Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
The results of the study of the destructive psychological protection of orphans, survivors of abuse and domestic violence. As the subjects were 28 teenagers of 11-15 years (N = 28). The results of projective techniques «nonexistent animal». The analysis of projective drawings orphans who survived abuse and violence in the parental home. Characterized by defensive reactions of anxiety, aggression, personality, and social protection. Defined defensive tactics behavior orphans that determine the formation of maladaptive behavioral responses (anxiety, aggressiveness, emotional tension, conflict, withdrawal from reality, spontaneous situational protection). Analyzed destructive behavioral responses that affect communication and interpersonal contacts orphans with other people.
Key words: destructive defenses, abuse, orphans, social and psychological maladjustment.
УДК 159.922.7
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАНИЦ СУБЪЕКТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПРЕДИКТОРЫ И СПЕЦИФИКА
И. В. Воробьева, О. В. Кружкова
Воробьева Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия E-mail: [email protected]
Кружкова Ольга Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия E-mail: [email protected]
Изложены теоретические положения, касающиеся становления субъекта в детском возрасте и вариантов проявления границ субъектности. Показано, что детско-родительские отношения играют главную роль в формировании границ субъектности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке детей дошкольного возраста (n = 65, 4-6 лет) и их родителей (n = 65, 25-46 лет) с применением диагностического инструментария: «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столина), методика «Роди-тельско-детские отношения (PARI - parental attitude research)» (E. С. Шефера, Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет), метод наблюдения с использованием авторской карты наблюдения (И. В. Воробьевой, E. А. Васильевой) и экспертных оценок. Установлено, что ряд деструктивных типов родительского воспитания может приводить к искажению границ субъектности ребенка, провоцирующих развитие у него девиантного поведения в более поздние возрастные периоды. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в создании рекомендаций по оптимизации семейного воспитания для профилактики возникновения деструкций поведения и деформаций границ субъектности ребенка.
Ключевые слова: субъектность, границы субъектности, дошкольный возраст, детско-родительские отношения, формирование.
References
1. Nikol'skaya I. M., Granovskaya R. M. Psikhologicheskaya zashchita u detey (Children's psychological defense). St.-Petersburg, 2006. 342 p. (in Russian).
2. Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Psikhologiya sirotstva (Psychology of orphanhood). 2-d ed. St.-Petersburg, 2005. 400 p. (in Russian).
3. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Slovar' konfliktologa (Conflictologist's dictionary). Moscow, 2010. 656 p. (in Russian).
4. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta (Psychology of conflict). St.-Petersburg, 2008. 520 p. (in Russian).
Введение
Одним из целевых результатов действия совокупности факторов личностного развития является формирование и становление субъектности человека. Максимальная интенсивность процесса субъектогенеза достигается в среде, систематически стимулирующей и инициирующей активность личности во взаимодействии со взрослыми при реализации процесса воспитания.
Теоретический анализ проблемы
Формирование границ субъектности происходит на этапе ранних детских возрастов в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте, а в дальнейшем следует их конкретизация, смещение и детализация круга объектов, по отношению к которым человек выстраивает свою стратегию реализации активности. Важную роль в процессе оформления границ субъектности играет воспитание, когда происходит передача содержания социальной культуры, смыслов, ценностей, а также способов взаимодействия с миром, определяющих позицию ребенка по отношению к «Я в себе» и «Я в мире».
Адекватно сформированные границы являются результатом передачи необходимого социального смысла, соответствующего возрастным возможностям субъекта. Взаимодействие ребенка со взрослыми обеспечивает формирование смысловой составляющей социального опыта в контексте целей и задач возрастного и личностного развития субъекта. Ребенок знакомится не только с возможностями, но и с ограничениями в
© Воробьева И. В., Кружкова О. В., 2014
реализации своей субъектности, которые приводят к осознанию собственного потенциала, ресурсов и перспектив, а также социально и личностно регламентируемых допущений в интенсивности и содержании проявляемой активности.
Неадекватно сформированные границы могут быть чрезмерно расширены и включать в себя как других людей, так и часть предметно-пространственной среды, не являющейся с позиции окружающих собственностью субъекта. Несформированные границы проявления активности являются последствием рассогласования всего процесса воспитания. Они будут диффузны, когда ребенок не получает необходимого для него на определенном этапе развития содержания норм, ценностей и отношений, в этом случае формы взаимодействия с окружающим миром, в том числе и миром вещей, будут складываться стихийно, под влиянием ситуационного фактора.
