УДК 37.01:001.8
Основные характеристики коммуникативной
компетенции в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
А.С. ЛОСЕВ,
к.ф.-м.н., доцент А.В. КРУКОВСКАЯ,
преподаватель иностранных языков Приморский институт железнодорожного транспорта
(Российская Федерация, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Тургенева, д. 3) E-mail: A.S.Losev@yandex.ru
В настоящей работе, в рамках формального подхода, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), определены и рассмотрены основные характеристики коммуникативной компетенции. Определена содержательная часть коммуникативной компетенции, на примере ФГОС ВПО по направлению подготовки 010100 «Математика» степень бакалавр.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Современное, широкое, повсеместное внедрение новых взглядов и подходов в рамках компетентностного подхода на всех уровнях российской системы образования направленно на повышения качества и уровня образования будущих специалистов. В тоже время, отсутствие на практике желаемых результатов, связанно не только с нежеланием отдельных работников и учреждений идти в ногу со временем, но и большим количеством пробелов и неясности в рамках реализации компетентностного подхода. А именно, неоднозначность в трактовки терминов и понятий, приводит к двусмысленному восприятию одних и тех же процессов, что в свою очередь влияет на единую цель и как следствие на результат. В данном случае, речь идет о цели обучить, воспитать и сформировать комплекс необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.
Но даже при столь четко и ясной цели, в рамках компетент-ностного подхода возникают разногласия, которые связаны с самим понятием компетентность. Различные авторы рассматривают и трактуют данный термин по своему, забывая, что он является не философской категорией, а основополагающим понятием в образовательном процессе, в рамках которого необходимо сформировать реальную личность с набором соответствующих качеств [1-3].
Такая абстрактность и некая отчужденность от учебного процесса приводит ко многим проблемам, решение которых перекладывается на плечи преподавателей и учителей, решающие её по мере своих сил и педагогического опыта. В свою очередь это нарушает единое образовательное пространство и приводит к неоднозначным результатам.
В рамках сложившейся ситуации, актуальным будет рассмотрение вопроса о содержании основных составляющих коммуникативной компетенции в процессе преподавании математики, в высшем профессиональном образовании (ВПО). С целью получения более объективного результата, а не создания субъективного видения на поставленную проблему, будем опираться на нормативную базу в тех случаях, где это возможно.
Необходимо определить понятие самого термина «компетенция». В силу того, что речь идет о ВПО, за основу возьмем определение из ФГОС ВПО: «Компетенция — способность применять знания и умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области» [4].
В качестве определенной области возьмем направление подготовки 010100 «Математика» (степень бакалавр), в результате чего можно будет показать, что коммуникативный компонент, формируется не только в рамках гуманитарного образовательного цикла.
Дальнейшее рассмотрение связано с определением поня-
Методология и методы педагогических исследований
тия коммуникативная компетенция. Среди ведущих специалистов компетентностного подхода выделяют работы ИА. Зимней и А.В. Хуторского, которые также расходятся в своем видение понятия коммуникативной компетенции.
В представлении ИА. Зимней «Компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента» [1]. В работах А.В. Хуторского «коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе» [2]. В тоже время оба автора едины во мнении, что данная компетенция относится к группе ключевых, что говорит о её присутствии в каждой дисциплине образовательного процесса.
С точки зрения разрешения поставленной задачи, необходимо сформировать или ввести уже известное определение коммуникативной компетенции. Однако более детальный анализ структуры ФГОС ВПО, показывает, что в нем нет четко прописанных ключевых компетенций. В нем представлены общекультурные компетенции, число которых превышает число выделенных ключевых компетенции в любом из рассматриваемых и известных подходов [1,2].
Отсюда можно сделать вывод, что сформулированное понятие в дальнейшем просто рассыпается на составные части в рамках отдельно взятого ФГОС ВПО и не представляется ценным с точки зрения конечного реализатора — учителя, преподавателя.
В сложившейся ситуации будит правильней и объективней сформировать основные характеристики коммуникативной компетенции, в соответствии с требованиями, которые выработаны в рамках методологических семинаров на тему «Россия в Болонском процессе: проблемы задачи перспективы» [4] и выдвигаются ко всем компетенциям. К ним относятся следующие характеристики:
1) готовность компетенции к проявлению (моти-вационный аспект);
2) владение знаниями содержания компетентности (когнитивный аспект);
3) опыт проявления компетенции, умения (поведенческий аспект);
4) отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
5) результат проявления компетентности (эмоционально-волевой регулятор процесса).
В соответствии с данными характеристиками можно представить содержание коммуникативной компетенции. В свою очередь, композиция всех перечисленных характеристик будет представлять собой коммуникативную компетенцию ни просто как
абстрактное понятие, а как категорию, элементы которой имеют ясное и четкое представление, что в дальнейшем облегчит работу с ними на практике.
