92
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
“Informatization of Management by educational process” in methodical preparation of future teachers of informatics // Informatics and education, 2001. # 5. P. 46-52. 3. Kuznetsov A. A.,
Kariyev S. The main directions of improvement of a methodical training of teachers of informatics in the teacher training institutions // INFE. 1996. # 6. P. 13-21. 4. Kuzmin N. V. The professionalism of the identity of the teacher and training officer. M. 1990. 5. Lavin T. A. The improvement of the system of a continuous teachers training in the field of use of means of informational and communicational technologies in professional activity: Dis. ...Doc. of Ped. Sciences, M. 2006.
6. Mitino L. M. Teacher as the personality and professional (psychological problems). M. 1994.
7. Surkhayev M. A. The development of system of training of future teachers of informatics for work in the conditions of the new informational and communicational educational environment. Dis. .Doc. of Ped. Sciences., M. 2010.
Primechaniya
1. Dobud'ko T. V. Formirovanie professional'nojkompetentnosti uchitelja informatiki v uslovijah informatizacii obrazovanija: Dis. ... d. p. n., Samara, 1999. 2. Zaharova T. B., Zenkina S. V., Surhaev M. A. Aktual'nost' vvedenija kursa «Informatizacija upravlenija obrazovatel'nym processom» v metodicheskuju podgotovku budushhih uchitelej informatiki // 2011. № 5. S. 46-52. 3. Kuznecov A. A., Kariev S. Osnovnye napravlenija sovershenstvovanija metodicheskoj podgotovki uchitelej informatiki v pedagogicheskih vuzah // INFO. 1996. № 6. S. 13-21. 4. Kuz'mina N. V.
Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija. M. 1990. 5. Lavina T. A. Sovershenstvovanie sistemy nepreryvnoj podgotovki uchitelej v oblasti ispol'zovanija sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... d. p. n., M. : 2006. 6. Mitina L. M. Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy). M. 1994. 7. Surhaev M. A. Razvitie sistemy podgotovki budushhih uchitelej informatiki dlja raboty v
uslovijah novoj informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy. Dis. ...d. p. n., M. 2010.
Статья поступила в редакцию 02. 12. 2013 г.
УДК 377(470.67)
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНА
(30-60 гг. XX в.)
© 2013 Хаджиалиев К. И. Дагестанский государственный университет
В статье рассматриваются особенности становления регионального компонента в содержании образования дагестанских национальных школ в 30-60 годы XX-го века. Особое внимание уделяется в статье проблемам обучения родным языкам и организации внеклассной работы в полиэтнической среде.
The author of the article considers the peculiarities of regional component formation in the education of Dagestan national schools in 30-60 of the 20h century and pays a great attention to the problems of teaching native languages and out-of-school work amongst children in the polyethnic environment.
V stat’e rassmatrivajutsja osobennosti stanovlenija regional’nogo komponenta v soderzhanii obrazovanija dage-stanskih nacional’nyh shkol v 30-60gody XX-go veka. Osoboe vnimanie udel-
Психолого-педагогические науки
• ••
93
jaetsja v stat’e problemam obuchenija rodnym jazy-kam i organizacii vneklassnoj raboty v polijet-nicheskoj srede.
Ключевые слова: содержание образования, национально-региональный компонент, национальная школа, этнокультура, национальные языки.
Key words: education content, national and regional component, national school, ethnoculture, native languages.
Kljuchevye slova: soderzha.nie obra.zova.nija, shkola, jetnokul’tura., nacional’nye ja.zyki.
Наиболее важными проблемами в образовании на современном этапе являются достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.
Разработка структуры содержания образования предопределяется государством на двух уровнях: федеральном и национально-региональном. Федеральный компонент устанавливает базовый минимум содержания образования. Он призван обеспечить единое образовательное пространство России, нормирует базовый инвариант, определяет стартовые возможности получения образования. Национально-региональный вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. В нем закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины». Обновление содержания образования в соответствии с новыми потребностями регионов России требует разработок национальнорегионального содержания, гибкой системы обучения с учетом специфики региональных условий.
