Научная статья на тему 'Сценарии развития'

Сценарии развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3792
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуются с сокращениями документы Министерства экономического развития Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии развития»

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ*

Характеристика сценариев долгосрочного развития

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

- адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;

- усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

- исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

- необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

- начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

- усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.

С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

- степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

- интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

- модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

* Публикуется с сокращениями документ Министерства экономического развития Российской Федерации (в адаптированном виде). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.

- развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

- укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

- интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

- интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко-и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0-3,2 % в 2013-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 г. всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8 % в 2012 г. до 3,6 % в 2030 г.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 гг., что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0-4,2 % в 20132030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3 % к 2030 г.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0-5,4 %, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3 % мирового ВВП к 2030 г. (табл. 1, 2).

Рассмотренные три основных сценария развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах США 2010 г. цена на нефть в период 2013-2030 гг. будет находиться на уровне 90-110 долл./барр. В долларах текущих лет цена на нефть достигает к 2030 г. 164 долл./барр.

Цена на российский экспортируемый газ за период 2013-2030 гг. в среднем оценивается в 310 долл. за

I тыс. м3, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ. При этом риски снижения цен на газ, особенно в среднесрочной перспективе, выше, чем риски снижения цен на нефть, что может значительно изменить условия развития российской экономики.

Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и не предполагает полномасштабного перехода к новой модели развития. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых секторах: около трети занятых и

II % ВВП против 2 % занятых и 21 % ВВП в нефтегазовом комплексе.

Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы.

Таблица 1

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2030 гг. (среднегодовые темпы прироста), %

Показатель Вариант 2011-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2025 гг. 2026-2030 гг. 2013-2030 гг.

Валовой внутренний продукт 1 3,6 3,6 3,0 2,5 3,0-3,2

2 4,0 4.4 4,0 3,7 4,0-4,2

3 4,6 6,8 5,3 4,2 5,0-5,4

Промышленно сть 1 3,4 2,7 2,3 2,3 2,6

2 3,7 3,4 3,0 2,9 3,2

3 4,0 5,2 4,1 3,3 4,2

Инвестиции в основной капитал 1 6,9 5,1 4,3 3,6 4,7

2 7,3 6,6 5,5 4,8 5,9

3 9,1 12,6 7,1 4,0 8,2

Реальная заработная плата 1 4,6 4,7 3,6 3,1 3,8

2 5,2 5,4 4,6 4,1 4,8

3 7,6 11,1 8,2 4,6 7,9

Оборот розничной торговли 1 5,5 4,5 3,3 2,3 3,6

2 6,0 4,7 4,4 4,2 4,6

3 6,2 7,3 6,1 4,5 6,0

Экспорт, всего (на конец периода), 1 534 668 868 1 176 -

млрд долл. 2 534 705 989 1 438

3 540 732 1 051 1 615

Импорт, всего (на конец периода), 1 426 563 703 909

млрд долл. 2 426 574 765 1 067

3 435 695 975 1.244

Таблица 2

Сравнение основных макроэкономических параметров

Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий.

Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения по сравнению с консервативным сценарием проявляются после 2015-2018 гг. В то же время уже в среднесрочной перспективе инновационный сценарий отличается от консервативного качественными параметрами экономического и социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.

Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. В то же время форсированный сценарий, который предполагает максимизацию использования всех факторов роста, будет характеризоваться усилени-

ем макроэкономической несбалансированности. Вариант предполагает рост долгов корпоративного сектора до 119 % ВВП в 2030 г. против 78 % ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних хозяйств вырастут по форсированному сценарию до 65 % ВВП, по инновационному сценарию -до 52 % ВВП. Сальдо счета текущих операций в форсированном сценарии начиная с 2014 г. (в консервативном с 2015 г.) становится устойчиво негативным, что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.

Консервативный сценарий (табл. 3) обеспечивает к 2020 г. частичное снятие ограничений развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется:

- реализацией (в том числе в рамках государственно-частного партнерства и иностранного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи (нефть Восточной Сибири, газ Арктического шельфа и другие), и строительством соответствующих трубопроводов;

- резким повышением эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий;

- диверсификацией направлений экспорта российских углеводородов, в том числе в Китай, и созданием соответствующей инфраструктуры;

- развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках Евразийского союза и с другими государствами, при сохранении значительных узких мест в автодорожной и железнодорожной инфраструктуре до 2025 г.;

- модернизацией и интенсивным развитием российской энергетики, вводом новых эффективных генерирующих и сетевых мощностей в электроэнергетике с постепенным развитием атомной электроэнергетики, угольной, гидро- и альтернативной энергетики;

- концентрацией инновационной активности преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных

Показатель Вариант 2010 г. 2020 г. 2030 г.

Доля России в мировом 1 3,8 3,8 3,6

ВВП, % 2 4,0 4,3

3 4,6 5,3

ВВП по паритету поку- 1 20 28 38

пательной способности 2 30 44

на душу населения, тыс. 3 33 52

долл.

Номинальная начис- 1 690 1 391 2 524

ленная среднемесячная 2 1 476 3 118

заработная плата на 3 2 014 4 639

одного работника, долл.

ВВП, % (2007 г. - 100) 1 101 145 190

2 153 223

3 176 281

Инвестиции, % 1 98 180 265

(2007 г. - 100) 2 196 325

3 281 481

Производительность 1 40 53 64

труда по ВВП одного 2 56 75

занятого в России к ана- 3 63 90

логичному показателю

США соответствующих

лет, %

Энергоемкость, % 1 98 79 66

(2007 г. - 100) 2 75 57

3 65 46

Таблица 3

Основные характеристики сценариев долгосрочного экономического развития

Показатель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консервативный (вариант 1)

Инновационный (вариант 2)

Форсированный (вариант 3)

Социальное развитие

Частичная модернизация социальной сферы и частичная реализация целей социального развития к 2018 г. Усиление дифференциации по доходам, низкая доступность социальных услуг.

Доля среднего класса - около трети населения

Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях. Снижение дифференциации доходов. Доля среднего класса приближается к половине населения

Масштабная модернизация социальной сферы на федеральном и региональном уровнях. Снижение дифференциации доходов.

Средний класс будет составлять более половины населения

Дополнительные расходы на оплату труда

Сдвиг основных мероприятий по реализации указов Президента РФ на период после 2015 г. Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 г

Относительно равномерный рост расходов на реализацию указов. Сохранение достигнутого паритета по уровню оплаты труда после 2018 г.

Увеличение объема расходов на реализацию указов за счет концентрации бюджетных учреждений в субъектах РФ с более высокой заработной платой по экономике. Приближение соотношения заработной платы в социальных отраслях и экономике в целом к среднеевропейскому уровню после 2018 г

Транспортная инфраструктура

Преодоление «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры после 2020 г.

Масштабная модернизация транспортной системы к 2025-2030гг Строительство высокоскоростных магистралей

Модернизация транспортной системы к 2025 г.

Строительство высокоскоростных магистралей

Конкурентные преимущества

Используется потенциал нефтегазового сектора и транзитный. Сохранение невысокой конкурентоспособности машиностроительного сектора. Рост производительности труда в 1,3 раза к 2018 г и в 1,9 раза к 2030 г.

Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости. Рост производительности труда в 1,4 раза к 2018 г. и в 2,3 раза к 2030 г.

Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости.

Рост производительности труда в 1,5 раза к 2018 г. и в 2,7 раза к 2030 г.

Изменение структуры экономики

Доминирование сырьевого сектора. Развитие энергоемких производств. Рост импорта товаров и технологий

Диверсификация экономики и экспорта.

Рост доли высокотехнологичных отраслей и экономики знаний

Бюджет

Бюджетное правило

Потребность в дополнительных ассигнованиях федерального бюджета

Пенсионная реформа

Реализация пенсионной реформы с 2015 г - модификация формулы начисления пенсий, учет динамики прожиточного минимума пенсионера и доходов Пенсионного фонда РФ. При этом обеспечивается снижение нагрузки на федеральный бюджет в части обеспечения сбалансированности бюджета фонда

Финансирование экономического роста

Приток капитала на уровне 0,1-0,3 % ВВП.

Задолженность населения к 2030 г -50 % ВВП.

Задолженность предприятий к 2030 г. -72 % ВВП.

Счет текущих операций сбалансирован

Приток капитала - на уровне 1-2,5 % ВВП. Задолженность населения к 2030 г - 54 % ВВП. Задолженность предприятий к 2030 г. - 73 % ВВП. Счет текущих операций сбалансирован

Приток капитала в корпоративный и банковский секторы на уровне 3-6,5 % ВВП.

Задолженность населения к 2030 г -62 % ВВП.

Задолженность предприятий к 2030 г - 94 % ВВП. Дефицит счета текущих операций -3-6 % ВВП

Региональный аспект

Рост регионального неравенства при формировании новых энерго-сырье-вых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Сокращение регионального неравенства.

Формирование новых центров инновационного развития, в том числе в Поволжье, Сибири и на Урале

Место в мировой экономике

Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также от импорта технологий

Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции.

Реализация потенциала многосторонней интеграции и создание сильного евразийского регионального объединения

производствах, обеспечивающих их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;

- сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта.

Расходы на научные исследования и разработки к 2030 г. не превысят уровень 1,3 % ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,1 % ВВП (в том числе бюджетная система - 4,0-5,1 % ВВП). Расходы на здравоохранение к 2030 г. вырастут до 6,2 %, в том числе за счет бюджетной системы - до 4,9 % ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Сценарий инновационного развития опирается на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний» и масштабное изменение структуры российского экспорта. Он предусматривает:

- создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России в отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;

- глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую существенное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

- модернизацию инфраструктурных отраслей экономики: транспорта, включая реализацию проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей и новой сетки региональных и местных авиаперевозок, что обеспечит качественно иной уровень мобильности населения, и электроэнергетики при значительно более высоком, чем в консервативном сценарии, повышении эффективности энергосбережения;

- создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

- развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических связей с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ;

- дальнейшую диверсификацию российской экономики и российского экспорта. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции - авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции в долларовом выражении увеличится к 2020 г. по отношению к 2010 г. в 2,1 раза;

- ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкуренции на рынках, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и активизацию предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей. Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6 % ВВП в 2010 г. до 6,1 % ВВП в 2020 г. и до 7,1 % ВВП в 2030 г., расходы на образование, соответственно, до 6,0 и 6,5 % ВВП (в 2010 г. - 5,2 % ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2 % ВВП в 2010 г. до 2,5 % ВВП в 2030 г., что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 г. снизится в 2020 г. на 23 %, в 2030 г. - на 41 %, производительность труда возрастет в 2020 г. в 1,5 раза по отношению к 2010 г. и в 2030 г., соответственно, в 2,3 раза.

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой, и ее доля повысится с 3,8 % в 2010 г. до 4 % в 2020 г. и до 4,3 % мирового ВВП к 2030 г. По размеру экономики Россия переместится с 6-го места в 2011 г. на 5-е место в 2014 г., обогнав Германию1. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего

1 С использованием базы оценки паритета покупательной способности 2008 г.

счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учетом раунда сопоставлений покупательной способности 2008 г.) возрастет с 57 % от уровня Еврозоны до 75-77 % в 2020 г. и 95-100 % в 2030 г. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги. Доля среднего класса повысится с 22 % в 2010 г. до 37 % в 2020 и 48 % в 2030 г.2.

Сценарий форсированного роста соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г., увеличению объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 г. и до 27 % к 2018 г., увеличению относительно 2011 г. доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г., производительности труда в 2018 г. - в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной

2 В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше 6 прожиточных минимумов. Исходя из этого, в 2010 г. представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. руб. в месяц. В 2030 г. уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. руб. Однако доходный критерий не является исчерпывающим. Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.

социальной политики, включая увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 г. до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 г. численность населения достигнет 151,4 млн чел. против 141,8 млн чел. по консервативному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

Формирование валового сбережения национальной экономики в прогнозный период при принятых сценарных условиях форсированного варианта развития будет характеризоваться восходящим трендом его относительного уровня. К 2030 г. норма сбережения вырастет до 30,6 % ВВП по сравнению с 28 % в 2012 г.

Инвестиционная активность российской экономики в среднесрочной перспективе по форсированному варианту развития должна существенно возрасти. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление основного капитала, должны возрасти с 21,8 % ВВП в 2012 г. до 29 % ВВП в 2018 г. Уровень валового накопления основного капитала достигнет пиковых значений (более 33 % ВВП) к 2022-2025 гг., несколько раньше, чем при развитии экономики по консервативному и инновационному вариантам, после чего в последующие пять лет произойдет его понижение в пределах 2 п.п.

Усиление инвестиционного спроса потребует мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. Несмотря на более высокую норму сбережения домашних хозяйств, чем в других сценариях, опережающая потребность в масштабном финансировании инвестиционных программ приведет к необходимости повышения объемов заимствования недостающих ресурсов из-за рубежа, которые будут значительно выше соответствующих показателей консервативного и инновационного вариантов.

Если в 2012 г. Россия была чистым кредитором зарубежных стран (3,2 % ВВП), то в прогнозный период она станет чистым заемщиком. К 2018 г. национальная экономика должна последовательно увеличить объемы чистого заимствования у остального мира до 4,7 % ВВП, а к 2020-2023 гг. - до 6,0-6,4 % ВВП. К 2030 г. чистый приток капитала в частный сектор снизится до 2,7 % ВВП.

Сальдо счета по текущим операциям будет находиться в отрицательной области на протяжении всего прогнозного периода. Таким образом, в сценарии форсированного развития создается достаточно высокая степень напряжения как в пропорциях деления располагаемого экономикой дохода между текущим потреблением и сбережением и целевого использования сберегаемого дохода на инвестиции, так и в плане зависимости роста от постоянного притока иностранных средств, в связи с чем формируются риски недостижения поставленных целей. Существенный рост внешнего долга и негативный счет текущих операций повышают уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

Достижение целевых параметров долгосрочной экономической политики. Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на период до 2020 г. будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В ближайшие годы необходимо совершить прорыв в переходе к экономике нового типа, инновационной социально ориентированной, конкурентоспособной на пространстве мировой экономики

Сценарии консервативного и инновационного развития экономики не позволят достичь параметров, намеченных в указе. В консервативном варианте не удается решить в полной мере ни одной из стратегических задач. Так, слабая инвестиционная активность определит повышение доли валового накопления основного капитала в ВВП с 21 % в 2011 г. максимально до 25 % в 2018-2020 гг. Рост производительности труда к 2018 г. составит чуть более 30 % относительно уровня 2011 г.

