Научная статья на тему 'Анализ и прогнозирование численности населения Сахалинской области'

Анализ и прогнозирование численности населения Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественный прирост / миграционный прирост / прожиточный минимум / обеспеченность жильем / уровень безработицы / личный располагаемый доход / прогноз демографической тенденции / Сахалинская область. / natural growth / migration growth / subsistence minimum / housing provision / unemployment rate / personal disposable income / demographic trend forecast / the Sakhalinskaya Oblast.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. В. Ким, Е. К. Потапкина

В данной статье проводится статистическое исследование численности населения Сахалинской области с 2013 по 2017 годы. ассматриваются теоретические основы анализа численности населения. Кроме того, данная работа посвящена корреляционно-регрессионному анализу численности населения территории, позволяющего определить основные социально-экономические показатели, оказывающие наибольшее влияние на демографическую тенденцию. Также, на основе проведенного анализа осуществлен прогноз численности населения Сахалинской области до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND FORECASTING OF THE POPULATION OF THE SAKHALINSKAYA OBLAST

This article presents a statistical study of the population of the Sakhalin region from 2013 to 2017. Theoretical bases of the population analysis are considered. In addition, this work is devoted to the correlation and regression analysis of the population of the territory, which allows to determine the main socio-economic indicators that have the greatest impact on the demographic trend. Also on the basis of the analysis carried out forecast of the population of the Sakhalinskaya Oblast until 2025.

Текст научной работы на тему «Анализ и прогнозирование численности населения Сахалинской области»

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.В. Ким, канд. экон. наук, доцент Е.К. Потапкина, студент Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10129

Аннотация. В данной статье проводится статистическое исследование численности населения Сахалинской области с 2013 по 2017 годы. Рассматриваются теоретические основы анализа численности населения. Кроме того, данная работа посвящена корреляционно-регрессионному анализу численности населения территории, позволяющего определить основные социально-экономические показатели, оказывающие наибольшее влияние на демографическую тенденцию. Также, на основе проведенного анализа осуществлен прогноз численности населения Сахалинской области до 2025 года.

Ключевые слова: естественный прирост, миграционный прирост, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень безработицы, личный располагаемый доход, прогноз демографической тенденции, Сахалинская область.

Сахалинская область является одной из самых восточных территорий Российской Федерации и единственной областью, полностью расположенной на островах. Экономико-географическое положение, удаленность от центрального экономического района, достаточно холодный климат, высокая сейсмическая активность -это факторы, непосредственно влияющие

на численность населения Сахалинской области.

Численность населения Сахалинской области характеризуется тенденцией его уменьшения, что отображено на рисунке 1, построенном на основе данных службы государственной статистики по Сахалинской области [1].

Общая численность населения .........Линия тренда годы

Рис. 1. Динамика численности населения Сахалинской области с 2013 по 2017 гг., чел.

Спад численности населения Сахалина отображает линия тренда, стремящаяся вниз. С 2013 по 2017 год численность населения региона уменьшилась на 5958 человек.

На рисунке 2 представлены демографические и экономические показатели, динамика которых предположительно могла стать причиной данной отрицательной тенденции.

Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на численность населения территории

Рассмотрим динамику естественного данные о котором представлены на рисун-прироста населения Сахалинской области, ке 3 [1].

. 800

Естественный прирост (убыль) Линия тренда

Рис. 3. Динамика естественного прироста (убыли) населения Сахалинской области

с 2013 по 2017 гг., чел.

До 2013 года в Сахалинской области наблюдалась естественная убыль населения, а с 2014 года показатель рождаемости превышает показатель смертности в среднем на 300 человек.

Необходимо отметить, что продолжительность жизни на Сахалине является од-

ной из самых низких по отношению к другим субъектам Российской Федерации. Одной из главных причин является низкая эффективность здравоохранения, что является следствием неверных приоритетов в расходах, неудовлетворительного качества

медицинской помощи из-за дефицита врачей и грамотных управленцев [2].

Дефицит врачей по областным учреждениям здравоохранения составляет около 400 человек, по муниципальным - около 600, количество врачей старше 50 лет составляет более 40% от численности работающих в области, большинство зданий медицинских учреждений не соответствует современным требованиям и др. [3].

В результате Сахалинская область занимает 84 место в рейтинге эффективности здравоохранения России, составленным Высшей школой организации и управления здравоохранением [4].

