13.2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Алиев А. Т., д.э.н., профессор,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Веснин В. Р., д.э.н., профессор,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Грибов В. Д., д.э.н., профессор,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Титов А. В., к.э.н., доцент,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Аннотация: В статье сформулированы важнейшие
проблемы становления современной модели российской экономики в условиях глобализации. Рассмотрены возможности развития малого и среднего инновационного бизнеса в машиностроительном комплексе.
Ключевые слова: проблема, модель, экономика,
глобализация
THE PROBLEMS OF BECOMING MODERN MODEL OF THE RUSSIAN ECONOMY IN CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Aliyev A. Т., Dr. of Economics, Professor
Place of employment: Moscow State Industrial University,
Moscow
Vesnin V. R., Dr. of Economics, Professor
Place of employment: Moscow State Industrial University, Moscow
Gribov V. D., Dr. of Economics, Professor
Place of employment: Moscow State Industrial University, Moscow
Titov A. А., PhD. Economics, associate professor
Place of employment: Moscow State Industrial University, Moscow
Annotation: The article formulates important problems of becoming modern model of the Russian economy in conditions of globalization. Considered are the possibilities of development of small and medium innovative business in the machine-building complex.
Keywords: problem, model, economy, globalization
Правительство РФ в марте 2013 г. утвердило «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором рассматриваются три основных сценария: консервативный, инновационный и
форсированный.
Так, консервативный сценарий предусматривает более активную модернизацию сырьевого и топливноэнергетического комплекса по сравнению с гражданскими высоко- и среднетехнологичными отраслями экономики. Причем модернизация ориентируется в основном на импортные технологии. Этим сценарием в период 2013-2030 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 3,0-3,2%, инвестиций в основной капитал -4,7%. Доля России в мировом ВВП сократится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.
Инновационный сценарий, характеризуется усилением инвестиционной направленности
экономического роста и опирается на создание современной транспортной инфраструктуры,
конкурентоспособных высокотехнологичных
производств и экономики знаний наряду с модернизацией сырьевого и топливно-энергетического комплекса. Им предполагается превращение
инновационных факторов в ведущий источник
экономического роста и прорыв в повышении
эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что, по мнению Правительства,
позволит улучшить социальные параметры развития общества. При инновационном развитии экономики в 2013-2030 годах среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 4,0-4,2%, инвестиций в
основной капитал - 5,9%. Доля России в мировом ВВП возрастет к 2030 году до 4,3%.
Форсированный сценарий делает упор на интенсификацию всех имеющихся факторов экономического роста. Он предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата, активизацию использования национальных сбережений, рост
государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур, создание масштабных не сырьевых экспортных отраслей и значительный приток иностранного капитала. Данный сценарий в 2013-2030 годах прогнозирует среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 5,0-5,4%, инвестиций в основной капитал -8,2%. Доля России в мировом ВВП возрастет к 2030 году до 5,3%.
Все три основных сценария развития предполагают относительную стабилизацию мировых цен на нефть и других сырьевых ресурсов в реальном выражении (то есть в ценах 2010 года) в течение 2013-2030 годах, а также сохранения до 2030 года тенденции глобализации рынков. При этом мировая цена на нефть марки Urals к 2030 г. достигнет 160 - 170 долл. за баррель в текущих ценах, или 90 - 110 долл. за баррель при валютном курсе на уровне 2010 года. Цена же на российский газ в среднем на период 2013 -2030 гг. сохранится в сумме 310 долл. за тысячу кубометров.
При этом если первый сценарий предполагает инерционный рост экономики за счет традиционных факторов сырьевой направленности развития и по существу не меняет сложившуюся её модель, то
третий и, особенно, второй сценарии предусматривают качественные институциональные изменения и усиление инновационного характера экономического роста.
В любом случае подготовленный прогноз Правительством РФ является логическим продолжением и конкретизацией положений, содержащихся в ряде ключевых указов, изданных после вступления Путина В.В. в должность Президента России (7 мая 2012 г.). В частности, в Указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике», обозначены основные задачи дальнейшего экономического развития страны. Это повышение темпов и устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов населения и достижение технологического лидерства российской экономики и др. Решение этих и других задач, по мнению разработчиков, позволит нашей стране уйти от сырьевой ориентации экономики, сохранить экономический и политический суверенитет, позиционировать себя в качестве полноценного и значимого субъекта международных экономических и политических отношений.
