Научная статья на тему 'Проблемы статистических оценок в туризме'

Проблемы статистических оценок в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1455
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ ТУРИЗМА / СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / TOURISM SUPPLEMENTARY ACCOUNTING / TOURIST STATISTICS / EXPORT AND IMPORT OF TOURIST SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаров А. О.

В статье рассмотрены проблемы экономико-статистического анализа туристской индустрии России. Дана краткая характеристика технологии создания вспомогательного счета туризма. Представлены направления статистического анализа туризма. В качестве примера приводится статистический анализ реальных данных экспорта и импорта туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

problems of statistical estimations in tourism

The article views the issues of economic-statistical analysis of the Russian tourist industry. It gives brief characteristics of creation technology of a tourist supplementary accounting and presents the directions of statistical analysis in tourism on the example of statistical analysis of actual data of export and import of tourist services.

Текст научной работы на тему «Проблемы статистических оценок в туризме»

УДК 338.48:379.85

А.О. ОВЧАРОВ,

доктор экономических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

проблемы статистических оценок в туризме

В статье рассмотрены проблемы экономико-статистического анализа туристской индустрии России. Дана краткая характеристика технологии создания вспомогательного счета туризма. Представлены направления статистического анализа туризма. В качестве примера приводится статистический анализ реальных данных экспорта и импорта туристских услуг.

Исследование современного состояния и перспектив развития туристской индустрии России целесообразно проводить на основе методов статистического анализа. Из теории статистики известно, что такие методы объединены в три группы: статистическое наблюдение, группировка данных и метод обобщающих показателей. Эти методы соответствуют трем этапам любого статистического исследования: сбор исходной информации, ее обработка в виде построения группировок с выделением группировочного признака, а также расчет и оценка количественных обобщающих величин. Следует отметить, что аппарат статистических исследований включает различные способы и приемы, повышающие эффективность и качество анализа. К ним относятся, например, выборочные и сплошные наблюдения, опросы и анкетирование, ряды распределения и многомерные группировки, индексный метод и корреляционный анализ. Использование методологии статистических исследований позволяет систематизировать разноплановую информацию о субъектах и процессах туристского рынка, выявлять тенденции и научно обосновывать предложения по развитию туристского комплекса.

Основной проблемой экономико-статистического анализа туристского рынка является невозможность использования в полном объеме методов первой группы, т.е. статистического наблюдения. Дело в том, что получить статистические данные о туризме непосредственно из форм федерального государственного статистического наблюдения достаточно сложно. Основные индикаторы сферы туризма распределены по более чем пятидесяти из этих форм [1]. Кроме того, ряд необходимых показателей в статистике отсутст-

вует, существует проблема унификации системы статистических показателей туризма с методологией международных туристских организаций.

В целом можно констатировать, что сложность экономического анализа индикаторов туристской индустрии обусловлена отсутствием целостной концепции, методологии и методик анализа статистических показателей туризма. Сегодня нет общепринятых единых подходов к выделению из всей совокупности обобщающих показателей таких индикаторов, которые бы характеризовали туристскую отрасль. Вместе с тем мировая практика располагает двумя группами статистического инструментария туристской сферы:

- серия из пяти взаимодополняющих технических пособий и директив под общим названием «Рекомендации по статистике туризма», принятых в 1993 г. Статистической комиссией ООН и содержащих понятия, концепции и классификации в области туризма [2], а также практические рекомендации по проведению туристских обследований и других методов сбора данных;

- методологическая разработка «Вспомогательный счет в туризме: рекомендуемая методологическая основа», принятая в 2000 г., а позднее одобренная и утвержденная Всемирной туристской организацией (иКЖТО) и Евростатом [3]. Она содержит набор статистических показателей, которые предназначены для глубокого изучения туризма как вида экономической деятельности, рассматривая ее в качестве источника дополнительного спроса на товары и услуги со стороны туристов.

