Научная статья на тему 'Модели управления высшим образованием: кросс-культурный страновый анализ'

Модели управления высшим образованием: кросс-культурный страновый анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СТРАНОВЫЙ АНАЛИЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Елена Юрьевна

На каждом этапе развития общества, состояние, социальная значимость и «отдача» образования являются взаимозависимыми процессами, в основе которых лежат страновые особенности, национальные традиции, тенденции социально-экономического и технико-технологического роста. Автор рассматривает внешнесистемные и внутрисистемные особенности систем высшего образования разных стран, обуславливающие их модернизационный потенциал и вектор развития с целью выявления эффективных способов управления и поиска модели, продуктивной в современных геополитических, экономических и социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION: CROSS-CULTURAL COUNTRY ANALYSIS

MODEL OF MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION: CROSS-CULTURAL COUNTRY ANALYSIS

Текст научной работы на тему «Модели управления высшим образованием: кросс-культурный страновый анализ»

УДК 378

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ СТРАНОВЫЙ АНАЛИЗ

Е.Ю. Левина1

1Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. На каждом этапе развития общества, состояние, социальная значимость и «отдача» образования являются взаимозависимыми процессами, в основе которых лежат страновые особенности, национальные традиции, тенденции социально-экономического и технико-технологического роста. Автор рассматривает внешнесистемные и внутрисистемные особенности систем высшего образования разных стран, обуславливающие их модернизационный потенциал и вектор развития с целью выявления эффективных способов управления и поиска модели, продуктивной в современных геополитических, экономических и социальных условиях.

Ключевые слова: высшее образование, модель управления, страновый анализ, образовательная реформа, тенденции развития.

MODEL OF MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION: CROSS-CULTURAL COUNTRY ANALYSIS

E. Levina

Abstract. At each stage of the development of society, status, social importance and "impact" of education are interdependent processes, which are based on country characteristics, national traditions, trends in socio-economic and technological growth. The author examines nesnesitelna and internal features of the higher education systems of different countries, contributing to their modernization potential and direction of development with the aim of identifying effective ways to manage and search model, productive in a modern geopolitical, economic and social conditions.

Keywords: higher education, management model, country analysis, educational reform, development trends.

Под моделью управления образованием мы понимаем совокупность логических

представлений об образовании, как системе; системе управления образованием; управляющих воздействиях на процессы образования как на объект управления; предполагаемых реакциях системы образования на управляющее воздействие (отклик). В целом, вид модели управления образованием определяют: государственная политика в области образования, экономическое состояние страны (рынок), уровень развития технологий и инноваций, влияние рыночных отношений и бизнес-структур. С целью выявления передового опыта рассмотрим основные модели управления высшим образованием за рубежом, обеспечивающие органичное взаимодействие системы образования с социально-экономическим сектором страны.

Классификацию моделей управления высшим образованием мы предполагаем построить на синтезе признаков, выделенных Б. Кларком (централизация /децентрализация, участие общественных групп в управлении [1]) и классификации Ван Вута [2], определяющим признаком которой выступает роль государства («контролер» или «наблюдатель»).

Основные модели образования, реализуемые в мировом сообществе в настоящее время, представляют собой разнообразные варианты интеграции этих позиций, нередко принципиально противопоставляя их по различным позициям - от результативности системы до административных функций. Между тем, каждая из этих систем, имея длительный опыт существования, является жизнеспособной, и, как отмечает В. Вахштайн: «обнаруживает тенденцию к непрерывной институциональной трансформации,..., оставляя доступными для классификации только векторы их изменений»

[3].

Проведенный нами анализ исследований зарубежного опыта управления образованием позволил осуществить страновую

классификацию моделей управления [1-14]. В качестве кросс-признаков группировки и сравнения нами определены следующие: участие государства в управлении высшим образованием; взаимодействие системы высшего образования и экономического сектора страны; основные особенности системы высшего образования каждой из анализируемых стран и тенденции их развития, см. табл. 1.

