Научная статья на тему 'Модернизация внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики в глобализированной экономике'

Модернизация внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики в глобализированной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / УГРОЗЫ ВТО / FOREIGN ECONOMIC SECURITY IN THE GLOBALIZED ECONOMY / THE THREAT OF WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархударов М.И., Муталимов В.А.

Обоснована необходимость поиска новых принципиальных основ внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики в связи с интеграцией ее экономики в мирохозяйственную систему. Определены основные направления совершенствования структуры экономики, адекватные требованиям устойчивого развития и экономической безопасности. Обоснована необходимость совершенствования таможенного законодательства как важной институциональной основы обеспечения экономической безопасности Азербайджанской Республики. Исследовано, что глобализационные процессы существенно уменьшают влияние национальных регуляторных средств на внешнюю торговлю, Валютно-кредитні інструменти Внутрішні фінансові інструменти однако их наличие является крайне необходимым особенно для постсоветских стран, которые находятся в процессе становления конкурентоспособной национальной промышленности. Главной задачей внешнеторговой политики любой страны является создание благоприятных условий для обеспечения конкурентоспособности страны в мировом торговом пространстве. В целом дилемма выбора характера внешнеторговой национальной политики (соотношение свободной торговли и протекционизма) является актуальной для всех стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to improve Azerbaijani foreign economic security under globalized world

The authors of the article provide a rationale in search of basic framework in the Azerbaijani foreign policy with reference of its economic integration into the global economic system. The authors set the direction for the development of economic structure, adequate to the requirements of steady development and economic security. The need for the development of customs law as an important institutional basis for the provision of economic security in Azerbaijan is substantiated. It is stressed that global processes substantially decrease the influence of national regulating means on foreign trade, though it is utterly vital for the post-soviet period countries, undergoing the process of competitive national industry formation. The main task of foreign policy of any country is creation of favourable conditions for ensuring the country's competitiveness in the context of global trade space. In General, the dilemma of choosing the nature of foreign trade national policy (the ratio of free trade and protectionism) is topical in all countries.

Текст научной работы на тему «Модернизация внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики в глобализированной экономике»

УДК 339.5

DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-45-49 М.И. Бархударов1, В.А. Муталимов2

Модернизация внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики

в глобализированной экономике1

1 Азербайджанский государственный экономический университет (UNEC); Азербайджан, AZ1001, Баку, ул. Истиглалият, 6; mverdi@yandex.ru;

2 Филиал ДГУ в г. Дербенте; Россия, Республика Дагестан, 368600, г. Дербент, ул. Гейдара Алиева, 11; mverdi@yandex.ru

Обоснована необходимость поиска новых принципиальных основ внешнеэкономической политики Азербайджанской Республики в связи с интеграцией ее экономики в мирохозяйственную систему. Определены основные направления совершенствования структуры экономики, адекватные требованиям устойчивого развития и экономической безопасности. Обоснована необходимость совершенствования таможенного законодательства как важной институциональной основы обеспечения экономической безопасности Азербайджанской Республики. Исследовано, что глобализационные процессы существенно уменьшают влияние национальных регуляторных средств на внешнюю торговлю, однако их наличие является крайне необходимым особенно для постсоветских стран, которые находятся в процессе становления конкурентоспособной национальной промышленности. Главной задачей внешнеторговой политики любой страны является создание благоприятных условий для обеспечения конкурентоспособности страны в мировом торговом пространстве. В целом дилемма выбора характера внешнеторговой национальной политики (соотношение свободной торговли и протекционизма) является актуальной для всех стран.

Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность, глобализированная экономика, угрозы ВТО.

Международные торговые отношения являются наиболее динамично развивающейся сферой внешнеэкономической деятельности. В ходе эволюции внешнеэкономических связей международные торговые отношения переросли в сложную совокупность международных экономических отношений. Процессы, происходящие в международной торговле, касаются интересов всех стран мира. Это обуславливает необходимость регулирования внешнеэкономической деятельности всеми государствами с целью достижения в первую очередь своих национальных интересов. Мировой опыт свидетельствует, что даже и развитые страны интенсивно регулируют свою внешнеэкономическую деятельность [1].