В 2004 г. начался процесс пересмотра статистического инструментария туризма, который включал создание специальной координацион-

ной группы по статистике туризма из представителей разных международных организаций (Евростата, Международного валютного фонда, иЫЖТО и т.д.). К 2008 г. эта группа обновила оба международных стандарта, однако обновление не затронуло фундаментальных основ статистики туризма, а было связано лишь с уточнением терминологического аппарата, расширением классификационных групп, введением ряда новых показателей.

В качестве теоретической основы для формирования объективной системы получения, обработки и анализа статистической информации, относящейся к туризму, разработана Стандартная международная классификация видов деятельности в туризме (СИКТА). Каждая страна, стремящаяся к созданию соответствующей международным стандартам статистики туризма, должна разработать национальный аналог такой классификации. Его наличие является непременным условием для внедрения вспомогательного (сателлитного) счета туризма (ВСТ).

Однако технология создания ВСТ чрезвычайно сложна. Она предусматривает создание организационной платформы (в форме комитета, комиссии или другой структуры) под эгидой национальной туристской администрации. После создания такой платформы должна быть проведена систематизация и оценка состояния национальной статистики туризма с точки зрения ее пригодности для построения ВСТ. Должно быть подготовлено технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения ВСТ, которое в зависимости от предусмотренных приоритетов и имеющихся ресурсов (персонала и финансовых средств) заключается в оценке различных альтернативных вариантов. В частности, ВСТ может быть сконструирован на основе эконометрических или статистических инструментов (например, таблиц «затраты - выпуск»), а также традиционных моделей экономического воздействия (основанных на поведенческих мультипликаторах или гипотезах). Далее должен быть осуществлен пробный проект по разработке первого ВСТ, исходя из приемлемого для данной страны варианта. При этом полученные по его итогам результаты должны рассматриваться как предварительные, пока не будет проведен повторный опыт с использованием информации большего объема и лучшего качества. И только

после этого можно будет считать, что страна освоила практику построения вспомогательного счета туризма и готова осуществлять его актуализацию на регулярной основе.

Что касается России, то наша страна находится только в начале пути к созданию ВСТ и полноценной методологии статистики туризма. Пока даже не выбрана модель, в соответствии с которой предполагается построить ВСТ. А ее выбор станет возможным только после того, как на основе детализированных базовых таблиц «затраты - выпуск» будет рассчитан первый макроэкономический агрегат туризма «добавленная стоимость туристской индустрии». Этот показатель позволит определить вклад туристской индустрии в создание ВВП страны. В этой связи следует отметить, что многочисленные оценки доли туризма в региональном ВВП или ВВП страны, которые можно встретить на страницах учебников, журналов, диссертаций и в других изданиях - это всего лишь экспертные мнения (очень часто противоречивые), не имеющие под собой строгой методологической и статистической основы. Их можно рассматривать только как ориентир для проведения экономической политики в сфере туризма. Строгая оценка доли туризма в ВВП возможна только на основе межотраслевого баланса (таблиц «затраты - выпуск»).

В последний раз в нашей стране этот документ по полному кругу отраслей был сформирован в 1996 г. Долгое время таблицы «затраты - выпуск» рассчитывались по ограниченному кругу отраслей и поэтому не позволяли рассчитать показатели ВСТ. Однако в 2009 г. было издано Распоряжение Правительства РФ (№ 201-р от 14.02.2009), которое предписывает Росстату разработать базовые таблицы «затраты - выпуск» за 2011 г. и в 2015 г. представить их в Правительство РФ. Во исполнение этого распоряжения Росста-том создана специальная комиссия, а также разработаны методологические принципы составления этих таблиц. Являясь составной частью СНС, таблицы «затраты - выпуск» представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. С их помощью можно получать информацию о структурных пропорциях и межотраслевых связях

в экономике страны, в том числе необходимую для построения ВСТ. Таким образом, практические работы по внедрению ВСТ в нашей стране начнутся не ранее 2015 г.

Однако нельзя сказать, что сегодня в России ничего не делается в области совершенствования статистики туризма. Была создана межведомственная рабочая группа по статистике туризма, в которую вошли представители Росстата, Рос-туризма, Банка России, крупных туристских фирм и ассоциаций. В июне 2007 г. состоялось ее первое заседание, на котором был одобрен порядок определения внутреннего туристского потока, внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов. Кроме того, Росстат в рамках существующей методологии статистики туризма разрабатывает статистический инструментарий и проводит единовременные обследования по отдельным направлениям туристской деятельности (табл. 1).

