Научная статья на тему 'Тенденции инвестиционной политики азербайджанской Республики'

Тенденции инвестиционной политики азербайджанской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENT / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Н.Ш.

Инвестиция является важным элементом ускорения экономической деятельности в целом и хозяйственного оборота экономических субъектов в частности. Исследована решающая роль и место иностранных инвестиций в мобилизации финансовых средств на цели развития экономики Азербайджанской Республики. Что международные частные потоки, в частности прямые иностранные инвестиции, призваны сыграть решающую роль в мобилизации финансовых средств на цели развития. Считаются что международные частные потоки, в частности прямые иностранные инвестиции (ПИИ), призваны сыграть решающую роль в мобилизации финансовых средств на цели развития. В современных условиях глобализация определяет движение основной части финансовых потоков в азербайджанской экономике, а потому государство должно применять меры прямого и косвенного воздействия на их формирование и использование. Для того чтобы ПИИ в ориентированные на экспорт отрасли содействовали развитию страны, необходимо, чтобы они были составной частью стратегии, направленной на увеличение добавленной стоимости, ускорение процесса передачи технологий, а значит, на увеличение темпов экономического роста и сокращение масштабов бедности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of investment policy in the Republic of Azerbaijan

It is proved that the investment is an important element for the acceleration of economic activity in general and economic turnover of entrepreneurs in particular. The authors investigated the crucial role of foreign investment in the mobilization of financial resources for development of economy in the Republic of Azerbaijan. It is considered that international private flows, particularly foreign direct investment, are expected to play a vital role in mobilizing financing for its development. Under globalization processes, investments determine the direction of financial flows in Azerbaijani economy. Thus, the state should take both direct and indirect measures to influence its formation and use. To make direct foreign investment efficiently influencing export policy it is important to make it a strategic constituent, aimed at increasing the value added, acceleration of technology transfer, thus leading to stepping up the rate of growth to increase FDI inflows should be a phased plan cautious allocation of human and technical resources. Independent FDI policies can serve as a benchmark for other policy areas, as it promotes technological exchange, capital flow and decreasing the volume of poverty.

Текст научной работы на тему «Тенденции инвестиционной политики азербайджанской Республики»

УДК 339.5

DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-20-25 Н.Ш. Алиев

Тенденции инвестиционной политики Азербайджанской Республики1

Азербайджанский государственный экономический университет (UNEC); Азербайджан, Баку, ул. Истиглалият, 6; mverdi@yandex.ru

Инвестиция является важным элементом ускорения экономической деятельности в целом и хозяйственного оборота экономических субъектов в частности. Исследована решающая роль и место иностранных инвестиций в мобилизации финансовых средств на цели развития экономики Азербайджанской Республики. Что международные частные потоки, в частности прямые иностранные инвестиции, призваны сыграть решающую роль в мобилизации финансовых средств на цели развития. Считаются что международные частные потоки, в частности прямые иностранные инвестиции (ПИИ), призваны сыграть решающую роль в мобилизации финансовых средств на цели развития. В современных условиях глобализация определяет движение основной части финансовых потоков в азербайджанской экономике, а потому государство должно применять меры прямого и косвенного воздействия на их формирование и использование. Для того чтобы ПИИ в ориентированные на экспорт отрасли содействовали развитию страны, необходимо, чтобы они были составной частью стратегии, направленной на увеличение добавленной стоимости, ускорение процесса передачи технологий, а значит, на увеличение темпов экономического роста и сокращение масштабов бедности.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, экономическая безопасность.

Как известно из теории и практики экономического развития, инвестиции являются важным элементом ускорения экономической деятельности в целом и хозяйственного оборота экономических субъектов в частности. Инвестиционные ресурсы в последнее время приобретают значимость в развития и межгосударственных связей. В условиях Азербайджанской Республики (АР) в последние годы инвестиции в целом, в т. ч. иностранные инвестиции, сыграли решающую роль в восстановлении темпова экономического развития после глубокого спада в начале 90-х годов и го дальнейшего ускорения.

Международные частные потоки, в т. ч. прямые иностранные инвестиции (ПИИ), призваны сыграть решающую роль в мобилизации финансовых средств на цели развития. Помимо обеспечения притока капитала в страну ПИИ могут оказать благотворное влияние на процесс развития путем поощрения передачи знаний, усиления конкуренции, создания возможностей для повышения занятости и пр.

