Научная статья на тему 'Проблемы становления и развития форм организованной оптовой торговли продовольствием в Российской Федерации'

Проблемы становления и развития форм организованной оптовой торговли продовольствием в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Т.К.

Рассмотрена экономическая ситуация на продовольственном рынке России, которая требует принятия комплекса неотложных мер, способных вывести аграрный сектор экономики из кризиса и обеспечить ему достойное место среди других отраслей народного хозяйства. Проблема продовольственного снабжения населения отечественными продуктами питания, как правило, решается через регулируемые государством оптовые продовольственные рынки. Такая система распределения продовольствия имеет ряд преимуществ не только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения крупных городов и промышленных центов, но и для государства в целом, поэтому сейчас как никогда актуализируется необходимость развития рыночной инфраструктуры и, прежде всего, создания оптовых продовольственных рынков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления и развития форм организованной оптовой торговли продовольствием в Российской Федерации»

Экономика отрасли

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОРМ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Абдуллаева Т.К.

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала

Продовольственное обеспечение населения является одной из главных задач органов власти любого государства. Для ее решения принимаются специальные законы и программы, направленные на защиту отечественных товаропроизводителей и продовольственного рынка в целом. Сложившаяся экономическая ситуация на продовольственном рынке России требует принятия комплекса неотложных мер, которые не только смогут вывести агарный сектор экономики из кризиса, но и обеспечить ему достойное место среди других отраслей народного хозяйства. Анализ принимаемых государственными органами власти решений по проблемам продовольственного снабжения населения и развития продо-вольственного комплекса страны в целом позволяет сделать вывод о том, что реформы в агропромышленном секторе экономики в нашей стране и в США начались практически одновременно, то есть в 1985 г. Разница лишь в том, что в США законодательная база с 1985 г. в основном была направлена на усиление государственного регулирования продовольственного рынка, а в нашей стране, наоборот, - на ослабление роли государства в защите и регулировании продовольственного рынка. Реформы в аграрном секторе в России начались с 1985 года с создания Государственного агропромышленного комитета СССР, который уже через пять лет был упразднен. А углубление реформ и ликвидация в 1991 году централизованной системы распределения продовольственных ресурсов способствовали еще большему ослаблению роли государства в регулировании продовольственного рынка, возникновению многочисленных посреднических коммерческих структур на продовольственном рынке и формированию нецивилизованных продовольственных рыночных структур.

Положение в области распределения продуктов питания и снабжения ими городов и областей России и в текущий момент остается по-прежнему хаотичным. Прежние структуры не были своевременно и в достаточной мере замещены более адекватными рыночными, прежде всего в оптовом звене торговли. Появление многочисленных неорганизованных посредников привело к неоправданному завышению цен, определенной монополизации сегментов рынка, сложностям сбыта продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями пищевого комплекса.

В командно-административной экономике всегда остро стоял вопрос не только роста сельскохозяйственного производства, но и доведения продукции в необходимых объемах, ассортименте и качестве до конечного потребителя. Как известно, по причине слабого развития надлежащих транспортных коммуникаций, отсутствия современных, высокотехнологичных складских помещений, тарного хозяйства и упаковочных предприятий на стол горожанина не попадало до 25% продукции, производимой на селе. К этому следует добавить технологическую отсталость большинства пищевых и перерабатывающих предприятий. Груз нерешенных в прошлом проблем сохранился и требует адекватного рыночной ситуации решения. Сегодня ясно, что проблема

продовольствия имеет не только производственный, но и явно выраженный инфраструктурный аспект.

Приватизация по всей продовольственной цепочке, начиная от производителя и кончая розничной сетью, - это лишь частичное решение проблемы, хотя и существенное. Для активного экономического взаимодействия названных субъектов необходимо создать материальные предпосылки в виде товаропроводящих сетей, позволяющих быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими потерями количества и качества.

