Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ГЛОБАЛИЗИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ГЛОБАЛИЗИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ / TARIFFS / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоев Е.С., Казимагомедов А.А.

В статье исследуются факторы интеграции экономики Азербайджана в современное глобализированное пространство. Показано, что международные торговые отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Определены основные направления совершенствования структуры экономики, адекватные требованиям устойчивого развития и экономической безопасности. Обоснована необходимость поиска новых принципиальных основ внешнеэкономической политики в связи с интеграцией экономики Азербайджана в мирохозяйственную систему. Обоснована необходимость совершенствования таможенного законодательства как важное звено институциональной основы обеспечения экономической безопасности Азербайджанской Республики. Цель статьи - исследование изменений в таможенном законодательстве Азербайджанской Республики, направленных на обеспечение экономической безопасности. В статье определено, что, во-первых, внешнеэкономическая безопасность должна обеспечиваться, прежде всего, поступательным и устойчивым развитием экономики, ее высокой производительностью и конкурентоспособностью, во-вторых, внешнеэкономическая безопасность не может быть обеспечена каким-либо одним государственным органом, в ее реализации должны участвовать вся система управления и вся структура экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improving the economic security of the Republic of Azerbaijan in the globalized economy

This article examines the factors of integration of the Azerbaijani economy in the modern globalized space. It shows that international trade relations are one of the most dynamically developing spheres of economic life. During the evolution of foreign economic relations have outgrown in foreign trade and evolved into a complex set of international economic relations of the world economy. The main directions of improvement of the economic structure should be adequate to the requirements of sustainable development and economic security. The processes occurring in it, relate to the interests of all States of the world. And, accordingly, all States should regulate foreign economic activity, to achieve compliance with primarily their interests. The need has been jutified for new fundamentals of foreign economic policy, in connection with the integration of the Azerbaijani economy to the world economy.World experience shows that even in industrialized countries there is an objective necessity of state regulation of foreign economic activity. The state, above all, aims to protect the interests of their producers, to take measures to increase exports, attract foreign investment, to balance payments, currency management, and, more importantly, to adopt legislative acts establishing rules for the implementation of foreign economic activity and to monitor their compliance.The necessity of improving customs legislation is an important institutional foundation of economic security of the Republic of Azerbaijan.The aim of the article is the study of changes in the customs legislation of the Republic of Azerbaijan aimed at ensuring economic security. The article defines that, first, the external economic security must be ensured, first of all, the progressive and sustainable development of the economy, its performance and competitiveness. Secondly, the provision of external economic security cannot be achieved by any government agency, its implementation should involve the entire control system and the whole structure of the economy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ГЛОБАЛИЗИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 330

Е. С. Мирзоев1, А.А. Казимагомедов2

Проблемы совершенствования внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики в глобализированной экономике

1 Азербайджанский государственный экономический университет; Азербайджан, AZ1001, г. Баку, ул. Истиглалият, 6; mansur_ib@yahoo.com

2 Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а

В статье исследуются факторы интеграции экономики Азербайджана в современное глобализированное пространство. Показано, что международные торговые отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Определены основные направления совершенствования структуры экономики, адекватные требованиям устойчивого развития и экономической безопасности. Обоснована необходимость поиска новых принципиальных основ внешнеэкономической политики в связи с интеграцией экономики Азербайджана в мирохозяйственную систему. Обоснована необходимость совершенствования таможенного законодательства как важное звено институциональной основы обеспечения экономической безопасности Азербайджанской Республики. Цель статьи - исследование изменений в таможенном законодательстве Азербайджанской Республики, направленных на обеспечение экономической безопасности. В статье определено, что, во-первых, внешнеэкономическая безопасность должна обеспечиваться, прежде всего, поступательным и устойчивым развитием экономики, ее высокой производительностью и конкурентоспособностью, во-вторых, внешнеэкономическая безопасность не может быть обеспечена каким-либо одним государственным органом, в ее реализации должны участвовать вся система управления и вся структура экономики.

Ключевые слова: таможенные тарифы, экспорт, импорт, устойчивое развитие, инвестиции, инновации, безопасность.

Международные торговые отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Процессы, происходящие в нем, касаются интересов всех государств мира. Соответственно все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, чтобы добиться соблюдения в первую очередь своих интересов. Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство прежде всего призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их соблюдение [1].

Внешнеэкономическая деятельность становится важным фактором развития национальной экономики, обеспечения макроэкономической стабильности и экономической безопасности страны [2]. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленности страны, не вовлеченной в сферу внешнеэкономической деятельности.

Важным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является Таможенный кодекс Азербайджанской Республики.

Главными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Азербайджане являются: обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка страны; стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике; создание наиболее благоприятных условий для привлечения национальной экономики в систему мирового разделения труда; приближение к рыночным структурам развитых зарубежных стран.

