечивает потребности примерно в 70 различных металлах.

Вопрос контроля за перемещением, в особенности, за вывозом таких товаров является актуальным, так как около 10% экспорта Российской Федерации (далее РФ) составляют металлы и изделия из них. Большая значимость таких товаров для РФ определяет политику регулирования оборота черных и цветных металлов путем применения запретов и ограничений.

Обратимся к данным Федеральной таможенной службы России [7] (далее ФТС России), представленным на рис.1.

Исходя из приведенных данных, можно оценить и сравнить высокие показатели торговли металлами в процентном соотношении с показателями основного экспортного сектора, и увидеть, что именно придает товарам черной и цветной металлургии статус стратегических. Черная металлургия включает добычу и подготовку первичного сырья, производство таких металлов, как сталь, чугун, а также прокат и ферросплавы. Исходным сырьем для черной металлургии наиболее часто служат марганцевая, железная и хромовая руды, а также лом и отходы металлов, которые все больше используются в качестве первичного исходного сырья в передовых странах. В связи с большим разнообразием использования цветных металлов, которые находят широкое применение в современной

Товарная структура Российского экспо рта, %

64,4

2019 г.

2019 г-

■ топливно-энергетические тонарм

64,4

62,6

■ металлы и изделия из юп

9.8

товары химическая промышленности

6,4

■ катины н оборудование

6,2

62

лсси материалы и ш'ллотлтоно-йумажыыс изделия

3.1

ПрОДОВОЛЬСТВОНЮИ и

сырые

5,5

5,И

ПрЙЧИС тонарм

Рис.1. Товарная структура Российского экспорта

Рис. 2. Показатели экспорта России черных и цветных металлов

Бюллетень инновационных технологий

держит сложную структуру. В ее состав входят медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, алюминиевая, титаномагние-вая, вольфрамомолибденовая, оловодобывающая промышленность. Физический и денежный объем экспорта черных и цветных металлов за 2019 год можно проследить на приведенной на рис.2 гистограмме.

Рассматривая разрешительный порядок экспорта данной группы товаров, следует акцентировать внимание на том, что РФ стремится сохранить национальное производство металлов и не допустить их бесконтрольный вывоз заграницу. Исходя из этого, по инициативе Фонда развития трубной промышленности, Правительство РФ вводит ограничения, затрагивающие торговлю металлами, в частности, рассматривается переход в течение 2020 года к реализации продажи лома исключительно через товарно-сырьевую биржу [6]. Сейчас биржевыми товарами являются топливные ресурсы, некоторые сельскохозяйственные товары, а также древесина (лесоматериалы и пиломатериалы). До момента введения упомянутых выше ограничений, на лом металлов будут распространены экспортные квоты. Механизм квотирования, как мера экономического характера, подразумевает ограничения в рамках определенных физических или ценовых показателей путем выдачи соответствующих разрешительных документов (лицензий) и обеспечения соблюдения пользования квотами. Ответственным органом является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее Минпромторг). Данные нормы действительны в отношении поставок в иностранные государства в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС). Часть государств-членов ЕАЭС состоит в Содружестве независимых государств. Доля торговли с этими странами известна и приведена в диаграмме на рис. 3.

Представляет интерес тот факт, что объем квот, определяется пропорционально объему экспорта соответствующих регионов с учетом корректирующих коэффициентов, регламентированных загруженностью и работоспособностью металлургических производств субъектов [5]. Например, наименьшие коэффициенты в размере 0,6 и 0,5 установлены для Дальневосточного и Южного федеральных округов, где наблюдается дефицит лома и отходов металлов. Для Калининградской, Мурманской,

Магаданской областей, Камчатского, Красноярского края, Чукотского автономного округа установлен коэффициент 1, для Сахалинской области - 1,2, для Архангельской - 1,5, для иных субъектов Северо-Западного федерального округа - 0,8. Для остальных субъектов РФ - 0,75. Реализация политики сокращения объемов экспорта определяется и как сдерживание роста себестоимости металлопродукции. Динамика и тенденции к снижению экспорта металлов просматривается в гистограмме на рис. 4.

Опасные отходы черных и цветных металлов заслуживают отдельного внимания, и это связано, прежде всего, с тем, что данные товары являются объектом реализации иных мер нетарифного регулирования. Товарные позиции, входящие в пункт 2.3 приложения 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 [2], а именно отходы металлов и сплавов, в состав которых входят такие элементы, как: сурьма, кадмий, селен, теллур, таллий, подлежат обязательному лицензированию Минпромторгом и иными контролирующими органами. Вместе с тем, важно отметить, что согласно приложению 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 , такая категория товаров подлежит вывозу лишь юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при условии, что государство-импортер состоит в Ба-зельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года [2]. Надо сказать, что данная конвенция ратифицирована в РФ Законом от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ.