Главными целями Азербайджанской Республики в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности являются: сбалансированность экономики, достижение макроэкономического равновесия; стимулированиея модернизационных процессов в экономике; активное вовлечение национальной экономики в систему международного разделения труда; обеспечение внешнеэкономической безопасности страны.

1 Статья подготовлена по материалам доклада, представленного на III Международной научно-

практической конференции «Модернизация экономических систем: опыт и перспективы», которая прошла 27-28 апреля 2017 года в Дагестанском государственном университете (г. Махачкала, РФ).

Основная статья экспорта Азербайджана - нефть и нефтепродукты. В связи с тем, что нефть и нефтепродукты занимают преобладающие позиции в экспорте страны, экономическая безопасность Азербайджанской Республики очень уязвима, так как зависима от волотильности цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

В республике с учетом тенденций глобализации определены внешнеэкономические приоритеты развития страны до 2020 года, ориентированные на независимость от природных ресурсов и сырья.

Азербайджан имеет двусторонние отношения с западноевропейскими странами, США, Турцией, Ираном и др. Реализация стратегических проектов - нефтепроводы Ба-ку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс - обеспечила возникновение в регионе политико-географической картины, превращение Азербайджана в одного из важных игроков в международной энергетической и транспортной системе [2].

По прогнозам, до 2023 года Азербайджанская Республика намеревается войти в число развитых стран.

Благодаря всестороннему развитию не нефтяного сектора, а разработке новой стратегии государственно-частного партнерства, модернизации экономики путем внедрения современных технологий, совершенствованию демократического общества, утверждению принципов правовой государственности Азербайджан сможет подняться до уровня лидера и в регионе.

Однако внешнеэкономическая безопасность включает три важных структурных элемента: экономическую независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к самоорганизации и прогрессу национальной экономики [5]. В современном и динамично развивающемся мире связь между развитием и устойчивостью экономики очень сильна, ведь они являются компонентами экономической безопасности.

Несмотря на развитие глобализационных процессов, которые существенно уменьшают влияние национальных регуляторных средств на внешнюю торговлю, они являются крайне необходимыми, особенно для постсоветских стран, находящихся в процессе становления конкурентоспособной национальной промышленности. Возможности и средства ведения конкурентной борьбы, которыми владеют промышленно развитые страны, лишают менее развитые страны реальных шансов на успех не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем. Односторонняя либерализация активизирует внешнее давление на национальных товаропроизводителей, что затрудняет их рыночную адаптацию, особенно в сегментах капитало- и наукоемкой технологически сложной продукции. То есть в процессе рыночной трансформации объективно обусловленные мероприятия либерализации должны совмещаться с инструментами обоснованного протекционизма даже при членстве в ВТО [6].

В то же время каждое государство регулирует внешнеторговые процессы с помощью средств внешнеторговой политики, мощный арсенал инструментов которой позволяет активно влиять как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеторговых отношений, так и на связи и политику других государств. Главной задачей внешнеторговой политики любой страны является создание благоприятных условий для обеспечения конкурентоспособности страны в мировом торговом пространстве. Именно поэтому современная национальная внешнеторговая политика, как правило, комбинирует два способа регулирования внешнеторговых отношений -либерализм и протекционизм [7].

В целом дилемма выбора характера внешнеторговой национальной политики (соотношение свободной торговли и протекционизма) является актуальной для всех стран,

что подтверждает как ретроспективный анализ, так и оценка современного состояния национальных регулятивных систем. При этом, как показывает мировой опыт, политика протекционизма может быть эффективной лишь в течение краткосрочного периода времени, которое важно использовать для структурной перестройки в соответствии с требованиями мирового торгового обмена. В современных условиях на первый план выходят не ценовые факторы конкурентоспособности, а способность предприятий гарантировать качество продукции благодаря постоянным технологическим инновациям; многие страны применяют утонченные инструменты протекционизма и дискриминации конкурентов с использованием механизмов антидемпинговых расследований. На рынках отдельных видов продукции имеет место и открытый государственный протекционизм стран-лидеров и т. п. [8].