С началом нового тысячелетия ситуация с обеспечением населения продовольственными товарами, наконец, получила положительную динамику. Но и в текущий период, как известно, потребность населения в продовольственных товарах за счет продуктов отечественного производства удовлетворяется всего лишь на 50-60%, а в крупных городах этот показатель еще ниже. Одна из главных причин такой ситуации - неудовлетворительное функционирование системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, ослабление роли государства в регулировании и защите продовольственного рынка. Данную ситуацию усугубляет тот факт, что ликвидация централизованной системы распределения продовольственных ресурсов способствовала формированию нецивилизованных продовольственных рынков, бесконтрольному завозу импортного продовольствия и вытеснению отечественного товаропроизводителя с собственного продовольственного рынка. Августовский кризис 1998 г. наряду с многочисленными негативными последствиями дал возможность отечественным товаропроизводителям вытеснить импортное продовольствие. К сожалению, многие не успели воспользоваться этой возможностью, так как зарубежные партнеры решили лучше выделить гуманитарную помощь, чем уйти с российского рынка, хотя очень сложно назвать эту помощь гуманитарной, так как из-за высоких цен и низкого качества некоторые виды продовольствия до сих пор не находят сбыта на российском рынке.

Все это говорит о необходимости принятия срочных мер, направленных на усиление роли государства в развитии сельскохозяйственного производства, защиту и регулирование продовольственного рынка.

Основными направлениями и методами государственного регулирования продовольственного рынка являются:

- формирование федерального и региональных продовольственных фондов;

- создание оперативного резерва, осуществление товарных и закупочных интервенций;

- организация и функционирование единой системы оптовых продовольственных рынков;

- осуществление государственного контроля и регулирования деятельности продовольственных бирж;

- лицензирование и аккредитация предприятий, работающих на продовольственном рынке;

- создание системы информационно-маркетингового обеспечения продовольственного рынка.

Для реализации этих направлений государственного регулирования продовольственного рынка приняты федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, но они не выполняются.

В качестве исторической справки необходимо отметить, что роль Российской Федерации как государства в регулировании объемов реализации и качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия была продемонстрирована принятием в 1992 г. Федерального Закона «О защите прав потребителей». Этим

законом было определено, что цель такого регулирования - обеспечение защиты потребителей от поступления на рынок некачественной продукции.

В развитие этого закона в 90-е годы был принят целый блок нормативных документов: Федеральные Законы «О стандартизации» (1993 г.), «О сертификации продукции и услуг» (1998 г.), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998 г.), «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки» (1998 г.), «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2000 г.).

Постановлением Правительства Российской Федерации в 1995 г. было утверждено Положение о лицензировании деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки для государственных нужд; в 1997 г. - перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации; в 1998 г. - введены новые Санитарные правила и нормы по продуктам питания; в 2001 г. - Положение о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и др. В декабре 2000 г. Положением о госнадзоре за качеством и безопасностью пищевых продуктов определены федеральные органы и их структурные подразделения на местах, осуществляющих эту деятельность, к которым отнесены Госсанэпидслужба (Министерство здравоохранения РФ), Государственная ветеринарная служба, Госторгинспекции, Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ и Госкомитет РФ по стандартизации и метрологии.

Однако действенность принимаемых мер далека от необходимой, о чем говорят сводные данные контролирующих органов. Как мы отмечали выше, в среднем по стране бракуется более половины хлебобулочных изделий, масла сливочного и мясных консервов, более 40% крупы и бобовых, чая, ликероводочных изделий, более 30% сыра, рыбопродуктов, молочных консервов. При этом некачественной оказывается как отечественная продукция, так и ввозимая по импорту.

Состояние стандартизации и сертификации, как основополагающих в нормировании показателей требований к качеству, методам и средствам их определения, а также в управлении качеством продукции, не отвечает требованиям рыночной экономики. На рынке появилось много новых видов продовольственных товаров, на производство которых отсутствуют ГОСТы или производство которых осуществлено с отступлением от них. При этом эти отступления зачастую официально узакониваются отраслевыми органами управления. Такое положение характерно для муки, масла сливочного, сыра, алкогольной продукции и др. Оно ведет к несоответствию фактического качества продукции заявленному названию, завышению цены на нее, фальсификации продукции.