Сценарий инновационного развития обеспечивает значительное улучшение качественных характеристик экономического развития при поддержании сбалансированного устойчивого роста. Вместе с тем целевых показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации, в полной мере достичь не удается. В 2018-2020 гг. доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет находиться в пределах 25-26 %, производительность труда к 2018 г. вырастет относительно 2011 г. в 1,4 раза.

В форсированном сценарии инновационный импульс, реализуемый стратегиями развития высокотехнологичных отраслей, и расходами на на-

Таблица 4

Достижение целевых параметров развития

Показатель Вариант 2011 г. 2015 г. 2018 г. 2020 г.

Высокопроиз- 1 17,9 19,2 20,5 21,3

водительные 2 19,6 20,8 22,3

рабочие места, 3 20,8 23,8 26,3

млн

Валовое накоп- 1 21,4 24 25 25

ление основного 2 24 25 26

капитала, % 3 25 29 32

ВВП

Высокотехноло- 3 7,7 9,4 10,9 12,0

гичный науко-

емкий сектор, %

ВВП

По отношению 3 - 1,2 1,4 1,6

к уровню 2011 г.,

во сколько раз

Производитель- 1 100 115 131 141

ность труда, % 2 117 136 149

(2011 г - 100) 3 120 150 170

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

укоемкие отрасли, обеспечивающие развитие человеческого капитала, позволит увеличить долю высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП с 7,7 % в 2011 г. до 9,4 % ВВП в 2015 г. и до 12 % к 2020 г. Доля высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП к 2018 г. возрастет в 1,4 раза. Это позволит достичь параметра указа Президента Российской Федерации о повышении доли этого сектора в ВВП в 1,3 раза к 2018 г.

Экономическая политика, направленная на улучшение бизнес-климата и увеличение притока иностранного капитала, предполагает существенный рост доли валового накопления основного капитала в ВВП - до 25 % к 2015 г., 29 % к 2018 г. и 32 % к 2020 г. Форсированный сценарий развития характеризуется интенсификацией всех факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. в условиях относительно стабильных мировых цен (табл. 4).

Повышение стоимости труда будет стимулировать модернизацию рабочих мест с целью увеличения производительности труда, а принимаемые меры по повышению качества профессиональной подготовки и переподготовке кадров, стимулированию трудовой мобильности населения приведут к качественному улучшению рабочей силы. Эти тенденции позволят создать в форсированном сценарии почти 24 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2018 г. и более 26 млн мест к 2020 г.

Факторы и этапы экономического развития

После кризиса 2008-2009 гг. и завершения периода восстановительного роста наступила новая фаза развития российской экономики, когда структура движущих сил роста кардинально отличается от предкризисного периода. В 2000-2007 гг. динамичный рост российской экономики со среднегодовым темпом около 7 % более чем наполовину определялся эффектом улучшения внешнеэкономической конъюнктуры. Постоянный рост доходов от экспорта обеспечивал доступность иностранных технологий и оборудования, что отражалось на быстром росте производительности (около 4 п.п. прироста ВВП в год). Вклад накопления капитала и увеличения занятости добавлял к росту ВВП около 2,5 п.п.

Эффект улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и роста нефтегазового комплекса практически полностью исчерпывается в долгосрочном периоде. Экспорт природных ресурсов даже с учетом сохранения высоких мировых цен не может обеспечить в долгосрочной перспективе совокупный вклад в рост ВВП более 1,5 п.п. Демографические тренды будут определять отрицательный вклад в рост ВВП в результате снижения численности населения в трудоспособном возрасте. В этих условиях устойчивый и динамичный экономический рост может быть основан на факторе наращивания производственного капитала, обеспечивающего расширение производственных мощностей, а также поступательного роста совокупной производительности.

Существующий разрыв между качеством капитала и уровнем организации производственных процессов в России и в странах - экономических лидерах создает возможность и далее обеспечивать рост производительности за счет заимствования существующих практик и закупки передового оборудования. Реализация этого потенциала обеспечит ежегодный дополнительный прирост ВВП в среднем на уровне 1,2 п.п. Максимальный экономический эффект этого фактора будет проявляться до 2020 г., когда вклад в прирост ВВП может превышать 1,5 п.п. По мере приближения к уровню развитых стран действие этого фактора будет ослабевать. В долгосрочном периоде увеличение производительности возможно только на основе качественного улучшения уровня образования и собственных научных разработок и инновационных внедрений.

Цены на нефть в долгосрочный период будут оставаться одним из важных факторов, определяющих динамику экономического роста. В условиях сценария низких цен на нефть (вариант А - цена на нефть около 75 долл./барр. в постоянных ценах) в ближайшие 20 лет экономика будет расти со средним темпом 2,5 % в год. За этим будут стоять ограниченные возможности как бизнеса, так и бюджета по поддержанию инвестиционного роста и финансированию программ развития, а также возможности качественного улучшения инфраструктуры. Низкие доходы от экспорта будут ограничивать покупку оборудования и технологий у развитого мира, что будет тормозить возможности увеличения производительности.

В основных сценариях, предполагающих рост цен на нефть в реальном выражении на 1 % в год, дополнительный ежегодный прирост экономики за счет «фактора нефти» составит в среднем 0,2-0,4 п.п. в год. К 2030 г. уровень ВВП в консервативном варианте будет на 17 % превосходить уровень варианта А за счет роста доходов экспортеров и эффекта более устойчивой и мощной бюджетной и кредитной систем.

В консервативном сценарии развития потенциальные темпы роста экономики России не превышают 3,0-3,2 % в год. На протяжении периода 2015-2030 гг. вклад капитала в рост ВВП составляет около 1,5 п.п. в год (табл. 5). Более половины экономического роста обеспечивается ростом производительности, который связан с использованием возможностей «догоняющего роста». По мере исчерпания этого фактора вклад совокупной производительности сокращается с 2 п.п. в 2014 г. до 1,2 п.п. в 2030 г. Слабый вклад фактора, связанного с улучшением качества человеческого капитала и разработкой собственных инноваций, не компенсирует снижение вклада совокупной эффективности факторов производства и негативного эффекта предложения труда.

Инновационный сценарий характеризуется ускорением экономического роста в среднем до 4,0-4,2 % в год. По сравнению с консервативным сценарием существенно усиливается составляющая роста, связанная с разработкой инноваций и повышением качества человеческого капитала. В консервативном варианте ее вес остается на уровне 2000-х гг. (0,6 п.п.), тогда как в инновационном сценарии ее вклад в экономический рост повышается до 1,0 п.п. Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и

Таблица 5

Вклад капитала в рост ВВП за 2012-2030 гг., п.п.

