Научная статья на тему 'Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в России и за рубежом'

Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION STANDARDS / COMPETENCE-BASED METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянина Ольга Александровна, Исаев Ризван Абдуллаевич

В статье анализируются социальные, политические, экономические причины, влияющие на состояние современного профессионального образования, рассматриваются основные тенденции модернизации образования в контексте Болонского процесса и изменения концептуальных методологических основ подготовки специалистов. Изучается государственная политика в области развития образования, ориентированная на изменение качественного формата подготовки компетентных специалистов, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и переход на компетентностную модель обучения. Обосновывается необходимость процесса интеграции Российского образования в мировое пространство. Описывается состояние, проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянина Ольга Александровна, Исаев Ризван Абдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN MODERNIZATION OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

The article contains the analysis of social, political and economic factors that influence the state of modern vocational education. It also presents the main tendencies of education modernization in terms of Bologna process and the changes in conceptual methodological basis of specialist training. The article shows the research of state policy of education development aimed at changing the specialist training format, implementing the state federal standards of higher education, switching to competence-based model of teaching. The article justifies the importance of integrating Russian education into global educational space. The article describes current state, problems and perspectives of higher vocational education development.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в России и за рубежом»

педагогические науки

Ульянина Ольга Александровна, Исаев Ризван Абдуллаевич СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

© 2016

Ульянина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения - начальник отделения психологической работы Исаев Ризван Абдуллаевич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

«Физическая подготовка» Волгоградская академия МВД России, Волгоград (Россия)

Аннотация. В статье анализируются социальные, политические, экономические причины, влияющие на состояние современного профессионального образования, рассматриваются основные тенденции модернизации образования в контексте Болонского процесса и изменения концептуальных методологических основ подготовки специалистов. Изучается государственная политика в области развития образования, ориентированная на изменение качественного формата подготовки компетентных специалистов, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и переход на компетентностную модель обучения. Обосновывается необходимость процесса интеграции Российского образования в мировое пространство. Описывается состояние, проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее образование, образовательные организации, профессиональная подготовка, болон-ский процесс, компетентностный подход, образовательные стандарты высшего профессионального образования.

MODERN TRENDS IN MODERNIZATION OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION IN

RUSSIA AND ABROAD

© 2016

Ulyanina Olga Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, Associate Chief of the Department of Psychological and Moral Services - Chief of the Division of Psychological Services

Isaev Rizvan Abdulaevich, candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor, Department of Athletics Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd (Russia)

Abstract. The article contains the analysis of social, political and economic factors that influence the state of modern vocational education. It also presents the main tendencies of education modernization in terms of Bologna process and the changes in conceptual methodological basis of specialist training. The article shows the research of state policy of education development aimed at changing the specialist training format, implementing the state federal standards of higher education, switching to competence-based model of teaching. The article justifies the importance of integrating Russian education into global educational space. The article describes current state, problems and perspectives of higher vocational education development.

Keywords: higher education, educational establishment, vocational training, Bologna process, competence-based method, higher vocational education standards.

Экономические, социально-политические изменения в современном обществе, информационно-технологический прогресс существенно влияют на состояние и развитие современного образования. В постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности и массивных информационных патоках одной из приоритетных задач высшего профессионального образования становится адаптация к новым условиям жизнедеятельности современного общества, а соответственно является необходимым создание более гибкой, мобильной образовательной системы, отражающей актуальные потребности общества.

В ходе широкомасштабной модернизации всех сфер социально-экономической жизни российского общества огромную роль играет уровень профессионализма и компетентности специалистов. Образовательная политика ориентирована на тенденции мирового развития и, безусловно, отражает общенациональные интересы в сфере образования. Среди ведущих современных тенденций мирового развития, направляющих процесс модернизации образовательной системы, можно отметить следующие[16, с. 3-4]:

- переход к постиндустриальному, информационному этапу развития общества, значительное расширение масштабов международного, межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают коммуникативные компетенции, эмоциональный интеллект, межнациональная толерантность;

- увеличение объемов информации и количества информационных потоков, постоянно меняющиеся условия жизнедеятельности, что в совокупности приводит к необходимости формирования профессиональной мобильности как значимой компетенции будущих специалистов;

- активное развитие в экономической сфере, рост

конкуренции, изменяющиеся требования работодателей, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной компетентности и профессиональной мобильности специалистов;

- рост глобальных мультимодальных проблем, решение которых возможно в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует значительного расширения перечня компетенций специалистов, в том числе, и за счет трансконцептуальной междисциплинарной подготовки в процессе обучения;

- появление и расширение возможностей социального и политического выбора, ситуация выбора в свою очередь предполагает определенные последствия и требует ответственности каждого, а соответственно необходимым является и повышение уровня готовности граждан к такому выбору;

- повышение значимости человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального достояния, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования.