В соответствии с данным подходом можно сформулировать следующие аспекты коммуникативной компетенции:
Мотивационный аспект и эмоционально-волевой регулятор процесса: осознание значения своих коммуникационных умений и навыков для успешной профессиональной деятельности. Стремление постоянно совершенствовать и развивать свою профессиональную коммуникативность.
Когнитивный аспект: владение необходимыми знаниями о способах формирования и формулирования мыслей по средствам вербальных и не вербальных методов.
Поведенческий аспект: проявление методов лек-сико-семантического, контекстного, синтаксического, структурного и жанрового анализа в профессиональной деятельности.
Ценностно-смысловой аспект: взаимодействие с окружающим внешним миром в ходе профессиональной деятельности и умение самостоятельно установить и наладить процесс взаимодействия.
Не трудно заметить, что данные аспекты можно легко перенести на уровень среднего образования, для этого необходимо заменить понятие «профессиональная деятельность» на «учебная деятельность».
Такое представление понятия коммуникативной компетенции, как совокупность характерных аспектов, позволяет намного проще выделить её компоненты в ФГОС ВПО и облегчает работу.
Рассмотрим соответствующий пример, для подготовки специалистов по направлению 010100 «Математика», степень бакалавр[5].
Среди представленных общекультурных компетенций к коммуникативной компетенции можно отнести:
• навыки межличностных отношений; готовность к работе в команде;
• способность применять знания на практике;
• способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
• способность к анализу и синтезу;
• способность к письменной и устной коммуникации на русском языке;
• знание иностранного языка.
Среди представленных профессиональных компетенций к коммуникативной компетенции можно отнести:
• умение понять поставленную задачу;
• умение формулировать результат;
• умение на основе анализа увидеть и корректно сформулировать результат;
• умение самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата;
• умение грамотно пользоваться языком предметной области;
• умение ориентироваться в постановках задач;
• понимание корректности постановок задач;
• контекстная обработка информации;
• способность передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления;
• выделение главных смысловых аспектов в доказательствах;
• умение извлекать полезную научно-техническую информацию из электронных библиотек, реферативных журналов, сети Интернет;
• умение публично представить собственные и известные научные результаты;
• умение точно представить математические знания в устной форме;
• владение основами педагогического мастерства.
Несмотря на то, что коммуникативная компетенция относится к ключевым, её характеристики достаточно широко применяются при формировании профессиональных компетенций будущего специалиста, что само по себе является достаточно логичным, хотя на первый взгляд и не очевидным.
Таким образом, рассмотрение коммуникативной компетенции в рамках более формального подхода, основанного на выявлении основных характеристик
компетенции, позволяет более точно и доступно раскрыть содержание данной компетенции, что проясняет цели и задачи, которые возникают при формировании соответствующей компетенции у будущего специалиста, делают подход более ясным и практически направленным на решение конкретных задач образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя ИА. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
2. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.
3. Немков Р.С. Психологический словарь. — М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. — 560 с.
4. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010100 Математика (квалификация (степень) «бакалавр»), 2010. — 21 с.
MAIN CHARACTERISTICS COMMUNICATION COMPETENCE UNDER FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Losev A.S., Candidate of physico-mathematical sciences, Docent
Krukovskaya A.V., Teacher of Foreign languages
Primorsky Institute of Railway Transport (3, ul. Turgeneva, Ussuriysk, Primorsky Krai, Russian Federation)
E-mail: A.S.Losev@yandex.ru
ABSTRACT
In this paper, a formal approach, in accordance with Federal state educational standard of higher professional education (FSES HPE) have been identified and the basic characteristics of communicative competence. Defined content of the communicative competence of the example FSES HPE on direction 010100 «Mathematics» bachelor degree.
Keywords: communicative competence, Federal state educational standard of higher professional education.
REFERENCES
1. Zimnjaja I.A. Kljucheve kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competence as effectively-targeted competency-based approach to education]. Moscow: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2004. 40 p.
2. Hutorskoj A.B. Narodnoe obrazovanie — Education. 2003, no. 2, pp. 58-64.
3. Nemkov R.S. Psihologicheskij slovar [Psychological dictionary]. Moscow: VLADOS Publ., 2007. 560 p.
4. Tatur Ju.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovanija: Materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara [Competence-based approach in describing the results of the design and standards of higher education: Proceedings of the second meeting of the methodological seminar]. Moscow: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2004, 16 p.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 010100 Matematika (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») [Federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 010100 Mathematics (qualification (degree) Bachelor]. 2010, 21 p.