Научная статья на тему 'Проблемы современного высшего образования: философский анализ'

Проблемы современного высшего образования: философский анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРИЗИС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATION CRISIS / THE GOAL OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калюжина Елена Владимировна

В статье проведен анализ современного состояния высшего образования как социального института через призму логики его исторического развития, детерминированного потребностями общества, проходящего различные этапы развития. Данный подход позволяет обнаружить глубинные процессы трансформации общества, направляющие развитие его подсистем, в том числе и института образования, и одновременно являющиеся причинами многолетнего кризисного состояния современного высшего образования. Отдельно рассмотрены наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественной системой высшего профессионального образования, причины, их вызывающие, а также возможные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article analyzes the current state of higher education as a social institution in the light of the logic of its historical development which determined needs of society, passing various stages of development. This approach allows to discover the underlying processes of transformation of society, guides the development of its subsystems, including the Institute of Education, and are both a cause of long-term crisis state of modern higher education. Also discussed the most pressing problems facing the national system of higher education, their causes and possible ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного высшего образования: философский анализ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Е.В. Калюжина Курган

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния высшего образования как социального института через призму логики его исторического развития, детерминированного потребностями общества, проходящего различные этапы развития. Данный подход позволяет обнаружить глубинные процессы трансформации общества, направляющие развитие его подсистем, в том числе и института образования, и одновременно являющиеся причинами многолетнего кризисного состояния современного высшего образования. Отдельно рассмотрены наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественной системой высшего профессионального образования, причины, их вызывающие, а также возможные направления их решения.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, кризис высшего образования, цель образовательного процесса в образовательной организации.

E.V. Kalyuzhina Kurgan

PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Annotation. The article analyzes the current state of higher education as a social institution in the light of the logic of its historical development which determined needs of society, passing various stages of development. This approach allows to discover the underlying processes of transformation of society,

guides the development of its subsystems, including the Institute of Education, and are both a cause of long-term crisis state of modern higher education. Also discussed the most pressing problems facing the national system of higher education, their causes and possible ways of their solution.

Keywords: higher education, higher education crisis, the goal of the educational process in educational organizations.

Обсуждение кризиса современного высшего профессионального образования, а также путей выхода из него актуально и в настоящее время. Существуют различные оценки перспектив развития системы высшего образования в соответствии с вызовами современности, однако она как в российском, так и в общемировом масштабе продолжает пребывать в кризисе. Судя по публичным выступлениям специалистов из разных стран, большинство недовольно текущим состоянием национальных систем образования и открыто заявляет о падении качества образования в них. Одним из направлений поиска выхода из системного кризиса является построение целостной концепции высшего образования, основанной на понимании не только специфики образовательного процесса, но и логики развития и функционирования высшего образования как системы и как социального института. Объективное и адекватное отражение сущности высшего образования необходимо для рационального управления, оптимизации и повышения эффективности его функционирования. В данном контексте предлагается провести философский анализ наиболее очевидных причин подобного состояния современного высшего образования и наметить некоторые направления его институциональных изменений, затрагивающих как форму, так и содержание образовательного процесса.

Понятие «высшее образование» здесь представлено в авторской интерпретации: как система, обеспечивающая формирование социокультурной элиты, способной к дальнейшему развитию культуры и общества, посредством ее обучения и воспитания в образовательных учреждениях через освоение значительного культурного содержания в его высших образцах [1,16]. Данное определение не является окончательным и оставляет открытым вопрос, для всех ли типов элит высшее образование является необходимым.

Становление социального института высшего образования протекает неравномерно и имеет длительную историю. Важнейшим видообразу-ющим признаком высшего образования в любой исторический период является способность его носителей не просто освоить какой-либо тип культуры, но и выйти на ее «передний край», создать что-то новое, выводящее ее на более высокий уро-

вень развития. Между низшим и высшим уровнями образования могут быть промежуточные ступени (чем богаче содержание культуры, тем их больше), но в буквальном смысле «высшим образованием» будет только его замыкающая ступень. По мнению автора, в современной отечественной системе образования общепринятые названия ступеней не вполне точно отражают истинную сущность высшего образования. В рамках западной традиции сложилась трехуровневая система: бакалавриат, магистратура и аспирантура (докторантура). В отечественной системе образования происходило разделение на высшее профессиональное образование (специалитет и двухуровневая система бакалавр-магистр) и послевузовское образование, дающее ученую степень кандидата либо доктора наук. В полном объеме системообразующий признак «высшего» образования представлен в аспирантуре и докторантуре. Видимо, схожей логикой руководствовались законодатели при внесении очередных изменений в Федеральный закон «Об образовании...»: подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и иные виды подготовки) обозначены как третий уровень высшего образования, а докторантура выведена из системы образования в сферу науки.

