Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики в глобализированной экономике'

Проблемы совершенствования внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики в глобализированной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ECONOMIC SECURITY / GLOBALIZATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INVESTMENT / AND INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоев Етибар Саатмирза Оглы, Муталимов В. А.

Обоснованна необходимость поиска новых принципиальных основ внешнеэкономической политик и методологии в связи с интеграцией экономики Азербайджана в мировую глобализированную систему. Определены основные направления совершенствования структуры экономики, адекватные требованиям устойчивого развития и экономической безопасности страны в глобализированной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justified the need for new fundamental basics of foreign economic policies and methodologies in connection with the integration of Azerbaijan's economy in the globalized world system. The basic directions of improvement of economic structure, adequate to the requirements of sustainable development and economic security in a globalized economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования внешнеэкономической безопасности Азербайджанской Республики в глобализированной экономике»

УДК: 631.527/53.02

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ГЛОБАЛИЗИРОВАННОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Мирзоев Етибар Саатмирза оглы Азербайджанский государственный экономический университет. Муталимов В.А., доктор экономических наук. НОУ ВПО «Социально-педагогический институт» г. Дербент

Аннотация. Обоснованна необходимость поиска новых принципиальных основ внешнеэкономической политик и методологии в связи с интеграцией экономики Азербайджана в мировую глобализированную систему. Определены основные направления совершенствования структуры экономики, адекватные требованиям устойчивого развития и экономической безопасности страны в глобализированной экономике. Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеэкономическая безопасность, глобализация, устойчивое развитие, инвестиции, инновации.

PROBLEMS OF IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN IN THE GLOBALIZED ECONOMY

Abstract. Justified the need for new fundamental basics of foreign economic policies and methodologies in connection with the integration of Azerbaijan's economy in the globalized world system. The basic directions of improvement of economic structure, adequate to the requirements of sustainable development and economic security in a globalized economy.

Keywords: economic security, economic security, globalization, sustainable development, investment, and innovation.

Международные торговые отношения являются одной из наиболее

динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отноше-

ний - мировое хозяйство. Процессы, происходящие в нем, касаются интересов всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, чтобы добиться соблюдения в первую очередь своих интересов. Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство, прежде всего, призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, -принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД и контролировать их соблюдение [1].

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития национальной экономики, обеспечения макроэкономической стабильности и экономической безопасности страны [2]. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленности страны, не вовлеченной в сферу внешнеэкономической деятельности.

Важным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности является Таможенный кодекс Азербайджанской Республики.

Главными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Азербайджане являются: обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка страны; стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике; создание наиболее благоприятных условий для привлечения национальной экономики в систему мирового разделения труда; приближение к рыночным структурам развитых зарубежных стран.

Развитие внешнеэкономического законодательства (ВЭЗ) Азербайджанской Республики (АР) можно условно разделить на три этапа. В 1997

году впервые был принят Таможенный кодекс АР, который устранил недостатки, существующие в нормативно-правовой базе регулирования торговых взаимоотношений с другими странами мира.

Второй этап приходится на конец ХХ - начало ХХ1 столетия, то есть 1999-2004 года. В этот период были усовершенствованы таможенные тарифы и введены дополнительные контрольные механизмы. В основном эти механизмы были введены для устранения нарушений таможенного законодательства. Самым положительным моментом в данный период было то, что в Азербайджане были уточнены правила беспошлинной торговли, что являлось новым шагом в либерализации торговой деятельности.

На современном, третьем этапе, происходит становление таможенного законодательства на основе требований устойчивого развития и обеспечения безопасности национальной экономики. Важным итогом данного этапа является вступление в действие с 1 января 2012 года нового Таможенного кодекса Азербайджанской Республики, главными целями которого выступают [3]: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Азербайджанской Республики; защита внутреннего рынка Азербайджанской Республики; стимулирование развития национальной экономики; содействие проведению в жизнь задач, вытекающих из государственной экономической политики Азербайджанского государства и другие цели.

Многие товары, предназначенные для обороны и обеспечения безопасности страны, например, авиационное оборудование, освобождены от таможенных пошлин, неоправданные льготные тарифы ликвидированы. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими таможенную деятельность в Азербайджане, являются: Конституция Азербайджан-

ской Республики, Таможенный кодекс АР, принятый 1 января 2012 года, Закон АР «О таможенном тарифе», Указ Президента «О дальнейшей либерализации внешней торговли», Постановление Кабинета Министров «О ставках таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям в АР», Постановление Кабинета Министров «О правилах применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию АР и вывозимых с нее», «Правила регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике» и ряд других нормативно-правовых актов.

