Научная статья на тему 'Перспективы научных исследований в сфере экономики и управления социальной сферой'

Перспективы научных исследований в сфере экономики и управления социальной сферой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / SERVICE SECTOR / TOURISM / TOURISM DEVELOPMENT / TOURISM MANAGEMENT / TOURIST RESOURCES / CULTURAL TOURISM / SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT / INNOVATIONS IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития сферы услуг в условиях глобализации и экономики знаний, подробно проанализированы особенности развития туризма на современном этапе, очерчены основные направления научных исследований преподавателей кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for research in economics and management of social issues

The article deals with the problems and prospects of service sector development in the conditions of globalization and economy of knowledge. In article in detail are analyzed features of tourism development at the present stage. Main directions of chair academics' scientific researches are outlined.

Текст научной работы на тему «Перспективы научных исследований в сфере экономики и управления социальной сферой»

Г. А. КАРПОВА

Галина Алексеевна КАРПОВА - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.

Автор более 120 работ, опубликованных в российских и зарубежных научных изданиях. В их числе монографии: «Туризм как объект управления». Первый вице-президент Национальной академии туризма.

Сфера научных интересов - экономика и управление социальной сферой, экономика и управление туристской деятельностью, рекреационная сфера.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Трансформация всей социально-экономической системы на государственном уровне в условиях переходной экономики привела к адаптации социальной составляющей экономического роста к новым социально-экономическим условиям. Преобразования, происходящие в российском обществе и затронувшие сферу услуг и социальную сферу, потребовали теоретического осмысления происходящих процессов, а также подготовки специалистов, способных работать в данной сфере в новых условиях. Новое положение отраслей сферы услуг потребовало и нового менеджмента, что явилось одним из побудительных факторов создания кафедры экономики и управления социальной сферой в нашем университете.

Понимание необходимости создания самостоятельной кафедры, специализирующейся на экономико-управленческой проблематике функционирования социальной сферы, пришло к руководству СПбУЭФ в начале 1990-х годов и в 1994 г. была создана кафедра экономики и управления социальной сферой, основным объектом научной и педагогической деятельности которой стала сфера услуг. В принятии решения о создании кафедры экономики и управления социальной сферой принимали участие профессора Л.С. Тара-севич, К.Х. Нинциев, у ее истоков стояли профессора В.Э. Гордин, Г.А. Карпова, Н.Н. Иванов, Л.В. Хорева.

Первоначальный период научного становления кафедры характеризовался публикациями и специальными исследованиями, посвященными специфике менеджмента организаций сферы услуг в российских условиях. При этом, в основном, приходилось пользоваться зарубежными изданиями, переводами работ иностранных авторов, либо исследованиями российских авторов, акцентирующих внимание на отраслевых особенностях менеджмента. Обобщающих же работ в отечественной научной мысли было недостаточно, а исследования зарубежных авторов хотя и являлись весьма полезными для

ГРНТИ 04.21.61 © Г. А. Карпова, 2010

целостного анализа, однако требовали адаптации к особенностям российского бизнеса.

Подобные тенденции явились отправным моментом для тех исследований, которые стали для кафедры ключевыми, а именно: изучение процесса преобразований в социальной сфере, сервизации экономики и ее особенностей в России; анализ межотраслевых связей и межсекторальных взаимодействий предприятий сферы услуг; изучение специфики менеджмента в таких направлениях как туризм и гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, культура и др.

За время существования кафедры сотрудниками было выполнено ряд научно-исследовательских проектов, связанных с изучением особенностей функционирования организаций сферы услуг. В период создания кафедры профессора В.Э. Гордин и Н.Н. Иванов принимали участие в совместной программе по фасилити-менеджменту с рядом голландских университетов. Результатом стала разработка одного из первых курсов по фасилити-ме-неджменту (т. е. по управлению инфраструктурными услугами предприятий и учреждений), который подготовлен на кафедре профессором Н.Н. Ивановым.

Среди других проектов следует назвать: «Экономика современных здравниц и технологии управления ими в условиях российских экономических реформ» (научный руководитель - профессор Г.А Карпова, 1997), «Формирование экономического механизма влияния индустрии туризма на экономику региона» (научный руководитель - профессор Г.А. Карпова, 2000), «Методические подходы к разработке кадастра туристских ресурсов» (научный руководитель - профессор Г.А. Карпова, 2004), «Мониторинг высших учебных заведений Санкт-Петербурга, готовящих специалистов в сфере туризма, для выявления идей молодых специалистов городских вузов по продвижению Санкт-Петербурга на международном рынке туристских услуг» (научный руководитель - профессор Г.А.Карпова, 2008), «Концепция развития Ленфильма» (научный руководитель - профессор Г.А. Карпова, 2008), «Продвижение Санкт-Петербурга на международном рынке туризма» (научный руководитель - профессор Г.А. Карпова, 2009).

