Научная статья на тему 'Особенности и проблемы подготовки специалистов для сферы услуг'

Особенности и проблемы подготовки специалистов для сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1773
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ТУРИЗМ / СЕРВИС / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордин В. Э., Карпова Г. А., Луценко И. В., Хорева Л. В.

В статье рассматриваются основные проблемы развития сферы услуг, оказывающие влияние на подготовку специалистов в сфере сервиса и туризма. Описан опыт подготовки специалистов для сферы услуг в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов; выделены факторы, влияющие на эффективность этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы подготовки специалистов для сферы услуг»

1. Власова Т.И., Попов Н.Г. Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма в свете модернизации российского образования. // Туристские фирмы». № 33(1). СПб.: Невский фонд, 2004. С. 56—57.

2. Новые показатели: проба пера // Аккредитация в образовании. № 6. Йошкар-Ола, 2006. С. 7.

3. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: Монография / Под общ. ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. М., 2002. С. 86, 95.

УДК 338.46

Особенности и проблемы подготовки специалистов для сферы услуг

В.Э. Гордин, Г.А. Карпова, И. В. Луценко, Л. В. Хорева, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и

финансов»

В статье рассматриваются основные проблемы развития сферы услуг, оказывающие влияние на подготовку специалистов в сфере сервиса и туризма. Описан опыт подготовки специалистов для сферы услуг в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов; выделены факторы, влияющие на эффективность этого процесса.

Ключевые слова: сфера услуг, туризм, сервис, подготовка кадров.

Значение сферы услуг в современной экономике постоянно увеличивается, это обусловливает возникновение множества задач, связанных с разработкой адекватных подходов к менеджменту организаций, предоставляющих услуги и повышению профессионального уровня сотрудников этих организаций. Изменение основ экономических отношений в стране, коммерциализация государственного сектора и формирование нового мощного коммерческого сектора в сфере услуг привело к возникновению в России не только новых предприятий, но и целых новых отраслей услуг, которые в условиях директивного этапа развития экономики не были востребованы (система банковских, финансовых, страховых организаций, охранные предприятия, юридические, консалтинговые и аудиторские фирмы, предприятия

выездного туризма и ряд других). Кроме того, в России, как и во всем мире, в течение последнего десятилетия возникли и заняли доминирующее положение в экономике отрасли информационно-телекоммуникационной сферы. Создающиеся новые отрасли сферы услуг способствовали быстрому привлечению инвестиций, внедрению в новых отраслях технических и организационных нововведений, притоку

высококвалифицированных специалистов. Россия стала развиваться в соответствии с мировыми тенденциями сервизации экономики, которой присущи и позитивные стороны, и множество проблем и противоречий.

С нашей точки зрения основными проблемами являются следующие. Во-первых, сфера услуг в нашей стране традиционно выполняла функции социальной защиты значительной части населения. Эти задачи были основным приоритетом функционирования отраслей социально-культурного сервиса (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, физическая культура и спорт). Организации этих отраслей, находясь в государственной собственности, решали основные задачи по обеспечению населению набора государственных социальных гарантий. Все это налагало значительные ограничения на организации отраслей социальных услуг в части выбора организационно-правовых форм, функционирования хозяйственного механизма, систем ценообразования.

Причем подобные учреждения, предоставляющие социальные услуги населению и находящиеся в государственной собственности, заведомо относились к плановоубыточным; подобная форма организации их деятельности в части предоставления услуг во многих случаях до сих пор остается нерыночной; ее мало затронула приватизация (ряд сегментов сферы социальных услуг, с одной стороны, по разным причинам были непривлекательны для частного капитала, а с другой, законодательно существовало ограничение по их приватизации); в них не внедряются новые принципы хозяйствования, современные процедуры менеджмента. Наличие хотя и ограниченного, но стабильного источника финансирования не стимулирует подобные структуры к активному внедрению в свою деятельность принципов маркетинга с целью диверсификации источников финансирования. При этом неэффективность работы таких организаций обуславливает необходимость изменения их организационноправовых форм с целью повышения качества предоставляемых услуг в условиях рыночной конкуренции с негосударственными производителями аналогичных услуг.