В соответствие со «Стратегией развития Сахалинской области до 2025 года» удалось привлечь дополнительные инвестиции в здравоохранение от реализации нефтегазовых проектов «Сахалин», вследствие чего были введены в строй новые лечебные учреждения, начато строительство и реконструкция ряда объектов, оснащенных современной медицинской техникой в муниципальных образованиях области [3].

Немаловажное влияние на численность населения территории имеет динамика миграционного прироста. Данные этого показателя по Сахалинской области представлены на рисунке 4 [1].

3000 2OOO 1000

O

2013

-1000 -2000 -3000

2373

2017 годы

-4000

—•— Миграционный прирост (убыль) .........Линия тренда

Рис. 4. Динамика миграционного прироста (убыли) населения Сахалинской области

с 2013 по 2017 гг., чел.

С 2013 по 2016 год наблюдается миграционный отток населения Сахалинской области, число населения, покинувшего Сахалин, растет более высокими темпами. Причинами оттока населения являются как причины личного и семейного характера, так и существенная отдаленность островной области от центральной части России, а также фактор опасных природных явлений.

Несмотря на отток населения с 2014 по 2016 год абсолютное значение миграционного оттока населения снижается: за 2014 год миграционный отток составил 2,9 тыс. человек; 2015 год - 1,3 тыс. человек, по итогам 2016 года - сократился до 487 че-

ловек, а в 2017 году миграционное движение населения имеет положительный характер - прирост составил 2373 человека.

В связи с выездом значительной части населения за пределы области, соответственно стал ощущаться недостаток кадров по отдельным отраслям и профессиям. Особенно это заметно в следующих отраслях: строительство, транспорт, торговля, сельское хозяйство, коммунальные и бытовые услуги. Поскольку Сахалинская область испытывает нехватку собственных трудовых ресурсов, привлечение трудовых мигрантов стало необходимым условием для функционирования целого ряда видов экономической деятельности. С каждым

годом в область увеличивается приток трудовых мигрантов, в основном из Закавказья и Средней Азии [5].

Кроме того, одним из методов привлечения граждан в Сахалинскую область стало подписание закона «О дальневосточном гектаре», что способствовало уменьшению миграционного оттока населения. Данный закон дает гражданам РФ право претендовать на земельный участок размером до 1 гектара в Дальневосточном федеральном округе. Такой участок будет предоставляться в безвозмездное пользование сроком до 5 лет и последующей возможностью получить данную землю в собственность или арендовать ее.

Результат опроса показал, что половина граждан предпочитают приобрести гектар в Приморском крае, Сахалинская область расположилась лишь на 5 месте с результатом в 15%.

В 2017 году миграционный приток населения в Сахалинскую область составил 2373 человека. По данным Министерства экономического развития Сахалинской области это стало результатом вступления в действие с 1 января 2017 года постановления Правительства Сахалинской области, утвердившего порядок предоставления дополнительной меры социальной поддерж-

Информационное агентство КЕОКиМ провело опрос мнения граждан о «Дальневосточном гектаре». В опросе приняли участие 34794 человека, из которых 62% ответили, что не поедут на Дальний Восток за гектаром бесплатной земли. Граждане России о программе по выделению бесплатной земли в ДФО слышали, но не знают, что делать на земле - без дорог и инфраструктуры. Также участникам был задан вопрос: «Если бы кто-то из Ваших друзей, родных решил взять гектар в ДФО и спросил Вашего совета, куда бы Вы посоветовали ехать?», результаты ответа на который представлены на рисунке 5 [6].

ки в виде льготного проезда воздушным пассажирским транспортом межмуниципального сообщения на территории Сахалинской области для лиц, постоянно проживающих на территории Сахалинской области [7].

Большое значение для граждан, проживающих на любой территории, имеет возможность трудоустройства. Показателем, отображающим долю безработных к общей величине рабочей силы, является уровень безработицы. Сравним данный показатель в Сахалинской области и в среднем по России (рисунок 6) [1].