В рамках международного сотрудничества на кафедре был реализован российско-шотландский проект «Развитие образования в области культурного туризма в России» (научный руководитель - профессор В.Э. Гордин, 2000). По результатам проекта была проведена международная научно-практическая конференция и изданы сборники научных статей «Cultural Tourism: the convergence of tourism and culture at the start of the 21st century» (2000) и «Культурный туризм в Санкт-Петербурге: настоящее и будущее» (2003).

Развитие сферы услуг вызывает насущную потребность в исследовании особенностей и специфики услуг как экономической категории, что находит отражение в научных исследованиях кафедры и отражается, в конечном счете, на процессе подготовки кадров для экономики страны. Изменение значения и влияния сферы услуг на социальное и экономическое развитие опреде-

ляет основные направления исследования сотрудников кафедры в настоящее время. Переход к преобладанию сервисных отраслей в мире начался в середине 1950-х гг., когда, в частности, в США количество работников сферы услуг превысило количество занятых в материальном производстве [1, р. 28]. С этого времени сфера услуг как производственных, так и непроизводственных начинает развиваться ускоренными темпами, значительно опережая по доле в национальном продукте первичный и вторичный сектора экономики. К концу XX века сфера услуг в ведущих зарубежных странах превратилась в крупнейший сектор хозяйства. По оценкам специалистов, сфера услуг обеспечивает около 68 % мирового ВВП. В среднем доля услуг в ВВП в наиболее развитых странах (США, Великобритания, Германия, Япония и др.) колеблется от 66% до 86 % [2, 3]. В России доля услуг в ВВП по данным официальной статистики впервые превысила долю товаров в 1994 году. Показателем развития сферы услуг является неуклонный рост числа занятых в сервисных отраслях; в среднем показатель общей численности занятых в отраслях услуг в странах с наиболее развитой экономикой колеблется на уровне 80 % [4, с. 45], в нашей стране в 2008 г. доля занятых в отраслях услуг составляла 69,4 % в общей численности занятых в экономике [5, с. 136].

Ускоренное развитие сферы услуг в России, начавшееся в 1990-е годы и обусловленное действием объективных и субъективных факторов, шло по ряду основных направлений, в том числе путем появления многих видов новых услуг, увеличения доли платных услуг населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания, усиления конкуренции между относящимися к ней организациями. Инвестиционная привлекательность сферы услуг определила возрастающий интерес к ней со стороны предпринимателей, представляющих, в основном, малый и средний бизнес.

Происходит расширение спроса на услуги со стороны основных потребителей - частных лиц и корпоративных структур. Например, доля затрат на услуги в сумме потребительских расходов населения за 1983-1996 гг. в США повысилась с 51 до 59 %, во Франции - с 38 до 47 %, в Великобритании - с 39 до 48 %, в Японии - с 51 до 58 %. В России, хотя и происходит рост доли услуг в совокупных расходах населения, но эти показатели до сих пор не сопоставимы с аналогичными по развитым странам. Рост доли услуг в ВВП развитых стран стимулирует, в том числе, и быстрый рост объема международной торговли услугами. В ходе опережающего роста производства услуг на протяжении большей части прошлого века их участие в системе международной торговли увеличивалось, но в сравнении с товарными потоками оставалось довольно скромным. В 1980 г. доля сферы услуг в мировом ВВП составляла 56%, тогда как в суммарном экспорте товаров и услуг - около 10 % [6, с. 572].

Резкий прорыв услуг на мировые рынки в течение последних 25 лет является одним из наиболее значимых новых явлений в современной экономике. Под воздействием ряда инноваций формируются условия включения услуг в мирохозяйственные связи. Главным из этих условий выступает научно-

технический прогресс в области информационно-телекоммуникационных технологий, приведший к трансформации производства, продвижения, потребления услуг. В постиндустриальной экономике ускоренными темпами развиваются транснациональные корпорации в сфере услуг, в частности, банковских, страховых, консультационных, гостиничных, ресторанных, туристских, автопроката, торговых, информационно-коммуникационных и целый ряд других. Усилия транснациональных корпораций направлены на создание максимально унифицированных условий для ведения бизнеса во всех частях земного шара. Глобализация становится одним из важнейших факторов повышения эффективности крупного производства товаров и услуг.

Кроме технологических прорывов на расширение вовлеченности услуг в мировую торговлю оказывает заметное влияние либерализация торговли, в том числе в рамках деятельности Всемирной торговой организации. После принятия в 1995 г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), нацеленного на разработку и внедрение общих «правил игры» на разнородных рынках и на их полную либерализацию, в рамках ВТО этой проблематике уделяется большое внимание. В целом темпы роста торговли товарами и услугами на мировом рынке за последнее десятилетие практически сравнялись: если объем экспорта товаров увеличился в 1,99 раза, то услуг - в 1,91 раза, импорта, соответственно, - в 2,01 раза и в 1,86 раза [7].