В этом контексте любое отождествление глобализации и интеграции как процессов, которые имеют единственную направленность и являются безальтернативными для построения национальных экономических систем и связей между ними, является ошибочным [9]. Реалии глобализации, с которыми сталкивается любая национальная экономика, вынуждают каждую из них искать свое место в системе международных отношений.

Условия глобальных финансовых изменений и мирового экономического спада диктуют странам мира необходимость осуществления мер государственной поддержки национальных производств, в том числе с использованием правил ВТО [10]. Для стабилизации финансовой и экономической ситуации большинство государств предоставляет государственную финансовую помощь частным банкам и финансовым и нефинансовым корпорациям в отдельных отраслях реальной экономики, принимает другие протекционистские меры по защите и поддержке отечественного производства.

Например, Франция выделила в 2009 г. 7,8 млрд евро для помощи отечественному автопрому. Из них 3 млрд евро предоставляются в форме кредитов на пять лет крупным автопроизводителям: Renault, Peugeot и Citroen. При этом установленная ставка составляла 6 % годовых, тогда как французские банки в этот период давали кредиты не ниже 11-12 %. Кроме займов Франция в два раза увеличила государственную помощь финансовым институтам двух французских производителей (Renault, Peugeot) - до 2 млрд евро [11]. Подобные меры по поддержке своих национальных производителей осуществили также правительства Германии, Италии, США, Великобритании и стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Несмотря на то, что такие меры согласно официальной позиции Еврокомиссии по вопросам конкуренции определены как протекционистские, Европейский Союз и сам осуществляет замаскированные протекционистские мероприятия путем нетарифного ограничения импорта в страны ЕС. С этой целью Европейский парламент и Совет ЕС утвердили Регламент № 1907/2006 о регистрации, оценке, разрешении и ограничении химических веществ (REACH), который вступил в силу с 01.06.2008. В соответствии с Регламентом Европейское химическое агентство (ЕХА) составляет список веществ, поставки которых разрешены в ЕС [12].

Развитые страны все чаще внедряют протекционистские мероприятия не только в сфере торговли товарами и услугами, а также в инвестиционной деятельности. Подобным образом, вопреки основным принципам ВТО, в отношении свободного движения капитала, товаров и услуг решаются вопросы в США, Канаде, Японии, Германии, Франции и Китае [13].

Благодаря протекционистским мерам в виде экспортных субсидий, которые с 1994 г. до настоящего времени выплачиваются США производителям хлопка, эта страна сумела занять второе место в мире по его производству и первое - по экспорту. Уро-

вень государственной финансовой поддержки этой отрасли в США составляет 89,5 %. Несмотря на протесты Бразилии (пятый мировой производитель хлопка) и неоднократные запрещения и штрафные санкции ВТО, Конгресс США в 2008 г. вновь принял программу помощи своим фермерам в размере 289 млрд долл. США, причем наибольшая часть этой суммы направлена производителям культурных растений, в частности хлопка [14].

Во время кризиса увеличилось количество разрешенных мероприятий защиты, что особенно важно, открыто дискриминационных, имеющих большой охват по странам, которые потенциально могут ощутить ущерб. Вообще существует отрицательная корреляция между количеством расследований и динамикой роста ВВП. Также в период рецессии выросла доля результативных расследований в общем количестве инициированных дел.

С целью преодоления указанных и других вероятных рисков интеграции страны в мировое хозяйство, включая регулятивную систему ВТО, интеграционная стратегия должна обязательно предусматривать государственную поддержку экспорта. Именно в стимулировании государством собственного экспортного потенциала ведущие отечественные ученые видят важное направление осуществления внешнеэкономической деятельности [15].

