Научная статья на тему 'Проблемы становления субъектности современного ребенка: новая постановка проблем воспитания'

Проблемы становления субъектности современного ребенка: новая постановка проблем воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СУБЪЕКТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушпаева И.И., Лисина А.С., Хасанова Л.В., Мухаметзянов М.С.

В данной статье я хочу поделиться размышлениями о новой постановке задач воспитания в связи с формированием субъектности современного ребенка. Задачи формирования субъектного у детей рассмотрена с точки зрения условий воспитания, в которых протекает данный процесс не как локальная проблема, а как одна из проблем в системе векторов развития современного Детства. Так же рассмотреть основные практические проблемы и определены критерии построения моделей воспитания, которые соответствуют современной социальной ситуации, в которой протекает формирование субъектности Детства. Проблема оценивания качества формирования субъектности у детей и подростков рассмотрена с позиций эффективности воспитательного процесса, нормативности психического развития детей и подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления субъектности современного ребенка: новая постановка проблем воспитания»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА: НОВАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ

1Лушпаева И.И., канд. психол. наук, доцент, psilogiairort@mail.ru 2 Лисина А.С., магистрант 2Хасанова Л.В., студент-бакалавр 2Мухаметзянов М.С., студент

1Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань,

Россия

2Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

В данной статье я хочу поделиться размышлениями о новой постановке задач воспитания в связи с формированием субъектности современного ребенка. Задачи формирования субъектного у детей рассмотрена с точки зрения условий воспитания, в которых протекает данный процесс не как локальная проблема, а как одна из проблем в системе векторов развития современного Детства.

Так же рассмотреть основные практические проблемы и определены критерии построения моделей воспитания, которые соответствуют современной социальной ситуации, в которой протекает формирование субъектности Детства.

Проблема оценивания качества формирования субъектности у детей и подростков рассмотрена с позиций эффективности воспитательного процесса, нормативности психического развития детей и подростков

Ключевые слова: субъектность, социальная ситуация развития, воспитательный процесс, ключевые компетенции, нормативный уровень сформированности субъектности.

Актуальность выбранной темы

Нестабильность социальной, экономической и политической ситуации являются отличительной чертой современного общества. Это повлекло за собой не только хозяйственно - экономические и экологические изменения, но и изменения в совместной жизни людей, системе их взаимодействия, социальных нормах, становлении субъектности, психологическом и психическом развитии человека.

Все это привело к формированию нового круга социальных и психологических трудностей для формирования субъектных показателей у детей и подростков, таких как утрата ощущения социальной защищенности, стабильности, снижения психологических ресурсов, возможностей сопротивляться негативному воздействию среды, утрате групповой принадлежности и коллективной ответственности.

Становление личности ребенка, формирование его идентичности, невозможно без развития субъектности, потому в современной социальной ситуации развития важным является обращенность к внутреннему миру ребенка как к субъекту своей деятельности, жизни, культуры, образования.

Поставленные задачи разрабатывалась как приоритетные в отечественной психологии Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, А.В. Петровским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным, А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой-Славской и др. ведущими учеными и практиками.

Постановка научно-практической задачи

В рамках обозначенной проблемы становления ребенка в условиях современной социальной ситуации остро стоит проблема условий, в которых протекает формирования субъектных качеств. И именно социальная ситуация развития определяет эти условия, в которых возможно удовлетворение интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка, и направление его психологического и социального развития.

Важно отметить, что социальная ситуация развития представляет собой не просто физическое присутствие в окружении детей и подростков тех или иных лиц, а то, как этих людей и отношения с ними воспринимает детско-подростковая популяция.

Таким образом, именно социальная среда предоставляет ресурсы для формирования и развития субъектности, а социализация обеспечивает доступность этих ресурсов [10].

Поэтому, я хочу обсудить проблему становления субъектности ребенка, психического развития Детства и особой социальной ситуации его развития, которое способно «протекать» как по гармоничному типу, так и иметь функциональные и содержательные особенности развития в динамично протекающих культурных и социальных условиях.

Хотелось бы рассмотреть проблемы формирования субъектного у детей с точки зрения условий воспитания, в которых протекает данный процесс не как локальную проблему, а как одну из проблем в системе векторов развития современного Детства.

Центральная проблема современного образования и его национальных систем, отражающих региональные и локальные социокультурные практики, сегодня состоит в адекватности вызовам современной эпохи, обусловленным выходом социума к качественно новому технологическому укладу, связанному с культурой метапредметного знания и ключевых компетенций (определяется как «общество знания»).

Нужно отметить, что общеобразовательная школа решает сложную задачу - формирование компетентностей учеников, достаточных для эффективного решения проблем во многих сферах деятельности в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации.

Первоочередная цель школы - формирование комплекса ключевых компетентностей, соответствующих пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

1) научить получать знания (учить учиться);

2) научить работать и зарабатывать (учение для труда);

3) научить жить (учение для бытия);

4) научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Данная постановка проблем, связанная с формированием субъектного отношения и функционирования ребенка в данных социально-психологических условиях, выделяют следующие критерии построения моделей воспитания, которые соответствуют современной социальной ситуации:

1) Концептуальные основы любой существующей модели воспитания выступают проекцией исторически сложившихся социокультурных институтов и традиционных практик социализации в данном регионе. Нормативная составляющая воспитания сохраняет его ценность в связи с

тем, насколько оно помогает достичь намеченных управленческих результатов в социуме.