Итак, можно сделать вывод, что ряд проблем отечественного высшего профессионального образования следует из недопонимания его сущности и терминологической путаницы. Современные образовательные организации чаще всего ориентируют выпускников на узкоспециализированную практическую деятельность, в основном сервисного характера. Их задача - не столько преобразование, сколько трансляция определенного типа культуры.

Следующая группа проблем современного высшего образования обусловлена самой логикой развития социума. Рассмотрение современного высшего образования как социального института позволяет проследить его функции, цели и задачи, во многом определяемые потребностями социума. В рамках социальной философии общепризнанным является выделение трех этапов развития западного типа общества, но нет единого мнения о названиях этих этапов, поэтому следует остановиться на терминологии Э. Тоффлера, выделившего три волны в истории становления западной цивилизации. Под первой волной здесь понимается традиционное общество, под второй -индустриальное и под третьей - еще не оформившийся окончательно, совершенно новый тип общества (постиндустриальное, информационное, программируемое общество, digital culture и др.). Переход от одной волны к другой может протекать асинхронно либо десинхронно. Современное западное общество с этой точки зрения является трансформационным этапом на пути к обществу третьей волны.

Каждый тип общества в рамках той или иной волны имеет св о и социальны е и культур н ые о со-СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 13

бенности («код»), интериоризирующиеся в типе личности представителя этого общества. Через институт образования происходит трансляция культуры, исторического наследия, обеспечивается непрерывная связь поколений и воспроизводство данного типа общества. Подсистема высшего образования ориентирована на дальнейшее расширение границ культуры, при этом прочие промежуточные ступени образовательной лестницы обеспечивают фундамент для дальнейшего роста. Поэтому высшее образование является движущей силой всех основных видов современной экономической, политической и социальной деятельности: его качество в значительной мере становится эквивалентом качества общества. Однако само общество в значительной степени определяет цели, функции, структуру и прочие основополагающие параметры института высшего образования.

Современное западное общество, как упоминалось ранее, проходит трансформационную стадию перехода от индустриального к иному типу общества. Ниже будут приведены основные социокультурные характеристики второй и третьей волны, являющиеся базисными для построения мировоззрения ее типичного представителя. Сравнение индустриального и нового, еще формирующегося типа общества поможет раскрыть сущность кризисного состояния современного высшего образования, осмыслить глубинный характер его причин.

Э. Тоффлер выделил следующие принципы индустриализации: стандартизацию, специализацию, синхронизацию, концентрацию, максимизацию, централизацию. Они задают ритм жизни, составляют каркас индустриального мировоззрения. Механицизм, характерный для мышления европейского человека эпохи первой НТР, в том или ином виде присутствует у представителей второй волны на всех подэтапах ее развития. И природа, и общество воспринимаются как машина, а человек - как ее деталь. Следовательно, каждый специалист должен выполнять свои четко обозначенные функции, занимать определенное место в общественной «машине», поэтому он должен быть стандартизирован, чтобы его было легко заменить в случае выхода из строя.

Данные ключевые позиции детерминируют сущность самой системы высшего образования второй волны: наличие фундаментальных знаний и стандартизированные программы обучения, при этом узкая специализация, массовый характер высшего образования, концентрация в крупных промышленных центрах, синхронизация учебных процессов во времени, централизация управления по вертикали «сверху вниз». В результате формируется тенденция «образование на всю жизнь», так как изменения в технологиях происходят медленно, а знания и навыки, полученные за время обучения в образовательной организации, актуальны на протяжении всей творческой жизни специалиста. В рамках национальной системы высшего образован и я индуст р и ал ь н о го о б щест ва н е и м е ет з н ач ения, - 85

где конкретно обучался специалист, так как существуют четкие стандарты, подтверждаемые выдачей диплома государственного образца.