Магаданская область Чукотка Якутия

Еврейская автономная область Сахалинская область Камчатский край Хабаровский край Амурская область Приморский край

З

16

0 l0

25 26

l0

20

З0

40

50 50 %

Рис. 5. Результат опроса граждан, %

0

Рис. 6. Соотношение уровня безработицы в Сахалинской области и Российской Федерации с 2013 по 2017 гг., %

B Основной

6 4 2 0

Основной Основной Основной

Основной

2013

2014 2015 _ 2016

□Сахалинская область S Россия

2017

годы

С 2013 по 2017 год уровень безработицы в Сахалинской области снизился на 1,2% и в среднем составлял 6,46%, но все же данное значение выше, чем в среднем по России (5,38%). Позитивное влияние на состояние рынка труда Сахалинской области оказывают: реализация инвестиционных программ крупными компаниями, осуществление инвестиционной деятельности в традиционных отраслях региональной экономики, выполнение мероприятий государственных программ, а также осуществление мер, направленных на эффективное использование трудовых ресурсов.

Несмотря на это существует несколько проблем сахалинского рынка труда [8]:

- сокращение численности (за счёт миграции) трудоспособного населения происходит уменьшение численности трудовых ресурсов;

- значительное старение и сокращение рабочей силы высококвалифицированных работников приводит к снижению качества рабочей силы;

- значительные различия по уровню безработицы, её продолжительности между муниципальными образованиями;

- наличие существенных различий в оплате труда между различными видами экономической деятельности, что приводит к оттоку квалифицированных специалистов в другие сферы экономики.

- низкий уровень мер по профориентации молодёжи по выбору профессий, востребованных на рынке труда.

Главным механизмом реализации региональной политики занятости является государственная программа «Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014-2020 годы». В рамках Программы решаются вопросы создания условий и поддержки отдельных категорий населения, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, женщин, воспитывающих детей, молодежи, граждан пенсионного возраста. Совершенствуются формы развития внешней и внутренней трудовой миграции.

С целью обеспечения потребности в кадрах ведется работа, как по перераспределению трудовых ресурсов внутри региона, так и по привлечению специалистов из других регионов России, соотечественников из-за рубежа.

В 2017 году в рамках подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом», в органы по труду и занятости поступило 297 заявлений от соотечественников, из них по 199 (67,0%) приняты положительные решения [7].

Особую роль в уровне жизни населения играет обеспеченность жильем. Обеспеченность граждан жильем определяется в среднем на одного жителя региона. Данные по Сахалинской области представлены на рисунке 7 [ 1].

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на годы одного жителя Линия тренда

Рис. 7. Динамика показателя обеспеченности жильем населения Сахалинской области

с 2013 по 2017 гг., м2/чел.

Проанализировав график, можно отметить, что с 2013 по 2017 год площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, увеличилась на 2м2. Для стимулирования дальнейшего роста данного показателя в Сахалинской области реализуется подпрограмма «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 гг.». Цели данной программы следующие:

1) содействие развитию жилищного строительства, обеспечивающее повышение доступности и качества жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории Сахалинской области;

2) создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов жизнеобеспечения;

3) создание условий для безопасной жизнедеятельности населения.

К 2020 году годовой объем ввода жилья будет составлять не менее 350 тыс. м2, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - 26,6 м [9].

Кроме того, в настоящее время, по поручению Губернатора Сахалинской облас-

ти, АО «Сахалинское ипотечное агентство» ведет активную работу по развитию индивидуального жилищного строительства на территории Сахалинской области. Разработан порядок выдачи ипотечного займа на цели ИЖС с процентной ставкой от 0% до 7% годовых. Получить ипотечный займ на льготных условиях для строительства индивидуального дома могут не только участники государственной программы «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы», но и любая семья или одиноко проживающий житель Сахалинской области, при условии подтверждения нуждаемости в улучшении жилищный условий [10].

По итогам 2017 года на Сахалине и Курилах было введено более 340 тысяч квадратных метров жилья. В области завершилась ликвидация аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года. Из непригодного жилфонда общей площадью 263,6 тысячи квадратных метров в новые квартиры переехали 14,7 тысячи островитян [11].

На рисунке 8 показана динамика величины располагаемых доходов населения Сахалинской области [1].

g 40000 -Основной Основной Основной Основной

„ST I®

у р

30000 Основной 20000 -

10000

0

2013 2014 2015 2016 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Располагаемые ресурсы

Линия тренда гОдЫ

Рис. 8. Динамика объема располагаемых ресурсов домохозяйств Сахалинской области

с 2013 по 2017 гг., руб./чел.

Линия тренда, изображенная на Рисунке 8, стремится вверх, что говорит о росте объема располагаемых доходов населения Сахалина. С 2013 по 2017 год располагае-

мые средства граждан увеличились почти на 10 тысяч рублей.