Таблица 1. -Страновая классификация моделей высшего образования

Страна Участие государства Взаимодействие с экономическим сектором Ступени высшего образования Основная особенность Тенденции развития

Великобритания Два типа высшего образования: университетское (автономное, элитарное) и неуниверситетское (государственное, массовое образование). Система агентств посредников образования, осуществляющих: общее и стратегическое планирование (Департамент образования и профессионального обучения); финансовое обеспечение (региональные Советы по финансированию высшего образования); контроль качества в образовании (Агентство по обеспечению качества, Агентство по статистике высшей школы, Аналитический институт высшей школы, Королевская инспекция) Университетское образование -автономно; неуниверситетское (в основном - политехническое) тесно взаимодействует с рынком труда, удовлетворяя его потребности Двухуровневая система: бакалавриат и магистратура Специализированные вузы работают в системе госзаказа, академические («старые») университеты автономны Упрощение институционального устройства, введение управленческих моделей, основанных на делегировании полномочий. - снижение автономии университетов

Нидерланды Два типа университетов - «старые» университеты, обеспечивающие сохранение образовательных традиций и профессиональные школы (Hogescholen), реализующие систему «раннего профессионального выбора»; соответственно выпускники научного образования ^о) и высшего профессионального образования (№о). Высшее образование регламентируется Национальной инспекцией по трем направлениям: качество обучения, эффективность использования ресурсов, равенство доступа к образованию; финансирование осуществляется через Центральный финансовый институт Hogescholen тесно взаимосвязаны с бизнес-структурами; многочисленные международные образовательные программы, направленные на решение задач международного рынка труда и отдельных корпораций В зависимости от учебного заведения: бакалавр, магистр, инженер (hbo); инженер, докторандус, магистр права, либо Master (wo) Учреждение «независимых трестов» Vangnet HBO) по инициативе вузов для снижения рисков автономизации вузов. Функции треста -антикризисное управление высшим образованием, образованием, аудит образовательной деятельности Либерализация образования, снижение автономизации вузов

Австрия Университеты, высшие школы (прикладные направления), педагогические институты, академии (культурологическое направление), колледжи (административно -социальное направление). Федеральное министерство образования контролирует всю систему высшего образования. Образование финансируется государством и бесплатно для жителей страны Взаимодействие вузов и предприятий в вопросах трудоустройства выпускников Треххуровневая система: бакалавриат + магистратура+ докторантура Высокий уровень академической свободы для студентов, индивидуальные планы и траектории обучения Либерализм высшего образование, привлечение иностранцев для обучения в университетах

Страна Участие государства Взаимодействие с экономическим сектором Ступени высшего образования Основная особенность Тенденции развития

Швейцария Два вида высшего образования: академическое и прикладное (после среднего профессионального образования). Муниципальное финансирование (кантоны) высшего образования, два университета - федеральное финансирование. Отсутствует Министерство образования; вопросы образования решают сразу несколько правительственных департаментов Тесная связь прикладного образования и бизнеса: научно- исследовательская работа и оплачиваемые стажировки для студентов Двуххуровневая система: бакалавриат + магистратура Крайняя децентрализация управления высшим образованием при реализации стратегии доступности образования в целом; несколько видов национальных программ (швейцарская, немецкая, французская, американская, итальянская); многообразие разнообразных курсов обучения Либерализация образования; обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения

Германия Многомерное образование: университеты, институты, высшие школы (искусство или прикладные науки), профессиональные академии (дуальное образование: параллельное обучение на предприятии и в профессиональной школе). Управление высшим образованием осуществляется на федеральном уровне следующими структурами: Федеральным министерством образования и науки, Федеральным министерством экономики, Федеральным министерством труда и социального порядка Государственная программа, бюджетное финансирование на паритетных началах с предприятиями Четыре ступени: лицензиат, магистр, специалист (для технических специальностей), доктор Высокий уровень академической свободы для студентов, индивидуальные планы и траектории обучения Стандартизация образования, расширение практикоориентиров анного и прикладного образования; высокий уровень социальной ответственности обучающегося

Франция Две системы высшего образования: быстрое (3 года - сфера обслуживания или промышленность) и долгое (5 лет, академическое образование). Высокая степень централизации образования, в-основном государственное финансирование и контроль Министерства по делам молодежи, федерального образования и науки и Министерства социальной политики, труда и солидарности Высокая вероятность трудоустройства, тесная связь с предприятиями -система стажировок студентов 3 ступени бакалавр (лицензиат) -магистр-доктор. Престижность высших школ с узкими профессиональными знаниями. Государственная монополия на выдачу дипломов и присвоение квалификаций Стандартизация образования, расширение прикладного образования в рамках высших школ

Страна Участие государства Взаимодействие с экономическим сектором Ступени высшего образования Основная особенность Тенденции развития

Испания Высшее образование представлено университетами, семинариями, колледжами, техническими училищами (школами). Высокая автономность вузов при общем контроле Министерства образования Тесное сотрудничество образования и предприятий в сфере, регулируется законодательно (Единый закон о квалификациях и профессиональной подготовке) Собственная градация (Diplomatura - Licenciatura - Doctorado), общеевропейское признание по эквиваленту бакалавриат- магистратура- докторантура Отсутствие дипломов бакалавр/магистр (европейский эквивалент); 3 цикла обучения; жесткая градаций учреждений высшего образования по циклам (полный цикл только в Университетах и высших школах) Политехническая направленность образования, стандартизация