Динамика роста сферы услуг в экономике различных стран имеет тенденцию к повышению, что связано в первую очередь с расширением масштабов этой сферы в мировом хозяйстве, и, во-вторых, это происходит вследствие структурного усложнения сферы услуг за счет возникновения новых производств и принципиально новых отраслей. Расширение спектра услуг, оказываемых населению, относящихся к услугам социальной сферы, вызывает потребность в проведении научных исследований, позволяющих выявлять закономерности и тенденции, проявляющиеся в настоящее время как в сфере услуг в целом, так и в различных ее социальных направлениях.

В этой связи необходимо сказать о том, что понимается сегодня под социальной сферой и какие именно отрасли включены в социальную сферу. Ключевым в определении социальной сферы является ее нацеленность на человека, на отдельные группы людей и на общество в целом. В 1970-е годы социальную сферу отождествляли с совокупностью отраслей непроизводственной сферы, что в принципе неверно, поскольку в соответствии с таким подходом социальная сфера оказывается полностью за пределами основной области жизнедеятельности общества - производства и выводится за пределы отраслей, создающих общественный продукт, в сферу «потребителей» этого продукта.

Подход к социальной сфере как к системе определенных отношений между субъектами позволяет систематизировать роли и функции этих субъектов с выделением приоритетных для каждого из них. Основной функцией социальной сферы является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, духовного и культурного развития нации, гармонизация социальных отношений. Основная миссия социальной

сферы заключается в воспроизводстве людей как субъектов жизнедеятельности и связанном с ним воспроизводстве необходимых ресурсов жизнеобеспечения и регулирующих их социальных институтов. В своем реальном воплощении социальная сфера оказывает влияние на все сферы общества и виды общественных отношений (политические, экономические, духовные).

Функционирование социальной сферы направлено на обеспечение жизнедеятельности как отдельных людей, так и социальных групп; она связывает между собой все другие сферы жизни общества. Одновременно обязательным условием её развития является успешное функционирование всех сфер общества, поскольку в них производятся материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом и т. д. По отношению к ним социальная сфера выступает в качестве фактора укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия.

В этом контексте важно рассмотреть возможные направления изменений, которые происходят и должны происходить в социальной сфере, как основном институте, в рамках которого осуществляется производство социальных услуг населению. Услуги, которые предоставляют отрасли социальной сферы населению, весьма разнообразны и среди них основными являются услуги образования, здравоохранения, рекреации, туризма, культуры, социального обеспечения, общественного питания, спорта, торговли, сервисных организаций и другие.

В условиях глобализации, при переходе от индустриального общества к информационному, когда процессы создания, владения, распространения знаний и профессиональных навыков становятся ключевыми, интеллектуальные профессии - массовыми, а инвестиции в сферу образования, в развитие человеческого потенциала - самыми эффективными, именно фактор образованности общества является главным, если не единственным критерием принадлежности той или иной страны к числу развитых государств, способных влиять на глобальные процессы и определять мировые тенденции развития. Глобализация оказывает непосредственное и самое существенное влияние на развитие образования в современном мире. Это влияние многоплано-во и противоречиво, как и сам процесс глобализации. С одной стороны, глобализация мировой экономики ведет к повышению международной конкуренции. В этих условиях высокоразвитая национальная система образования становится важным фактором, определяющим конкурентоспособность народных хозяйств ведущих стран и регионов.

Роль знаний в современной экономике, где инновации занимают доминирующее положение, достаточно наглядно продемонстрировали американские ученые, подсчитавшие, что 51 % ВВП США создает группа, проучившаяся в общей сложности не менее 14,5 лет, хотя она и составляет всего четверть работающего населения страны. Остальные 49 % ВВП приходятся на тех, у кого за спиной 10,5 (четверть населения) и 12,5 лет (половина населения) суммарного общего и профессионального образования [8, с. 16].

В мире постоянно растет количество образованных людей. Так, число жителей стран ОЭСР, получивших высшее образование с 1995 г. по 2007 г. увеличилось почти в 2 раза и составило 39 %, а в Канаде, Японии и Южной Корее эта доля достигла 50 %. По абсолютному количеству студентов, характеризующему масштабность системы высшего образования, лидируют такие страны как США (13,2 млн чел.). В группе стран с высоким уровнем охвата взрослого населения законченным высшим образованием второе место принадлежит России (6,9 млн чел. - почти вдвое меньше, чем в США), третье -Японии (3 млн чел.). Особый интерес с точки зрения организации системы высшего образования представляют страны, в которых количество студентов вузов превышает 5 млн. Помимо США и России, таких стран две - Индия (11,8 млн чел.) и Китай (10,2 млн чел.). В вузах этих четырех стран учатся более 40 % от общемировой численности студентов, составившей в 2005 г. 104,8 млн чел. [9]