Развитие внешнеэкономического законодательства (ВЭЗ) Азербайджанской Республики (АР) можно условно разделить на три этапа. В 1997 г. впервые был принят Таможенный кодекс АР, который устранил недостатки, существующие в нормативно-правовой базе регулирования торговых взаимоотношений с другими странами мира.

Второй этап приходится на 1999-2004 годы. В этот период были усовершенствованы таможенные тарифы и введены дополнительные контрольные механизмы. В основном эти механизмы были введены для устранения нарушений таможенного законодательства. Самым положительным моментом в данный период было то, что в Азербайджане были уточнены правила беспошлинной торговли, что содействовало либерализации торговой деятельности.

На современном этапе происходит становление таможенного законодательства на основе требований устойчивого развития и обеспечения безопасности национальной экономики. Важным итогом данного этапа является вступление в действие с 1 января 2012 года нового Таможенного кодекса Азербайджанской Республики, главными целями которого выступают: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Азербайджанской Республики; защита внутреннего рынка Азербайджанской Республики; стимулирование развития национальной экономики; содействие проведению в жизнь задач, вытекающих из государственной экономической политики государства и другие цели [3].

Многие товары, предназначенные для обороны и обеспечения безопасности страны, например авиационное оборудование, освобождены от таможенных пошлин, неоправданные льготные тарифы ликвидированы. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими таможенную деятельность в Азербайджане, являются: Конституция Азербайджанской Республики, Таможенный кодекс АР, принятый 1 января 2012 года, Закон АР «О таможенном тарифе», Указ Президента «О дальнейшей либерализации внешней торговли», Постановление Кабинета министров «О ставках таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям в АР», Постановление Кабинета министров «О правилах применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию АР и вывозимых с нее», «Правила регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике» и ряд других нормативно-правовых актов.

Регулирование осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами международного права для эффективной защиты экономических интересов страны.

В целях упрощения взимания таможенных пошлин (было 7 видов ставок: 0, 0,5, 1, 3, 5, 10, 15 %) количество тарифных ставок сокращено до трех - 0, 5 и 15 % [4]. Под ставку 0 % в основном попадают товары стратегического назначения (оборудование и стратегическое сырье), а также товары, которые ранее облагались по 0,5 %. Ставкой 0 % будет облагаться всего 10-15 % импортируемых товаров [4].

Основная статья экспорта Азербайджана - нефть и нефтепродукты. В связи с этим экономическая безопасность Азербайджана очень уязвима и определена динамикой мировых цен на нефть и нефтепродукты.

В республике с учетом тенденций глобализации и обоснованной ею либерализации мировых рынков определены внешнеэкономические, в частности внешнеторговые при-

оритеты развития страны до 2020 года, ориентированные на независимость от природных ресурсов и сырья.

Несмотря на происходящие глубокие перемены в традиционной географии и в структуре внешнеторговых связей процесс переориентации внешнеэкономических связей требует более детального изучения современной мировой экономики. Во всем мире происходят изменения в торгово-экономических отношениях, страны переходят от традиционных к новым, инновационным, инвестиционным отношениям [5]. Новых партнеров ищут преимущественно на рынках дальнего зарубежья.

Несмотря на то, что пока некоторые факторы способствуют разрыву традиционных экономических связей страны, начиная от транспортных коммуникаций до факторов политического и психологического значения, все же Азербайджан имеет двусторонние отношения с западноевропейскими странами, США, Турцией, Ираном и др., участвует в региональных интеграционных процессах. Начавшаяся с подписанием «Контракта века» реализация новой нефтяной стратегии - (таких стратегических проектов, как нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, строящаяся в настоящее время на азербайджанские инвестиции железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс) обеспечила возникновение в регионе и мире новой политико-географической картины, превращение Азербайджана в одного из важных игроков в международной энергетической и транспортной системе [4].

В период перехода экономики Азербайджана на рыночные отношения понижение дефицита внешнеторгового сальдо непосредственно связано с повышением экспорта нефти. Так, нефть и нефтепродукты в 1998-м году составили 64,8 % всего экспорта, в 1999 - 75,9 %, в 2000 - 84 %, в первом квартале 2001-го года - 90,5 %, в 2003 - 86,3 %, в 2012 - 86,23 % [6].

Если рассматривать Азербайджанский импорт, то он больше ориентирован на ввоз продовольствия, машин и оборудования. Так, с 2004 года при реализации государственных программ регионального развития, ликвидации бедности, социально-экономического развития страны для формирования новых структур, усовершенствования имеющихся в 2012 г., в нашу республику импортировано машин и оборудования на сумму 2 629 млн долл. США (27,24 % от всего импорта) [6].