з8

2 2 2

н н н

и н о н а

Вариант я и Я а о р

р е в =

и н й о н н & о е

ВВП 3,0-3,2 4,0-4,2 5,0-5,4

Совокупная производительность

Всего... 1,8 2,3 2,8

В том числе:

- догоняющее развитие 1,2 1,2 1,2

- расходы на НИОКР. Из них:

го сударственные 0,1 0,2 0,3

частные 0,1 0,2 0,3

- расходы на образование. Из них:

го сударственные 0,3 0,5 0,6

частные 0,1 0,2 0,3

Труд

Всего... -0,1 0 0,1

В том числе расходы на здраво-

охранение:

го сударственные 0,1 0,1 0,1

частные 0,1 0,2 0,2

Капитал 1,5 1,7 2,4

технологий и повышения вклада человеческого капитала (образования и здравоохранения).

Увеличение государственных и частных расходов на научную деятельность и опытно-конструкторские разработки позволит поддержать рост производительности труда, особенно в период после 2025 г. по мере исчерпания возможностей «догоняющего роста». По инновационному варианту этот фактор обеспечит около 0,4 п.п. роста ВВП (0,2 п.п. в консервативном

сценарии). Предполагается опережающий рост прикладных исследований и разработок, особенно связанных с поисковыми работами, обеспечивающими создание новых прорывных технологий.

Реализация государственной программы развития науки и технологий обеспечит создание новых мощных научных установок, расширяющих горизонты фундаментальных исследований. Значительно возрастет вовлеченность высшего образования в научные и инновационные исследования и разработки. Сформируется сеть университетов, обладающих компетенциями мирового уровня. При этом расходы на науку увеличиваются с 1,1 % ВВП в 2011 г. до 2,5 % в 2030 г. Предполагается перелом в динамике частных расходов на НИОКР, которые с нынешнего минимального уровня 0,2 % ВВП повысятся до 0,9 % ВВП, и их вклад в экономический рост станет сопоставим с вкладом государственной поддержки НИОКР.

Инновационный характер развития экономики обеспечивается также за счет более высоких расходов на человеческий капитал, которые к 2030 г. вырастут до 13,6 % ВВП (в 2011 г. - 9,2 % ВВП). Рост будет происходить как за счет государственных расходов, так и за счет расходов граждан и организаций. В целом повышение качества человеческого капитала определит дополнительно 1 п.п. экономического роста (табл. 6).

Возросший объем финансирования социальных отраслей позволит устранить существующий дисбаланс в оплате труда медицинских и педагогических работников и занятых в других отраслях, сделать эти профессии конкурентными на рынке труда и привлекательными для молодежи. Это даст

Таблица 6

Расходы на человеческий капитал, % к ВВП

Показатель Вариант 2010 г. 2011-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2025 гг. 2026-2030 гг.

Расходы на образование 2 5,2 4,9 5,6 6,2 6,5

1 4,8 5,4 5,8 6,0

В том числе:

- государственные 2 4,3 4,1 4,7 5,1 5,2

1 4,0 4,6 5,0 5,1

- частные 2 0,9 0,8 0,9 1,1 1,3

1 0,8 0,8 0,8 0,9

Расходы на здравоохранение 2 4,6 4,7 5,7 6,5 7,0

1 4,6 5,4 5,9 6,1

В том числе:

- государственные 2 3,6 3,8 4,5 4,9 5,0

1 3,7 4,3 4,7 4,9

- частные 2 0,9 0,9 1,2 1,5 1,9

1 0,9 1,0 1,1 1,3

возможность повысить качество предоставляемых услуг и создаст условия для проведения реформ в этих отраслях (табл. 7).

Предусматриваются также модернизация материально-технического обеспечения систем здравоохранения, дошкольного, общего и профессионального образования, обновление профессиональных компетенций, повышение уровня подготовки персонала.

В инновационном сценарии будет сформирована гибкая и диверсифицированная система профессионального образования, отвечающая требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

В части дошкольного и общего образования должна быть обеспечена доступность образовательных услуг при одновременной модернизации как учебной работы с детьми, так и работы по их воспитанию и социализации.

В целом улучшение качества образования и повышение его соответствия требованиям экономики могут существенно повысить рост производительности труда. В инновационном сценарии в среднем за 2013-2030 гг. фактор образования повышает ежегодный рост ВВП на 0,7 п.п. (0,4 п.п. в консервативном сценарии).

В области здравоохранения должна быть сформирована система доступной медицинской помощи, обеспечивающей оказание услуг, объем, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Расходы бюджетной системы на здравоохранение будут по-прежнему играть основную роль, хотя их вес должен сократиться с 82 до 72 % к 2030 г. Улучшение качества медицинского обслуживания не только имеет высокий социальный приоритет и связано с повышением качества жизни, но и является важ-

Таблица 7

Соотношение заработной платы в бюджетных отраслях и в целом по экономике (вариант 2)

Показатель 2011 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

В целом по 100 100 100 100 100

экономике

В бюджетном 68 75 77 77 78

секторе образо-

вания

В бюджетном 74 80 107 107 107

секторе здраво-

охранения

ным фактором предложения труда через снижение заболеваемости и смертности в трудоспособном возрасте. Экономический рост будет также стимулироваться повышением экспорта медицинских услуг. В целом инвестиции в здравоохранение могут повысить рост ВВП на 0,3 п.п.

В инновационном сценарии предполагается усиление действия фактора капитала. Увеличение производственных мощностей в среднем будет обеспечивать 1,7 п.п. роста ВВП в год против 1,5 п.п. роста в консервативном сценарии. В структуре вклада капитала в экономический рост можно выделить эффект модернизации транспортной инфраструктуры, на который приходится 0,3-0,5 п.п. роста экономики.

Форсированный сценарий предполагает интенсификацию всех имеющихся факторов, чтобы в период 2013-2030 гг. достичь средних темпов экономического роста 5,0-5,4 %. Для этого необходимо существенное обновление производственных мощностей. Средние темпы роста инвестиций в 2013-2030 гг. предполагаются на 2,3 п.п. в год выше, чем в инновационном сценарии. Наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., когда для модернизации производства и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 12-13 % в год, что на 6 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. В целом дополнительный рост ВВП за счет этого фактора в период 2013-2030 гг. в среднем составит 2,4 п.п. (1,7 п.п. в инновационном сценарии).

Форсированный вариант также основан на значительном усилении производительности, которая должна достичь уровня высокоразвитых стран к концу прогнозного периода. Этот фактор будет основой ускоренного роста и в среднем обеспечит 2,8 п.п. прироста ВВП в год. Условием для этого может стать форсированное развитие науки и технологий. Прежде всего, должна резко возрасти активность предприятий, связанная с вложениями в НИОКР. Доля в ВВП частных расходов на исследования и разработки должна достигнуть 1,5 % к концу рассматриваемого периода (0,9 % ВВП в инновационном и 0,5 % в консервативном сценариях) и быть сопоставима с расходами стран - лидеров инновационного развития. Разработка инноваций позволит дополнительно увеличить ежегодный темп прироста ВВП в среднем на 0,6 п.п. в период 2013-2030 гг.

Усиление производительности также будет основано на дополнительном качественном улучшении образования и здравоохранения. Кроме того,

условия форсированного сценария предполагают, что улучшение здравоохранения позволит существенно снизить уровень смертности и повысить численность населения в трудоспособном возрасте к 2030 г. на 4 % по отношению к консервативному и инновационному сценариям.