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития России на 2008-2020 гг., будущее нашей страны связано с инновационным развитием, и важная роль в формировании инновационной экономики России принадлежит, в том числе, и образованию. Стратегической целью функционирования и развития национальной системы образования развитых стран мира является подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных в экономике и конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках труда. Сегодня развивается и укрепляется конкурентный международный рынок образовательных услуг. Отсутствие или ограниченность предложения образовательных услуг определенного уровня и качества в отдельных регионах способствует росту спроса на международном рынке. Транснациональное образование превращается в крупный бизнес, использующий зарубежные и офшорные кампусы, франчайзинг и дистанционное обучение.

Согласно проведенным исследованиям, в потоке международной учебной миграция из России около 70 % составляют лица, уже получившие высшее российское образование, окончившие аспирантуру без защиты диссертации и даже защитившие кандидатскую диссертацию. Таким образом, получив полностью или частично качественное образование на родине, молодые люди только придают ему завершенность, получая зарубежные степени, дипломы, чтобы выйти на международный рынок высокопрофессионального труда, найти работу на Западе. По экспертным оценкам, число граждан Российской Федерации, обучающихся за рубежом, возросло с 13-15 тыс. человек в середине 1990-х годов до 26-50 тыс. в последние годы (вместе с выездами по программам обмена). Из них возвращаются примерно 18-25 %. Бывшие россияне составляют четверть кадров знаменитой Силиконовой долины, а ежегодные потери России от утечки мозгов оцениваются в 50 млрд долл. США [10, с. 99.].

Важным направлением исследований сотрудников кафедры является изучение сферы туризм и рекреации. Сфера туризма, наука о туризме во всем мире переживают период переосмысления основных понятий, тенденций и

перспектив развития, а также методов и средств достижения эффективного развития этой сферы. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, тем, что туризм и в целом индустрия гостеприимства выступают своеобразным катализатором социально-экономического развития общества. Особую значимость на современном этапе, в рамках усиления миграционных потоков в образовании, имеет образовательный туризм.

Образовательный туризм может быть определен как путешествие, имеющее целью потребление определенной образовательной услуги. Это поездки для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, профильных выездных семинаров и тренингов, организованных для специалистов самых различных отраслей, краткосрочных стажировок и поездок с целью обмена опытом, а также инсентив-туров, сочетающих в себе функции обучения и поощрения персонала. Применение инсентив-поездок в качестве мотивационного стимула для повышения профессиональной компетенции персонала создает дополнительный синергетический эффект: помимо искомой образовательной компетенции совместное обучение и отдых приносят компании дополнительные преимущества в виде сплочения команды, снижения уровня конфликтов в коллективах, формирования корпоративного духа, усиления эффекта соревновательности и конкуренции, создают дополнительные мотивационные стимулы для профессионального и карьерного роста специалистов компании, что укрепляет лояльность сотрудников. В сущности, образовательный туризм

- это мощный инструмент воспитания, просвещения и эмпирического (то есть основанного на собственном опыте) образования.

Большинство россиян связывают образовательный туризм с поездками за рубеж для изучения языка, бизнеса и поступления в престижные учебные заведения. С каждым годом спектр услуг, предлагаемых в данной отрасли, стремительно расширяется. Образовательный туризм, который несколько лет назад был востребован только среди элиты, сейчас перешел в категорию продукта для среднего класса и пользуется устойчивым спросом.

Сравнительный анализ показателей выездов российских граждан за границу с образовательными целями по данным Росстата и Комитета по образовательным поездкам и детскому туризму Ассоциации туроператоров России (АТОР) свидетельствует о положительной динамике и значительном увеличении числа зарубежных образовательных поездок в 2003-2007 гг. Наибольшие темпы роста рынка были зафиксированы в 2005 г. (58 %) и 2006 г. (50 %), при этом объем рынка в 2006 г. вырос более чем в 2,5 раза, а в 2007 г.

- уже в 3,3 раза по сравнению с 2003 г., что позволило России подняться в международном рейтинге потребителей международного образовательного туризма с 15-го места, которое она занимала в 2003 г., на 9-е место в 2007 г. Удельный вес образовательного выездного туризма в общем объеме туристских поездок невелик (около 1,5%), однако годовой оборот данного рынка значителен - в среднем 200 млн евро.

Глобализация практически открыла национальные границы государств, и получение образования в другой стране стало широко доступным и весьма

распространенным. Сегодня ведущие университеты развитых стран имеют в своем контингенте значительное число иностранных студентов, которое постоянно растет. Согласно докладу по образованию «Education at a Glance, 2009» Организации экономического сотрудничества и развития, составленному на основе международной статистики, в настоящее время как никогда возросла роль учёбы за границей. С 2000 г. по 2007 г. число студентов, обучающихся по программам высшего и поствысшего образования за рубежом, возросло на 59 % с 1,9 млн чел. до 3,02 млн чел. Причем эта тенденция характерна для всех стран мира, а не только для стран ОЭСР.