Формирование субъектности ребенка и системы его отношений с социальной и предметной средой закладываются на этапе детства и обусловливаются системой детско-родительских отношений в семье. Некоторое время проблемные аспекты взаимодействия ребенка с родителями могут быть скрытыми и лишь ситуативно проявляющимися. Но когда ребенок входит в социальное сообщество в дошкольном учебном заведении эти накопленные проблемы и сформированные деструктивные стратегии взаимодействия с предметным и социальным миром обретают активную внешненаправленную форму [1]. Так, деструктивные типы семейного воспитания не только обусловливают нарушения личностного развития ребенка [2], но детерминируют образование и закрепление негативных поведенческих стратегий. Поэтому для ранней профилактики девиантного поведения человека крайне важно понимать, каков тип воспитательного воздействия и как он отражается на формировании субъектности ребенка и ее границ.
Выборка, методики и методы исследования
Экспериментальная выборка составила 130 испытуемых, из них 65 детей дошкольного возраста и 65 мам этих детей. Возраст детей от 4 до 6 лет, воспитанники детского сада двух средних, двух старших и одной подготовительной к школе групп. Взрослые, составляющие другую часть выборки, мамы в возрасте от 25 до 46 лет. В соответствии с возрастными особенностями испытуемых и невозможностью использовать более точный и достоверный инструментарий в исследовании использовались данные анкет для экспертов, специалистов, взаимодействующих с детьми в течение длительного времени, и методик, изучающих личностные особенности - компоненты субъектности. Для определения особенностей детско-родительских отношений
родителям было предложено заполнить два опросника: «Тест-опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столина) и «Родительско-дет-ские отношения» (Е. С. Шефера и Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет). В качестве математико-статистической обработки данных использовался регрессионный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате применения регрессионного анализа были получены четыре модели, описывающие детерминацию проявления ребенком его субъектности и специфику формирования ее границ. Общий индекс развития субъектности ребенка зависит от применения родителями типа воспитания «принятие» (параметры модели: Н = 0,267; р = 0,032; Я2 = 17,1%; р = 0,267). Таким образом, когда родителю нравится ребенок таким, каков он есть, он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить с ним много времени, одобряет его интересы и планы, то он способствует развитию субъектности ребенка, тем самым показывая важность себя, своих желаний и интересов. При этом ребенку предоставляется возможность проявлять свою активность, инициативность, креативность в той мере, в какой он считает нужным.
Кроме того, индекс развития субъектности определяется также перечнем следующих элементов актуальных детско-родительских отношений (параметры модели: ^ = 4,8; р = 0,000; Я2=40,6%): ограничением интересов матери рамками семьи (в = 0,404, р = 0,002),
неудовлетворенностью матери ролью хозяйки дома (в = 0,331, р = 0,013);
доминированием матери в семье (в = 0,258, Р = 0,051);
уравнительными отношениями между родителями и ребенком (в = 0,392, р = 0,013);
подавлением воли ребенка (в = -0,368, р = 0,023);
суровостью и излишней строгостью (в = =-0,358, р = 0,007);
безучастностью отца, его невключенностью в дела семьи (в = -0,293, р = 0,036);
чрезвычайным вмешательством в мир ребенка (в = -0,289, р = 0,054).
Таким образом, центрация усилий матери на семейных делах, но отказ от ограничения собственных интересов и деятельности лишь хозяйственными заботами обеспечивает должное внимание матери ребенку и его воспитанию, передачу опыта, формирование социальной, де-ятельностной, интеллектуальной и ценностной сфер его личности. При этом включенность в этот процесс отца, установление определенных границ «власти» родителей и возможностей ребенка, понятные правила, а также позитивный эмоциональный фон воспитательных воздействий
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
позволяют ребенку приобрести оптимальный уровень самостоятельности, не подавляют его деятельностную активность, но формируют его представления о границах ее проявления.
Интересно, что проявления нарушения границ субъектности, демонстрируемые ребенком как по отношению к своим вещам (параметры модели: ^ = 4,8, р = 0,000, Я2 = 37,1%), так и по отношению к объектам чужой собственности (параметры модели: ^ = 4,9, р = 0,000, К2 = 39,9%) детерминированы единым списком предикторов:
подавление ребенка (в =0,439, р = 0,011 и в = 0,377, р = 0,048 соответственно);
уклонение от контакта с ребенком (в = 0,293, р = 0,025 и в =0,323, р = 0,014 соответственно);
зависимость и несамостоятельность матери (в = 0,504, р = 0,000 и в = 0,491, р = 0,000 соответственно);
ощущение самопожертвования в роли матери (в = -0,324, р = 0,000 и в = -0,610, р = 0,000 соответственно);
суровость и излишняя строгость (в = -0,244, р = 0,047 и в = -0,287, р = 0,020 соответственно);
уравнительные отношения между родителями и ребенком (в = -0,299, р = 0,041 и в = -0,272, р = 0,059 соответственно);
стремление ускорить развитие ребенка (в = = -0,275, р = 0,024 и в = -0,249, р = 0,040 соответственно).