Факторы, обеспечивающие ускоренное развитие по инновационному и форсированному сценариям, характеризуются различной ролью и масштабами своего вклада в ускорение экономического роста по этапам долгосрочной перспективы.

Первый период (2013-2020 гг.) можно рассматривать как период внутренней перестройки, направленной на преодоление узких мест в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры и формирование очагов собственно инновационного развития и новой экономики. Ускорение темпов роста в этот период обеспечивается преимущественно за счет развития высоко- и среднетехнологичных отраслей (оборонных и гражданских), дающих быструю отдачу в росте ВВП, а также за счет повышения эффективности использования ресурсов и расшивки инфраструктурных ограничений, сдерживающих привлечение инвестиций и развитие отдельных регионов.

Одновременно в этот период создаются условия для долгосрочного инновационного развития путем последовательного смещения структуры расходов бюджета в пользу финансирования инновационных секторов экономики. Однако вклад высокотехнологичных и наукоемких секторов в рост ВВП в этот

период еще не так ощутим из-за их невысокой доли в производстве добавленной стоимости (табл. 8).

Второй период (2021-2025 гг.) характеризуется максимальным эффектом от ускорения роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Завершается реализация масштабных инфраструктурных проектов, что создает качественно новый тип мобильности населения и транспортных потоков в экономике. Одновременно возрастают роль и вклад человеческого капитала в экономический рост. Результаты модернизации образования и здравоохранения проявляются не только в развитии указанных секторов новой экономики и сектора общественных услуг, повышении качества предоставляемых ими услуг, но и в повышении качества самого человеческого капитала, его производительной силы.

Третий период (2026-2030 гг.) можно рассматривать в полной мере как период развития на основе нового качества человеческого капитала и создания нового экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости. По мере роста нормы накопления и создания необходимой инфраструктурной базы замедляется вклад инвестиций в основной капитал и вложений в инфраструктурные сектора, относительно замедляются и общие темпы экономического роста, особенно в форсированном сценарии развития, но продолжает наращиваться отдача от осуществленного финансирования человеческого капитала и особенно научных разработок.

Таблица 8

Динамика ВВП и среднего за год вклада в экономический рост финансирования (по вариантам), п.п.

Показатель 2013-2020 гг. 2021-2025 гг. 2026-2030 гг.

1 2 3 1 2 3 1 2 3

Среднегодовой темп прироста ВВП 3,6 4,2 6,0 3,0 4,0 5,3 2,5 3,7 4,2

Вклад в прирост ВВП финансирования в человеческий капитал 0,5 0,6 0,6 0,6 0,8 1,0 0,7 1,1 1,5

Из него:

- образование 0,3 0,4 0,4 0,4 0,6 0,7 0,5 0,8 1,0

В том числе из бюджетной системы 0,3 0,3 0,3 0,3 0,5 0,5 0,4 0,6 0,8

- здравоохранение 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,2 0,3 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе из бюджетной системы 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,1 0,2 0,4

Инвестиции в транспортную инфраструктуру, технологичные отрасли 0,9 1,5 1,6 0,6 1,4 1,8 0,4 1,1 1,4

и науку

Из них:

- развитие технологичных секторов 0,5 0,7 0,8 0,3 0,5 0,7 0,2 0,3 0,4

- научные исследования и разработки 0,1 0,3 0,3 0,1 0,4 0,5 0,1 0,5 0,7

В том числе из бюджетной системы 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,3 0,1 0,3 0,3

Другие факторы роста 2,3 2,1 3,8 1,9 1,9 2,5 1,4 1,5 1,3

Справочно: вклад в прирост ВВП финансирования:

- из бюджетной системы 1,3 1,9 1,9 1,0 1,9 2,4 0,9 1,7 2,2

- из других источников 2,4 2,4 3,9 2,0 2,1 2,9 1,6 2,0 2,0

Наиболее сильно неравномерность вклада факторов проявляется в форсированном сценарии развития, поскольку по мере выхода на максимально допустимый уровень нормы накопления заметно замедляется предельная отдача от дополнительных инвестиций и финансовых вложений.

Таким образом, разница в динамике ВВП между инновационным сценарием развития и консервативным постепенно увеличивается с 0,6 п.п. в 20132020 гг. до 1,2 п.п. в 2025-2030 гг. Более половины вклада в обеспечение дополнительного роста ВВП вносит финансирование из бюджетной системы. Среди факторов бюджетной системы около 60 % вклада в ускорение роста ВВП приходится на фактор финансирования развития высокотехнологичных отраслей промышленности и научные исследования и разработки, повышающие конкурентоспособность отечественной продукции. Среди других факторов основную роль играют государственные вложения в развитие инфраструктуры, содействующие повышению эффективности экономики и привлечению дополнительных инвестиций в основной капитал, а также вложения в человеческий капитал. Именно этот фактор оказывает в долгосрочной перспективе наибольшее влияние на повышение эффективности человеческого капитала и технический прогресс и, как следствие, на повышение эффективности производства.

Наиболее сильно неравномерность вклада факторов проявляется в форсированном сценарии развития, поскольку по мере выхода на максимально допустимые уровни нормы накопления заметно замедляется предельная отдача от дополнительных инвестиций и финансовых вложений.

Производительность труда. Рост производительности труда становится ключевым параметром для обеспечения устойчивого экономического роста в условиях ограничений предложения на рынке труда. На сегодня уровень производительности труда в России относительно уровня США 2011 г., по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет 36,4 % (рис. 1)3. В соответствии с прогнозными оценками при форсированном варианте развития производительность достигнет к 2030 г. 90 % от уровня США, в рамках инновационного - 75 %, а при инерционном - составит около 64 % (рис. 2).

В отраслевом разрезе уровень производительности труда определяется структурными особен-

3 Без учета отработанных человеко-часов производительность в России, по оценке, составляла в 2011 г. 41,5 % от уровня США.

140 -120 -100 80 -60 -

40 20 0

Рис. 1. Производительность труда, % (США, 2011 г. - 100)

Рис. 2. Производительность труда, прогноз, % (США, 2011 г - 100)

ностями производства, а также степенью модернизации. В экспортно ориентированных отраслях отмечается относительно высокая степень внедрения современных технологий и, соответственно, относительно высокий уровень производительности труда. В отраслях, ориентированных на внутренний спрос, уровень производительности труда заметно коррелирует со сложившимся уровнем конкуренции на соответствующих рынках. Высокомонополизи-рованные и закрытые от внешнего рынка отрасли характеризуются низким уровнем производительности (энергетика, ЖКХ и др.).

Оценки Европейской экономической комиссии ООН (ЦЖСЕ) показывают, что в России промышленность отстает по уровню производства добавленной стоимости на одного занятого по сравнению с приведенными в таблице развитыми странами в 2,2-5,9 раза (табл. 9). В сфере услуг наименьшее

Таблица 9

Относительный уровень производительности труда по странам в 2010 г., %

Показатель Россия Германия Норвегия Финляндия Швеция

Экономика в целом 100 244 316 236 250

Сельское хозяйство, охота, рыболовство 100 176 372 321 291

Промышленность 100 221 587 285 257

Строительство 100 211 239 286 227

Услуги 100 250 255 220 241

В том числе:

- оптовая и розничная торговля, ремонт, гостиницы 100 142 196 159 184

и рестораны, транспорт и связь

- финансы, операции с недвижимым имуществом 100 194 197 173 179

- другие услуги 100 503 482 405 448

Источник: данные ЦЫЕСЕ.