По состоянию на 2007 г., пять из десяти иностранных студентов получали образование в одной из четырёх самых популярных стран. На долю США приходится 19,7 % всех учащихся, обучающихся за пределами своей родины, 11,6 % студентов выбрали Великобританию, 8,6 % - Германию, 8,2 % - Францию. Среди городов мира наиболее привлекательными для иностранных студентов являются Лондон, Нью-Йорк и Сидней. Так, в 2006 / 2007 учебном году в Лондоне обучалось 89955 студентов, в Нью-Йорке - 65885, в Сиднее - 37 515 студентов.

На долю России в 2008 г. проходилось лишь 3 % от общего числа обучающихся в мире иностранных граждан. Что касается России, то в нашей стране в 2009 г., по данным Интернет-портала «5 баллов», обучается всего 2 % иностранных студентов. Как отмечают специалисты, для нашей страны это не только упущенные экономические выгоды, но и потерянные политические возможности влияния России на международной арене через распространения отечественных достижений в области науки и технологий, языка и культуры. По мнению представителей Минобрнауки России, основными факторами, сдерживающими экспорт российских образовательных услуг, являются несовершенство нормативно-правовой базы, слабое развитие социально-бытовых условий пребывания в РФ иностранных студентов, их медицинского обслуживания и безопасности, недостаточный уровень владения этими студентами русским языком и слабая отдача от информационно-рекламной работы.

Образовательный туризм - это один из видов туристской деятельности, среди которых такие виды как культурно-познавательный, рекреационный, оздоровительный, деловой, экологический, спортивный и другие. Туризм сегодня является одним из ключевых направлений развития экономики многих стран мира, он расширяет ареал своей деятельности за счет повышения досягаемости и доступности туристских объектов в результате развития транспортных систем, формирования разветвленных транснациональных сетей индустрии гостеприимства, демократизации доступа в ранее строго закрытые для посетителей памятники истории и культуры.

Ярким примером активности ТНК в туристском бизнесе являются интегрированные гостиничные цепи. Большинство крупнейших гостиничных цепей имеют штаб-квартиры в США, хотя год от года возрастает роль и других стран в управлении гостиничным бизнесом. К числу наиболее известных гостиничных цепей, управляемых из США, относятся Hospitality Franchise

System (число отелей - 4400 в 6 странах, число номеров - 435 тысяч), Holiday Inn Worldwide (число отелей - 2031 в 62 странах, число номеров - 365309), Best Western International (число отелей - 3401 в 60 странах, число номеров -276659), Marriott Hotel (число отелей - 898 в 27 странах, число номеров -186656), ITT Sheraton (число отелей - 417 в 61 стране, число номеров -129937) [11]. Среди других стран, имеющих штаб-квартиры гостиничных цепей, можно отметить Францию (Accor, Club Mediterranee), Великобританию (Forte Hotels, Hilton International), Германию (Robinson Club GmbH), Испанию (Grupo Sol Melia). У известных корпораций выработаны правила и стандарты, обеспечивающие своеобразие стиля и сценария обслуживания клиентов всех входящих в нее отелей.

Процессы интернационализации деловой активности проявляются не только в сфере гостиничного бизнеса, но и в ресторанном бизнесе (компании McDonalds, Pizza Hat), в туроператорском секторе (например, немецкая сбытовая сеть ТУИ), в сфере воздушных перевозок (создание мировых альянсов, например «Стар Альянс», который объединяет немецкие, шведские, канадские, бразильские и другие авиалинии) [12].

Стремление человека к перемене мест формирует объективные условия превращения туризма в одну из ведущих сфер экономической деятельности, о чем говорит динамика числа путешествий и рост доходов от туризма во всех странах мира. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) [13] в 2004 г. количество путешествий составило 760 млн чел., а в 2010 г. по прогнозам ЮНВТО их число достигнет миллиарда, притом, что всё население планеты составляет около 6 млрд чел. По данным этой организации наиболее привлекательными для туристов сегодня являются страны Европы, а также Азиатско-Тихоокеанский регион и Америка (рис. 1).

500450400350300250200150100' 50 0

488

□ Европа

□ Азия и Тихоокеанский регион

□ Америка

□ Африка

□ Средний Восток

%

Источник: UNVTO World Tourism Barometer. Vol. 7. N 2. June 2009. P. 3.

Рис. 1. Международный въездной туризм: количество прибытий туристов (млн чел., %), 2008 г.

В ближайшие десятилетия темпы роста объемов туризма сохранятся, и к 2020 г. число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 г. - с 698 млн до 1,561 млрд поездок. Еще более значительно - в 4,2 раза, - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд до 2 трлн долл. США [14]. Лидером по доходам от туризма в настоящее время является Европа (рис. 2).