В таблице 1 представлены данные о структуре располагаемых доходов населения Сахалина [1].

Таблица 1. Структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств, %

Год Валовой доход в том числе Сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений

денежный доход стоимость натуральных поступлений

продуктов питания товаров и услуг

2013 89,6 86,7 2,3 0,7 10,4

2014 87,8 85,9 1,6 0,3 12,2

2015 93,7 91,2 1,6 0,4 6,3

2016 94,2 91,6 1,9 0,3 5,8

2017 87,5 84,7 2,0 0,3 12,5

В структуре располагаемых доходов наибольший удельный вес занимают денежные доходы населения. За весь исследуемый период они составляли в среднем 88%. В свою очередь в составе денежных доходов преобладает стоимость натуральных поступлений в виде продуктов питания (1,9%). В среднем 9% в объеме распо-

лагаемых средств занимает сумма привлеченных ресурсов и израсходованных сбережений.

С 2013 по 2017 год в Сахалинской области увеличился прожиточный минимум на душу населения, о чем говорит линия тренда, стремящаяся вверх на рисунке 9 [1].

годы

—*—Величина прожиточного минимума .........Линия тренда

Рис. 9. Динамика прожиточного минимума в расчете на душу населения в Сахалинской

области с 2013 по 2017 гг., руб. в месяц

За исследуемый промежуток времени прожиточный минимум увеличился на 3107 рублей. Такое увеличение, в первую очередь, связано с темпом роста цен на товары и услуги. А из этого следует, что повышение вовсе не связано с желанием повысить благосостояние семей и граждан

страны, и цены на продукты питания в реальности «съедят» всю прибавку.

На рисунке 10 представлена величина прожиточного минимума в 2017 году в разрезе субъектов Дальневосточного федерального округа [12].

В среднем по России Амурская область Приморский край Еврейская АО Хабаровский край Сахалинская область Якутия Магаданская область Камчатский край Чукотский АО

9BB9

■ 11203 1215B 12161 12956 13927

16603 ■ 17635

19220 ^^ 1972B

5000 10000 15000 руб. в месяц

20000

25000

Рис. 10. Величина прожиточного минимума в субъектах ДВФО по данным 2017 года, руб.

в месяц на душу населения

Проанализировав рисунок 10, можно сделать следующие выводы: во-первых,

величина прожиточного минимума в ДВФО на душу населения превышает

0

средний показатель по России в среднем в 1,5 раза, во-вторых, величина данного экономического показателя в Сахалинской области занимает 5 место среди субъектов ДВФО. Самый высокий прожиточный минимум по Дальнему Востоку наблюдается в Чукотском автономном округе в объеме

Таблица 2. Матрица парных коэффициентов

Проанализировав таблицу 2, можно сделать вывод, что наиболее сильная взаимосвязь наблюдается между численностью населения и такими факторными признаками, как уровень безработицы (хД обеспеченность жильем (х2) и прожиточный минимум (х3).

Проведенный регрессионный анализ показал, что уравнение регрессии имеет следующий вид:

у = -1219,66х1 - 1225,80х2 - 1,61х3 + 549036,94

Построенное уравнение регрессии говорит о том, что при увеличении уровня безработицы на 1% (при условии неизмен-

19728 рублей, что на 5801 рубль больше чем в Сахалинской области.

Проведем корреляционный анализ влияния социально-экономических факторов на численность населения Сахалинской области. В первую очередь составим матрицу парных коэффициентов (таблица 2).

ности других факторов), численность населения уменьшится на 1220 человек; при увеличении обеспеченности жильем на 1 м2, численность населения уменьшится на 1226 человек, а при увеличении прожиточного минимума на 1 рубль, численность населения уменьшится на 2 человека.

Для того, чтобы сделать вывод о достоверности построенной модели, необходимо найти значения показателей, характеризующих качество регрессионного уравнения. Результаты представлены в таблице 3.