отставание России по производительности труда характерно для группировки, содержащей торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и связь. При этом данный агрегат также очень неоднороден по уровню производительности в отдельных отраслях: к высокопроизводительным может быть отнесен нефте- и газопроводный транспорт, значительно ниже производительность в других отраслях сферы услуг.

Высокий потенциал для роста производительности существует в обрабатывающей промышленности. Так, в высоко- и среднетехнологичных отраслях машиностроения уровень производительности труда в 3-10 раз отстает от ведущих мировых компаний, потенциал роста к 2020 г. оценивается в авиастроении в 2,9 раза, в судостроении - в 3,5 раза, в автомобилестроении - в 2,5 раза, в радиоэлектронном комплексе - более чем в 10 раз. Сравнение крупнейших российских компаний с мировыми лидерами по размеру выручки на одного работника свидетельствует о разрыве в 10 и более раз.

По планам компаний с государственным участием, которые в 2011 г. разработали и приняли программы инновационного развития, в 2012-2015 гг. в среднем по всем компаниям ожидается рост производительности на 5-8 % в год, что выше роста в целом по экономике. При этом лидерами роста производительности будут компании машиностроения, химической промышленности и энергетики (табл. 10).

В цементной промышленности текущая производительность труда в 4,5-6,5 раза ниже зарубежных компаний, рост к 2030 г. может составить 3,5-4 раза. В стекольной отрасли производительность труда в 1,8-2,5 раза ниже уровня производительности зарубежных компаний. Потенциал роста к 2030 г. оценивается на уровне 2,5-3,5 раза.

Таблица 10 Рост производительности труда (по добавленной стоимости)

Показатель 2030 г. к 2010 г., во сколько раз

Всего в экономике 2,0 2,4 2,9

Сельское хозяйство, охота и лесное 1,5 1,9 2,0

хозяйство

Рыболовство, рыбоводство 1,7 2,1 2,5

Добыча полезных ископаемых 1,9 2,1 2,4

Обрабатывающие производства 3,6 4,1 5,1

Производство и распределение 5,0 5,6 6,9

электроэнергии, газа и воды

Строительство 2,5 2,8 3,5

Оптовая и розничная торговля, 2,3 2,8 3,6

ремонт

Гостиницы и рестораны 1,6 2,0 2,6

Транспорт и связь 1,6 2,0 2,1

Финансовая деятельность 3,0 3,7 4,3

Образование, здравоохранение 1,5 1,8 2,2

Текущая производительность труда в ведущих российских металлургических компаниях в 2-5 раз ниже аналогичных показателей зарубежных компаний. Рост производительности труда к 2020 г. может составить 1,3-1,5 раза, к 2030 г. - 2-2,1 раза.

Рост производительности труда в торговле и некоторых других отраслях будет обеспечен переходом на новые формы производства (интернет-торговля, другие виды электронных услуг).

Структурные особенности сценариев развития

Во всех рассмотренных сценариях предполагается изменение структуры производства в сторону диверсификации экономики. Доля нефтегазового сектора будет сокращаться в результате существенных ограничений, связанных с добычей

и экспортным спросом. В то же время масштабы диверсификации будут определяться возможностями наращивания объемов производства продукции высокой степени переработки и развития экономики знаний.

В консервативном сценарии изменения структуры экономики в прогнозный период будут незначительными. Доля нефтегазового сектора снизится с 20 % в 2012 г. до 16 % в 2030 г. Во многом за счет этого несколько увеличит свой вес в объеме экономики производство инновационного сектора4 - с 11 % в 2012 г. до 15 % в 2030 г., прежде всего за счет увеличения доли машиностроения (с 3 % в 2011 г. до 3,4 % в 2030 г.), где ожидаемый среднегодовой рост в прогнозный период составит 5,2 %.

В консервативном сценарии за Россией сохранится традиционная роль поставщика первичных энергоресурсов и сырья низкой степени переработки, что не позволит поднять физические темпы роста экспорта выше 3 % в год в 2016-2030 гг. На протяжении всего прогнозного периода доля топливно-энергетических товаров будет снижаться незначительно, с 67,1 % в 2012 г. до 46,9 % в 2030 г. При этом рост нетопливного экспорта в 2016-2030 гг. не превысит 5-6,5 % в год. Доля машин, оборудования и транспортных средств вырастет с 5 % в 2012 г. до 7 % к 2030 г.

Процессы глобализации и встраивания в мировые производственные цепочки приводят к увеличению доли импорта промежуточной продукции с 33 % в 2012 г. до 36 % в 2030 г., при этом доля ввозимых потребительских товаров снизится с 43 % в 2012 г. до 31 % в 2030 г., а доля инвестиционных товаров увеличится с 25 % в 2012 г. до 33 % в 2030 г.

Инновационный сценарий предполагает существенные структурные сдвиги, поддержива-

4 В состав сектора экономики знаний и высоких технологий или собственно инновационного сектора (хотя инновацион-ность свойственна всем сферам экономики) в расчетах включаются сферы науки, связи и информатизации, образования и здравоохранения, формирующие человеческий капитал, и машиностроение. Эта условная группировка не в полной мере охватывает весь высокотехнологичный сектор, так как не включает несколько высокотехнологичных видов деятельности (например, производство фармацевтических препаратов). С другой стороны, она включает в себя среднетехнологические ненаукоемкие виды деятельности машиностроения, начального и среднего образования и общей медицинской помощи. Грань между высокими и средними видами технологий, высокой и низкой наукоемкостью относительна, поэтому в анализе используется упрощенная группировка, не дифференцирующая разные виды экономики знаний и технологий.

емые повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17 % в 2030 г. при снижении доли нефтегазового сектора до 10 %.

Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов на НИОКР и образование. При этих параметрах развития экономики знаний Россия становится достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Существенный вклад в рост инновационного сектора будет вносить производство машиностроительной продукции, которое будет увеличиваться в среднем на 6,3 % в год, в том числе за счет завоевания внешних рынков.

В инновационном сценарии экспорт машин к 2030 г. будет составлять 10 % экспорта, увеличившись в 5 раз, до 141 млрд долл. При этом доля ТЭК сократится до 39 %. Таким образом, динамика экспорта все в большей степени будет опираться на расширяющийся экспорт нетопливной продукции, рост которого в 2016-2030 гг. будет составлять в среднем около 8 % в год.

Процессы глобализации и интеграции в мировое хозяйство приведут к значительному изменению структуры российского импорта. К 2030 г. доля промежуточной продукции вырастет до 36 % с 33 в 2012 г., при этом доля потребительского импорта будет ниже, чем в консервативном сценарии, и составит 30 %, понизившись с 43 % в 2012 г., а доля инвестиционных товаров увеличится до 34 % против 25 в 2012 г.