Для защиты экономических интересов республики, ее товаропроизводителей, которые в период трансформации потеряли традиционные рынки сбыта своих товаров, в стране приняты неотложные меры. Например, только при реализации государственных программ социально-экономического развития регионов (2004-2008 и 2009-2013 гг.) было создано более 40 тыс. новых предприятий, около 1 млн новых рабочих мест. В республике за последние 8 лет уровень бедности снизился с 49 до 7,6 %, а безработица сократилась до 5,3 %. В 1995-2010 годах в экономику страны привлечены инвестиции в размере свыше 80 млрд долл. Из 21,7 млрд долл. инвестиций, вложенных в экономику только в 2011 году, 15,7 млрд долл. были направлены в другие сектора, внешнеторговый оборот с 149 странами мира составил 36,3 млрд долл. [7].

В 2012 году объем внутреннего валового продукта в стране достиг 63,4 млрд долл., что составляет более 80 % внутреннего валового продукта в Южно-Кавказском регионе. В настоящее время объем годового производства продукции на душу населения превысил 7 тыс. долл., по сравнению с минувшим годом в 2011 г. доходы населения увеличились почти на 20 % и достигли 36,6 млрд манатов, сумма, приходящаяся на душу населения, составила 3 тыс. 400 манатов [7].

Учитывая положительные стороны глобализации, в тиражировании инновационных новшеств Азербайджан старается использовать этот эффект и активизировать применение инноваций в производственной сфере национальной экономики. «Глобализация

мировых процессов приводит к принципиальной общей направленности научно-технических изменений в мире, сходству национальных траекторий технологического, экономического развития, а также к синхронизации макроэкономических изменений и технологических трендов. Общие закономерности мирового цикличного развития задают траекторию, а страны должны учитывать свои специфические условия» [8]. В мире, когда все больше стран приобщается к достижениям в области инноваций, передовым техническим стандартам и новым методам управления, Азербайджану необходимо учитывать этот факт как основное требование, поставленное перед внешнеэкономической политикой. Согласно прогнозам крупных международных организаций, в ближайшем и среднесрочном будущем рост мировой экономики будет происходить именно в этом направлении, а «мировая торговля будет расти более высокими темпами, чем производство, усилится переход от традиционной экономики к «экономике знаний», развитие человеческого капитала» [9].

Все это ставит соответствующие требования при формировании экономической модели Азербайджана. Стараясь провести коренные изменения в экономической системе, необходимо учитывать большие риски, связанные с резким усилением тенденции свободы производства, торговли, потоков капитала и трудовой миграции в мировом масштабе. Соответственно рост конкурентоспособности стран, специализирующихся на производственных технологиях в международных рынках на глобальном и региональном уровнях, требует от нас развивать инновационный потенциал и таким образом стимулировать сферы, которые создают высокую добавочную стоимость. Немаловажным является также достижение экономического роста, основанного на производительности труда. Данный подход требует формировать новые производственные отрасли, которые будут иметь преимущество в сравнении с такими странами, как Китай, Индия, Бразилия и другие.

По прогнозам, 2013-2023 годы - это годы вхождения Азербайджана в число развитых стран [7]. Благодаря всестороннему развитию не нефтяного сектора, разработанной новой стратегии совместной деятельности государственных и частных структур, модернизации экономики путем внедрения самых современных технологий, строительству демократического общества, основанного на науке и инновациях, полному утверждению принципов правовой государственности, прав и свобод человека у Азербайджана появится возможность достичь уровня лидера в регионе и в последующие годы. Сегодня в стремительно меняющемся, глобализирующемся мире со всеми его противоречиями происходят чрезвычайно сложные процессы. Наша современная реальность такова, что без прогнозирования будущего, оценки на основе политических и теоретических анализов глобальных вызовов, угроз и опасностей невозможно добиться успешного развития. Все это ставит перед нами в качестве политической необходимости разработку новой концепции и стратегии для реализации намеченных на очередном этапе национальных целей, определение фундаментальных направлений развития [10].

На основе изменений требуется и конкретное определение подхода по обеспечению экономической безопасности. Определение внешнеэкономической безопасности основывается на трех подходах - сателлитном, автономном и ситуационном. Последний является синтезом двух предыдущих. Сателлитный подход рассматривает внешнеэкономическую безопасность как независимую, но подчиненную требованиям конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, и предусматривает разные направления экономической безопасности. Государственная деятельность по ее обеспечению предусматривает заключение соглашений или договоров с другими странами. Автономный подход требует более широкого участия государства и предусматривает защищенность от угроз, способность ответить этим угрозам. Ограниченность природных ресурсов обо-

стряет борьбу за пользование ресурсами разных стран. Поэтому экономическую, в т. ч. внешнеэкономическую, безопасность необходимо рассматривать с позиции трех ее структурных элементов: экономической независимости; стабильности и устойчивости национальной экономики и ее способности к самоорганизации и прогрессу. В современном динамично развивающемся мире связь между развитием и устойчивостью экономики очень сильна, они являются компонентами экономической безопасности.

