Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залпина Ю.А.

В статье рассмотрены программы стратегического планирования Сахалинской области по основным направлениям развития региона, дана оценка финансовых затрат и эффективности выполнения программ. Охарактеризованы проблемы стратегического планирования на уровне региона и сформулированы пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS STRATEGIC PLANNING IN THE SAKHALIN OBLAST

The article considers the programs of strategic planning of the Sakhalin Oblast on the main directions of the development of the region, estimates the financial costs and the effectiveness of program implementation. The problems of strategic planning at the regional level are characterized and ways of their solution are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 338.27

Залпина Ю.А. студент 3 курса факультет «Экономики и финансов» РАНХиГС при Президенте РФ СЗИУ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при Президенте РФ Северо-Западный институт управления Россия, г. Санкт-Петербург ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены программы стратегического планирования Сахалинской области по основным направлениям развития региона, дана оценка финансовых затрат и эффективности выполнения программ. Охарактеризованы проблемы стратегического планирования на уровне региона и сформулированы пути их решения.

Ключевые слова: регион, Сахалинская область, муниципальные программы, стратегическое планирование, развитие экономики региона, региональная политика, экономика, социальная сфера

Zalpina Yu.A.

Student

The third year, the department of «Economics and finance»

RANEPA

the RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION

SZIU

Russia, Yuzhno-Sakhalinsk PROBLEMS STRATEGIC PLANNING IN THE SAKHALIN

OBLAST

Annotation. The article considers the programs of strategic planning of the Sakhalin Oblast on the main directions of the development of the region, estimates the financial costs and the effectiveness of program implementation. The problems of strategic planning at the regional level are characterized and ways of their solution are formulated.

Key words: region, Sakhalin region, municipal programs, strategic planning, regional economic development, regional policy, economy, social sphere

Сахалинская область - активно развивающийся, привлекающий массовые инвестиции регион. Экономика региона развивается опережающими темпами за счет торговли, развития производства и особенно за счет нефтегазовой сферы. Таким образом, если экономическая составляющая стратегического развития в области развивается активно, то социальная составляющая требует доработки и решения имеющихся

проблем.

В области активно разрабатывают и внедряют стратегические планы и программы развития. Однако при огромном по меркам других областей региональном бюджете, имеющем наполнение за счет нефтегазовых проектов, руководство островного региона в ряде случаев не освоило бюджет, не полностью выполнило годовые планы стратегических программ. Основными проблемами на пути реализации стратегических программ развития региона становятся:

- кадровый вопрос, т.е. отсутствие должного уровня квалификации управленцев;

- отсутствие тесного взаимодействия руководящих лиц области и муниципалитетов;

- отсутствие подробных инструкций с прописанными регламентами для каждого участника процесса внедрения стратегических планов.

Сохранение и рост численности населения Сахалинской области, ее трудового потенциала, замедление оттока молодежи за пределы области, масштабные инвестиции в человеческий капитал, создание социальной инфраструктуры и условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, раскрытие и реализацию его творческого потенциала, формирование конкурентоспособного человеческого капитала, комфортного и безопасного проживания на островах, повышение качества жизни, приоритетное, опережающее развитие отраслей социальной сферы должны стать главными направлениями развития области на долгосрочную перспективу [1].

Необходима протекционистская, социально ориентированная региональная политика, результаты которой станут мерилом эффективности работы всех ветвей государственной и муниципальной власти области.

Документ «Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года» утверждена постановлением правительства Сахалинской области от 25 апреля 2014 года за номером 192. Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей Сахалинской области [2].

Стратегия разработана с учётом следующих документов: «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», утверждённая Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2009 года №2094 - р и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой правительством Российской Федерации от 17 ноября2008 года 1662 - р

Цель разработки стратегии - определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Сахалинской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе до 2025 года.

Достижение целей возможно только путём последовательного

формирования в регионе рыночной и социально ориентированной экономики с чётким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно осуществляться с учётом имеющегося в регионе потенциала, высвобождения частной инициативы и параллельном усилении роли органов власти.

Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области содержит[4]:

1. оценку достигнутых целей социально- экономического развития субъекта Российской Федерации;

2. приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации;

3. Показатели достижения целей социально- экономического развития субъектов;

4. Ожидаемые результаты реализации проекта;

5.Оценку финансовых результатов, необходимых для реализации стратегии

6. Информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утверждаемых в целях реализации проекта и иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации;

Во введении стратегии дана характеристика Сахалинской области, в состав которой включены остров Сахалин и Курильские острова.