Это, однако, напрямую связано с решением второй проблемы, свойственной сфере услуг в нашей стране, — с необходимостью обеспечения равных условий

функционирования для организаций разной организационно-правовой формы и формы собственности. В результате приватизации ряда предприятий и создания частных организаций в сфере услуг появилась особая форма конкуренции между организациями, имеющими государственную поддержку и форму собственности, но ведущими, тем не менее, предпринимательскую деятельность, и организациями рыночной формы собственности, работающими «на свой страх и риск». Функционирование организаций сферы услуг, находящихся в государственной собственности и финансируемых за счет бюджетных источников, породило, по крайней мере, две противоречивых, но взаимосвязанных особенности положения этих организаций в системе возникших рыночных отношений. К этим особенностям мы относим, прежде всего, то, что государственные (муниципальные) структуры, выходя на рынок с предложением коммерческих услуг, имеют несомненные конкурентные преимущества перед частными, вновь создаваемыми фирмами, оказывающими аналогичные услуги, поскольку имеют стабильный источник финансирования. Такое положение влечет за собой нежелание заниматься изучением рынка и собственного потребителя, внедрять инновационные методы управления, повышать квалификацию менеджеров.

Третья особенность функционирования сферы услуг также связана с предыдущей. Бюджетное финансирование организаций сферы услуг, являясь в целом неэффективным (об этом свидетельствует и зарубежный опыт), породило специфические для нашей страны проблемы, создавая почву для различных злоупотреблений как со стороны чиновников, так и работников государственных организаций, непосредственно участвующих в предоставлении услуг населению.

Поэтому реформирование бюджетной сферы, которое осуществляется в настоящее время, имеет под собой объективные основы — приведение в соответствие существующего положения и нормативного регулирования данного процесса; сохранение набора социально значимых услуг, производство которых должно финансироваться государством, но механизмы этого финансирования должны стимулировать реальную, а не мнимую конкуренцию. Существующие сегодня проекты перевода части учреждений и организаций государственной формы собственности в автономные (специализированные) некоммерческие организации с правом предоставления платных услуг позволяют создать реальные условия конкуренции на рынке социальных услуг. Важность данных направлений работы будет только повышаться в условиях реформы бюджетного процесса, начатого в 2004 г.

Четвертая особенность сферы услуг, характерная не только для нашей страны, но и для большинства стран мира, заключается в том, что в этой сфере деятельности большое значение играет так называемый третий сектор экономики, состоящий из негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих такие услуги населению, производство которых не представляется экономически целесообразным ни для государства, ни для бизнеса. Таким образом, третий сектор работает в низкодоходных сферах деятельности и ориентирован на ограниченные группы потребителей, которые в рамках социальной политики государства не выделяются в качестве реципиентов социальной поддержки.

Таким образом, сфера услуг, и особенно сфера социально-культурного сервиса сталкивается с множеством проблем, требующих решения. При этом нужно понимать, что сфера туризма, являясь неотъемлемой составляющей сферы услуг, имеет и свои особенности, обусловленные тем, что функции туризма реализуются в той мере, в какой это является возможным при осуществлении путешествия.

Во многом функции туризма зависят от его вида. При въездном туризме на территории дестинации удовлетворяются разнообразные потребности приезжающих туристов, тогда как при выездном туризме удовлетворяется узкий спектр потребностей местных жителей по отдельным видам туристских услуг (транспортные услуги, страхование, реализация турпакета). Удовлетворение остальных туристских потребностей осуществляется в месте посещения.

В настоящее время в мире наблюдается глобальный процесс трансформации индустриального общества в информационное, который предполагает подчинение экономического роста качественным параметрам социального развития. Общественное сознание во всё большей степени начинает определять общественное бытие, растёт роль сферы духовного производства, направленного на всестороннее развитие человека, повышение качества личности.

В процессе глобальной смены общественной парадигмы одна из ведущих ролей принадлежит туризму, в силу нескольких основных причин:

• значительного роста масштабов туризма в современном мире. В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Он составляет значительную часть мирового ВНП, привлекает около 7% мировых инвестиций, создаёт большое количество новых рабочих мест, является важной статьёй налоговых поступлений во многих странах;

• прямого экономического эффекта, который туризм оказывает на все ключевые сектора экономики, все стороны жизни общества. Туризм является одним из эффективных

средств структурной перестройки экономики и смены приоритетов общественного развития;

• специфики социальной функции туризма. На современном этапе своего развития туризм направлен главным образом на решение определённых социальных задач. Социальной нишей туризма является: 1) предоставление, прежде всего, нематериальных благ потребителю в виде услуг; 2) формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения; расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений; 3) обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья потребителей; 4) согласование интересов отдельных групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды.

• исключительной устойчивости туризма к воздействию неблагоприятных экономических факторов на протяжении своего исторического развития.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и улучшения состояния окружающей среды.