Однако Минэкономразвития прогнозирует худший сценарий социально-экономического развития страны до 2030 г., который считает более реалистичным в сложившихся условиях российской экономике с пересмотром ряда базовых макроэкономических показателей. Так, темпы роста экономики с 2013 по 2030 гг. будут в 1,5 раза ниже, чем предусматривалось Правительством весной 2013 г. Ее рост составит 2,8 процента в год вместо 4,3 процента. С учетом того, что мировая экономика будет расти быстрее, удельный вес российской экономики в ней снизиться с нынешних 4 процентов до 3,4. При этом реальная зарплата будет расти темпами, почти в два раза меньшими, чем предполагалась (в среднем на 5 процентов в год вместо 9,1 процентов).
По данным ЦБР за последние полтора года, начиная с 2012 года до середины 2013 года, наблюдается замедление темпов экономического роста, которые неуклонно снижаются, и вместо пяти - шести процентов роста новой нормой становится 1,5-2 процента. Это не краткосрочные циклические снижения темпов, вызванные обострением кризиса на глобальных рынках.
Замедление экономического развития России носит структурный характер, и связано оно с исчерпанием экономической модели восстановительного роста, с дозагрузкой производственных мощностей, расширением занятости и особенно с ростом зарплат и перегревом потребительского кредитования, которое превращается в угрозу финансовой стабильности экономики страны из-за роста задолженности населения по сравнению с ростом его доходов.
К этому добавляется еще комплекс накопленных проблем, связанных с высокими издержками производства, низкой конкурентоспособностью, деформированной структурой производства, масштабной недоинвестированностью, недостаточной инвестиционно-инновационной активностью частного бизнеса, ухудшением демографической ситуации.
На фоне большого оттока капитала, износа основных фондов и объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств гидротехнических сооружений возникла еще одна серьезная проблем - повышение производительности труда.
Все это в итоге существенно затрудняет нормальное функционирование государственных институтов и тормозит модернизацию для инновационных сдвигов в дальнейшем развитии отечественной экономики,
ставит под сомнение решение намеченных Правительством стратегических задач и обусловливают угрозы сохранения за Россией положения сырьевого придатка технологически развитых стран.
Сложившаяся ситуация в современном развитии российской экономики в связи с необходимостью структурной модернизацией и формированием
инновационной модели роста еще усложняется процессами усиления глобализации как главного внешнего вызова для экономики России, что порождает предпосылки для возникновения
значительных рисков.
Начиная с последней четверти 20-го века, мировая экономика, в том числе и российская, развивается в условиях нарастания глобализации - главной фундаментальной тенденции современного мирового сообщества. На ее фоне мировое экономическое сообщество трансформируется из разрозненных слабо взаимозависимых стран в интегрированную экономическую систему, в которой отдельные национальные хозяйства начинают функционировать как взаимосвязанные составные части единого всемирного экономического организма.
Нарастание глобализационных процессов развивается между странами всего мира. При этом глобализация укрепляет позиции группы технологических лидеров промышленно развитых стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации для менее технологически развитых стран (в том числе для России) в рамках современного международного разделения труда грозит им консервацией нынешнего положения, которые становятся по существу объектами, а не субъектами глобализации.
Глобализация как главный внешний вызов для России обуславливает объективную необходимость формирования национальной инновационной модели экономического развития. Причем это не внутренняя локальная задача, а единственно возможный путь сохранения национального суверенитета России в мировом сообществе, за счет которого возможно добиться достойного, полноценного места в международном экономическом разделении труда.
Целевыми ориентирами модели инновационного развития экономики нашей страны является использование инновационных источников роста, к числу основных из которых относятся:
1. Формирование эффективной национальной инновационной системы путем развертывания долгосрочных целевых программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг.
2. Глубокая модернизация социальной сферы, и, прежде всего образования, здравоохранения, жилищного сектора, обеспечивающая повышение уровня и качества, стандартов жизни населения.
3. Качественная модернизация транспортной инфраструктуры, электроэнергетики, связи и информационных технологий при одновременном повышении эффективности энерго- и ресурсосберегающих технологий.
4. Ускоренное экономическое развитие новых региональных центров в Поволжье, в Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России, преодоление отставания депрессивных регионов.
5. Много векторная политика во
внешнеэкономической сфере, опирающаяся на расширение международных экономических отношений со всеми странами мира, и не только с Евросоюзом и США.
6. Создание качественно глубоких и новых форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ и др.
Для формирования национальной инновационной системы, включая все ее необходимые элементы, в том числе внедрение в практику научно-технических, высокотехнологических и информационных разработок, требуется активное участие государства и частного бизнеса (государственно-частное
партнерство) с полным научно-производственным циклом по схеме: образование - НИОКР, изобретения и открытия - производство, инженернотехнологическая адаптация и коммерциализация НИОКР (изобретений и открытий) - новое качество продукции и услуг, приемлемых рынком.