Оценка системы социально-экономического развития в Сахалинской области проведена путем оценки блоков социально-экономических показателей.

1.Социальная инфраструктура Сахалинской области.

В 2016 году в рамках АИП осуществлялось строительство и реконструкция (в том числе разработка проектной документации) 375 объектов. Завершено строительство 68 объектов.

Наиболее крупные из них:

- 5 детских садов на 770 мест;

- каньон для ГБУЗ «Областной онкологический диспансер»;

- инфекционное отделение Центральной районной больницы в пгт. Ноглики;

- 4 фельдшерско-акушерских пункта (с. Ново-Троицое, с. Высокое, с. Воскресенское, с. Ясноморское);

- больничная аптека для Охинской ЦРБ;

- музейный комплекс «А.П.Чехов и Сахалин» г. Александровск-Сахалинский;

- завершено строительство 10 спортивных площадок в населенных пунктах 5 муниципальных образований [1].

2.Потребительские цены и уровень жизни населения.

Индекс потребительских цен в январе-декабре 2016 года к январю-декабрю 2014 года сложился на уровне 111,9%.

На потребительском рынке в январе-декабре 2016 года сохранился

рост объемов платных услуг (на 0,3%) и оборота общественного питания (на 5,1%). Объем розничного товарооборота снизился на 3%, в связи с замедлением потребительского спроса. В 2016 году среднедушевые денежные доходы населения составили 49,2 тыс. руб. (110,3% к уровню 2014 года). Реальные денежные доходы сложились на уровне 98,2%.

По величине среднедушевых денежных доходов населения (49189 руб.) Сахалинская область по итогам 2016 года занимает 2-е место в Дальневосточном федеральном округе, уступая по этому показателю Чукотскому автономному округу (55609 руб.).

Среднедушевые денежные доходы населения Сахалинской области в 2016 году превышали величину прожиточного минимума в области в 3,6 раза (2014 г. - 3,8 раза). Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в 2016 году составила 61,2 тыс. рублей и, по сравнению с 2014 годом, увеличилась на 11,3%. Реальная заработная плата сложилась на уровне 99,5%. По совокупности таких интегральных показателей рынка труда, как «уровень зарегистрированной безработицы», «уровень напряженности на рынке труда (нагрузка незанятых на вакансию)» рынок труда Сахалинской области является самым устойчивым в Дальневосточном федеральном округе.

Оба показателя имеют минимальные значения. По состоянию на начало 2016 года уровень регистрируемой безработицы в целом по области составил 0,7% (Справочно: Хабаровский край и Еврейская область - 1,3%; Приморский край - 1,6%; Камчатский край - 1,7%; Магаданская область -1,9%; Республика Саха (Якутия) - 2%; Чукотский автономный округ - 2,6%; Амурская область - 3,3%. В целом по ДФО - 1,7%).

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5

■ Амурская область ■ Чукотский автономный округ ■ Республика Саха

■ Магаданская область ■ Камчатский край ■ Хабаровский край

■ Сахалинская область

Рисунок 1 - Сравнение уровня безработицы по регионам, %[2] По состоянию на 01 января 2016 года численность населения Сахалинской области составила 487,3 тыс. человек и по сравнению с аналогичной датой 2016 года снизилась на 1,1 тыс. человек, или на 0,2%.

Численность населения, чел.

486600486800487000487200487400487600487800488000488200488400488600 ■ 2016 ■ 2015

Рисунок 2 - Численность населения Сахалинской области, чел. [1]

Результатом реализации активной государственной демографической политики последних лет стало улучшение демографической ситуации.

По итогам 2016 года естественный прирост населения составил 177 человек. В 2016 году деятельность органов службы занятости Сахалинской области была направлена на сохранение стабильной ситуации на рынке труда, недопущения роста безработицы. Создавались условия и поддержка отдельных категорий населения: инвалидов, женщин, воспитывающих детей, молодежи, граждан, пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы. Совершенствовались формы развития внешней и внутренней трудовой миграции.