Национально-региональный компонент содержания образования должен учитывать национальные традиции, особенности, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании заботливого отношения, любви к природе родного края, бережливости.
Становление и развитие национальной школы Дагестана богато фактами
na.cional’no-regional’nyj komponent, nacional’naja
игнорирования этнокультурных ценностей народа и инкультурации опыта других народов. Более выпукло данный процесс проявился в образовательной сфере. А ведь известный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков считал, что «создание демократической, истинно национальной школы возможно только на этнопедагогической основе» [3. С. 236].
Таблица 1
Учебный план национальной на-
чальной школы. 1950-1951 учебного года
Наименование предметов Ко в не личество часов делю по классам
Подг. класс 1 2 3 4 всего
Родной язык 14(8) 9 10 10 6 46
Русский язык 0(6) 6 6 6 6 27
Арифметика 3 6 6 6 6 27
Естествознание 2 2
История 2 2
География 2 2
Физическая подготовка 1 1 1 1 1 5
Рисование 1 1 1 1 1 5
Пение 1 1 1 1 1 5
итого 20 24 25 25 27 121
Касаясь проблем становления национальной школы Дагестана, можно констатировать, что в содержании образования в национальной школе 1937-38 учебном году, когда она перешла на русскую графику, в 1-4 классах изучались следующие дисциплины: родной язык, русский язык, русская литература, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, естествознание, история, Конституция СССР, география, физика, астрономия, химия, иностранный язык, рисование, чистописание, черчение, пение, физкультура, военные занятия [2. С. 44].
94
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
Нельзя не заметить по приведенному перечню дисциплин, что отличие национальной школы от общероссийской заключается только во введении, дополнительно к основному содержанию, родного языка, и то в начальной школе, где обучение должно было идти на родном языке, а время, отведённое на него, составляло 38%. В средней школе, где общая удельная нагрузка составляет 198 часов (по всем классам), доля родного языка не превышало 35%. Вряд ли можно назвать национальной такую школу.
Детальный анализ этого учебного плана показывает наличие в нем родного языка с достаточно высоким удельным весом в 38%, двуязычия (родного и русского), а национальной культуры в содержании этого учебного плана не видно. Но, в этом же учебном плане есть шесть областей знаний, которым выделен 21 час в неделю и предложено их изучать на родном языке. Ведь, они составляют различные компоненты национальной культуры народов Дагестана. Почему бы в них не изучать свой край, историю своего народа, флору и фауну села, района, систему народных оздоровительных игр на своем родном языке, знакомить с традиционными видами труда, фольклора, народных обрядов и традиции обиходной жизни.
Попытки разработки национальноориентированного содержания образования в последующие годы не прекратились. Так к 1961-62 учебному году дагестанские национальные школы занимались по шести учебным планам [1. С. 47]:
1. Учебный план дагестанских национальных начальных и восьмилетних школ и 1-8 классов средних школ с родным языком обучения;
2. Учебный план дагестанских национальных начальных, восьмилетних школ и 1-8 классов средних школ с русским языком обучения (родной язык изучается по сокращенной программе);
3. Учебный план дагестанских национальных начальных, восьмилетних школ и 1-8 классов средних школ с русским языком обучения (без изучения родного языка) для агульских, рутуль-ских, цахурских школ и школ со смешанным составом учащихся;
4. Учебный план для 9-10 классов средних школ с 10-летним сроком обучения;
5. Учебный план дагестанских национальных начальных, восьмилетних школ и 1-8 классов средних школ с русским языком обучения;
6. Учебный план средних сельских и городских национальных школ с производственным обучением.
Исходя из таких предпосылок, 13 марта 1938 года Советом народных Ко-мисаров СССР и ЦК ВКПб было принято Постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», которое действительно в то время имело важное практическое значение для перехода в многоязычных регионах на один язык межнационального общения.