Италия Два типа образования: университетское и образование в области искусств (под контролем Министерство высшей школы и научных исследований, «академическая олигархия») и неуниверситетское (частные заведения, заведения для иностранцев, профессиональное образование -муниципальный контроль) Организация стажировок и возможность подписания контрактов с выпускниками Собственная градация (признание по эквиваленту): laurea (C.L.) - бакалавр; Diploma universitario (C.D.U.) или Scuole dirette a fini speciali - магистр, Dottorado- доктор Автономия университетов, академическая свобода, нет ограничений на число студентов Стандартизация образования, повышение качества образования

Израиль Три типа высшего образования: государственное (под контролем Министерства просвещения); государственно-религиозное; независимое. Представлено университетами, высшими школами и колледжами. Управление государственно-общественное (высший совет управления (политические и общественные деятели) и сенат (профессора, сотрудники вузов, студенты). Финансирование осуществляется за счет дотаций государства, благотворительных организаций и платы за обучение Возможности государственного распределения выпускников, организация стажировок на предприятиях Европы 3 ступени бакалавр - магистр-доктор. Высокое качество образования, государственно-общественное управление, большие государственные инвестиции в сферу образования Развитие негосударственного сектора образования

Страна Участие государства Взаимодействие с экономическим сектором Ступени высшего образования Основная особенность Тенденции развития

Финляндия Два типа учебных заведений (академические университеты, вузы) и профессиональные школы (аграрные и политехнические). Контролирует Министерством образования и культуры; оно же осуществляет финансирование и выделение дотаций на высшее образование Политехнические вузы направлены на удовлетворение потребностей регионов в специалистах, имеется система сотрудничества с работодателями и исследовательскими институтами В университетах -бакалавр, магистр, лицензиат (аналог кандидата наук в России), доктор. В политехнических институтах -специалист Практическое отсутствие частного сектора вузов, административная автономия университетов, создание политехнических образовательных кластеров Повышение качества образования и уровня научных исследований, развитие программ международного сотрудничества молодежи, развитие трансфера технологий вузов, укрупнения и слияния вузов

Норвегия Два типа вузов (университеты (академическое образование) и колледжи (профессиональное образование) под контролем Министерства Образования и науки. Примерно половина вузов в стране - частные. Управление государственно -общественное, с привлечением общественных органов управления (Советов) Тесное сотрудничество образования и работодателей, участие в разработке стандартов, содержания обучения, присвоения квалификаций Бакалавр-магистр-доктор Задача образования -обеспечение общественных потребностей и всеобщего благосостояния страны. Высшее образование в стране доступно и бесплатно (кроме некоторых образовательных программ) Децентрализация высшего образования, развитие международного сотрудничества и системы непрерывного образования

Швеция Два типа заведений (академические и профессиональные). Управление государственно -общественное (консультационные советы, Шведское национальное агентство по вопросам образования), в том числе с активным участием студентов (Шведское национальное объединение студентов) Связь между вузами и производствами, вузы отвечают на потребности производства, многообразие производственной практики по желанию студента Бакалавр-магистр-доктор Многие образовательные программы (в том числе и частные) -бесплатные, высокая автономия вузов, единый образовательный стандарт Демократизация образования, развитие системы непрерывного образования, гуманизация образования

Страна Участие государства Взаимодействие с экономическим сектором Ступени высшего образования Основная особенность Тенденции развития

США Отсутствие общенациональной системы образования. Децентрализация образования и передача функций контроля, управления и финансирования высшего образования на уровень штатов Институциональная автономия образования; финансовая независимость вузов; прямое взаимодействие вуза с экономической системой; самоуправление Трехуровневая система «бакалавриат + магистратура +докторантура» Доминирует «частный сектор» высшего образования (негосударственные коммерческие университеты), отсутствие «образовательных посредников», самостоятельность университетов Общая тенденция -усиление государственного влияния, попытки снижения автономии вузов

Канада Общественно-государственное управление и финансирование. Объединение университетов в одну ассоциацию, представляющую их интересы на государственном и мировом рынке (Association of Universities and Colleges of Canada) Бизнес-ориентация и развитие социальной сплоченности через возможности образования Трехуровневая система «бакалавриат магистратура докторантура» Отсутствие единого образовательного стандарта (юрисдикция провинций); высокий процент иностранных студентов в высшей школе Массовизация образования; ориентация на связь науки и практики