Регулирование осуществляется в соответствии с общепринятыми принципами международного права для эффективной защиты экономических интересов страны.

В целях упрощения взимания таможенных пошлин (было 7 видов ставок: 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10%, 15%) количество тарифных ставок сокращено до трех - 0%, 5% и 15% [4].

Под ставку 0% в основном попадают товары стратегического назначения (оборудование и стратегическое сырье), а также товары, которые ранее облагались по 0,5%. Ставкой 0% будет облагаться всего 1015% импортируемых товаров [4].

Основная статья экспорта Азербайджана - нефть и нефтепродукты. В связи с этим, экономическая безопасность Азербайджана очень уязвима и определена динамикой мировых цен на нефть и нефтепродукты.

В республике, с учетом тенденций глобализации и обоснованной ею либерализации мировых рынков, определены внешнеэкономические, в частности - внешнеторговые приоритеты развития страны до 2020 года, ориентированные на независимость от природных ресурсов и сырья.

Несмотря на происходящие глубокие перемены в традиционной географии и в структуре внешнеторговых связей, процесс переориента-

ции внешнеэкономических связей требует более детального изучения требований современной мировой экономики. Во всем мире происходят изменения в торгово-экономических отношениях, переходят от традиционных к новым, инновационным, инвестиционным отношениям [5]. Страны ищут новых партнеров преимущественно на рынках дальнего зарубежья.

Несмотря на то, что пока некоторые факторы способствуют разрыву традиционных экономических связей страны, начиная от транспортных коммуникаций до факторов политического и психологического значения, все же Азербайджан имеет двусторонние отношения с западноевропейскими странами, США, Турцией, Ираном и др., участвует в региональных интеграционных процессах. Начавшаяся с подписанием «Контракта века» реализация новой нефтяной стратегии, таких стратегических проектов, как нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, строящаяся в настоящее время на азербайджанские инвестиции железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс, обеспечили возникновение в регионе и мире новой политико-географической картины, превращение Азербайджана в одного из важных игроков в международной энергетической и транспортной системе [4].

В период трансформации экономики Азербайджана на рыночные отношения понижение дефицита внешнеторгового сальдо непосредственно связано с повышением экспорта нефти. Так, нефть и нефтепродукты в 1998-м году составили 64,8% всего экспорта, в 1999-м году - 75,9%, в 2000-м году - 84%, в первом квартале 2001-го года - 90,5%, в 2003-ем году 86,3%, в 2012 году-86,23 % [6].

Если рассматривать Азербайджанский импорт, то он больше ориентирован на ввоз продовольствия, машин и оборудования. Так, начиная с 2004 года при реализации государственных программ регионального раз-

вития, ликвидации бедности, социально-экономического развития страны для формирования новых структур, усовершенствования имеющихся в 2012- м году, в нашу республику импортировано машин и оборудования на сумму 2 629 млн. долларов США (27.24% от всего импорта) [6].

Для защиты экономических интересов республики, ее товаропроизводителей, которые в период трансформации потеряли традиционные рынки сбыта своих товаров, в стране приняты неотложные меры. Например, только при реализации государственных программ социально -экономического развития регионов (2004-2008 и 2009-2013 годы) было создано более 40 тысяч новых предприятий, создано около одного миллиона новых рабочих мест. В республике за последние 8 лет уровень бедности снизился с 49 до 7,6 процента, а безработица сократилась до 5,3 процента. 1995-2010 годах в экономику страны привлечены инвестиции в размере свыше 80 миллиардов долларов. Из 21,7 миллиарда долларов инвестиций, вложенных в экономику только в 2011 году, 15,7 миллиарда долларов были направлены на нефтяной сектор, внешнеторговый оборот с 149 странами мира составил 36,3 млрд долларов [7].

В 2012 году объем внутреннего валового продукта в стране достиг 63,4 миллиарда долларов, что составляет более 80 процентов внутреннего валового продукта в Южно-Кавказском регионе. В настоящее время объем годового производства продукции на душу населения превысил 7 тысяч долларов, по сравнению с минувшим годом в 2011 году доходы населения увеличились почти на 20 процентов и достигли 36,6 миллиарда манатов, сумма, приходящая на душу населения, составила 3 тысячи 400 манатов [7].