Главной детерминантой третьей волны развития общества являются информационные ресурсы. С учетом тенденции развития информационных технологий становится очевидно, что интернет играет в жизни современного человека большую роль, чем традиционные СМИ. Он дает мгновенный доступ к разнообразнейшей информации, позволяет пользователю самому определять, какой контент он хочет усвоить, связывает в единую сеть пользователей со всех точек земного шара. Удержать что-либо в тайне становится практически невозможно: очевидцы любого события могут в режиме реального времени высказывать свою точку зрения о происходящем. Такое общество тяготеет к горизонтальной, сетевой структуре организации. Формируется совершенно иной способ контроля усвоения информации личностью - не столько при помощи физической изоляции от ее носителя (книги, документа, пленки и т. д.), как это было в традиционном и частично в индустриальном обществе, сколько при помощи образования. Базовое образование дает возможность «читать» массовую, эгалитарную культуру, высшее образование осуществляет включение в элитарную культуру, при этом любая ступень образования доступна и право на получение образования охраняется Конституцией. Обладатель высшего образования в обществе третьей волны становится носителем не столько профессии, сколько особого типа рациональности. Это дает ему возможность также отличать подлинную информацию от подделок. Однако даже человек с высшим образованием, но полученным в другой области, не будет иметь полного «кода доступа» к «расшифровке» информации, не соответствующей его узкой специализации. Данный механизм, а не запреты, становится определяющей тенденцией. В странах, наиболее продвинувшихся в сторону третьей волны, актуальным является пересмотр содержания таких понятий, как «секретная информация», «коммерческая тайна», «государственная тайна», «интеллектуальная собственность» и т. п., а также способов их защиты.

На смену шести принципам индустриализации приходят децентрализация, демассификация, минимизация, десинхронизация, многообразие и индивидуализация, на основе которых строится новый тип мировоззрения. Его основами становится мозаичность, клиповость, быстрая смена ориентиров; линейные модели истории уступают место более сложным нелинейным. Мир физических объектов расширяется за счет виртуальной реальности. Интернет стирает барьеры, в том числе и лингвистические. Видоизменяются общение и способы передачи информации.

Возможность доступа к бесконечным информационным ресурсам требует от человека умения не столько держать все нужные знания в своей пам яти, сколь к о у м е н и я н а й ти с п о с о б п о л у_чения 86

этой информации. Кроме того, фактический объем накопленных человечеством знаний значительно превышает физические ресурсы памяти среднестатистического обучающегося. Нередко новейшие научные открытия кардинально меняют наши представления о том или ином объекте. Поэтому целью образовательной деятельности становится не обучение конкретным знаниям, умениям и навыкам, а формирование некой концептуально очерченной схемы и навыков поиска необходимой информации. «Схему» дает обучающий, а поиском и ее заполнением обучающийся занимается самостоятельно.

Так как темпы смены технологий молниеносны, формируется новая тенденция - «образование через всю жизнь». При этом подразумевается не столько вертикальный переход от одной ступени образования к другой в рамках одной профессии, сколько горизонтальный - от одной актуальной профессии к другой. Возникают новые, более экономичные методики, в основе которых лежит дистанционное общение и самостоятельное обучение.

Меняется и роль преподавателя образовательной организации. Он становится равноправным участником образовательного процесса: не только учит, направляет, но и учится, в том числе и у своих студентов. Формирование специалиста протекает в творческой атмосфере поиска решения актуальных проблем, стоящих перед человечеством. Общекультурные компетенции становятся основой для профессиональной компетентности. Ценимая в индустриальном обществе исполнительность и точность воспроизведения «приказа сверху» становится, скорее, недостатком личности специалиста, чем достоинством. Специалист сам должен уметь прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности и их последствия, корректировать выбранную стратегию, выбирая наиболее безопасную для общества.

Мир теперь выглядит как динамичный самоорганизующийся сложный организм, в котором нет четко выраженного центра и периферии, а есть сеть со множеством центров. Динамичная смена технологий требует от системы высшего образования адекватного ответа, поскольку длительные сроки обучения снижают конкурентоспособность выпускника. В обществе возникает потребность в «нестандартных» специалистах, способных, согласно Э. Тоффлеру, самостоятельно «учиться, разучиваться и переучиваться» в достаточно короткие сроки. На достижение данной цели и ориентирован компетентностный подход. При этом формирование общекультурных компетенций тяготеет к полюсу «универсального», а профессиональные компетенции становятся уделом полюса «профессионального». Освоение универсальной составляющей высшего образования невозможно в сжатые сроки, но выработка определенных п ро фессион альн ых ком п етенций в п ол н е м ожет

уложиться в небольшой промежуток времени. Отсюда проистекает тенденция «Т-образной»1 конструкции высшего образования третьей волны, когда универсальная составляющая (бакалавриат) становится базой для дальнейшей узкоспециальной подготовки (магистратура, докторантура). На формирование базы необходимо затратить время, но на «достройку» и «перестройку» профессионального компонента в дальнейшем человеку не придется тратить годы.