Численность населения, чел. Естественный прирост населения, чел. Миграционный прирост населения, чел. Уровень безработицы, % Обеспеченность жильем, м2/чел. Объем располагаемых ресурсов домо-хозяйств, руб. на душу населения Прожиточный минимум, руб. на душу населения

Численность населения, чел. i

Естественный прирост населения, чел. -0,88 i

Миграционный прирост населения, чел. -0,72 0,6i i

Уровень безработицы, % 0,93 -0,87 -0,69 i

Обеспеченность жильем, м2/чел. -0,9i 0,96 0,70 -0,96 i

Объем располагаемых ресурсов домохо-зяйств, руб. на душу населения -0,87 0,80 0,84 -0,96 0,93 i

Прожиточный минимум, руб. на душу населения -0,99 0,82 0,72 -0,9i 0,86 0,85 i

Таблица 3. Значения показателей качества и надежности регрессионной модели

Наименование показателя Рассчитанное значение

Средняя ошибка аппроксимации 0%

Коэффициент корреляции 0,99

Стандартная ошибка регрессии 109,77

Одним из основных показателей качества регрессионной модели является средняя ошибка аппроксимации, которая показывает среднее отклонение расчетных данных от фактических. Значение данного показателя составило менее 1%. Данный

результат говорит о том, что данные о численности населения, рассчитанные с помощью построенного уравнения, максимально приближены к фактическим данным, что также можно наблюдать на рисунке 11.

л е ч

494000 493302 493293 493000 492000 491000 490000 489000 488000 487000 486000 485000 484000

2013

491027 491108

488391 488451

I

487293 487369 487344 487303

Я

2014

2015

2016

2017 годы

Н Фактические данные □ Данные, рассчитанные с помощью уравнения

Рис. 11. Динамика фактических и смоделированных значений численности населения Сахалинской области с 2013 по 2017 гг., чел.

Коэффициент корреляции отражает силу взаимосвязи между факторными и результативным признаком. Коэффициент составил 0,99, что говорит и сильной взаимосвязи между анализируемыми социально-экономическими показателями и численностью населения.

Стандартная ошибка регрессии составила 109,77, на основе чего можно сделать вывод, что разброс между фактическими и рассчитанными значениями численности населения Сахалина составил 109,77 человек, что является относительно низкой величиной по отношению к анализируемой выборке.

Удостоверившись в адекватности построенной регрессионной модели, можно спрогнозировать численность населения

Сахалинской области на 2018 год. Предположив, что уровень безработицы в 2018 году будет составлять 5%, обеспеченность жильем - 27 м2/чел., а прожиточный минимум - 14500 тыс. руб., численность населения составит:

у = -1219,66 * 5 - 1225,80 * 27 - 1,61 * 14500 + 549036,94 = 486497 (чел.)

Таким образом, можно сделать вывод, что численность населения Сахалинской области имеет тенденцию к уменьшению. Причинами этого являются нехватка рабочих мест, низкая обеспеченность жильем и недостаточный размер прожиточного минимума.

Библиографический список

1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области // sakhalinstat.gks.ru

2. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока // minvr.ru

3. Губернатор и Правительство Сахалинской области // sakhalin.gov.ru

4. Высшая школа организации и управления здравоохранением // www.vshouz.ru

5. Плотников, Е.В. Миграционная ситуация в сахалинской области: проблемы и пути их решения // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Журнал «Вопросы политологии». - 2014. - 123-131 С.

6. Информационное агентство REGNUM //regnum.ru

7. Министерство экономического развития Сахалинской области // mineconom.admsakhalin.ru

8. Колесникова, М. Г. Особенности рынка труда в Сахалинской области // Транспортное дело в России. - 2016. - №3. - С. 43-44.

9. Постановление Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 об утверждении государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы» // Справоч-но-правовая система «КонсультантПлюс» //www.consultant.ru

10. Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области // mizo.admsakhalin.ru

11. Министерство строительства Сахалинской области // minstroy.admsakhalin.ru

12. Прожиточный минимум // potrebkor.ru

ANALYSIS AND FORECASTING OF THE POPULATION OF THE SAKHALINSKAYA OBLAST

L.V. Kim, candidate of economic sciences, associate professor E.K. Potapkina, student Sakhalin state university (Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)

Abstract. This article presents a statistical study of the population of the Sakhalin region from 2013 to 2017. Theoretical bases of the population analysis are considered. In addition, this work is devoted to the correlation and regression analysis of the population of the territory, which allows to determine the main socio-economic indicators that have the greatest impact on the demographic trend. Also on the basis of the analysis carried out forecast of the population of the Sakhalinskaya Oblast until 2025.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: natural growth, migration growth, subsistence minimum, housing provision, unemployment rate, personal disposable income, demographic trend forecast, the Sakhalinskaya Oblast.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.