Вопросы образования
Формирование компетентности в подготовке современного врача
М. Г. Романцов1, И. Ю. Мельникова1, А. А. Шульдяков2, О. В. Шамшева3
ГБОУ ВПО Северо-западный медицинский университет им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург1, ГБОУ ВПО Саратовский Государственный Медицинский Университет им. В.И. Разумовского2, ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва3
Изменения приоритетов российского образования, переход от репродуктивной формы обучения к личностно-ориентирован-ной, включение компетентностного подхода в образовательные стандарты «третьего поколения» требуют подготовки конкурентно-способного специалиста, владеющего профессиональной компетентностью. В статье охарактеризованы виды компетентности, описана компетенция, представляющая собой определенные требования, овладение которыми подготовят специалиста в профессиональной деятельности. Качество образования напрямую влияет на уровень профессиональной деятельности через подготовку специалистов и развитие науки. Модульно-компетентностный подход с соблюдением комплекса педагогических условий в образовании обеспечивает эффективность профессиональной подготовки, а инновационные методы и подходы к организации образовательного процесса, в виде активных методов, стимулируют процесс обучения. Ключевые слова: компетентность, компетенция, инновационные методы обучения, профессиональная подготовка, конкурент-носпособный специалист, модернизация образования
Formation of Competency-based Model in Professional Training of Modern Doctor
M. G. Romantsov1, I. Yu. Melnikova1, A. A. Shuldyakov2, O .V. Shamsheva3
North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov1, Saint-Petersburg,
Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky2,
Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov3, Moscow
The shift in priorities in the system of Russian education, transition from reproductive learning to learner-centered approach, incorporation of competency-based approach into the educational standards of «the third generation» require the training of a competitive specialist with professional competency. Types of competencies are characterized. The competency presenting certain requirements is studied. The mastering of the requirements will enable to train qualified specialists. The quality of education directly influences the level of professional activity through training of specialists and development of sciences. Competence-oriented approach and adherence to pedagogic requirements in education enables the efficacy of professional training. Innovative techniques and approaches to organizing educational process in their active form stimulate the process of studying.
Key words: competence, competency, innovative methods of education, professional training, competitive specialist, modernization of education
Контактная информация: Романцов Михаил Григорьевич — д.м.н., к.п.н., проф. каф. педиатрии и детской кардиологии СЗМУ; +7 921 967-69-48; [email protected]
УДК 614.252.1
Модернизация высшего профессионального образования опирается на компетентность. Принцип компетенции экстраполирован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания, включая педагогику. Его возникновение связывают с американским лингвистом Н. Хомским, который сформулировал понятие компетенции. В качестве основополагающей единицы компетентности выступает системная качественная характеристика «готовность к действию». Компетентност-ный подход обеспечивается развитием мыслительной активности, самосовершенствованием умений и навыков, формированием готовности к самооценке, саморазвитию, к сотрудничеству, к самостоятельной деятельности и умению принимать решения [1—3].
В России после опубликования «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» произошла переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятие «компетенция», «компетентность». Фактически сделана ставка на компетентностный подход в образовании, когда «....компетентность рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, в строгом смысле слова. социальное поведение, способность работать в группе, инициативность, любовь к риску» [4].
Подготовка конкурентоспособного специалиста включает профессиональную компетентность преподавателей вузов, что обусловлено изменением приоритетов образовательного процесса, переходом от знаниевой компоненты и репродуктивного метода обучения к личностно-ориенти-рованной форме, развивающей, познавательно — деятель-ностной направленности, основанной на принципах гуманизации [5, 6].
Под педагогической компетентностью необходимо понимать особый тип организации знаний, обеспечивающий возможности принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности [7].
Дж. Равен, основоположник психологической теории компетентности, оперирует понятием «компетентности как совокупности компетенций», подчеркивая их множественность, выделяя в структуре компетентности общую компетентность (ценности, мотивации, поведение), и компетентность, для успешной самореализации в социуме вне зависимости от профессиональной деятельности, а также специальные компетенции, которые формируются на личностных особенностях и сферах индивидуальности [8—10].