Затянувшийся кризис отечественной высшей школы усугубляется и переходом к новой волне, и накладывающимися на него локальными процессами исторического развития страны. Наше общество, отказавшись от советской модели, до сих пор не переболело «детскими болезнями» раннего капитализма, а многие инициативы, идущие «сверху», вступают в противоречие с тенденциями развития общества, идущими «снизу», что дестабилизирует общество и его подсистемы.

Оценивая развитие российского общества объективно, следует признать, что оно до сих пор не вышло из индустриальной стадии. Тип личности, к которому относится высший менеджмент, непосредственно управляющий современной отечественной системой образования, воплощает в себе базовые черты индустриального общества, поэтому и принимаемые решения детерминированы этим, теряющим актуальность, типом мышления. Носитель подобной ментальности привык к кажущейся стабильности индустриального ритма жизни, он не успевает ориентироваться в новых вызовах и давать адекватный ответ на них. Стереотипы прошлого продолжают жить в умах отечественных ученых и политиков. Многие из них убеждены, что западные страны нашли решение проблем, и рассуждают лишь о том, что следует заимствовать, а что нет. Необходимость поиска своего пути выхода из кризиса даже не рассматривается.

Процессы, происходящие в отечественном высшем образовании, имеют две «силовые линии»: адаптационные процессы, вызванные изменениями в структуре общества, детерминирующие реиерархизацию функций высшего образования как социального института, и реформы, идущие сверху, имеющие директивный характер и во многом либо противоречащие естественному ходу развития системы высшего образования, либо значительно опережающие его (копирование западной модели). В результате отечественная высшая школа вынуждена «сидеть на двух стульях» и заниматься имитаторством [3], приукрашивая отчеты о внедрении новейших технологий и методов обучения.

Например, внедрение информационных тех-

1 Идея восходит к концепции «t-shaped person» Д. Гэста (1991), развернутой далее Тимом Брауном. Вертикальная «перекладина» буквы «Т» символизирует глубину познаний специалиста в одной области, а горизонтальная «перекладина» - «ширину» междисциплинарного поля, в котором п_р и м е ни м ы эти у_зк_о сп е ц иал и з ир о в анн ы е з н а ни_я .

нологий, дистанционного обучения и т. д. приветствуется образовательными организациями, чье финансирование позволяет своевременно обновлять материальную базу. «Периферийные» образовательные организации в этом заметно отстают. Кроме того, нормативная правовая база российского образования является разрозненной, неполной, содержит ряд внутренних противоречий, не всегда согласуется с нормами отраслевых законодательств, допускает дублирование нормативных правил и положений, а в итоге не отвечает современным требованиям обеспечения развития отечественного образования [2].

Использование информационных технологий в учебном процессе ряда образовательных организаций, занимающихся подготовкой военнослужащих, сотрудников силовых структур, ряда госслужащих и т. п., встречает определенные препятствия, связанные с доступом к некоторым классам информации. Часто удается найти адекватное решение, но иногда ситуация доходит до абсурда, когда дисциплина подразумевает знакомство с секретной документацией, но не все участники образовательного процесса имеют к ней допуск. При этом данная информация легко обнаруживается на интернет-ресурсах.

Еще одной, наиболее болезненной проблемой современной отечественной высшей школы является отсутствие адекватного идеала выпускника. Как уже было сказано ранее, одной из главных функций социального института высшего образования является формирование носителя культуры, актуальной на данном этапе развития данного общества. Идеал выпускника образовательной организации, то есть цель образовательного процесса, базируется на этой основе. Его адекватность определяет эффективность и качество работы образовательной организации. Но если общество до сих пор аморфно, четко очерченной модели «среднестатистического носителя культуры» нет, то образовательные организации уподобляются витязю на распутье: старая модель выпускника уже не работает, а новая еще не сформулирована четко.