В 90-е годы государством принят целый блок мер по формированию инфраструктуры товарных рынков, состояние которой оказалось наиболее слабым звеном в системе товародвижения. Это было связано как с отсутствием ее отдельных элементов (например, товарных бирж, оптовых продовольственных рынков), так и с неприспособленностью отдельных составляющих к работе в рыночных условиях. Концентрированное выражение направления развития инфраструктуры товарных рынков нашли в утвержденной в 1996 г. Правительством Российской Федерации Концепции развития инфраструктуры товарных рынков и в 1998 г. - «Комплексной Программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2000 годы».

В соответствии с этими документами к приоритетным направлениям развития инфраструктуры товарных рынков были отнесены: создание торгового и складского оптово-посреднического звена, информационное обеспечение, тароупаковочная

индустрия, транспортное обеспечение, финансово-кредитное в части платежно-расчетного и кредитного обслуживания товародвижения и организационное обеспечение, предусматривающее подготовку кадров, создание страховых и перестраховочных компаний и разработку нормативно-правовых документов по регламентации отношений между участниками рынка.

Большое число исследователей считает, что отсутствие форм организованной оптовой торговли сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до последнего времени является серьезным дестабилизирующим фактором перехода к цивилизованному рынку, хотя еще в 1992 г. был принят Федеральный Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»; в 1993 г. - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи»; в 1994 г. -Постановление Правительства Российской Федерации «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков».

Биржевая торговля, которая получила большое развитие с принятием этого закона, в последующие годы была практически свернута. Это объясняется целым рядом причин внешнего и внутреннего порядка - высокими темпами инфляции, неотлаженностью системы расчетов и гарантий исполнения сделок, снижением объемов производства и реализации продукции и административным запретом местных органов власти на вывоз продукции (например, зерна) за пределы региона, особенностями налогообложения и др. Однако, основная причина заключалась в незаинтересованности основных закупочных структур в открытом и гласном совершении сделок, учете их числа и объемов продаж продукции, котировке цен. Государству до последнего времени не удалось преодолеть эту тенденцию.

Важная роль в формировании эффективных хозяйственных связей между товаропроизводителем и потребителем, создании цивилизованных условий для сбыта продукции отечественных товаропроизводителей и совершенствовании системы товародвижения отводится созданию эффективного механизма функционирования оптовых продовольственных рынков и распределительных центров.

Оптовые продовольственные рынки решают и призваны решать, прежде всего, социальные и экономические проблемы. Это - проблемы здорового и рационального питания, проблемы продовольственного снабжения населения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Создание оптовых продовольственных рынков на государственном уровне началось в октябре 1994 г., когда Правительством Российской Федерации было принято постановление по развитию системы оптовых продовольственных рынков, а позже, в 1998 г. Постановлением Правительства РФ одним из разделов Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков была утверждена Федеральная программа развития оптовых продовольственных рынков на 1998-2005 годы.

В соответствии с этой программой за 1998-2005 гг. предусмотрено создать 70 оптовых продовольственных рынков в 29 субъектах Российской Федерации. Основной целью разработки и реализации этой программы является создание эффективной системы функционирования оптовых продовольственных рынков. Реализация программы предусмотрена в два этапа. На первом этапе (1998-2000 гг.) предусматривалась разработка соответствующей нормативно-правовой базы функционирования таких рынков и создание оптовых продовольственных рынков. Кроме того, необходимо отметить, что 26 января 2002 г. Правительством России принята федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы», которая должна координироваться с Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 годы.

Завершая проведенный ретроспективный обзор, посвященный исследуемой проблеме, необходимо еще раз подчеркнуть, что во многих странах с развитой рыночной экономикой проблема продовольственного снабжения населения отечественными продуктами питания, как правило, решается через регулируемые государством оптовые продовольственные рынки. Такая система распределения продовольствия имеет ряд преимуществ не только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения крупных городов и промышленных центов, но и для государства в целом.