В России и зарубежных странах в последнее десятилетие происходят существенные изменения в сфере образования, затронувшие концепцию и содержание образования, организационные структуры, глобальные цели и задачи, подходы к разработке образовательных стандартов, методы и формы обеспечения качества образования, финансирование и многие другие аспекты [16, с. 3-4].

Основными общемировыми тенденциями модернизации образования являются следующие:

- интеграция образования в мировое пространство и создание международных стандартов качества образовательной подготовки компетентных специалистов;

- изменение концептуального подхода в образовании и переход на компетентностную модель обучения;

Ульянина Ольга Александровна, Исаев Ризван Абдуллаевич педагогические

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ... науки

- усиление прогностической направленности образования, ориентированного на удовлетворение, как насущных актуальных потребностей современного общества, так и на возможные социально-экономические запросы в будущем; переход от концепции поддерживающего образования к концепции опережающего образования.

В странах Европейского Союза проделывается огромная работа, направленная на повышение качества высшего образования в Европе и популяризацию европейской системы во всем мире. Основополагающие направления модернизации образовательной системы в Европейских странах были изложены в Болонской декларации 1999 года, а процесс достижения этих целей назван Болонским процессом.

Болонский процесс нацелен на создание единого европейского пространства высшего профессионального образования, это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Страны, задействованные в данном процессе, принимают на себя определённые обязательства относительно реформирования национальных систем образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Россия присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран в сентябре 2003 года.

Основными целями Болонского процесса являются следующие:

• создание единого пространства высшего профессионального образования с целью создания условий для мобильности в образовании и трудоустройстве;

• формирование и развитие социального, научно-технического и культурного потенциала Европы;

• выход на международный уровень и повышение престижности обучения в европейских образовательных организациях;

• повышение конкурентоспособности европейских образовательных организаций среди образовательных систем других стран;

• стремление прийти к единому концептуальному подходу подготовки специалистов (в содержательном, методологическом и качественном аспектах) в различных национальных систем высшего профессионального образования;

• повышение уровня профессиональной компетентности (квалификации) специалистов и качества образовательных услуг;

• повышение роли образовательных организаций в формировании ценностно-нравственных, морально-этических и культурных ориентаций современной молодежи, как носителей «европейского сознания» [12, с. 5758].

Процесс становления системы отечественного образования ориентирован на ее интеграцию в мировое образовательное пространство, что отражает тенденцию новой образовательной парадигмы, способной трансформировать существующую образовательную систему в важную компоненту единого европейского пространства высшего образования.

Подписание министрами образования Болонской декларации в сентябре 2003 г. инициировало кардинальный пересмотр образовательных стандартов профессионального образования, значительное обновление его содержания в соответствии с задачами развития страны и требованиями времени, поиск оптимальных способов, средств и технологий организации и реализации образовательного процесса.

Процесс вхождения в мировое и европейское пространство отечественной образовательной системы ос-128

новывается на комплексном подходе, который позволяет охватить все направления и структурные компоненты учебного процесса, обеспечивая функциональную междисциплинарную взаимосвязь содержания профессиональной подготовки специалистов. Выше обозначенные изменения связаны, в первую очередь, с пересмотром концептуальных основ подготовки специалистов и переходом от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу в образовании. Названный подход позволяет реализовывать личностно ориентированное обучение и направлен на формирование комплексной системы универсальных знаний, умений и навыков, сопряженных с практическим опытом[15], в целом определяемой как ключевые компетентности, являющиеся качественными показателями результатов образования, [11, с. 170-174].

Однако сегодняшнее состояние функционирования отечественного высшего профессионального образования мало соотносится с происходящими изменениями его статуса и перспективами интеграции, что объясняется не только внутренними проблемами, ограничениями и рисками развития современной российской действительности, но и отсутствием единой концепции эффективной реализации вхождения Российской образовательной системы в мировое образовательное пространство [5, с. 327-31].

В последнее десятилетие государством предпринят ряд мер по совершенствованию системы образования и выход на международный уровень качества профессиональной подготовки специалистов. В первую очередь, речь идет о повышении гибкости образовательных программ и внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

На современном этапе приоритетным направлением государственной политики в области образования является повышение качества результатов образования и обеспечение соответствия уровня подготовки меняющимся запросам социума в контексте стратегических задач развития российского общества и экономики [14]. Так, в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие образования, отраженных в нормативно-правовых документах страны.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее - Концепция), отмечено, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Одним из основных факторов экономического развития является возрастание роли человеческого капитала.