Принципиальное значение во взаимоотношениях с ВТО имеет определение уровня влияния отдельных регулятивных правил, механизма и инструментов с учетом перспективы обеспечения системы базовых национальных интересов. Масштабность и глубина влияния отдельных правил, инструментов и процедур ВТО на экономическую безопасность определены ее институциональными основами, такими как прозрачность, механизм урегулирования споров, режим наибольшего содействия, связывание тарифами, отмена количественных ограничений, субсидирование, механизм переходных периодов, национальный режим, механизм защиты в случае чрезвычайных обстоятельств, специальный защитный механизм (антидемпинговый и компенсационный).

Таким образом, факторами внешнеэкономической безопасности выступают, во-первых, устойчивый экономический рост, высокая производительность труда и конкурентоспособность национальной экономики. Во-вторых, обеспечение внешнеэкономической безопасности должно быть функциональной обязанностью органов власти всех уровней.

Литература

1. Муталимов В.А. Безопасность уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО: тенденции и прогнозы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2010. - № 4.

2. Мехралиева Ч.М. Проблемы оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджана // Российский внешнеэкономический вестник. И 2012. И № 2. И С. 106-113.

3. Обзор торговой политики Азербайджана в 2011 г. // Единый портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/.

4. Муталимов В.А., Джабраилов Р.А., Аббасова А.А. Региональные проблемы и региональная политика в условиях модернизации российской экономики // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3, ч. 1. - С. 143-148.

5. Муталимов В.А. Институциональные условия устойчивого экономического роста российской экономики при вхождении в ВТО. Проблемы экономики и юридической практики. - М.: Юр-ВАК. - 2010.- № 5.- С. 169-173.

6. Муталимов В.А. Россия стартует в ВТО: прогноз экономической безопасности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. -№ 01 (75). - С. 834-843.

7. Муталимов В.А., Юсуфова Ф.Х. Механизм нетарифных мер в системе ВТО // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 2. - С. 439-446.

8. Муталимов В.А. Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики России: оценка позитивных и негативных последствий // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2011. - № 4. - С. 36-41.

9. Муталимов В.А. Факторы влияния инновационной деятельности и эффективности производства фундаментальных знаний на экономическую безопасность страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Научно-практический и теоретический журнал. - М.: Финансы и кредит. - 2010. - № 34 (91). - С. 13-19.

10. Муталимов В.А. Современная глобализация: понятие и тенденции // Научные труды Донецкого национального техничного университета. Сер.: Экономическая. -2012. - № 41. - С. 218-223.

Поступила в редакцию 14 июня 2017 г.

UDC 339.5

DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-45-49

How to improve Azerbaijani foreign economic security under globalized world

M.I. Barkhudarov1, V.A. Mutalimov2

1 Azerbaijan State Economic University; Azerbaijan, AZ1001, Baku, Istigliyat st., 6; mver-di@yandex.ru;

2 The branch of the Dagestan State University in Derbent; Russia, the Republic of Daghestan; 368600, Derbent, Geidar Aliev st., 11; mverdi@yandex.ru

The authors of the article provide a rationale in search of basic framework in the Azerbaijani foreign policy with reference of its economic integration into the global economic system. The authors set the direction for the development of economic structure, adequate to the requirements of steady development and economic security. The need for the development of customs law as an important institutional basis for the provision of economic security in Azerbaijan is substantiated. It is stressed that global processes substantially decrease the influence of national regulating means on foreign trade, though it is utterly vital for the post-soviet period countries, undergoing the process of competitive national industry formation.

The main task of foreign policy of any country is creation of favourable conditions for ensuring the country's competitiveness in the context of global trade space. In General, the dilemma of choosing the nature of foreign trade national policy (the ratio of free trade and protectionism) is topical in all countries.

Keywords: foreign economic security in the globalized economy, the threat of WTO.

Received 14 June, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.