Современный статистический инструментарий позволяет проводить анализ туристского рынка РФ по четырем направлениям:

1. Статистический анализ туристских потоков, включающий:

- анализ выездных туристских потоков;

- анализ въездных туристских потоков;

- анализ внутренних туристских потоков.

2. Статистический анализ инфраструктуры туристской сферы и сопутствующих видов экономической деятельности, включающий:

- анализ гостиничной инфраструктуры;

- анализ санаторно-курортной инфраструктуры;

- анализ транспортной инфраструктуры, включающий анализ автотранспорта и дорожного хозяйства, воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта;

- анализ инфраструктуры общественного питания;

- анализ туристских ресурсов.

3. Статистический анализ макроэкономических индикаторов туристской индустрии, включающий:

- анализ экспорта и импорта туристских услуг;

- анализ инвестиционной деятельности в туристской индустрии;

- анализ платных услуг населению в области туризма и отдыха;

- анализ цен на туристские и сопутствующие услуги.

4. Статистический анализ деятельности отдельного хозяйствующего субъекта туристской индустрии (турфирмы, гостиницы, перевозчика и т.д.).

Детальная характеристика каждого направления статистического анализа является предметом отдельного исследования, поэтому в качестве примера рассмотрим анализ экспорта и импорта туристских услуг в системе анализа макроэкономических индикаторов туристской индустрии.

В настоящее время Росстатом обобщаются данные платежного баланса РФ с целью выделения внешнеторгового сальдо и внешнеторгового оборота туристских услуг. Внешнеторговое сальдо - это разность между экспортом и импортом, а внешнеторговый оборот (ВТО) - это сумма

Таблица 1

Мероприятия росстата в области статистики туризма*

Содержание единовременного мероприятия Объем финансирования, млн руб. Ожидаемые результаты

всего в том числе

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Обследование постояльцев коллективных средств размещения 1,9 1,1 0,8 - - - Определение тенденций спроса на услуги КСР и оценка степени его удовлетворения

Обследование посетителей туристских объектов 2,2 - 1,4 0,8 - - Оценка вклада посетителей в развитие инфраструктуры туристских объектов

Пограничное обследование иностранных туристов 3,3 - - 1,2 1,1 1,0 Получение информации об иностранных туристах

Развитие статистики туризма 15,0 3 3,7 3,5 2,5 2,3 Формирование системы показателей, комплексно характеризующей развитие туризма

*Источник: ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 гг.».

экспорта и импорта туристских услуг. Экспорт отражает совокупность расходов, произведенных гражданами (резидентами) конкретной страны на территории РФ, импорт - расходы граждан России на территории других стран. В международной практике экспорту соответствует показатель «туристские доходы», импорту - «туристские расходы».

По методике Росстата экспорт и импорт туристских услуг приводятся по данным статьи «Поездки» платежного баланса страны и не включают в себя транспортные услуги по международным перевозкам между резидентами и нерезидентами. Согласно руководству по платежному балансу Международного Валютного Фонда они относятся к категории «транспортные услуги (пассажирские перевозки)» и выделяются отдельной статьей. В то же время, в соответствии с рекомендациями иЫЖТО, в стоимость экспорта и импорта туристских услуг должен включаться экспорт и импорт услуг пассажирского транспорта.

Методологически экспорт и импорт по статье «Поездки» рассчитываются как сумма затрат по категориям поездок, которые объединяются в 5 групп: туризм, служебные и частные поездки, временное трудоустройство, транзит, поездки обслуживающего персонала. При этом отдельно данные по каждой группе не публикуются, а дается лишь общая сумма затрат. Размер средств, израсходованных на каждый вид поездки, определяется как произведение удельных расходов (т.е. расходов на 1 человека) на количество выехавших (въехавших) лиц. Последний показатель учитывается на основе данных Пограничной службы

ФСБ России и Федеральной миграционной службы. Расходы на поездки рассчитываются исходя из средней стоимости туристских путевок по странам, стоимости проживания в коллективных средствах размещения в нашей стране, а также оценки затрат на личные цели при совершении поездок. Информационная база наблюдения включает официальные статистические данные, обследования региональных туристских агентств, сведения стран-партнеров, информацию UNWTO и СМИ.