При фактическом вывозе продукции черной и цветной металлургии государственному контролю в форме применения санитарных мер подлежит строительное сырье и материалы, в которых регламентируется содержание радиоактивных веществ, включая лом черных и цветных металлов групп 72, 74-76, 78-81 по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Данный перечень утвержден и включен в Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 [1]. Для таких подконтрольных товаров необходимо иметь свидетельство государственной регистрации. Надзорным органом, уполномоченным в выдаче разрешительных документов является Федеральная

Рис. 3. Доля экспорта России в страны дальнего зарубежья и СНГ

Рис. 4. Динамика объема экспорта России в страны СНГ за 2018- 2019 гг

служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор).

Заключительным этапом, предшествующим допуску к вывозу черных и цветных металлов, является соблюдение мер экспортного контроля товаров двойного назначения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14.01.2003 № 36, подконтрольной можно считать следующую продукцию [3]:

- мартенситностареющая сталь с пределом прочности на растяжение не менее 1950 МПа при 293 К (20 град. С);

- сплавы алюминия, имеющие предел прочности на растяжение 460 МПа и более при температуре 293 К (20 град. С);

- сплавы алюминия в форме труб или цилиндрических стержней (включая поковки) с внешним диаметром более 75 мм.

При идентификации таких товаров внимание уделяют как классификационному коду, так и фактическому наименованию и техническим и иным характеристикам [4]. Для подтверждения факта включения продукции в контрольный список или возможности безлицензионного вывоза может проводиться независимая экспертиза центров экспортного контроля. Временный вывоз товаров с территории РФ при условии последующего ввоза осуществляется на основании разрешения комиссии по экспортному контролю. Экспорт без возврата товара реализуется при выдаче лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному

Таблица 1

Проведение государственного контроля в рамках разрешительного порядка при вывозе черных и

цветных металлов

применение за прет de и ограничений Меры нетарифного регулирования сан игарн ые меры Меры экспортного контроля!

Способ обеспечения соблюдения у стан об/ энных мер квотирование лицензирование санитарно-зпидем.иолог^ес кий контроль/надзор контроль надтоварами двойного назначения

Подконтрольная продукция Лом черн ьк и цветных металлов См. Единый перечень (опасные отходы См.Список (Решение КТС №299) См. Слисо кФТСЭ К (Указ президента РФ №36)

Реализация разрешительных мер до границы [разрешительнье документы) получение лицензии на вывоз продукции Б рамках квоты получение лицензии на вывоз опасных отходов государственная регистрация продукции Идентифи ка ция това ров

Получение разрешения (временный вывоз) Получение ли цензи и (та мотанная процедура экспорта)

Контролирующие органы Минпромторг Минпромторг Роспотребнадзор комиссия по Экспортному контролю Фстзк

Контроль на границе Документальны й и фактический контроль [проверка действительное™ до кументов, сверка с фа кти чес к им и я а р актерист ик а ми, пр и ме н ен ие СУ Р)

контролю. Осуществлять перемещение товаров двойного применения может определенный круг аккредитованных в установленном государством порядке юридических лиц, создавших на своей внутренней площадке программу по экспортному контролю. Данная процедура возможна только при условии согласования с государством-импортером и участии такого государства в Группе ядерных поставщиков. Важно акцентировать внимание, на то, что при любых изменениях в сделке, разрешительные документы подлежат переоформлению.

Порядок применения законодательства в части соблюдения разрешительного порядка вывоза черных и цветных металлов приведен в таблице 1.

Данная таблица представляет собой обзор основных мер, применяемых в отношении вывоза продукции черной и цветной металлургии, не связанных со взиманием платежей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для Российской Федерации правовое

Список литературы

1. Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер

регулирование вывоза продукции одной из ведущих отраслей промышленности является крайне важным и актуальным. При осуществлении контроля над экспортом черных и цветных металлов, уполномоченные органы решают ряд вопросов, связанных с: регулированием товарооборота лома, перемещением опасных отходов, товаров, по своим признакам являющихся продукцией двойного назначения и продукции, содержащей радиоактивные вещества. Грамотная идентификация и обеспечение перемещения черных и цветных металлов в соответствии с нормами, реализуемыми выдачей разрешительных документов и контролем за фактическим исполнением действующих ограничений позволит Российской Федерации ответить на вызовы и угрозы экономической безопасности страны, а так же безопасности жизни и здоровья населения в рамках реализации Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года.

в Евразийском экономическом союзе» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.

3. Указ Президента РФ от 14.01.2003 № 36 (ред. от 14.11.2017) «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.

4. Постановление Правительства РФ от 14.06.2001 № 462 (ред. от 04.04.2018) «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения,

Сведения об авторах:

а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.

5. Официальный сайт РусЛом. Квоты на экспорт лома. [Электронный ресурс]. URL: http://translom.ru/news/kvoty-na-eksport-loma-sderzhivayut-rost-tsen-minpromtorg_705.html (дата обращения: 29.03.2020).

6. Официальный сайт ТАСС. Квотирование экспорта лома. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/6987777 (дата обращения: 29.03.2020).

7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://customs.ru (дата обращения: 27.03.2020).

Поступила в редакцию 04.04.2020

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Денисова Наталья Андреевна - старший преподаватель кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: natali_ki@mail.ru.

Кононов Александр Александрович - студент факультета таможенного администрирования и безопасности Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: akononov5242@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.