Фактически это означает, что как неадекватно расширенные, так и неадекватно суженные, а также несформированные границы субъект-ности ребенка дошкольного возраста являются результатом чрезмерного дистанцирования от него, подавления его воли и деятельной активности, отсутствия разумной требовательности и конструктивного равноправного контакта с ним. Это может быть как результатом незаинтересованности, индифферентности по отношению к ребенку, так и следствием неуверенности родителей в своих возможностях в качестве воспитателей.
Таким образом, на субъектность ребенка дошкольного возраста оказывают влияние различные категории детско-родительских отношений. Высокий уровень субъектности у ребенка дошкольного возраста формируется в семьях с высоким уровнем принятия и оптимального эмоционального контакта, а также с оптимальной зависимостью от семьи, отсутствием чрезмерной, но наличием достаточной заботы о нем в семье. К низкому уровню субъектности приводит высокая степень уклонения от контакта, опасение обидеть и сильно развитое чувство самопожертвования родителей. Нарушению границ субъектности способствует высокий уровень уклонения от контакта с ребенком, существенное подавление воли и преодоление сопротивления, присутствие у матери чувства зависимости и несамостоятельности. При этом укреплению границ субъектно-
сти ребенка дошкольного возраста способствуют требовательность, стремление ускорить развитие ребенка, уравнительные отношения родителей и ребенка.
Заключение
Подводя итоги исследования, можно сказать, что для предотвращения проблем формирования и развития субъектности ребенка необходима разработка программы профилактических мер, включающая, прежде всего, работу с родителями. В частности, данная программа должна содержать направление помощи матери в построении оптимальных отношений с ее ребенком благодаря консультациям по формированию и коррекции самоощущения себя как матери и как субъекта активного воспитательного диалога с ребенком, готового не к узурпированию и контролю детской активности, а к равноправному партнерскому взаимодействию.
Работа выполнена в рамках проекта «Границы субъектности как детерминанты, условия и возможности вандального поведения личности» Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (МК-4245.2013.6).
Библиографический список
1. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. 656 с.
2. VorobyevaI. V., Kruzhkova O. V. Parent-child relationship and the development of a child's vandal activity. Abstracts of 28th international congress of applied psychology (8-13 Julu 2014, Paris, France). URL: https://b-com.mci-group.com/Abstract/Statistics/AbstractStatistics ViewPage. aspx?AbstractID=184410 (дата обращения: 14.09.2014).
The Formation Boundaries of Subjectivity at Preschool Age: Predictors and Specific
Irina V. Vorobyeva
Ural State Pedagogical University
26, Kosmonavtov str., Ekaterinburg, 620017, Russia
E-mail: [email protected]
Olga V. Kruzhkova
Ural State Pedagogical University
26, Kosmonavtov str., Ekaterinburg, 620017, Russia
Presented the theoretical position of becoming the subject of children's age and options manifestations boundaries of subjectivity. It is shown that the parent-child relationship may have a fundamental role to form the boundaries of subjectivity. The results of an empirical study carried out on a sample of preschool children (n = 65, 4-6 years) and their parents (n = 65, range 25-46 years) with the
370 Научный отдел
use of diagnostic tools: questionnaires child-parent relationships, methods of observation and expertise. It has been established that a number of destructive types of parenting can lead to a distortion of the boundaries of subjectivity of a child, which may provoke the development of his deviant behavior at a later age periods. Applied aspect of the problem under investigation can be implemented in making recommendations on optimization of family education for the prevention of destructions behavior and strain the boundaries of subjectivity of a child.
Key words: subjectivity, boundaries of subjectivity, preschool age, parent-child relationship, the formation.
References
1. Eydemiller E. G., Yustitskis V. Psikhologiya i psikho-terapiya sem'i (Family Psychology and Psychotherapy). St.-Petersburg, 2002. 656 p. (in Russian).
2. Vorobyeva I. V., Kruzhkova O. V. Parent-child relationship and the development of a child's vandal activity. Abstracts of28 th international congress of applied psychology (8-13 Julu 2014, Paris, France). Available at: https://b-com.mci-group.com/Abstract/Statistics/AbstractStatistics ViewPage. aspx?AbstractID=184410 (accessed 14 September 2014).