Австралия Общественно-государственное управление (всего 2 частных университета); государственная система управления Совет министерств (MTNCO). Государственное регулирование образовательных программ Бизнес-ориентация образования, система стажировок Трехуровневая система «бакалавриат магистратура докторантура» Единые жесткие образовательные стандарты; выделены приоритетные университеты (группа 8 - GO8) Массовизация и интернационализация; широкое распространение дистанционного образования

Япония Жесткая иерархия университетов: университеты полного цикла (4 года); университеты ускоренного цикла (2 года); профессиональные колледжи; технические институты. Наличие государственных и частных вузов под государственной системой управления. Высокий уровень государственного контроля и стандартизации образования Жесткая связь вуз-производство, система распределения и трудоустройства Трехуровневая система «бакалавриат магистратура докторантура» «Культ образования». В зависимости от уровня университета выпускнику предоставляется рабочее место Преобразование университетов в национальные университетские корпорации; внедрение принципов конкуренции вузов

Страна Участие государства Взаимодействие с экономическим сектором Ступени высшего образования Основная особенность Тенденции развития

Китай Высшее образование представлено университетами и колледжами под управлением Министерства образования Тесная связь с производством, ориентация на рынок труда и запросы работодателей Трехуровневая система «бакалавриат магистратура докторантура» Государственная система распределения выпускников вузов, жесткие образовательные стандарты Демократизация и массовизация образования, диверсификация образования в сфере форм собственности вузов, отход от закрытой системы образования

Мексика Система государственного образования, жесткие образовательные стандарты, регламент образования задает Национальная Ассоциация Университетов и Институтов Государственное трудоустройство, связь с рынком труда Трехуровневая система: лицензиат /бакалавриат+ магистратура+ докторантура Техническая и академическая направленность образования, наличие академических образовательных центров, ступень «профессиональное развитие» (специалист /владелец) Обеспечение массовости и доступности образования; установление связи науки и образования; разработка единых национальных стандартов

Бразилия Система государственных (20%) и частных (80%) университетов. Бесплатное государственное образование, автономия вузов Государственное трудоустройство, связь с рынком труда Двухуровневая система «бакалавриат + магистратура Отсутствие образовательных стандартов Массовизация образования, усиление административной ответственности сектора образования, стандартизация, развитие связи образования с наукой и практикой

Сингапур Включает политехнические институты, технологический университет, независимые университеты, национальные, государственные, частные вузы под контролем Министерства образования Связь с государственной и глобальной экономикой Трехуровневая система: бакалавриат+ магистратура+ докторантура Интеллектуальная модернизация, международные образовательные стандарты Интернационализация образования, введение обучения на английском языке

Результаты кросс-культурного анализа мировых систем высшего образования показали, что:

1) Во всем мире система образования (особенно высшего) считается приоритетной в социально-экономическом секторе, и (кроме США) находится под контролем государства (или стремится к этому).

2) Во всех странах системы образования в том или ином масштабе переживают период трансформации, вызванный социально-экономическими факторами.

3) Все европейские образовательные системы в большей или меньшей степени отражают «эффект-1992» [3], вызванный болонским соглашением, заключающийся в распространении идей глобализации, интернационализации, массовизации и диверсификации образования.

4) Явно наблюдается тенденция снижения роли образовательных традиций в системе образования (во всех странах): государственные модели стремятся к рыночным моделям (экономически целесообразным); традиционно независимые модели, так или иначе, начинают взаимодействие с государством; вводятся элементы чуждых образовательных систем, нивелирующих национальные традиции в сфере высшего образования (например, сначала двухуровневая система высшего образования (бакалавриат-магистратура), а теперь и трехуровневая (бакалавриат-магистратура-аспирантура) вместо специалитета и научной подготовки в России; при этом вопросы «котировки» бакалавров на отечественном рынке труда, российских кандидатов и докторов наук в мировом научном сообществе остаются открытыми).

5) Унификация страновых образовательных систем (высшего образования) существенно снижает роль «академической олигархии» и влечет за собой трансформацию всей образовательной системы в целом: массовизацию и как следствие, снижение качества образования в целом (поскольку нижние уровни не могут освоить сложные образовательные программы, есть языковые барьеры и проч.); разрешение проблемы финансового обеспечения и финансовой доступности образования (формирование системы государственного заказа и распределения выпускников, студенческих кредитов, образовательных грантов и др.).

6) Видоизменение системы управления высшего образованием: стремление к балансу полномочий «федеративный центр - регион», «государственное - общественное» (управление

и контроль), «государственное-частное» (финансирование), «академическая-

прикладная» (направленность обучения).