В сценарии форсированного роста структурная диверсификация экономики будет выражена в еще большей степени, чем в инновационном сценарии. Доля инновационного сектора в ВВП в 2030 г. повысится до 20 % (табл. 11). Рост инвестиций в указанный сектор будет поддерживаться повышением расходов в наукоемкие отрасли за счет всех источников финансирования: на НИОКР - до 1,8 % ВВП в 2015 г. и 3 % ВВП в 2030 г.; на образование -до 5,1 % ВВП в 2015 г. и 8,1 % ВВП в 2030 г. и на здравоохранение - до 5,1 % ВВП в 2015 г. и 9,4 % ВВП в 2030 г.

При этом доля нефтегазового сектора, несмотря на рост эффективности добычи и расширение экспорта, будет снижаться быстрее, чем в инновационном сценарии - до 8 % к 2030 г.

Таблица 11

Структура добавленной стоимости по основным секторам экономики,

в ценах 2011 г., % к ВВП

Показатель Вариант 2011 г. 2015 г. 2020 г. 2025г. 2030 г.

Инновационный сектор 1 11,3 12 13 14 15

2 12 14 16 17

3 13 16 18 20

Нефтегазовый сектор 1 20,5 18 17 17 16

2 18 15 12 10

3 18 12 9 8

Сырьевой сектор 1 5,1 5 6 6 6

2 5 6 5 5

3 5 5 5 5

Транспорт 1 5,5 6 5 5 5

2 6 5 5 4

3 6 5 5 5

Оптовая и розничная торговля 1 16,7 17 17 17 16

2 17 16 16 15

3 16 16 16 15

Прочие секторы 1 38,5 40 39 39 40

2 39 41 43 46

3 39 44 45 45

В этом сценарии происходит существенное расширение экспорта продукции высокой степени переработки. Экспорт нетопливных товаров растет в период 2016-2030 гг. в среднем на 9 % в год. Экспорт машин и оборудования увеличивается к 2030 г. в 8 раз по отношению к 2012 г., до 205 млрд долл., что в сопоставимых ценах приблизительно соответствует сегодняшнему экспорту машиностроительной продукции Тайваня. За этим стоят существенная модернизация производства и усиление мер поддержки экспортеров и продвижения товаров на внешних рынках.

В форсированном сценарии предполагаются рост конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке и максимальная реализация потенциала импортоза-мещения. Прирост внутреннего спроса к 2030 г. на три четверти покрывается приростом произведенных на территории России товаров и услуг против менее половины в 2011 г. Инвестиционно ориентированный рост экономики приведет к увеличению доли импорта инвестиционных товаров в 2030 г. до 38 % с 25 в 2012 г., доля потребительских товаров к 2030 г. сократится до 28 % против 43 в 2012 г., а доля промежуточной продукции незначительно повысится с 33 % в 2012 г. до 35 в 2030 г. Импорт будет ориентирован прежде всего на приобретение высокотехнологичной продукции, необходимой для развития производств и повышения стандартов потребления.

Инновации реализуются во всех секторах экономики. В то же время в рамках прогноза в состав инновационного сектора включены сферы образования, здравоохранения, науки, связи и телекоммуникаций, машиностроения и фармацевтики, поскольку эти сектора характеризуются повышенным уровнем инновационной активности и наукоемкости, хотя охватывают как высоко-, так и среднетехнологи-ческие виды деятельности.

Консервативный сценарий является в наибольшей степени потребительски ориентированным. Рост внутреннего спроса будет постепенно замедляться с 4 % в 2016-2020 гг. до 3,3 % в 20212025 гг. и 2,7 % в 2026-2030 гг. Расходы домашних хозяйств на потребление обеспечивают почти две трети экономического роста и увеличивают свою долю в ВВП с 48 % в 2012 г. до 51 % в 2030 г. При этом вклад роста потребления домашних хозяйств в динамику ВВП уменьшится с 2,3 п.п. в 2016-2020 гг. до 1,8 п.п. в 2021-2025 гг. и 1,4 п.п. в 2026-2030 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура спроса также существенно меняется в рассматриваемых вариантах. Невысокий внешний спрос и ограниченные возможности наращивания топливного экспорта будут снижать долю экспорта в ВВП и ориентировать экономический рост на внутренний спрос. Инвестиции во всех сценариях являются наиболее динамичной компонентой совокупного спроса, которая увеличивает свой вес в структуре спроса, но при этом наибольший

вклад в экономическую динамику будут вносить потребительские расходы.

Валовое накопление также увеличивает долю в ВВП с 22 % в 2012 г. до 25 % в 2018 г. и до 26 % в 2030 г. В 2030 г. около трети роста экономики будет обеспечено ростом валового накопления основного капитала, его вклад уменьшится с 1,2 п.п. в 2016-2020 гг. до 1 п.п. в 2021-2030 гг. (рис. 3).

Негативный вклад чистого экспорта в динамику ВВП снизится с - 4,2 п.п. до - 0,2 п.п. в 2020-2030 гг. При этом доля товарного импорта в рассматриваемый период остается относительно стабильной -около 16-17 %. Средний темп прироста товарного экспорта составляет около 2 % в год, в результате его доля в ВВП падает с 26 до 20 %.

В структуре использования ВВП в инновационном сценарии развития более интенсивно увеличивается доля валового накопления основного капитала, которая к 2020 г. растет до 26 % ВВП и сохраняется на этом уровне до 2030 г. В 2016-2030 гг. эта компонента будет обеспечивать 37 % роста экономики, а в 2026-2030 гг. - 39 %. Вклад в динамику ВВП снижается с 1,6 п.п. в 2016-2020 гг. до 1,3 п.п. в 2026-2030 гг.

Доля потребления домашних хозяйств на протяжении всего прогнозного периода будет оставаться стабильной на уровне 55-60 % ВВП. Его вклад в динамику ВВП снизится с 2,4 п.п. в 2016-2020 гг. до 2,2 п.п. в 2021-2030 гг.

При этом склонность к импорту будет снижаться, и его вес в ВВП сократится к 2030 г. до 14 % ВВП. Расширение экспорта обрабатывающей промышленности позволит увеличить среднегодовые темпы товарного экспорта в 2013-2030 гг. до 3,5 %, при

этом в 2026-2030 гг. прирост может увеличиться до

5,7

-1

1 - изменение запасов

2 - чистый экспорт

3 - валовое накопление основного капитала

4 -конечное потребление

Рис. 3. Средний вклад в рост ВВП, п.п.

4,4 %. Вклад товарного экспорта в рост экономики увеличится с 0,7 п.п. в 2016-2020 гг. до 0,8 п.п. в 2021-2025 гг. и 0,9 п.п. в 2026-2030 гг., а его доля в 2030 г. снизится до 20 %.

В форсированном сценарии, несмотря на усиление роста экспорта, экономический рост в наибольшей степени ориентирован на внутренний спрос, который будет расти в среднем на 6 % в 2013-2030 гг.

Инвестиции становятся одним из главных факторов экономического роста. В среднем в период 2013-2030 гг. они обеспечивают более 40 % экономического роста. Доля валового накопления основного капитала в ВВП увеличивается до 28 % в 2018 г., а после 2020 г. находится на уровне 30-33 % ВВП. Вклад инвестиций снижается с 3,1 п.п. в 2016-2020 гг. до 2,3 п.п. в 2021-2025 гг. и 1,3 п.п. в 2026-2030 гг.