Глобальная конкуренция в области экономики, политики и разделения сфер влияния на уровне международных отношений привела к процессу обострения конкуренции среди различных национальных систем образования, их качества и получаемого на выходе результата в виде грамотных компетентных высококвалифицированных специалистов. Данные обстоятельства привели к необходимости постоянного обновления инновационных технологий обучения, создания гибких образовательных программ, позволяющих в совокупности адаптироваться к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям экономики и современным потребностям общества и каждого гражданина в отдельности, поскольку качественное образование продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

педагогические науки

Ульянина Ольга Александровна, Исаев Ризван Абдуллаевич СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Модернизация системы Российского образования осуществляется, в том числе посредством внедрения в практику подготовки специалистов компетентностного подхода, позволяющего выстраивать логическую взаимосвязь между академическими знаниями и практическими умениями [14].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации [19].

Именно такие условия для дальнейшего поступательного развития образования создает Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа). Личностно ориентированная модель образования, учитывающая внешние вызовы и тенденции, и соответствующая ей структура Программы позволят существенно повысить конкурентоспособность личности на рынке труда, образовательных организаций и в конечном итоге экономики и государства в целом.

Целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

Одной из ведущих задач программы является формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации [15].

Согласно концепции модернизации российского образования основная цель профессионального образования заключается в подготовке компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Суть компетентностного подхода заключается в формировании у обучаемых определенного набора ключевых компетенций, реализация которых позволит им быть успешными в профессиональной деятельности. В отличие от термина «квалификация» компетенции включают в себя такие качества, как инициативность, готовность к сотрудничеству, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Важно отметить, что в рамках компетентностно-го подхода не отрицается значение знаний (познание и практика образуют две стороны единого процесса освоения мира), но при этом акцентируется внимание на умении использовать эти знания в решение жизненных и профессиональных проблем. Как отмечает А.М. Митяева, имеют место «разумное и длительное, сосуществование знаниево-предметной и компетентност-ной составляющих, синтез академического и практико-ориентированного образования» [10, с. 59].

Компетентность можно определить как совокупность способностей реализации личностного потенциала для успешной самореализации в профессиональной деятельности с учетом понимания сути проблемы, анализа возможных вариантов ее оптимального решения, представления конечного результата деятельности и ее оценки. В такой трактовке компетентности на первое место выдвигается не информированность обучаемых, а умение разрешать разноплановые проблемы [3].

В научной литературе понимание компетентност-ного подхода определяется как совокупность общих принципов реализации целей образования, определения

содержания, организации образовательного процесса и оценки его результатов. В рамках данного подхода в образовании предполагается:

• развитие у будущих специалистов способности эффективно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования имеющихся знаний, умений и опыта;

• создание условий для формирования у будущих специалистов необходимого опыта;

• определение уровней развития необходимых специалисту компетенций с помощью поэтапной оценки образовательного результата [9].

Существует несколько иная трактовка компетент-ностного подхода в образовании с позиций «Как ...?» и «Почему ...?» [4]. При этом, значимых отличий от предыдущих трактовок нет, поскольку в конечном итоге суть компетентностного подхода сводится так или иначе к формированию опыта необходимого для решения проблем и способствующего успешной профессиональной реализации специалиста.

Однако, по мнению большинства исследователей в данной области, компетентностный подход может стать основой новой парадигмы образования только при условии сбалансированного владения определенными профессиональными знаниями и умениями в целях осуществления практической деятельности и направленности учебного процесса на решение проблемных задач на основе сотрудничества и взаимодействия. При таком подходе содержание понятия профессиональной компетентности принимает более конкретные и логичные очертания [11, с. 170-174]. Таким образом, компе-тентностный подход позволяет перейти к ориентации на применение и организацию знаний; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций [13, с. 131137].

Образовательные организации высшего профессионального образования должны сегодня готовить специалистов к переменам, развивая у них такие качества, как гибкость, мобильность, креативность. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала [13, с. 131-137].

В связи с необходимостью инновационных преобразований в содержании системы профессионального образования были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [18]. Требования к результату освоения основной образовательной программы общего и высшего профессионального образования стали формулироваться именно в контексте компетентностного подхода. При этом, предметом стандартизации является не содержание, а образовательный результат и условия его обеспечения. Требования к результатам образования рабочих и специалистов устанавливаются в виде набора профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций, представленных в единстве и взаимосвязи. Компетенции в этой модели выступают новым типом целеполагания. Особая роль результатов образования как важнейшей составляющей ФГОС закреплена в новой редакции ст. 7 закона «Об образовании» [19].