2) Практически все современные модели воспитания выполняют социально нормирующую, транслирующую, контролирующую функцию формирования «пространства субъектности ребёнка» [1-3].

3) В большинстве систем и моделей воспитания задачи воспитания субъектности ребенка решаются в зависимости от приоритетов традиции, существующей в данном обществе и в данной системе образовании [3 -5].

На основании анализа в современном образовании культурных форм воспитания - поликультурного и морального - можно сделать вывод, что субъектность - это не категория, а феномен воспитания, подчиненный целям и ценностям, заложенным в национально -культурных особенностях сообщества.

На опыте школьной жизни большинством культурных моделей воспитания должны утверждать следующие приоритеты субъектности: дети воспитываются воспринимать проблемы группы как проблемы своей личной жизни, учатся жить по общественным нормам уже в классе для переноса этих навыков в дальнейшую жизнь.

В ситуации противоречивой социокультурной ситуации большой кризис испытывает формирование и сохранение идентичности детей и подростков, как составляющей субъектности ребенка [5-7].

С учетом всех рисков, угроз и ограничений современной стихийной социализации, в современных перспективных моделях воспитания, акцент воспитания переносится с «должного» на «потенциально возможное», вероятное, акцентируется внимание на условия развития человека, в которых ему не «дано быть», а «предстоит быть» [7 -9].

Для этого в процессе воспитания его смыслы задаются так, чтобы позволить воспитанникам адекватно оценивать себя и свое гражданское поведение. Акцент воспитания сместился в сторону гуманизации образования, учета индивидуальности человека.

Заключение: в контексте современных задач образования воспитание направлено на решение вопросов формирования субъектности ребёнка, полноценного личностного и социального развития детей и подростков, сохранения их психического здоровья.

Поэтому, основным критерием качества воспитательного процесса в ОО является успешность социально-психологической адаптации обучающихся в образовательной и жизненной среде, что возможно только благодаря сформированным субъектным качествам детей и подростков в соответствии с их индивидуально-психологическими и возрастными требованиями.

Таким образом, нормативный уровень сформированности субъектности детей и подростков, определяют следующие умения, четко обозначенные в ФГОС ООО:

- умения быть субъектами своей образовательной деятельности, понимать ценность образования и быть мотивированным к его продолжению;

- умений организовывать и планировать свою учебную и творческую деятельность - определять ее цели и задачи, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

- способности логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

- умения ориентироваться в сфере социальных, морально -нравственных и эстетических ценностей, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- способностей выполнять адаптивные социальные роли, уметь анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать адекватные способы поведения, соответственно различным жизненным ситуациям;

- навыки ключевых компетентностей, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности;

- умений осуществить профессиональный выбор, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в собственных интересах и возможностях, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

В заключении отметим, воспитание - это прерогатива не только системы образования. По своему значению - это общественная задача социокультурного и духовно-нравственного развития личности и становления субъектности ребёнка, не ограниченная функциями отдельно взятых ведомств.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Принципы субъекта в отечественной психологии. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т 2. № 4.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Спб. Питер, 2008.

3. Брушлинский A.B. Психология субъекта. Отв. ред. В.В. Знаков. СПб.: Алтейя, 2003. 272 с. Вопросы психологии. 2004.

4. Григорьева А.А., Баишева М.И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.

6. Оценка достижение планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. Под ред. Г.С. Ковалевой, Г.Б. Логиновой. 2-е изд.-М.: Просвещение, 2010;

7. Селиванова Н.Л. Теоретико-методические основы исследования проблем воспитания. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2006.

8. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. Вопросы психологии. 1998.

9. Фельдштейн Д.И. Детство в современном мире: явление, событие, процесс. Детство и социальный мир (социальное бытие детства и бытие Социума). Мир психологии. 2002. N° 1.

10. Muhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A.N., Kryukov S.A., Obukhova L.K. The Formation of Social-Psychological Competence in Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers. Asian Social Science; Vol. 11, No. 1. 2015. P. 359-363.

FORMATION OF THE MODERN CHILDREN SUBJECTIVITY: THE NEW POSITION OF

EDUCATION

'I.I. Lushpaeva, Cand. Sci. (Psychological), associate professor, psilogiairort@mail.ru

2A.S. Lisina, Master of Arts 2L.V. Khasanova, Bachelor student 2M.S. Mukhametzyanov, student 'Institute of the Tatarstan education development, Kazan, Russia 2Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia This article shows the new formulation of the tasks of education in connection with the formation of the modern child subjectivity. The tasks of forming subjectivity in children minds are examined from the point of view of the upbringing conditions, in which the given process proceeds not as a local problem, but as one of the problems in the system of vectors for the development of modern childhood.

Also, it considers the main practical problems and determines the criteria for building models of education, which correspond to the current social situation, in which the formation of Childhood subjectivity takes place.

The problem of assessing the quality of the subjectivity formation in children and teenager's minds is considered from the perspective of the educational process effectiveness, the normative character of the mental development of children and teenagers.

Keywords: subjectivity, social development situation, educational process, key competencies, normative level of the formation of subjectivity.

Дата поступления статьи в редакцию 15.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.