Для того чтобы ПИИ в ориентированные на экспорт отрасли обрабатывающей промышленности содействовали развитию страны, они должны стать составной частью стратегии, направленной на увеличение добавленной стоимости, повышение уровня квалификации и ускорение процесса передачи технологий, а значит на увеличение тем-

1 Статья подготовлена по материалам доклада, представленного на III Международной научно-практической конференции «Модернизация экономических систем: опыт и перспективы», которая прошла 27-28 апреля 2017 года в Дагестанском государственном университете (г. Махачкала, РФ)._

пов экономического роста и сокращение масштабов бедности [1]. Опыт Китайской Народной Республики является наглядным примеров экономической модернизации при помощи ПИИ. Китайский опыт демонстрирует, что крупная растущая экономика может достичь высоких темпов роста за счет разумного макроэкономического управления инвестиционной деятельностью [2].

Для увеличения притока ПИИ необходимо составить поэтапный план продуманных мер ассигнований в человеческие и технические ресурсы. В основе планирования должны лежать постоянный мониторинг зарубежных трендов ПИИ и оценка достижений национальной промышленности. Однако даже самые лучшие планы не дают желаемого результата, если они не реализуются своевременно. Стратегическую политику ПИИ нужно разрабатывать в комплексе со смежными областями политики, например с промышленной, как в Индии, или с НИОКР-политикой, как в некоторых штатах США [4].

Независимая политика ПИИ может служить ориентиром для других политических сфер, поскольку она способствует технологическому обмену, притоку капитала и сотрудничеству между предприятиями, что формирует основу здоровой экономики. В целом создание политики ПИИ должно охватывать шесть основных областей [5]:

- улучшение социально-экономического климата, что затрагивает законодательство, налогообложение, госуправление и экономику в целом;

- развитие специфических побудительных механизмов для важных проектов;

- определение ключевых отраслей и создание зон экономического и технологического развития;

- финансовый инжиниринг для важнейших промышленных проектов;

- создание агентства ПИИ;

- создание консультативной сети ПИИ [6].

Важным фактором развития инвестиционной деятельности выступает развитие государственно-частного партнерства (ГЧП).

Исследование теории и практики государственно-частного партнерства в зарубежных странах позволяет раскрыть его роль и значение в процессе модернизации национальной экономики. Развитие цивилизованных отношений сотрудничества государства и бизнеса приводит к росту объёмов и улучшению качества услуг, которые предоставляются инфраструктурными и социально ориентированными областями населению и экономическим агентам. В свою очередь, частный сектор имеет возможность стабильно получать прибыли, пользуясь определенными гарантиями и льготами со стороны государства. При этом обе стороны заинтересованы в успешной реализации ГЧП проектов в целом, которые содействуют модернизации национальной экономики на инновационных началах, более полному удовлетворению общественных нужд и повышению уровня жизни населения.

В современных условиях движение основной части финансовых потоков в азербайджанской экономике также осуществляется под воздействием закономерностей глобализации [7]. С учетом угроз глобальной либерализации [8] государство должно применять меры прямого и косвенного воздействия, правового регулирования их формирования и использования. Это определяется рядом факторов.

Во-первых, на развитие экономики АР ассигнуется определенная часть бюджетных ресурсов. Так, из расходной части госбюджета АР за 2015 г. на эти цели было направлено 4373,9 млн манат, или 41,6 % ее общей суммы, что составляет 12,6 % ВВП. Это означает, что производственный сектор экономики осуществляет свой воспроизводственный процесс в основном за счет собственных финансовых ресурсов и временных ссуд кредитных организаций [9].

Во-вторых, в реальном секторе экономики хозяйствующие субъекты функционируют главным образом на основе самоокупаемости, покрывая расходы на производство продукции и услуг доходами от их реализации, получая при этом определенную долю прибыли (после выплаты налогов).

В-третьих, внутри производственного сектора осуществляются постоянные взаимосвязи (приобретение различных материальных ценностей и материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. д.). В 2015 г. в производстве товаров и услуг промежуточное потребление составило 16 070,5 млн манат. В результате промежуточного потребления и добавленной в процессе производства стоимости в 2015 г. на рынок АР поступило товаров и услуг на общую сумму 48 011,0 млн манат [10]. Это означает, что в реальном секторе сосредоточено почти на 40 % больше финансовых ресурсов, чем в ВВП АР. Это обстоятельство увеличивает финансовые потоки, что актуализирует целесообразность рассмотрения закономерности и эффективности их движения.

Динамика инвестиций в основной капитал за 2011-2015 гг. представлена в таблице 1. За указанный период они увеличились более чем вдвое, превысив 9,9 млрд манат, но в 2015 г. сократились - на 22,3 % (до 7,7 млрд манат) [11].