Органами службы занятости сахалинцам и курильчанам оказано более 127 тыс. государственных услуг, что на 14 тыс. больше 2014 года. За содействием в поиске подходящей работы обратились 30,1 тыс. граждан, из них признано безработными 6,6 тыс. человек (106,0% к уровню 2014г.). В течение года пособие по безработице получали 8,0 тыс. человек.

Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан проводились в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Сахалинской области на 20142020 годы» и ряда других государственных программ.

Разработанные агентством занятости и принятые Правительством Сахалинской области нормативно-правовые акты, позволили обеспечивать гарантии в сфере занятости жителям региона. В 2016 году на постоянные и временные рабочие места трудоустроено 22,5 тыс. ищущих работу граждан, из них участвовали в общественных работах 2,7 тыс., на условиях временной занятости в свободное от учебы время работали 7,5 тыс. подростков, трудоустроено 392 безработных из числа испытывающих трудности в поиске

работы.

С целью адаптации на рынке труда и получения опыта работы трудоустроены и направлены на другие мероприятия 527 выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе 50 - в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые с выплатой материальной поддержки, 109 - на квотированные рабочие места, установленные в соответствии с законом Сахалинской области «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодёжи».

Активно велась работа по развитию предпринимательской деятельности и вовлечению безработных в малый бизнес. Услуги по организации самозанятости получили 973 безработных, из них 156 защитили бизнес-планы и зарегистрировали собственное дело с получением единовременной финансовой помощи.

Возможности для трудоустройства предоставляют ярмарки вакансий

В целях развития регионального рынка труда, обеспечения потребностей в квалифицированных трудовых ресурсах, в области ведется системная работа по профессиональной ориентации населения, реализуется Комплекс мер, направленных на развитие региональной профориентационной среды. Специалисты службы занятости оказывают помощь подросткам правильно спланировать свое профессиональное будущее, определиться с выбором профессии, в том числе с помощью выставок-инсталляций профессий, которые проведены во всех муниципальных образованиях области.

Ведется работа, как по перераспределению трудовых ресурсов, так и по привлечению специалистов из других регионов, соотечественников из-за рубежа. В 2016 году в рамках подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в службу занятости, поступило 592 заявления от соотечественников, из них положительные решения приняты по 374 (63,2%). Прибыли в область и поставлены на учет в УФМС России по Сахалинской области 752 участника Государственной программы и члены их семей, из них трудоспособного возраста - 549. Странами исхода стали: Украина (77,5%), Киргизия (7,0%), Таджикистан (4,6%), Армения (3,8%), Молдова (3,2%), Узбекистан (2,2%), Казахстан (1,2%) и другие. Рынок труда области пополнился востребованными специалистами, среди них врачи, медсестры, учителя, воспитатели, финансисты, юристы, а также инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие.

Разрабатывались нормативно-правовые акты, направленные на повышение трудовой мобильности населения.

Постановлениями Правительства Сахалинской области утверждена ведомственная целевая программа «Повышение мобильности трудовых ресурсов на 2016-2018 годы», Порядок и критерии отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в программу. Проходит согласование

Порядок отбора работодателей и оказания финансовой поддержки для привлечения работников из других субъектов Российской Федерации.

3.Обеспечение общественного порядка в Сахалинской области.

В рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в Сахалинской области на 2013-2020 годы» заключены 28 договоров с работодателями на создание субсидированных временных рабочих мест, на которые трудоустроено 33 человека из числа освобожденных из мест лишения свободы, направлено на обучение 22. Проводимые мероприятия положительно влияют на ситуацию на рынке труда.

4.Предпринимательство, торговля и бытовые услуги в Сахалинской области.

На потребительском рынке Сахалинской области сформирована конкурентная среда с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью. Действует более 8 тысяч хозяйствующих субъектов.

В 2016 году населению Сахалинской области реализовано товаров на 134232,6 млн. рублей, темп роста к 2014 году в сопоставимых ценах составил 97%. Снижение товарооборота розничной торговли допущено всеми муниципальными образованиями области, кроме Курильского городского округа, и обусловлено перераспределением покупательского спроса населения по группам товаров, а также в сторону более дешевых товаров и снижением спроса в отношении непродовольственных товаров длительного пользования.

Опережающий уровень инфляции по продовольственной группе товаров, который составил 111,4% против 109,5% на непродовольственные товары, определил их более высокую долю в общем товарообороте - 53,4%, доля продаж непродовольственных товаров составила 46,6%. Обеспеченность товарными запасами на конец 2016 года составила 41 день.