Современное состояние туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Существует ряд проблем, препятствующих развитию индустрии туризма страны как высокодоходной отрасли национальной экономики. Одной из наиболее важных является отсутствие продуманной долгосрочной государственной политики по развитию въездного туризма и продвижению национальных российских турпродуктов на зарубежные туристские рынки, отсутствие профессионально подготовленных сотрудников для работы по продвижению российского турпродукта и России как страны международного туризма.

Быстрый рост индустрии туризма оказывает влияние на развитие профессионального образования. Как отметил заместитель Федерального агентства по образованию РФ профессор Е.Я. Бутко на конференции в Геленджике в 2007 г. «В

настоящее время Россия занимает седьмое место в мире как динамичный генератор новых рабочих мест в индустрии туризма и путешествий. По этому показателю Россия обогнала таких крупных игроков туристского рынка как Германию, Испанию и Францию. Аналитики отмечают, что если такая динамика сохранится, то через 10 лет число работников российского туристского рынка увеличится почти на полтора миллиона».

Как известно, показатели занятости в туризме — «важный индикатор современной инновационной экономики, поскольку новые рабочие места стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей — строительства, инфраструктуры и всего сектора услуг»,

— отмечает вице-президент Всемирного Совета по туризму и путешествиям Ричард Миллер. По расчетам экспертов этой организации, одно рабочее место в туристском секторе ведет к появлению не менее 20 мест в сопутствующих отраслях. Но реальную ставку в туристской индустрии необходимо делать на подготовку квалифицированных кадров.

Серьезным фактором повышения эффективности функционирования предприятий сферы сервиса и туризма во всем мире является наличие профессионально подготовленных работников, владеющих современными приемами менеджмента, способных к принятию управленческих решений в условиях неопределенности (ресурсной, кадровой, нормативной). Кроме этого, важным является и психологическая подготовка персонала таких организаций, работающих в условиях постоянного контакта с потребителями их услуг. Таким образом, формирование целостных программ подготовки специалистов, владеющих современными приемами управления организациями сервиса и туризма —неотъемлемая составляющая их успеха. По мнению профессора Е.Я. Бутко, «создание эффективной системы подготовки кадров для туристской индустрии требует проведения исследований и составления обоснованных прогнозов в области развития кадрового потенциала, и эта работа должна быть возложена на ведущие университеты страны. Именно ведущие профессиональные школы России должны стать объединяющим и системообразующим фактором успешного развития профессионального туристского образования».

Преобразования, происходящие в российском обществе и затронувшие сферу туризма и социально-культурного сервиса, потребовали теоретического осмысления происходящих процессов, а также подготовки специалистов, способных работать в новых условиях. Изменение отношения к отраслям услуг и новое положение отраслей сферы услуг потребовало и нового менеджмента, что явилось одним из побудительных факторов создания кафедры. В 1994 г. в СПбГУЭФ была создана кафедра экономики и управления социальной сферой, основным объектом научной и педагогической деятельности которой стала сфера услуг.

Первоначальный период становления кафедры характеризовался публикациями и специальными исследованиями, посвященными специфике менеджмента организаций сферы услуг в российских условиях. В этот период особое внимание в деятельности кафедры уделялось созданию концепции подготовки специалистов для организаций социальной сферы, которая формировалась на основе стандарта высшего образования первого поколения и с учетом профессиональных знаний и опыта сотрудников кафедры.

На начальном этапе формирования кафедры подготовка в рамках специальности «Менеджмент в социальной сфере» осуществлялась по специализациям «Социальный менеджмент», предполагавшей акцент на управление социальными услугами, и «Гостиничный и туристский бизнес». На протяжении последних пяти лет основной специальностью, в рамках которой ведется подготовка специалистов на кафедре, является специальность «Социально-культурный сервис и туризм». Сегодня в условиях реформирования высшей школы в целом, а также состава и содержания образовательных программ необходимо учитывать тот опыт, который был накоплен кафедрой за более чем десятилетний период ее деятельности. Наиболее существенными факторами повышения качества подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма мы считаем следующие.

1. Необходимость теоретической подготовки специалистов при одновременном формировании у них навыков предпринимательской деятельности, которая является важным условием выживания организаций в рыночной среде вне зависимости от формы собственности. Замена иждивенческого мироощущения на активную позицию и осознание ответственности за собственное благополучие является основным принципом организации и содержания как учебного, так и воспитательного процесса, которого придерживается кафедра в своей работе со студентами — будущими менеджерами сферы услуг.