В рамках новых инвестиционной и инновационной стратегий основной целью является превращение экономики страны в экономику, основанную на эффективности, и для этого необходимы:

- повышение общего уровня научно-технического, технологического и инновационного развития как традиционных, так и экспорто-ориентированных отраслей экономики;

- государственная поддержка нахождения собственной ниши и встраивания в мировой инновационный поток, обеспечение структурных сдвигов в данном направлении;

- создание новых и развитие существующих отраслей экономики, определяющих основу новой экономики;

- создание и применение национальных инновационных систем в отраслях им-портозамещения;

- формирование сбалансированного комплекса отраслей знания, высоких технологий и т. д.

Повышение конкурентоспособности азербайджанской экономики на сегодня требует усилить внимание в таких направлениях, как защита и улучшение инвестиционно-инновационной среды и поддержка частной инициативы, развитие и усовершенствование внешнеторговой политики. Одной из основных задач при реализации внешнеэкономической политики является целенаправленное усовершенствование структуры экономики. Приоритетными направлениями считаются модернизация нефтегазового сектора, нефтехимическая промышленность, диверсификация и развитие не нефтяной промышленности, расширение возможностей использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, развитие частного сектора и усиление продовольственной безопасности, расширение и развитие торговой и обслуживающей деятельности, усовершенствование самой структуры внешней торговли и инвестиций.

Таким образом, факторами внешнеэкономической безопасности выступают, во-первых, устойчивый экономический рост, высокая производительность труда и конкурентоспособность национальной экономики, во-вторых, внешнеэкономическая безопасность, которая должна быть функциональной обязанностью органов власти всех уровней.

Литература

1. Муталимов В.А. Механизм нетарифных мер в системе ВТО // European Social Science Journal. - 2013. - № 2. - С. 439-447.

2. Мухтарова К.И. Приоритеты развития внешнеэкономической деятельности региона в условиях формирования кластеров и вступления России в ВТО // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 5. - С. 76-81.

3. Таможенный кодекс Азербайджанской Республики. URL: http://www.az-customs.net/rus/1296.htm

4. Мехралиева Ч.М. Проблемы оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджана // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 2. - С. 106-113.

5. Алклычев А.М., Арсаханова З.А. Инновации и инвестиции: региональный аспект // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 5. - С. 66-75.

6. В Азербайджане подготовлен проект упрощения импортных таможенных пошлин // Вестник Кавказа. - 2012. - № 1.

7. Обзор торговой политики Азербайджана в 2011 г. // Единый портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/

8. Курнышева И.Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы. - М.: Наука, 2005. - 257 с.

9. Халилова Е.А. Приграничное сотрудничество и концепция социально-экономического развития региона // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 5. - С. 123-126.

Поступила в редакцию 13 мая 2013 г.

UDC 330

Problems of improving the economic security of the Republic of Azerbaijan

in the globalized economy

E.S. Mirzoyev1, Л.А. Kazimagomedov2

1 Azerbaijan state economic University; Azerbaijan, AZ1001, Baku, Yitiglaliyat str., 6; man-sur_ib@yahoo. com

2Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a

This article examines the factors of integration of the Azerbaijani economy in the modern globalized space. It shows that international trade relations are one of the most dynamically developing spheres of economic life. During the evolution of foreign economic relations have outgrown in foreign trade and evolved into a complex set of international economic relations of the world economy. The main directions of improvement of the economic structure should be adequate to the requirements of sustainable development and economic security. The processes occurring in it, relate to the interests of all States of the world. And, accordingly, all States should regulate foreign economic activity, to achieve compliance with primarily their interests. The need has been jutified for new fundamentals of foreign economic policy, in connection with the integration of the Azerbaijani economy to the world econo-my.World experience shows that even in industrialized countries there is an objective necessity of state regulation of foreign economic activity. The state, above all, aims to protect the interests of their producers, to take measures to increase exports, attract foreign investment, to balance payments, currency management, and, more importantly, to adopt legislative acts establishing rules for the implementation of foreign economic activity and to monitor their compliance.The necessity of improving customs legislation is an important institutional foundation of economic security of the Republic of Azerbaijan.The aim of the article is the study of changes in the customs legislation of the Republic of Azerbaijan aimed at ensuring economic security. The article defines that, first, the external economic security must be ensured, first of all, the progressive and sustainable development of the economy, its performance and competitiveness. Secondly, the provision of external economic security cannot be achieved by any government agency, its implementation should involve the entire control system and the whole structure of the economy.

Keywords: tariffs, export, import, sustainable development, investment, innovation, safety.

Received 13 May, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.