45040035030025020015010050 0

-435-

/—Z

-187-

-471

29 35

млн.долл.США

ТГ

22 20

□ Европа

□ Азия и Тихоокеанский регион

□ Америка

□ Африка

□ Средний Восток

%

Источник: UNVTO World Tourism Barometer. Vol. 7. N 2. June 2009. P. 3.

Рис. 2. Доходы от въездного туризма по регионам мира (млн. долл. США, %), 2008 г.

Следует, однако, отметить, что существенные коррективы в эти прогнозы внес начавшийся в 2008 г. финансово-экономический кризис. Сегодня оценки динамики туризма менее оптимистичные, идет фактическое сокращение объема туристского рынка. Так, по данным Всемирной туристской организации, поток туристов в мире сократился на 8 % в период с января по апрель 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Эксперты ЮНВТО, основываясь на данных первых четырех месяцев года, прогнозируют, что рынок международного туризма в 2009 г. сократится на 4-6%, объясняя это тем, что скорость спада предположительно будет постепенно уменьшаться к концу 2009 г.

В докладе ЮНВТО «Барометр мирового туризма» говорится, что все регионы, кроме Африки, в 2009 г. отметили уменьшение количества прибывающих туристов. В Европе туристический поток сократился на 10 %, в Америке - на 5 %. Южная Америка оказалась единственным субрегионом, кроме Африки (+3 %), который выбивается из общей отрицательной тенденции с результатом +0,2 %. Ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе (-6 %) кажется особенно сложной в сравнении с результатами прошлых лет, а падение спроса на туристические услуги в этом регионе произошло гораздо быстрее, чем ожидалось.

Однако, несмотря на негативные тенденции, общая прибыль от международного туризма в 2008 г. составила 944 млрд долл. США, а в 2007 г. эта цифра равнялась лишь 857 млрд долл. США. По сравнению с серединой XX века произошел колоссальный рост как числа туристов (более чем в 35 раз), так и валютных поступлений от сферы международного туризма (почти в 500 раз) [15].

Среди новейших мировых тенденций развития туризма особое место занимает концепция устойчивого развития туризма. Не случайно, во многих странах, специализирующихся на развитии туризма, устойчивому развитию туриндустрии уделяется значительное внимание. Необходимость перехода туристской сферы на принципы устойчивого развития в современных условиях глобализации и информатизации общества очевидна. Практика показывает, что неконтролируемый рост туризма, преследующий цель быстрого получения прибыли, зачастую имеет негативные последствия, поскольку он наносит ущерб окружающей среде, местному сообществу и разрушает саму основу, на которой держится функционирование и успешное развитие туризма.

В странах Европейского Союза (ЕС) устойчивому развитию туризма уделяется немаловажное значение. Поскольку страны ЕС являются лидерами по приему туристов и одновременно по количеству совершаемых турпоездок в год, европейский потребитель в большей степени озабочен экологическими и социальными последствиями развития туризма. Проблемам, возникающим вследствие развития туризма, уделяется значительное внимание на общеевропейском уровне. Так, в 2003 г. Европейской Комиссией был создан Комитет по устойчивому туризму (КУТ), в состав которого входят члены международных организаций и правительств стран ЕС, представители региональных и местных властей, представители индустрии туризма и экологических организаций, профсоюзов, а также исследовательских и образовательных учреждений. В основные функции этого Комитета входит разработка рамок деятельности заинтересованных сторон, руководство управлением дестина-циями на местах, разработка и использование индикаторов устойчивости туризма и систем наблюдения и контроля. Разработка на общеевропейском уровне концепций, стратегий, программ, различного рода инициатив по устойчивому развитию туризма говорит о действительной заинтересованности органов власти и общества в переходе на качественно новый уровень развития туризма.

Таким образом, международный опыт устойчивого развития туризма показывает, что в первую очередь, как на национальном, так и на региональном уровне, необходимо признать принципы устойчивого развития туризма и строить туристскую политику и туристскую деятельность, основываясь на этих принципах. Это особенно актуально в условиях глобального экономического кризиса, который переживает мировая экономика. В этих условиях сфера туризма, как и многие другие направления экономической деятельности, претерпевает значительные изменения.

С одной стороны, негативные последствия кризиса внесли существенные коррективы в структуру спроса на международные поездки. С другой

стороны, по-нашему мнению, кризис создал уникальные условия именно для развития внутреннего туризма в России сегодня, что должно стать приоритетной задачей. Многие россияне, проводившие отпуск за рубежом, теперь не смогут себе этого позволить и будут искать возможность отдохнуть внутри страны. Кроме того, развитие внутреннего туризма признается действенным способом борьбы с последствиями кризиса, так как туриндустрия переживает кризисные изменения менее болезненно по сравнению с другими отраслями экономики и может предоставить рабочие места для высвобождающихся трудовых ресурсов. В связи с этим будет возрастать количество внутренних туристов, что неизбежно повлечет за собой увеличение нагрузки на окружающую среду принимающих дестинаций. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы сохранения весьма ограниченных туристских ресурсов.