Учитывая положительные стороны глобализации, в тиражировании инновационных новшеств Азербайджан старается использовать этот эффект и активизировать применение инноваций в производственной

сфере национальной экономики. «Глобализация мировых процессов приводит к принципиальной общей направленности научно-технических изменений в мире, сходству национальных траекторий технологического, экономического развития, а также к синхронизации макроэкономических изменений и технологических трендов. Общие закономерности мирового цикличного развития задают траекторию, а страны должны учитывать свои специфические условия» [8]. В мире, когда все больше стран приобщаются к достижениям в области инноваций, передовым техническим стандартам и новым методам управления, Азербайджану необходимо учитывать этот факт как основное требование, поставленное перед внешнеэкономической политикой. Согласно прогнозам крупных международных организаций, в ближайшем и среднесрочном будущем рост мировой экономики будет именно в этом направлении, а «мировая торговля будет расти более высокими темпами, чем производство, усилится переход от традиционной экономики к «экономике знаний», развитие человеческого капитала» [9].

Все это ставит соответствующие требования при формировании экономической модели Азербайджана. Стараясь провести коренные изменения в экономической системе, необходимо учитывать большие риски, связанные с резким усилением тенденции свободы производства, торговли, потоков капитала и трудовой миграции в мировом масштабе. Соответственно рост конкурентоспособности стран, специализирующихся на производственных технологиях в международных рынках на глобальном и региональном уровнях, требуют от нас развивать инновационный потенциал и таким образом стимулировать сферы, которые создают высокую добавочную стоимость. Немаловажным является также достижение экономического роста, основанного на производительности труда. Данный подход требует формировать новые производственные отрасли,

которые будут иметь сравнительное преимущество в сравнении с такими странами, как Китай, Индия, Бразилия и другие.

По прогнозам, 2013-2023 годы - это годы вхождения Азербайджана в число развитых стран [7]. Благодаря всестороннему развитию не нефтяного сектора, разработанной новой стратегии совместной деятельности государственных и частных структур, модернизации экономики путем внедрения самых современных технологий, строительство демократического общества, основанного на науке и инновациях, полное утверждение принципов правовой государственности, прав и свобод человека могут обеспечит Азербайджану подняться до уровня лидера в регионе и в последующие годы. Однако следует отметить, что сегодня в стремительно меняющемся, глобализирующемся мире со всеми его противоречиями происходят чрезвычайно сложные процессы. Наша современная реальность такова, что без прогнозирования будущего, оценки на основе политических и теоретических анализов глобальных вызовов, угроз и опасностей невозможно добиться успешного развития. Все это ставит перед Азербайджаном в качестве политической необходимости разработку новой концепции и стратегии для реализации намеченных на очередном этапе национальных целей, определение фундаментальных направлений развития [10].

На основе изменений требуется и конкретное определение подхода по обеспечению экономической безопасности. Определение внешнеэкономической безопасности основывается на трех подходах - это сател-литный, автономный и ситуационный. Последний подход является синтезом двух предыдущих. Сателлитный подход рассматривает внешнеэкономическую безопасность как независимую, но подчиненную требованиям конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и предусматривает разные направления экономической безопасности. В ос-

новном в энергетической, продовольственной, сырьевой, миграционной и других направлениях, рассматривая проблемы внешнеэкономической безопасности страны. Государственная деятельность по ее обеспечению предусматривает заключение соглашений или договоров с другими странами. Автономный поход требует более широкого участия государства и предусматривает защищенность от угроз, способность отстоять и ответить этим угрозам. Ограниченность природных ресурсов служить обострению экономической и политической борьбы за пользование ресурсами разных стран.

Поэтому экономическую, в том числе внешнеэкономическую безопасность, необходимо рассматривать с позиции трех ее структурных элементов: экономической независимости; стабильности и устойчивости национальной экономики; способности к самоорганизации и прогрессу национальной экономики. В современном и динамично развивающемся мире связь между развитием и устойчивостью экономики очень сильна и они являются компонентами экономической безопасности.

В рамках новой инвестиционной и инновационной стратегий основной целью является превращение экономики страны в экономику, основанную на эффективности и для этого основными предпосылками должны служить [11]:

- повышение общего уровня научно-технического, технологического и инновационного развития как традиционных, так и экспорто-ориентированных отраслей экономики;

- государственная поддержка нахождения собственной ниши и встраивания в мировой инновационный поток, обеспечение структурных сдвигов в данном направлении;

- создание новых и развитие существующих отраслей экономики определяющих основу новой экономики;

- создание и применение национальных инновационных систем в отраслях импортозамещения;

- формирование сбалансированного комплекса отраслей, производящих знание, высокие технологии и т.д.

Повышение конкурентоспособности Азербайджанской экономики на сегодня требует усилить внимание в таких направлениях, как защита и улучшение инвестиционно-инновационной среды и поддержку частной инициативы, развитие и усовершенствование внешнеторговой политики. Одним из основных задач при реализации внешнеэкономической политики является целенаправленное усовершенствование структуры экономики Приоритетными направлениями считается модернизация нефтегазового сектора, нефтехимическая промышленность, диверсификация и развитие не нефтяной промышленности, расширение возможностей использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, развитие частного сектора и усиление продовольственной безопасности, расширение и развитие торгового и обслуживающегося видов деятельности, усовершенствование самой структуры внешней торговли и инвестиций [10].