В целом же, многие зарубежные, а особенно европейские, системы высшего образования переживают этап модернизации, вызванной попытками унификации образовательных систем в ходе принятия болонского соглашения и геополитическим кризисом, обострившим многие социальные проблемы и во многом, снижающим положительный эффект образовательных реформ.

Анализ состояния отечественной системы образования по названным позициям показал, в целом, те же тенденции, что и в мировом сообществе: 1) движение от полного государственного контроля над системой высшего образования к системе государственно-общественного управления, причем, одна из тенденций - передача некоторых полномочий Министерства образования и науки двум посредникам - Федеральному агентству по образованию и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки; отечественные вузы имеют достаточно иерархичную структуру: академические вузы (федеральные

университеты); национальные исследовательские институты (на местах решающие задачи развития науки в рамках научно-образовательных кластеров); отраслевые университеты и институты федерального и регионального подчинения; частные вузы (очень малая доля); 2) имеются отдельные успешные попытки продуктивного взаимодействия вузов и бизнеса (как правило, в рамках рентабельных отраслей производства, например, информационных технологий и нефтехимии), в целом же, взаимодействие рынка труда и высшего образования недостаточно развито, поскольку необходима реализация опережающей подготовки специалистов с высшим образованием; 3) ступени высшего образования -бакалавриат, специалитет (лишь для отдельных направлений подготовки, например, медиков), магистратура, аспирантура и докторантура, не имеющая аналог в мировой образовательной практике.

Численный рост получающих высшее образование в России (и других странах), обеспечение его доступности посредством введения платной системы обучения (за счет работодателей и родителей студентов) и частных вузов, сохранение бюджетных (финансируемых государством) мест, как обеспечение конституционных прав на образование определяет заинтересованность в решении стратегических задач государства и отдаче

финансовых инвестиций. Репутация вуза, его конкурентоспособность на рынке

образовательных услуг, качество получаемого образования - основные задачи управления образованием и образовательного менеджмента на данном этапе развития.

Социально-экономические, идеологические и духовные проблемы страны не дают возможности прямого переноса успешных зарубежных моделей управления и развития высшего образования в отечественные условия. Российская модель управления развитием высшего образования должна быть построена на синтезе национальных образовательных традиций, и международного прогрессивного опыта, управленческой теории и практики,

эффективно зарекомендовавших себя. Системы менеджмента организаций высшего образования за рубежом строятся на основе хорошо зарекомендовавших себя моделей, концепции всеобщего управления качеством, системы планирования и бюджетирования,

стратегического планирования и прочих моделей менеджмента, при этом необходимость совершенствования моделей управления образовательными организациями является всеобщей задачей. Анализ опыта, использование ведущих идей и моделей высшего образования может служить основой разработки российских моделей управления высшим образованием как на уровне образовательной организации, так и на уровне системы высшего образования в целом.

Литература:

1. Кларк Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе / пер. с англ. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 360 с.

2. Van Vught, F. A. Policy Models and Policy Instruments in Higher Education. The Effects of governemental policy-making on the innovative behaviour of higher education institutions / F. A. van Vught // Political science series. — 1995. — no. 26.

3. Вахштайн В. С., Железов Б. В., Мешкова Т. А., Ларионова М. В. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.

4. Шатон Г.И. Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами.- Полемика, Вып3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/03/

5. Сапрыкин Д.Л. Государство и фундаментальное образование: национальные модели / Д.Л. Сапрыкин // Высшее образование в России, 2005.- № 1.- с. 148-156.

6. Беляков С.А. Зарубежный опыт совершенствования управления образованием: основные модели // Университетское управление: практика и анализ. — 2009. — № 1. — С. 45-63.

7. Changing patterns of governance in higher education. Education policy analysis. OECD, 2003.

8. MacTaggart T. J. Seeking excellence through independence. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1998.

9. National Conference of State Legislatures. State Budget Update: February 2003. Denver, CO: National Conference of State Legislatures, 2003.

10. Felt U., Glanz, M. (2004). University autonomy in Europe: shifting paradigms in university research? In Managing university autonomy: shifting paradigms in university research (pp. 15-99). Magna Charta Observatory. Bologna: Bononia University Press.

11. Сун Ли. Система высшего образования в Китае// Вестник КазНУ. -2011.- № 1 (83).

12. Japan national study. Higher Education Financial Management Project. OECD-IMHE, 2003.

13. Засыпкин В.П. Модели государственного управления образованием: анализ зарубежного опыта // Научные проблемы гуманитарных исследований / Научно-теоретический журнал. - Пятигорск, 2008. -№10 (17). - С.82-91.

14. Олейникова О.Н. Международные исследования в области сравнительного образования. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 223 с.

Сведения об авторе:

Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Levina (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior research associate of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.