Наибольший вклад в решении проблемы использования имевшегося опыта формирования категориального аппарата для создания государственного образовательного стандарта, внесли А.И. Субетто, В.Г. Кинелев, Ю.Г. Татур, Н.А. Селезнева, В.Ф. Мануйлов, Л.Г. Семушина, В.Д. Шадриков, В.Н. Соколов и другие. Вместе с тем, в практике разработки государственных образовательных стандартов существует несколько точек зрения на их место и роль в системе отечественного образования. Первая позиция И.А. Колосниковой [8] и А.П. Валицкой [6], воспринимающих государственные образовательные стандарты как порождение господствующей в современном российском обществе техно-

Ульянина Ольга Александровна, Исаев Ризван Абдуллаевич педагогические

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ... науки

кратической идеологии. Другая позиция В.П. Беспалько - ориентированная на нормативный, оценочный подход к роли, структуре и содержанию государственного образовательного стандарта [2].

Введение ФГОС ВПО третьего поколения ставит перед образовательными организациями высшего профессионального образования задачу подготовки профессионально компетентных выпускников как совокупного планируемого результата качественного образования.

В ФГОСТе заложен комплексный подход к процедуре оценивания результата и стандартизации условий организации процесса образования. Обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов напрямую связаны с реализацией компетентност-ного подхода, который позволяет сформировать у специалиста комплекс компетентностей, включающих как фундаментальные знания, умения, профессиональный опыт, так и личностные качества, позволяющие добывать и анализировать разнообразную информацию, систематизировать ее, устанавливать взаимосвязи, критически оценивать свою деятельность, выработать навыки по обнаружению своих ошибок и нахождению способов их устранения, умение переключаться на новые технологии, быстро осваивать новые навыки по мере необходимости, способности адаптироваться в социуме, профессионально самореализоваться.

Однако, несмотря на идейные преимущества данного подхода, существуют и определенные сложности его практической реализации в настоящее время, заключающиеся в следующем:

размытость идей компетентностного подхода: множество различных трактовки, как самих понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и результату образования [7, с. 3435], что осложняет процедуру внедрения данного подхода;

не определено соотношение понятий «компетенция» и «компетентность», а их перечень и содержательные характеристики конструируются в основном умозрительно, на основании некой нормативной модели «современного общества»;

компетентностный подход воспринимается как очередная директива по формальному изменению основной цели образования: вместо «всесторонне и гармонично развитой личности» - «формирование базовых общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда» [ФГОС, 2007];

не представлена развернутая диагностика тех реальных компетенций, которые приобретают будущие специалисты на этапе обучения в образовательных организациях [1, с. 6].

Таким образом, основными тенденциями современного образования является усиление его практикоориен-тированной направленности, удовлетворение социально-экономического запроса общества, интеграция в мировое пространство, что достигается посредством внедрения в образовательную систему компетентностного подхода. Данный подход в высшем образовании призван снять противоречие, возникшее между потребностью работодателей в специалистах, способных качественно решать профессиональные задачи, и сложившейся системой подготовки специалистов в образовательных организациях, недостаточно обеспечивающей данный запрос. Реализация компетентностного подхода позволяет преодолеть действующую ранее ориентацию на знание-вые компоненты в содержании образования и по-новому пересмотреть его с целью переструктурирования и обогащение в пользу деятельностного, практического компонента подготовки специалистов. Итогом вышеобозна-ченных процессов является повышение эффективности взаимодействия образовательных организаций высшего профессионального образования с рынком труда и многообразными социальными институтами. 130

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев А. Знание или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3-11.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

5. Борисова Н.Ю. Особенности системной интеграции и организация многоуровневого педагогического образования в рамках болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 27-32.

6. Валицкая А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1995. 167 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-35.

8. Колесникова И.А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара. СПб.: Образование, 1995. 167 с.

9. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

10. Митяева А.М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетент-ностной модели // Педагогика. 2008. № 8. С. 54-67.

11. Налиткина О.В. Компетентностный подход, как основа новой парадигмы образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 170-174.

12. Цибизова Т.Ю., Фомичев А.В. Сравнительный анализ систем образования Германии и России в условиях Болонского процесса // technomag.edu.ru: Наука и Образование: электронное научно-техническое издание. 2012. Вып. 4. URL http://technomag.edu.ru/doc/360710. html (дата обращения 19.05.2015).

13. Шульгин Е.Д. Компетентностный подход в современном образовании // Академический вестник. 2011. № 4. С. 131-137.

14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, 2058 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 37, 3752 с.

16. Образовательная политика зарубежных стран: заседание Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации». 24 марта 2006 г. // Официальный портал «Государственный совет Российской Федерации»: - URL: http://archive.kremlin.ru/text/stcdocs/2006/03/104573. shtml (дата обращения: 13.03.2014).

17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, 5489 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Официальный портал «Российское образование»: URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm (дата обращения: 19.09.2015).

19. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), 7598 с._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.