Магистральным путем решения такой кардинальной проблемы является модернизация по следующим главным направлениям.
Во-первых, диверсификация промышленности и развитие современных не сырьевых обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью, новых наукоемких отраслей, основанных на знаниях с учетом реализации конкурентных преимуществ экономики России (топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы, транспорт и др.).
При этом ускоренного развития требует машиностроительная индустрия (в том числе отрасли оборонно-промышленного комплекса) как основы развития конкурентоспособных
обрабатывающих производств. Об этом свидетельствует исторический опыт ведущих стран мира, который показывает, что локомотивом становления современной модели инновационной экономики является развитая диверсифицированная обрабатывающая промышленность.
Для решения этой важной задачи необходимо, прежде всего, стабильное финансовое обеспечение создания и развития машиностроительного комплекса, исключив из практики, ставшие уже традиционными, так называемые финансовые навесы, которое требует не только государственной финансовой поддержки, но и активизации частного бизнеса в финансировании модернизации машиностроения, создании и реализации инновационных программ.
В структурной модернизации машиностроения в направлении инновационного развития существенная роль отводится долгосрочному банковскому кредитованию. Однако в настоящее время банки не способны финансировать реальные инвестиции в форме капитальных вложений в инновационные проекты машиностроительной индустрии и обеспечить их необходимым денежным потоком.
Для решения задач модернизации в целом промышленности, и в т. ч. машиностроения необходимо, по мнению многих исследователей, в 1,5 раза увеличить годовой объем инвестиций в основные
фонды и как минимум в 2 раза - долю банков в их финансировании.
В целях финансового обеспечения спроса машиностроительной промышленности за счет долгосрочного кредитования в ближайшей перспективе банковскому сектору необходимо значительно расширить ресурсную базу пассивов. Для этого предлагаются следующие основные меры:
- увеличение гарантируемого государством объема вкладов населения при их размещения в банках на срок более 3 лет (сегодня объем депозитов населения на срок более 3 лет составляет менее 1 триллиона рублей при общем их объеме более 12 триллиона рублей);
- освобождение от налогов доходов физических лиц, инвестирующих в российские ценные бумаги на срок более 3х лет;
- повышение капитализации отечественной банковской системы за счет размещения в них средств части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
- введение безотзывных срочных вкладов и расширение практики использования гарантий и проектов государственного частного партнерства.
Кроме того, необходимо законодательно регламентировать порядок отнесения затрат по обслуживанию долгосрочных кредитов на себестоимость промышленной продукции.
При этом важно, чтобы меры по стимулированию формирования долгосрочных банковских пассивов и роста кредитования банками одновременно сопровождались с мероприятиями,
предусматривающими экономические стимулы для предприятий машиностроительного комплекса к увеличению размера их рентабельности и, прежде всего, за счет снижения себестоимости и повышающими их заинтересованность в кредитовании инвестиционных проектов своего развития.
Нужно развивать малый и средний инновационный бизнес в машиностроительном комплексе. Для этого, в частности, он должен получить максимальный режим налоговых льгот при условии модернизации своей производственной базы и создания инновационноориентированных производств.
Во-вторых, развитие отечественной
обрабатывающей промышленности невозможно без существенной поддержки научно-исследовательской сферы. Здесь ключевой проблемой выступает наряду с фундаментальными широкомасштабными изысканиями и научными исследованиями кардинальное развитие системы прикладных научноисследовательских разработок.
Необходима коммерциализация результатов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, востребованность рынком инновационных разработок. Проблема заключается в том, чтобы обеспечить связь между разработчиками инноваций и промышленными предприятиями, которые были бы заинтересованы в их приобретении. А для этого требуется, чтобы разработчики инноваций самостоятельно создавали базы образцов своей продукции, широко их информировали и продвигали ее конечным потребителям. Либо, как показывает зарубежный опыт, для полноценного продвижения новых разработок к потребителям прибегали к помощи посредников, умеющих налаживать связи с рынком. Это могут быть как созданные внутри страны специализированные внедренческие компании, так и крупные международные организации, которые в силу своей
внедренческой специфики имеют развернутую сеть по всему миру, способные увязать интересы поставщиков и потребителей инноваций.