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал в экономике АР (млн манат) [11]

Инвестиции 2011 2012 2013 2014 2015

Всего 5769876,3 6234483,7 7471189,9 9944153,8 7724944,8

в % к предыдущему году 117,2 108,1 119,8 133,1 77,7

в т. ч. на строительство:

производственных объектов 4262797,1 4365127,0 4838690,3 4651970,1 3522058,9

в % к предыдущему году 107,3 102,4 110,9 96,1 75,7

объектов сферы обслуживания 1505079,2 1869356,7 2632499,6 5292183,7 4202885,9

в % к предыдущему году 158,5 124,2 140,8 201,0 79,4

В последние два года наблюдалась тенденция увеличения инвестиций в сферу обслуживания по сравнению с производственными - соответственно на 13,8 % в 2014 г. и 19,3 % в 2014 г. Если в 2011 г. их долевые показатели соотносились как 26,1 и 73,9 %, то в 2015 г. данная пропорция диаметрально изменилась в пользу непроизводственных инвестиций - 54,3 и 45,7 % [11].

В отраслевом разрезе основные инвестиционные потоки в Азербайджане в настоящее время направляются в промышленность - 41,7 %, транспорт и складское хозяйство - 20,1, операции с недвижимостью - 8,9 и сельское хозяйство - 3,4 % [4]. Примерно такие же пропорции характерны для инвестирования со стороны крупных и средних предприятий, тогда как по малым предприятиям ведущая роль принадлежит инвестициям в операции с недвижимостью (37,1 % против 30,9 % по промышленности).

На иностранные инвестиции возлагались большие надежды по возрождению и модернизации экономики Азербайджанской Республики [12]. Анализ динамики иностранных инвестиций в основной капитал в АР показал, что за 2011-2015 гг. они из года в год увеличивались в 7,2 раза. Однако в последующие годы инвестиционный поток заметно сократился (более чем в 2,2 раза) и в 2015 г. составил всего лишь около 1,7 млрд манат против 3,7 млрд манат в 2011 г. [13]. Это было связано в значительной мере с завершением строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Что касается

отраслевой структуры иностранных инвестиций, то их основная масса поступала в промышленность (85,3 %), в т. ч. в топливную (77,3 %), энергетику (4,2 %), водоснабжение (2,5 %) и перерабатывающую индустрию (1,3 %), транспорт (13,1 %). Только 0,1 % общего объема иностранных инвестиций было выделено на развитие производства машин и оборудования, 0,4 % - на металлургию, 0,6 % - на сельское хозяйство [14]. Из общей суммы иностранных инвестиций в 2015 г. прямые инвестиции составили лишь 8,9 %, причем они имели в основном форму торговых и прочих кредитов. В стра-новом разрезе 48,7 % иностранных инвестиционных потоков приходятся на Великобританию, 18,3 % - США, 6,9 % - Японию, 4,3 % - Норвегию, 3,4 % - Турцию, 2,5 % -Францию, 2,1 % - Чехию. На долю международных организаций приходится 9,7 % совокупных иностранных инвестиций в отечественные предприятия [15].

Таким образом, уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества: от его динамики зависит множество макропропорций в национальной экономике. Поэтому очень важно изучать и применять зарубежный опыт, а также инвестиционный потенциал страны для реализации инвестиционной политики.

Литература

1. Гаджиев Ш.Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. - Киев, 2014.

2. Муталимов В.А. Макроэкономическая стабильность как основная цель обеспечения экономической безопасности страны // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-11662.

3. Шакаралиев А.Ш. Экономическая политика государства: реальности и перспективы. - Баку: iqtisad Universiteti, 2014 (на азерб. языке).

4. Муталимов В.А. Региональные проблемы и региональная политика в условиях модернизации российской экономики // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3, ч. 1. - С. 143-148.

5. Муталимов В.А. Механизм обеспечения макрофинансовой стабильности в условиях глобальной либерализации рынков // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. - Т. 30, вып. 5. - С. 106-113.

6. Муталимов В.А. Безопасность уязвимых отраслей экономики России в системе ВТО: тенденции и прогнозы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2010. - № 4.

7. Муталимов В.А. Современная глобализация: понятие и тенденции // Научные труды Донецкого национального техничного университета. Сер.: Экономика. - 2012. -№ 41. - С. 218-223.

8. Муталимов В.А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 23 (116). - С. 70-76.

9. Азербайджан в цифрах. 2015. - Баку: Издания ГКС Азербайджана, 2015.