В табл. 2 представлена динамика экспорта и импорта туристских услуг, которая позволяет выделить устойчивую тенденцию роста их ВТО вплоть до мирового экономического кризиса. Однако доля туристских услуг в общем объеме ВТО всех товаров и услуг неуклонно снижалась. Это связано с сырьевой направленностью российского экспорта и низким удельным весом раздела «Услуги» в структуре платежного баланса. Высокие мировые цены на нефть обусловливают диспропорции между элементами платежного баланса. Так, по итогам 2008 г. в счете текущих операций товарный экспорт превышал экспорт услуг в 9 раз (471,6 млрд долл. составлял экспорт товаров, а 51,2 млрд долл. - экспорт услуг).

В связи с мировым кризисом ситуация на внешнем рынке изменилась. В 2009 г. резко сократился объем ВТО туристских услуг, но их доля в совокупном ВТО товаров и услуг возросла. Это связано с тем, что темпы спада экспорта и импорта товаров были больше, чем темпы спада экспорта и импорта услуг. Так, экспорт услуг в 2009 г. сократился по сравнению с 2008 г. на 18,7%

Таблица 2

Экспорт и импорт туристских услуг в рФ (млн долл.)*

Показатель Годы

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Внешнеторговое сальдо туристских услуг, млн долл. -8378 -9755 -11444 -10484 -11769 -11936 -11539 -17546

экспорт 4502 5530 5870 7628 9447 11842 9366 8970

импорт 12880 15285 17314 18112 21216 23778 20905 26516

ВТО туристских услуг, млн долл. 17382 20815 23184 25740 30663 35620 30271 35486

Доля оборота туристских услуг в общем объеме ВТО товаров и услуг, % 6,8 6,3 5,4 4,7 4,5 4,0 5,1 4,6

*Источник: расчеты автора на основе данных Центробанка РФ.

(в отношении туристских услуг - на 20,9%), тогда как экспорт товаров снизился на 34%, причем экспорт минеральных продуктов - основная статья товарного экспорта - сократился на 37,7%. В 2010 г. ситуация стабилизировалась, объем ВТО вышел на уровень 2008 г., однако это произошло за счет дальнейшего сокращения экспорта туристских услуг при одновременном росте их импорта. Это - крайне неблагоприятная тенденция, означающая неэффективность туристской политики государства, поскольку туристские расходы стали еще больше превышать туристские доходы.

В структуре экспорта туристских услуг традиционно наблюдается преобладание деловых поездок. Так, по итогам первого квартала 2011 г. на их долю пришлось 68,8% всего экспорта туристских услуг, на личные поездки - 31,2%. В региональной структуре экспорта преобладают расходы граждан из стран дальнего зарубежья (970 млн долл. в первом квартале 2011 г.), прежде всего из Европейского союза. Экспорт услуг в страны СНГ составил в этот период 902 млн долл.

Иная ситуация характерна для импорта услуг по статье «Поездки». Соотношение деловых и личных поездок постоянно демонстрирует смещение акцентов на личные поездки. Их доля в первом квартале 2011 г. составила 91,7%, в том числе в страны СНГ - 90,7%, в страны дальнего зарубежья - 91,8%. При этом суммарные расходы российских граждан на территории других стран составили в первом квартале 5 322 млн долл. (рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 18,5%).

Следует отметить, что российские граждане на международном рынке туристских услуг имеют

образ расточительных туристов, тратящих свои деньги на самые разнообразные цели (покупка одежды, ювелирных изделий, аренда автомобилей, экстремальные развлечения и т.п.). Косвенно это подтверждают данные Центробанка России по наиболее крупным расходам граждан РФ на территории разных государств (см. рис.). Объемы этих расходов в докризисный период возрастали из года в год, а расходы на поездки в Египет (второй по значимости «российский» курорт после Турции) даже в кризисном 2009 г. составили 1922 млн долл., что на 13% больше, чем в 2008 г. Во всех других странах проявилось снижение данного показателя.