Ситуацию усугубляет и формализм в решении данной проблемы со стороны высших менеджеров, с подачи которых повсеместно директивно «внедряется» компетентностный подход, но не создается адекватной материальной и правовой базы для его реализации, сокращается блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин, являющийся непосредственной основой для формирования общекультурных компетенций. Усиливается противоречие между творческим характером деятельности преподавателей и ее чрезмерной регламентацией, чрезмерным объемом задач (в частности, документооборот), не позволяющим полностью сосредоточиться на учебном процессе либо научном поиске. Корни данной проблемы кроются в «двойном сознании» и бюрократизме партийно-хозяйственной элиты времен застоя , п редстав ители (и п рее м н и ки) кото ро й со- 87

ставляют основу современного госаппарата.

Важно понимать, что переход от одной волны к другой является лишь тенденцией, вариантом развития событий. «Незападные» сообщества могут идти по своему пути развития, поэтому насильственное насаждение «прогрессивного» опыта может привести к печальным последствиям. В отечественной истории можно найти тому массу подтверждений, но, к сожалению, мы с завидным упорством их игнорируем.

Перестройка вполне работоспособной и имеющей запас прочности системы образования «на западный манер», особенно на таком сложном этапе трансформации общества, усугубила несоответствие между реальными запросами и подготовкой специалистов. Формирование выпускника по искусственной модели заранее обречено на провал. Отечественная система образования, раздираемая противоречивыми требованиями, идущими «снизу» и «сверху», в итоге вынуждена выживать, изыскивая все доступные ресурсы. До тех пор, пока образование будут насильно втискивать в прокрустово ложе компетентностного подхода или иных модных веяний, болезнь «имитаторства» не будет преодолена.

Для поиска адекватных ответов системы высшего профессионального образования на вызовы современности необходимо четкое понимание причинно-следственных связей в логике развития высшего образования как социального института. До тех пор, пока в обществе естественным путем не выкристаллизуется образ носителя его культуры, проблематично создать его искусственно. Скопированный или устаревший идеал выпускника образовательной организации не будет отвечать реалиям данного общества и не будет востребован. Не выполняющий ведущую функцию социальный институт будет выживать за счет других функций, в основном экономического спектра. «Имитаторство» неизбежно, но, не является непреодолимым явлением.

Согласно тенденциям третьей волны, высшее образование должно идти на опережение, чтобы выпускник обладал некоторым адаптационным ресурсом. Это требует кардинальной перестройки учебного процесса, материальной базы образовательных организаций и т. д., причем не формально, а объективно. Пересмотра требует и нормативная правовая составляющая образовательного процесса.

Также необходимо четкое понимание содержания и функций высшего образования, получаемого на различных ступенях, имеющих различающиеся цели и задачи. Это будет способствовать приведению к соответствию идеала выпускника и ожиданий, возлагаемых на специалиста со стороны общества.

Понимание логики развития высшего профессионального образования и его роли в формировании мировоззрения выпускника важно не только для н е п о сред ст ве н н ых участ н и ко в об разон ател ь-88

ного процесса, но и для всех субъектов образовательной деятельности, особенно для управляющего звена.

Список литературы

1 Калюжина Е. В. Высшее образование как социокультурный феномен: институциональный аспект : дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2012. 136 с.

2 Жукова В. М. нормативно-правовое регулирование государственной политики реформирования российской системы образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. Февраль. URL: http://www.journal-nio.com/index. php?catid=99:feb&id=3339:%20publ&Itemid=143&option=com_ content&view=article (дата обращения: 23.08.2016)

3 Шалютин Б. С. Значительная часть системы высшего образования в России - имитаторство: интервью ученого. URL: www.regnum.ru/news/cultura/1660381.html (дата обращения: 02.09.2014).

УДК 091

Г.Р. Манташов

Курганский государственный университет

ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И РЕЛИГИЯ В РАБОТАХ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Аннотация. В статье рассмотрено учение Фомы Аквинского о государстве и его формах, а также теория закона, разработанная Аквинатом. Три элемента государственной власти - сущность, происхождение, использование -увязаны с формами правления. Выявлен характер нитей субординации законов. Установлена двойственность позиции Фомы Аквинского в отношении установления приоритета между учениями Платона и Аристотеля.

Ключевые слова: сущность, существование, правовые законы, формы государства, власть.

G.R. Mantashov Kurgan State University

THE STATE, LAW AND RELIGION IN THE THOMAS AQUINAS'S WORKS

Annotation. The article considers the Thomism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.