2. Разработка и формирование научно-методического обеспечения, позволяющего создать необходимую методическую базу для подготовки кадров для сферы туризма на кафедре. Дипломные работы, студентов, выполняемые на кафедре посвящаются проблемам управления сферой услуг на различных уровнях, маркетинга в туристских, гостиничных и сервисных организациях, международной индустрии гостеприимства, международным отношениям в социальной сфере, управлению персоналом в сфере услуг и многим другим вопросам менеджмента в сфере услуг. Большое внимание на кафедре уделяется вопросам практики студентов выпускных курсов в организациях сферы услуг разных секторов экономики. Среди предприятий, на которых проходят практику студенты в рамках подготовки менеджеров в сфере услуг, — ведущие туристские фирмы: Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга, турфирма «Ривьера» и др.

3. Повышению качества подготовки специалистов и сокращению сроков адаптации выпускников при поступлении на работу способствует практика в учебно-тренинговом центре при кафедре, созданном в 1996 г. Сотрудники Центра являются одновременно и преподавателями кафедры экономики и управления социальной сферой и обеспечивают работу студентов в условиях реально функционирующей туристской фирмы. Практически ежегодно студентами под руководством сотрудников Центра проводятся социологические обследования на крупнейшей туристской выставке Санкт-Петербурга «INWETEX».

4. Сочетанию возможностей прохождения производственной и преддипломной практики студентами и проведения научных исследований способствовало создание филиала кафедры при ЗАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» крупнейшего туристского предприятия города, а также филиала кафедры на базе Института культурных программ, где работают ведущие специалисты в области управления учреждениями сферы культуры.

5. Творческое сотрудничество ученых и практиков в области туризма и сервиса, способствовало привлечению интересов крупнейших практиков к теоретическим проблемам сферы услуг.

6. Важным элементом успешной подготовки студентов является сочетание учебной и научной работы. За время существования кафедры сотрудниками было выполнено ряд научно-исследовательских проектов, связанных как с изучением особенностей функционирования организаций сферы услуг. В частности, в рамках международного сотрудничества на кафедре был реализован шотландско-российский проект «Развитие образования в области культурного туризма в России».

Перспективы своего развития кафедра связывает сегодня с переходом на двухуровневую систему дипломов (бакалавр — магистр) и лицензированием специальностей «Туризм» и «Сервис» в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего образования третьего поколения. В настоящее время УМО туризма и сервиса закончена работа по созданию проекта ФГОС ВПО Туризм, в котором основополагающим и определяющим его содержание становится компетенция — способность применять знания и умения для успешной профессиональной деятельности, что позволяет решить проблему мотивации студента к получению специальности в сфере туризма.

В этой связи сегодня на первый план выходит необходимость учитывать особенности и новые тенденции функционирования туристской индустрии при формировании набора профессиональных компетенций специалиста в сфере туризма. Рассмотрим три основных перспективных направлений подготовки специалистов в сфере туризма.

1. Туристская индустрия активно развивается во всем мире, в т.ч. строятся новые объекты туристской инфраструктуры: гостиницы; рестораны, зоны отдыха и развлечений и другие объекты. Поэтому важно готовить специалистов, не только владеющих навыками организации и управления и туристской деятельностью, но и специалистов в области инвестиционного менеджмента, которые, с одной стороны, владеют знаниями управления всеми этапами инвестиционного процесса по строительству и реконструкции туристских объектов, а с другой стороны, знакомы со спецификой функционирования этих объектов на рынке туристских услуг.

2. В туризме появляется все больше компаний, которые относятся к различным мировым сетям. Эта особенность присуща преимущественно гостиничному и ресторанному бизнесу, составляющим базу туристской индустрии. Это требует подготовки квалифицированных специалистов, владеющих компетенциями, позволяющими им успешно работать на рыках сетевых компаний в сфере туризма.

3. Для успешного продвижения отдельной дестинации на рынок туристских услуг требуются скоординированные усилия как самих агентов рынка туризма в России, так и региональных властей, заинтересованных в развитии труизма на той или иной территории.

Для наиболее эффективного взаимодействия представителей туристской индустрии и органов власти различных уровней управления сегодня уже назрела необходимость специализированной подготовки специалистов, владеющих компетенциями в сфере такого взаимодействия.

При переходе к новым образовательным стандартам третьего поколения учет выделенных направлений подготовки позволит повысить эффективность всего процесса обучения специалистов в сфере туризма.

УДК 378.046.4

Рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда

Н. В. Дмитриева,

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Основными субъектами взаимодействия рыночного механизма взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда выступают индивиды (абитуриент — студент — выпускник / молодой специалист), высшие учебные заведения (университеты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.