Уже в начале 1930 годов А. А. Тахо-Годи на вопрос о межнациональном языке для дагестанцев говорил, что «тюркский язык свою историческую миссию общего языка общения для народов Дагестана выполнил» [4. С. 211]. В 1939-40 учебном году ввели русский язык в 788 школах из 892, что составило 90% всех национальных (теперь уже нерусских школ). Так с 1947-48 учебного года изучение русского языка в нерусских (национальных уже не говорят) школах уже вводилось с подготовительного класса по 8-11 часов в неделю, а родному языку выделялось 8 часов в подготовительном, в 1-4 классах - по 4 часа в неделю.
Но, одновременно, стараясь выполнять положения Закона о родных языках, в учебные планы школ был введен предмет «Дагестанская литература» в 5-8 классах, но на русском языке. Ведь литературу народов России и так изучают на русском языке, а почему надо творчество своих писателей, поэтов, ашугов, певцов, изучать на другом языке, на котором никак нельзя выражать фонетические особенности произношения и специфику народного рифма в стихотворении.
Но введение нового (как бы своего) предмета в учебный план уже является благом для национальной школы. К чему привели все эти усилия в повышении удельного веса родных языков, показывает следующая таблица [2. С. 90].
Психолого-педагогические науки •••
Таблица 2
Удельный вес языков обучения в школах Дагестана (кол-во в тыс. уч-ся)
Учебные годы 1958- 1963- 1967- 1978-
Языки обучения 59 64 68 79
Русский язык 53,9 68,2 78,2 108,0
Родные языки все 54,5 59,2 51,3 66,4
Аварский 16,2 17,1 15,3 24,0
Даргинский 12,4 13,0 11,7 13,7
Кумыкский 8,2 8,3 9,0 8,3
Лезгинский 10,3 11,6 8,8 10,5
Лакский 3,5 4,3 3,4 3,1
Табасаранский 2,0 2,1 1,4 1,8
Ногайский 1,1 1,9 1,2 1,2
Азербайджанский 0,8 0,7 0,9 2,3
Чеченский - 0,2 0,3 1,5
При рассмотрении этой таблицы явно заметны следующие факторы, не очень благоприятно повлиявшие на развитие национальной школы:
- явное снижение количества детей, охваченных обучением родным языком с 1964 по 1967 год, являющееся следствием административного решения о закрытии национальных школ в городах и поселках с многонациональным составом учащихся;
- значительное увеличение количества детей, не изучающих родные языки, но изучающих русский язык.
В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. К. Д. Ушинский считал, что необходимо развивать у детей «инстинкт местности», где они живут, т.е. знание своего непосредственного окружения и умения сопоставлять его с изучаемым материалом. Развитие национально-регионального компонента содержания образования осуществляется в соответствии со следующими принципами [5. С. 123]:
1. Принцип преемственности развития на основе консолидации и взаимопроникновения региональных структур (дошкольное воспитание, начальное общее образование, среднее общее образование, среднее полное и специальное образование, профессиональное среднеспециальное образование и т. д.).
2. Принцип наиболее полного использования педагогических экспериментов, новых технологий, оригинальных учебных систем, программ, учебников нового поколения.
95
3. Принцип ориентированности на региональные социально-экономические, духовно-нравственные, этнонацио-нальные, культурно-исторические, природно-экономические и другие специфические особенности Дагестана.
4. Принцип сохранения единого образовательного пространства в Российской Федерации путем организации учебного процесса в регионах на основе федерального базисного учебного плана с учетом специфики Республики Дагестан.
В настоящее время в РД изучаются языки всех 14 титульных и 16 этнических групп. Основной задачей, определенной в программах по родному языку является практическое освоение языковых основ каждого народа, этноса, обогащение их всеми диалектами и наречиями литературного языка.