Формирование профессиональной компетенции является сложным процессом, в котором умения и навыки формируются на различных стадиях. Не умаляя значения традиционной направленности обучения, необходимо
формировать навыки личностно-ориентированных, интерактивных, проектных форм обучения. Нормативная модель требований, отражающая профессиональную педагогическую компетентность, включает базовые понятия, закономерности учебного процесса и дидактические принципы, современные теории и технологии обучения, методологии и методологические принципы обучения, методы педагогического исследования [6, 11].
Компетенция специалиста (обладание специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками) [2, 8] включает методическую и социальную компетенции. Методическая включает в себя способность накапливать, систематизировать и передавать опыт; социальная — способность гибко адаптироваться к меняющимся условиям социума. Степень сформированности компетенций позволяет систематизировать и оптимизировать формирование профессиональной компетентности, обеспечивая наиболее полное развитие индивидуальных способностей и личностных качеств. Компетентность определяется как мера освоения компетенции, определяемая способностью решать предписанные задачи, включающая личностное отношение к предмету деятельности, узко специальные знания, особого рода предметные навыки, способ мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Согласно модели Дж. Равена [10], отдельные виды компетентности могут в разных ситуациях выступать в качестве компонентов определенной компетентности. Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля). Компетентность многокомпонентна, ее компоненты относительно независимы друг от друга, а сами компетентности обладают качествами кумулятивности и взаимозаменяемости. Развитие новых навыков, умений и видов компетентности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в настоящее время, они могут быть развиты и проявлены в тех ситуациях, где выполняемая деятельность приобретает личностную значимость.
Информационная компетентность, являясь ключевой в системе профессиональных компетентностей, выступает основой для становления профессионала в любой сфере деятельности, являясь важнейшей характеристикой специалиста с высшим образованием. В качестве показателей сформированности информационной компетентности могут использоваться мотивационно-ценностное отношение к освоению профессиональной деятельности, знание приемов и способов решения профессиональных практических задач и умение творчески использовать их. К педагогическим условиям, способствующим формированию информационной компетентности можно отнести усиление мотивации в профессиональной подготовке, разработку и применение дидактического комплекса информационного обеспечения, а также проведение мониторинга сформиро-ванности информационной компетентности с использованием инновационных образовательных технологий при организации работы. Сущность профессиональной компетентности заключается в интегрировании знаний, умений, опыта, личностных качеств, обеспечивающих профессиональное развитие и самореализацию специалиста, т.е. личностных возможностей, позволяющих самостоятельно и
эффективно решать задачи, а профессиональная компетентность, основанная на знаниях, включает морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно-коммуникативную и технологическую составляющие [5, 8, 11, 12].
В связи с изменениями в системе образования, в свете принятия Болонской декларации, возрастает роль разработки новых эффективных моделей обучения, целью которых является личностно-профессиональное развитие специалиста. В свете современных реалий послевузовское обучение это систематический, целенаправленный процесс воздействия на уровень профессионализма обучающегося, конечной целью которого является обеспечение эффективной деятельности учреждений здравоохранения в области повышения качества медицинской помощи. Влияние системы последипломного образования на систему обеспечения качества преломляется через личность обучающегося специалиста здравоохранения. Среди проблем, снижающих эффективность программ повышения квалификации, ведущими являются отсутствие мотивации и уверенности в применении знаний, отсутствие стимулов и поддержки руководителей для применения знаний, а также недостаточный уровень знаний для внедрения в практику [12, 13].
Качество образования влияет на качество профессиональной деятельности напрямую через подготовку кадров и развитие науки. Необходимо выделить основные принципы последипломного обучения: принцип субъективной активизации специалиста в образовательной деятельности, принцип дифференцированного обоснования индивидуального образовательного маршрута в зависимости от личностно-профессиональных качеств слушателя, принцип воздействия на мотивационную сферу специалиста, принцип адекватности содержания и форм дополнительного образования для профессионального развития специалиста, принцип обратной связи и поэтапного контроля качества образования [14].