Таким образом, факторами внешнеэкономической безопасности выступают, во-первых, устойчивый экономический рост, высокая производительность труда и конкурентоспособность национальной экономики. Во-вторых, обеспечение внешнеэкономической безопасности должно быть функциональной обязанностью органов власти всех уровней.

Литература:

1. Муталимов В.А. Механизм нетарифных мер в системе BTO//European Social Science Journal. -2013. -№2. -С.439-447.

2. Мухтарова К.И. Приоритеты развития внешнеэкономической деятельности региона в условиях формирования кластеров и вступления России в ВТО // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. -Вып. 5. - С.76-81.

3. Таможенный кодекс Азербайджанской Республики. URL: http://www.az-customs.net/rus/1296.htm.

4. Мехралиева Ч.М. Проблемы оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджана // Российский внешнеэкономический вестник. -2012.-.№2. -С.106-113.

5. Алклычев А.М., Арсаханова З.А. Инновации и инвестиции: региональный аспект // Вестник Дагестанского государственного университета. -2013. -Вып. 5. - С.66-75.

6. В Азербайджане подготовлен проект упрощения импортных таможенных пошлин // Вестник Кавказа, 2012. -№1.

7. Обзор торговой политики Азербайджана в 2011 г. // Единый портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/

8. Курнышева И.Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы. - М.: Наука, 2005. -257 с.

9. Халилова Е.А. Приграничное сотрудничество и концепция социально-экономического развития региона // Вестник Дагестанского государственного университета. -2013. -Вып. 5. -С.123-126.

10. Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее».

11. Казимагомедов А.А. Нововведения основных положений «Базель-3» по регулированию // Вестник Дагестанского государственного университета. -2013. - Вып. 5. -С.132-136.

Literature:

1. Mutallimov V.A. Mechanism of non-tariff measures in the WTO sys-tem//European Social Science Journal. -2013. -№. 2. -Р.439-447.

2. Mukhtarov K.I. The development priorities of foreign economic activity of the region in the formation of clusters and the entry of Russia into the WTO // Bulletin of the Dagestan state University. -2013. -Vol. 5. - P.76-81.

3. The customs code of the Azerbaijan Republic. URL: http://www.az-customs. net/rus/1296. htm.

4. Mehralieva Ch.M. Problems of optimization of customs-tariff regulation of foreign economic activity of Azerbaijan // Russian economic journal. -2012. -№2. -P.106-113.

5. Alcklychev A.M., Arsakhanova Z.A. Innovations and investments: regional aspect // Bulletin of the Dagestan state University. -2013. -Vol. 5. -P.66-75.

6. In Azerbaijan has been drafted to facilitate the import customs duties // Vestnik Kavkaza. -2012. -№. 1.

7. Overview of trade policy in Azerbaijan 2011 // a Single portal for foreign trade the Ministry of economic development of Russia. URL: http://www.ved. gov.ru/.

8. Kornysheva I.R. Macroeconomic development: trends and prospects. - M.: Nauka, 2005. -257 p.

9. Khalilova E.A Cross-Border cooperation and the concept of socioeconomic development of the region // Bulletin of the Dagestan state University. -2013. -Vol. 5. -P.123-126.

10. The development concept «Azerbaijan - 2020: Outlook for the future».

11. Cazimagomedov A.A. Innovations of the main provisions of Basel 3 regulation // Bulletin of the Dagestan state University. -2013. - Vol. 5. -P.132-136.

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА

Самир Гюльахмедзаде, докторант Азербайджанского университета кооперации.

THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN THE SYSTEM OF BANK MANAGEMENT AND ORGANIZATION OF THE AUDIT

Samir Gulahmedzade, doctoral. Major: Accounting and Auditing Azerbaijan, Baku.

Аннотация: Статья посвящена роли стратегического планирования в системе банковского управления и вопросам организации аудита. В статье автор разъясняет сущность стратегического планирования, которое является важным компонентом банковского управления, определяет цели, учет которых необходим в процессе их подготовки, а также мотивирует вопрос проведения аудита стратегического планирования.

Ключевые слова: банк, стратегическое планирование, аудит, кредиты, кредитный портфель, риски, финансовый аудит, ликвидность, анализ. Abstract. The article is devoted to the role of strategic planning and organization of audit matters. The author determines the target of importance components of bank management and also emphasizes the importance of regular audit of strategic planning

Keywords: Bank, strategic planning, audit, loans, loan portfolio, risks, financial audit, liquidity, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.