Программными задачами для изучения родного языка является развитие устной и письменной речи учащихся, повышение культуры речи, овладение учащимися словарным запасом, определенным кругом теоретических знаний по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике и о роли родного языка в жизни каждого народа. Программы ориентируют учителя на развивающее и воспитывающее обучение, особое внимание уделяется всемерному развитию познавательных способностей учащихся и созданию условий для творческого характера образовательновоспитательного процесса. Кроме того, при изучении начального курса родного языка решаются следующие задачи:
- формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей;
- развитие творческих способностей;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе, обществе;
- развитие логического и образного мышления;
- развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;
В учебном процессе следует шире использовать внеклассную работу, связанную с усвоением программного материала и способствующую привитию учащимся практических навыков родной речи. В мероприятиях по внеклассной работе можно использовать народные игры, загадки, скороговорки, пословицы,
96
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2013
песни. Внеклассная работа, проведенная во взаимосвязи с уроками родного языка, создает благоприятные условия для совершенствования речевых навыков младших школьников.
Исключительное значение имеет предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Воспитательные возможности этого курса в 3- 4 классах школы с полиэтническим составом учащихся возрастут, если его изучение будет организовано с учетом национального состава учащихся и места расположения школы. При изучении курса «Культура и традиции народов Дагестана» необходимо больше внимания уделять культуре и традициям тех народностей, представители которых обучаются в данном классе. В тоже время стоит отметить, что
учебные занятия могут оказаться малоэффективными, если учитель будет игнорировать национальный состав учащихся данного класса.
Национально-региональный компонент содержания образования Республики Дагестан способствует формированию личности выпускника, как достойного представителя региона - хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей Дагестана. Данный компонент гарантирует право на получение нормированных знаний о русском и родном языках, литературе, истории, культуре, природе РД каждым учеником, повышает статус образования, как фактора развития региона, углубляет знания, предусмотренные федеральным компонентом.
Примечания
1. Абдулкадыров С. Г. Национальные проблемы школьного образования в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. 2. Абдуллаев М. А. Из истории научной и педагогической мысли
досоветского Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 3. Волков Г. Н. Этнопедагогическое
осмысление общечеловеческих ценностей // Развитие личности. 2003. № 2. С. 235-243.
4. Научное наследие. А. А. Тахо-Годи / Сост. А. А. Исаев. Махачкала: ДНЦ РАН, 2007. 5. Тучалаев С. Т. Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт, перспективы развития. Махачкала, 2003.
Notes
1. Abdulkadyrov S. G. National problems of school education in Dagestan. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1995. 2. Abdullaev M. A. From history of scientific and pedagogical thought of preSoviet Dagestan. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1986. 3. Volkov G. N. Ethnopedagogical judgment of universal values. // Development of the personality. 2003. #. 2. P. 235-243. 4. Scientific
heritage. A. A. Takho-Godi / Comp. by A. A. Isayev. Makhachkala. DSC Russian Academy of Sciences, 2007. 5. Tuchalayev S. T. National school of Dagestan: problems, experience, development
prospects. Makhachkala, 2003.
Primechanija
1. Abdulkadyrov S. G. Nacional'nye problemy shkol'nogo obrazovanija v Dagestane. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1995. 2. Abdullaev M. A. Iz istorii nauchnoj i pedagogicheskoj mysli dosovetskogo Dagestana. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1986. 3. Volkov G. N. Jetnopedagogicheskoe osmyslenie obshhechelovecheskih cennostej // Razvitie lichnosti. 2003. № 2. S. 235-243. 4. Nauchnoe nasle-die. A. A. Taho-Godi / Sost. A. A. Isaev. Mahachkala: DNC RAN, 2007. 5. Tuchalaev S. T. Nacio-
nal'naja shkola Dagestana: problemy, opyt, perspektivy razvitija. Mahachkala, 2003.
Статья поступила в редакцию 24.12.2013 г.