В связи с первым решением о создании системы оптовых продовольственных рынков (ОПР) координирующая роль в создании этих рынков отводилась Минсельхозпроду и его территориальным органам. Это объяснялось теми обстоятельствами, что оптовая реализация сельскохозяйственной продукции через регулируемую государством систему продовольственных рынков и бирж решает главную проблему для сельского товаропроизводителя - сбыта своей продукции, а, следовательно, и возврата средств за реализованную продукцию. В условиях отсутствия государственной поддержки сельского хозяйства эта система дает возможность для развития аграрного сектора экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны. Следовательно, Минсельхозпрод в лице сельских товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности больше всего был заинтересован в создании таких рынков. В то же время без тесного сотрудничества с Минторгом, Центросоюзом, администрациями городов и другими заинтересованными участниками продовольственного рынка эту проблему было трудно решить. Предприятия розничной торговли, общественного питания и другие потребители, приобретая на оптовом рынке десятки видов продовольствия, значительно экономят время и средства на поиск необходимых товаров. Потребитель получает более дешевую и качественную продукцию, а государство решает проблему легализации оптовой торговли и дополнительного поступления средств в бюджеты разных уровней. В целях предотвращения возможных ошибок при создании оптовых рынков в 1995 г. было принято решение на федеральном уровне о создании базового оптового продовольственного рынка в г. Волгограде. При его создании был использован передовой зарубежный опыт. С 1996 г. Волгоградский ОПР успешно функционирует, ежегодно увеличивается объем товарооборота, особенно продукции отечественных товаропроизводителей. За этот период в бюджет государства от деятельности рынка поступило более 20 млн. руб., а доля продукции отечественных товаропроизводителей, реализуемой на рынке, составила 80%.

Создание оптовых продовольственных рынков в Москве началось почти одновременно с организацией этой работы в других регионах. Была разработана и одобрена правительством Москвы программа их развития на восемь лет. Эти предложения в дальнейшем были включены в Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 годы, утвержденную Правительством Российской Федерации в июне 1998 г. В рамках этой программы в декабре 1999 г. построен и введен в эксплуатацию первый оптовый продовольственный рынок «Отрадное». Контрольный пакет акций принадлежит правительству Москвы. На создание этого рынка привлекались также средства проекта АРИС в сумме 832 тыс. долл. США. К сожалению, из-за отсутствия законодательной и нормативной базы оптовые рынки в регионах страны пока создаются бессистемно, что приводит к их криминализации и потере контроля и регулирования со стороны государства, бесконтрольному завозу импортного продовольствия и угрозе продовольственной безопасности.

Именно для решения этих задач в 1997 г. была создана Межведомственная комиссия по вопросам организации и функционирования оптовых продовольственных рынков. В соответствии с положением этой комиссии состоялись четыре заседания, на которых рассмотрены и одобрены:

- проект Федерального закона «Об оптовых продовольственных рынках»;

- концепция развития ОПР;

- правила торговли на ОПР;

- порядок аккредитации оптовиков и др.

Эти документы были доведены до регионов для руководства и использования в работе. Некоторые регионы уже приняли и принимают свои законы по оптовым рынкам, а федерального закона до сих пор нет, хотя этот законопроект после одобрения Межведомственной комиссией направлялся в Правительство Российской Федерации. Сейчас как никогда актуализируется необходимость развития рыночной инфраструктуры и, прежде всего, создания оптовых продовольственных рынков. Именно организованные оптовые рынки в максимальной степени отвечают уровню и характеру развития производительных сил в АПК и в смежных с ним отраслях.

Библиографический список:

1. Котеев С.В. Формирование и развитие системы оптовых продовольственных рынков. Автореферат канд. дисс., М.: 2002.

2. Добросоцкий В.И., Юрко Л.М. Оптовый продовольственны рынок: предпосылки, создание и опыт развития. ВАФК, 1996.

3. Развитие сельскохозяйственного маркетинга. Под ред. И.Г.Ушачева, М., 2002.

4. Клюкач В.А., Ключко Л.Н. и др. Рекомендации по применению маркетинга в сфере производства, заготовок, переработки и реализации с/х продукции. М. -ВНИИЭСХ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.