В этой связи одним из наиболее эффективных инструментов эффективного использования ресурсов для создания и продвижения туристской дестинации называется государственно-частное партнерство. На сегодняшний день в России государственно-частное партнерство в сфере туризма реализуется через создание особых экономических зон туристско-рекреацион-ного типа, среди целей создания которых, помимо установления благоприятного инвестиционного климата и стимулирования развития депрессивных регионов, называется также сохранение, развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории Российской Федерации. Государственно-частное партнерство может использоваться в таких секторах туристской индустрии, как: строительство / реконструкция объектов гостиничной индустрии, повышение уровня обслуживания на всех предприятиях туристской инфраструктуры, развитие и освоение туристско-рекреационных особых экономических зон, оборудование и развитие пляжей, строительство / реконструкция пансионатов, домов отдыха, лечебниц, здравниц и т. п.

Усиление туристской активности в мире ведет к росту внимания исследователей к данному социально-экономическому феномену, само определение которого до сих пор находится в стадии становления. Туризм рассматривается как сложное социально-экономическое явление, определяемое внешними и внутренними факторами развития. Наиболее распространенным и признанным многими исследователями определением туризма является рассмотрение туризма как социально-экономического процесса, сочетающего рыночные и социальные цели. В этом контексте туризм понимается как «временное перемещение людей с места их постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, без занятия оплачиваемой деятельностью из источников в посещаемом месте» [16, с. 3]. В определение, которое дано Всемирной туристской организацией «туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд с целью отдыха, деловых и прочих целей».

Важно отметить подход к определению туризма, связанный с необходимостью статистического анализа объемов туристской деятельности. По мере развития туризма и превращения его в массовое явление, появилась потребность статистического учета всех процессов, свойственных туризму. В статистике туризм рассматривается как одна из форм миграции населения, которая не связана с переменой места жительства или работы. Целями статистического учета в туризме стали такие процессы, как количественные и страновые характеристики перемещения туристов, приоритетные направления туристских потоков, особенности и объемы туристского потребления, показатели туристских расходов и их роль в оценке воздействия туризма на национальную экономику и на различные секторы туристской индустрии, отражение туристского потребления и расходов в системе национальных счетов и другие.

К туристскому потреблению для целей статистического учета относятся различные группы товаров и услуг, потребляемых как в ходе турпоездки, так и до и после нее, но относящиеся к путешествию, а именно туристское потребление включает стоимость товаров и услуг, потребленных всеми посетителями на территории конкретной страны. При этом нужно понимать, что часть товаров приобретается заранее для той или иной поездки в стране постоянного проживания туриста. Это, прежде всего, личные расходы на размещение, транспорт, питание, развлечения, финансовые услуги и покупки товаров длительного и краткосрочного пользования, используемые для туристских нужд. Расходы могут быть произведены во время путешествия как по стране, так и за ее рубежами [17].

Туристское потребление характеризуется при этом размером туристских расходов, рассчитываемых как общая сумма потребительских расходов, которые производятся туристом или от его имени при подготовке и в ходе своей поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы классифицируются [18, 19]: на товары и услуги; на отдых и комплексные туры; на размещение и проживание, на питание и напитки; на транспорт; на культурные, рекреационные и спортивные мероприятия; на посещение магазинов; прочие.

Одной из серьезных проблем оценки статическими методами туристского потребления является его выделение из общего объема потребления территории (дестинации). Для решения этой проблемы Статистической комиссией ООН разработана и предложена к применению система Вспомогательных счетов туризма (ВСТ). Особенностью ВСТ «являются агрегированные показатели, которыми измеряется результат общей экономической деятельности в области туризма» [20, с. 190]. Использование этих счетов позволяет принимать во внимание не только прямое туристское потребление, но и вторичный эффект от всей другой производственной деятельности. Как указывается в Манильской декларации по мировому туризму «посредством широкого разнообразия услуг, необходимых туристу для удовлетворения его потребностей, он создает новые, имеющие большое значение виды деятельности», тем самым, давая основу не только для воспроизводства человека как

потребителя, но и становясь базой воспроизводства экономических отношений для удовлетворения потребностей людей во всем многообразии туристских услуг.