В этом сценарии при некотором сокращении доли потребительских расходов домашних хозяйств (до 46 % в 2030 г.) в наибольшей степени теряет свой вес импортная продукция, доля которой снижается до 11 %. За счет опережающего роста внутреннего спроса доля товарного экспорта в ВВП снизится с 26 % в 2012 г. до 15 % в 2030 г. С 2026 г. чистый экспорт товаров и услуг начнет вносить положительный вклад в динамику ВВП.

Приоритетные проекты со значительным структурным

и макроэкономическим эффектом

Структурные сдвиги в экономике и модернизация ведущих секторов и институтов обеспечиваются всем комплексом мер экономической политики с использованием инструментов государственных программ, стратегий, федеральных целевых программ, дорожных карт по решению конкретных проблем и «расшивке структурных и институциональных узких мест».

В составе госпрограмм выделяется пакет ключевых проектов, имеющих значительный структурный и макроэкономический эффект, различающихся соотношением вклада частных и государственных затрат, или балансом частно-государственного партнерства и, соответственно, разными сроками окупаемости. Реализация этих ключевых проектов позволит обеспечить достижение в полном объеме целевых параметров указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

5

3

1

По оценке, дополнительная потребность в расходах федерального бюджета на ключевые проекты для целей повышения качества экономического и социального развития за 2013-2020 гг. оценивается в размере 6,4 трлн руб. в ценах соответствующих лет, что составляет 4 % от общего объема расходов федерального бюджета (табл. 12). Инвестиционные расходы составляют около 70 % от финансирования приоритетных проектов, или почти 2 % от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике.

Наибольший объем расходов приходится на проекты в области развития транспортной инфраструктуры (2,5 трлн руб., или 39 % от расходов на приоритетные проекты), в том числе расходы на удвоение вводов автомобильных дорог - 1,5 трлн руб., расходы на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань -Екатеринбург - 992 млрд руб. (при этом срок окончания проекта - 2023 г., доля государственного финансирования в общей его стоимости - около 70 %).

Расходы на проекты в области развития высокотехнологичных производств за 2013-2020 гг. составляют 145 млрд руб. (2,3 % от расходов на приоритетные проекты). Проекты по производству редкоземельных металлов и продукции на их основе оцениваются в

Таблица 12

Дополнительные расходы федерального бюджета на приоритетные проекты по направлениям за 2013-2020 гг.*

* Дополнительные проекты в инновационном и форсированном сценариях относительно консервативного сценария (он рассчитан исходя из предложений Минфина России по предельным объемам расходов федерального бюджета на реализацию госпрограмм).

** ФЦП - федеральная целевая программа.

объеме 22,5 млрд руб., проекты по развитию научной базы в области композиционных материалов - 12,8 млрд руб. Также необходимо 57,5 млрд руб. до 2017 г. на дополнительное финансирование госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» и 19,7 млрд руб. - на развитие авиации, судостроения, электронной компонентной базы.

Проекты в области науки на 2013-2020 гг. оцениваются в 789 млрд руб., или 12,4 % от расходов на приоритетные проекты. В том числе расходы на MegaScience (85 млрд руб.) необходимы для развития инфраструктуры фундаментальных исследований и расширения участия в международных исследованиях. Развитие инфраструктуры исследований также предполагается за счет поддержки инновационных кластеров (35 млрд руб.) и вузов.

Основная часть прикладных научных исследований реализуется через ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» и «Научно-педагогические кадры инновационной России на 2007-2013 годы» и их продолжение в 2014-2020 гг. (дополнительные расходы бюджета - 621 млрд руб.). Средства Российского фонда технологического развития (27 млрд руб.) выделяются высокотехнологичным предприятиям на беззалоговые займы на НИОКР с обязательным внедрением результатов. Расходы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (21 млрд руб.) предполагают широкую поддержку фундаментальных и прикладных исследований.

Проекты в области образования на 20132020 гг. оцениваются в 282 млрд руб., или 4,4 % от расходов на приоритетные проекты. За счет поддержки ведущих университетов, включая строительство кампусов (222 млрд руб.), будут обеспечены рост конкурентоспособности российского профессионального образования, интеграция вузов в международную академическую среду. Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи предполагаются за счет модернизации системы дополнительного образования детей (60 млрд руб.).

Проекты в области здравоохранения на 20132020 гг. оцениваются в 857 млрд руб., или 13,5 % от расходов на приоритетные проекты. За счет увеличения расходов на медицинскую науку и технологии (659 млрд руб.) будет обеспечено внедрение инновационных разработок в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, в том числе

Направление Млрд руб. Структура, °%

Всего расходов 6 373 100

Транспортная инфраструктура 2 507 39,3

Развитие науки и высокотехнологич- 934 14,7

ных отраслей

Здравоохранение 857 13,5

Образование 282 4,4

Жилищные программы 468 7,3

Поддержка экспорта 76 1,2

Региональные проекты 877 13,8

Поддержка сельского хозяйства 295 4,6

ФЦП** «Развитие единой государс- 76 1,2

твенной системы регистрации прав на

недвижимое имущество 2014-2019 гг.»

поддержка ядерной медицины (77 млрд руб.) позволит снизить смертность от новообразований и повысить качество жизни больных. Дополнительное финансирование развития и улучшения материально-технической базы службы родовспоможения и детства (100 млрд руб.) позволит снизить материнскую и младенческую смертность. Продолжение ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» с 2016 г. (98 млрд руб.) будет способствовать развитию массового спорта и спорта высоких достижений.

Расходы на жилищные программы за 20132020 гг. составляют 468 млрд руб., или 7,3 % от расходов на приоритетные проекты, из них 53 млрд руб. необходимы для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, но не входящих в действующие программы переселения, 94 млрд руб. необходимы для возмещения затрат на обеспечение инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим троих и более детей, 18 млрд руб. - на обеспечение жильем ветеранов боевых действий и инвалидов.

Кроме того, предполагается выделение 76 млрд руб. на поддержку экспорта высокотехнологичных товаров и инвестиционного сотрудничества.

Расходы на региональные проекты за 20132020 гг. составят 877 млрд руб. (13,8 % от расходов на приоритетные проекты), из них 790 млрд руб. -на развитие Дальнего Востока, 36 млрд руб. - на развитие Северного Кавказа, остальные средства -на реализацию проектов на Юге России, Курильских островах и в других регионах.

Финансирование этих проектов со стороны государства предполагает использование не только средств федерального бюджета, но и на возвратной основе ресурсов Фонда национального благосостояния, а также возможность долгосрочного инвестирования пенсионных средств. Масштабы таких квазибюджетных или долгосрочных финансовых инвестиций оцениваются в рамках форсированного и инновационного сценариев в среднесрочной перспективе минимум в 0,5-1 % ВВП.

(Окончание следует)

Conferences

агентство маркетинговых коммуникаций

17 сентября 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию

«Банковская информатизация 2013»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы конференции:

какие задачи в сфере банковской информатизации требуют немедленного решения; как определить эффективность процессов; как повысить экономическую эффективность с помощью ИТ; какие новые решения предлагает рынок банковской информатизации; как вендоры реагируют на новые потребности банков.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-11 (доб. 3141, 3435, 3477, 3439, 3478 либо e-mail: [email protected] Армен Айвазов, Алексей Четеернин, Елена Забродина, Ольга Крысина, Наталья Теличееа

http://events.cnews.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.