На этом фоне траты иностранных граждан, приезжающих в Россию, выглядят гораздо скромнее. Лидером по этому показателю традиционно являются граждане Украины, которые в 2008 г. израсходовали в поездках по России 1391 млн долл., а в 2009 г. - 1086 млн долл. Суммарные траты граждан первой пятерки государств в рейтинге наибольших расходов составили в 2009 г. 3710 млн долл. (для сравнения: аналогичный показатель расходов российских граждан в зарубежных поездках равен 9174 млн долл.).

Анализ динамики экспорта и импорта туристских услуг целесообразно проводить на основе трехфакторной статистической модели:

AQ = AQ(s) + 40( х) + AQ( /),

где ДQ - общий прирост экспорта (импорта) за определенный период времени, АЯ^) - прирост экспорта (импорта) за счет изменения количества поездок (фактор я), А2(г) - прирост экспорта (импорта) за счет изменения расходов на одну поезд-

Л

2008 2009

□ Турция Ш Финляндия □ Германия 0 Египет В Украина

рис. расходы граждан рФ по статье «Поездки» в 2008 и 2009 гг.

ку (фактор г), AQ(f) - прирост экспорта (импорта) за счет структурных сдвигов (фактор / ).

В табл. 3 приведены результаты расчетов экспертов Центробанка РФ по этой модели (знак + означает увеличение показателя за счет соответствующего фактора, знак - - снижение).

Таблица 3

Факторный анализ экспорта и импорта услуг по статье «Поездки» (млн долл.)*

Показатель 2008 г 2009 г де в том числе

Дб(г) дб(/)

Экспорт 11795 9297 -2498 -709 -1295 -494

Импорт* 22908 20704 -2204 -2209 -212 217

Оборот 34703 30001 -4703 -2919 -1507 -277

Сальдо -11113 -11407 -294 1500 -1083 -711

*Источник: составлено автором на основе данных Центробанка РФ.

Примечание: незначительная разница в значениях экспорта и импорта по сравнению со значениями в табл. 1 объясняется тем, что они взяты из сборников Центробанка РФ за разные года, а Центробанк РФ проводит постоянную актуализацию статистических данных.

Наибольшее влияние на снижение экспорта оказали изменения в расходах (фактор г), поскольку средние расходы одного въехавшего в РФ нерезидента снизились с 415 долл. до 348 долл., что составляет 16,1%. Затраты же на поездку

среднестатистического российского гражданина также сократились, но незначительно. Это привело к сокращению импорта туристских услуг только на 212 млн долл. Основной фактор снижения импорта - это отрицательная динамика выезда российских граждан за границу, связанная с влиянием мирового кризиса. За рассматриваемый период она составила 10%, тогда как въезд в нашу страну сократился на 6%. Наибольшие темпы сокращения выездов россиян были зафиксированы в Китай (47%), Японию (38%), Хорватию (34%).

Следует отметить, что структурные изменения поездок (фактор f в рассматриваемом периоде отрицательно сказались на динамике экспорта и положительно - на динамике импорта туристских услуг, при этом обнаруживая общие тенденции. Таким образом, в обоих направлениях увеличилась доля однодневных поездок, и, напротив, сократился удельный вес краткосрочных поездок.

Список литературы

1. Туризм в цифрах: сб. статей / ИИЦ «Статистика России», Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2007. - 40 с.

2. Recommendations on Tourism Statistics //United Nations and Word Tourism Organization. - United Nations publication, Sales No.E94.XVII.6, Part One, 1994.

3. Tourism Satellite Account: Recommended Methodological Framework // Commission of the European Communities, Organization for Economic Co-operation and Development, United Nations and Word Tourism Organization. - Luxembourg, Madrid, New York, Paris, 2001.

В редакцию материал поступил 05.12.11

Ключевые слова: вспомогательный счет туризма; статистика туризма; экспорт и импорт туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.