Важным сектором сферы услуг является здравоохранение, исследование функционирования которого также находится в поле интересов сотрудников кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ. Качественные, системные и структурные проблемы системы здравоохранения России нашли отражение в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., при этом в качестве одного из основных инструментов преобразований в данной сфере можно рассматривать национальный приоритетный проект «Здоровье», реализация которого началась 1 января 2006 г. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Обеспеченность населения высокотехнологичной помощью является показателем уровня развития здравоохранения не только России, но и любой другой страны мира. По экспертным оценкам, в высокотехнологичном сложном лечении нуждается около 0,3-0,4 % населения нашей сраны, то есть примерно полмиллиона человек в год [21]. На финансирование медицины высоких технологий в рамках национального проекта «Здоровье» направлено в 2006-2007 гг. 27,4 млрд руб. Дополнительно к этому на строительство новых центров высоких медицинских технологий в 2006-2007 гг. было израсходовано 32 млрд руб. Строительство высокотехнологичных медицинских центров началось в 2006 г., проекты центров предусматривают их модульное строительство с использованием новейших технологий и оснащение современным высокотехнологичным медицинским оборудованием.

Современная медицина представляет собой один из самых наукоемких секторов экономики. Научно-технический прогресс в отрасли здравоохранения существенно влияет на развитие медицинских технологий, определяющих в значительной мере качество медицинских услуг. В свою очередь, технологические инновации и возможность их практической реализации во многом зависят от ресурсного обеспечения процессов оказания медицинских услуг.

Серьезной проблемой в обеспечении медицинских учреждений современным оборудованием является ограниченность бюджетных средств на его приобретение и одновременно отсутствие финансирования на эти цели в рамках обязательного медицинского страхования. Совершенствование финансового механизма системы здравоохранения страны позволит сформировать условия для предоставления качественных медицинских услуг, что, в свою очередь, должно позитивно сказаться на уровне жизни населения.

Сотрудники кафедры принимают активное участие в российских и международных конференциях и симпозиумах, связанных с основной пробле-

матикой учебной и научной работы. Так, например, в организации и проведении ежегодной региональной конференции по проблемам развития туризма в Северо-Западном регионе России, проходящей при поддержке Комитета по туризму города и области, а также Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и Национальной академии туризма. Сотрудники кафедры участвуют в работе Санкт-Петербургского экономического форума, Санкт-Петербургского туристского форума, в семинарах Всемирной Туристкой Организации, заседаниях учебно-методического объединения по специальности «Социально-культурной сервис и туризм», деятельности общественной организации Национальная академия туризма.

В настоящее время сотрудниками кафедры экономики и управления социальной сферой совместно с китайскими коллегами подготовлена к публикации монография «Проблемы социального обеспечения в России и Китае». В данной монографии подробно и систематически освещены такие проблемы развития социальной сферы как государственная политика в сфере занятости, труд и безработица, уровень и качество жизни населения, проблемы пенсионного обеспечения, организации системы здравоохранения, трансформация системы образования. В настоящее время силами сотрудников кафедры готовится к публикации учебник «Экономика и управления сферой туризма». Эти две последние работы могут рассматриваться как обобщение полученных сотрудниками кафедры результатов научных исследований и практической работы по подготовке кадров для сферы услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. № 7.

2. Services: Statistics on Value Added and Employment, OECD. Paris, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. OECD in Figures - 2005. Paris, 2005.

4. Группа восьми" в цифрах. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.

5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.

6. Мир на рубеже тысячелетий. М.: «Новый век», 2001.

7. Хорева Л. В. Сфера социальных услуг: формирование и направления регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

8. Халин В. Г. Модернизация национальной системы высшего образования в контексте выбора управленческих решений. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

9. Карпенко О. М., Бершадская М. Д. Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. 2008. № 6. С. 4-20.

10.Бляхман Л. С. Инновационная система как социальный институт постиндустриальной информационной экономики // Проблемы современной экономики. 2005. № 3-4.

11.www.hotelconsulting.ru.

12.Милинчук Е. С. Глобализация рынка туристических услуг: особенности проявления // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Саратов: Изд-во СГУ. С. 3-9.

13.Шарафутдинов В. О смысловой нагрузке понятия «туризм» // Туризм: право и экономика. 2005. № 2. С. 18-24.

14.Концепция развития туризма в Российской Федерации, подготовленная Министерством экономического развития и торговли РФ и одобренная на заседании Правительства РФ 11.04.02.

15.UNVTO World Tourism Barometer. 2009. Vol. 7. № 2. June.

16.Карпова Г. А., Лаврова Т. А., Луценко И. В. Экономика туризма. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

17.Гордин В. Э., Карпова Г. А., Хорева Л. В. Статистика туризма на региональном уровне: опыт Санкт-Петербурга // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 1. С. 58-65.

18.Соболева Е. А. Статистика туризма. М.: Финансы и статистика, 2004.

19.Концепции, определения и классификации для статистики туризма. Техн. пособие № 1. Мадрид, Изд-во ВТО, 1995.

20.Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: «Академия», 2008.

21.Финансовые известия. 2006. 5 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.