Модульно-компетентностный подход в образовании представляет собой концепцию организации учебного процесса, целью которой является приобретение определенных компетенций. Средством их формирования (компетенций) является модуль как самостоятельная единица образовательно-профессиональной программы. В немодульной системе приоритет отдан выбору материала, а в модуле — акценту на структуру учебного плана. Модуль состоит из учебной цели, списка смежных учебных элементов, междисциплинарных связей, собственный учебный материал представлен в виде лекционного (лекции — проблемные, вводные, информационные, видео-лекции и т. д.), методических указаний для отработки навыков, умений, проверочной работы, также представляется электронный учебник [15, 18].
Для эффективной реализации обучения в рамках модульных программ, основанных на компетенциях, внедряются инновационные методы и подходы к организации обучения, которые должны быть представлены в виде активных методов обучения (в центре обучающихся); необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному обучению, создавать условия для самообучения, осваивать и внедрять современные инновационные технологии обучения. Инновационные методы обучения не отрицают исполь-
зования элементов традиционного обучения, а гармонично сочетаются с ними. Это — информационные ресурсы и базы данных, мультимедийные учебные пособия, ориентированные на лучшие отечественные и зарубежные образовательные программы, использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода [16, 17].
Таким образом, ориентацию высшей школы на компе-тентностную модель профессиональной подготовки, обусловленную качественными преобразованиями, следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность. Организация образовательного процесса на основе компетентностного подхода, с соблюдением комплекса педагогических условий (формирование моти-вационного отношения к работе, посредством развития внутренней, внешней и процессуальной мотивации; проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить планомерный переход от учебной деятельности к профессиональной; методическое обеспечение учебной деятельности с использованием возможностей телекоммуникационных технологий, мониториро-вание процесса профессионального становления личности специалиста) обеспечивает эффективность профессиональной подготовки.
Литература:
1. Ермакова Н.И. Этапы становления компетентностного подхода в образовании / Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. — Калининград, 2008. — С. 60—63.
2. Ахмадеева Л.Р., Мусина Ф.С., Семенова С.И. Что мешает формированию профессиональной компетенции молодого врача при обучении в университете? // Формирование профессиональной компетенции в рамках ФГОС ВПО». — Уфа, 2012. — С. 38—40.
3. Модернизация Российского образования: вызовы нового десятилетия / Под ред. А. А. Климова. — Москва, 2010.
4. Образование: скрытое сокровище. — Москва, ЮНЕСКО, 1997.
5. Попков В.И., Коржуев А.В. Содержательные проблемы дидактики высшей школы / Дидактика высшей школы. — Москва, 2004. — С. 46—139.
6. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность. — Москва, 2011.
7. Холодная М.А. Психология интеллекта. — Санкт-Петербург, 2002.
8. Гребенюк Т.Б. Методологические подходы компетентностного подхода в образовании / Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. — Калининград, 2008. — С. 7—17.
9. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. — Калининград, 2002.
10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М., 2002.
1 1. Конюшенко С.М., Голубин Д.В. Информационная компетентность педагога / Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. — Калининград, 2008. — С. 74— 87.
12. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Особенности современных форм образовательной деятельности / Пути совершенствования учебного процесса // Материалы межвузовской научно-методической конференции. — Гродно, 2012. — С. 259—263.
13. Даниленкова Г.Г. Проблема профессиональной компетентности педагога в отечественной и зарубежной науке / Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании. — Калининград, 2008. — С. 18—22.
14. Белалова Г.В., Валеева Л.А., Викторова Т.В. Модульная система обучения в высшей школе ? / Формирование профессиональной компетенции в рамках ФГОС ВПО. — Уфа, 2012. — С. 52—53.
15. Каюмова А.Ф., Инсарова Г.Е., Элентух А.Г. Роль модульно-ком-петентностного подхода в обучении для формирования и реализации нового содержания образования / Формирование профессиональной компетенции в рамках ФГОС ВПО. — Уфа, 2012. — С. 154—155.
16. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград., 1994.
17. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю., Даниленкова Г.Г. Новые педагогические парадигмы: вопросы дидактики и компетентность. — Москва, 2012.
18. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение. — Москва, 2012.
Уважаемые коллеги! Убедительная просьба придерживаться правил оформления статей! Более подробно правила для авторов изложены на сайте www.detinf.ru Статьи направлять по электронной почте, E-mail: [email protected]; [email protected]