В-третьих, острой для отечественной обрабатывающей промышленности, в том числе и для машиностроения, является кадровая проблема, которая разворачивается в трех аспектах:
1. Нехватка широкой массы высококвалифицированных инженерно- технических специалистов и управленческих кадров, способных генерировать новые прогрессивные наукоемкие технические и технологические идеи, предлагать механизмы их освоения и применения в практике хозяйствования, эффективно использовать и обслуживать инновационную технику и технологические процессы. В связи с этим важно высоко поднять престиж инженерно-технических и конструкторских кадров, мотивировать их на работу в промышленной, в т. ч. машиностроительной индустрии.
2. Подготовка и удержание высококвалифицированных специалистов, которая особенно актуальна для инновационного машиностроения, где средний возраст кадровых работников уже превышает 50 лет. Здесь одним из лучших способов признан так называемый «треугольник кооперации», формируемый на договорных отношениях: студент, который обучается в техническом образовательном учреждении; образовательное учреждение, заинтересованное в подготовке квалифицированного специалиста; машиностроительная корпорация, взаимодействующая с ВУЗом, которая привлекает выпускников для работы на предприятия.
Масштабное увеличение количества
высококвалифицированных рабочих рук. Здесь аспект проблемы выражается не только в дефиците учебных заведений среднего профессионального уровня - ПТУ, лицеев, колледжей и техникумов, но и в отсутствии современных профессиональных стандартов и четких требований к компетенции рабочих кадров, их низкий общественный престиж, а также несоответствие системы подготовки таких кадров потребностям развития инновационной экономики.
В-четвертых, формирование мотивационного механизма к непрерывному стремлению хозяйствующих субъектов обновлять производственный аппарат за счет внедрения в промышленную эксплуатацию новейших инновационных технологий и оборудования. Для этого необходимо создание адекватно благоприятной инфраструктуры для инноваций или так называемой экосистемы, включающей в себя (помимо масштабной государственной поддержки) значительный объем частного инвестирования, финансового обеспечения как со стороны бизнес-ангелов, так и венчурных фондов.
В-пятых, создание стабильных политических, макроэкономических и законодательных основ (институтов) ведения бизнеса, способствующих инвестиционной активности в осуществлении долгосрочных капитальных инвестиционных проектов, привлекательности прямых иностранных инвестиций в основной капитал.
В-шестых, снижение фискальной нагрузки на бизнес - налоговой в бюджеты разных уровней бюджетной системы страны, страховой в государственные внебюджетные фонды и таможенной для экспорта ориентированных отраслей. По предварительной оценке сегодня общая фискальная нагрузка на бизнес в целом достигает почти 50% (а для топливной промышленности - 55%). В настоящее время только
налоговая нагрузка по официальным данным составляет в целом 35,6%.
Решение этих и других проблем в настоящее время особенно актуально в связи с вступлением России в ВТО, которое затрагивает все отрасли промышленности. Присоединение к ВТО потребует принятия жестких тарифных обязательств, которые исключит те меры, которые наша страна могла предпринимать с точки зрения защиты отечественного производителя, в частности, нельзя будет произвольно повышать ставки ввозных таможенных пошлин на аналогичные импортируемые машины и оборудование.
В целом же нефтегазовые добывающие отрасли, ориентированные на экспорт от присоединения к ВТО, безусловно, выигрывают. Те отрасли, которые поставляют сырьевые товары на внешний и внутренний рынки, особых изменений не почувствуют. Проблемы возникнут у производителей с высокой степенью переработки сырья в связи с обострением конкуренции, то есть у предприятий обрабатывающей промышленности, ориентированной на внутренний рынок. Последствия этого известны - резкое (в разы) сокращение рабочих мест и увеличение количества безработных с обострением социальных проблем, что вызовет ряд новых внутренних негативных угроз страны.
В связи с чем, важнейшей задачей сегодня в условиях вступления России в ВТО представляется разработка соответствующего законодательства на основе перспективных НИОКР с использованием накопленного научного потенциала оборонно-промышленного комплекса и аэрокосмической промышленности как базы инновационной экономики. Необходима масштабная государственная поддержка модернизации
отечественного машиностроения, формирование механизма перераспределения средств и оптимизации налогообложения в отношении развития обрабатывающих сектора промышленности с созданием защитных мер нетарифного государственного протекционизма в интересах национальных производителей промышленной продукции.
Список литературы:
1. Герасина О.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А. Проблемы
государственного регулирования предпринимательской
деятельности // Вестник университета - 2012 - №11.
2. Marshall A. Principies of Economics. - London, 1920.
Reference list:
1. Gerasina O.N., Salnikova T.S., Mezyakov Y.A. Issues of the
Government Regulation of Entrepreneurship Activity. (Moscow:
Vestnik of University, №11, 2012).
2. Marshall A. Principies of Economics. (London, 1920)