10. Официальный сайт Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики. URL: http://www.stat.gov.az/indexen.php

11. Аллахвердиев Г.Б. Урегулирование инвестиционный деятельности. - Баку,

2014.

12. Муталимов В.А. Тенденции экономической безопасности России в посткризисный период // Экономические науки: научно-информационный журнал. - 2010. -№ 8 (69). - С. 27-32.

13. Муталимов В.А. Факторы влияния инновационной деятельности и эффективности производства фундаментальных знаний на экономическую безопасность страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Научно-практический и теоретический журнал. - 2010. - № 34 (91). - С. 13-19.

14. Муталимов В.А. Институциональные условия устойчивого экономического роста российской экономики при вхождении в ВТО // Проблемы экономики и юридической практики. - 2010. - № 5. - С. 169-173.

15. Муталимов В.А. Место России во Всемирной торговой организации и обеспечение экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - № 34 (175). - С. 9-19.

Literature

1. Hajiyev Sh.G. Azerbaijan on the way to the international community: a strategy for economic development. - Kyiv, 2014.

2. Mutalimov V.A. The Macroeconomic stability as the main goal of ensuring economic security // Modern problems of science and education. - 2013. - № 6.

3. Shukuraliev A.S. Economic policy: reality and prospects. - Baku: Iqtisad Universiteti, 2014 (in Azerbaijani language)

4. Mutalimov V.A. Regional problems and regional policy in conditions of modernization of Russian economy // Fundamental research. - 2016. - № 3. - H. 1. - P. 143-148.

5. Mutalimov V.A. The Mechanism of ensuring macro-financial stability in the context of global liberalization of the markets // Bulletin of the Dagestan state University. - 2015. -Vol. 5. - Vol. 30. - P. 106-113.

6. Mutalimov V.A. the Safety of vulnerable sectors of the Russian economy in the WTO system: tendencies and prospects // Regional economy and management: electronic scientific journal. - 2010. - № 4.

7. Mutalimov V.A. the Modern globalization: the concept and trends // Proceedings of Donetsk national technical University. Series: Economic. - 2012. - № 41. - Р. 218-223.

8. Mutalimov V.A. State monitoring of threats to economic security of Russia at accession to the world trade organization // National interests: priorities and security. - 2011. -№ 23 (116). - Р. 70-76.

9. Azerbaijan in figures. 2015. - Baku: Azerbaijan GKS, 2015.

10. The official website of the State Committee on statistics of the Republic of Azerbaijan. URL: http://www.stat.gov.az/indexen.php/

11. Allahverdiyev G.B. The Settlement of investment activities. - Baku, 2014.

12. Mutalimov V.A. Trends in economic security of Russia in the post-crisis period // Economic science: Scientific information journal. - 2010. - № 8 (69). - Р. 27-32.

13. Mutalimov V.A. The Factors of influence of innovative activity and efficiency of the production of fundamental knowledge on the country's economic security // National interests: priorities and security. Scientific and theoretical journal. - 2010. - № 34(91). - P. 13-19.

14. Mutalimov V.A. The Institutional conditions for sustainable economic growth of the Russian economy at accession to WTO, problems of Economics and legal practice. - 2010. -№ 5. - P. 169-173

15. Mutalimov V.A. The Place of Russia in the world trade organization and ensuring economic security // National interests: priorities and security. - 2012. - № 34 (175). -P. 9-19.

Поступила в редакцию 14 июня 2017 г.

UDC 339.5

DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-20-25

Tendencies of investment policy in the Republic of Azerbaijan

N.Sh. Aliyev

Azerbaijan state economic University (UNEC); Azerbaijan, Baku, Istiglaliyat st., 6; mver-di@yandex.ru

It is proved that the investment is an important element for the acceleration of economic activity in general and economic turnover of entrepreneurs in particular. The authors investigated the crucial role of foreign investment in the mobilization of financial resources for development of economy in the Republic of Azerbaijan. It is considered that international private flows, particularly foreign direct investment, are expected to play a vital role in mobilizing financing for its development. Under globalization processes, investments determine the direction of financial flows in Azerbaijani economy. Thus, the state should take both direct and indirect measures to influence its formation and use. To make direct foreign investment efficiently influencing export policy it is important to make it a strategic constituent, aimed at increasing the value added, acceleration of technology transfer, thus leading to stepping up the rate of growth to increase FDI inflows should be a phased plan cautious allocation of human and technical resources. Independent FDI policies can serve as a benchmark for other policy areas, as it promotes technological exchange, capital flow and decreasing the volume of poverty.

Keywords: investment, foreign investment, foreign direct investment, economic security.

Received 14 June, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.