Товарооборот розничной торговли на 98,2% формировался организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговле. Доля рынков и ярмарок составила 1,8%, увеличившись по отношению к 2014 году на 0,1 процентных пункта. Проведение ярмарок в региональном центре и в муниципальных образованиях области организовано на постоянной основе, количество участников ярмарок постоянно увеличивается, что говорит о востребованности данного формата торговли у населения. За 2016 год в области организовано 977 ярмарочных мероприятия, в том числе 96 сельскохозяйственных ярмарок и 881 ярмарка выходного дня. Из общего количества проведенных ярмарок 244 организованы в сельской местности. Число проведенных в 2016 году мероприятий в сравнении с 2014 годом возросло на 439.

В среднем каждым жителем области в 2016 году приобретено товаров на 274,8 тыс. рублей. По показателю товарооборота на одного жителя Сахалинская область занимает лидирующее положение среди регионов

Дальневосточного Федерального округа.

0 50 100 150 200 250 300 350 400 2016 2015 2014

Рисунок 3 - Динамика потребительской активности жителей Сахалинской области, тыс. руб. [1]

Среднемесячный уровень заработной платы в отрасли с учетом предприятий оптовой торговли по итогам 2016 года составил 30,5 тыс. рублей, что превысило аналогичный показатель 2014 года на 18,5%. В розничной торговле среднемесячная заработная плата составила 24 тыс. рублей, что на 26% превысило уровень 2014 года.

Пользуясь бытовыми услугами, население региона отдает предпочтение:

- техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств, доля которых в общем объеме бытовых услуг составляет 41%;

- парикмахерским и косметическим услугам - 16,6%;

- ремонту и строительству жилья и других построек - 13,7%;

- ремонту и пошиву одежды - 8,6%.

Менее 1% в структуре бытовых услуг занимают объемы услуг фотографии, химчистки, прачечной и проката. Среднемесячный уровень заработной платы в сфере бытового обслуживания по итогам 2016 года составил 36,7 тыс. рублей, что превысило уровень 2014 года на 10,3%. Предприятиями регионального гостиничного комплекса оказано услуг на 1831,1 млн. рублей, что в относительном значении практически соответствует уровню 2014 года (99,9%). Среднемесячный уровень заработной платы в отрасли в отчетном периоде составил 37,8 тыс. рублей, что превысило аналогичный показатель 2014 года на 4%.

По результатам анализа управления системой стратегического развития в Сахалинской области сделаны следующие выводы. Социально-экономическая инфраструктура Сахалинской области совершенствуется с

каждым годом, регион развивает такие социально-важные программы как улучшение здравоохранения, помощь инвалидам, многодетным семьям, содействие занятости населения и профориентация молодежи. Однако существует и ряд проблем, которые тормозят социально-экономическое развитие. Развитие сферы культуры Сахалинской области требует существенных финансовых вливаний, строительства множества объектов. Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства также требует пристального внимания, сохраняются очереди на переселение из ветхого и аварийного жилья, строящегося жилья недостаточно для обеспечения нуждающихся. Развитие здравоохранения Сахалинской области находится на особом контроле губернатора Сахалинской области. В этой сфере необходимо отметить плохое оснащение больниц, нехватку кадров, медикаментов. Все это говорит о необходимости поиска путей совершенствования социально-экономического развития Сахалинской области. На основании изложенного можно сделать вывод, что запланированные мероприятия в «Стратегии социально- экономического региона до 2025 года» выполнены или находятся в стадии выполнения. Это положительно сказывается на выполнении основных показателей и их положительной динамики роста по сравнению с предшествующим периодом.

Использованные источники:

1. Information portal of small and medium business of the Sakhalin region http : //mineconom.admsakhalin.ru/_index_mb.php?page=new&div=4 51

2. OGKU site Sakhalin Agency for Investment Promotion. investinsakhalin.ru

3. The site of the Sakhalin Fund for Entrepreneurship Development. http://fsrp-sakhalin.ru/?cat=5

4. The officiai website of JSC «Federal Corporation for the Development of Small and Medium-sized Entrepreneurship». http://corpmsp.ru/

5. The site of the Ministry of Economic Development of the Sakhalin Region. http : //mineconom.admsakhalin.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.